что такое совместное чтение
10 причин читать вместе
Рассказываем, как книги помогают сохранить отношения
Чтение — это не только отличный способ провести досуг. Благодаря книгам мы учимся четче формулировать свои мысли и можем побывать в самых разных уголках земного шара, не выходя из дома. И даже отправиться в это путешествие вместе с любимым человеком. В нашей статье мы расскажем, как увеличить свои шансы на долгие отношения с помощью книг.
Узнавать больше об этом мире и друг о друге
Книголюбы зачастую оказываются очень интересными людьми. Они всегда находятся в поиске новых захватывающих историй и открыты для любого опыта. Большую часть времени их ум чем-то занят, и поэтому они не вязнут в жизненном болоте, а стремятся к постоянному развитию.
В свою очередь, знание книжных предпочтений другого человека позволяет нам лучше понять его внутренний мир. Вы сможете заглянуть под маски, за которыми привыкли скрывать себя настоящих, и поймете, что на самом деле значите друг для друга.
Становиться умнее
Знание — сила, а книги действительно делают нас умнее. Люди, давно и всерьез увлеченные совместным чтением, обычно обладают более высоким интеллектом и лучше справляются с жизненными трудностями. Это относится и к тем проблемам, которые обычно становятся причиной разрушения отношений, — читающим парам они уже не так страшны.
Меньше отвлекаться
Чтение помогает нам становиться более собранными и сосредоточенными. Вы замечали, что меньше отвлекаетесь на гаджеты, когда держите в руках бумажную книгу? Со временем такое поведение войдет в привычку, и вы станете намного внимательнее. А это поможет вам улучшить общение в паре: вы научитесь долго и сосредоточенно слушать друг друга.
Сохранять здоровье
Зарубежные исследования неоднократно подтверждали, что чтение предотвращает возникновение и замедляет развитие болезни Альцгеймера и старческого слабоумия. Так, совместное чтение помогает заботиться о здоровье и сохранять способность мозга активно работать на долгие годы.
Жить счастливо
Становиться привлекательнее друг для друга
Общие желания и интересы сближают. Люди, которым нравится то же, что и нам самим, буквально очаровывают нас. Когда оба человека в паре любят книги, им всегда есть, что обсудить, — а это еще один повод наслаждаться обществом друг друга.
Вы можете знакомиться с любимыми произведениями партнера и мысленно путешествовать в те места, которые существуют только в вашем воображении (например, отправиться на выходные в Нарнию или Средиземье). Такой опыт позволит не только прочесть больше хороших книг, чем в одиночку, но и добиться взаимопонимания в паре.
Учиться прямо говорить о своих чувствах
Пополняя словарный запас и наблюдая за переживаниями персонажей книг, вы разовьете эмоциональный интеллект и научитесь правильно подбирать слова, чтобы говорить с партнером о своих чувствах и намерениях. Кому-то это может показаться мелочью, но не стоит забывать, какую важную роль играет в отношениях умение общаться на одном языке.
Сохранять баланс в отношениях
Чтение также помогает поддерживать равновесие в развитии партнеров. Когда вы вместе получаете какой-то опыт, в том числе черпая его из книг, вы не только становитесь ближе эмоционально, но и постепенно уравниваете свои интеллектуальные возможности. А это приводит к усилению взаимоуважения и любви, которые так важны для крепких отношений.
Чувствовать особенную близость
Знаете, почему пары, в которых принято читать друг другу вслух, чаще обнимаются по вечерам? Дело в том, что совместное чтение дает особое ощущение близости, похожее на то, которое испытывают дети рядом с заботливыми родителями. И самое приятное, что это чувство может оставаться с нами надолго и перетекать в другие аспекты нашей жизни. Таким образом, обмениваясь любимыми книгами и впечатлениями от них с партнером, вы сможете добавить нежности в ваши отношения и сделать их немного ярче.
Налаживать общение в паре и с друзьями
Ваш читающий партнер всегда сможет поддержать вас в споре с друзьями на литературную тему. А «книжные черви» среди них обязательно появятся, потому как говорить с начитанным человеком не только приятно, но и полезно. Сделав чтение ежедневной семейной практикой, вы научитесь ясно и последовательно излагать свои мысли и всегда найдете тему для обсуждения. А наличие друзей, которых общие интересы связывают с обоими партнерами, как известно, только укрепляют их отношения.
Специально для тех, кто уже решил читать вместе со своей «половинкой», но не знает, с чего начать, у нас есть несколько рекомендаций.
Что такое совместное чтение
Меня зовут Катя Голубева, мне 36 лет, я журналист и мама четырех мальчиков. Моим старшим сыновьям 16 и 18 лет, а младшим – одному пять, а другому годик.
Традиция семейного чтения вслух у нас возникла, когда старшим детям было 5-7 лет. До этого мы мало читали вслух (хотя, конечно, детские стихи и сказки для самых маленьких, вроде «Теремка» и «Репки», я читала). Но потом самый старший мальчик начал читать сам, а заодно развлекал чтением младшего брата – истории про Винни-Пуха, Карлсона и Пеппи Длинныйчулок дети прочли без меня.
Снова читать вместе мы стали тогда, когда дошли до книг, требующих совместной «работы» по их прочтению.
Первой такой книгой, которую мы осваивали втроем долгими зимними вечерами, стал «Остров сокровищ» Стивенсона.
Я не планировала эти совместные чтения и, пожалуй, считала, что самостоятельно читающий ребенок –это ребенок, которому незачем читать вслух. Но оказалось, что совместное чтение – процесс чрезвычайно увлекательный, в том числе и для меня: его результатом становились обсуждения и споры о вещах самых разнообразных, «о башмаках, о кораблях, о сургучных печатях, о королях и капусте».
С появлением «следующего поколения» детей я уже не спешу отказываться от чтения вслух – последние полчаса-час перед сном мы обязательно проводим с книжкой. Пока мой пятилетка не рвется читать сам, но даже когда он начнет это делать, думаю, мы по-прежнему сохраним наш ежевечерний ритуал «чтения на ночь».
Может быть, когда-нибудь, думаю я иногда, дети будут читать мне? 🙂 Долгими зимними вечерами.
Отрывок первый
2 апреля 2012 года
Сегодня во время прогулки в парке пятилетний Митя подробно заинтересовался породами собак: как называются? Почему они такие разные? И для чего их разных выводили? Ура, прекрасный повод почитать что-нибудь про собак, я и сама это люблю!
Для начала выбрала «Рассказы о собаках» Пришвина. Рассказы местами смешные, не слишком длинные. За вечер прочитали практически все, Митя не позволял остановиться: «Пожалуйста, давай следующий!»
И даже отсутствие картинок ничуть не помешало – так подробно все написано: «Ромушка (щенок) этому очень удивился и стоял наверху, спустив уши на глаза. Долго он смотрел вниз, повертывая голову то на один бок, то на другой, чтобы ухо отклонилось от глаза и можно было смотреть». Митя так увлекся, что сам голову наклоняет вправо-влево, а я над ним смеюсь: «Стойку делать не будешь?»
3 апреля 2012 года
Утром по дороге в садик Митя, разумеется, говорил о собаках. «Когда мне будет шесть с половиной лет, мы заведем охотничью собаку! Сеттера или легавую».
Вечером дочитали несколько оставшихся пришвинских рассказов из охотничьего цикла, и я на волне интереса достала сборник рассказов «Чистый Дор» моего любимого Юрия Коваля. К сожалению, у старших детей отношения с Ковалем не сложились – такое чувство, что поздновато я попыталась их «знакомить».
Читаю не подряд, стараюсь пока что выбирать рассказики покороче, благо их немало. Митя слушает внимательно, и вопросов у него много: что такое дор? Как выглядит язь? Какие-такие «чугуны» ставят в печку? На один рассказ – два вопроса, два-три новых слова. Давно не было такой плотности.
7 апреля 2012 года
Несколько дней подряд читаем с Митей «взрослые» стихи.
Во время чтения Митя одновременно стишок рисует – так ему «лучше запоминается».
Сегодня стишок был вот такой (Алексея Шельваха):
МОСТ
Вверх колесами телега перепархивает реку,
на ушах танцует лошадь, эта лошадь – акробат?
Девушка раскрыла зонтик – удивительное дело,
это парусный кораблик? Вместо вымпела – каблук?
Вверх ногами, вверх ногами!
Или – юбка трепетала
как большая голубая пароходная труба!
Удивительное дело, рыбы плавают нормально,
лилии растут нормально, как воздушные шары.
«Нарисованные» стихи Митя действительно запоминает – на днях сам себе рассказывал, лежа в кровати, то, что мы читали-рисовали несколько дней назад, – «Колыбельную» Заболоцкого.
9 апреля 2012 года
Читаем уже пять дней «Приключения Карика и Вали» Яна Ларри. По детству я помнила книжку как занимательную научно-популярную повесть, поэтому купила ее еще два года назад Мите «на вырост».
Но вот, нынче сама же над ней в какой-то момент и заскучала. Впрочем, Митя настаивает на продолжении – путешествие в мире насекомых его занимает. К сожалению, мне кажется, что он почти не запоминает названий всех тех диковинных ползающих, летающих и прыгающих тварей, которых вводит в историю автор. Его больше увлекает динамика сюжета: побежали, напали, спаслись.
Чувствую, что «научно-популярную» часть осваивать будем еще года через два.
Зато маленький Миша рассматривает нарисованных насекомых с огромным интересом, листает страницы и тихо жужжит сам себе под нос.
Совместное чтение: польза и значение в развитии дошкольника
Совместное чтение: польза и значение в развитии дошкольника.
Структурное подразделение детский сад «Тополёк»
Государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа №8
п. г. т. Алексеевка городского округа Кинель Самарской области
имени воина-интенационалиста С. А. Кафидова
Одна из важнейших задач взрослых, научить детей сложному искусству чтения и понимания книги. Прочитанная в детстве книга, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте. Значение книг для ребенка в дошкольном возрасте очень велико.
Умение воспринимать литературное произведение,само собой к ребенку не приходит: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. Когда систематически книги читаются вслух, то со временем ребёнок начинает понимать структуру произведения: где начало, где конец произведения, как развивается сюжет.
Благодаря чтению, ребёнок учиться правильно составлять предложения, словарный запас расширяется, развивается логическое мышление, воображение, развивается фантазия. Ребенок рисует в воображении любые сюжеты, плачет и смеётся, представляет прочитанное так ярко, что чувствует себя участником событий. Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни —в мир человеческих чувств: радостей и страданий, отношений, побуждений, поступков, характеров. Книга учит «вглядываться» в человека, видеть и понимать его, воспитывает человечность.
В дошкольном возрасте дети знакомятся с русским и мировым фольклором во всём многообразии его жанров — от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой.
Знакомить ребенка с детской литературой желательно ежедневно в свободной форме. Ведь книга непроизвольно объясняет жизнь общества и природы, мир человеческих отношений. Она развивает мышление, воображение, обогащает эмоции ребенка, дает прекрасные образы русского литературного языка. С ранних лет надо учить ребенка относиться к книге, как к величайшей ценности, правильно держать её в руках, правильно перелистывать, знать её место на книжной полке, запоминать название, автора.
Дошкольникивоспринимают искусство внеконтекстно: может одушевить неодушевленные предметы, изменяет произведения на свое усмотрение, делая его героем себя или своих друзей. Понравившаяся книга оказывает на ребенка сильное впечатление, и он использует сюжет в своих играх, живет ими, включает в свою реальную жизнь.
Литература, как вид искусства помогает в воспитании грамотного слушателя и читателя, но следует помнить, что она будет лучше восприниматься в том случае, когда будет создана особая эмоциональная атмосфера, настрой ребенка на чтение книги.
Взрослые должны помнить, что недопустимо заставлять ребенка слушать, если он устал, отвлекается, желает сменить вид своей деятельности. Только внимательное заботливое отношение к дошкольникам, тщательный выбор для чтения того или иного произведения приведут к желаемому результату.
Важно учитывать и половые различия между детьми. Для девочек нужно читать книги о женских добродетелях, о ведении дома, о женском предназначении. Мальчикам же будет интересна литература о смелости, о мужестве, о героях, о путешествии, изобретениях, о поведении людей в трудных ситуациях.
Психологи считают, что дети, которым читают книги, эмоционально уравновешены и уверенны в себе.
Влияние совместного чтения на детей:
— дети, которым часто читают, чувствуют близость, защищённость, безопасность. Таким детям гораздо комфортнее жить, нежели тем, кто лишён радости чтения.
— во время совместного чтения у детей формируется нравственное отношение у миру. Герои книг совершают разнообразные поступки, попадают в ложные ситуации, принимают решения – всё это ребёнок может обсудить с родителем, формируя при этом понимание добра и зла, дружбы и предательства, сочувствия, долга, чести.
— при активном слушании ребёнок ярко представляет себе то, о чём повествуется, и переживает. В эти моменты он эмоционально развивается и, нередко отождествляя себя с главным героем, преодолевает собственные страхи.
— слушая литературное произведение, ребёнок наследует разнообразные модели поведения через книгу: например, как стать хорошим товарищем, как достичь цели или как разрешить конфликт. Роль родителей здесь – помочь сравнить ситуации из сказки с ситуациями, которые могут произойти в реальной жизни.
Раннее детство и дошкольный период – время, которые нужно не упустить, чтобы заложить в ребёнка самые ценные качества, ведь именно в это время формируется внутренний мир ребёнка. А здесь хорошим помощником выступает книга, которая помогает формировать мировоззрение ребёнка, его нравственность, ценности, общий уровень культуры.
1. Васильева М. А, Гербова В. В., Комарова Т. С. Программа воспитания и обучения в детском саду. М. Мозаика –синтез, 2007.
2. Кузьменкова Е, Рысина Г. Воспитание будущего читателя. Дошкольное образование №4, 2005. Библиотека «Первое сентября».
3. Осипова Л. Е. Работа детского сада с семьей. М. ; «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
4. Первова Г. М. Работа с книгой в детском саду. Тамбов, 2007.
5. Прудовская С. Книжкины затеи. Дошкольное образование №2, 2007. Библиотека «Первое сентября».
Значение экспериментирования в развитии ребенка Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование,.
Консультация для родителей «Значение ролевой игры в жизни дошкольника» Жизнь современного дошкольника богата на образы мультсериалов, телефильмов и компьютерных игр. Дошкольники «влюбляются» в понравившихся.
Понятие и значение предметно-развивающей среды для развития дошкольника Одним из важнейших условий развития детей является предметно-развивающая среда, построению которой надо уделить особое внимание. Предметная.
Значение сказки в речевом развитии детей В настоящее время изучению проблемы речевого творчества до-школьников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов.
Значение изобразительной деятельности в жизни дошкольника Занятия по изобразительной деятельности, кроме выполнения учебных задач, являются важным средством всестороннего развития детей. Обучение.
Значение общения в психическом развитии ребенка Значение общения в психическом развитии детей дошкольного возраста Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики,.
Значение плавания в жизни дошкольника Перед работниками дошкольных учреждений поставлены важнейшие задачи по охране жизни и укреплению здоровья, повышению защитных свойств организма.
Значение сказок в развитии дошкольников Сказки занимают довольно прочное место для развития воображения и восприятия художественных произведений, которое ярко проявляет себя в.
Совместное чтение как семейная традиция
Семейное чтение помогает установить крепкую эмоциональную связь между ребенком и родителями на всю жизнь, способствует развитию мозга и формирует благоприятную атмосферу в семье.
Оптимальное время для семейного чтения
Читать вместе с ребенком можно и днем, и вечером, и даже не обязательно делать это дома — все зависит от графика и возможностей родителей. Но, как правило, самое подходящее время для чтения с ребенком — вечер. К этому моменту даже самые непоседливые дети уже не так активны, поэтому легче всего настроить ребенка на чтение книги перед сном.
Если это занятие превратится в семейный ритуал, то ребенок уже сам будет с нетерпением ждать того часа, когда сможет окунуться в мир сказок, стихов, историй и приключений с мамой или папой. И расстроится, если по какой-либо причине семейное чтение сорвется. К тому же вечером даже самым занятым родителям проще выделить время, чтобы провести его вместе с малышом.
Совместное чтение может стать хорошей семейной традицией только в том случае, если этого захотят взрослые — родители, бабушки или дедушки. Для этого старайтесь выбирать книги, которые в том числе интересны вам самим.
Тогда выше шансы, что они принесут удовольствие и ребенку. А еще благодаря семейному чтению взрослые и сами ненадолго возвращаются в собственное детство.
Ребенок, в свою очередь, проводя время с родителям перед сном за хорошей книгой, чувствует себя защищенным и счастливым. К тому же в семьях, где практикуют семейное чтение, разногласия между членами семьи гораздо реже перерастают в серьезные конфликты.
Семейное чтение не заменить аудиокнигами
Что же волшебного в семейном чтении? Все просто: в процессе чтения книг родители учат ребенка вступать в правильные взаимоотношения с миром, слушать и слышать других. А значит, когда он вырастет, ему будет легче справляться с трудностями и находить выход из сложных ситуаций.
В течение дня ребенок получает много информации из самых разных источников. Однако именно в процессе вечернего семейного чтения он целенаправленно слушает, вникает в то, что ему читают. У него возникают вопросы, рождаются сомнения, он начинает размышлять и выдвигать собственные идеи. Когда с ним обсуждают прочитанное, он учится выстраивать диалог и рассматривать разные точки зрения.
Многие родители стараются «убить двух зайцев» и заменить чтение аудиокнигами. Да, ребенок слышит хороший постановочный текст с голосами актеров и музыкальным сопровождением. Но этот текст для него обезличен, поэтому назвать это семейным чтением никак нельзя.
Ребенок не видит носителей этих голосов, он не может вступить с ними в контакт, чтобы обсудить услышанное. В то время как семейное чтение — это и тактильные ощущения, и возможность сразу же получить обратную связь от значимого взрослого.
Нередко современные родители негативно относятся к русским народным сказкам — мол, они чересчур страшные. Конечно, если оставить ребенка наедине с аудиосказкой про Бабу Ягу, у него действительно запросто побегут мурашки по коже.
Однако когда эти сказки бытовали, их рассказывали именно в кругу семьи, и дети учились справляться со страхом и другими негативными чувствами в безопасном окружении. А значит, когда отрицательные эмоции и стресс возникали в реальной жизни, детям легче было с ними справляться.
До какого возраста стоит читать детям книги
В идеале регулярно читать ребенку книги лучше до 12 лет. Дальше у детей, как правило, меняется график, их нужно начинать готовить к самостоятельной жизни. После этого возраста семейное чтение может остаться хорошей семейной традицией, но именно до средней школы читать с ребенком особенно важно.
Увы, довольно часто родители прекращают читать вместе, как только ребенок научится читать сам. Они считают, что выполнили свою задачу, и после 7-8 лет видят свою роль лишь в том, чтобы покупать интересные книги и следить, чтобы ребенок их читал.
Родители старших дошкольников часто совершают большую и грустную ошибку: начинают заставлять ребенка читать. И тогда семейное чтение довольно быстро сменяется уроками чтения. Ведь скоро в школу, и взрослые чувствуют повышенную ответственность за навыки ребенка (или их отсутствие).
Однако одно дело — вырабатывать вместе с ребенком навык соединения слогов в слова, а предложений — в тексты. И совсем другое — совместное чтение. Это разные задачи. Например, учить чему бы то ни было детей эффективнее в первой половине дня. А вечер пусть станет временем, которое можно провести с удовольствием.
Когда же родители начинают смешивать эти две функции, то могут вызвать у ребенка отторжение к книгам. Тем более что обучение чтению всем дается по-разному, и довольно часто этот процесс сопряжен со сложностями.
Как и что читать с детьми разного возраста
Младенческий возраст: от рождения до года
Ребенку поют колыбельные песни, а когда он бодрствует — играют с ним, произнося различные потешки и пестушки. Такая поэзия для самых маленьких гармонизирует мир в звуках, рифмах и ритмах. Эта устно-поэтическая традиция очень сильна, ведь песенки и стишки для самых маленьких передаются из поколения в поколение в более или менее устойчивой форме.
Помимо фольклора есть авторская, так называемая материнская поэзия. Авторы колыбельных, умывальных, пробуждальных, лопотушек, топотушек и прочих стишков тоже сохраняют в своем творчестве элементы фольклора.
С самой книгой дети этого возраста играют, пробуют ее на вкус и испытывают на прочность — можно назвать это частью естественного процесса знакомства с литературой. Таким образом ребенок привыкает к книге, привязывается к ней как к источнику радости. Это первый и очень важный шаг для приучения его к чтению.
Что почитать. Маша Рупасова — стихи; Книжный дом Анастасии Орловой — серия «Читатель родился»; Марина Бородицкая — «Мама, вот и я!»; Михаил Леснов — «Распрекрасно»; Нина Пикулева «Комарики»; Кристина Стрельникова — «Ежик».
Раннее детство: 1-3 года
В этом возрасте книга становится еще более привлекательной. Возрастает интерес ребенка к ритмичному тексту — стихам и песенкам. Между тем, моделировать мир под взгляд маленького ребенка — задача не из простых, ведь маленькие дети мыслят образами.
Корней Чуковский в своем творческом завещании детским писателям советует: книги, ориентированные на детей раннего возраста, не должны быть перегружены эпитетами. Он исходил из того, что малыши еще только знакомятся с предметами окружающего мира и не очень хорошо представляют себе их свойства.
Понимание прилагательных и эпитетов основано на опыте наблюдения и сравнения, которого еще нет у детей младшего возраста. «Стихи для детей должны быть такими, — писал детский классик, — чтобы под них можно было петь, плясать, выкрикивать, танцевать, шалить!»
В этом возрасте дети также с удовольствием слушают небольшие по объему сказки и рассказы, а еще без ума от так называемых виммельбухов — книг с минимумом текста и красочными иллюстрациями с большой детализацией. Малышам нравится придумывать текст самим, следуя за логикой, изложенной в иллюстрациях.
С точки зрения семейного чтения встреча ребенка и взрослого за виммельбухом бывает очень ценной и полезной. Ведь оба — и родитель, и ребенок — в этот момент воображают, выдумывают что-то новое. Это совместное творчество укрепляет эмоциональную связь между малышом и родителями.
Что почитать. Во многих издательствах есть целые серии для чтения перед сном, ориентированные на ранний возраст. Например, сборник произведений современных авторов «Сонные сказки». Также на хороший сон ребенка настроит «Сонная книга» Анастасии Орловой или «Люблю тебя всегда и навсегда» Джонатана Эммета.
Дошкольный возраст: 3-7 лет
В этом возрасте детям нравятся книги с яркими, запоминающимися персонажами, полные приключений, путешествий и открытий. У дошкольников быстро растет словарный запас, и совместное чтение играет в этом процессе важную роль. Одну и ту же любимую историю они готовы слушать по многу раз. И каждый раз ребенок по-разному проигрывает сюжет в своем воображении, идентифицирует себя с разными героями.
В книгах для детей этого возраста текста становится больше, он начинает приобретать для ребенка смысл, не зависящий от иллюстраций. Конечно, рисунки продолжают играть важную роль, но уже не так обязательны. Текст становится важен сам по себе.
Что почитать. Любимыми книгами для детей этого возраста могут стать литературные сказки. Например, «Приключения сдобной Лизы» Виктора Лунина, «Тайная жизнь овощей» Алены Водопьяновой, «Шоколадный дедушка» Наринэ Абгарян и Валентина Постникова, «Подковкина» Елены Ярышевской и другие.
Важно продолжать читать художественные книги
Дошкольники проявляют все больший интерес к обучению. Родители, радуясь этому, начинают покупать книги, развивающие память, мышление, внимание, познавательную детскую нон-фикшн литературу. Дошкольникам также нравятся книги с наклейками, заданиями, интерактивным наполнением. В этом направлении тоже издается много интересной литературы.
Поскольку для ребенка открывается множество новых возможностей, родители постепенно начинают «обделять» его стихами. Это может быть в том числе связано с тем, что когда-то они сами охладели к поэзии — например, из-за зубрежки в школе.
Однако нейропсихологи предупреждают: когда ребенок слышит, читает или декламирует стихотворную речь, в его мозгу интенсивно образуются новые нервные связи. Особенно в областях, которые отвечают за речь, память, креативность и произвольное внимание. Поэтому, «убирая» стихи и делая ставку лишь на познавательную прозу (которая, конечно, тоже нужна), родители лишают своих детей дополнительных возможностей для развития.
Источник: Мастер-класс «Семейное чтение как формула счастья» в рамках III Общенационального родительского форума, 12 ноября 2020 года
Когда нужно обратиться к детскому гинекологу и что следует знать о детской гигиене, рассказывает главный детский гинеколог Москвы, врач Российской детской клинической больницы, доцент кафедры акушерства и гинекологии педиатрического факультета РНИМУ имени Н.И. Пирогова, кандидат медицинских наук Ирина Васильевна Караченцова.
Самооценка управляет механизмами принятия решений и влияет на развитие личности или его отсутствие. Самооценка бывает завышенной, нормальной и заниженной. От адекватной самооценки зависит комфортное психоэмоциональное состояние ребенка, его успешность в обучении, увлечениях, общении с ровесниками, приятелями и родителями.