что такое современный театр

«Неправильный» театр Как современные режиссеры ломают стереотипы

что такое современный театр. Смотреть фото что такое современный театр. Смотреть картинку что такое современный театр. Картинка про что такое современный театр. Фото что такое современный театр

Фото: Bettina Strenske / ZUMA / Globallookpress.com

Для большинства театр — это сцена, на которой играют актеры, повторяя заученный текст. Но новые режиссеры зачастую творят собственный мир на основе своего воображения, и многим для этого не нужны подмостки. В рамках международного арт-фестиваля «Сад гениев», который проводился в начале июля в Ясной Поляне, театровед Марина Давыдова прочла лекцию о том, что представляет собой современный театр. «Лента.ру» публикует фрагменты ее выступления.

В то время, когда я училась в институте, были популярны дискуссии о том, выживет ли театр, не потеснят ли его другие виды искусства. Действительно, этот нетиражируемый, неконвертируемый, в отличие от кино, формат казался одним из самых архаичных, старомодных, доживающих свои последние дни.

Сейчас я могу сказать (и для меня самой это удивительно и неожиданно), что театр оказался не просто чрезвычайно живучим, он стал едва ли не главным видом искусства. Как-то вдруг выяснилось, что в нем очень много «дверей», через которые в него можно войти и выйти в сопредельные пространства.

Сопредельные пространства

В литературе (будь это беллетристика или нечто сугубо интеллектуальное) есть только один способ репрезентации любого произведения — книга. Или кино — его можно показывать только на экране. У театра способов репрезентации множество. В театре можно показывать кино, в театре можно показывать видео — этим активно пользуется, например, немецкий режиссер Франк Касторф. Он впервые стал использовать в своих спектаклях видеокамеру, транслируя то, что происходит на сцене, крупным планом на экран, который стал составной частью всех его постановок. Но когда мы в театре показываем кино, он все равно остается театром.

что такое современный театр. Смотреть фото что такое современный театр. Смотреть картинку что такое современный театр. Картинка про что такое современный театр. Фото что такое современный театр

Представление Франка Касторфа

Недавно на фестивале Wiener Festwochen я показывала спектакль «Концерт по заявкам», поставленный по известной пьесе Франца Ксавера Кретца. Она интересна тем, что в ней вообще нет слов. Это одна сплошная ремарка, описывающая вечер из жизни немки, живущей в типовой квартире в Восточной Германии. В течение всего спектакля героиня, находясь на сцене, выполняет некие ритуальные действия, которые совершает любая современная женщина. В конце зритель понимает, что самое страшное испытание для нее заключается в том, что в ее жизни ничего не происходит. Спектакль заканчивается фактически самоубийством этой женщины.

У этой пьесы очень много интерпретаций, но та, которая была показана в рамках фестиваля, представляла собой инсталляцию. Зрители стояли вокруг квадратного помоста, на котором была гиперреалистически воспроизведена квартира с раковиной, с душем, с унитазом — со всем, что в ней должно было быть. В ней жила героиня, а мы ходили вокруг и смотрели, какие журналы она читает, в какие компьютерные игры играет, что ест, что прячет в холодильник… Это выглядело как типичная инсталляция. Тем не менее мы все понимали, что происходящее перед нами — театр.

Или, например, есть такой португальский режиссер Тьяго Родригес. Его очень любят фестивальные продюсеры, поскольку затраты на его спектакли минимальные: он привозит с собой небольшой чемоданчик и играет весь спектакль совместно со зрителями. Родригес приглашает их из зала, они садятся на стулья, и он вместе с ними разучивает, а потом читает сонет Шекспира. Но это вовсе не литературный вечер — это тоже театр.

Примеров того, как нетеатр становится театром, великое множество. Хрестоматийным для меня является спектакль режиссера Хайнера Геббельса «Вещь Штифтера». В нем на сцене не только нет артистов — вообще нет людей. Его главными героями являются пять роялей, играющих сами по себе. В финале эти главные герои выдвигаются на авансцену, и когда раздаются аплодисменты — они немного «кланяются». Но мы смотрели это представление и понимали, что это спектакль.

что такое современный театр. Смотреть фото что такое современный театр. Смотреть картинку что такое современный театр. Картинка про что такое современный театр. Фото что такое современный театр

Спектакль режиссера Хайнера Геббельса «Вещь Штифтера»

Что такое современный театр

Если меня попросят одним словом определить, какой он — современный театр, я отвечу: разный, потому что в нем ничто не отменило ничего. Нельзя сказать, что возник некий бессюжетный театр и вытеснил сюжетный. Или, например, сейчас много визуального театра (появилось много спектаклей, в которых артисты молчат), но он не вытеснил вербальный. Театр-цирк сосуществует с театром, в котором поют, и так далее.

Если современный театр настолько разнообразен, можно ли его как-то определить, какими словами его описать? Это непростой вопрос для меня. Когда его задает человек, не занимающийся театром профессионально, он кажется детским, но на детские вопросы отвечать сложнее всего. У меня есть два ответа на него: иронический и более серьезный.

Первый таков: в науке есть проблема распознавания образов, ведь даже ученым очень сложно зафиксировать, как это происходит в человеческом сознании. Скажем, входит в комнату кошка, и мы сразу видим, что это кошка. Входит собака — и мы видим, что это собака. Но если нас попросят объяснить, чем формально собака отличается от кошки, мы не сможем этого сделать. Что, собака больше кошки? А если это мопс? Распознавание образов — одна из важных научных проблем. Когда я смотрю спектакль, и меня потом спрашивают, современный ли это театр, у меня в голове происходит некое распознавание образов — вот и ответ.

Если же говорить серьезно, то давайте поставим мысленный эксперимент. Я пришла в какой-то театр и ничего не знаю про спектакль, который собираюсь смотреть. Не знаю, кто его поставил, кто в нем играет, когда он был поставлен. А потом мне говорят, что спектакль был поставлен вчера, состоялась премьера. Я отвечу: «Ну хорошо, может быть». Потом мне скажут, что обманули меня, и премьера была десять лет тому назад. И я опять соглашусь: десять так десять. Тут мне говорят: «Вообще-то по-настоящему это было тридцать лет тому назад». В случае с Малым театром или театром Моссовета я охотно и в это поверю, поскольку спектакли, которые ставят там, не несут в себе никаких признаков времени.

Но если мне скажут, что спектакль Саши Вальц был поставлен 30 лет тому назад, я тут же не поверю. Дело тут даже не в нестандартных решениях. И у Саши Вальц, и у Хайнера Геббельса оптика современного человека. Они видят реальность так, как ее не могли увидеть и зафиксировать люди прошлого. Если вы, имея это в виду, будете смотреть такой спектакль, вы почувствуете то же самое. Современным ли языком с вами говорит художник, слышит ли он вообще голос времени, какие-то его шумы, запахи, входит в его плоть и кровь современная реальность?

Неинтерпретационный театр

Среди расходящихся тропок, многочисленных театральных форматов в какой-то момент появилась одна важная тенденция. Возникло такое понятие, которое я бы определила как неинтерпретационный театр. Профессия режиссера — человека, который ставит спектакль, — очень молодая. Она возникла где-то в конце XIX века, тогда начали появляться какие-то первые опыты.

В первое время все самые радикальные режиссерские жесты совершались в пространстве интерпретационного театра. Брался некий текст (чаще всего пьесы, но иногда, например, романа или повести), обычно классический, но он мог быть и современным. Режиссер садился вместе с артистами, разбирал его, а дальше начинал его интерпретировать на сцене. Некоторые пытались вчитаться в написанное, подобрать к нему какие-то правильные ключики. Были случаи, когда режиссер брал текст и пытался сделать постановку вопреки ему. Тем не менее все его усилия были направлены именно на текст, он выстраивал с ним более или менее сложные отношения. Театр в этих рамках развивался в течение многих десятилетий.

Но вдруг появилось направление, в котором режиссеры вообще не работали с текстом. Они сочиняли театральную реальность из ничего, с чистого листа. Иногда режиссер придумывает все сам и выплескивает это на сцену с помощью артистов, но иногда эти спектакли сочиняются коллективно.

что такое современный театр. Смотреть фото что такое современный театр. Смотреть картинку что такое современный театр. Картинка про что такое современный театр. Фото что такое современный театр

Тадеуш Кантор играет в спектакле «Умерший класс», 1983 год

Тадеуш Кантор

У истоков понимания того театра, с которым мы сейчас имеем дело, стоят две великие фигуры: Тадеуш Кантор и Пина Бауш. Кантор в первую очередь был художником, и долгое время его не воспринимали как режиссера. Последний период своего творчества он называл «Театром смерти». В его рамках было поставлено пять спектаклей, самый известный из которых называется «Умерший класс».

Кантор рассказывал, как приехал однажды в польский городок Белополе, в котором родился, и увидел здание школы, в которой учился, заброшенное, заколоченное. Он подошел к строению и заглянул в мутное окошко. «И вдруг я увидел свой класс, и себя там, и своих одноклассников. Они предстали передо мной», — говорил он. К тому моменту большая часть его одноклассников была мертва. Сам Тадеуш Кантор — еврей, как и его соученики, и многие из них погибли в гетто в годы немецкой оккупации.

Спектакль «Умерший класс», как и все в этом цикле, — это одновременно некая инвокация и визионерство. Очень важно, что во всех этих постановках Тадеуш Кантор сам стоит на сцене и смотрит на видения и явления, которые сам же породил. Но он делает это так, как будто видит их в первый раз, очень эмоционально реагируя на происходящее.

Кантор умер накануне премьеры своего последнего спектакля «Сегодня у меня день рождения». Сохранились записи репетиций, на которых актеры не понимали, что делать, поскольку без самого Тадеуша Кантора его видения не работали. Но отменять спектакль не стали, роль Кантора сыграл один из артистов, и в результате стало понятно, что этого не может быть. Никто не может сыграть его, кроме него самого.

Пина Бауш

Пина Бауш формально относится к миру хореографии, но то, что она сделала, называется «танц-театром». Это нечто большее, чем танец, абсолютно свое направление. Некоторые вещи в творчестве Кантора и Бауш рифмуются — в частности, это детская память, которая оказывается и у того, и у другого художника очень сильной и порождает новые миры.

Пина Бауш создала свой театр в городе Вуппертале и прославила этот провинциальный индустриальный город на весь мир. Когда она была маленькой девочкой, жила недалеко от Вупперталя. У ее отца было кафе, и Бауш с трех лет наблюдала за тем, что там происходит. Люди ссорились, мирились, выясняли отношения, смертельно обижались друг на друга — происходили и комические, и трагические вещи.

что такое современный театр. Смотреть фото что такое современный театр. Смотреть картинку что такое современный театр. Картинка про что такое современный театр. Фото что такое современный театр

Балерины из труппы Пины Бауш танцуют Palais des Papes во Франции, 1995 год

Фото: Anne Christine Poujoulat / AP

Эта детская память претворилась в «Кафе Мюллер». Так же, как Тадеуш Кантор присутствует в своем спектакле среди порождений собственной фантазии и воспоминаний, Пина Бауш танцует в своей постановке.

Какой театр правильный

Театр в сознании россиянина — это такой дом с колоннами, в который мы приходим в семь часов вечера и попадаем в темный зал, в котором смотрим нечто. Обычно по сцене ходят какие-то люди, они говорят выученные слова по ролям. Зрители же оценивают их актерские умения. Они говорят: «Да, вот этот Гамлет играет на пятерку, а вот эта Гертруда — какая-то троечная». Конечно, такой театр никуда не делся, но это лишь один из великого множества способов существования театров.

Наверное, одна из главных проблем российского пространства заключается в некоем обрядоверии в области культуры: наше общественное мнение верит в существование каких-то вечных законов в искусстве, правильных и неправильных форм. В театральных вузах учат, как правильно ставить спектакли.

В современной реальности совершенно невозможно сказать, как это делать правильно, поскольку практически каждый режиссер, если он действительно значимая фигура, становится демиургом, творящим на сцене новую реальность, и каждый творит ее по своим законам.

Источник

Что такое современный театр? Разбираемся с экспертом Любимовки

Вокруг часто говорят о современном театре, а ты не знаешь, про что это и как его смотреть? Разобрались в этой теме с режиссёром Юрием Шехватовым, арт-директором фестиваля «Любимовка».

Кстати, фестиваль молодой драматургии «Любимовка» проходит в Москве — с 2 по 10 сентября. Вход свободный, нужно только пройти регистрацию — все подробности на сайте.

Что такое современный театр

Современный театр — это общее название для сразу нескольких направлений театрального перфоманса наших дней. Сюда входит:

Это далеко не весь список. Всё это формируется не на пустом месте — причиной тому изменчивое общество, новые технологии и сам зритель. Как и любая сфера, театр ищет новые способы реализации себя — как когда-то давно художники стали писать авангард после появления первых фотоаппаратов.

У зрителя сейчас другие чувства, окружение и реальность: показать Шекспира в традиционных костюмах прошлого, не меняя сюжета — уже слишком банально и просто (хотя по-своему прекрасно — не будем умалять значения и величия традиционного театра).

что такое современный театр. Смотреть фото что такое современный театр. Смотреть картинку что такое современный театр. Картинка про что такое современный театр. Фото что такое современный театр

Традиционный театр затрещал по швам ещё в 1960-х — время изменилось, мир уже встал на твёрдую почву после масштабной войны. Новые технологии развивались, а мораль — менялась, как и цели людей, их мечты и восприятие. Нужно было менять и театр — как раз в 1969 году мир услышал имя Роберта Уилсона — его до сих пор знают, как одного из самых известных режиссёров постдрамы. Если объяснять просто, постдрама — это когда театр не выглядит так, как мы себе его обычно представляем: на сцене может не быть актёров, может стоять бассейн с водой, а на фоне играть песня «Дельфина».

Вернёмся к Уилсону: его спектакли не были основаны на произведениях — они брали текст лишь как одну из многих составляющих, не делая его фундаментом. Уилсон размышлял образами и цветом; текстом, как отдельным от говорящего объектом. Поэтому его спектакли часто относят и к визуальному театру — те же «Сказки Пушкина».

Как раз в это время современный театр развивается во всём мире — похожие тенденции сохранились и до сих пор. Театр демократизируется, становится ближе к зрителю и берёт его в свою реальность. Например, променад-спектакли, где для того, чтобы увидеть спектакль, нужно его пережить — на зрителя (вернее будет назвать его актором) надеваются наушники и в голове звучит голос, который говорит что делать, куда смотреть и о чём думать. То же происходит в постановках, где зритель сам определяет концовку сюжета, решая, что будет дальше.

В России яркими представителями постдраматического театра являются Дмитрий Волкострелов (например, его «Лекция о ничто»), Всеволод Лисовский и его «Молчание на заданную тему».

что такое современный театр. Смотреть фото что такое современный театр. Смотреть картинку что такое современный театр. Картинка про что такое современный театр. Фото что такое современный театр

Почему современный театр часто отходит от изначального сюжета и содержания пьесы

Всё просто — это самостоятельное произведение. Как художественный фильм про историческую личность не претендует на подлинность всех показанных событий, так и современный театр не стремится к полному соответствию произведению. И так даже интереснее — можно увидеть, как интерпретируют один и тот же текст разные режиссёры, как играют одну и ту же роль разные актёры.

Резонанс в голове возникает, потому что мы видим не то, что ожидаем: это не тот образ театра, про который нам говорили в детстве. Это не то искусство, которое мы привыкли считать искусством — поэтому часто от тех, кому не понравилось современная постановка или любое другое произведение культурного труда можно услышать «Современное искусство — не для всех». Пожалуй, для всех — вот только отказаться от стереотипов и воспринимать происходящее на сцене без мыслей о том, «как дóлжно» — получается не у каждого.

Сейчас театр в России, по сравнению с театром в СССР, гораздо более свободный и многообразный. Театроведы придерживаются мнения: режиссёры, актёры и сценаристы гораздо меньше хотят быть похожими на кого-то — хотят вдохновляться работами прошлого, восхищаться работами настоящего, но создавать своё — отличное от всего.

Совместимость современного театра с школой морали (эту функцию часто приписывали традиционному театру прошлого) для многих становится нелогичной. Но театр сейчас — это про то, как показать изменчивость мира, формы, сознания. Время, пространство и люди подвижны — и это главный урок современного театра.

Какая роль теперь у зрителя

Как мы писали выше — зритель больше не вторичный элемент. Прошлый опыт зрителя, его воспоминания — также важны, как и видение автора и режиссёра. Смысл спектакля рождается не на сцене, а в голове тех, кто его смотрит — плохо это или хорошо, но сейчас происходит именно так.

«Ассоциативный ряд зрителя — это самое ценное в театре и искусстве вообще. Без зрителя ничего не происходит, зритель и его эмоции должны становиться всё более равноправными со всем остальным в театральном процессе».

Благодаря развитию наук о сознаниии человека в XX веке начинается погружение и художника в эти знания. Теперь художник размышляет о том, как зрители воспримут его произведение — эксперименты с воздействием на разные органы чувств, отрыв объекта от звука, осязательных ощущения от картинки или привычного образа.

Как понимать современный театр

Павел Руднев, один из крупнейших исследователей современного театрального процесса в России, считает, что быть зрителем — это отдельное искусство. Нет, это не значит, что теперь нужно заказать кучу книжек про театр и пересмотреть спектакли с ручкой и блокнотом — нужно уловить язык режиссёра спектакля, понять правила игры, по которым будет ясно, как воспринимать художника дальше. Иногда такого «коннекта» не случается — может, виноват и сам творец, а может, зритель не готов воспринимать то, что не близко его представлениям.

«Театроведы и критики могут помочь лучше разобраться в тонкостях той или иной постановки. Но такого понятия как «понимать» не должно быть вообще. Высказывание или трогает, или нет — это единственный критерий.

Если всё же возникает такой вопрос, то стоит определиться, с какой целью нужно распознавать эти тонкости. Если есть желание самому создавать театральные постановки — важно действительно разобраться, но это просто инструментарий как в любой другой профессии. Для восприятия непрофессионала пригодится скорее простая насмотренность.

Театром нужно просто наслаждаться. Я уверен, что главное в искусстве — ничего от него не ожидать, ни высокой морали, ни «правильности». Тогда всё случится».

Как разбираться в современном театре: читаем, слушаем и смотрим

От Яндекса есть гид по типам современного театра, написанный очень доступным языком — советуем.

Ещё можно послушать лекции Павла Руднева и его подкаст «В своём репертуаре» с Варварой Шмыковой (наверное, знаете по «Чикам»).

Из книжек рекомендуем «Апологию театра» В. В. Мирзоева — легко читается и хорошо совместимо с современными реалиями, без исторического занудства.

Вообще советуем подписаться в любых социальных сетях на аккаунты про театр, чтобы видеть, на кого сейчас стоит обратить внимание и на какой спектакль пойти на этой неделе. В группах подобного содержания часто выкладывают и уже отгремевшие спектакли.

Подпишитесь и на соцсети местных театров — точно не пропустите приезд иногороднего или иностранного коллектива и услышите о премьере первыми. Часто в таких группах бывают и онлайн-читки — обычно такое практикуют в частных театрах.

За кем следить в современном театре

« Сложно выделять конкретные имена. Но мне нравится, что делают Екатерина Августеняк, Светлана Петрийчук, Ася Волошина, Викентий Брызь. Есть имена, которые совсем на слуху, но их всё равно стоит произнести — это Иван Вырыпаев, Павел Пряжко, Михаил Дурненков. Из режиссёров для меня важны работы в театре и кино Виктора Рыжакова и Кирилла Серебренникова. Но не только, конечно».

Что по «Любимовке»

Крупнейший фестиваль молодой драматургии в России «Любимовка», который пройдет с 2 по 10 сентября впервые в театре «Современник», опубликовал на сайте полное расписание читок и специальных мероприятий.

В основной программе будут представлены 24 пьесы авторов из Москвы, Санкт-Петербурга, Рязани, Уфы, Львова, Баку, Минска, Владивостока, Софии, Казани, Екатеринбурга и Воронежа.

«Какие-то выводы можно делать уже после фестиваля, когда пьесы прозвучат — в этой возможности опробовать звучание текста и есть одна из главных задач Любимовки. Но на этапе чтения мне отдельно запомнились пьесы «Ленточки», «Местоимения меня», «Чёрная пурга» и «Семь первых работ Алины». Внимание стоит обратить и на пьесы Зухры Яниковой — яркий дебют с текстами сразу в двух программах фестиваля, что случается довольно редко».

Источник

Что такое современный театр

Вначале (у древних греков) театральных жанров было ровно два: трагедия и комедия. Потом, как известно, с миром случилось: христианство, Великое переселение народов, Крестовые походы, Возрождение, чума, технологический прогресс, Дарвин, Фрейд, «Черный квадрат», кинематограф, сексуальная революция, интернет, — и сингулярность маячит на горизонте. К XXI веку образовалось немыслимое множество видов театра. И все они перепутались. Чтобы хоть как-то в них разобраться, пробуем все распутать и разложить по полкам.

Текст: Антон Хитров, Алексей Киселев
19.12.18

Как это выглядит: Актеры на сцене перед зрителями разыгрывают вымышленные сюжеты.

Откуда взялось: Первые зафиксированные в истории спектакли — драматические. Фактически смысл представления в античном театре — декламационное исполнение пьесы. Главное в драме — пьеса, ее сюжет и фабула; словом — рассказываемая история. Впрочем, с появлением профессии режиссера в ХХ веке не менее важным стал способ рассказывания, нежели сама история. Именно в ХХ веке написаны все главные теоретические труды о театре; вот тут можно все их почитать.

Что посмотреть: Качественные спектакли, рассказывающие истории по старинке, идут в московских театрах «Студия театрального искусства» Сергея Женовача и «Мастерская Петра Фоменко». Наиболее прогрессивные драматические спектакли — в «Гоголь-центре», ЦИМе и в петербургском БДТ им. Товстоногова. Самые видные режиссеры-интерпретаторы: Константин Богомолов, Кирилл Серебренников, Юрий Бутусов. За пределами Москвы и Петербурга тоже много интересного.

Как это выглядит: Мужчины и женщины в роскошных костюмах на огромной сцене поют в сопровождении оркестра.

Откуда взялось: Принято считать, что опера сформировалась как вид театрального искусства в Италии в начале XVII века. Если в драме главное — история (или ее интерпретация), то в опере — музыка (и ее интерпретация). Впрочем, полтора века назад Рихард Вагнер убеждал мир, что опера — это встреча всех искусств, и в первую очередь драмы и музыки, — и убедил. Если в ХХ веке в драме трон занял режиссер, то в опере образовалось двоевластие: появился феномен режиссерской оперы, однако дирижер при этом не утратил позиций.

Что посмотреть: Более или менее традиционные оперные спектакли можно найти в Большом театре, Музтеатре им. Станиславского и Немировича-Данченко и в Мариинке. Один из важнейших оперных центров России — Пермский театр оперы и балета под руководством Теодора Курентзиса. А самые экстремальные эксперименты на территории жанра сконцентрировались в московском «Электротеатре Станиславский». Подробнее о самых интересных операх на территории России читайте тут.

Новый музыкальный театр

Как это выглядит: Вы уверены, что это музыкальное сочинение и что его нужно воспринимать глазами, а не только ушами, — но это совершенно точно не опера.

Откуда взялось: Новый музыкальный театр — собирательное название для всех театральных жанров, которые композиторы придумали в XX веке и продолжают придумывать сегодня как альтернативу опере. Например, инструментальный театр, возникший в 50-е годы: в нем актер и музыкант — одно лицо, а сама игра на музыкальном инструменте — часть визуального ряда.

Что посмотреть: В России такого рода спектаклей пока совсем немного: обязательны к просмотру «Проза» Владимира Раннева в «Электротеатре Станиславский» и «Звуковые ландшафты» Петра Айду в «Школе драматического искусства» со старинными театральными шумовыми машинами. В Европе и на международных фестивалях высматривайте спектакли Хайнера Гёббельса и Кристофа Марталера.

Как это выглядит: Изящные мужчины и женщины в облегающих трико грациозно двигаются под музыку.

Откуда взялось: Из придворных увеселений Франции XVII века. Техника танцев усложнялась вместе с музыкой; к XIX веку балет окончательно оформился как искусство физического воплощения музыки. В классическом балете (в отличие от современного танца) во главе угла — техника танцовщика. В современном — авторский метод хореографа.

Что посмотреть: За классикой нужно идти в Большой театр в Москве, в Мариинский и Михайловский — в Петербурге. За современным — в московский Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, екатеринбургский «Урал Опера Балет» и новосибирский НОВАТ (да, там все еще отличная балетная труппа).

Как это выглядит: Бодрые артисты весело поют и танцуют.

Откуда взялось: Оперетта — максимально легкомысленная мини-опера, в современном виде сформировалась как отдельный театральный жанр в середине XIX века. Мюзикл же возник сравнительно недавно — около ста лет назад; его родители — мюзик-холл, варьете, кабаре, бурлеск и прочие буржуазные увеселения начала века. Задача мюзикла столь же элементарна, сколь невообразимо трудна: собрать полный зал сто раз подряд, то есть быть понятным всем, уметь угодить каждому.

Что посмотреть: Классические оперетты вроде «Мистера Икс» и «Летучей мыши» идут в «Московской оперетте». За настоящим мюзиклом надо лететь в Нью-Йорк или Лондон. Впрочем, у московского отделения Stage Entertainment случаются большие успехи, и в Театре мюзикла идут отличные «Принцесса цирка» и «Все о Золушке».

Как это выглядит: Так, что невозможно точно установить, театр это или нет.

Откуда взялось: Термин придумал немецкий театровед Ханс-Тис Леман, так называется его докторская диссертация, ставшая самой популярной книгой о театре в XXI веке. Строго говоря, Леман называет постдраматическим театром эпоху, начавшуюся в 1960-е годы, когда театр окончательно освободился от примата драмы, сюжета и вообще нарратива как такового. Наличие истории в спектакле перестало быть необходимым. Самый наглядный пример режиссера эпохи постдраматического театра — Роберт Уилсон.

Что посмотреть: В России название книги Лемана стало известно сильно раньше того, как появился ее перевод. Поэтому постдраматическим театром у нас заочно стали называть все более или менее экспериментальное. Главный герой постдраматического театра в российском понимании термина — Дмитрий Волкострелов, создатель петербургского «театра post»; в первую очередь идти нужно на «Я свободен», «Диджей Павел» и «Лекцию о ничто». В Москве же всем интересующимся пограничными явлениями рекомендуется спектакль Всеволода Лисовского «Молчание на заданную тему».

Как это выглядит: Нам показывают что-то реальное или рассказывают о чем-то, что происходило на самом деле.

Откуда взялось: Первый полностью документальный спектакль — «Несмотря ни на что» про революционеров всех времен и народов — поставил немецкий режиссер Эрвин Пискатор в 1925 году. В советском авангардном театре 20-х годов тоже использовали документальные материалы. Но настоящий бум театра нон-фикшн начался в 60-х в Германии, Великобритании и США.

Что посмотреть: Самые крутые театральные документалисты сегодня — группа Rimini Protokoll. Если видите их в афише какого-нибудь фестиваля — непременно идите. В Москве нужно смотреть «Игру на барабанах» и, конечно, спектакли «Театра.doc», в Петербурге — «Топливо». В регионах популярен жанр «городского вербатима» — спектакля, основанного на интервью с жителями города; из удачных примеров — воронежский «День города» и новосибирская «Пыль».

Как это выглядит: Это когда неодушевленные вещи на сцене — свет, цвет, предметы и материалы, из которых они сделаны — занимают вас не меньше, чем люди, и точно больше, чем слова.

Откуда взялось: Визуальная революция охватила театр на рубеже XIX–XX веков, вместе с появлением режиссуры. Из некоторых легендарных спектаклей начала прошлого столетия — например, из «Гамлета» Гордона Крэга в Московском художественном театре и оперы футуристов «Победа над Солнцем» — современники запомнили решение пространства лучше, чем работу артистов и трактовку пьесы. Пионером визуального театра в его сегодняшнем виде считают американца Роберта Уилсона.

Что посмотреть: Самого Уилсона — «Сказки Пушкина» в московском Театре наций и «Травиату» в Пермской опере. А еще — спектакли Дмитрия Крымова в Москве и «Инженерного театра АХЕ» в Петербурге.

Театр кукол / театр анимации

Как это выглядит: Взрослые люди невозмутимо манипулируют разнообразными предметами.

Откуда взялось: По всей видимости, из детства. Чуть ли не в каждой культуре есть собственная традиция театра кукол — от Китая и Индии до Италии и Камбоджи. Генеральный принцип: на глазах у изумленной публики неживое становится живым. Вопреки распространенному заблуждению, театр кукол совершенно не обязательно ориентирован на детей. Об этом и других заблуждениях можно почитать вот здесь.

Что посмотреть: В Москве — спектакли Бориса Константинова в Театре им. Образцова и всё в театре «Тень». В Петербурге есть два удивительных независимых театра кукол: «Кукольный формат» и Karlsson Haus, а в Большом театре кукол каждую осень проходит лучший международный фестиваль театра кукол «БТК-фест». Среди режиссеров, ставящих по всей стране, есть безусловный чемпион предметного театра (театра анимации / фигуративного театра) — Яна Тумина.

Как это выглядит: Как обычный цирк, только красивее, осмысленнее и без дрессированных животных. «Старый цирк» — про невероятные умения, новый — про цельный замысел, эстетику и настроение.

Откуда взялось: Новый цирк придумала в 70-х дочь Чарли Чаплина Виктория вместе со своим мужем Жан-Батистом Тьерре. А спустя десять лет в Канаде появился «Цирк дю Солей» — самая знаменитая и успешная компания, работающая в этой сфере. Подробнее о том, что такое новый цирк и откуда он взялся, можно почитать вот тут.

Что посмотреть: Главное лицо нового цирка в России — клоун Слава Полунин, а главный спектакль Славы Полунина, если вы вдруг не знали, — «сНежное шоу». Еще можно посмотреть «Антикварный цирк» в Москве и «Упсала-цирк» в Петербурге. И не пропускайте гастроли «Цирка дю Солей»: они нередкие гости в России.

Как это выглядит: Вы (как правило) в маске или в наушниках перемещаетесь в свободном режиме, спектакль происходит вокруг вас.

Откуда взялось: Слово immersive переводится с английского как «погружающий». Эксперименты с разного рода интерактивными театральными формами устраивались в Европе и США неоднократно и в прошлом веке, но только с возникновением британской группы Punchdrunk в начале XXI века и их флагманского проекта «Sleep No More» об иммерсивном театре заговорили как о самостоятельном направлении. На входе в особняк зрители надевают маски и отправляются бродить по этажам, где в каждом закутке происходит что-то таинственное.

Что посмотреть: Прямая реплика «Sleep No More» в Москве — иммерсивное шоу «Вернувшиеся» по мотивам пьесы Ибсена «Привидения»; точное соблюдение канона Punchdrunk. Из необычных и самобытных — в краснодарском «Одном театре» недавно выпустили иммерсивный спектакль Сергея Чехова «Жизнь мертвецов»: публике предлагается путешествие в загробный мир и обратно. Больше примеров — в нашей подборке 10 самых интересных иммерсивных спектаклей России на данный момент.

Как это выглядит: Ярко загримированные ходулисты, клоуны и шпагоглотатели надувают мыльные пузыри и дышат огнем под разухабистые марши духового оркестра.

Откуда взялось: Из средневековой Европы. Строить театральные здания еще никому в голову не приходило, бродячие труппы выстраивали подмостки на площадях и использовали все доступные средства для привлечения внимания публики. От площадного театра один шаг до цирка, но столько же и до стендапа, карнавала и, главное, до традиционной комедии положений, истоки которой нетрудно обнаружить на итальянских площадях эпохи Возрождения в импровизационных выступлениях трупп commedia dell’arte.

Что посмотреть: В теплое время года повсеместно проходят фестивали уличных театров. Самые самобытные российские коллективы — «Высокие братья», «Огненные люди», есть отличные уличные шоу у москвичей Liquid Theatre и петербуржцев «АХЕ».

Как это выглядит: На фабрике, в лесу или торговом центре артисты исполняют нечто заготовленное для специально собравшейся публики.

Откуда взялось: Сам термин site-specific обозначает примерно «пространственно ориентированный». Опыты исполнения спектаклей за пределами театральных сцен случались на протяжении всей истории театра, но в особое направление сайт-специфический театр обособился в середине прошлого века вровень с возникновением хеппенинга. Если в драматическом театре основой спектакля служит пьеса, в музыкальном — партитура, то в сайт-специфическом — пространство со всеми его особенностями: историей, акустикой, архитектурой, атмосферой и так далее.

Что посмотреть: В Москве — «Remote Moscow» компании Rimini Protokoll; спектакль, декорациями которого служат улицы города. В Петербурге действует стрит-арт-театр под названием «Театр. На вынос», все спектакли которого сайт-специфические. Там же проходит ежегодный фестиваль «Точка доступа», специализирующийся на спектаклях вне театральных зданий (в лифтах, на пароходе, в торговых центрах). А в городе Губаха Пермского края проводят ландшафтный фестиваль, все спектакли которого играются под открытым небом на закате.

Как это выглядит: Сюрреалистические спектакли с участием людей с особенностями развития.

Откуда взялось: Арт-терапия — достояние ХХ века. А конкретно театральные практики, нацеленные на социализацию и личностный рост людей с особенностями развития, получили распространение около тридцати лет назад.

Что посмотреть: В Москве «Театр простодушных», «Открытое искусство», ИТС «Круг» и «Круг II» создают такие спектакли с особыми актерами, от которых невозможно оторвать глаз; ужасно красивые, трогательные, а иногда и выдающиеся в чисто профессиональном смысле. В Петербурге режиссер-интеллектуал Борис Павлович время от времени на разных площадках выпускает спектакли с подопечными фонда «Антон тут рядом»; его новая (в некотором роде иммерсивная) работа «Разговоры» номинирована на «Золотую маску».

Как это выглядит: Как обычный драматический театр, только голоса актеров вы слышите в записи. И иногда там еще есть текст от автора.

Откуда взялось: Радиотеатр — настолько самоочевидная идея, что он возник практически сразу, как только появилось радиовещание. В 20-х и 30-х, до распространения магнитной звукозаписи, это был театр в полном смысле слова: артисты разыгрывали пьесу в прямом эфире.

Что послушать: Из нового — любой выпуск подкаста «Стереотеатр», который выпускает фестиваль «Любимовка» совместно с радио «Глаголев FM». Из классики — «Алису в Стране чудес» с песнями на стихи Высоцкого и «Мартина Идена» в постановке Анатолия Эфроса.

Как это выглядит: Кукольный мюзикл. Документальный цирк. Балет с участием оперных певцов и артистов драмы. Любые комбинации.

Откуда взялось: Идеями синтетического театра, то есть такого театра, в котором соединяются сразу все главные жанры, бредили едва ли не все реформаторы театра XX века от Александра Таирова до Роберта Уилсона. Привело это к тому, что на сегодняшний день жанров в чистом виде практически не существует. Как правильно заметил поэт Оксимирон: «Все переплетено».

Что посмотреть: «Нуреев» Кирилла Серебренникова в Большом театре — это одновременно балет и опера при участии актеров драмы. «The Marusya» костромской компании Dialogue Dance — гибрид стендапа и современного танца. «Художник извне и изнутри» Дмитрия Волкострелова и Дмитрия Ренанского — фактически инсталляция культурологического исследования. А окажетесь на Бродвее — посмотрите «The Lion King». Это кукольный мюзикл.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *