что такое средний формат фотокамеры
Преимущества среднего формата
Эта статья позволит вам погрузиться в мир среднеформатной фотографии. Мы рассмотрим базовые понятия, разные камеры, виды пленки, сканеры и вопросы обработки, чтобы вы могли попробовать поработать с этим видом фотографии!
А вы подсели на мегапиксели?
Цифровая фотография – это, конечно, чудесно, но когда дело доходит до печати больших, детализированных изображений, нет ничего лучше, чем среднеформатная пленка. Ваша камера может быть 12, 15 или даже 20-мегапиксельной, но среднеформатный негатив или слайд может быть 50-мегапиксельным. В этом уроке я объясню, почему этот старый формат по-прежнему на коне, и расскажу, как войти в мир среднего формата с наименьшими затратами.
Размер имеет значение
В мире пленки, все дело в размере. Среднеформатная пленка в 4 раза больше, чем 35мм. За все время существовали десятки пленочных форматов. Помните APS, или Advantix, или 110? Так вот, это лишь верхушка айсберга. По сути, действительно выжили только два формата: 35мм и средний формат.
Среднеформатная пленка бывает двух видов. 120 пленка имеет бумажное покрытие по всей длине и может вместить 12 кадров 6см х 6см на катушку. 220 пленка не имеет бумажного покрытия по всей длине, и может вместить 24 кадра 6см х 6см на катушку. Не все среднеформатные камеры совместимы с 220 пленкой. Следующий кадр был сделан на 120 пленку.
Математика
У меня нет классной доски, так что постарайтесь проследить ход моих мыслей здесь. Допустим, средняя новая DSLR камера – 12-мегапиксельная. В стандартном формате 3:2, это 4300 пикселей по большей стороне изображения.
Мой дешевый пленочный сканер сканирует 35мм негатив так, что большая сторона получается 6300 пикселей. Это значит, что, теоретически, 35мм негатив – 26-мегапиксельный. Но если учитывать зерно на пленке с разной светочувствительностью, это не так уж и много.
Анализ стоимости
С чего начать
Я уже упомянул несколько вещей, которые вам нужно знать для того, чтобы начать работать со средним форматом. Вам нужна камера, коих великое множество. Вам нужна пленка. Возможно, вам нужно будет приобрести отдельный экспонометр, если он не встроен в вашу камеру.
Еще одна вещь, стоящая внимания, это поиск места, где вы сможете проявлять и печатать ваши пленки. Если вы живете в большом городе, там могут быть лаборатории, которые это делают. Если тут вам не повезло, вы можете поискать в интернете и найти проявщика с возможностью заказа по почте.
И наконец, вам, возможно, понадобится сканер, чтобы переносить кадры на ваш компьютер. Ниже вы можете видеть сравнение среднеформатной пленки с 35мм.
Камеры
Большая часть ваших трат придется на камеру. Первая вещь, с которой стоит определиться, будете ли вы покупать новый аппарат или б/у. Это по большей части будет зависеть от вашего бюджета. Что касается новых камер, Hasselblad, Rollei и Mamiya все еще выпускают высококлассные среднеформатные камеры. Если говорить об уровне пониже, то можно рассмотреть вариант Seagull или «Киева».
В случае с камерами б/у, можно говорить обо всех вышеперечисленных марках плюс Zeiss, Yashica, Bronica и «Москва». Ну и конечно, есть еще недорогие камеры Diana и Holga. Хорошие места для начала поисков как новых, так и б/у камер всех видов, это KEH, B&H, Adorama и Lomography. Камера, изображенная ниже, это складная Zeiss Nettar 515-2. С ее помощью вы можете снимать огромные негативы, и раздобыть ее можно довольно дешево.
Главный недостаток этих камер состоит в том, что они имеют несменные объективы, следовательно, вы ограничены объективом, которым укомплектована камера, с определенным фокусным расстоянием. Seagull (недорогие) and Rollei (чрезвычайно дорогие) до сих пор выпускают такие камеры. Бывшие в употреблении камеры Yashica легко найти по хорошей цене, а компания Mamiya произвела чуть ли не единственную TLR со сменными объективами. Ниже – моя Yashica 635, она может снимать также на 35мм пленку при помощи специального адаптера.
Все мы знаем, как выглядят SLR-камеры (англ. Single Lens Reflex), они же однообъективные зеркальные камеры. Этот тип камер наиболее распространенный и доступный среди камер продвинутого уровня. Но среднеформатные SLR могут выглядеть совершенно иначе. В зависимости от бюджета, я бы посоветовал рассмотреть SLR-камеры от компаний Bronica или Hassleblad. Я приобрел Bronica.
Покупка и проявка пленки
В отличие от 35мм пленки, тут общий подход исключен. Итак, вы будете покупать разные катушки пленки. SLR-камеры со сменными задниками имеют отдельные задники для 120 и 220 пленки, так что убедитесь, что выбрали правильную пленку для задника, который у вас есть.
Если у вас есть разные камеры, проверьте информацию о совместимости их с различными типами пленки. Если нигде не можете найти такую информацию, предположите, что камера работает со 120 типом. Большинство видов 35мм пленки также доступны в варианте 120/220. Так что выбирайте ту, с которой вам комфортно работать. Можно начать с цветной негативной 400 ISO.
Как я упоминал выше, проявка среднеформатной пленки может вызывать трудности. Если вы снимаете на черно-белую пленку, я бы предложил вам проявлять ее самостоятельно. На этом сайте есть прекрасная статья о проявке пленки Kodak T-Max.
Цветную пленку тоже можно проявлять в домашних условиях, но температурный режим должен выдерживаться более точно. Большинство фотолабораторий смогут проявить для вас среднеформатную пленку, но это будет стоить вам денег. Прежде чем куда-то сдавать свои пленки, проведите небольшое интернет-исследование.
Сканирование пленки
Для сканирования вашей пленки я настоятельно рекомендую приобрести планшетный сканер с подсветкой в крышке. На рынке доступны несколько моделей от разных производителей. Существуют специальные пленочные сканеры для среднеформатной пленки, но они очень дорогие.
Планшетник – это хороший вариант, и он поможет вам получить отличные результаты. Мой Epson 4490 позволяет сканировать полоски пленки длиной до 12см, что значит, он может работать с негативами наиболее интересных среднеформатных камер. Просто ищите планшетные сканеры, которые помечены как «фото» или что-то в этом духе. Определить, сканирует ли он пленки, должно быть довольно просто. Изображение ниже – скан с супер-длинного негатива 6см х 9см, снятого на камеру Zeiss, изображенную выше.
Заключение
В стоимостном выражении, действительно трудно превзойти хорошую пленочную среднеформатную камеру по четкости и разрешению. Поскольку спрос на пленочные фотоаппараты так сильно упал, б/у камеры можно приобрести по более низкой цене.
И то, что ряд компаний до сих пор выделяет средства на производство новых версий некоторых из этих камер, является свидетельством высокого качества и востребованности изображений, которые можно получить с их помощью. Если вы ничего не имеете против размера, вы действительно не найдете более эффективного способа вложения ваших денег.
Автор: Cameron Knight
Комментарии: 20
похоже на самообман, человек учился, учился а тут бац цифра ему трудно смерится с тем что десятилетия его обучения пошли прахом, но не все пошло прахом выбор сцены глубины резкости и многое другое осталось, не надо сочинять такой бред что бы оправдаться в своем же лице и запутывать клиента говоря что это лучше, автор проснись ты с.
Интересно кто-нибудь когда-нибудь решится сравнивать аналог и цифру, не в виде вывода пикселей на экран монитора, а в виде мокрого отпечатка и отпечатка с принтера. думаю в этот момент все споры о том что цифра догнала пленку среднего формата будут окончены надолго.
Я думаю, что про 50 мп пленки на среднем формате, которые делают 50 на 35мм Вы немного загибаете. Чтобы не быть голословным, выкладываю кадр с 35 мм цифровой камеры Sony a900 с разрешением 24 мп (не самая последняя камера сони, между прочим).
Как видите, 24 мп хватает с головой. Это при том, что девочка на моем снимке занимает даже меньшую часть кадра, чем девочка на Вашем, то есть ее глаз изначально меньше, а разрешение при этом выше.
Но мне лично пленка нравится больше, своей эстетикой, передачей полутонов. Мне кажется именно поэтому стоит снимать на пленку. В остальном цифровой 35 мм формат уже давно впереди и по разрешению и по удобству и по скорости съемки. Говорю это как человек, который снимает и на то и на другое. Люди, которые планируют снимать на средний формат должны быть готовы к большой тяжелой бандуре на шее, медленному часто можущему автофокусу по одной точке или его отсутствию, слабой автоматике и т.д. Любая дешевая зеркалка в плане автоматизации съемки круче большинства динозавров среднего формата. Для многих тушек, чтобы четко определить экспозицию нужно будет носить с собой отдельный экспонометр и серую карту. Но с другой стороны есть и свои плюсы. Съемка на пленку заставляет включать голову.
А теперь скан пленки 35 мм
Зерно!
Ч\б Пленка Фомапан 200 (Чехия) Зенит, Гелиос 44
Вобщем я уже купил Пентакон Сикс (11000 руб.). Попробуем сами. 🙂
Нет, Вы ошибаетесь. Размер объектива не имеет значения, как и диафрагма (которую Вы называете «дыркой»
Разрешающая способность не меняется от количества света, проходящего через объектив, а именно этот показатель зависит напрямую от диафрагмы.
Разрешение зависит от размеров матрицы (пленки) и количества пикселей (величины зерна йодистого серебра). И только от них, т.к. именно отдельный пиксель (зернышко серебра) способны передать 1 конкретный элемент изображения.Правда для пленки такой подход несколько приблизительный и утрированный, но он помогает понять суть понятия «оптическое разрешение»
Кроме разрешающей способности (РС) сенсора (плёнка, матрица. ) есть ещё и разрешающая способность оптической системы. При одинаковой оптической технологии изготовления объективов (марки стекол, типы просветления. ) РС оптической системы одинаковая. Например, при 45 линий/мм, 24х35мм кадр будет 1080х1575 линий, а 60х60мм кадр будет 2700х2700 линий.
Ну и да, больший сенсор при одинаковой плотности датчиков тоже мегапикселей добавляет
Далеко не все знают формулировку теоремы Котельникова. Тем более, применимость ее в прямом виде к формированию цветного изображения на матрице фотоаппарата сомнительно, так как нужно учитывать еще и байеровские и сглаживающие фильтры.
«Карманный» средний формат камер
“Карманный” средний формат
В отличие от узкопленочных и цифровых, среднеформатные камеры ориентированы на профессиональные задачи. Как правило, это достаточно крупные аппараты, которые не слишком удобно носить с собой. Если говорить о ныне выпускающихся моделях, компактные СФ камеры можно пересчитать по пальцам:
Holga компактна, но не универсальна. Область применения этой модели ограничена жанром «ломографии», в то время как основные требования к среднеформатной «мыльнице» – качество изображения и универсальность.
Получается, выбор ограничен TLR- моделями, из которых большинству фотолюбителей доступны по цене лишь китайские TLR-камеры Seagull. Определенная надежда сохраняется в отношении новинки от Fuji: по-видимому, стоимость новинки будет все-таки ниже, чем на новые Rolleiflex TLR. Тем не менее, вряд ли новинка будет по карману большинству желающих. И еще неизвестно, будет ли Fuji GF670 официально поставляться в Россию.
Фото снятое на Seagull 4A-109 © 73 flickr
Тем, кто ищет сочетания компактности и качества, следует обратить взоры на рынок подержанной фототехники. В этом случае актуален вопрос выбора между большим числом «раритетных» моделей, которые в изобилии представлены на европейских и американских фотобарахолках (ebay.de, ebay.com, keh.com).
Подавляющее большинство компактных камер, снимающих на 120-ю пленку, оснащены несменным объективом. Наиболее распространенный вариант – зеркальные двухобъективые камеры (Twin Lens Reflex).
Втрое место в рейтинге СФ «мыльниц» занимают складные камеры (folding-camera). Наводка на резкость осуществляется растяжением меха и контроллируется с помощью дальномера, встроенного в видоискатель.
Складные камеры – это самый оптимальный с точки зрения компактности вариант. Камера с форматом кадра 6х9 или 6х6 имеет толщину менее 5 см, легко прячется под курткой.
Реже встречаются подлинные СФ мыльницы – шкальные камеры, где фокусировка производится на глаз (по шкале по шкале фокусных расстояний). Невысокая точность компенсируется низкой светосилой несменного объектива и, соответственно, высокой глубиной резкости. В таких моделях, как правило, предусмотрено несколько стандартных значений фокусных расстояний, которые покрывают весь диапазон. Чаще используется установка на бесконечность. Типичный представитель этого бюджетного семейства – китайская Хольга.
Фото снятое на Seagull 4A-109 © 73 flickr
Фото снятое на Seagull 4A-109 © 73 flickr
Относительно компактны дальномерые камеры со сменной оптикой (Bronica 645 RF, Fuji GW670, Mamiya 7), а также некоторые зеркальные камеры (Hasselblad 500-й серии, Pentax 645, Bronica ETR/ETRS). Правда, всеи они компактны лишь по сравнению с большими однообъективными зеркалками среднего формата и лишь при использовании штатной оптики. Причем, даже в этом случае в качестве легкой камеры повседневного ношения они не подойдут. Мы ограничимся обзором моделей с несменным объективом.
Складные камеры формата 6х9 см
Прелесть этих камер в формате кадра: 6х9 в два раза больше, чем 6х4,5 см. Это дает очень существенное преимущество над прочими вариантами – при условии, что камера оснащена хорошей оптикой. Недостатком можно считать небольшое количество кадров, помещающихся на стандартную пленку тип 120 – всего 8. Более серьезный минус – возраст камер. Конструкция «раскладушки» предполагает открытие-закрытие перед каждой съемкой. Поэтому «фолдинги» доходят до наших дней, как правило, заметно более потрепанными, чем их двуглазые собратья. Особое внимание при покупке следует уделять состоянию меха и четкой фиксации объектива в раскрытом состоянии. Дырки в мехе можно заклеить, если их мало, а вот изношенные механические узлы отремонтировать, скорее всего, не получится.
«Москва-3» (1950-51) не представляет интереса в плане практического использования, так как в данной модели использовалась листовая пленка с форматом 6,5х9 см. В этой модели применен отечественный центральный затвор «Момент».
В наиболее приличном виде дошли до нас «Москва-4» (1955-58) и «Москва-5» (1956-60), предназначенные для съемки на рольфильм. Важных отличий два: объектив и формат кадра (в последней модели предусмотрена возможность выбора между 6х9 и 6х6 см). Обе «Москвы» имеют просветленные четырехлинзовые объективы «Индустар», созданные по классической схеме 4 линзы в 3 группах (известной как Тессар). Объектив встроен в затвор при помощи винтовой резьбы. «Москва-4» оснащена более ранней версией объектива «Индустар-23», имеющей фокусное расстояние 110 мм при светосиле f/4.5. «Москва-5» оснащена более светосильным объективом «Индустар-24» (105 мм, f/3.5).
Фото снятое на «Москва 5» © mutbka
Если отечественные складные камеры «Москва» приходится рассматривать как недорогой компромиссный вариант, то продукция немецкой фирмы Voigtlander (Фохтлендер) относится к элите такого типа камер. Причем, независимо от того, идет ли речь о дорогих вариантах, таких как Bessa II с объективами Color-Heliar и APO-Lantar, или же об относительно доступных моделях Bessa I с непросветленной оптикой Skopar и Heliar.
Skopar – аналог Тессара, имеет конструкцию 4 линзы в 3 группах. Фохтлендеровский Тессар – один из самых резких четырехлизовых объективов. Даже непросветленный Skopar в довоенных Bessa I позволяет получать приличные результаты при съемке на цветную пленку. Просветленный (Color-Skopar), которым оснащены наиболее послевоенные раскладушки Bessa II, затемно более терпимо относится к съемке в контровом свете, меньше боится боковых засветок, тогда как использование непросветленной оптики в таких ситуациях приводит к очень заметному падению контраста.
Heliar – пятилинзовый объектив, ориентированный на задачи портретной съемки. На открытых диафрагмах он формирует мягкое изображение с красивым «струящимся» размытием заднего плана. На границах зоны резкости и контрастных объектов изображение имеет едва уловимый светящийся ореол (отсюда название Heliar – «Солнечный»).
Фото снятое на «Москва 5» © mutbka
Непосредственно в плане резкости Гелиар уступает своему родственнику – Тессару. Но сравнивать непосредственно эти два объектива нельзя: они различаются с точки зрения пластики изображения, по-разному передают детали в зоне резкости. Наиболее ценная особенность Гелиара – не красивое размытие фона, а необычный воздушный рисунок в зоне резкости. На закрытых диафрагмах отставание от Тессара по резкости несущественно, а на открытые используются, чаще всего, именно для портретной съемки.
Конструктивно Bessa I/II представляют собой типичную «раскладушку» формата 6х9 см, в которой используется пленка-рольфильм. Возможно использование маски для формата 6х4,5. Отсчет кадров осуществляется с помощью окошка с красным фильтром, а для наводки на резкость имеется дальномер.
Помомо модели Bessa I, иногда встречаются более ранние (довоенные) варианты складных камер Voigtlander, но в наши дни они могут иметь, скорее всего, лишь коллекционную ценность. Несмотря на разную конструкцию, объективы моделей Bessa I и II имели стандартную светосилу f/4.5 и фокусное расстояние 105 мм, которое примерно соответствует 50 мм на 35-мм пленке. Bessa I (1949-57) имела затвор Prontor, отсекающий выдержки от 1 сек. до 1/250. Bessa II (1950-59) оснащалась более совершенным затвором Compur с максимальной выдержкой 1/500.
Наиболее крупную линейку складных камер предлагала компания Zeiss Ikon – различные модели Super Ikonta (с форматом кадра от 6х4,5 до 6х9 см), оснащенные объективами Zeiss Novar (простой объектив-триплет), Tessar, Scheider Xenar (аналог Tessar), затворами Compur и Prontor. Наибольший интерес представляет модификация Super Ikonta C, выпускавшаяся в период с 1950 по 1959 год. Камера позволяет использовать три формата (штатно – 6х9, 6х6 илди 6х4,5 при использовании масок), она очень компактна (масса менее 900 г), оснащена наиболее совершенным затвором Compur.
Объектив – светосильный Zeiss Tessar 105 мм f/3.5 с качественным однослойным просветлением (в некоторых сериях, предназначенных для восточноевропейского рынка, фигурирует под названием Zeiss Opton).
«Раскладушки» 6х6 см
Большинство folding-камер, ограниченных квадратным форматом, отличаются повышенной компактностью. Кроме того, обычно это более новые модели, имеющие качественную просветленную оптику.
Типичный пример – отечественные складные камеры «Искра» (1961-63) и «Искра-2» (1961-64). Прототипами этих моделей послужили немецкие раскладушки – Agfa Isolette и Zeiss Super Ikonta IV. Вторая модель «Искры», выпущенная небольшим тиражом (несколько тысяч экземпляров) и имеющая больше общего с раскладушкой Zeiss, отличается несопряженным дальномером и оснащена встроенным селеновым экспонометром.
Корпус «Искры» изготовлен из алюминия, легок и прочен. Камера имеет удобный совмещенный дальномер, а также счетчик кадров необычной конструкции: отрезок пленки замеряет игольчатый валик в фильмовом канале. Благодаря этой особенности, счетчик правильно работает с современными пленками (в отличие от многих других советских фотоаппаратов), но часто выходит из строя. На рынке подержанных камер немало экземпляров «Искры» в хорошем рабочем состоянии переделаны для установки пленки на старый манер – то есть имеют на задней панели прорезанное окошко, закрытое красным фильтром.
В целом же, конструкция «Искры» весьма надежна, хотя на рынке подержанной фототехники встречается немало полуживых экземпляров этой камеры. Причина в том, что «Искра» в советские годы была одной из лучших среднеформатных камер, а среди компактных вариантов и вовсе не имела альтернативы. Такие камеры редко становилась украшением книжной полки – чаще они интенсивно использовалась в профессиональной съемке. Поэтому при покупке «Искры» следует проявить особую внимательность.
Mamiya Six – японский собрат «Искры», не имеющий существенных внешних различий, но серьезно, тем не менее, серьезно отличающийся от советской камеры. Главное конструктивное отличие – мех не используется при наводке на резкость. При раскрытии камеры объектив фиксируется неподвижно. В процессе фокусировки по дальномеру перемещается рамка с пленкой и прижимной столик. Данный подход весьма необычен, но отличий непосредственно в процессе съемке такой камерой нет.
Отметим, что первые модели Mamiya Six выпущены еще в военные годы, но большинство дошедших до нас версий – это поздние версии этой камеры, выпускавшиеся до конца 1950-х годов. Производство последней модели (Mamiya Six Automat 2) прекращено в 1958, а спустя два года на смену этой удобной и компактной модели приходит громоздкая Mamiya Press, предполагавшая использование сменной оптики.
Mamiya Six имеет объектив Olympus Zuiko с фокусным расстоянием 75 мм и светосилой f/3.5. Несмотря на то, что по схеме это хорошо знакомый Тессар, объектив отличается от других Тессаров, виденных нами ранее. Он выдает резкую картинку без свойственного для этой схемы падения резкости по углам, в том числе на открытых диафрагмах. Еще одно достоинство объектива этой камеры – сочные, насыщенные цвета.
Оптика Zuiko устанавливалась не только на складные камеры Mamiya, но и на собственные раскладушки Olympus Six, выпускавшиеся с 1938 до 1955 года. Самая совершенная из них – Olympus Chrome Six RIIA (1955) – имеет прецезионный несовмещенный дальномер классической конструкции и является почти полной копией Zeiss Super Ikonta IV (и нашей «Искры-2»), но не имеет встроенного экспонометра. Затвор Copal отсекает выдержки до 1/250. Особенность модели – курковый механизм перемотки пленки, впервые реализованный в folding-камере. Эта довольно редкая камера, имеющая коллекционную ценность.
Курковая перемотка пленки, вместо неудобной вращающейся головки, предусмотрена и в современной китайской складной камере Seagull 203-1. Несмотря на страну происхождения, «Чайка» (так переводится Seagull) оснащена качественной оптикой. Объектив с фокусным расстоянием 75 мм и светосилой f/3.5 – весьма контрастный, формирует жесткую резкую картинку и показывает отличный результат при съемке на цветную пленку, чем не могут похвастать многие старые «раскладушки». Формат изображения – 6х6 или 6х4,5 см.
Камера имеет совмещенный дальномер и предоставляет возможность выбора между двумя форматами – 6х6 и 6х4,5. «Слабое звено» данной модели – оригинальный затвор, который отрабатывает выдержки до 1/300 сек. Учитывая самую демократичную цену и качественный объектив, можно сделать вывод: Seagull 203-1 – та самая камера, о покупке которой стоит подумать.
Plaubel Makina 67
В отличие от обычных раскладушек, конструкция клап-камеры предполагает более мощные распорки, на которых закреплена объективная доска, закрепленные горизонтально по обе стороны меха. Мех не обязательно должен иметь форму «гармошки» (хотя в случае Plaubel Makina 67 он имеет как раз такую форму). На интернет-аукционах встречаются клап-камеры большого формата, снимающие на листовую пленку – такие модели были популярны в первой половине XX века именно благодаря своей компактности.
Makina 67 – в отличие от них, весьма современная модель, снимающая на рольфильм (формат 6х7 см). Немецкая марка Plaubel, под которой в период с 1920 по 1960 выпущено немало раритетных клап-камер, выкуплена японской фирмой Doi Group в 1975 году. Владелец фирмы Kimio Doi поручил разработку новой камеры Konica, создание объектива – Nikon. Цель – получить на выходе компактный аппарат, который бы обеспечил высочайшее качество изображения.
Разработка заняла три года. Впервые камера была показана осенью 1978 на выставке Photokina, но в продаже она появилась в 1979 году. Добиться задачи позволил светосильный объектив Nikkor 80mm f/2.8, разработанный специально для новой камеры, имеющий современное многослойное просветление.
Объектив имеет видоизмененную схему Планара (6 линз в 4 группах), хотя серьезно отличается по оптической схеме от немецкого первоисточника. Камера оснащена совмещенным дальномером, центральным затвором Colpal (выдержки до 1/500), видоискателем с коррекцией параллакса, электронным экспонометром, питающимся от пары батарек SR44. Механизм взвода затвора и перемотки пленки – курковый. Габариты – 115х162х56,5 мм, масса – 1250 г.
Корпус собирала дочерняя фирма Copal, а в 1981 году производство было перенесено на завод Mamiya. Вскоре Doi Grup представил широкоугольный аппарат Plaubel Makina W67, оснащенный широкоугольной оптикой Wide-Nikkor 55mm f/4.5. Производство приостановлено в 1986 году.
Фото снятое на Plaubel Makina 67 © loranger