что такое социокультурная компетенция
Методический материал » Понятие «социокультурная компетенция» и ее составляющие»
Понятие «социокультурная компетенция» и ее составляющие
Социокультурная компетенция, с точки зрения Г.В. Елизарова, это прежде всего:
знание системы универсальных культурных ценностей
знание родной культуры и культуры изучаемого языка, форм и способов их проявления
знание принципов взаимодействия культурных представлений
знание норм при столкновении представителей разных культур
Социокультурная компетенция предполагает процессы, связанные с эффективностью межкультурной коммуникации, ускорением социализации личности, её аккультурации и формированием гуманистического планетарного сознания.
В структуру социокультурного взаимодействия входят следующие понятия:
л ичность как субъект взаимодействия;
общество как совокупность взаимодействующих индивидов с его социокультурными отношениями и процессами;
культура как совокупность значений, ценностей и норм, которыми владеют взаимодействующие лица, и совокупность носителей, которые объективируют, социализируют и раскрывают эти значения.
Выделяются три уровня социокультурной компетенции:
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1266637
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
В московских школах придумали новый формат классных часов с участием отцов
Время чтения: 2 минуты
Комиссия РАН призвала отозвать проект новых правил русского языка
Время чтения: 2 минуты
В школах Тюмени запустят раздельный сбор отходов
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ
Полезное
Смотреть что такое «СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ» в других словарях:
КОМПЕТЕНЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ — КОМПЕТЕНЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ. См. социокультурная компетенция … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
ОБЩЕГУМАНИТАРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ — ОБЩЕГУМАНИТАРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ. Компетенция, связанная с профессиональными умениями преподавателя и определяющая качество отбора и представления на занятиях значимой для учащихся информации. О. к. предполагает владение следующими умениями: 1)… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ — ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ. Знание национальных обычаев, традиций, реалий страны изучаемого языка, способность извлекать из единиц языка страноведческую информацию и пользоваться ею, добиваясь полноценной коммуникации. Понятие, близкое к… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ — аккультурация, бикультурность, диалог культур, диаспора, картина мира, коммуникативная неудача, коммуникативное пространство, коммуникативные барьеры, компетенция лингвострановедческая, компетенция социальная, компетенция социокультурная,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Цели и задачи обучения — активное владение языком, владение языком, владение языком активное, воспитательная цель обучения, вторичная языковая личность, грамматическая компетенция, задачи обучения, коммуникативная задача, коммуникативная компетенция, коммуникативная… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Содержание обучения — активная грамматика, активная лексика, активный грамматический минимум, активный словарный запас, активный словарь, артикуляция, аспект обучения, аспекты языка, аудирование, аутентичный материал, база данных, виды речевой деятельности… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
ФОНОВЫЕ ЗНАНИЯ — (англ. background knowledge). Знания, характерные для говорящих на данном языке, обеспечивающие речевое общение, в процессе которого эти знания проявляются в виде смысловых ассоциаций и коннотаций, соблюдения норм речевого поведения носителей… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ — СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ. Базисная категория методики; совокупность того, что учащийся должен освоить в процессе обучения; историческая категория, изменяющаяся в зависимости от целей обучения. На С. о. оказывают влияние уровень развития методики и… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ОБЩЕНИЕ — МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ОБЩЕНИЕ. Общение между представителями разных культурных социумов. Способности к такому общению формируются на занятиях по практике языка, лингвострановедению, при знакомстве с особенностями иноязычного речевого этикета. См. также… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
СОЦИАЛЬНЫЙ СТЕРЕОТИП — (от греч. stereos – твердый + typos – отпечаток). Устойчивая система социальных установок человека, определяющая отношения большинства людей в данном обществе или социальной группе к чему л. См. также социокультурная компетенция … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Статья: «Сущность понятия «социокультурная компетенция» в современной лингводидактике»
Овсянникова Светлана Валерьевна / Ovsiannikova Svetlana
Сущность понятия «социокультурная компетенция» в современной лингводидактике
The essence of the concept of “socio-cultural competence” in modern linguodidactics
A ннотация: В статье рассматриваются подходы к определению сущности понятий «компетенция» и «социокультурная компетенция» в отечественных и зарубежных исследованиях. Изучение иностранного языка без ознакомления с культурой страны, менталитетом людей, говорящих на этом языке, не может быть полноценным, так как формирование социокультурной компетенции является обязательным компонентом коммуникативной компетенции. Овладение социокультурной компетенцией поможет избежать недопонимания на уровне межличностного общения.
В процессе становления термина «социокультурная компетенция» зарубежные исследователи в его основу включают навыки общения, что расходится с мнениями отечественных ученых, которые считают ключевым аспектом социокультурной компетенции знания культуры изучаемого языка.
Единого определения понятия «социокультурная компетенция» в современной лингводидактике нет, что предполагает его дальнейшее исследование и уточнение.
Abstract: The article considers the approaches to the definitions of “competence” and “sociocultural competence” in domestic and foreign researches. Learning a foreign language can’t be full and valuable without deep insight into the culture of the country and the mentality of native speakers, because sociocultural competence is an integral part of foreign language communicative competence. Mastery of sociocultural competence will help avoid misunderstandings at the interpersonal level.
In the process of formation of the term «sociocultural competence», foreign researchers in its foundation include communication skills that was at variance with the views of domestic scientists, who believe a key aspect of socio-cultural competence is the knowledge of the culture of the target language.
A unified definition of “sociocultural competence» in the modern linguodidactics does not exist that suggests its further research and elaboration.
Ключ e вые слова: Компетенция, иноязычная коммуникативная компетенция, социокультурная компетенция, лингводидактика.
Key words: Competence, foreign cоmmunicаtive сompetence, sосiосulturаl competence, linguodidactics.
На современном этапе преподавания и изучения иностранных языков расширение границ общения и обучения требует от преподавателей и учеников не только знания коммуникативных основ иностранного языка, но и его социокультурных особенностей и характеристик, а также активное их использование в практике письменной и устной речи. Это поможет избежать недопонимания на уровне межличностного общения, обусловленного зачастую недостаточной сформированностью социокультурной компетенции.
Рассмотрим сущность понятий «компетенция» и «социокультурная компетенция» более подробно. При существующем многообразии трактовок понятия «компетенция» базовой категорией для каждой из них остается способность применять знания, умения и личностные качества в парадигме практической деятельности. Так, профессор И.А. Зимняя определяет компетенции как «некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования: знания, представления, программы (алгоритмы) действий, систем ценностей и отношений, которые затем выявляются в компетентностях человека» [4].
В свою очередь, А.В. Хуторской в понятие «компетенция» включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), относящихся к определенному кругу предметов и процессов, а также необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним [9].
Термин «коммуникативная компетенция» был введен американским социолингвистом и антропологом Д. Хаймсом (Dell Hymes), который впервые употребил его в своей книге «Об коммуникативной компетенции» (1972). По мнению Д. Хаймса, коммуникативная компетенция основывается на внутреннем понимании ситуационной уместности языка. Структура коммуникативной компетенции включала: грамматическую, социолингвистическую, стратегическую, дискурсивную компетенции [13].
В это же время в отечественной лингводидактике термин «коммуникативная компетенция» был впервые введен профессором М.Н. Вятютневым. В его интерпретации «коммуникативная компетенция» понимается как «умения распознавать, классифицировать и использовать виды речевого поведения в соответствии с определенным контекстом» [2].
Позже М. Канале (М.Canale) и М.Свейн (М. Swain) развили концепцию коммуникативной компетенции. Майкл Канале определяет коммуникативную компетенцию как «лежащие в основе системы знания и навыки, необходимые для общения». В 1983 г. Канале выделил в структуре коммуникативной компетенции социокультурную в составе социолингвистической компетенции, основывающуюся на знании нелингвистического контекста [12].
Термин «коммуникативное речевое умение» был введен Л. Бахманом. В состав ключевых компетенций коммуникативного умения он включил прагматическую компетенцию, которая основывается на умении передавать коммуникативное содержание в соответствии с социальным контекстом. [11]
В процессе становления термина «социокультурная компетенция» зарубежные исследователи в его основу включают навыки общения, что расходится с мнениями отечественных ученых, которые считают ключевым аспектом социокультурной компетенции знания культуры изучаемого языка.
Таким образом, к определению сущности понятия «социокультурная компетенция» отечественные и зарубежные учёные подходят с различных сторон, что предполагает необходимость дальнейшего исследования и уточнения данного понятия с целью построения педагогической модели её формирования на различных этапах обучения иностранному языку в средней школе.
Работа подготовлена при поддержке Кафедры иностранных языков и профессиональной коммуникации Самарского университета. Автор выражает признательность за консультативную помощь научному руководителю к.п.н., доценту Л.А. Кожевниковой.
Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход – основная стратегия обновления школы // Иностранные языки в школе. 2002. №2.
Вятютнев, М. Н. Коммуникативная направленность обучения русскому языку в зарубежных школах / М. Н. Вятютнев // Русский язык за рубежом. – 1977. – № 6. – С. 38–45.
Гальскова Н.Д. Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учеб.,пособие для студ. Лингв.Ун-тов и фак. Ин.яз.высш. пед.учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия»,2004.- с.336
Зимняя, И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Эйдос: Интернет журнал. – 2006. – [Электронный ресурс]. – http://www.eidos.ru
Сысоев П. В. Культурное самоопределение личности в контексте диалога культур. — Изд-во ТГУ имени Г.Р. Державина Тамбов, 2001. — С. 145.
Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Слово, 2000, — 264 с.
Халеева И.И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи: Подготовка переводчика. М., 1989. 238 с.
Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. №2. С. 58-64.
Bachman, L. Fundamental Considerations in Language Testing / Lyle Bachman. – Oxford: Oxford University Press, 1990.
Canale, M. Theoretical bases of communicative approaches to second language teaching and testing / М. Canale, М. Swaine // Applied Linguistics. – 1980. – № 1.
Hymes, D. On Communicative Competence. Harrmondsworth: Penguin, 1972. Print.
Van Ek J.A., Trim J.L.M. Waystage 1990: A revised and extended version of Waystage by J.A.van Ek and L.G.Alexander CUP, 1991.
Vyatyutnev, M. N. Kommunikativnaya napravlennost’ obucheniya russkomu yazyku v zarubezhnyh shkolah / M. N. Vyatyutnev // Russkij yazyk za rubezhom. [Communicative orientation of teaching the Russian language in foreign schools / MN Vyatyutnev // Russian language abroad]. 1977. № 6. Pp.38-45. (in Russian)
Gal’skova N.D. Gez N.I. Teoriya obucheniya inostrannym yazykam: Lingvodidaktika i metodika: Ucheb.,posobie dlya stud. Lingv.Un-tov i fak. In.yaz.vyssh. ped.ucheb. zavedenij. M.: Izdatel’skij centr «Akademiya» [The theory of teaching of a foreign language: Linguistic didactics and methods of teaching: textbook for students of linguistic Universities and foreign languages departments of higher pedagogical institutions]. 2004. P.336. (in Russian)
Safonova V.V. Izuchenie yazykov mezhdunarodnogo obshcheniya v kontekste dialoga kul’tur i civilizacij / V.V. Safonova. Voronezh: Istoki, [Learning the languages of international communication in the context of a dialogue of cultures and civilizations]. 1996, P.237. (in Russian)
Sysoev P. V. Kul’turnoe samoopredelenie lichnosti v kontekste dialoga kul’tur. — Izd-vo TGU imeni G.R. Derzhavina Tambov [Cultural identity self-determination in the context of the dialogue of cultures]. 2001. P. 145.(in Russian)
Ter-Minasova S.G. YAzyk i mezhkul’turnaya kommunikaciya. M.: Slovo [Language and intercultural communication.]. 2000, P.264. (in Russian)
Haleeva I.I. Osnovy teorii obucheniya ponimaniyu inoyazychnoj rechi: Podgotovka perevodchika. M. [Fundamentals of the theory of teaching understanding of foreign speech: Preparation of an interpreter]. 1989. P.238. (in Russian)
Hutorskoj A.V. Klyuchevye kompetencii kak komponent lichnostno-orientirovannoj paradigmy obrazovaniya // Narodnoe obrazovanie Что такое социокультурная компетенция. 2003. №2. Pp. 58-64. (in Russian)
Shchukin A.N. Obuchenie inostrannym yazykam. Teoriya i praktika. M.: Filomatis, [The teaching of foreign languages. Theory and practice]. 2006 — P.480. (in Russian)
Bachman, L. Fundamental Considerations in Language Testing / Lyle Bachman. – Oxford: Oxford University Press. 1990.
Canale, M. Theoretical bases of communicative approaches to second language teaching and testing / М. Canale, М. Swaine // Applied Linguistics. 1980. № 1.
Hymes, D. On Communicative Competence. Harrmondsworth: Penguin, 1972. Print.
Словари
СОЦИОКУЛЬТУ́РНАЯ КОМПЕТЕ́НЦИЯ (англ. sociocultural competence).
Совокупность знаний о стране изучаемого языка, национально-культурных особенностях социального и речевого поведения носителей языка и способность пользоваться такими знаниями в процессе общения, следуя обычаям, правилам поведения, нормам этикета, социальным условиям и стереотипам поведения носителей языка. С. к. входит в состав коммуникативной компетенции и является ее компонентом. Содержание С. к. может быть представлено в виде четырех составляющих:
a) социокультурные знания (сведения о стране изучаемого языка, духовных ценностях и культурных традициях, особенностях национального менталитета);
б) опыт общения (выбор приемлемого стиля общения, верная трактовка явлений иноязычной культуры);
в) личностное отношение к фактам иноязычной культуры (в т.
ч. способность преодолевать и разрешать социокультурные конфликты при общении);
г) владение способами применения языка (правильное употребление социально маркированных языковых единиц в речи в различных сферах межкультурного общения, восприимчивость к сходству и различиям между родными и иноязычными социокультурными явлениями). Можно говорить о наличии или отсутствии у изучающего язык способностей к межкультурному общению. Наличие таких способностей предполагает формирование определенных качеств личности обучающегося, к числу которых относятся: открытость, терпимость, готовность к общению. Под открытостью понимается свобода от предубеждения по отношению к представителям иной культуры; терпимость проявляется в терпимом отношении к проявлениям чуждого, непривычного нам в других культурах; готовность к общению выражается в желании и возможности вступать в активное общение с представителями иной социокультурной общности. Отсутствие или недостаточная сформированность С. к. является причиной возникновения ошибок социокультурного характера и, как следствие таких ошибок, дискоммуникации, т. е. нарушения хода иноязычного общения. Формирование С. к. предполагает социокультурную адаптацию, интеграцию личности в новую культуру. Рассматривается как компонент коммуникативной компетенции (Сафонова, 1991; Сысоев, 1991).
Статья «Социокультурна компетентность ее теоретические аспекты, сущность, подходы к определению и формированию»
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ: ЕЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ, СУЩНОСТЬ, ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ И ФОРМИРОВАНИЮ
заместитель директора МБОУ «Школа №110» г. Нижний Новгород
“ Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим передними проблемы, которые надо решить”. Роджер Левин
Подготовка и образование молодого поколения занимает особое место в любом обществе, поэтому Государственная политика вопрос образования держит на особом контроле.
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования регулярно обновляются и представляют собой комплекс требований по итогам изучения основных образовательных программ каждого уровня (начального общего (НОО), основного общего (ООО), среднего (полного) общего образования (С(П)ОО).
Наши дети – это люди нового поколения, нового информационного общества. А значит, им нужны новые навыки и умения, касающиеся работы с информацией. В качестве главного результата в “Стратегии модернизации образования” рассматривается готовность и способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и благополучие общества. В этой связи основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций у выпускников в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной сферах.
* Если мы откроем любой современный словарь терминов и определений то мы найдем определения слов компетенция и компетентность :
Компетенция – круг делигированных полномочий и знаний, необходимые для их реализации.
Компетентность – свойство личности, проявляющееся в её осведомлённости, желании и готовности действовать в определённой области, в наличии необходимого опыта.
Теоретики ФГОСтоже сформулировали и настоятельно рекомендуют различать понятия:
«Компетенция» — комплекс умений, навыков и знаний, в которых у человека есть значительный практический опыт и осведомление.
«Компетентность» — личностный ресурс, предусматривающий обладание разносторонними знаниями в специфической области и соответствующим авторитетным мнением.
* Понятие «компетенция» как педагогическая проблема является сравнительно новым. Общие (ключевые или базовые) компетенции человека приобретаются в ходе образовательной деятельности, воспитания и опираются на ценности, опыт и знания. Методисты «Стратегии модернизации содержания общего образования» считают, что ключевые компетенции школьников:
многофункциональны, поскольку позволяют решить социальные, профессиональные или повседневные проблемы;
являются междисциплинарными и надпредметными, а потому применяются во всех сферах современной жизни для решения различных задач и достижения поставленных целей;
они задействуют интеллектуальные умения, сложные умственные процессы, а потому способствуют развитию критического и абстрактного мышления, самооценки и саморефлексии.
Следовательно, умение и УУД — это предметные, личностные и метапредметные компетенции учащихся в практической реализации.
Сложно выделить принципиальные различия между разными компетенциями в сфере образования, поскольку они являются взаимно подчиненными компонентами друг друга.
Изучение педагогической литературы показало, что ряд исследователей рассматривает социокультурную направленность обучения с позиции социокультурной компетенции, а не компетентности. Но, проанализировав различные подходы к трактовке понятий «компетенция» и «компетентность» и исходя из сущности этих терминов, мы посчитали возможным поговорить сегодня о социокультурной компетентности, поскольку основной формой ее существования является социально направленная деятельность всех участников образовательного процесса.
* Понятие «компетентности» во ФГОС и в других законодательных актах значительно шире сухого словарного определения. Оно формируется под воздействием окружения, концепции работы образовательного учреждения, запросов потребителей образовательных услуг и непосредственных участников образовательного процесса (по сути, это актуальное проявление соответствующих компетенций).
Формула компетентности имеет следующие составляющие:
Умение быстро находить необходимую информацию и использовать ее для накопления опыта конкретной деятельности (мобильность знаний);
Способность использовать свои знания в определенной ситуации и осознавать методы получения знаний (гибкость подхода);
Реальная оценка собственных возможностей, окружающего мира, индивидуального места в нем, определенных знаний, их целесообразности в деятельности, способов получения и использования этих знаний (критичность мышления).
*Таким образом, структурными компонентами компетентности являются знания, навыки и способности личности, готовность их применять, понимание их ценности и наличие положительного опыта применения, стереотипы поведения (проявление убеждений, ценностей и реакции на окружающий мир), а также осознанно использованные физические и ментальные ресурсы (усилия).
Структурными компонентами компетентности являются:
ценностные отношения к знаниям;
готовность к применению знаний;
позитивный опыт применения знаний.
Формирование ключевых компетенций учащихся
Поскольку современному обществу нужна молодежь, которая готова решать любые профессиональные и жизненные проблемы, в образовании необходимо использовать компетентностный подход, который способствует повышению качества образования, позволяя выпускникам школ лучше ориентироваться в социуме, демонстрируя способность к оперативному реагированию на запросы времени.
Понятия – «компетентностный подход» и «ключевые компетенции» получили распространение в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования. Обращение к этим понятиям связано со стремлением определить необходимые изменения в образовании, в том числе в школьном, и которые обусловлены изменениями, происходящими в обществе.
Готовясь к семинару, наши педагоги опирались на научно-теоретические и научно-методические работы, в которых анализируются сущность компетентностного подхода и проблемы формирования ключевых компетенций А.В. Хуторского, В.В.Сафоновой, Н.Г. Муравьевой, И.А.Зиминой, А.Г., Каспржака и других педагогов исследователей.
Уровень образованности, особенно в современных условиях, не определяется объемом знаний, их энциклопедичностью. С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний.
Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим меняется, точнее, по иному определяется система методов обучения. В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура соответствующих компетенций и функции, которые выполняются в процессе образования.
Компетентностный подход в образовании тесно связан с личностно- ориентированным обучением и действующими подходами к образованию, поскольку касается личности ученика и может быть реализованным и проверенным только в процессе выполнения конкретным учеником определенного комплекса действий.
Такой подход предполагает, что ученики осваивают в первую очередь не знания, а умения, которые в будущем позволят им эффективно действовать в любых бытовых, социальных и профессиональных ситуациях. Этот метод призван научить решать затруднительные ситуации тех выпускников, которые освоили знания, но не могут применять их на практике.
* Следовательно, компетентностный подход в обучении позволит воспитать: успешных и самодостаточных личностей, которые будут открыты к инновациям, смогут взаимодействовать в команде, принимать ответственные решения, будут полноправными членами современного общества. При этом предметные знания остаются в структуре образованности, приобретая ориентировочную роль.
Внедрения компетентностного подхода в работе общеобразовательных организаций заключается в стремлении научить детей:
учиться, то есть научить учеников решать вопросы научного характера;
находить решение в трудных познавательных вопросах, определять их суть, первопричину, взаимосвязь, используя научные данные;
разбираться в основных трудностях современной жизни – в политической, экономической сферах, находить взаимосвязь, решать аналитические задачи;
разбираться в вопросах духовного направления;
находить выход из ситуаций, которые связаны с выполнением социальных ролей;
решать вопросы, которые имеют отношение к разным областям профессиональной деятельности;
самостоятельно определиться в выборе профессиональной сферы, подготовиться к подбору учебного заведения.
Реализация компетентностного подхода подразумевает формирование ключевых компетенций учащихся по ФГОС.
Формируемые компетенции учащихся по ФГОС реализуются не только в ходе учебной, но и внеклассной деятельности на разных уровнях.
Всего выделяют три уровня формирования компетенций — применение, использование и обогащение, которые соответствуют трем ступеням общего образования — начальной, основной и старшей школе.
Основные компетенции по ФГОСам разделены на 3 группы:
личностные — нацеленные на саморазвитие личности и продуктивное взаимодействие с социумом;
метапредметные — направленные на способность саморазвития и самообразования;
предметные — направленные на осознание специфики предмета и обретения навыков по получению знания в его рамках.
* Компетенции младших школьников подразумевают сформированность следующих способностей:
интеллектуальных — результативное мышление, корректная работа с информацией;
организационных — умение организовать свою деятельность;
оценочных — способность отвечать за свой выбор, осознанно делать его;
коммуникативных способностей — эффективное взаимодействие и общение не только со сверстниками, но и со старшими.
Ключевые компетенции формируются лишь в результате личного практического опыта. Поэтому система обучения должна быть построена таким образом, чтобы ученик находился в ситуациях, которые будут способствовать его формированию. Использование активных форм обучения, позволит достичь желаемого результата.
*Компетентный ученик — это сформированная личность, готовая совершенствовать свои знания, расширяя их границы, способная нести ответственность за свои действия.
В начальной школе компетентность также предполагает умение:
Находить — черпать информацию, консультироваться с педагогами, чтобы критически относиться к информации, устанавливать взаимосвязи и последовательности действий, принимая ту или иную точку зрения.
Сотрудничать — взаимодействовать с группой людей, работать в паре, договариваться, выходить из конфликтных ситуаций, сдерживать свое слово.
Действовать — вносить свой вклад в работу группы, принимать возложенную функцию, организовывать собственную работу и деятельность других участников.
Адаптироваться — противостоять сложностям, задействовать специальные ресурсы и технологии для коммуникации и поиска информации.
Создание необходимых условий для формирования ключевых компетенций на сегодняшний день является основной задачей каждой образовательной организации. Поскольку ключевые компетенции формируются лишь в опыте собственной деятельности, поэтому образовательная среда должна выстраиваться таким образом, чтобы ребенок оказывался в ситуациях, способствующих их становлению.
*Самым удачным средством формирования компетенций, помощником в данном деле, на наш взгляд, является исследовательский метод обучения. Ведь при подготовке любого проекта ребёнку необходимо:
научиться принимать решения, ставить цель и определять направление своих действий и поступков (а это ценностно-смысловая компетенция);
работать в команде, принимать и понимать точку зрения другого человека (а это общекультурная компетенция);
самостоятельно находить материал, необходимый для работы, составлять план, оценивать и анализировать, делать выводы и учиться на собственных ошибках и ошибках товарищей (а это учебно-познавательная компетенция);
кроме того, ученику приходится осваивать современные средства информации и информационные технологии (а это информационная компетенция);
учиться представлять себя и свою работу, отстаивать личную точку зрения, вести дискуссию, убеждать, задавать вопросы (а это коммуникативная компетенция);
ребёнок, выполняя работу над собственным проектом, учится быть личностью, осознавая необходимость и значимость труда, который он выполняет (а это и социально-трудовая компетенция, и компетенция личностного самосовершенствования).
*Одним из условий формирования ключевых компетенций является – внедрение современных педагогических технологий, в том числе интерактивных.
Интерактивные технологии обладают рядом особенностей, позволяющих с достаточной эффективностью использовать их в процессе обучения и воспитания:
организуют процесс приобретения нового опыта и обмен имеющимся,
позволяют максимально использовать личностный опыт каждого участника,
используют социальное моделирование, основываются на атмосфере сотрудничества, уважения мнения каждого,
свободного выбора личных решений.
*С некоторыми примерами интерактивных методик, которые используют наши педагоги в практике своей работы, вы сможете ознакомиться в практической части нашего семинара в работе секций и Ю.В.Шувалова познакомит вас с результатами формирования социокультурных компетенций во внеурочной деятельности в старшей школе.
Возвращаясь к вопросу об основных отличиях между понятиями компетенция и компетентность надо отметить что многих исследователей эта проблема беспокоит уже на протяжении многих лет. Определить границы этих понятий часто бывает очень трудно.
Определений понятия социокультурная компетенция тоже большое количество.
На наш взгляд самое объемное и точное по содержанию является определение Натальи Георгиевны Муравьевой. Она считает, что социокультурная компетенция – это интегративная характеристика личности, предполагающая наличие знаний о различных социальных и культурных сферах, включающая способность и готовность взаимодействовать с другими людьми в различных диапазонах жизни, опираясь на свой смысловой опыт, и обеспечивающая способность использовать информационные ресурсы для смыслообразующей творческой деятельности в информационном пространстве.
В силу своих психолого-педагогических особенностей младший школьный возраст является наиболее подходящим для формирования социокультурной компетенции. Так как младшим школьникам свойственна потребность в общении, способность к точному запоминанию и усвоению новой информации. Младшие школьники, чтобы выделиться в среде, добиться успеха в привлекательной для них компании, стремятся к совершенствованию тех навыков и тех видов деятельности, которые приняты и ценятся в таком социуме, начинают разбираться в общественных мотивах поведения, нравственных оценках.
*Таким образом социокультурная компетенция младших школьников – это сложные интегративные образования, проявляющиеся в совокупности знаний, умений, опыта и качеств личности учащихся начальных классов, которые и обеспечивают эффективную социализацию в поликультурной среде в соответствии с возрастными особенностями и включают в себя : ( Схема Магомедовой З.М. )
социальные роли , предполагающие знания и опыт выполнения типичных социальных ролей младшего школьника: сына (дочери), гражданина, друга, ученика, продавца, покупателя, собственника, потребителя и др.;
толерантность и патриотизм , как осознанный опыт жизни в условиях многонационального, поликультурного, многоконфессионального общества;
моральные ценности , как способность осуществлять жизнедеятельность в соответствии с системами социальных норм;
культура поведения и общения , как умение соблюдать дисциплину на уроках и во внеурочной деятельности, поддерживать культуру внешнего вида, осуществлять общение с представителями различных культур, социальных и возрастных групп;
художественное творчество , предполагающее сформированность элементов художественно-творческих компетенций читателя, исполнителя, слушателя, зрителя, художника и др.
На эффективность формирования социокультурной компетенции существенное влияние оказывает личность учителя, его индивидуальный стиль, опыт, умение строить отношения в классе и за его пределами.
Социокультурная компетентность является продуктом социального воспитания и саморазвития индивида, его личностного роста, целостной самоорганизации и синтеза деятельностного и личностного опыта.
Наличие социокультурной компетенции как совокупности знаний исключительно важно, а сама проблема её формирования ещё разрабатывается в современной методике. Проблема формирования социокультурной компетенции через интеграцию урочной и внеурочной деятельности практически не разработана.
Интеграция урочной и внеурочной деятельности, привлечение родителей в жизнь класса, расширяет сферу применения социокультурной компетенции. Интеграция приводит к тому, что формируется широкая и разнообразная творческая и образовательная среда.
Создание культурной среды в реальном образовательном процессе выступает как решающее условие для формирования социокультурной компетенции учащихся. В целом это система, все звенья которой взаимосвязаны и взаимодействуют. Все её компоненты работают на формирование социокультурной компетентности выпускника нашей современной школы.
*Учитель в этой системе выступает как организатор обучения, партнёр по общению, воспитатель, создатель определенной среды.
Социокультурная среда задает условия функционирования личности в социуме и выполняет следующие функции:
способствует распространению новых культурных ценностей,
стимулирует групповые интересы,
активизирует взаимодействие субъектов общения,
формирует отношение к базовым ценностям,
способствует усвоению социального опыта и приобретению новых качеств, необходимых человеку для жизни.
Согласно исследованиям Е.В. Мещеряковой, внеурочная работа выполняет в первую очередь воспитательно-образовательные задачи, а основная её функция – удовлетворять интересы и потребности школьников, способствовать их всестороннему развитию, создавать положительные мотивы учения, что является в настоящий период весьма актуальным. Эта работа позволяет реализовать принципы мотивации и ситуативной организации обучения через создание проектов, направленных на решение сформулированных проблем и разыгрывание реальных и воображаемых ситуаций.
Внеурочная деятельность на всех этапах обучения способствует эффективному и устойчивому интересу учащихся к развитию чувства личной ответственности за порученное дело, привитию чувства общения и коллективизма, самоопределения, самостоятельности и организованности, является продолжением уроков и основой для осуществления совместной креативной деятельности.
При проведении внеурочных мероприятий в оригинальной нестандартной форме с привлечением родителей, учитель способствует социокультурному формированию учащихся, а также развитию интеллектуальных и творческих способностей, повышению мотивации учащихся к обучению.
У обучающихся с помощью её запускаются внутренние механизмы развития личности. Именно таким образом создаются благоприятные условия для формирования социокультурной компетентности и её формирование происходит успешно.
В современной концепции образования школьников все более значимой становится задача воспитания свободного человека, способного к самоопределению и конструированию своего жизненного пути в потоке социально-экономических и культурных перемен.
Таким образом, на мой взгляд социокультурная компетентность в современных условиях приобретает основополагающее значение в ряде субъектных характеристик личности, исторически задаваемых социокультурным пространством и определяющих условия функционирования личности в обществе.
И в завершении, хотелось бы сказать несколько слов о подготовке педагога, занятого формированием ключевых образовательных компетенций. Мне кажется, учителю мало быть осведомленным в данной области, необходимо чётко представлять результат своей работы, как конечный, так и промежуточный, надо думать над оптимизацией учебного процесса, который позволит комфортно и результативно организовать работу учащегося.
Древнегреческий философ Плутарх говорил, что
«Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь, а зажечь факел может лишь тот, кто сам горит».
Демонстрационный и раздаточный материал для участников семинара.
«Роль педагога в формировании социокультурной компетентности обучающихся
в условиях реализации национального проекта «Образование»
Город Нижний Новгород
«Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому – и я научусь»
Цель семинара : повышение компетентности педагогических работников в организации работы по формированию социокультурной компетентности обучающихся
Рассмотреть теоретические аспекты, подходы к определению и формированию социокультурной компетентности;
Познакомится с опытом работы МБОУ «Школа №110» в формировании социокультурной компетентности обучающихся
Организаторы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №110», при поддержке ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»
Слушатели: заместители директоров школ по УВР, ВР, учителя начальных классов
План проведения семинара
13.00-13.15 Регистрация участников семинара,
обзорная выставка направлений учебно-воспитательной работы МБОУ «Школа №110»
13.15-14.00 Теоретическая часть.
Виктория Александровна Долгополова, директор МБОУ «Школа №110»
Марина Константиновна Приятелева, ст. преподаватель кафедры начального образования ГБОУ ДПО НИРО
Ольга Викторовна Елина, кан.пед.наук, заместитель директора школы
Эльвира Александровна Подовинникова, учитель начальных классов, высшая квалификационная категория.
Ирина Александровна, учитель начальных классов, первая квалификационная категория.
Галина Сергеевна Саранцева, учитель начальных классов, учитель высшей квалификационной категории.
Татьяна Александровна Селешкова, учитель начальных классов, высшая квалификационная категория, Людмила Юрьевна Мишина, учитель начальных классов, высшая квалификационная категория, Эльвира Александровна Подовинникова, учитель начальных классов, высшая квалификационная категория.
14.45-15.00 Подведение итогов. Рефлексия.
В каждом человеке Солнце. Только дайте ему светить. Сократ
Памятка для педагогов
по реализации компетентностного подхода в образовании
и формировании социокультурной компетенции обучающегося
Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.
Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться.
Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.
Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.
Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.
Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.
Необходимо чаще показывать ученикам перспективы иx обучения.
Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.
В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний.
Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
Будьте проинформированы относительно последних научных достижений по своему предмету.
Поощряйте исследовательскую работу учеников. Найдите возможность ознакомить их с техникой экспериментальной работы, алгоритмами решения задач, обработкой первоисточников и справочных материалов.
Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.
Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.
Ключевые компетенции учащихся
сдерживать и управлять своими эмоциями, адекватно реагировать на действия других людей, по невербальным признакам и вербальному поведению определять состояние живых существ и людей;
реализовывать внутренний потенциал, действовать как ответственный гражданин, соблюдающие принятые в обществе моральные нормы и ценности, поддерживая принципы демократии и толерантности;
эффективно сотрудничать с людьми, проявлять уважение и понимание к индивидуальным особенностям людей, коммуницировать, владея различными формами игровой деятельности;
следовать правилам установленной деятельности, воплощать творческие замыслы, соблюдая технику безопасности и выработанные в классе правила жизни.
контролировать свои действия и оценивать результат по образцу, выполнять самоанализ на основании заданных параметров;
эффективно сотрудничать, договариваться с членами малой группы, учитывать мнение всех ее участников;
сравнивать свою оценку с оценкой учителя, различать оценку действий и личности;
выполнять задания по установленному алгоритму;
задавать или инициировать «умные» вопросы к сверстникам или взрослым;
давать исчерпывающий ответ на вопрос учителя, вести аргументированный диалог со сверстниками;
различать известное и неизвестной в ситуации, созданной педагогом, осознавать недостаток знаний для успешного выполнения действия;
планировать выполнение заданий, самостоятельно или с помощью взрослых отбирать учебный материал.
Способность понимать свои сильные и слабые стороны, решать проблемы, которые связаны с физическим и психическим здоровьем, принимать себя, выходить из сложных ситуаций, связанных с межличностными отношениями.
Способность находить необходимую для обучения информацию, организовывать обучающую среду, планировать учебную деятельность и следовать составленному плану, применять полученные знания и навыки для решения различных проблемных ситуаций, анализировать умения и знания, оценивать собственные пределы знания, чтобы на основании этого осознавать потребность в дальнейшем обучении.
Одна из ключевых компетенций учащихся заключается в способности использовать специальные знаки в построении коммуникации с окружающими, четко и ясно выражать свои мысли, аргументировать свое мнение, читать и понимать прочитанное, включая инструкции, правила и художественные тексты, грамотно писать тексты различного объема и типа, применяя соответствующие языковые и средства выразительности.
выполнять самостоятельное наблюдение, находить информацию в сообщении и тексте;
формулировать поисковые запросы, вопросы к взрослым, указывая на непонимание или недостаточность информации, выбирая способы ее получения;
определять главную мысль текста, незнакомые слова и понятия, пересказывать новый текст, описывать объект наблюдения, составлять устный текст по плану;
использовать знаково-символьные средства, составляя модели изучаемых процессов и объектов.
«Школьная готовность» (момент поступления в школу)
«Готовность пятиклассника» (момент окончания начальной школы и переход в основную школу)
Способность формулировать цель и делать выводы, организовывать аналитическую и рефлективную работу, расставлять учебные приоритеты, планировать, задавать вопросы, реализуя познавательную деятельность, формулировать личную позицию по отношению к школе, иметь мотивацию к приобретению знаний
Владеть способами самоопределения выбора на основе собственных позиций, уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия.
Способность выступать с устным сообщением, вести диалог, задавать вопросы, владение разными видами речевой активности, языковой компетенцией, умение рассказать о себе, своей школе, стране в письменной и устной форме (в том числе с использованием знаний иностранного языка), владение способами взаимодействия с окружающими, группой в различных ситуациях (в младшем школьном возрасте происходит продуктивное формирование устной коммуникации и ее переход в письменную форму).
Информационная компетенция учащихся подразумевает владение навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, каталогами, словарями, интернет-ресурсами. Ученик должен находить, систематизировать, усваивать и анализировать информацию, необходимую для решения образовательных задач (дети в начальной школе учатся обращаться с большим потоком информации и результативно его использовать).
Пятиклассник должен демонстрировать осознанное отношение к внутришкольным отношениям, занимать статусное место в новом социальном микросообществе.
Способность к рациональной и самостоятельной организации свободного времени, стремление к творчеству, наличие личной системы ценностей, владение элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя, ремесленника и др.
Компетенция в бытовой сфере, включая физическую культуру и спорт
Способность помогать другим и выполнять необходимые обязанности по самообслуживанию, знание и использование правил личной гигиены, бережное отношения к своему здоровью и безопасности, осознание ценности здоровья, владение навыками оказания первой медпомощи, знание правил поведения в экстремальных ситуациях.
«Готовность старшеклассника» (момент окончания 9 класс)
Компетенция в бытовой сфере, включающая физическую культуру и спорт
Сформированность ценностных ориентиров
Умение оценивать уровень и качество своего здоровья, эффективно использовать режим нагрузок и ограничений
Умение создавать и планировать недельный, месячный режим.
Компетенция в сфере культурно-досуговой деятельности
Наличие определенных знаний культурного наследия, целенаправленное удовлетворение духовных потребностей
«Студенческая готовность» (момент окончания школы 11 класс)
Помимо предметных компетенций учащиеся должны:
успешно коммуницировать на родном языке (устно и письменно), знать как минимум один иностранный язык;
понимать обычаи и культуру других стран, признавать принципы поликультурности, иметь навыки межличностного взаимодействия;
демонстрировать социальную коммуникативность и лидерские качества, риторические способности, умение вести переговоры, решать конфликтные ситуации, слушать и слышать собеседника, учитывая иную точку зрения.
Аналитические способности, базовые знания в различных предметных областях и способность применять их для решения конкретных задач, исследовательские навыки, гибкость мышления, адаптивные способности, стремление к творчеству, креативность, владение методами поиска информации, знаний (методическая и системная компетенция), мыслить, выходя за рамки привычного, демонстрировать инновационные и организаторские способности, управляя группой сверстников, коллег, осуществлять посредническую деятельность.
Самоорганизации и самоуправления
Выпускников школы характеризует:
уверенность в себе, своих знаниях и навыках;
способность критически мыслить, осуществлять самокритику и рефлексию;
адаптация к стремительно меняющимся обстоятельствам;
самостоятельная деятельность и ответственность за нее;
инициативность, способность правильно расставлять приоритеты и осуществлять временной менеджмент, организуя свою или групповую работу;
способность работать концентрированно и дисциплинированно.
Ценностно-смысловые и политико-правовые
Комплекс правовых, социальных, политических компетенций, способность переносить полученные знания в социальную реальность, следовать моральным и этическим нормам.
Самостоятельной познавательной деятельности
Способность учиться, работать с ПК и иными устройствами, демонстрировать готовность к непрерывному обучению, знание научных методов и методов исследовательской деятельности, способность распознавать и преодолевать учебные затруднения, добывать и анализировать информацию, владение информационными технологиями.
Внедрение в школе точно выстроенной, выверенной системы интеграции урочной и внеурочной деятельности позволяет эффективно формировать социокультурную компетенцию учащихся, которая включает:
Познавательную компетенцию – ценностное отношение к знаниям
Формировании целей воспитания для различных возрастных групп на основе ключевых социокультурных компетенций учащихся
Форм формирование гражданской позиции
ценностное отношение к обществу
формируется как развитие трудолюбия
развитие интереса к труду
развитие потребности в труде
формирование готовности к профессиональному самоопределению
ценностное отношение к труду
развитие бережного отношения к природе
развитие экологической грамотности и экологической культуры
формирование экологической потребности
ценностное отношение к природе
развитие чувства прекрасного
развитие эстетического вкуса
развитие эстетической культуры
формирование эстетического отношения к действительности
ценностное отношение к прекрасному
развитие отношения «Я – личность»
развитие самоуважения и взаимоуважения
формирование готовности к личностному и мировоззренческому самоопределению