что такое спортивная команда и командный дух
Создание хорошей команды
Очень мало материала мне встречается по вопросу создания хорошей команды.
А между тем эта тема весьма актуальна для всех игровых видов спорта, будь то футбол, волейбол или баскетбол.
Кроме того взаимоотношения в команде оказывают очень серьезное внимание и в таких видах спорта как фигурное катание, конькобежный спорт, различные единоборства.
В связи с этим я предлагаю вашему вниманию главу из моей книги “Психология победы в спорте” :
СОЗДАНИЕ ХОРОШЕЙ КОМАНДЫ.
В командных видах спорта перед тренером стоит задача создания хорошей команды – сплоченного работоспособного коллектива игроков. Очевидно, что процессы взаимодействия игроков в групповой деятельности имеют свои закономерности. Если собрать в одну команду всех звезд данного вида спорта, это не станет само по себе гарантией того, что эта команда станет «хорошей командой». Термин «хорошая команда» предполагает игровую и личностную сплоченность членов команды и наличие у них командной психологии победителей. Командная психология победителей означает не суммарную психологию каждого в отдельности игрока, а качественно новый феномен командной психологии как целостного организма. Помимо общих для индивидуальных и командных видов спорта характеристик психологии победителей: наличия реальных и прорывных целей, наличия творческого мышления, высокого уровня развития саморегуляции, грамотного отношения к проигрышу как к обратной связи, командная психология обладает рядом особенностей. Одной из таких важнейших особенностей является создание и поддержание особого психологического климата в команде, так называемого, командного духа. Этой проблеме тренер должен посвятить особое внимание. Фактические возможности команды можно рассматривать как разность потенциала команды и процессов, происходящих внутри команды. Чем хуже психологический климат в команде, тем ниже ее потенциал, независимо от уровня мастерства отдельных игроков – членов команды. Поэтому психологический климат команды напрямую отражается на результатах выступления команды.
Психологи отмечают, что успешно выступающие команды имеют:
Именно тренер отвечает за создание и поддержание соответствующего духа в команде. Хорошую команду можно создать только в том случае, если тренер не ограничивается только проведением тренировочных и тактических занятий, а является хорошим коммуникатором, умеющим мягко разрешать конфликтные ситуации, нередко возникающие между членами одной команды, человеком, сплачивающим коллектив вокруг себя. При этом нужно уметь сохранять свою позицию руководителя, тренера, не превращаясь в «своего парня» по отношению к спортсменам, но и не злоупотребляя своей властью.
В психологии давно известно, что и жесткий стиль руководства, и, так называемый, попустительский, снижают работоспособность коллектива, отрицательно влияют на психологический климат. Поэтому тренеру очень важно определить для себя ту тонкую грань, которая позволит ему стать организующим звеном создания настоящей команды. Выполнение этой задачи невозможно без повышения собственной психологической компетентности, изучения дополнительной литературы по психологии менеджмента, чтения литературы по психологии.
Создание хорошей команды – дело не одного дня и не одного года. Результат же этой работы в огромной мере зависит от психологической культуры тренера. В культуре победителей люди думают о том, что делают они и их мало интересует то, что делает соперник. Эта культура не позволяет людям настраивать себя пораженчески, иметь негативные мысли и оценки. Стиль общения в хорошей команде, товарищеский, не допускающий возвышения одних членов команды за счет других. Необходимо сделать так, чтобы каждый член команды думал «мы», не «я».
Тренеру важно ориентироваться в межличностных отношениях в команде. Необходимо отдавать себе отчет, кто из игроков команды занимает позицию реального лидера. Задача тренера привлечь неформального лидера на свою сторону, т.к. влияние этого человека на других членов команды столь велико, что он может стать причиной, как победного духа в команде, так и пораженческого. Поэтому так важно следить за тем, что представляет собой человек, занявший позицию неформального лидера и, в случае его отрицательного влияния на других членов спортивного коллектива, немедленно удалять его из команды, даже будь он трижды гениален как спортсмен.
Если вас заинтересовала эта глава и вам захотелось прочитать всю книгу и воспользоваться теми советами, которые я даю в ней спортсменам, стремящимся к значительным достижениям в спорте, вы можете скачать ее ЗДЕСЬ.
Торопитесь: скоро книга исчезнет из свободного доступа!
Журнал Педагог
Автор: Абитаев Дулатбек Асылбекович
Должность: преподаватель физической культуры
Учебное заведение: Жамбылский гуманитарный колледж имени Абая
Населённый пункт: город Тараз
Наименование материала: статья
Тема: Особенности развития командного духа в спортивной команде
Раздел: среднее профессиональное
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Жамбылский гуманитарный колледж имени Абая
Преподаватель по физической культуре: Абитаев Дулатбек Асылбекович
Особенности развития командного духа в спортивной команде
Одним из ресурсных источников спортивного результата является духовность субъекта
спортивно-педагогической деятельности, то есть того, кто вселяет «дух» и вдохновляет.
Об этом свидетельствует широкое использование в литературе таких понятий как
«вдохновление», «кураж», «увлеченность», «ресурсное состояние», «сплоченность»,
«чувство партнера», «чувство команды», «чувство «мы», «боевой дух», «победный дух»,
«твердый дух», «моральный дух», «командный дух» и др., которыми специалисты нередко
пользуются для объяснения успешности или неуспешности спортивных выступлений.
Понятия «дух» и «ресурс» нельзя пока отнести к сформированным психологическим
категориям, однако интерес к этим субъектным атрибутам очевиден, свидетельство тому
возрастающее количество научных работ по данной проблеме как методологического, так
и прикладного характера. Изучение проблемы духовности субъекта, развивается по
четырем направлениям: религиозным, культурологическим, философским и
психологическим. В рамках последнего осуществляется исследование ситуативных и
личностных факторов, которые оказывают содействие возникновению у человека
духовных (возвышенных) состояний, связанных с осознанием и переживанием высших
ценностей, образованием духовных способностей, формированием духовного интеллекта
Потенциальным следствием данного процесса является полнота привлечения субъектом
регулятивных средств психики, для организации психической активности, что приводит к
осознанию новых возможностей саморегуляции.
Одной из возможных причин научного интереса спортивных психологов, к данной теме
является осознание ограниченности развития спортсмена или команды сугубо
деятельностными рамками, когда условиями их становления и реализации, является
постоянный выход за «пределы самого себя», поиск дополнительных средств активизации
психики. Источником образования психических ресурсов, помимо внутренних или
интрасубъектных (присущих отдельным субъектам качеств) могут быть внешние, среди
которых выделены интерсубъектные, или системные, качества, возникающие при
взаимодействии и исполнении совместной групповой деятельности, а также
внесубъектные, проявляющиеся как в процессе «живого» взаимодействия, так и
транслируемые средствами культуры, например, командной (корпоративной,
В целом же научный взгляд на природу командного духа, его возникновение и развитие
стал возможным, благодаря разработке ряда психологических и социально-
психологических феноменов, среди которых, субъектность в профессиональной
деятельности (Ломов Б.Ф., 1984; Абульханова К.А., 2005), неравновесные психические
состояния (Прохоров А.О., 1998), состояние «потока» («flow state») (Csikszentmihalyi M.,
1999), духовность профессионала (Пономаренко А.В., 2007; Шадриков В.Д., 1996), а также
психологический климат команды (Платонов К.К., 1976; Ложкин Г.В., 2003), совместная
деятельность (Ананьев Б.Г., 1982; Журавлев А.Л., 2005), командная
сплоченность (Carron A.V., 2002), коллективный субъект деятельности (Журавлев А.Л.,
2007), групповые роли (Belban M., 1984) и др.
В соответствии с современными представлениями о динамике психической активности
группы выделяют ряд критериальных характеристик определяющих уровень ее развития.
Любой спортивный коллектив начинается с учебно-тренировочной группы, перед которой
всегда стоят четко очерченные задачи и цели. Так наиболее важной целью является
достижение высоких личных и групповых спортивных результатов. Эта цель помогает
объединиться, скооперироваться всем членам спортивного коллектива, группы и на этой
основе выстроить свои взаимоотношения.
В таком коллективе совместно переживаются успехи и неудачи, в таком коллективе
появляется гордость, что вся команда движется к единой цели вместе. У членов такой
команды в трудных ситуациях ради достижения общекомандной победы обнаруживаются
способности пойти на риск, появляется уверенность в том, что команда может сплотиться
и помочь мобилизоваться своему спортсмену в экстремальной соревновательной
У всех членов команды возникает новое осознание того, что важная часть их жизни это
спортивные сборы, тренировки и соревнования. И рождается уникальное чувство «мы»,
связанное с командным духом и командным успехом.
Итак, если вы хотите развивать командный дух в своей спортивной группе, то будьте
готовы к тому, что в любом случае вас будут ожидать препятствия, которые придется
Скорее всего, в спортивном коллективе уже сложилась определенная структура,
существуют формальные и неформальные отношения между спортсменами, у каждого
члена группы имеются определённые спортивные достижения, установившийся статус.
Сможете ли вы привлечь этих ребят на свою сторону, убедить их в своих взглядах,
добиться от них поддержки своей идеи?
Отлично, если вам удастся убедить их, но, несмотря на это ребята из вашей группы могут
вести себя не так, как вы ожидаете, некоторые останутся просто равнодушным, кто-то
радостно отзовется новой идее, а кто-то воспримет это как угрозу для себя и начнет вести
«партизанскую войну» против идеи командного духа. Люди иногда с недоверием
относятся к переменам, причем достаточно часто они оказывают всяческое сопротивление
таким изменениям. Именно поэтому вам нужны единомышленники, и главный из них –
Так, вашей задачей по сплочению команды будет задача – увлечь своих товарищей идеей
«командного духа», показать им преимущества, которые ожидают их лично в настоящей
сплоченной команде. Другими словами, вы должны заразить ребят «вирусом
сплочённости», то есть стимулировать их создать настоящую команду. Ведь как здорово,
когда тебя понимают, даже без слов, и поддерживают в сложных ситуациях. Как приятно
чувствовать себя причастным к коллективу единомышленников. Сплоченный коллектив
достигает многих вершин и побед.
Для этого на соревнованиях вам придется стать «главным болельщиком», пытаться
создавать положительный эмоциональный климат, своевременно поддерживать товарищей
по команде в случае неудачного выступления и разделять радость успеха с победителями.
Сплачивающую роль несут командные ритуалы. Приложите усилия и придумайте ритуал.
Так, например, один из футболистов «Ливерпуля» как-то в поездке подключил свой айпод
в музыкальную систему, с закачанными музыкальными треками. На той игре команда
добилась уверенной победы. Тогда его назначили Ди-джеем команды, он стал главным по
этому вопросу, и каждый раз ритуал прослушивания музыки перед игрой повторялся,
Во многих спортивных командах стараются придумать такие девизы, которые помогли бы
объединиться, скооперироваться, выделиться на фоне соперников. Всем известен
олимпийский девиз — «Быстрее, выше, сильнее» и «Один за всех и все за одного!» – девиз
мушкетеров, который не раз приводил их к победам, а также легендарное – «Вместе мы
команда!». Придумайте что-то свое, как это сделали юные спортсмены из клуба
«Динамит»: «Если округ наш гремит, это сделал Динамит!», или другие – «Все ребята
боевые и стартуют лучше всех, нашу сборную команду ждут победа и успех!».
Если вы старались искренне и с энтузиазмом, в конце концов, и другие присоединятся. И
ребята поймут, что из отдельных побед складывается общая. А если команда настоящая, то
спортсмен и на своей индивидуальной дистанции может сотворить чудо! И в этом сила
«Мы хотим, чтобы игроки чувствовали заботу». Философия Арсена Венгера
Главныйтренер лондонского «Арсенала» Арсен Венгер в интервью официальному сайту клубарассказал о том, как он прививает игрокам командный дух, вспомнил свою работу впредыдущих клубах и высказал мнение о важности психологической работы сигроками.
«Построение команды – как выращивание растения»
– Наскольков футболе важен командный дух?
– Вамлучше поставить вопрос по-другому: возможно ли добиться успеха без командногодуха? Если я прямо задам вам этот вопрос, то вы, конечно, скажете, чтонет. Это и показывает, насколько он важен. Его трудно оценить в процентномсоотношении, но совершенно точно ясно, что без него у вас нет никаких шансов науспех.
Думаю,что вам интересно было бы узнать, каков этот командный дух в по-настоящемубольших клубах. Командный дух – единство. Без единства нет футбола – все будутделать то, что им вздумается.
Новопрос заключается в том, насколько далеко ты готов зайти в построенииколлектива? В этом и заключается наша общая цель. Мы должны создатькоманду. Мы ведь уже знаем, что значит добиваться успеха, мы хотим статькомандой, которая будет самой сплоченной в АПЛ.
Построениекоманды имеет что-то общее с выращиванием растения. Ты должен следить иухаживать за ним каждый день, иначе оно медленно умрет. Если же за ним следитьи поливать, то оно может стать красивым и большим. Абсолютно все в команде,будь то игроки или персонал, несут ответственность за поддержку этогокомандного духа. Этого, конечно, нельзя добиться без общения, толерантного иуважительного отношения друг к другу и без осознания необходимости единства иработы в команде.
Подобныеценности насаждаются воспитанникам «Арсенала» с самого раннегодетства. Если у тебя в клубе играют футболисты, которые еще и вместе росли, топривить им командный дух куда легче, ведь они уже доверяют друг другу, а этоуже полдела.
Я – игрокна футбольном поле, я должен знать, что когда ты мне понадобишься, то я смогутебе довериться. Это также имеет прямую связь с личностными качествами игрока. Когдаты находишься в раздевалке и смотришь налево, потом направо, ты долженпонимать, что вся команда – единое целое, что все готовы тебя поддержать.Другими словами, командный дух, конечно, жизненно необходим, но вопрос лишь втом, до какого уровня ты сможешь его довести.
– Командныйдух должен образовываться естественным путем? Или существуют способы привитьего искусственно?
– Искусственно?Это, конечно, невозможно. Это абсолютно естественный процесс. У нас в командемногие футболисты росли в этой особой атмосфере командного духа. А как иначе?Именно так они учатся быстро вливаться в новый состав, потому что любой тренермолодежки, в случае необходимости, всегда скажет им: «Нет, нет. Этонеправильно. Ты – часть команды». Командный дух прививается всем игрокамеще в молодости, мы лишь ищем возможности максимально усилить это чувство,чтобы объединить игроков в один коллектив. Наша философия гласит, что команда – единое целое. Это всегда лучше, чем набор несогласованных действий каждогоигрока. Командный дух также формирует то, что в СМИ принято называтьединым игровым стилем клуба. Только когда команда уже построена, игроки могутпозволить себе удовлетворять свои индивидуальные потребности на поле, непозволяя себя терять чувство единства с другими игроками. Они поддерживают другдруга в трудные моменты, что делает сильнее весь клуб. К сожалению, в течениесезона всегда имеют место и поражения. В такие моменты только поддержкаодноклубников поможет вам максимально быстро пережить неудачу.
«Проблема, если от команды не исходит энергия»
– Акак вы вообще понимаете, что в команде что-то не так? Есть универсальноесредство?
– Эточувствуется на тренировке, когда видно, что в игру вошли не все, когда изкоманды исходит не та энергия, которая исходит обычно. Если вы привыклиработать с группой спортсменов, то вам легко определить и почувствовать, какпонижается или повышается вера игроков в свои силы.
Команда– это двигатель, который иногда может не работать. Если вы видите, что он не работает, то вам лишь надо найти то, что его блокирует. Это очень важно дляклуба.
Иногдаэто проблему стоит искать в самоотдаче, которую необходимо срочно начатьдемонстрировать, иногда появляется проблема в уверенности или доверии. Для насочень важно определить ее максимально быстро. Часто возникают проблемысбалансированности состава, когда проблему также нужно определять в кратчайшиесроки. Если у игроков что-то не получается, то нужно понять, что конкретноэтому препятствует.
– Случалосьли вам работать в коллективе, где ощущался недостаток командного духа? Если да,то, что вы сделали, чтобы это исправить?
– Каждыйгод наступают маленькие периоды, когда кажется, что командный дух падает. Чащевсего проблемой этому служит физический и энергетический спад. Командный духнапрямую связан с энергетикой клуба. Если от команды не исходит энергии, значит,есть проблема, которую срочно нужно решать. Иногда это означает, что нужноизбавиться от игрока, иногда, что нужно усилиться кем-то. Это может бытьпроблема футбольного или психологического характера, но каждый тренер обязаннайти ее и решить.
– Согласныли вы с тем, что болельщики не всегда воспринимают психологические проблемыигроков всерьез?
– Согласенс вами, но это неправильно. Взять хотя бы матч против «Вест Хэма»(0:2), на который мы оказались слишком плохо настроены. Думаю, что сказаласьнаша самоуверенность, ведь мы вышли на игру после удачной предсезонки. Нам былонеобходимо выигрывать, но самоуверенность перевесила.
– Считаетели, что футболисты должны стараться выкладываться на тренировках так, как онивыкладываются на поле, чтобы добиться большего успеха?
– Да!Я полностью с вами согласен. Мы стремимся к тому, чтобы выкладываться натренировках даже больше, чем на самой игре. Иногда, конечно, нужно уменьшатьнагрузку и давать игрокам отдохнуть. Особенно, когда футболистам необходимовосстановится после игры.
«Давление на игроков стало более индивидуализированным»
– Участиласьпрактика, когда с игроками работают специальные психологи. Есть ли такое в«Арсенале»? Если да, то какую роль они играют в результатах команды?
– Мыделаем все, чтобы люди были счастливы в клубе. Мы хотим, чтобы игрокичувствовали, что о них заботятся, что все переживают о них и об их состоянии.Мы хотим, что для игроков стало очевидно, что они важны для клуба. Важно и ихвнутренне состояние.
Чтокасается роли психологов, то я оцениваю ее очень высоко. Сегодня они помогают огромному количеству людей оправиться от самых разных психологическихпотрясений. Профессиональным спортсменам, которые постоянно испытываютпсихологический стресс, их поддержка просто необходима.
– Можноли сказать, что футбол немного отстает от других видов спорта в аспектепсихологической работы?
– Думаю,что это, конечно, последнее над чем ведется работа в футболе, но она все-такиведется.
– КогдаГленн Ходдл привел в сборную Англии гипнотизершу Айлин Древери в 1998 году, тоигрокам это все-таки не очень понравилось.
– Гипнотизершав клубе? Да, Гленн, действительно, обратил внимание на психологический аспект.В то время подобную практику воспринимали хуже, чем воспринимают сегодня.
– Несекрет, что сегодня футбол становится менее командным видом спорта и постепеннопереориентируется на отдельные личности и рекламу. Согласны ли вы, что сегодняв команду влиться намного сложнее?
– Я считаю, что сегодня игроки по-прежнемунаходятся под высоким давлением, которое просто стало более индивидуализированным.Оно оказывается на каждого из игроков по-разному, формируя у футболистаиндивидуальные черты характера, которые отделяют его от коллектива. Для этого исуществует тренерский штаб. Наша задача – напоминать им, что они по-прежнемуодна команда.
Командный дух
Командный дух – это уникальное ощущение в среде спортсменов. Для многих людей, самая крепкая дружба началась в их спортивной команде.
Обратная сторона медали, однако, это соперничество внутри команды. Вы можете спорить со своим лучшим другом за место в воротах команды. И каждую неделю один из вас будет разочарован.
Сидя на скамейке запасных, вы, с одной стороны, желаете победы своей команде, но, в то же время, ловите себя на мысли, что если соперник забьет гол, ваши шансы выйти на поле возрастут. Можете ли вы перед игрой искренне пожелать успеха человеку, занявшему ваше место на поле? Когда он получает травму, испытываете ли вы искреннее сочувствие или видите в этом возможность выйти на замену?
Иисус сказал: «возлюби ближнего твоего, как самого себя»
Как вы можете проявить свою любовь к партнеру, занявшему ваше место на поле во время финального матча? Иногда любить своих партнеров по команде тяжело.
Если же мы всей своей игрой стремимся прославить Бога, результатом проявления нашей любви к партнеру по команде будет готовность радоваться, когда радуется и сочувствовать, когда что-то не так. Мы уже не будем оценивать свое выступление или чью-то неудачу с позиции личной выгоды и собственной репутации. Лучшая проверка такого отношения – это когда в команде наступают трудные времена!
Когда ваша команда проигрывает важный матч, ваша реакция может быть разной. Войдя в раздевалку, вы чувствуете атмосферу разочарования и подавленности. Естественной реакцией было бы сесть в углу, замкнуться в себе и полностью отдаться своим эмоциям. Вы даже могли бы попытаться найти виноватого. «Если бы Александр отдал пас поточнее, я бы точно забил!» или «Как он мог промахнуться из такого выгодного положения на последней минуте?!» Вы начинаете перекладывать вину на кого-то еще. Но должно быть иначе. В такой момент нужно задать себе два вопроса. 1.Играл ли я на все 100 % независимо от результата? 2.Могу ли я чем-то поддержать своих партнеров сейчас. Перестаньте переживать о том, что они думают о вас, и подумайте о том, как им помочь!
Это значит, любить своих партнеров по команде как самого себя. Возможно, что все, что вам нужно сделать, это спросить себя во время игры: «О ком я сейчас больше думаю, о себе или о партнерах?» Ставить нужды партнеров на первое место – значит играть по Божьим правилам.
Идея
Некоторые из ваших партнеров будут вашими друзьями всю жизнь. В спорте вы завязываете длительные отношения.
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)
Эмоциональная саморегуляция в спортивной команде. Пять стратегий влияния на эмоции спортсменов
Эмоции являются важной частью жизни спортсмена, оказывают влияние на физиологию, мотивацию, когнитивную сферу, а, следовательно, на его работоспособность и результаты (Babkes Stellino, Partridge, & Moore, 2012; Uphill & Jones, 2012). А тогда, когда речь идет о командных видах спорта, влияя на межличностные отношения, эмоции становятся частью общения. Они показывают, как человек себя чувствует, в каком состоянии он находится, а способы выражения эмоций влияют на то, как на них реагируют другие люди (Crocker, Kowalski, Graham, & Kowalski, 2002; Jones, 2012). Поэтому эмоциональная саморегуляция оказывает большое влияние на результаты спортсмена, что делает ее развитие составной частью его подготовки. Фокус внимания спортивного психолога, может быть, направлен на то, как спортсмен воспринимает и регулирует различные эмоциональные состояния, например, тревогу до и во время соревнований. Или на то, как он проявляет способность эмоционального самовыражения в пылу командной борьбы. Цель этой статьи – знакомство с ключевыми аспектами межличностной эмоциональной саморегуляции спортсменов в команде.
Эмоции и эмоциональная регуляция в спорте
К эмоциональной саморегуляции относятся процессы, посредством которых человек влияет на возникающие эмоции, контролирует момент их возникновения, а также то, как он их переживает и выражает. Модель эмоциональной саморегуляции наглядно представляет процессы, направленные на управление интенсивностью переживаемых эмоций: снижение, поддержание в стабильном состоянии или увеличение, а также то, как они проявляются и влияют на окружающих людей. Термин «эмоциональная саморегуляция» используется в статье в значении автоматических или произвольных стратегий для инициирования, поддержания, изменения или проявления собственных эмоций, а термин «межличностное эмоциональное регулирование» — как автоматические или произвольные вербальные и невербальные действия, влияющие на эмоции других людей.
Для эмоциональной саморегуляции спортсмены используют ряд стратегий:
Известно, что способность спортсменов регулировать свои эмоции напрямую связана с их спортивными достижениями (Jones, 2012). Lane, Beedie, Devonport и Stanley (2011) говорят о том, что спортсмены с помощью стратегий саморегуляции, увеличивали интенсивность таких эмоциональных состояний, как гнев и тревога, если они интуитивно ощущали, что эти эмоции будут способствовать достижению результата. Исследования показали, что в спорте высших достижений индивидуальные программы саморегуляции чрезвычайно эффективны для улучшения результатов (Robazza, Pellizzari, & Hanin, 2004).
Таким образом, способность к эмоциональной саморегуляции ведет к достижению результата, а навыки реагирования в контексте спортивной ситуации (например, когнитивная оценка и целеполагание) могут быть использованы в качестве стратегий эмоциональной саморегуляции (Lane, 2012). Кроме того, попытки контролировать или подавлять свои эмоции могут привести к значительному снижению мышечной выносливости (Bray, Martin Ginis, Hicks, and Woodgate, 2008).
Влияние окружения на эмоциональные реакции и межличностные отношения спортсменов.
Обзор литературы, посвященной командным силовым видам спорта, таким как, регби, американский футбол и хоккей (Campo, Mellalieu, Ferrand, Martinent, and Rosnet, 2012) показал значимость влияния окружения на эмоциональное состояние спортсменов. Влияние значимых других через отрицательное отношение, критику, поведение партнеров по команде и т.д. было причиной возникновения негативных эмоций спортсменов более чем в 58% случаев. В то же время собственные ошибки спортсменов (физические или ментальные) – в 52,9%.
Имеется также свидетельство того, что на эмоции спортсменов влияет восприятие себя как члена какой-то группы. Например, восприятие футбольными фанатами себя как членов фанатского сообщества влияет на эмоции, которые они испытывали во время просмотра Чемпионата Мира по футболу. Примечательно, что позитивные переживания болельщиков, связанные с успехами команды сохранялись дольше, чем негативный эмоциональный опыт, связанный с ее неудачами (Jones, Coffee, Sheffield, Yanguez и Barker, 2010). Кроме того, идентификация зрителей со спортивной командой приводила к повышению самооценки и позитивному взгляду на жизнь, а также снижению депрессии и меньшему чувству одиночества (Branscombe & Wann, 1991).
Другое исследование свидетельствует о том, что восприятие спортсменами своей принадлежности к «элитной» группе было связано с эмоциональным переживанием гордости (Uphill and Jones (2007)).
Процессы межличностного эмоционального регулирования можно рассматривать с двух сторон.
Со стороны межличностных и контекстуальных факторов эмоционального реагирования значимы параметры группового взаимодействия (Wagstaff, Fletcher, & Hanton, 2012). Wagstaff со своими коллегами (2012) познакомился с членами пяти олимпийских спортивных команд и сообщил, что эмоциональная саморегуляция зависит от эмоциональных способностей спортсмена (способность идентифицировать, обрабатывать, осмысливать и управлять эмоциями) и социальных норм организации эмоционального самовыражения. Считается, что саморегуляция влияет как на индивидуальные параметры, такие как, собственное поведение, мотивация и эмоции, так и на результаты межличностного общения, от чего в свою очередь зависят отношения между членами группы.
В недавнем исследовании (K.A. Tamminen, P.R.E. Crocker / Psychology of Sport and Exercise 14, 2013) была поставлена цель изучить эмоциональную саморегуляцию и межличностную регуляцию эмоций в команде. Задача заключалась в том, чтобы понять «значение, которое люди придают происходящим с ними событиям и распознать те способы, с помощью которых осуществляется взаимодействие партнеров в команде» (Prus, 1996). В качестве участников были выбраны женщины, так как есть доказательства того, что женщины получают больше преимуществ от социального регулирования эмоций (Flores & Berebaum, 2012). Кроме того, женщины-спортсмены ищут поддержки в большей степени, чем мужчины (Crocker & Graham, 1995). Групповое взаимодействие исследовалось в команде по керлингу, так как здесь небольшой количественный состав команды предполагает, что ее члены взаимодействуют друг с другом во время каждой тренировки и игры, что может не произойти в более крупных командах, в которых есть деление на основных игроков и резервных, или в видах спорта, в которых спортсмены делятся на пятерки или линии (например, американский футбол или хоккей на льду).
Сбор данных включал интервью и наблюдения в течение сезона. Спортсмены участвовали в трех полуструктурированных интервью (перед началом, в середине и по окончании сезона). Темы для обсуждения включали: а) справочные вопросы (например, как долго вы занимаетесь керлингом?), б) индивидуальное регулирование эмоций (например, что вы сделали в прошлый раз, когда попали в напряженную и сложную ситуацию), в) межличностное регулирование эмоций внутри команды (например, расскажите мне о ситуации, которая была стрессовой или сложной для вашей команды; как ваша команда отреагировала на это событие?) и г) отношения с товарищами по команде (например, опишите отношения между членами вашей команды). По результатам наблюдения за соревнованиями, тренировками и командными встречами делались подробные заметки. Затем, в ходе интервью спортсмену задавались вопросы о его действиях в конкретных ситуациях. Например, почему спортсмен строил свои действия тем или иным способом? Какие условия привели к подобным действиям?
Результаты
Анализ показал основные компоненты, требующие эмоциональной регуляции («язык тела» и самоцензура) и способы межличностного эмоционального регулирования. Спортсмены сообщили о некоторых трудностях (вызовах), связанных с регуляцией эмоций, а также выявили факторы, влияющие на эмоциональную саморегуляцию. (см. Рис. 1).
Рис. 1. Компоненты эмоциональной регуляции
Эмоциональная саморегуляция
Спортсмены признали важность эмоциональной саморегуляции и то, что их эмоции могут повлиять на членов команды. Зная это, они старались управлять своими эмоциями через управление мимикой, жестами, речью. Например, лидер команды сказала: «Я могла бы злиться на себя в случае неудачи, но это состояние может легко перенестись на товарищей по команде. Поэтому я должна быть очень внимательна к тому, как я управляю своим гневом». Или еще одна цитата:
— Я очень разговорчивый человек. Поэтому, если я вдруг просто выключаюсь и молчу, они знают, что со мной что-то не так. Если я просто скажу «не беспокойтесь, все в порядке» они мне не поверят, потому что они привыкли, что я играю определенную роль.
Спортсменки описали самоцензуру как форму саморегуляции, в соответствии с которой они контролировали то, что говорили партнерам по команде или избегали высказывать опасения, относительно принятия стратегических решений, так как это может нанести ущерб игровому плану или уверенности в последнем броске. Иногда нежелание члена команды обременять своими трудностями партнеров воспринимается как социальное дистанцирование теми, кто хотел помочь своим товарищам справиться с негативными эмоциями. Лидер вспомнила такую ситуацию:
«Я сказала: «Как мы можем помочь справиться с этим?» Она сказала: «Никак». Я помню, что подумала: «Нет, ты можешь разделить этот груз с нами, тебе не нужно тащить это одной». Поэтому иногда негативные стратегии работы со стрессом, могут оказывать негативное влияние на команду, потому что спортсмен пытается все сделать самостоятельно, а команда говорит: «Нет, поделись с нами частью стресса, чтобы разгрузить себя! Мы хотим помочь тебе справиться с этим стрессом, поэтому просто поделись с нами!»
Таким образом, понятие эмоциональной саморегуляции связано с межличностной регуляцией эмоций, однако на выражение эмоции также влияет ряд факторов, описанных ниже.
Межличностная эмоциональная регуляция
Спортсмены описывали случаи, когда случайно или намеренно управляли эмоциями партнеров по команде или, когда их собственные эмоции регулировались действиями партнеров. Так, например, когда один из игроков сделала два важных броска плохо в трудный для команды момент и разочаровалась в себе, партнеры по команде продолжали шутить и смеяться. Это успокоило ее и показало, что все в порядке. Важная роль в такие моменты отводится лидеру команды. Однако необходимость управлять эмоциями партнеров по команде может вызывать у лидера трудности, потому что ему, в первую очередь, необходимо справиться с собственными эмоциями. Иногда, это настолько затратный процесс, что у лидера не остается энергии, чтобы справиться с поставленной задачей.
Пять стратегий межличностной эмоциональной регуляции
Все спортсмены указали такую стратегию, как позитивная или техническая обратная связь. То есть, если партнер по команде сделал неудачное действие, его все равно нужно поддерживать и сказать ему что-то, повышающее уровень уверенности, и в то же время сохранять спокойствие и не акцентировать внимание на неудаче. Иногда лидер не хочет давать негативную обратную связь, но партнеры по команде понимают, что что-то сделали не правильно. Таким образом, в идеале нужно сказать, что в следующий раз нужно сделать по-другому, чтобы все получилось. Например: «В следующий раз просто подкрути его сильнее».
Еще одной стратегией управлениями эмоциями в команде является юмор. Например, перед матчем можно рассказывать друг другу смешные истории, чтобы поднять настроение. Как правило, для использования юмора необходимо, чтобы партнерам по команде было комфортно друг с другом.
Еще одна стратегия – рассказывать товарищам по команде о своих эмоциях и реагировать на их эмоции во время соревнований. Тамминен и Крокер (K.A. Tamminen, P.R.E. Crocker / Psychology of Sport and Exercise 14, 2013) привели пример того, как такой стратегией воспользовалась участница их исследования после того, как команда набрала несколько очень важных очков в конца матча. Набор этих очков означал, что команда может пройти в более высокий раунд соревнований, если они сохранят свое преимущество в последних двух эндах. Тогда спортсменка сказала: «Отлично, девчонки, давайте сделаем глубокий вдох. Если мы проведем конец матча на хорошем уровне, следующий энд будет победным». В период соревнований команды также часто разрабатывают специальные аббревиатуры или используют сочетания слов, чтобы мобилизовать друг друга. Например, ДВД (дышать, верить, доверять) или «дыши, дыши, успокойся».
Просоциальные действия – это действия, принимающие в расчет потребности других людей и связанные с удовлетворением их потребностей путем приспособления и изменения собственного поведения. Одним из примеров просоциального действия является передача права броска, удара, если есть чувство неуверенности в своих действиях и тревога. Просоциальные действия иллюстрируют способы, с помощью которых спортсмены учитывали проблемы товарищей по команде и уделяли первоочередное внимание задаче регулирования их эмоций для получения положительного результата. Просоциальные действия также включают в себя управление своим телом, позволяющее давать позитивные сигналы в знак поддержки.
Скрытые действия включают действия по защите товарищей по команде от потенциальных стрессоров или прямой критики. Например, если есть необходимость заставить кого-то из команды двигаться быстрее или другим образом скорректировать действия, тогда свое обращение нужно обращать ко всей команде, а не к этому человеку: «Давайте двигаться быстрее! Нам всем нужно быть быстрее!» Но почему бы просто не обратиться к одному человеку? Чтобы в команде не было человека, который чувствует, что к нему обращаются не так, как к другим, и критикуют.
Факторы, влияющие на эмоциональную регуляцию
Продолжительность совместной работы. По мере увеличения времени существования команды и совместной работы, спортсмены используют стратегии более активно и более сдержаны в проявлении своих эмоций.
Групповая динамика и сплоченность. Тамминен и Крокер говорят о том, что успех команды связан с навыками межличностного общения. Чем более сплочена команда, тем больше это способствует эмоциональной регуляции как каждого ее члена отдельно, так и между партнерами.
Контекст. Соревнования, разбор после игры или общение один на один. В контексте соревнования спортсмены старались больше контролировать свои эмоции, и, наоборот, в разборе после матча или в общении один на один спортсмены могли позволить себе выпустить пар. Одна из причин была в том, чтобы произвести на соперника впечатление сплоченной команды и показать, что партнеры доверяют друг другу.
Роли в команде. Роль лидера (капитана) возлагает на спортсмена дополнительную ответственность по регуляции эмоций, потому что его эмоциональное состояние передается партнерам по команде в первую очередь.
Наличие поддержки за пределами команды. Часто наличие поддержки вне команды (муж, родители, психолог, друзья) стимулирует к тому, чтобы показать эмоции именно им, а не партнерам по команде.
Выводы
Взаимодействие между эмоциями и когнитивной обработкой было подчеркнуто не только в осознании спортсменами их эмоций, но и в мониторинге и изменении действий для достижения успешных результатов команды и поддержания позитивных отношений с товарищами по команде (Thompson, 1994). Эти результаты подтверждают, что построение межличностных отношений требует самоконтроля (см. Vohs & Ciarocco, 2004) и что эмоциональная саморегуляция может способствовать позитивным социальным связям между товарищами по команде.
Похожие статьи:
Написано по материалам:
Ключевые слова: саморегуляция, команда, эмоциональная регуляция, эмоции, эмпатия.
Перевод: Колесников Евгений Иванович
Редактор: Симонов Вячеслав Михайлович, Елисеева Маргарита Игоревна
Ключевые слова: спорт, психология спорта, спортивная психология, успех, победа