что такое размер нисаба

Закят в Исламе

Закят в Исламе — что это и какая сумма

Закят, в переводе с арабского «очищение», является четвертым из пяти столпов Ислама. Цель его состоит в том, чтобы помочь верующему очиститься от привязанности к материальным благам и способствовать развитию солидарности между мусульманами. Закят приносит пользу самым бедным членам общины, помогая им удовлетворять свои потребности без необходимости просить милостыню.

Важно отметить, что закят отличается от добровольной раздачи милостыни (садака). Он не просто поощряется в исламе – это обязательное предписание для всех мусульман, обладающих достатком. В Коране есть более 80 аятов о закяте.

Например, «…и устанавливайте молитву, и подавайте закят, и какое бы добро вы ни делали – вы найдете его у Аллаха. Воистину, Аллах видит то, что вы делаете». (Сурат Аль-Бакара: 110)

Кто должен давать закят и что такое нисаб

Обязанность по уплате закята возлагается на каждого мусульманина, владеющего имуществом равным или превосходящим размер нисаба. Будь то мужчина или женщина, молодой или старый, здравомыслящий или сумасшедший.

Нисаб – это мера оценки состояния человека, которая является точкой отсчета для выплаты закята. Мусульманин, не обладающий имуществом, удовлетворяющим размеру нисаба, не обязан давать закят.
Кроме оценки размера, нисаб должен удовлетворять двум условиям:

Так как закят является одним из видов поклонения, важно иметь правильное намерение на его выплату. Понятно что траты одного человека на удовлетворение нужд могут сильно отличаться от трат другого. Но ни один искренний мусульманин не будет пытаться спрятаться за этикеткой потребительской корзины, чтобы уклониться от выплаты закята.

С какого имущества должен выплачиваться закят

Установление размера нисаба применяется к серебру, золоту, современной валюте и домашнему скоту, находящемуся во владении человека. При его расчете не подсчитывают годовой размер дохода наемного работника.

Закят обязательно должен быть выплачен с четырех категорий имущества:

В Коране сказано: «… отдавайте из имущества, которое вы заслужили (с честью), и с плодов земли, которые мы произвели для вас…» (Сура Аль-Бакара: 267).

Нет закята на драгоценные камни независимо от их стоимости. В том случае если они не предназначены для продажи, а используются в качестве личных украшений.

Получатель закята

Категории людей, имеющих право на получение закята, перечислены в Коране:

«Милостыня предназначена для бедных и нуждающихся; и тех, кто нанят для управления сбором (закята); и тех, чьи сердца были (недавно) примирены (с истиной); для тех, кто в рабстве, в долгу, и для дела Аллаха, и для путника…» (Ат-Тауба: 60).

В этом аяте Аллах перечислил людей, которые нуждаются в помощи общества:

Кроме этого деньги от закята можно тратить на дело Аллаха, например распространение религии. Но постройка мечетей, школ, больниц и других общественных объектов к этому не относится. Также часть средств отводится на оплату труда служащих, занимающихся сбором и распределением закята.

Все имущество, которым обладает человек – это милость Аллаха, которой он наделяет кого пожелает. Ислам рассматривает закят не как благотворительность в современном понимании, а как приказ Аллаха возвращать часть богатства и распределять согласно Его приказу между теми, кто нуждается в покровительстве. Таким образом в исламском обществе решается проблема социальной поддержки малообеспеченных и укрепление единства.

Поделитесь с друзьями в социальных сетях:

Источник

Кто платит закят

Условия, при которых выплата закята обязательна

Закят выплачивается ежегодно со всех денежных единиц (валют), золота и серебра. Если все это в совокупности равно стоимости 84,8 г золота[1] (нисаб) и данная сумма, уменьшаясь или увеличиваясь, хранилась в течение года и по истечении года является равноценной указанной стоимости (84,8 г золота) или превышает ее, то в этом случае с общей суммы выплачивается 2,5% закята[2].

К примеру, по состоянию на 7 ноября 2017 года, по данным Центрального банка РФ, учетная стоимость одного грамма аффинированного[3] золота составила 2 395,72 рубля.

84,8 г золота = 203 157 рублей (на 7 ноября 2017 г).

Кто платит закят, а кто нет

В случае, когда человек является должником, что не позволяет ему иметь упомянутую сумму, или не имеет минимальных условий для нормальной жизнедеятельности (собственного жилья, минимального количества мебели, самой необходимой одежды и т.д.) и откладывает деньги для их приобретения, то он не обязан выплачивать закят.

Закят не выплачивается с личного имущества (с квартиры, машины, дачи, оргтехники и т. п.), а также с драгоценных камней и металлов (кроме золота и серебра)[4].

Что касается золотых и серебряных украшений, то мнения о выплате закята с них следующие:

ханафитские богословы утверждают, что закят выплачивается ежегодно со всех форм золота и серебра, независимо от того, лом это (бесформенное золото, слитки) или драгоценности, используется это или хранится без использования;

богословы ханбалитского и шафиитского мазхабов считают, что если хозяева пользуются золотом или серебром, то закят с них не выплачивается. Если же хранят без применения или ношения, то раз в год выплата с них закята обязательна[5];

богословы маликитского мазхаба утверждают, что если украшения используются хозяевами, то закят с них не выплачивается. Если же золотые или серебряные украшения хранятся в качестве материальных ценностей для использования в случае необходимости (в трудных финансовых ситуациях) или есть намерение использовать их в последующем (например, в качестве приданого дочерям или подарка невесте), то закят с них выплачивается ежегодно.

Закят не выплачивается близким родственникам: отцу и матери, деду и бабушке, прадеду и прабабушке, сыну и дочке, внуку и внучке, правнукам и правнучкам[6]. Также нельзя выплачивать закят жене. Всем остальным родственникам можно и даже предпочтительно выплачивать закят, если они относятся к вышеупомянутым в аяте категориям людей. При выплате закята родственникам лучше придерживаться следующей последовательности: братьям, сестрам, племянникам, дядям по матери, тетям по матери, затем их детям (двоюродным братьям, сестрам) и т. д.[7]

Важно помнить, что люди, которые (1) располагают минимальными средствами для существования (собственным жильем, самыми необходимыми предметами быта и т. д.) и, (2) не включая ежемесячные расходы, обладают нисабом (то, что составляет стоимость 84,8 г золота), не имеют права получать закятные деньги, относя себя к первым двум вышеперечисленным категориям, а, наоборот, сами должны выплачивать закят.

Закят и бизнес

Люди, занимающиеся торговлей, чьи деньги постоянно находятся в торговом обороте, выплачивают 2,5% закята 1 раз в год с тех денег, которые находятся в товарообороте (оборотные средства), если вложения эти прибыльны, а не убыточны. В то же время с того, что используется для ведения торговли (а это основные фонды — офисы, транспорт, оргтехника и т. д.), закят не выплачивается[8].

Те, кто имеет собственные предприятия по добыче нефти, золота, алмазов и иных ценных ископаемых и драгоценных металлов, добываемых из-под земли, по мнению большинства ученых, должны платить закят в размере 20% от стоимости получаемой продукции. Данное каноническое утверждение основано на хадисе: «[Закят] с клада — пятая часть»[9]. «В этом случае закят должен выплачиваться в размере 20% от стоимости всего ценного, что добывается из-под земли», — прокомментировали этот хадис исламские богословы, в числе которых Абу Ханифа и Абу ‘Убейда.

Закят с урожая

«Ешьте, употребляйте в пищу плоды в период плодоношения [возможен частичный сбор плодов для собственных нужд до полного их созревания, а также для выплаты закята, а вот уже после полного созревания] передавайте[10] соответствующую часть урожая сразу после жатвы (сбора) [в качестве обязательной милостыни (закята): десятая часть урожая — если все выросло самостоятельно при дождевом орошении; двадцатая — если хозяину приходилось участвовать в поливке, орошении угодий, нести в связи с этим физические и финансовые затраты]. И не расточительствуйте [не тратьте на то, что бесполезно, а тем более — вредно; не раздавайте все на благотворительность, оставив семью на предстоящий год без пропитания, уповая на Бога, мол, Он поможет]. Воистину, Он [Господь миров] не любит расточительных [неразумно использующих предоставленные на время и с определенным Божьим замыслом мирские блага]» (см. Св. Коран, 6:141).

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) оговорил: «Не выплачивается закят с золота, пока вес его не будет равен двадцати мискалям». См., например: Аль-Кясани. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘ [Редкостные искусства в упорядочении законодательства]. В 10 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1997. Т. 2. С. 410.

Один мискаль, применительно к золоту, равен 4,24 г, что дает в результате 84,8 г. См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’ [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988. С. 404.

[2] Пример: с того момента, как в бюджете человека или семьи накопилась сумма, эквивалентная 84,8 г золота, начинается отсчет года. Например, 1 ноября 2015 года была отложена такая сумма (эквивалент 84,8 г золота). Это фиксируется и на год забывается. Через год (1 ноября 2016 года) подсчитывается итог отложенных сбережений. Предположим, сумма возросла до 10 000 евро, тогда с нее платится закят, то есть 250 евро. Еще через год накопилось 100 000 евро (да пожелает Всевышний и большего), значит, размер выплат составит 2 500 евро. И так далее.

[3] Аффинаж, аффинирование [фр. affinage — очистка] — разновидность рафинирования металлов — получение благородных металлов (серебра, золота, платины и др.) высокой чистоты.

[4] Аль-Джазири А. Аль-фикх ‘аля аль-мазахиб аль-арба‘а [Исламское право согласно четырем мазхабам]. В 5 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. Т. 1. С. 541.

[6] См.: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра [Современные фетвы]. В 2 т. Бейрут: аль-Калям, 1996. Т. 1. С. 283.

[7] Аль-Джазири А. Аль-фикх ‘аля аль-мазахиб аль-арба‘а. Т. 1. С. 563.

[8] См., например: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. Т. 1. С. 603.

[9] Хадис от Абу Хурайры, Ибн ‘Аббаса, Абу Са‘ляба, а также от Джабира и Ибн Мас‘уда; св. х. Ибн Маджа, ат-Табарани и др. См., например: Ибн Маджа М. Сунан. С. 271, хадис № 2509 и 2510, оба «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 367, хадис № 5926, «сахих»; аль-Кардави Ю. Фикх аз-закя. Т. 1. С. 434.

[10] Передается это тем же восьми категориям людей, кому выплачивается и ежегодный закят, первыми среди которых являются малоимущие родственники человека, собравшего урожай.

Источник

Нисаб для выплаты закята в 2021 году

что такое размер нисаба. Смотреть фото что такое размер нисаба. Смотреть картинку что такое размер нисаба. Картинка про что такое размер нисаба. Фото что такое размер нисаба

Верующие мусульмане, в надежде заслужить милость Аллаха и выполняя Его предписания, часто сталкиваются с таким понятием, как «нисаб для выплаты закята». Что такое нисаб, и почему он важен в вопросе выплаты ежегодной милостыни?

Закят – ежегодная выплата мусульманином 1/40 части своего имущества в пользу нуждающихся. Закят избавляет сердца от скупости, очищает имущество и пробуждает в людях милосердие. Это четвертый столп Ислама и один из самых важных обрядов поклонения Аллаху.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Оберегайте ваше имущество выплатой закята» (Абу Давуд).

Для выполнения этого ваджиба мусульманин должен обладать некоторыми характеристиками: он должен быть верующим, разумным, совершеннолетним, свободным и состоятельным. Состоятельным мусульманином считается тот, кто владеет имуществом или деньгами в размере нисаба за вычетом долгов и предметов первой необходимости.

На своем официальном сайте Духовное управление мусульман России (ДУМ РФ) приводит обозначение нисаба: «Нисаб – это мера богатства, установленная исламом, обладая которым человек обязан выплачивать закят. Нисаб для выплаты закята составляет сумму денежных единиц (валют) золота и серебра, которая в совокупности равна стоимости 84,8 грамм золота или 561 грамма серебра».

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Закят не выплачивается с имущества, которым человек не владеет в течение целого года» (Абу Дауд).

Таким образом, нисаб для выплаты закята – это минимальный размер состояния, имеющегося в распоряжении мусульманина целый год, с которого ему необходимо выплачивать закят. Пожертвование выплачивается в размере 2,5 процента от состояния человека, превышающего размер нисаба.

ДУМ РФ также обозначает виды имущества, которое входит в исчисление нисаба: золото, серебро, деньги, предметы торговли, а также скот (верблюды, коровы, овцы и козы) и продукты земледелия (плоды и зерновые). Предписанный нисаб для выплаты закята в 2020 году рассчитывается из эквивалента в 84,8 грамм золота.

По данным Центрального банка РФ, цена 1 грамма золота составляет 4087 рублей. Это означает, что нисаб от имущества, обладание которым позволяет выплачивать закят, составляет 346 000 рублей или больше.

В то же время, каждый регион России вправе устанавливать собственный размер нисаба, руководствуясь результатами мониторинга актуальных цен. Так, в 2020 году ДУМ Татарстана объявило на своем официальном сайте об установлении минимального размера нисаба с 230 тысяч рублей (в 2019 году) до 280 000 рублей.

Всевышний Аллах сказал в Коране: «Тем, кто жертвует свое имущество ночью и днем, втайне и открыто, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены» (Сура «Корова», аят 274).

Получатели закята – сироты, вдовы, бедняки, должники, путники, сборщики закята, новообращенные в Ислам и мусульманское духовенство. В России закят можно отдать в мусульманскую благотворительную организацию, которая занимается сбором и перечисление закята на нужды обездоленных, как фонд «Солидарность».

Источник

Закят

что такое размер нисаба. Смотреть фото что такое размер нисаба. Смотреть картинку что такое размер нисаба. Картинка про что такое размер нисаба. Фото что такое размер нисаба

Закят в Исламе это один из пяти столпов мусульманской религии, одна из основ, выполнение которой является важнейшей обязанностью мусульманина, если он в состоянии ее исполнить.

Предписания Ислама в выплате закята распространяются только на мусульман, для немусульман, проживающих на территориях исламского государства устанавливается фиксированная сумма налога, составляющая 10%.

Смысл закята в Исламе

Закят – это не просто налог, в Исламе это важнейший социально-экономический институт, который призван утвердить в мусульманском обществе принципы справедливости, который затрагивает в обществе многие аспекты жизнедеятельности. Выплата закята означает по Шариату, что нажитое богатство мусульманина и его доходы не являются греховными. В мусульманских странах действую открытые благотворительные организации, которые занимаются сбором и распространением закята.

Не следует путать такие понятия, как «закят» и «садака», поскольку закят является обязательной милостыней в Исламе, а садака – милостыня добровольная. Закят как выплачивать и его размер определяет Шариат один раз в год и на определенных условиях. Милостыня садака выплачивается по Исламу в том размере, в каком считает нужным сам мусульманин, и он может выплатить ее в любой момент и в неограниченном количестве.

Всевышний Аллах, возложив на мусульман обязанность выплаты закята, проявил огромную милость и глубокую мудрость, ведь в закяте очень много пользы: это и борьба с бедностью, и усиление братства между мусульманами, и воспитание в мусульманах щедрости, очищение от жадности и от скупости сердец, придание бараката материальному состоянию человека, а также преувеличение имущества мусульманина и защита его от бед, и даже болезней.

Оставление выплаты закята

По своей сути закят является собственностью бедных мусульман, нуждающихся, поэтому мусульманину, который не выплатит в земном мире закят, все равно придется вернуть его тем, кто в нем нуждался, но не получил его, в Ахирате. Поэтому после смерти мусульманина его родным с того имущества, которое осталось после покойного, следует в первую очередь выплатить закят, если у него есть долги по закяту, и только после этого можно начинать исполнение завещания.

Если мусульманин отрицает обязательность закята, то он впадает в неверие, а если мусульманин закят выплачивать отказывается, то мусульманский правитель должен забрать у него закят и раздать нуждающимся.

Для тех мусульман, которые не выплатили закят, в Судный день уготованы особые мучения, которые будут настолько же суровыми, насколько грешник нарушил его выплату: все то серебро и золото, с которых они не выплатили закят, будут прикладывать раскаленным к их телу со словами: «Это ваше состояние, с которого вы не выплатили закят и которое хранили, теперь вкусите наказание из-за него». Если же мусульманином не был выплачен закят со скота, то такая скотина, в Судный день превратится в самых крупных животных, которые будут бодать грешника и топтать его до самого момента завершения допроса людей, который будет проходить на Махшаре. Имущество, с которого закят не будет выплачен, превратится в больших ядовитых змей, у которых между глаз будет два пятна, и эти змеи свернутся вокруг шеи грешника и скажут ему, что они – то самое имущество, с которого не выплатил закят грешник.

что такое размер нисаба. Смотреть фото что такое размер нисаба. Смотреть картинку что такое размер нисаба. Картинка про что такое размер нисаба. Фото что такое размер нисаба

Размер закята и облагаемая часть

Размер закят равняется одной сороковой части (два с половиной процента) от имущества мусульманина, которую он выплачивает в пользу нуждающихся.

По Шариату, закятом облагается: серебро и золото, крупный рогатый и мелкорогатый скот и верблюды, торговый товар, фрукты и финики, виноград и зерновые сельскохозяйственные культуры, полезные ископаемые и найденные клады.

Выплата со скота

Если у мусульманина есть крупнорогатый скот или овцы, то, когда их поголовье достигнет нисаба или закятооблагаемого минимума или выйдет на большее количество, которое не уменьшится за год и будет находиться на выпасе большую часть года, то по Исламу закятом этот скот также облагается.

Размер закята с крупнорогатого скота определяется таким порядком:

Закят за стадо овец выплачивается в таком порядке:

что такое размер нисаба. Смотреть фото что такое размер нисаба. Смотреть картинку что такое размер нисаба. Картинка про что такое размер нисаба. Фото что такое размер нисаба

Выплата с золота и серебра

Сколько закята следует выплачивать с серебра и золота, решается таким порядком: за 85 граммов или 20 мискаль золота, которое будет находиться в собственности человека на протяжении года, а также за 595 граммов или 200 дирхамов серебра придется выплатить сороковую часть или 2,5 процента, независимо от того, в монетах или в слитках находится у мусульманина золото и серебро, в виде украшений женских или мужских.

Калькулятор закята с золота, серебра и сбережений

Закят с зерновых

С урожая пшеницы или с других зерновых культур закят следует платить с каждых пяти вуску или девятисот литров. Десятая часть выплачивается в качестве закята с того урожая, который поливался только дождем. С урожая, полученного с помощью искусственного орошения, выплачивают закят в размере двадцатой части. Если же на искусственном орошении была выращена только половина урожая, то с такого урожая выплачивают пятнадцатую часть.

Закят с товара

Для тех предпринимателей, которые занимаются торговлей, также положена выплата закята, если общая сумма его товара достигает нисаба. В закятооблагаемую сумму не входит то имущество, которое было куплено на прибыль от торговли – машина, дом, земля и подобное. В шафиитском мазхабе закят нельзя отдавать товаром – следует его стоимость перевести в деньги и отдать его деньгами.

Если нашел клад

Если мусульманин находит клад, то ему следует выплатить закят с него в размере пятой части.

что такое размер нисаба. Смотреть фото что такое размер нисаба. Смотреть картинку что такое размер нисаба. Картинка про что такое размер нисаба. Фото что такое размер нисаба

Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)

Источник

Как рассчитывать нисаб денежных средств?

Известно, что во времена Пророка, мир ему и благословение Аллаха, не было бумажных денег. В обращении были, главным образом, серебряные дирхемы, которые чеканили в Сасанидском Иране, и золотые динары из Византийской империи. При халифе ‘Умаре ибн аль-Хаттабе появились первые исламские дирхемы, а при халифе ‘Абд-аль-Малике ибн Марване — золотые исламские динары. Бумажные деньги хотя и появились в Китае в Средние века, но начали распространяться в Европе, России и Северной Америке лишь в XVIII веке. В Османской империи бумажные куруши вошли в обращение в 1840 г. при султане ‘Абдуль-Маджиде I.

С тех пор бумажные банкноты прочно вошли в обиход и стали универсальным средством обмена, заменив собой золото и серебро. Более того, стоимость золота и серебра теперь исчисляется в денежном выражении. Поэтому современные законоведы единодушны в том, что именно бумажные деньги сегодня составляют основу сбережений частных лиц и капиталов компаний, и поэтому с них надлежит выплачивать закят [1].

Законоведы также единодушны в том, что минимальная сумма денег, с которой полагается выплачивать закят, оценивается по стоимости золота или серебра — по аналогии с предметами, предназначенными для торговли.

Передают со слов ‘Али ибн Абу Талиба, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Ты не должен выплачивать закят, если у тебя денег меньше двадцати динаров. А если у тебя есть двадцать динаров, которыми ты владел в течение одного года, то ты должен выплатить с них половину динара. Если денег будет больше, то закят следует подсчитывать из такого же расчета. Закят не выплачивается с имущества, которым человек не владеет целый год» (Ахмад, Абу Давуд и аль-Байхаки).

Во времена Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, один динар весил один мискаль и содержал 4,25 г чистого золота. Получается, что 20 динаров содержали 85 г золота.

В другом хадисе сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Я разрешил вам не выплачивать закят с ваших лошадей и рабов, но выплачивайте его с вашего серебра. С сорока дирхемов выплачивайте один дирхем. Сто девяноста дирхемов не облагаются закятом. А если их будет двести, то выплачивайте с них пять дирхемов» (Абу Давуд, ан-Насаи, ат-Тирмизи и Ибн Маджа).

Во времена Посланника, мир ему и благословение Аллаха, дирхем весил 0,7 мискаля. Следовательно, 200 дирхемов весили 190 мискалей и содержали 595 г чистого серебра.

Таким образом, в случае золота нисаб — облагаемый закятом минимум — равен 85 г чистого золота (999 проба или 24 карата), а в случае серебра — 595 г чистого серебра. Во времена Пророка, мир ему и благословение Аллаха, 200 серебряных дирхемов стоили примерно 20 золотых динаров. Однако впоследствии цены на серебро начали падать, и между законоведами возникли разногласия по поводу того, какой из двух металлов следует брать за основу для расчета нисаба.

Одни считают, что нисаб следует рассчитывать по цене золота, потому что в настоящее время золото считается основным драгоценным металлом и цена на него относительно устойчива. Шах Валиаллах ад-Дахляви рассматривал нисаб как прожиточный минимум для семьи, состоящей из мужа, жены и ребёнка или слуги, в течение года [2], что в нынешних условиях теряет смысл, если подсчитывать нисаб по серебру.

Кроме того, разница между нисабом денежных средств и нисабом скота не должна быть очень большой. В пользу этого свидетельствуют слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Если кто обязан отдать в качестве милостыни четырехлетнюю верблюдицу, но у него ее нет, пусть отдаст трехлетнюю, а вместе с ней — двух овец или двадцать дирхемов» (аль-Бухари). Получается, что в те времена на двадцать дирхемов можно было купить двух овец. Если учесть, что нисаб овец равен 40 головам, то такое стадо стоило примерно 400 дирхемов, то есть всего лишь в два раза больше нисаба серебра. Но если рассчитывать нисаб наличных денег по серебру в наше время, то в большинстве стран на эти деньги можно будет купить одну-две овцы. Говоря другими словами, для расчёта нисаба нужно брать за основу золото, а иначе разница между нисабами получается огромная.

По мнению других законоведов, нисаб денежных средств должен рассчитываться по нисабу того из двух драгоценных металлов, который дешевле, и это мнение опирается на несколько контраргументов.

Во-первых, равенство нисабов некоторых видов имущества в ту или иную эпоху не является шариатским установлением. Нисабы для каждого вида имущества определены Аллахом и вовсе необязательно, чтобы все они были равноценны. Если бы основой в данном вопросе была определённое количество имущества, то было бы разумным объединять различные виды имущества для того, чтобы они вместе образовали нисаб. Однако такого не говорил никто из авторитетных имамов, за исключением того, что касается имущества, предназначенного для торговли. Кроме того, в таком случае нисабы всех видов имущества рассчитывались бы только по золоту и серебру, а это не так.

Во-вторых, хорошо известно, что и во времена Пророка, мир ему и благословение Аллаха, цены на различные виды товаров иногда росли, а иногда падали. Например, ‘Урва аль-Барики купил для Пророка, мир ему и благословение Аллаха, на один динар двух овец, а потом продал одну из них за один динар и вернул Пророку, мир ему и благословение Аллаха, один динар и овцу в придачу (аль-Бухари). Этот хадис указывает на то, что одна овца могла стоить по-разному, так как Урва купил овец за пол динара каждую, а продал за динар. В другом хадисе сообщается, что Ибн ‘Умар продавал верблюдов за динары, но во время совершения сделки брал дирхемы. Как-то раз он спросил об этом Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и тот сказал: «Нет проблем, если ты берёшь их по цене динара в тот день» (Абу Давуд). Иными словами, и в прежние времена соотношение цены золота и серебра менялось.

В-третьих, ни в Коране, ни в Сунне нет никаких указаний на то, что нисаб определяется прожиточным минимумом для семьи. Что же касается мнения имама ад-Дахляви, то оно опирается на его собственный иджтихад, за который богословы получают вознаграждение. Однако его высказывание не является шариатским доводом, на который опираются религиозные положения. Кроме того, даже первоочередные потребности людей, необходимые для сохранения жизни и поддержания здоровья, могут сильно изменяться в зависимости от их возраста, местонахождения и других факторов.

В-четвёртых, нисаб товаров, предназначенных для торговли, рассчитывается по золоту или серебру — по общему мнению ученых, считавших, что выплачивать закят с предметов торговли обязательно. Следовательно, нисаб денежных средств также должен рассчитываться аналогично. Как же рассчитывают нисаб предметов торговли? Законоведы разошлись во мнениях в данном вопросе. Аш-Шафи‘и считал, что их следует оценивать по тому из металлов, на который эти товары были куплены [3]. Абу Ханифа считал, что оценивать их следует в пользу нуждающихся [4]. Этого же мнения придерживались ханбалиты [5]. То есть, если предметы торговли достигли нисаба по цене любого из двух драгоценных металлов, то выплачивать закят с них обязательно. Поскольку в наше время товары покупают не за золото или серебро, то первое мнение не имеет значения. Остается только второе мнение, гласящее, что при расчёте нисаба следует учитывать интересы нуждающихся.

Подытоживая сказанное, можно сказать, что мнение второй группы законоведов сильнее, так как оно подкрепляется доводами из Сунны и мнениями авторитетных имамов. Наряду с этим оно защищает интересы нуждающихся мусульман и позволяет их обеспеченным единоверцам заслужить большую награду. А Аллах знает лучше!

Примечания

[1] Аль-Маусуа аль-фикхия. Кувейт: Министерство вакуфов и исламских дел. Т. 23. С. 267.

[2] Ад-Дахляви, Шах Валиаллах. Худжжа Аллах аль-балига. Бейрут: Дар аль-Джайль, 1426/2005. Т. 2. С. 66.

[3] Ан-Навави, Яхья ибн Шараф. Аль-Маджму‘ шарх аль-мухаззаб / Под ред. Мухаммада Наджиба аль-Мути‘и. Джидда: Мактаба аль-иршад, б/д. Т. 6. С. 23.

[4] Ибн аль-Хамам, Мухаммад ибн ‘Абд аль-Вахид. Фатх аль-Кадир. Бейрут: Дар аль-кутуб аль-‘ильмийя. Т. 2. С. 227.

[5] Ибн Дувеййан, Ибрахим ибн Мухаммад. Манар ас-сабиль. Амман: аль-Мактаб аль-ислями. Т. 1. С. 198.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *