что такое спешл в стендапе
Настоящий стендап
Блог про стендап-комедию, комедию в целом, теорию юмора и про многое другое.
воскресенье, 8 апреля 2018 г.
Термины стендап-комедии
Комедийная эстрада фактически управлялась театром и существовала как закрытая система с «гос. монополией» на комедию на сцене. После распада СССР, комедийная эстрада отделилась от остальной эстрады (уже шоу-бизнеса) и создала свою закрытую сцену — «Аншлаг», «Кривое зеркало». Постсоветская юмористическая сцена пережила пик популярности и пришла в упадок к началу-середине нулевых на фоне старения юмористов, всё той же закрытости сцены и появления других открытых юмористических сцен, вроде КВН.
Так как эстрадная комедия в современной России осталась закрытой сценой, начали появляться новые открытые комедийные сцены. В середине нулевых интернет дал толчок к пониманию того, что такое англоязычная стендап-комедия. Сегодня стендап в России развивается как открытая и децентрализованная комедийная сцена со своими принципами и традициями.
Сетлист — «список битов для сета», который комик пишет на листке или у себя на руке для собственного напоминания. В 2013 году вышло шоу Пола Провензы «Set List: Stand-Up Without a Net», где комики выходили на сцену и начинали разгонять странные и нелепые темы или фразы, которые появлялись на экране. Формат шоу стал популярным и ныне проводится во всех комедийных клубах мира.
Роаст (Прожарка) — формат комедийного шоу, где роаст-комики и гости высмеивают и почитают гостя вечера.
Роаст-баттл — комедийное соревнование между комиками, в котором они подкалывают и высмеивают друг друга. Формат стал особенно популярным после одноименного шоу Джеффа Росса на Камеди Централ.
Мани-майк — технически открытый микрофон, где выступающие борются за денежный приз. Формат шоу придумали в России, по большей части из-за желания владельцев заведений иметь «удачный вечер», делая комедийное шоу, где все выступающие будут рассказывать свой лучший материал.
Платка — платное выступление комика.
Монолог — «авторское слово», речь, обычно обращённая к зрителям. Одна из самых сложных и длинных форм комедии в стендапе. Чисто монолог в стендапе используется редко, обычно это юмористический комментарий-проповедь-рант, который завершает бит. Через монолог комики часто высказывают серьёзное мнение.
На российской стендап-сцене «монолог» или «монол» чаще используется телевизионными комиками и означает один готовый «сет» для ТВ-проекта.
Что такое спешл в стендапе
Основные термины современной стендап-комедии:
Сетап — подготовка к смешному, начало шутки. В сетапе создаётся ожидание, то есть зритель должен хоть что-то представить у себя в голове от того, что сказал комик.
Панчлайн (панч) — само смешное, шутка. В панчлайне разрушается ожидание, созданное в сетапе.
Акт-аут (отыгрыш) — всё то, что показывает или делает комик, что не относится к повествованию от его лица. Сценка, показывающая одну или несколько точек зрения, которые относятся к биту или выступлению. Через акт-аут имитируют звуки, показывают, к примеру, пародии на людей, животных или неодушевленные предметы и так далее.
Отсылка — шутка, которая отсылается к ранее сказанной шутке. Также, это это приём, где в шутке есть отсылка к чему-либо. Важно понимать, что просто отсылка — это не шутка. Это должна быть шутка с отсылкой.
Бит (блок) — шутка или набор шуток на одну тему от начала до конца, вне зависимости от формы и длины комедии. Короткие шутки на одну тему — бит. История про что-то одно — бит. Метапост-ироничный абсурдный номер от начала до конца — бит.
Сет (выступление) — выступление с определенным набором битов. Сеты комиков могут длиться от минуты до нескольких часов.
Материал — набор шуток, который есть у комика.
Проверенный (обкатанный, готовый, работающий) материал — набор работающих и проверенных шуток.
Вода — всё лишнее, без чего шутка всё равно может работать.
Провис (яма) — неудачный момент в выступлении комика или неудачное выступление одного комика в шоу с несколькими комиками.
Плотный материал — материал, забитый шутками, без провисов и воды.
Выступить в тишину (слив, лажа, тяжёлый/мёртвый зал, не зашло) — неудачное выступление.
Бомба (выступление-бомба, шутка-бомба, бомбическое выступление и др. вариации) — удачное выступление или шутка. Кстати, в англоязычном стендапе «to bomb» наоборот означает неудачно выступить.
Разъёб, разрыв — очень удачное выступление или шутка.
Бест — лучшие шутки комика, обычно по его же мнению.
Внутряк (внутренняя шутка) — шутка, понятная узкому кругу людей или какие-либо вещи, известная только внутри стендап-сообщества. Зрителям эти шутки могут быть непонятны — отсюда выходит главный недостаток внутряков.
Переход (связка) — связывание одного бита с другим через различные приёмы, чтобы выступление казалось более однородным и плавным. Многие комики, к слову, переходами не пользуются. Да, можно просто рассказывать свои биты и не связывать их. Здесь нет никаких правил.
Работа с залом (общение с залом, импровизация с залом) — полу-импровизационное общение комика со зрителями с целью получить комедию или для разогрева.
Разгон — полу-импровизационное создание комедии с добавлением новых шуток или тегов. Обычно происходит в компании комиков, когда они общаются на разные темы, развивают и обшучивают их. Довольно популярными становятся шоу, где комедия создается подобным образом. Самое известное комедийное шоу внутри российской стендап-сцены с «разгонами» — «Порараз Бирацца».
Открытый микрофон (опен-майк, опен или микрофон) — мероприятие, на котором любой желающий может показать своё творчество на сцене. На комедийных открытых микрофонах это, соответственно, шутки. Открытые микрофоны невероятно важны — благодаря им происходит бесконечный, независимый и децентрализованный вход новых лиц в стендап-комедию.
Сетлист — «список битов для сета», который комик пишет на листке или у себя на руке для собственного напоминания. В 2013 году вышло шоу Пола Провензы «Set List: Stand-Up Without a Net», где комики выходили на сцену и начинали разгонять странные и нелепые темы или фразы, которые появлялись на экране. Формат шоу стал популярным и ныне проводится во всех комедийных клубах мира.
Роаст-баттл — комедийное соревнование между комиками, в котором они подкалывают и высмеивают друг друга. Формат стал особенно популярным после одноименного шоу Джеффа Росса на Камеди Централ.
Переводные комики — переведённые на русский язык зарубежные комики. Самые известные в сообществе — самые первые переведённые комики: Джордж Карлин, Джимми Карр, Крис Рок, Дара Обриен, Эдди Иззард, Эдди Мёрфи, Дилан Моран, Даг Стенхоуп, Луи Си Кей, Билл Бёрр.
Хеклер (крикун) — человек из зрительного зала, мешающий выступающему. Комик на сцене не является актёром, у нет сценического образа и выкрик всегда выглядит как атака на самого человека, поэтому комик обычно сразу вступает в перепалку с хеклером.
Комик на разогреве (разогревающий комик) — комик, который выступает вначале шоу и собственно разогревает зал перед последующими комиками или перед хедлайнером, если он есть.
Хедлайнер — «главное имя на афише», обычно самый известный комик комедийного шоу.
Комик-ведущий — комик, который ведёт стендап-шоу. Разогревает зрителей вначале и рассказывает свой материал между выступлениями комиков.
Медийный комик — узнаваемый по ТВ-эфирам комик.
Выезд — гастроли комика или группы комиков в другой город.
Дедпан — стиль безэмоционального рассказа материала. Вопреки странному предубеждению, дедпан не является популярным стилем в стендапе — комиков с дедпаном не так и много.
Ванлайн — короткая шутка из одного-двух предложений. Комиков с короткими шутками также не так много.
Монолог — «авторское слово», речь, обычно обращённая к зрителям. Одна из самых сложных и длинных форм комедии в стендапе. Чисто монолог в стендапе используется редко, обычно это юмористический комментарий-проповедь-рант, который завершает бит. Через монолог комики часто высказывают серьёзное мнение.
Топикал-комедия (актуал, актуальная комедия, новостные шутки) — комедия на актуальные темы или события.
Что такое спешл в стендапе
Стендап-комик Александр Долгополов начинал карьеру в Воронеже. Этот город России стоит называть «городом юмора», как Иваново у нас город невест (к этому мы еще вернемся). «Флорентинское чудо» — третья полноценная стендап-программа Долгополова, которую по стечению обстоятельств он записывал в Израиле, а не в России.
Из-за «неуместных» шуток в предыдущем спешле «Час шуток» у Александра начались проблемы с правоохранительными структурами. Комик принял решение покинуть страну, но через некоторое время вернулся.
Пусть «некорректное» название программы вас не смущает — связи с великолепным собор во Флоренции, именуемым «Флорентийское чудо», тут нет. Флорентин — один из районов на юге Тель-Авива, который считают Меккой местных хипстеров. Этому аспекту Александр уделяет внимание в начале выступления, попутно высмеивая свои знания английского языка, который, как оказалось, в Израиле не очень-то нужен, ведь русскоговорящих людей в стране предостаточно. С самоиронией у Долгополова, в отличие от многих коллег по стендап-ремеслу, никаких проблем нет.
Юмор одного из резидентов Stand Up Club#1 и участника YouTube-шоу «Порараз Бирацца» в этой программе несильно цепляется за что-то «израильское». Как и в другие комики, Долгополов катался в тур по городам России и СНГ с «Флорентинским чудом» весь 2019 год, отрабатывая те или иные шутки на местной аудитории. На момент записи остался наиболее смешной, «заходящий» материал: шутки про митинги и Путина, Грета Тумберг, «знаменитый американский педофил» Вуди Аллен и «величайший фанфик в истории человечества» под названием СССР.
Между делом Долгополов заряжает бит («цепочка» из трех и более шуток) про белорусов и неонацизм, с легкой иронией подходит к теме собственного взросления, «русло» которого выводит Александра к сравнению поколения 90-х и «нулевых». «Год за годом куча грустных бородатых детей с татуировками делают друг другу латте», — подытоживает Долгополов, кажется, с грустью в голосе. Не оставляет в стороне комик, отметивший в конце 2019 года свое 25-летие, и личную жизнь, поэтому шутит о своих полигамных отношениях, параллельно с этим упоминая расставание с женой.
Денис Чужой: Второстепенный персонаж (2019)
Это первый полноценный концерт комика, вышедший в прошлом году. Стендапер и видеоблогер, Денис Чужой обкатывал эту программу по городам и весям весь 2018 год и в итоге записал ее весной 2019-го. «Он посвящен тем, кто начинает взрослую жизнь и не очень понимает, что с ней делать», — указал Денис в описании к выпуску. Точнее программу 50-минутного выступления не охарактеризовать.
Автор YouTube-шоу «Класс народа», в котором комик стебется над поведением аудитории «Одноклассников», в своем спешле Чужой собрал шутки в основном из периода университетской жизни. В выступлении Денис иронизирует над Курским педагогическим вузом, студентом которого он был, а также рассказывает про быт съемной квартиры, где Чужой жил с однокурсниками, занятно рифмуя его с социализмом.
Вплетает в выступление комик и самоиронию, обыгрывая свое сходство с Рамзаном Кадыровым и оценивая неудачные попытки попасть на ТНТ через «Открытый микрофон» и Руслана Белого. Политическая сатира — также неотъемлемая часть «Второстепенного человека». Так, например, Чужой проводит параллель между Путиным и Гарри Поттером («Сейчас у нас «Кубок огня», а дальше мрачные части пойдут» звучит в 2020 году как страшное сбывшееся пророчество).
Как и Долгополов, Денис рефлексирует на тему взросления, издевательски подкалывая попытки коллектива группы «Ария» молодиться, нося часы G-Shock на морщинистых руках. Не боится Чужой говорить и о смерти как об обыденности для большинства провинциальных жителей страны: «В магазине лужа крови, тут недавно убили человека, а мой сосед аккуратно ее переступил и как ни в чем не бывало заказал две баночки «Охоты».
Александр Незлобин: Концерт Рига-Москва (2020)
Экс-резидент Comedy Club и бывший член команды КВН «Свердловск», Александр Незлобин давно пробует себя в жанре стендап-комедии. 2019 год выдался у артиста крайне насыщенным на события: уход с ТНТ на СТС, ипотека, попытки построить карьеру стендап-комика в Америке. На этом основывается и часовая программа нового шоу Незлобина.
Концерт, как нетрудно догадаться из названия, снимался в двух столицах Латвии и России. От географического положения отчасти различаются темы для шуток Александра. Если в Риге он может бросить со сцены «настоящие фашисты — литовцы и финны», то в Москве Незлобин не так остр на язык, предпочитая отрабатывать политическую повестку, называя Алексея Навального «талантливым оператором квадрокоптера».
Выступление Александра наполнено шутками над экс-коллегами из Comedy («Наконец-то больше не нужно кричать, что Армения — лучшая страна в мире») и юмором ниже пояся, но в парадигме канала СТС («Когда мы шутим на СТС о членах, мы должны иметь ввиду, что это могут быть члены для всей семьи»).
Самоирония — также сильная сторона Незлобина. Ему с легкостью удается обыграть платеж по ипотеке, которую он недавно оформил, связав его с условиями страхования. В ракурсе извинений говорит Александр о сексизме, коим злоупотреблял со сцены Comedy. Теперь в репертуаре Незлобина биты про различия между мужской и женской изменой и существование в ожидании подвоха («Я часто слышу: ты сегодня много смеешься, значит скоро будешь плакать»).
Смотреть на more.tv
Нурлан Сабуров: IQ (2018)
Казахский комик Нурлан Сабуров стал широко известным после участия в проекте Stand Up на ТНТ. В Интернете Сабуров получил новый виток популярности после шоу «Что было дальше?». Два года назад у казахского стендап-комика вышла программа IQ, в которой Нурлан совместил неожиданный подход к обыденности и рефлексию собственной юности.
В программе Сабурова есть и работа с залом (Нурлан демонстрирует талант к импровизации), и обыгрывание собственной популярности, обрушившейся на комика в те годы. Занятно, что тогда Сабурова, по его словам, в людных местах частенько путали со Скриптонитом (избитое «все казахи на одно лицо»), с которым Нурлан знаком и дружит со времен казахского КВН.
В IQ Сабуров вспоминает о бедности своей семьи (по словам стендап-комика, ему приходилось донашивать вещи, причем не за старшим братом, а за тетей; также у него не было нормальных игрушек, поэтому роль Бэтмена выполняла мертвая летучая мышь), странном юморе его школьных учителей (в духе «А голову ты дома не забыл?») и традиционно проходится по теме домашнего насилия и жестокого обращения с детьми.
Юмор Нурлана Сабурова частенько выходит на рамки (конечно, условные и выставленные скорее зрителями, чем самим комиком). Его обаяние в совокупности с богатым и, возможно, не очень здоровым воображением рождают на свет калейдоскоп нестандарного казахского юмора. Скоро нас ждет итог текущего тура Нурлана под названием «Принципы».
Смотреть на Premier
Юлия Ахмедова: Нет харрасменту (2020)
Первые шаги в стендап-комедии Юля делала в Воронеже (город юмора, не иначе), выступая в команде КВН. С середины 2000-х Ахмедова писала материал для проектов ТНТ «Универ» и Comedy Woman, позднее стала креативным продюсером телеканала.
В марте 2019 года одна из ярчайших представительниц женского стендапа в Росси Юлия Ахмедова начала тур по городам России со своей первой сольной программой «Нет харрасменту». Одноименный спешл вышел на видео уже в 2020-м.
В своем выступлении харрасмент становится основной темой и лейтмотивом всей программы. При этом Ахмедова не превращается из комика в активистку. Юлия использует собственный образ как плацдарм для шуток о женском одиночестве, иронии «старой девы» и проблемах «слабого пола».
Обращаясь к серьезным темам вроде депрессии, Ахмедова приходит к разговору о домогательствах Харви Вайнштейна, депутата Леонида Слуцкого и избиения жен Маратом Башаровым. Высмеивает Юлия при этом не столько их самих, сколько снисходительную реакцию общественности по отношению к «жертвам» насилия (пресловутое «сама виновата» и «почему они так долго молчали»).
Как я начал заниматься стендапом, посвятил этому 100 часов, получил друзей, тусовку и 10 новых скиллов
Привет, меня зовут Ибрагим, мне 26 лет, живу в Москве. Днем я пишу код и обучаю нейронные сети поддерживать беседу, а вечером хожу на открытые микрофоны и выступаю со стендапом. Когда увидел, что посвятил стендапу 100 часов, я решил написать этот текст.
Для тех, кому лень читать пост до конца, вот TL; DR:
Дисклеймер. У меня нет цели стать знаменитым стендапером, который получает за концерт больше 1млн руб или записать свой спешл на нетфликс. Думаю, что развиваясь в it смогу сильнее повысить уровень жизни при одинаково затраченных усилиях. Поэтому стендап для меня — это классное хобби, которое приносит удовольствие. Еще хочу отметить, что мой опыт субъективный, однако в ком-то он сможет найти отклик. Я не буду препарировать юмор или давать советы, надев маску эксперта. Но в конце оставлю ссылки на материалы, которые которые мне кажутся интересными.
Если верить приложению boosted, то стендапу я посвятил
100 часов. Потом, правда, я перестал трекать время, но и выступлений тоже стало меньше. В эти сто часов входило: походил на стендап-курсы, накидывал материал сам, разгонял шутки с другими ребятами, выступал, сходил на кастинг открытого микрофона на ТНТ.
Я люблю выступать. В 10-11 классах играл в школьный квн. В универе участвовал в студвеснах, потом их организовывал. Несколько раз вел мероприятия в университете, выступал на конференциях с докладами. Публичных выступлений не боюсь, но волнение перед ними, особенно после перерыва, чувствую.
Я закончил университет и перебрался из Казани в Москву, поменял сферу деятельности: в дипломе у меня написано врач-стоматолог, а еще была ординатура по организации здравоохранения параллельно с работой. Попутно я закончил «школу 21», вкатился в машинное обучение и работаю в этой теме последние два года. С марта 2020-го работаю на удаленке.
Эти факты сказались на круге общения и социальных взаимодействий, он из круга начал превращаться в точку. Во-первых, когда заканчивается универ, заканчивается постоянный поток людей со свободным временем в твою жизнь. Во-вторых, если меняешь город своего обитания, то большинство друзей и знакомых остается в прошлом городе. В-третьих, из-за работы на удаленке — исчезает социальный компонент работы, когда вы ходите вместе покушать или перекидываетесь фразами в перерывах от задач.
Нехватка творчества и живого общения в жизни и побудила меня найти творческое и социальное хобби. Такое, которое не было бы связано с it (для баланса в жизни), расширило круг знакомств и улучшило навыки создания нового. Стендап показался подходящим вариантом. И в декабре 2020 года я начал гуглить на какие стендап курсы можно пойти.
Само выражение «курсы по стендапу» вызывает здоровый скепсис. В нашем понимании чувство юмора — что-то врожденное и эфемерное, поэтому если этот навык у тебя не вкачан еще с этапа создания персонажа, то его и не будет.
Моя конкретная мотивация была следующая:
Поэтому я выставил четкие критерии для поиска курсов: оффлайн, за деньги, делают не первый раз. Полистал выдачу гугла по запросу «стендап курсы» и выбрал свой вариант.
Начались курсы, я вникал в инструменты про которые нам рассказывали, читал параллельно «Библию комедии» Дж. Картер и смотрел много русского и английского стендапа. Регулярно накидывал материал, выделяя для этого время и стараясь постоянно подмечать в окружающем мире сетапы (начало или предпосылка шутки).
Когда я начинаю изучать новое, еще со времен медицинского, я стараюсь со старта погружаться в предмет. Окружаю себя контекстом, ищу сабреддиты по теме, читаю параллельно дополнительные материалы. Стараюсь общаться и задавать вопросы людям, которые в этой теме давно. Это помогает быстрее набрать уровень стартовых навыков и понять, а интересен ли мне в принципе этот предмет.
Если разделить мои 100 часов, то часов 25 это стендап курсы. 75 часов — это я накидывал и писал материал + пара часов выступлений.
Как выглядят курсы. Вам рассказывают о комедийных приемах, вы их отрабатываете в упражнениях, а потом приходите домой и пишете материал. Этот материал авторы комментируют и выделяют моменты, из которых можно разогнать шутку. В конце у вас собирается короткое выступление, с которым и выступаете. По сути, на выходе вы знаете про существование некоторых литературных приемов, у вас есть минимальный материал + черновики и первое выступление в супер теплом зале, в котором были только ваши друзья и друзья других комиков.
Дальше начинаете искать открытые микрофоны. В Москве их количество растет, но записаться не всегда просто. Ищете сообщества в вк и инсте, пишете организаторам, вас добавляют в чаты. Ждете, когда появиться возможность выступить и записываетесь. Тут вам либо нужно успеть первым написать после анонса, либо надеяться на рандом, который определит список выступающих, либо платить 300р или приводить 2 друзей в качестве зрителей, еще есть конкурсы репостов, где приз — это возможность выступить. Потом вы приходите на выступление и рассказываете шутки. Иногда — это приятные пространства с камерным светом. Иногда — это кальянные в полутемных подвалах. Иногда в ответ на шутки слышите негромкое хихи, иногда звонкий смех, а иногда просто как кто-то скребет вилкой по тарелке.
Есть два события, во время которых, концентрация стендаперов на квадратный метр в Москве возрастает. Это фестиваль открытого микрофона на ТНТ и фестиваль «Панчлайн». На «Панчлайне» я еще не был, но на отбор «Открытого микрофона на ТНТ» весной сходил. Выглядит все это следующим образом: вы заполняете документы, отправляете их на почту, потом во время самого фестиваля приходите, регистрируетесь и получаете бейдж участника. В первый день регистрации была огромная очередь, некоторые пришли в 6 утра, чтобы зарегистрироваться и выступить пораньше. Я пришел после обеда во второй день и очереди не было совсем. Правда и выступил в последний 4 день.
По правилам вам дают 3 минуты на сцене, но могут прервать выступление. Не обязательно, потому что не смешно, некоторых обрывали из-за мата или нецензурных тем. В сумме за 4 дня там выступило больше тысячи комиков, мой номер был 1101, в двоичной системе это 13, кстати. В зале сидят одни комики, которые являются искушенными зрителями, поэтому нужно быть готовым, что шутки, которые заходят в барах, здесь могут прозвучать в тишину. Это более сложная аудитория, поэтому я бы не советовал выбирать площадку этого фестиваля — как место для первого выступления.
Когда начинаешь заниматься новым хобби, учишься новым навыкам. Пару раз видел сравнение этого процесса с RPG играми, мол, делаешь новое — набираешь опыт, качаешь навыки, получаешь умения. Но тут есть нюанс, в играх полученный опыт и навыки остаются до конца игры, в жизни же, большая часть ненужного в данный момент, забывается. Ну кроме того набора фактов, который мозг по непонятным причинам посчитал критически необходимым знанием. Например, что супер-ниндзя-черепашки — это не жалкие букашки, или что колонии микобактерий туберкулеза вырастают в форме жемчужин.
Мне больше нравится сравнение получения новых навыков со спортзалом. Качаешь группу мышц — растут результаты, перестаешь это делать — результаты откатываются. Зато при будущих тренировках процесс роста показателей будет идти быстрее, чем с нуля. Поэтому к фразе «Новые занятия учат новому», добавил бы окончание «а их регулярность, это новое поддерживает».
Стендап, как увлечение, дает применимые в жизни навыки. Выделил 10 пунктов, которые отметил для себя, когда начал заниматься стендапом.
1. Стендап — это публичное выступление, а значит, стресс. В отличие от чтения доклада, где аудитория молча слушает, здесь вы получаете постоянную обратную связь в виде смеха или его отсутствия. Это делает стендап более стрессовым в
2.7 раз. Сильнее всего прокачиваешься после первого выступления в тишину, потому что понимаешь, что даже в этом случае конца света не случится. Регулярные выступления повышают уровень спокойствия и уверенности, причем не только на стендап выступлениях. Скилл растет логарифмически, это значит, что после первых выступлений ощущаешь сильный прирост уверенности, а потом все меньше и меньше, пока уровень не выходит на плато.
2. Стендап — социальное занятие. На каждом открытом микрофоне я встречал минимум десяток других комиков. Самому молодому комику, с которым я общался было 16 лет, самому возрастному 62, а еще у всех разные профессии или прошлое. Таким образом, стендап становится источником новых людей и знакомств в жизнь.
3. Стендап качает импровизационную мышцу. Когда накидываю материал или выступаю — учусь обыгрывать ситуации, придумывать шутки, смотреть на вещи под другим углом. Это помогает и вне стендапа: свежий взгляд на привычные вещи и уместные шутки делают разговор проще и приятнее.
4. Стендап учит четко формулировать мысли. Когда я начал выступать, меня удивляло, что комики с эфирами рассказывают одни и те же шутки, добавляя небольшие изменения. Оказалось, что так они проверяют и шлифуют материал. Потому что только подобрав нужные слова, ты максимально точно передаешь картинки и образы из своей головы зрителю.
5. Стендап — это пожалуй, первое мое хобби на которое окружающие реагируют крайне положительно. Я даже начал специально всматриваться в выражение лица человека, перед тем как сказать ему, что занимаюсь стендапом. Обычно, это выражение приятного удивления.
6. Становишься наблюдательнее. Чтобы написать шутку, сначала нужно написать сетап (заход на шутку), а чтобы написать сетап, нужно постоянно искать парадоксы в окружающем мире. В себе, в своем окружении, в прохожих. Начинаешь в любой удобный момент задавать себе вопрос, а что необычного здесь происходит. Занимаясь поиском парадоксов, начинаешь находить больше «глюков в матрице».
7. Учишься находить связи между объектами. Иногда шутки строятся на похожести объектов по конкретному признаку. Соединяй несоединимое, чтобы получилась шутка. В книге Дж. Картер есть упражнение. Выбираешь одну тему, (например, кулинария или работа в большой компании), вторую (космос) и пытаешься накинуть связь между ними. Подобное объединение концептов помогает во время штурма идей.
8. Рефлексируешь над жизненным опытом. После того, как начинаешь заниматься стендапом — любая жизненная ситуация становится сетапом. Это помогает переживать неурядицы и неудачи. Открыл холодильник, а упаковка молока вывалилась из полки на дверце? Отличный заход на шутку. Опять нагрубили в метро? Похоже разгон на целый блок. Болезненные воспоминания из детства? На этой теме можно карьеру построить. Стендап — это своего рода психотерапия. Сначала рефлексируешь над тем, что тебя волнует или бесит. Потом выходишь и рассказываешь незнакомым людям это со сцены и в конце, вы вместе смеетесь над ситуацией.
9. Стендап — это индустрия, с историей и культурой, которая вокруг него строится. Открытых микрофонов и творческих объединений становится больше. За свой промежуток выступлений я заметил как сильно растет число комиков. Постепенно появляются новые форматы творчества и выступлений, формируются круги общения.
10. В стендапе много искренности. Здесь комики говорят со сцены о проблемах искренне, не боясь осуждения. Мне нравится, что культура стендапа это скорее про быть, а не казаться.
В своей жизни я люблю пробовать что-то новое и получать опыт, который совсем не похож на тот, что у меня есть. Стендап изначально казался экспериментом, который в итоге оказался удачным, и дал даже больше, чем я рассчитывал.
Свои мысли, рассуждения и личный опыт я пишу в своем телеграм канале @ibragim_txt. Некоторые заметки оттуда легли в основу этого текста. Заходите почитать и поучаствовать в обсуждениях под постами.
Список разных ссылок и материалов из статьи, которые я упоминал.