что такое социальная справедливость определение
Рациональность или эмпатия? Почему просветители объявили войну левым активистам
В издательстве «Индивидуум» выходит книга Хелен Плакроуз и Джеймс Линдси «Циничные теории. Как все стали спорить о расе, гендере и идентичности и что в этом плохого». Авторы описывают, как деконструкция, постколониализм, квир, гендерные исследования и другие критические теории родились из постмодернистских установок ХХ века, отрицающих объективную истину и идеалы Просвещения. Сегодня многие из этих «теорий» выродились в активистское гиперкритиканство и культуру отмены, которые вредят как академической среде, так и обществу. Плакроуз и Линдси призывают вернуться к традиционным либеральным ценностям, позволявшим обществу двигаться к взаимопониманию: гуманизму, свободе слова и личности, равенству возможностей. Публикуем фрагмент из введения, в котором авторы объясняют свою позицию.
Точка зрения авторов является личным мнением и может не совпадать с мнением редакции.
Однако мы достигли исторического момента, когда идеи либерализма и модерности, лежащие в основе западной цивилизации, находятся под серьезной угрозой. Природа этой угрозы сложна, поскольку она представляет собой результат сокрушительного натиска как минимум двух сил — революционной и реакционной, схватившихся между собой за право определить, в каком иллиберальном направлении двигаться нашему обществу. По всему миру поднимают голову правые популистские движения, мнящие себя последним рубежом защиты либерализма и демократии от надвигающейся волны прогрессивизма и глобализма. Они все чаще возводят на трон диктаторов и авторитариев, способных защитить и сохранить «западный» суверенитет и ценности.
Тем временем крайне левые апологеты социального и морального прогресса выставляют себя единственными и праведными поборниками пути развития, без которого демократия бессмысленна и бесплодна. Провозглашая либерализм формой угнетения и отвергая его на этом основании, левые радикалы не просто насаждают свои ценности революционным путем.
Для закрепления своей догматической фундаменталистской идеологии общественного устройства они прибегают ко все более авторитарным методам. Каждая из противоборствующих сторон видит в другой экзистенциальную угрозу — тем самым они лишь еще сильнее распаляют друг друга. Эта культурная война разразилась с такой интенсивностью, что в начале XXI века обретает статус определяющего фактора политической — а все чаще и социальной — жизни.
Опасность справа весьма существенна и сама по себе заслуживает тщательного изучения, но мы предпочли разложить по полочкам происходящее на противоположном краю спектра. Отчасти наш выбор обусловлен следующим: хотя каждая из сторон толкает своего противника в пучину безумия и подстегивает его радикализацию, мы считаем, что тенденция на левом фланге представляет собой результат отклонения от его исторической позиции силы и разума, то есть либерализма. Именно либерализм — залог существования наших светских демократических обществ. Как нам уже доводилось писать, корень проблемы кроется в том, что:
Прогрессивные левые соотнесли себя не с модерностью, а с постмодернизмом, отвергающим объективную истину как вымысел, придуманный наивными и/или высокомерно-невежественными мыслителями эпохи Просвещения, недооценившими побочные эффекты прогресса.
Изучению проблемы постмодернизма — не только в том виде, в котором он первоначально возник в 1960-х, но и во всех тех формах, которые он приобретал в ходе своего развития на протяжении последних пятидесяти лет, — мы и уделили наше внимание в этой книге. Постмодернизм породил одну из наименее толерантных и наиболее авторитарных идеологий с момента повсеместного упадка коммунизма, краха идей белого превосходства и колониализма (либо сам таковой является — зависит от вашей точки зрения). Зародившись в тиши университетских кабинетов как интеллектуальная реакция на эти события, начиная с 1960-х он стал активно набирать популярность в академии, среди активистов, бюрократов и работников начального, среднего и высшего образования. Впоследствии постмодернизм настолько основательно распространился в более широких слоях общества, что сегодня, пока мы со скрежетом вкатываемся в третье десятилетие XXI века, наш социополитический ландшафт в основном и состоит из него и из реакций на него (как разумных, так и радикальных).
Номинально это движение служит масштабному делу «социальной справедливости», и именно от этого возникшего почти двести лет назад термина и заимствует свое название. В различные эпохи у разных мыслителей этот термин приобретал разнообразные значения, но все они в той или иной степени были связаны с устранением или исправлением социального неравенства, в частности когда оно касается класса, расы, гендера, пола и сексуальности и не может быть преодолено инструментами системы правосудия. Возможно, наиболее известен в этой связи либеральный прогрессивный философ Джон Ролз, внесший ключевой вклад в направление философии, посвященное условиям достижения социальной справедливости. В универсалистском мыслительном эксперименте Ролза справедливое общество — это то, в котором индивид, имея право выбора, был бы одинаково счастлив родиться в любой социальной среде или с любой групповой идентичностью.
Вошел в обиход (особенно с середины XX века) и другой, подчеркнуто антилиберальный и антиуниверсальный подход к достижению социальной справедливости, укорененный в критической теории. Критическая теория прежде всего нацеливается на обнаружение скрытых предубеждений и необоснованных допущений, обычно выявляя так называемую проблематику, под которой понимаются нарушения работы общества и организующих его систем.
В некотором смысле постмодернизм ответвился от этого критического подхода, какое-то время шел своим собственным путем, а затем, в 1980-х и 1990-х, был вновь взят на вооружение активистами критической социальной справедливости (кстати, они крайне редко ссылаются на Джона Ролза). Это движение самонадеянно называет свою идеологию просто Социальной Справедливостью, как будто только оно стремится к справедливому обществу, а все остальные выступают за нечто совершенно иное. Таким образом, это движение стало известно как Движение Социальной Справедливости (Social Justice Movement), а его критики в интернете часто для краткости ссылаются на него как на Соцсправ и, все чаще, воукизм (из-за веры его последователей, что они — единственные, кто «пробудился» и осознал проблему социальной несправедливости). Социальная Справедливость как имя собственное, с заглавной буквы С, означает крайне специфическую доктринальную интерпретацию понятия социальной справедливости и способов ее достижения и предписывает в отношении этого термина строгую, легко узнаваемую ортодоксию. Хотя нам не хотелось бы создавать впечатление, будто мы отдаем фундаментальное либеральное понятие социальной справедливости на откуп этому иллиберальному идеологическому движению, оно известно под названием Социальная Справедливость (с заглавных букв), и поэтому для ясности именно так мы и будем называть его на протяжении всей этой книги. «Социальная справедливость» со строчных будет использоваться для обозначения более широкого и общего значения этого понятия. Проясним и наши собственные социальные и политические убеждения: мы противостоим Социальной Справедливости, потому что выступаем за социальную справедливость.
Не замечать влияния Социальной Справедливости на общество становится все сложнее — прежде всего оно проявляется под видом «политики идентичности» и «политической корректности». Почти каждый день появляются истории, что кого-то уволили, «отменили» или публично осудили в социальных сетях за слова или поступки, истолкованные как сексизм, расизм или гомофобия. Иногда обвинения оправданны, и мы успокаиваем себя, что негодяй, которого мы считаем совершенно непохожим на нас, получил «по заслугам» за свои ненавистнические взгляды.
Однако все чаще такие обвинения носят весьма интерпретативный характер, а их обоснования выглядят натянутыми. Иногда кажется, что даже благонамеренный человек, уважающий всеобщие свободу и равенство, может случайно произнести что-нибудь противоречащее новоявленным речевым кодексам, что приведет к разрушительным последствиям для его карьеры и репутации.
Все это сбивает с толку и противоречит здравому смыслу в контексте культуры, привыкшей ставить на первое место человеческое достоинство и поэтому ценить доверительные интерпретации и терпимость к широкому спектру взглядов. В лучшем случае происходящее вредит самой культуре свободного высказывания, более двух столетий служившей на совесть либеральным демократиям, поскольку добропорядочные люди начинают цензурировать свои высказывания, опасаясь произнести что-нибудь «неправильное». В худшем — это злонамеренная организованная травля, в институционализированной форме превращающаяся в авторитаризм прямо у нас на глазах.
Это требует разъяснений. Именно требует, потому что все эти изменения, происходящие с поразительной быстротой, плохо поддаются пониманию. Ведь они берут свое начало в своеобразном взгляде на мир академических активистов, у которых есть и свой собственный язык. Формально англоязычные активисты говорят и пишут на английском, однако они придают повседневным словам новые значения. Например, когда речь заходит о расизме, согласно новому определению, имеются в виду не предрассудки по поводу расы, а скорее расистская система, пронизывающая все взаимодействия в обществе, но остающаяся невидимой для всех, кто не сталкивается с ней на своем опыте или не обучен соответствующим «критическим» методам. (Таких людей иногда описывают термином «воук», то есть «пробужденные».) Столь узкое и техническое использование слова не может не приводить обычных людей в замешательство, и подчас они соглашаются с тем, с чем никогда не согласились бы, располагая полноценной системой координат, с помощью которой можно понять, что в действительности подразумевается под этим словом.
Академические активисты не только говорят на специализированном языке, используя повседневные слова (которые обычным людям ошибочно кажутся понятными), но и представляют совершенно другую культуру, встроенную в нашу собственную. Люди таких взглядов могут физически находиться рядом с нами, а интеллектуально — в какой-то другой вселенной. Поэтому с ними невероятно сложно взаимодействовать.
Они одержимы властью, языком, знанием и отношениями между ними, воспринимают мир через призму механизма власти в каждом взаимодействии, высказывании и культурном артефакте — даже если они не очевидны или в реальности не существуют. Такое мировоззрение выдвигает на передний план социальные и культурные обиды и стремится превратить все в политическую игру с нулевой суммой, выстроенную вокруг расы, пола, гендера, сексуальности и многих других маркеров идентичности.
Человеку со стороны может показаться, что эта культура возникла на какой-то другой планете, жители которой не имеют представления о биологических видах, размножающихся половым путем, и истолковывают все наши социальные взаимодействия максимально циничным образом. Но на самом деле эти нелепые взгляды вполне свойственны человеку. Они свидетельствуют о нашей неоднократно продемонстрированной склонности увлекаться замысловатыми духовными мировоззрениями — от племенного анимизма до спиритизма хиппи и до изощренных мировых религий, — каждое из которых внедряет собственную интерпретативную рамку. В нашем случае это рамка своеобразного взгляда на власть и ее способность порождать неравенство и угнетение.
Читайте также
Общение со сторонниками таких взглядов требует изучения не только их языка — что само по себе достаточно сложно, — но и обычаев, а также мифологии «общих» и «структурных» проблем, присущих нашему обществу, системам и институтам. Как известно опытным путешественникам, для общения с представителями совершенно другой культуры недостаточно просто выучить язык. Необходимо также изучить устойчивые выражения, скрытые смыслы, культурные отсылки и правила этикета, которые определяют коммуникацию. Для эффективного взаимодействия нам нередко требуется помощь не только переводчика, но и истолкователя в самом широком смысле этого слова. Именно такую помощь мы и хотим предложить. Эта книга — руководство по языку и обычаям, которые в настоящее время широко продвигаются под приятным глазу брендом «Социальная Справедливость». Мы свободно владеем как языком, так и культурой академических исследований и активизма Социальной Справедливости и планируем провести наших читателей через этот чуждый для них мир, отследив эволюцию этих идей от их истоков пятидесятилетней давности и до наших дней.
Справедливость социальная
Реализация принципа социальной справедливости означает, что в обществе осуществляется справедливое распределение деятельности (труда); социальных благ (прав, возможностей, власти, вознаграждений, признания), уровня и качества жизни; информации и культурных ценностей. Предпосылки справедливого распределения труда — конституционно гарантированное право на труд, отсутствие социального закрепления тяжелых, вредных, неквалифицированных и малоквалифицированных, нетворческих, исполнительских его видов за теми или иными социально-демографическими, территориальными или национальными группами, равенство возможностей в социально-профессиональном перемещении, в образовании и профессиональном обучении. Для справедливого распределения социальных благ необходимо последовательное осуществление принципа вознаграждения и признания по труду, обеспечение всем минимального социально-гарантированного уровня и качества жизни.
Справедливое распределение информации и культурных ценностей требует создания условий для формирования устойчивой потребности в них у всех, обеспечения реально равного (т. е. независимо от социального положения и места проживания) доступа к достижениям культуры, развития гласности.
Социальная справедливость находит отражение в общественном мнении, которое оценивает ее в целом и по отдельным параметрам. Как показывают социологические исследования, наиболее важными среди них являются: разрыв в заработной плате и доходах, в условиях труда и качестве жизни, изменение цен, распространенность нетрудовых доходов, масштабы стихийного распределения (взятки и т. д.), состояние социального обеспечения.
В центре внимания западных социальных концепций находятся правовые гарантии для развития частной инициативы.
Смотреть что такое «Справедливость социальная» в других словарях:
СПРАВЕДЛИВОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ — понятие, применяющееся для обозначения институционального измерения справедливости. Идеалом С.с. является такая система общественных ин тов, которая не в единичных действиях, а по самой своей структуре, а значит, постоянно обеспечивает… … Философская энциклопедия
Справедливость социальная — мера равенства неравенства, норм и действий, благ и вклада (заслуг), деяния и воздаяния, требований и исполнения в отношениях между людьми и социальными группами, оцениваемая с позиции определенного общественного идеала (например, добра, правды,… … Социологический справочник
СПРАВЕДЛИВОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ — – реализация неотъемлемых прав и свобод, соответствующих сущности человека (социальной общности) и уровню развития общества, качественная оценка отношений между людьми, личностью и обществом, между социальными группами. С. с. – один из… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
СПРАВЕДЛИВОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ — создание для всех членов об ва равных возможностей для реализации своих способностей удовлетворения жизненных потребностей (в большинстве случаев но не во всех в соответствии с величиной трудового вклада); соразмерность вознаграждения,… … Российская социологическая энциклопедия
Справедливость социальная — создание для всех членов общества равныхвозможностей для реализации своих способностей и удовлетворения жизненных потребностей (в большинстве случаев, но не во всех в соответствии свеличиной трудового вклада); соразмерность вознаграждения,… … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
Справедливость социальная — ♦ (ENG justice, social) признание прав и обязанностей индивидов и общества. Целью является полное участие индивидов в общественных институтах и процессах. Исключение и маргинализация становятся формами социальной несправедливости … Вестминстерский словарь теологических терминов
Справедливость — У этого термина существуют и другие значения, см. Справедливость (значения). Астрея богиня справедливости Справедливость понятие о должном … Википедия
Социальная справедливость — (см. Справедливость социальная) … Экология человека
СПРАВЕДЛИВОСТЬ — общая нравственная санкция совместной жизни людей, рассмотренной по преимуществу под углом зрения сталкивающихся желаний, интересов, обязанностей; способ обоснования и распределения между индивидами выгод и тягот их совместного существования в… … Философская энциклопедия
СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ — (social justice) Требования справедливости (justice) применительно к условиям социального существования. Термин критикуют за излишнюю расплывчатость, поскольку проблема справедливости возникает в сфере как общественных, так и личных отношений. Не … Политология. Словарь.
Что такое социальная справедливость: когда и почему возникло это понятие, способы выражения мнения
24.11.2019 No Comments Posted in
Примеры социальной НЕсправедливости
16 тыс. детей умирают каждый день, не достигнув пятилетнего возраста, главным образом, от причин, которые можно было бы предотвратить. Коэффициент материнской смертности в развивающихся регионах и странах в 14 раз выше, чем в развитых государствах. Свыше 880 млн. человек в развивающихся странах проживают в трущобах.
Это примеры социальной несправедливости.
Давайте разбираться, что же такое социальная справедливость, почему и когда возникло это понятие, и какими способами мы можем влиять на мир и менять его.
Что такое социальная справедливость
«Обстоятельства, такие как место рождения человека, место его проживания, пол и этническая принадлежность, никогда не должны определять его доход или возможности получить качественное образование, базовое здравоохранение, достойную работу, адекватное жилье, доступ к питьевой воде, участие в политической жизни, жизнь без угроз и насилия.»
Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун
Социальная справедливость — общественный идеал. Это главный принцип мирного и благополучного сосуществования людей, как в самих странах, так и между различными странами.
Понятие “социальная справедливость” включает в себя:
Социальная справедливость — это философское, политическое, социальное и правовое движение в поддержку прав тех, кто находится в непростом положении, главным образом из-за бедности, но также ( и все чаще), тех, кому не хватает социальных гарантий на разных этапах жизни. Вот, что под социальной справедливостью понимает ООН:
“Мы поддерживаем принципы социальной справедливости, поощряя равенство между женщинами и мужчинами или права коренных народов и мигрантов. Мы содействуем обеспечению социальной справедливости, устраняя барьеры, возникающие перед людьми в силу их признака пола, возраста, расовой, этнической или религиозной принадлежности, культуры или наличия инвалидности.”
В центре социальной справедливости, как мы видим, находится в первую очередь уважение человеческого достоинства.
Когда и почему возникло понятие социальной справедливости
Исторически эта концепция существует с древних времен. Впервые о социальной справедливости написал Аристотель. Древний философ описывал «распределительную» справедливость — распределение ограниченных ресурсов.
Сам термин «социальная справедливость» был придуман в 1840-х годах иезуитским священником по имени Луиджи Тапарелли. В 19 веке произошло резкое расслоение между богатыми и бедными людьми. В этот период времени защитники социальной справедливости делали упор на капитал, распределение богатства и собственности.
Затем в середине 20 века социальная справедливость кроме экономической составляющей, стала также включать и другие сферы социальной жизни — это и окружающая среда, и проявления неравенства в зависимости от пола, расы и вероисповедания.
Одновременно с этим мера социальной справедливости стала рассматриваться не только в рамках одного государства и правительства, но и в целом на уровне человечества.
Уровни проявления социальной справедливости
Как мы выяснили ранее, социальная справедливость — явление масштабное. Затрагивает многие сферы нашей жизни. Поэтому проявляется эта справедливость, как на уровне отношений двух людей, так и на уровне всего человечества. Для удобства выделим несколько уровней действия социальной справедливости:
Еще несколько примеров нарушения принципов социальной справедливости на глобальном уровне:
В 2016 году лишь 45 процентов мирового населения получали какие-либо социальные льготы (Данные ООН).
По оценкам МОТ, сегодня в мире около 2 миллиардов человек живут в условиях конфликтов или нестабильности, включая 400 миллионов людей в возрасте от 15 до 29 лет.
Способы выражения общественного мнения
Теперь мы знаем, что такое социальная справедливость, в чем она выражается, какие сферы жизни затрагивает. И назрел закономерный вопрос о том, а что лично Я могу сделать для того, чтобы изменить мир к лучшему; чтобы помочь людям, которых в данную секунду ущемляют в правах, у которых нет нормального жилья, доступа к воде, не хватает еды, лекарств, которые вынуждены против своей воли жить на территории боевых действий. Хватит закрывать глаза и делать вид, будто мир розовый и радужно-прекрасный.
Свое мнение можно выразить в устной, электронной или письменной форме. Это могут быть:
Подробнее о том, как написать петицию, эссе и письмо в газету читайте в моих следующих постах. Пока!
P.S.: Поделитесь постом в социальных сетях и может быть еще один человек начнет менять мир к лучшему.
Что такое социальная справедливость
Photo made by Killian Pham
Социальная справедливость
Смотреть что такое «Социальная справедливость» в других словарях:
СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ — (social justice) Требования справедливости (justice) применительно к условиям социального существования. Термин критикуют за излишнюю расплывчатость, поскольку проблема справедливости возникает в сфере как общественных, так и личных отношений. Не … Политология. Словарь.
Социальная справедливость — (см. Справедливость социальная) … Экология человека
СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ — мера равенства в жизненном положении людей, классов и социальных групп, объективно обусловленная уровнем материального и духовного развития общества … Профессиональное образование. Словарь
Социальная справедливость — категория социально политическая и правовая. Она выражает отношения трудовых усилий и вознаграждения за них, преступления и наказания, реальной роли человека в жизнеустройстве и его социального положения, заслуг и признания. Соотношение между… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Социальная справедливость — (social justice), справедливое распределение ресурсов в об ве. Особое значение С.с. приобретает, когда речь идет об осн. обществ, ин тах, таких, напр., как собственность или системы социального обеспечения. Цель С.с. четко обозначить функции этих … Народы и культуры
Социальная справедливость (хартия Зелёных) — Социальная справедливость, как один из принципов Глобальной хартии Зелёных, принятой в Канберре (Австралия) в апреле 2001 года, была сформулирована в этом документе следующим образом: Мы утверждаем, что ключ к социальной справедливости равное… … Википедия
Социальная справедливость, социальное равенство — (social justice, social equity) ) один из тех великих общечеловеческих общественных идеалов, которыми вдохновлялись и вдохновляются лучшие умы человечества. Лозунги социальной справедливости были начертаны на знаменах всех социальных… … Экономико-математический словарь
Труд и социальная справедливость — Избирательная альтернатива — «Труд и социальная справедливость Избирательная альтернатива» (нем. «Arbeit und soziale Gerechtigkeit Die Wahlalternative», WASG) партия в Германии, основана 22 января 2005 г. В 2007 году объединилась с Партией демократического социализма в… … Википедия
Труд и социальная справедливость — «Труд и социальная справедливость Избирательная альтернатива» (нем. «Arbeit und soziale Gerechtigkeit Die Wahlalternative», WASG) левая социал демократическая партия в Германии, основана 22 января 2005 г. В 2007 году объединилась с Партией… … Википедия