что такое социальное общение

Лекция 1 ТЕМА «СОЦИАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ»

Лекция 1 ТЕМА «СОЦИАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ»

1. Сущность понятия общения.

2. Основные характеристики общения,

3. Структура взаимодействия в общении.

4. Социально-психологическая общность как результат общения.

5. Социально-психологические механизмы общения.

6. Соотношение общения, деятельности и поведения.

Ключевые понятия темы: общение, психический контакт, функции общения, внешняя сторона общения, внутренняя сторона общения, стиль общения, средства общения, взаимодействие в общении, социально-психологическая общность, заражение, внушение, убеждение, подражание, мода.

Сущность понятия «общение»

Социальная психология исследует закономерности человеческого поведения и деятельности, обусловленные фактом включения людей в реальные социальные группы. И первый эмпирический факт, с которым имеет дело социальная психология, — это факт общения и. взаимодействия людей.

Содержание понятия «общение» раскрывается в двух взаимосвязанных аспектах, — это как две стороны одной медали:

— как процесс, не направленный на изменение психологического состояния партнера;

— как процесс, направленный на изменение психологического состояния партнера.

В первом случае общение— это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности. Он включает в себя обмен информацией/ выработку единой стратегии взаимодрия, восприятие и понимание партнера.

Во втором случае общение — это осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера.

В самом общем виде общение выступает как форма и способ существования социума. Социальный смысл общения — передача форм культурыи социального опыта.

Специфика общения состоит в том, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек самоопределяется и самопредъявляется в многообразии своих
индивидуальных психологических особенностей.

Общение рассматривается как форма деятельности, осуществляемая между людьми и приводящая или не приводящая к возникновению психического контакта. Психический контакт обеспечивает в общении взаимный обмен эмоциями и характеризует общение как двустороннюю деятельность, взаимную связь людей.

Общение — сложный и многогранный процесс, выступающий как:

что такое социальное общение. Смотреть фото что такое социальное общение. Смотреть картинку что такое социальное общение. Картинка про что такое социальное общение. Фото что такое социальное общениевзаимодействие людей;

что такое социальное общение. Смотреть фото что такое социальное общение. Смотреть картинку что такое социальное общение. Картинка про что такое социальное общение. Фото что такое социальное общениевид самостоятельной человеческой деятельности;

что такое социальное общение. Смотреть фото что такое социальное общение. Смотреть картинку что такое социальное общение. Картинка про что такое социальное общение. Фото что такое социальное общениеатрибут других видов человеческой деятельности;

что такое социальное общение. Смотреть фото что такое социальное общение. Смотреть картинку что такое социальное общение. Картинка про что такое социальное общение. Фото что такое социальное общениеинформационный процесс;

что такое социальное общение. Смотреть фото что такое социальное общение. Смотреть картинку что такое социальное общение. Картинка про что такое социальное общение. Фото что такое социальное общениеотношение людей друг к другу;

что такое социальное общение. Смотреть фото что такое социальное общение. Смотреть картинку что такое социальное общение. Картинка про что такое социальное общение. Фото что такое социальное общениевзаимовлияние людей;

что такое социальное общение. Смотреть фото что такое социальное общение. Смотреть картинку что такое социальное общение. Картинка про что такое социальное общение. Фото что такое социальное общениевзаимное переживание;

что такое социальное общение. Смотреть фото что такое социальное общение. Смотреть картинку что такое социальное общение. Картинка про что такое социальное общение. Фото что такое социальное общениевзаимное понимание.

Общение выступает как социальный и личностно-ориентированный процесс, в котором реализуются не только личностные отношения, но и установки на социальные нормы. Вместе с тем, общение — это и социальный процесс, через который общество влияет на индивида. Справедливо рассматривать общение и как условие любой деятельности человека. Выступая важнейшей социальной потребностью, без реализации
которой замедляется, а иногда и прекращается формирование личности, общение как диалектический процесс представляет собой единство двух противоположных тенденций:

· к кооперации, сотрудничеству и интеграции;

· к конкуренции, борьбе и дифференциации.

Существует несколько иная трактовка понятия «общение», которое представляется «формой деятельности, осуществляемой между людьми как равными партнерами и приводящей к возникновению
психического контакта», «взаимодействием равноправных субъектов»

Здесь можно говорить о некотором сужении понимания общения. Во-первых, партнеры по общению могут быть равными и неравными, свободными по отношению друг к другу и зависимыми один От другого. Общаются друг с другом начальник и подчиненный, друзья, товарищи и приятели, недоброжелатели и враги, совершенно незнакомые между собой попутчики в общественном транспорте и т.д.

Во-вторых, общение может приводить к возникновению психического контакта, а может и не приводить к таковому.

В-третьих, общение — не просто форма деятельности, но и сама по себе деятельность.

Лекция 1 ТЕМА «СОЦИАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ»

1. Сущность понятия общения.

2. Основные характеристики общения,

3. Структура взаимодействия в общении.

4. Социально-психологическая общность как результат общения.

5. Социально-психологические механизмы общения.

6. Соотношение общения, деятельности и поведения.

Ключевые понятия темы: общение, психический контакт, функции общения, внешняя сторона общения, внутренняя сторона общения, стиль общения, средства общения, взаимодействие в общении, социально-психологическая общность, заражение, внушение, убеждение, подражание, мода.

Сущность понятия «общение»

Социальная психология исследует закономерности человеческого поведения и деятельности, обусловленные фактом включения людей в реальные социальные группы. И первый эмпирический факт, с которым имеет дело социальная психология, — это факт общения и. взаимодействия людей.

Содержание понятия «общение» раскрывается в двух взаимосвязанных аспектах, — это как две стороны одной медали:

— как процесс, не направленный на изменение психологического состояния партнера;

— как процесс, направленный на изменение психологического состояния партнера.

В первом случае общение— это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности. Он включает в себя обмен информацией/ выработку единой стратегии взаимодрия, восприятие и понимание партнера.

Во втором случае общение — это осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера.

В самом общем виде общение выступает как форма и способ существования социума. Социальный смысл общения — передача форм культурыи социального опыта.

Специфика общения состоит в том, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек самоопределяется и самопредъявляется в многообразии своих
индивидуальных психологических особенностей.

Общение рассматривается как форма деятельности, осуществляемая между людьми и приводящая или не приводящая к возникновению психического контакта. Психический контакт обеспечивает в общении взаимный обмен эмоциями и характеризует общение как двустороннюю деятельность, взаимную связь людей.

Общение — сложный и многогранный процесс, выступающий как:

что такое социальное общение. Смотреть фото что такое социальное общение. Смотреть картинку что такое социальное общение. Картинка про что такое социальное общение. Фото что такое социальное общениевзаимодействие людей;

что такое социальное общение. Смотреть фото что такое социальное общение. Смотреть картинку что такое социальное общение. Картинка про что такое социальное общение. Фото что такое социальное общениевид самостоятельной человеческой деятельности;

что такое социальное общение. Смотреть фото что такое социальное общение. Смотреть картинку что такое социальное общение. Картинка про что такое социальное общение. Фото что такое социальное общениеатрибут других видов человеческой деятельности;

что такое социальное общение. Смотреть фото что такое социальное общение. Смотреть картинку что такое социальное общение. Картинка про что такое социальное общение. Фото что такое социальное общениеинформационный процесс;

что такое социальное общение. Смотреть фото что такое социальное общение. Смотреть картинку что такое социальное общение. Картинка про что такое социальное общение. Фото что такое социальное общениеотношение людей друг к другу;

что такое социальное общение. Смотреть фото что такое социальное общение. Смотреть картинку что такое социальное общение. Картинка про что такое социальное общение. Фото что такое социальное общениевзаимовлияние людей;

что такое социальное общение. Смотреть фото что такое социальное общение. Смотреть картинку что такое социальное общение. Картинка про что такое социальное общение. Фото что такое социальное общениевзаимное переживание;

что такое социальное общение. Смотреть фото что такое социальное общение. Смотреть картинку что такое социальное общение. Картинка про что такое социальное общение. Фото что такое социальное общениевзаимное понимание.

Общение выступает как социальный и личностно-ориентированный процесс, в котором реализуются не только личностные отношения, но и установки на социальные нормы. Вместе с тем, общение — это и социальный процесс, через который общество влияет на индивида. Справедливо рассматривать общение и как условие любой деятельности человека. Выступая важнейшей социальной потребностью, без реализации
которой замедляется, а иногда и прекращается формирование личности, общение как диалектический процесс представляет собой единство двух противоположных тенденций:

· к кооперации, сотрудничеству и интеграции;

· к конкуренции, борьбе и дифференциации.

Существует несколько иная трактовка понятия «общение», которое представляется «формой деятельности, осуществляемой между людьми как равными партнерами и приводящей к возникновению
психического контакта», «взаимодействием равноправных субъектов»

Здесь можно говорить о некотором сужении понимания общения. Во-первых, партнеры по общению могут быть равными и неравными, свободными по отношению друг к другу и зависимыми один От другого. Общаются друг с другом начальник и подчиненный, друзья, товарищи и приятели, недоброжелатели и враги, совершенно незнакомые между собой попутчики в общественном транспорте и т.д.

Во-вторых, общение может приводить к возникновению психического контакта, а может и не приводить к таковому.

В-третьих, общение — не просто форма деятельности, но и сама по себе деятельность.

Источник

Психология социального общения, функции, формы.

Психология социального общения

Социальное общение — социальное взаимодействие между людьми посредством знаковых систем в целях трансляции (передачи) общественного опыта, культурного наследия и организации совместной деятельности. «Человек — это узел связи», — писал Экзюпери. Общение одухотворяет жизнедеятельность человека, обеспечивает его вхождение в социум. В социальном общении происходит психическое развитие и самореализация индивида. Все психические качества человека формируются и проявляются в его общении с другими людьми. Эффективное общение связано с соответствующими умениями и навыками, с культурой общения.

Различаются содержание, функции и средства общения.

Содержание общения многопредметно, его цели связаны с его функциями. Можно выделить четыре основные функции общения:

• информационно-коммуникативную (прием и передача информации);

• регулятивно-коммуникативную (организация взаимодействия людей в их совместной деятельности);

• перцептивно-аффективную (восприятие людей как социальных объектов, воздействие на их эмоциональную сферу);

• аффективно- экспрессивную (эмоциональное самовыражение человека).

В зависимости от используемых средств общение может быть непосредственным и опосредованным, прямым и косвенным, вербальным (словесным) и невербальным (паравербальным). Различается также техника общения — установление психических контактов, использование различных приемов психического воздействия на партнера по общению, выбор средств в зависимости от формы общения. Формы общения: деловое, профессиональное, бытовое, частное и публичное.

Общение как коммуникативная деятельность. Коммуникация — смысловая сторона общения. Действия, ориентированные на их смысловое восприятие другими людьми, называется коммуникативными.

В коммуникативных актах реализуются информативные, фатические (контактные) и управленческие задачи общения. Обмениваясь информацией, люди воздействуют друг на друга. В процессе общения они стремятся установить психический контакт, выяснить позиции друг друга, сформировать отношение к анализируемой ситуации.

Коммуникатор (лицо, передающее сообщение) может придерживаться одной их трех позиций: открытой, отстраненной или закрытой, то есть скрывать свою точку зрения. Восприятие информации зависит от ее «наложения» на реципиента или аудиторию, от их мотивационного состояния и информационной подготовленности.

Для понимания информации (ее включения в систему имеющихся связей, понятий и представлений реципиента) необходимо, чтобы общающиеся стороны использовали единую систему значений. Препятствиями для общения являются психологические, социальные и культурные барьеры, неадекватное отражение ситуации общения.

Основное средство коммуникации — речь (естественный звуковой язык ), имеющая лексическую и синтаксическую организацию. Речь индивида свидетельствует о его культурном уровне, внутреннем мире, особенностях психической саморегуляции. Шаблонная речь, а тем более вульгарная, резко снижает статус личности. Величайшее духовное достояние — способность человека кратко, емко и изысканно выражать свои мысли и чувства. О человеке судят по тому, что и как он делает, как выглядит, что и как говорит. Манера речи, манера общения определяют мироощущение человека, тонкость его чувств, его интеллектуальные возможности. Неразвитость речи — признак психической неразвитости индивида.

В речи проявляются возрастные особенности говорящего, его социальные и профессиональные особенности, психические аномалии (логорея — «словесный понос», персеверация — непрерывное повторение, вязкость — утопание в подробностях и др.).

Анализ содержания речевых сообщений осуществляется специальным методом — контент-анализом (от англ. content — содержание). При этом замеряется частота и объем тех или иных содержательных единиц, что позволяет выявить отдельные психологические характеристики коммуникаторов.

В речи выделяются содержательная и отношенческая (эмоционально-воздействующая) сторона, ее фасцинация («очарование») — воздействие на поведенческие решения реципиентов.

К содержательным приемам речевого воздействия относятся высказывания по истории обсуждаемой проблемы, оценка ее значимости, уровня проработанности, обоснование предлагаемого способа решения проблемы. К отношенческим приемам воздействия относятся апелляции к личности оппонента (упоминание его негативных качеств, деловой несостоятельности), апелляции к аудитории (просьбы, обращения, угрозы, заискивания).

Наряду с речью в общении используются паралингвистические средства — невербальные (неречевые) средства передачи информации. Различаются три вида паралингвистических средств:

• фонационные — тембр голоса, темп и громкость речи, устойчивые интонации, особенности произнесения звуков, заполнения пауз (э, мэ…);

• кинетические — жесты, позы, мимика;

• графические (в письменной речи).

Мимика связана с распространением интенсивного возбудительного процесса на двигательную зону коры головного мозга — отсюда ее непроизвольный характер. Мимические движения подразделяются на:

1) мимику агрессивно-наступательную — гнев, злость, жестокость и др.;

2) активно-оборонительную — отвращение, презрение, ненависть и др.;

3) пассивно-оборонительную — покорность, приниженность и др.;

4) мимику ориентировочно-исследовательской направленности;

5) подражательные мимические выражения;

6) мимику удовольствия-неудовольствия;

7) маскировочные выражения — мимику сокрытия истины, двусмысленности, нечестности и т. п.

Информативны и жесты человека. Подделать язык жестов почти невозможно: они регулируются подсознательно. Так, в процессе лжи (особенно если человек сам осуждает эту ложь) возникает характерное сокращение мышц лица, увеличивается просвет зрачков, нередко расширяются кровеносные сосуды лица — происходит его покраснение, увеличивается количество миганий, совершаются характерные микрожесты и макрожесты — прикрытие рта, прикосновения к носу, потирания глаза, уха, почесывание шеи, оттягивание воротника и др.

В полицейской практике давно замечено, что ложные показания труднее давать при хорошем обзоре всего тела и ярком освещении лица и легче всего солгать по телефону.

Открытость и честность часто сопровождаются раскрыванием ладоней. Указующий перст, как правило, свидетельствует о доминировании и агрессивности. Потирание ладоней обычно означает приятное ожидание. Сцепленные ладони — жест неоправданных ожиданий. Поглаживание подбородка — сигнал о принимаемом решении. Скрещивание рук на груди свидетельствует об оборонительной позиции, а скрещивание на груди рук со сжатыми кулаками — о враждебном отношении.

Закройте глаза и спрячьте руки, если Вы не хотите, чтобы обнаруживалась ваша неискренность, — к такому выводу пришел один наблюдательный служащий английской) суда. За свою долгую судебную практику он научился безошибочно определять, говорит ли свидетель правду.

Глаза и руки часто говорят больше, чем слова, и непроизвольно свидетельствуют о подлинном состоянии человека. Взгляд живого существа и особенно взгляд человека — один из самых сильных раздражителей, несущий в себе большую информацию. Глаза и губы — наиболее выразительные части лица. Человек, отводящий глаза от собеседника, кажется скрытным и неискренним. А человек, «пялящий глаза», кажется ограниченным и бестактным. Люди безошибочно угадывают выражение глаз, игру взглядов.

В процессе общения взгляды людей выполняют синхронизирующую функцию — ритмика взглядов образует определенное русло общения. При этом говорящий меньше смотрит на партнера, чем слушающий. Но примерно за секунду до окончания отдельного речевого блока говорящий переводит взгляд на лицо слушателя, как бы подавая сигнал о наступлении его очереди говорить и оценивая произведенное им впечатление.

Партнер, взявший слово, в свою очередь отводит глаза, углубляясь в свои мысли. Слушающий же подает глазами сигналы своего отношения к содержанию высказываний говорящего — это могут быть одобрение и порицание, согласие и несогласие, радость и печаль, восторг и гнев. Глаза выражают всю гамму человеческих чувств. И не только сами глаза, но и вся окологлазная область лица.

Впечатление, производимое взглядом, зависит от просвета зрачков, положения век и бровей, конфигурации рта и носа, общего абриса лица. Сочетание этих признаков огромно. Положительные эмоции увеличивают количество обмена взглядами, отрицательные — сокращают его. Бегающий или «липкий» взгляд свидетельствует о психических акцентуациях и аномалиях. Присматривайтесь к взглядам, мимике и жестам людей, чтобы лучше понять их и лучше взаимодействовать с ними. Помните, что и ваши жесты постоянно интерпретируются вашим собеседником как сигналы уверенности и неуверенности, робости и чрезмерной притязательности, агрессивности и оборонительности, наглости и деликатности, открытости и скрытности, приближенности и отчужденности, культурности и бескультурья.

В общении, при взаимодействии люди стремятся сохранить зону своего личного пространства. Все пространство вокруг индивида подразделяется на ряд зон: интимную (15 — 45 см), личную (45 см — 1,2 м), социальную (2 — 6 м) и общедоступную (свыше 6 м).

Наиболее важна и значима интимная зона, расцениваемая человеком как его собственность. Заходить в эту зону могут лишь очень близкие люди. Особенно ревниво оберегается зона радиусом в 15 см. Ее нарушение вызывает даже физиологические изменения в организме — учащается пульс, выделяется адреналин, напрягаются мускулы, кровь приливает к голове. Находясь в общественных местах повышенной скученности, люди придерживаются неписанных правил деликатности (избегают взглядов «в упор», не разговаривают, не проявляют эмоций, ограничивают телодвижения). Длительное нарушение интимной зоны труднопереносимо, а для многих людей даже невыносимо.

На допросах противодействующих расследованию лиц используется прием длительного вторжения в интимную зону допрашиваемого. Не имея возможности отодвинуться, некоторые допрашиваемые «отодвигают» самого допрашивающего, давая ответы на трудные вопросы.

Личная зона — расстояние для дружественных бесед, общения с хорошо знакомыми людьми. В социальной зоне происходит общение малознакомых людей, в общедоступной — общение с большой группой людей.

Вступая в общение, люди более или менее осознают его цели, стремятся реализовать свои интересы, контролируют ход общения, используют различные средства влияния на психическое состояние партнера, стремятся создать определенное впечатление о себе.

На начальном этапе общения люди, как правило, распознают актуализированные потребности друг друга и на этой основе формируют возникновение психологического (коммуникативного) контакта. При этом оцениваются личностные качества партнера, избираются ситуативно оправданная форма и соответствующая техника общения, система приемов общения, осуществляется преднастройка партнера на достижение цели общения.

Вербальные и паравербальные средства должны соответствовать цели общения, его форме, демонстрировать соответствующее отношение к партнеру. Слова, построение фраз, мимика, жесты, поза могут располагать к общению или затруднять его. Эмоционально-экспрессивные проявления могут выдавать скрытые цели общения. Обмолвки, речевые затруднения, проговорки также свидетельствуют о подсознательной направленности субъекта общения.

В процессе общения широко используется обратная связь — реакции партнера, его отношение к содержанию общения. Возможно и специальное провоцирование этих реакций для прояснения позиций партнера, скрываемой им информации. Искусство общения состоит в способности партнеров поставить себя в положение другой стороны, проявить рефлексию (думать за другого), учитывать особенности социальной перцепции (восприятия социальных объектов), адекватно интерпретировать поведенческие проявления партнера, его эмоциональные реакции.

Многие профессий (учителя, врача, юриста, артиста, менеджера) требуют высокоразвитой коммуникативной способности, овладения культурой и техникой эффективного общения. Каждая социальная роль успешно реализуется только адекватными средствами социальной коммуникации.

Источник

Общение. Виды общения

что такое социальное общение. Смотреть фото что такое социальное общение. Смотреть картинку что такое социальное общение. Картинка про что такое социальное общение. Фото что такое социальное общение Ольга Алимова
Общение. Виды общения

Цель работы: рассмотреть основы общения: его структуру, понятие, сущность, виды.

1. Общая характеристика общения, его функции, структура и средства

Общение – это процесс установления и развития контактов между людьми, который порождается потребностями в совместной деятельности. В отечественной психологии общение понимается в неразрывном единстве с деятельностью. Общение – это такая реальность человеческих отношений, которая предполагает любые виды общения как специфические формы совместной деятельности людей.

Вместе с тем в отечественной психологии существует и другой подход к пониманию категории общения. Согласно этому подходу общение понимается как субъект-субъектное взаимодействие. В целом признается, что любая деятельность всегда прямо или опосредованно включает субъект-субъектные отношения, а процесс общения детерминируется предметом, например, предметом разговора (Б. Ф. Ломов).

В процессе общения происходит обмен информацией, ее интерпретация, взаимовосприятие, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, формирование симпатий и антипатий, психологическое воздействие, осуществление регулирования совместной деятельности и др. Специфика общения состоит в том, что в его процессе происходит взаимораскрытие субъективных миров партнеров. В общении партнеры самоопределяются и самопредъявляются.

При исследовании структуры общения выделяется три уровня анализа.

На первом уровне (макроуровне) анализа рассматривается общение индивида с другими людьми как важнейшая сторона его образа жизни. При этом анализируются общественные институты, этнические и семейные традиции и нормы. Этот уровень близок к социологическим исследованиям и является основным при изучении направленности деятельности личности, мотивационной сферы и межличностных отношений.

Второй уровень анализа (мезоуровень) предполагает изучение отдельных контактов, в которые вступают люди, когда совместно решают ту или иную задачу. На данном уровне исследуются особенности динамики психических процессов и состояний человека.

Исследования на этом уровне предполагают выявление в периоде общения несколько фаз. Начальная фаза состоит в формировании общих координат (опорных образов, точек отсчета, которые определяют развитие дальнейшего процесса, относительно которых строится поведение каждого их участников общения. На второй фазе формируется совместная и обычно нежесткая программа процесса общения, включающая распределение функций между его участниками. Данная фаза задает общую стратегию их поведения. Третья фаза состоит в согласовании или синхронизации временных характеристик психических процессов и состояний. Также на данной фазе формируется общий фонд знаний, умений и навыков. Общение включает в себя взаимное управление, контроль и коррекцию. В результате общения либо создается некоторая общность участников, либо обнаруживается их несовместимость и наличие противоречий.

Феномен общения монолитен и все, что его определяет, существует в неразрывном единстве, однако исследователи пытаются все-таки вычленить отдельные составляющие его элементы. Изучение процесса общения показало, насколько это сложное, многообразное явление. Так, например психологи выделяют познавательный, эмоциональный и поведенческий компоненты в структуре общения. Б. Д. Парыгин выделяет 3 параметра общения:

содержание и направленность: общение может быть идентифицирующим и обособляющим, содействующим и противодействующим;

форма: вербальное и невербальное общение, непосредственное, межличностное и опосредованное;

• способы связи содержания и формы в процессе общения: подражание, заражение, убеждение.

Г. М. Андреева выделяет три взаимосвязанных стороны общения:

Общение – это полифункциональный феномен. Существует несколько классификаций его функций. Б. Ф.Ломовым выделены три функции: информационно – коммуникативная, регуляционно – коммуникативная и аффективно – коммуникативная.

Первая функция состоит в передаче информации. Она предполагает наличие взаимодействующих субъектов, один из которых передает информацию, а другой ее получает.

Вторая функция относится к регуляции поведения. Человек в процессе общения регулирует не только свое собственное поведение, но и поведение других людей, а также испытывает воздействия с их стороны. Данная функция в основном реализуется во взаимной подстройке действий партнеров. С регуляционно-коммуникативной функцией связаны такие явления, как подражание, внушение и убеждение.

Третья функция относится к эмоциональной сфере человека. Человеческие эмоции возникают и развиваются в условиях общения. Общением может определяться уровень эмоциональной напряженности и эмоциональной разрядки. Зачастую сама потребность в общении у человека может возникнуть в связи с необходимостью изменить свое эмоциональное состояние. В процессе общения происходит изменение модальности и интенсивности эмоциональных состояний, взаимное их усиление или ослабление, сближение состояний партнеров либо их поляризация.

Выделяются также такие функции, как познание людьми друг друга, организация совместной деятельности и управление ею, формирование и развитие межличностных отношений и пр. А. А. Брудным выделяется инструментальная функция общения (необходимая для обмена информацией в процессе управления и совместного труда, синдикативная (обеспечивает сплоченность групп, трансляционная (необходима для обучения) и самовыражения.

По цели общениявыделяются следующие функции:

• контактная (предполагается установление контакта как состояния готовности к поддержанию взаимосвязи, к приему и передаче сообщения);

• информационная (обмен сообщениями, мнениями, решениями);

• побудительная (стимуляция активности партнера на выполнение каких-либо действий);

• координационная (взаимное ориентирование и согласование действий в рамках совместной деятельности);

• понимания (понимания смысла сообщения, а также переживаний и состояний партнера);

• эмотивная (возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний, изменение собственных переживаний и состояний, то есть обмен эмоциями);

• установления отношений (осознание и фиксация своего места в системе отношений и межличностных связей);

• оказание влияния (изменение состояния или поведения партнера, его решений и намерений).

Вербальное общение является наиболее исследованной разновидностью человеческой коммуникации. Кроме этого, это наиболее универсальный способ передачи мысли. На вербальный человеческий язык можно «перевести» сообщение, созданное с помощью любой другой знаковой системы.

Устная речь, по ряду параметров отличающаяся от письменной, является не безграмотной письменной речью, а самостоятельной речью со своими правилами и даже грамматикой. Основным преимуществом устной речи по сравнению с письменной является экономность, т. е. для передачи одной и той же мысли в устной речи требуется меньше слов. Экономия достигается благодаря другому порядку слов, пропуску концов и других частей предложений. Недостатками устного выражения мысли являются речевые ошибки, многозначность.

Невербальное общение – это общение без использования речевых и языковых средств, единственным инструментом которого становится тело человека. Передача и прием невербальной информации могут осуществляться как осознанно, так и на бессознательном уровне. Невербальное общение также называют невербальным поведением.

Основными средствами невербального общения являются поза, движения и жесты, мимика, взгляд, характеристики голоса и пространственное поведение. Невербальные способы общения имеют как биологическое происхождение, так и формируются в культуре. Некоторые теории происхождения языка рассматривают невербальное общение как древнюю основу возникновения речи.

Невербальная коммуникация имеет принципиальные отличия от вербального общенияи характеризуются следующим:

• реализуется одновременно через разные органы чувств (полисенсорная природа);

• эволюционно – исторической древностью (существовала задолго до появления речи);

• относительной независимостью от смысла слов;

• непроизвольностью и подсознательностью;

• независимостью от языковых барьеров;

• особенностями психофизиологических механизмов восприятия;

• особенностями акустических средств кодирования.

Невербальное общение позволяет передать обширный спектр информации. Так, с помощью невербальных средств можно получить представление о расовой, национальной и социальной принадлежности человека, о физическом и психологическом состоянии, об эмоциональном отношении человека, о психологическом климате в группе и т. д.

Невербальное поведение дает возможность получить глубокую информацию о темпераменте человека, его энергичности, склонности к доминантности, самооценке.

2. Виды общения

Виды общения выделяются в соответствии с целями общения, предметом общения, условиями, в которых осуществляется общение, субъектами общения, средствами общения и другими критериями.

По характеру общения, т. е. по специфике психического состояния и настроения участников процесса общения, Б. Д. Парыгин выделял такие виды, как деловое и игровое, социально-ролевое и личностно-ориентированное, духовное и утилитарное, традиционное и инновационное общение.

А. А. Леонтьев при классификации видов общения исходил из того, что общение всегда осуществляется в условиях социокультурной среды, определенной социальной общности. Общение всегда по своей сущности является социальным, даже когда целью общения выступает удовлетворение биологических потребностей.

А. А. Леонтьев выделяет три вида общения: социально-ориентированное, предметно-ориентированное (групповое) и личностно-ориентированное. Эти виды общения различаются, прежде всего,по своим целям: выполнение функций в соответствии с социальной ролью, определенной предметной деятельностью, межличностным познанием и понимание людей.

В зависимости от содержания, целей и используемых средств выделяют следующие виды общения:

1. По содержанию акта общения: материальное, когнитивное, кондиционное, мотивационное, деятельностное.

2. По целям общения выделяют: биологическое, социальное, духовное.

3. По средствам общения выделяют: непосредственное, опосредованное, прямое, косвенное, вербальное, невербальное.

Непосредственное общение – это вид общения, который осуществляется с помощью естественных органов, данных человеку природой (руки, голова, туловище, голосовые связки и т. п.). Опосредованное общение – это вид общения, который осуществляется с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией. Прямое общение – это вид общения, при котором осуществляются личные контакты и непосредственное восприятие общающихся друг с другом в самом акте общения. Косвенное общение – это вид общения, при котором общение осуществляется через других людей, выступающих в качестве посредников. Вербальное общение – это вид общения, в котором используются преимущественно речевые средства общения. Невербальное общение – это вид общения, в котором используются преимущественно невербальные средства общения.

4.По видам социальной направленности человека выделяют: социально-ролевое, личностно-ориентированное, деловое.

Личностно-ориентированное — вид общения, цели и содержание которого определяются направленностью на познание личности партнера по общению. Участники общения предстают друг перед другом как личности, т. е. они открывают друг другу свои намерения, мотивы, мнения, пристрастия, индивидуальные особенности, привязанности. Предметом личностно-ориентированного общения являются психологические проблемы общающихся людей, их интересы и потребности. В процессе этого общения внимание общающихся сосредоточено вокруг проблем,которые глубоко затрагивают личность человека: проблема смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к происходящим в жизни значимым событиям и т. д.

Деловое общение – это общение, которое включено как один из элементов в какую-то совместную продуктивную деятельность и служит средством повышения качества этой деятельности. Содержанием делового общения является содержание деятельности, которая выполняется совместными усилиями. Целью делового общения является сотрудничество. Оно предполагает не только использование уже готовых техник общения, организующих людей для выполнения совместной деятельности, но и является условием развития техники мышления и новых форм поведения.

Таким образом, можно сделать вывод, что общение выступает как взаимодействие людей, фактор развития личности, процесс обмена информацией, средство понимания другого человека, средство удовлетворения потребностей.

Некоторые социальные и экономические трансформации современного общества негативно отражаются на психическом и личностном развитии современных детей. Общая тенденция современного детства заключается в том, что взрослые игнорируют специфику дошкольного возраста и его особое значение для полноценного развития личности.В связи с изменениями социально-культурных условий жизни в последние десятилетия происходят: разрыв между поколениями детей и взрослых, дефицит эмоциональных и содержательных отношений с родителями, распад разновозрастных детских сообществ, активное внедрение информационных технологий в повседневную жизнь детей, повышение ценности интеллекта и пр. Телевизор, компьютер, подменяют для маленького ребёнка игру, активную продуктивную деятельность, общение с близкими взрослыми, оказывая негативное влияние на становление психики и личности растущего человека.

Современная семья озабочена ранним развитием ребенка, формированием физического здоровья, получением престижного образования. Современные родители воспитывают ребенка «индивидуалиста», стремятся чтобы их дети были успешны, могли «чего-то добиться в жизни сами». Однако родители не учитывают, что индивидуализм, как ведущая позиция человека по отношению к обществу, мешает ребенку научиться строить гармоничные отношения с окружающими людьми. Без понимания другого, без учета его интересов и потребностей невозможна совместная деятельность, полноценное общение со сверстниками.

что такое социальное общение. Смотреть фото что такое социальное общение. Смотреть картинку что такое социальное общение. Картинка про что такое социальное общение. Фото что такое социальное общениеФотоотчет «Традиция «Я дарю тебе общение» Фотоотчет Традиция «Я дарю тебе общение» В нашей группе продолжается традиция «Я дарю тебе общение». Взрослые, часто пытаясь заработать,.

Консультация для воспитателей ДОУ «Общение педагога с детьми» Общение – это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними познавательной или эмоциональной информацией, опытом, знаниями,.

что такое социальное общение. Смотреть фото что такое социальное общение. Смотреть картинку что такое социальное общение. Картинка про что такое социальное общение. Фото что такое социальное общениеКонсультация «Общение детей друг с другом» «Общение рассматривается как взаимодействие людей,направленное на согласование и обьединение их усилий с целью налаживания отношений и.

что такое социальное общение. Смотреть фото что такое социальное общение. Смотреть картинку что такое социальное общение. Картинка про что такое социальное общение. Фото что такое социальное общениеОбщение и дружба «Краснодар-Крым!» с помощью МAAM Хочу поделиться с вами радостью, вот сегодня ко мне в Крым прилетел привет и посылочка от самой чудесной,талантливой,творческой,доброй.

Общение ребенка с музыкой. Музыкотерапия Ранее общение ребенка с музыкой способствует полноценному физическому, психическому и личностному развитию. Прослушивание правильно подобранной.

что такое социальное общение. Смотреть фото что такое социальное общение. Смотреть картинку что такое социальное общение. Картинка про что такое социальное общение. Фото что такое социальное общениеОбщение с гостем «Ваши права, дети» Общение с гостем «Ваши права, дети!» Права ребенка и их защита — тема, которая в последнее время все чаще поднимается в обществе. Все знают,.

что такое социальное общение. Смотреть фото что такое социальное общение. Смотреть картинку что такое социальное общение. Картинка про что такое социальное общение. Фото что такое социальное общение«Общение с прекрасным». Фотоотчет об экскурсии на конезавод Добрый вечер,гости моей странички! Хочу поделиться своими впечатлениями, которые я получила после общения с прекрасными созданиями-лошадями.

Памятка для родителей «Общение с животными» Необходимо объяснить детям, что можно и чего нельзя делать при контактах с животными, потому что даже «свои» собака или кошка могут позволить.

что такое социальное общение. Смотреть фото что такое социальное общение. Смотреть картинку что такое социальное общение. Картинка про что такое социальное общение. Фото что такое социальное общениеДидактические пособия «Виды бумаги. Виды ткани» Создание предметно-развивающей среды: Дидактические пособия «Виды бумаги», «Виды ткани» Доброе время, гости мои! Блуждая по страницам.

что такое социальное общение. Смотреть фото что такое социальное общение. Смотреть картинку что такое социальное общение. Картинка про что такое социальное общение. Фото что такое социальное общениеТрадиция «Я дарю тебе общение» Традиция «Я дарю тебе общение» Маме всегда интересно узнать, как же дети ведут себя, когда её нет рядом. Конечно, им хочется видеть своих.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *