что такое современный фрегат

ТОП-10 сильнейших фрегатов 2021 года

Самым сильным фрегатом современности, несущим боевую службу, по версии «МВФ» стал французский фрегат типа FREMM Aquitaine. Такой результат сильно отличается от тех утверждений, которые можно найти в российской и американской прессе — там каждый кулик свое болото хвалит.

Мы сделали этот рейтинг, безусловно, не серьезный, для того, чтобы выяснить — какой же фрегат в мире можно назвать самым сильным. Оказалось, что фрегат, который имеет сильное ударное, противокорабельное и защитное вооружение, большую дальность хода и высокую защищенность от радиопомех. В этом рейтинге мы сравнивали корабли типа «фрегат» различных ВМС мира по следующим принципам: наличие и количество ударного вооружения, современные системы противокорабельной обороны, современное зенитное вооружение, дальность плавания, мощность энергетической установки, год вступления в строй.

И вот что получилось:

1. Французский фрегат Aquitaine

Фрегат проекта FREMM оказался наиболее опасным по составу вооружения на борту. Этот корабль несет 16 крылатых ракет SCLAP и восемь корабельных ракет Exocet последней модификации. У кораблей проекта FREMM во французской модификации достаточно мощное противовоздушное вооружение.

Первый фрегат — Aquitaine — вступил в строй в 2012 году. Всего построено 8 фрегатов этого типа, хотя изначально французское морское ведомство планировало построить 16 кораблей. Но в 2011 планы поменялись — французы приступили к разработке нового типа фрегатов.

Фрегаты этого типа, кроме Франции, служат во флотах Египта и Марокко, но их вооружение существенно слабее: отсутствуют крылатые ракеты, а количество ПКР и ЗУР уменьшено до 8 установок каждого типа.

2. Российский фрегат «Адмирал Горшков»

Фрегат проекта 22350 мог бы занять и первое место по ударному вооружению, но, к сожалению, гиперзвуковые ракеты Циркон еще не приняты на вооружение, а крылатые ракеты Калибр делят пусковые шахты с ПКР Оникс. Но ситуация может исправиться, когда построят модифицированные фрегаты этого типа.

Первый фрегат — «Адмирал Горшков» в строй входил долго: его начали строить еще в 2006 году, испытания он проходил с 2012 года. В итоге флот принял его в свой состав только в 2018 году. Сейчас в строю два таких фрегата, еще один — заканчивает государственные испытания, и еще 8 фрегатов этого типа находятся в постройке.

3. Американский литторальный корабль USS Freedom

В США вместо фрегатов строят более приспособленные для борьбы с угрозами ближней морской зоны корабли — литторальные. И LСS USS Freedom — яркий их представитель. Он имеет меньшее, чем у других фрегатов, водоизмещение, при этом несет достаточно мощное вооружение.

С 2008 года построено 9 единиц, еще один корабль войдет в строй в ближайшее время. Нужно отметить, что параллельно с USS Freedom ВМФ США пополняется еще одним типом литоррального корабля — USS Independence.

4. Индийский фрегат Shivalik

С 2011 года индия строит собственные фрегаты проекта 17А, обладающие улучшенными характеристиками.

5. Итальянский фрегат Carlo Bergamini

Представитель семейства фрегатов типа FREMM в итальянском варианте несет меньшее вооружение, а один из кораблей построен в версии фрегата ПВО. Всего, как и у французов, построено 8 кораблей, первый из которых вошел в строй в 2013 году.

Итальянцы, как и французы, отказались от дальнейшего производства фрегата типа FREMM и разрабатывают собственный проект.

6. Южно-Африканский фрегат типа Valour

Первым фрегатом типа Valour стал SAS Amatola, он вошел в строй в 2006 году и был разработан на основе фрегатов типа MEKO. В отличие от оригинального проекта в типе Valour были широко внедрены стелс-технологии, а так-же переработана энергетическая установка, влияние которой на атмосферу снижено почти на 75%.

7. Индонезийский фрегат Raden Eddy Martadinata

Фрегат типа SIGMA 10514 вступил в строй индонезийских ВМС в 2017 году. Это — голландский проект многоцелевого фрегата для стран с растущими экономиками, Индонезия стала первым покупателем кораблей этого проекта. Всего корпорация Damen планирует построить не менее 20 таких кораблей, из которых шесть — для флота Индонезии. Построены две единицы.

8. Южно-Корейский фрегат Daegu

Фрегаты типа Daegu FFX-II строятся на замену уже устаревшим фрегатам типа Inchon. Построено 4 корабля, первый вошел в строй в 2018 году.

9. Китайский фрегат Xuzhou

Фрегат Xuzhou типа 54А вошел в строй в 2008 году и является одним из 32 кораблей этого типа. Это — самая массовая серия фрегатов в мире. Однако, исходя из нашего рейтинга, не самая продвинутая, даже среди своих погодок.

10. Норвежский фрегат Fridtjof Nansen

Фрегаты типа Fridtjof Nansen строились в середине 2000-х годов, было построено пять кораблей, первый из которых вошел в строй в 2006 году. Представитель этой серии — фрегат Helge Ingstad погиб в результате навигационной ошибки в ноябре 2019 года.

Мы решили не включать в этот рейтинг четыре класса фрегатов — датские типа Iver Huitfeldt, испанские типа F100, голландские типа De Zeven Provinciën и немецкие типа Sachsen, построенных в 2000 годах и фрегаты, построенные до 2000 года, потому что их ракетное вооружение уже нельзя назвать современным. В основном такие корабли вооружены системами противокорабельных ракет «Гарпун», устаревшими на сегодня системами ЗРК и полуавтоматическими артустановками. Безусловно, нои все еще могут прекрасно выполнять свои прямые обязанности — защищать ближнюю морскую зону. Но, в большинстве случаев, их служба закончится в ближайшее время и они будут заменены более современными образцами.

Источник

Военный флот России. Грустный взгляд в будущее. Фрегаты

В предлагаемой Вашему вниманию статье мы рассмотрим состояние и перспективы развития такого, в общем-то, нового для наших моряков класса кораблей, как фрегат.

В связи с тем, что в ВМФ СССР фрегаты не числились, отнесение кораблей советской постройки к данному классу находится целиком на совести автора. Из всех кораблей, которые были заложены в СССР и находились в ВМФ РФ по состоянию на 1 декабря 2015 г, теоретически, к фрегатам можно было бы отнести сторожевые корабли проекта 11540, последний «поющий фрегат» проекта 61 «Сметливый», а также, быть может, сторожевые корабли проектов 1135 и 1135М «Ладный» и «Пытливый». Однако «Сметливого» мы уже рассматривали в статье, посвященной эсминцам, а про СКР проекта 1135 поговорили в разделе корветов. Соответственно, остались только:

СКР проекта 11540 – 2 ед.

что такое современный фрегат. Смотреть фото что такое современный фрегат. Смотреть картинку что такое современный фрегат. Картинка про что такое современный фрегат. Фото что такое современный фрегат

Стандартное водоизмещение – 3 590 т, скорость – 30 уз, вооружение: 4*8 ПУ ЗРК «Кинжал», 2*4 ПУ ПКР «Уран» (нет на «Неустрашимом»), 2*3 ПУ ПЛУР «Водопад-НК», 1 РБУ-6000, 1*1 100-мм АУ АК-100, 2 ЗРАК «Кортик», ангар для 1-го вертолета Ка-27.

Всего было заложено три таких корабля: «Неустрашимый», «Ярослав Мудрый» и «Туман», но последний в строй не вводился, а в 2016 г было принято решение об утилизации недостроенного корпуса. Единственным отличием между «Неустрашимым» и «Ярославом Мудрым», насколько известно автору, стало отсутствие на первом пусковых установок ПКР «Уран» (при этом есть ли аппаратура управления этими ракетами, автор, увы, не знает).

Платой за вертолет и универсальность стал рост водоизмещения на 755 тонн и известное ослабление противолодочного вооружения. С одной стороны, за счет установки более современного и мощного ГАК МГК-365 «Звезда-М1» (и вертолета) поисковые возможности «Неустрашимого» существенно улучшились, но при этом вместо четырех ПЛУР, восьми торпедных труб и двух бомбометов корабль получил шесть ПЛУР «Водопад-НК» и один бомбомет.

Фрегаты проекта 11356 – 3 ед

что такое современный фрегат. Смотреть фото что такое современный фрегат. Смотреть картинку что такое современный фрегат. Картинка про что такое современный фрегат. Фото что такое современный фрегат

Стандартное водоизмещение – 3 620 т, скорость – 30 узлов, вооружение: УКСК «Калибр-НК» на 8 ракет, ЗРК «Штиль-1» ПУ на 24 ракеты, 2*2 533-мм торпедных аппарата, РБУ-6000, 1*1 100-мм артустановка А-190, 2*6 30-м АК-630.

Данные корабли являются прямым продолжением линии очень удачных отечественных СКР проекта 1135, разработанного Северным проектно-конструкторским бюро (Северное ПКБ), а точнее – его модификации 1135.1 «Нерей». Дело было так – КГБ СССР хотело получить сторожевик для охраны морских границ Советского Союза, и выбор пал на СКР проекта 1135. В результате модернизации пусковая ПЛУР была удалена, а на ее месте расположили 100-мм артсистему. Кормовые 76-мм пушки также были удалены, их место занял ангар и вертолетная площадка.

что такое современный фрегат. Смотреть фото что такое современный фрегат. Смотреть картинку что такое современный фрегат. Картинка про что такое современный фрегат. Фото что такое современный фрегат

В дальнейшем, в качестве основы для проектирования фрегата, способного действовать в океане, Северное ПКБ использовало именно «Нерей». Данный фрегат изначально предполагался экспортным, Индии он понравился, в результате флот нашего стратегического партнера пополнился шестью фрегатами типа «Тальвар».

что такое современный фрегат. Смотреть фото что такое современный фрегат. Смотреть картинку что такое современный фрегат. Картинка про что такое современный фрегат. Фото что такое современный фрегат

В целом же есть ощущение, что в «Тальварах» произошел уход от противолодочного корабля к ударному фрегату с сильной ПВО, которую обеспечивают один балочный комплекс «Штиль-1» и два ЗРАК «Каштан», представляющих собой экспортный вариант ЗРАК «Кортик». В сочетании с 8 «Калибрами» или «Брамосами» у индусов получился весьма грозный боец.

Но – для Индии, потому то основным ее противником на море является Пакистан, самые крупные надводные корабли которого – фрегаты типов 21 и 22Р по совокупности боевых качеств уступают «Тальварам». В то же время относительно слабое противолодочное вооружение индийских кораблей (не лучший ГАС и 2*2 торпедных аппарата с боекомплектом в 16 весьма древних торпед СЭТ-65Э и бомбометом РБУ-6000) до какой-то степени компенсируется тем, что основу подводного флота Пакистана составляют ДЭПЛ довольно немолодого французского проекта «Агоста». Хотя и тут все неясно – индийские фрегаты будут служить не одно десятилетие, а тот же Пакистан собирался приобретать куда более совершенные германские ПЛ типа 212А… Несколько сложнее дело обстоит с противостоянием китайскому флоту, но в целом «Тальвары» вполне дееспособны на фоне китайских эсминцев и фрегатов, а мощной ударной палубной авиации, способной эффективно уничтожать надводные корабли любых классов, Китай пока не обзавелся, и неизвестно, когда это у него получится.

В то же время возможности «Тальваров» для задач ВМФ РФ нельзя считать достаточными. Чрезвычайно важная противолодочная функция вышла «обрезанной», а ударные возможности и ПВО не позволяют рассчитывать на успех в противостоянии с АУГ «заклятых друзей».

Есть мнение, что УКСК для ракет «Калибр» фрегатов проекта 11356 не могут использовать ракето-торпеды, но оно, вероятнее всего, ошибочно. А вот применять «Ониксы», «адмиралы» похоже действительно неспособны, следовательно, есть вопрос и по перспективным гиперзвуковым ракетам. ПЛУР семейства «Калибр» «адмиральская серия», скорее всего, нести может, но много ли в этом смысла при наличии столь слабой ГАС? Основная проблема «пращура» «адмиралов», проекта 1135, это наличие «длинной руки» в виде «Раструб-Б», при отсутствии «зоркого глаза», т.е. сколько-то «дальнобойного» гидроакустического комплекса. И вот спустя столько лет мы почти в той же мере воспроизводим данную проблему на отечественных фрегатах проекта 11356.

ПВО. Здесь тоже не все просто. С одной стороны, множество любителей военно-морского флота выдохнули с облегчением, увидев вместо морально устаревшей однобалочной пусковой зенитных ракет установку вертикального пуска. Но боекомплект остался тем же – 24 ракеты, так что выигрыш получился только в скорости их запуска (что, вне всякого сомнения, очень важно). При этом вместо ЗРАК «Кортик», или хотя бы ЗАК «Палаш», каковые следовало бы ожидать, фрегат получил всего лишь пару «металлорезок» АК-630М. И это тоже совершенно непонятно.

С одной стороны, да, действительно, зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Кортик» подвергался критике за то, что частенько «не успевал» достреливать из автоматов то, что не было сбито зенитными управляемыми ракетами, поэтому возобладало мнение, что сочетание АК-630 и ЗРК «Кинжал» лучше, чем ЗРАК «Кортик». Но на фрегатах проекта 11356 нет «Кинжала»! Основа ПВО корабля – ЗРК среднего радиуса действия «Штиль-1», а это все же немного разные комплексы и задачи у них – тоже разные. В принципе, ЗРАК «Кортик» (а на более поздних кораблях, если помечтать, «Панцирь-М») по своим возможностям весьма органично дополнили бы ЗРК «Штиль-1». Поэтому размещение вместо ЗРАК обычных наших АК-630М, с точки зрения автора, можно объяснить только мелочной экономией.

В целом же, невзирая на все вышесказанное, фрегаты проекта 11356 получились достаточно неплохими кораблями и, конечно, стали долгожданным пополнением для ВМФ РФ. Но очень обидно, что из-за совершенно неуместной, «трехгрошевой» экономии на вооружении и оборудовании они не в полной мере раскрывают заложенный в них потенциал.

Как известно, в состав ВМФ РФ были приняты три корабля данного типа: «Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров», а остальные три не успели получить турбины, производящиеся на Украине до произошедшего в ней государственного переворота, и теперь уже не получат. По сию пору судьба этих трех кораблей остается неясной. Все же блог bmpd сообщал в июне 2017 г о том, что принято решение достраивать фрегаты проекта 11356 с отечественными газотурбинными установками. Надо сказать, что новая энергетическая установка имеет свои плюсы и минусы.

Дело в том, что в оригинальном проекте предполагалось использование двух газотурбинных агрегатов М7Н1 мощностью 30 450 л.с. каждый. Агрегат М7Н1 состоял из двух газотурбинных установок (ГТУ) – одной, мощностью 8 450 л.с. для экономического хода и второй, «форсажной», мощностью 22 000 л.с. для полного хода. Таким образом, на двух «экономических» турбинах фрегат развивал мощность 16 900 л.с., а полная мощность составляла 60 900 л.с.

Теперь же, по сведениям блога bmpd, на корабли планируют установку двух газотурбинных агрегатов, каждый из которых состоит из двух ГТУ М70ФРУ, имеющих одинаковую мощность 14 000 л.с.. Таким образом, экономический ход будет осуществляться при мощности турбин 28 000 л.с., а полный ход – при 56 000 л.с.. Что можно сказать по этому поводу? Максимальная скорость фрегатов сильно не «просядет», а вот скорость экономического хода вырастет – однако, вне всякого сомнения, дальность хода с российскими ГТУ упадет – большая мощность двух М70ФРУ приведет к повышенному расходу топлива. Как бы то ни было, достройку второй тройки фрегатов 11356 для отечественного ВМФ можно только приветствовать. Остается надеяться, что раз уж три недостроенные корабля данного проекта все равно будут перепроектированы, то на них найдется место и для «Панцирей-М», и для новейших гидроакустических комплексов, хотя, конечно, это безумный оптимизм. Длительный перерыв в постройке, новые двигатели и адаптация кораблей к ним очевидно ведут к росту стоимости строительства фрегатов, и в этом отношении следует ожидать не дополнительных расходов на совершенствование вооружения, а всемерной экономии.

Фрегаты проекта 22350 – 0 ед.

что такое современный фрегат. Смотреть фото что такое современный фрегат. Смотреть картинку что такое современный фрегат. Картинка про что такое современный фрегат. Фото что такое современный фрегат

Водоизмещение – 4 500 т, скорость – 30 узлов, вооружение – 2*8 УВП для ракет семейства «Калибр»/«Оникс», 4*8 УВП ЗРК «Редут», 2*4 324-мм торпедных аппарата «Пакет-НК», 1*1 130-мм АУ А-192М, 2 ЗАК «Палаш».

История создания фрегатов данного проекта описана многократно и нет смысла повторять ее в очередной раз. Отметим лишь то, что проект 22350 некоторое время рассматривался командованием флота как основной корабль океанской зоны, призванный заменить эсминцы и большие противолодочные корабли флота СССР. Ошибочность подобной концепции проистекала из надежды получить дешевый универсальный океанский корабль в размерениях фрегата, что, увы, невозможно.

В начале 2000-х Северное ПКБ создало проект 21956, представляющий собой эсминец полным водоизмещением около 9 000 т (стандартное водоизмещение не сообщается, но по аналогии с тем же «Адмиралом Чабаненко» можно предположить, что оно было на уровне 7 500 т). Корабль должен был получить вооружение из 16 ПКР или иных ракет семейства «Калибр» и 48 пусковых ЗРК «Форт-М», а также восьми 533-мм торпедных труб (с возможностью запуска ПЛУР «Калибр-ПЛЭ»), одно- или двухствольную 130-мм артустановку, два ЗРАК «Кортик» и ангар на два вертолета.

что такое современный фрегат. Смотреть фото что такое современный фрегат. Смотреть картинку что такое современный фрегат. Картинка про что такое современный фрегат. Фото что такое современный фрегат

Разумеется, «упихать» подобное вооружение во «фрегатское» стандартное водоизмещение в 4 500 т было невозможно, пришлось идти на жертвы. Несмотря на использование значительно более легкого и компактного ЗРК «Редут», количество пусковых установок сократилось до 32. Формально фрегат проекта 22350 несет то же ударное вооружение, 16 пусковых для ракет семейства «Калибр»/«Оникс», но на практике это не так, потому что на фрегате пришлось отказаться от 533-мм торпедных аппаратов в пользу 324-мм «Пакет-НК».

В результате, для того, чтобы иметь возможность эффективно действовать против подводных лодок противника фрегату проекта 22350 придется часть из имеющихся у него 16 шахт занять ракето-торпедами, а вот эсминец проекта 21956? Имея «крупнокалиберные» торпеды и без этого оставался грозным противником для подводной лодки.

Тем не менее, и при всем вышесказанном, фрегаты проекта 22350 стали бы долгожданным пополнением, потому что флот сегодня отчаянно нуждается в кораблях всех классов. К сожалению, головной «Адмирал флота Советского Союза Горшков», заложенный 1 февраля 2006 г, спустя 12 (!) лет строительства все еще не в строю. Общеизвестно, что он давно вошел в состав ВМФ РФ, если бы не проблемы с системой «Полимент-Редут» (представляющей собой симбиоз РЛС «Полимент» и ЗРК «Редут»).

Увы, 2017 г уже позади, а С-350 так и не закончил государственные испытания. Понятное дело, что его морская версия, «Редут», еще более сложна, поэтому… Третьего февраля 2018 г президент ОСК Алексей Рахманов сообщил журналистам, дословно, следующее:

Также президент ОСК выразил надежду, что «Адмирал флота Советского Союза Горшков» войдет в строй до кона лета 2018 г. Увы, в этом есть определенные сомнения, и дело здесь не только в ЗРК «Редут» или радаре «Полимент». По данным весьма уважаемого ресурса flotprom.ru, «отличились» коломенские дизели, установленные на «Горшкове» – один из них сломался 23 декабря 2017 г., работы по его ремонту производятся непосредственно в машинном отделении. Отдельные части двигателя отправляют в Коломну, чтобы провести ревизию и ремонт, а в случае необходимости – замену. Предстоит также отправка на завод деталей коленчатого вала. Со слов источников, полностью «вынимать» дизель из корабля, прорезая борт, все же не придется, но… ладно, будем надеться на лучшее.

Конечно, рано или поздно «Адмирал флота Советского Союза Горшков» все-таки войдет в строй – не в 2018-ом, так в 2019 г, но вот с последующими кораблями серии дело обстоит сложнее – в связи с отказом Украины поставлять нам газотурбинные установки мы остались без новых кораблей. Почему-то в стране, в которой вовсю говорится о создании высокотехнологичных производств, и которая собиралась строить корветы и фрегаты десятками, никто не озаботился созданием качественных дизелей и собственного газотурбинного производства. «Мудрость» этого решения флот познал сполна – сейчас работы по созданию собственных газовых турбин идут полным ходом, но все же их производство в ближайшие годы будет весьма ограничено.

Согласно ГПВ 2011-2020 в состав флота должно было войти 6 фрегатов проекта 11356 и 8 фрегатов проекта 22350, по факту на 2018 г мы имеем в строю только 3 фрегата проекта 11356. С высочайшей долей вероятности, оставшиеся 3 корабля «адмиральской» серии войдут в строй в течении ГПВ 2018-2025. Что же до «Горшковых», то 4 мая 2016 г. С.К. Шойгу сказал, что к 2025 г флот должен получить 6 таких кораблей, но, судя по всему, планы опять поменялись. Дело в том, что на сегодняшний день в разных стадиях постройки и достройки находятся четыре корабля этого типа – собственно, сам «Горшков», и еще три фрегата, заложенных в 2009-ом, 2012-ом и 2013-ом годах соответственно. Больше кораблей этого типа не закладывалось, да и слухов о их скором начале строительства нет.

Зато появились сведении о некоем «Супер-Горшкове», или фрегате проекта 22305М. Похоже на то, что руководство страны и флота оставило попытки «трамбовать невпихуемое» в минимум водоизмещения, и единственно, что известно о новом проекте – это то, что он будет существенно крупнее строящихся сейчас фрегатов. Полное водоизмещение «Горшковых» указывается в 5 400 т., в то время как тот же показатель у проекта 22350М должен составить… а вот тут начинается интрига. Согласно первым данным о проекте 22350М, его полное водоизмещение будет на 1,1 тыс. т больше, чем у «Горшкова» и составит 6 500 т. В дальнейшем появились сведения, что полное водоизмещение нового корабля будет составлять от 6 500 до 8 000 т. А летом 2017 г заместитель главнокомандующего ВМФ России по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук в ходе Международного военно-морского салона в Петербурге заявил, что водоизмещение фрегата 22350М будет «около 8 000 тонн». Тем самым мы видим, что постепенно проект 22350М развивается в сторону роста до размеров полноценного эсминца.

В сети ходит фотография, на которой (возможно!) демонстрируется макет «Супер-Горшкова».

что такое современный фрегат. Смотреть фото что такое современный фрегат. Смотреть картинку что такое современный фрегат. Картинка про что такое современный фрегат. Фото что такое современный фрегат

Судя по пропорциям, этот корабль сопоставим по своим размерам с эсминцем проекта 21956, о котором мы говорили выше. Минутка славы – о том, что корабль наподобие эсминца проекта 21956 куда лучше подходит нашему флоту, чем малоразмерные фрегаты проекта 22350, мы подробно писали в августе 2016 г в статье «Программа кораблестроения ВМФ РФ, или Очень Плохое Предчувствие (часть 3)» и автор очень рад, что МО РФ в конечном итоге пришло к тем же выводам.

Тем не менее ситуация на ближайшее десять-пятнадцать лет остается крайне удручающей. Потому что на 1 декабря 2015 г мы располагали 19 эсминцами и 2 фрегатами еще советской закладки, в том числе:
БПК проекта 1155 и 1155.1 – 9 ед.;
Эсминцы проекта 956 – 8 ед.;
БПК проекта 1134Б – 1 ед.;
СКР проекта 01090 (в прошлом – БПК проекта 61) – 1 ед.;
СКР проекта 11540 – 2 ед.

А что же новейшие фрегаты проекта 22350М? Вообще говоря, именно они должны будут стать теми кораблями, которые смогут заменить сегодняшние БПК и эсминцы, но… На сегодняшний день ни один из этих кораблей не законтрактован, т.е. нет договоров на их строительство. Хуже того, даже проекта 22350М как такового, в общем, не существует. А чтобы было окончательно понятно, в какой стадии сейчас находятся работы по проекту 22350М, процитируем пресс-службу Объединенной судостроительной корпорации от 3 июля 2017 г. С их слов:

То есть, по сути дела, на середину прошлого года, не то, чтобы проект, но даже техническое задание на проект не было сформировано. И когда все это будет, и когда первые фрегаты (по сути – эсминцы) проекта 22350М встанут на стапеля – совершенно неизвестно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *