что такое социальная фасилитация

Эффект социальной фасилитации

что такое социальная фасилитация. Смотреть фото что такое социальная фасилитация. Смотреть картинку что такое социальная фасилитация. Картинка про что такое социальная фасилитация. Фото что такое социальная фасилитация

Социум состоит из индивидуумов, индивидуумы составляют группы. Сегодня мы поподробнее остановимся на понятии группы.

Вечерняя пробежка Кристины подходит к концу, она понимает, что осталось пробежать еще 500 м, но тело полностью устало. В результате она меняет бег на быструю ходьбу и завершает свою дистанцию.

На следующий день, Кристина бегает со своими подругами и незаметно для себя пробегает на км больше, чем обычно. Откуда у нее появились силы? Что особенного для этого сделала Кристина? Давайте разберемся в этом.

Что такое группа?

Прежде чем ответить на этот вопрос, ученые задавали себе множество разных вопросов. Например, пассажиры автобуса – это группа людей? А команда футболистов, играющих на одном поле?

Так что, команда футболистов, которые играют на одном поле – это пример настоящей группы. У них есть совместная цель, они активно взаимодействуют друг с другом, их можно соотнести к спортивному сообществу и т.д. Именно эти характеристики позволяют назвать индивидуумов, собравшихся в одном месте группой.

Социальная фасилитация

Социальная фасилитация – это благотворное влияние на результат деятельности человека в присутствии сторонних наблюдателей.

Психолог Норман Триплетт на очередных велосипедных гонках однажды заметил. Спортсмены показывают лучший результат ни когда едут поодиночке с секундомером, а когда участвуют в коллективных заездах.

В результате Норман провел множество экспериментов, с помощью которых было доказано, что в присутствии других людей быстрее решались простые примеры на сложение вычитание, зачеркивались необходимые буквы.

Данный эффект также наблюдался у животных. В присутствии других птиц, цыплята быстрее поедают зерна, муравьи интенсивнее разрывают песок. Но ученые не торопились с выводами.

Негативное воздействие из-за присутствия других

Позже было проведено еще ряд экспериментов, которые показали противоположные результаты. В некоторых случаях соисполнители мешали своим присутствием. Животные в присутствии других таких же особей медленнее проходили лабиринты.

Отвлекающее воздействие, наблюдателей было замечено при изучении бессмысленных слов, прохождении лабиринтов, решении сложных примеров.

Тогда ученые пришли к выводу, что социальная фасилитация действует только в тех случаях, когда человек хорошо усвоил какое-то определенное действие (например, езда на велосипеде).

Принцип Роберта Зайонца

Социальный психолог Роберт Зайонц, ознакомившись с темой социальной фасилитации, провел несколько экспериментов и пришел к следующему умозаключению. В процессе социальной фасилитации у людей возбуждается доминирующая реакция. Благодаря этому усиленному возбуждению люди быстрее разгадывают легкие анаграммы, успешнее решают простейшие задачи.

Если речь заходит о сложных задачах, где правильный ответ не всегда очевиден, то чрезмерное возбуждение повышает вероятность ошибки. Поэтому для более сложных заданий, лучше находится в спокойном состоянии, чтобы успешно с ними справиться.

Источник

Фасилитация

Социальная фасилитация — изменение поведения, вызванное присутствием других людей. Проявляется в усилении активности и эмоционального возбуждения.

Усиление возбуждения в присутствии других либо помогает эффективно выполнять задачу (фасилитация), либо мешает этому (ингибиция).

Считается, что человек в одиночестве чувствует себя более спокойно и не волнуется, как выглядит его поведение со стороны. Как только появляется хотя бы один посторонний наблюдатель, поведение меняется: начинает зависеть от социальной оценки, человек больше обращает внимание на то, что происходит вокруг и тщательнее контролирует свою деятельность. Возникает внутренний конфликт между потребностью уделять внимание аудитории и самой задаче.

Социальная фасилитация влияет на эффективность деятельности. Психологические исследования установили, что в присутствии других человек склонен лучше выполнять относительно простые или хорошо знакомые задачи. Скорость и качество такой работы увеличивается (фасилитируется). В случае выполнения чего-то нового или сложного эффективность снижается (проявляется эффект ингибиции). В присутствии посторонних мы демонстрируем больше «показного» усердия «на публику», поэтому хуже выполняем новые или сложные задачи.

Факторы, влияющие на эффект социальной фасилитации и ингибиции

Уровень мастерства. Феномен фасилитации и ингибиции проявляется по-разному у «новичков» и «профессионалов». Например, человек, который только учится чему-то новому, тренируясь самостоятельно, чувствует себя более спокойно, чем рядом с людьми. Присутствие других вызывает у него эмоцинальное напряжение и приводит к ошибкам. Прежде он должен овладеть навыками в спокойной атмосфере, отработать их до автоматизма, и только потом переходить к «выступлениям на публику».

Опытные профессионалы, достаточно ловкие и натренированные, наоборот — и присутствии других людей улучшают свою эффективность, поскольку чувствуют себя уверенно в давно знакомой деятельности и стремятся продемонстрировать свои умения.

Компетентность аудитории. Человек склонен работать лучше, если его коллеги-наблюдатели обладают немного большей компетентностью, чем он сам (однако разница в профессионализме не должна быть слишком большой).

Значимость аудитории. Эмоциональное возбуждение снижается, если в группу авторитетных людей включаются те, чье мнение нам безразлично — фасилитация уменьшается.

Знакомство с наблюдателями. Наибольшее проявление эффекта социальной фасилитации (ингибиции) происходит, когда присутствующие нам не знакомы и мы не успеваем следить за ними.

Личностная тревожность и боязнь социальных оценок. Наибольшее влияние чувствуют на себе те, кто переживает по поводу мнений наблюдателей.

Пол наблюдателей. Люди обычно больше испытывают на себе действие фасилитации или ингибиции, если аудитория состоит из представителей противоположного пола. Так, женщина выполнит легкое задание лучше и быстрее в присутствии мужчин, но сделает больше ошибок в сложном задании.

Настроение. На фасилитацию влияет также настроение: хорошее настроение и расположение духа способно усилить ее.

Источник

Что такое фасилитация и как она работает

Три главных проблемы традиционных совещаний

Представьте себе обычную планерку или летучку. В абсолютном большинстве коллективов она выглядит следующим образом:

Никакого реального вовлечения сотрудников в совещание просто нет, брейн-шторма не происходит. Внедрение гибких методологий вроде Scrum иногда позволяет исправить ситуацию, но во многих случаях оказывается просто сменой формы, а эффективность совещаний остается на драматически низком уровне.

Почему так происходит

В основе всех перечисленных проблем лежат три фактора:

Об этих факторах все знают, практически все осознают их негативное влияние — тем удивительнее, что очень малое количество руководителей уделяют хоть какое-то внимание исправлению ситуации. Между тем разрешить все перечисленные сложности достаточно просто: воспользуйтесь фасилитацией.

Что такое фасилитация и как она работает

Фасилитация — это метод проведения совещаний, позволяющий повысить их эффективность до максимальной. Суть заключается в том, чтобы устранить препятствия к обмену идеями и вовлечь в обсуждение абсолютно каждого сотрудника. Достигается это при помощи введения роли фасилитатора — организатора совещаний, который решает следующие задачи:

Таким образом, фасилитатор создает необходимые для командного взаимодействия условия, устраняя перечисленные ранее проблемы. При этом, в отличие от Scrum и других гибких методологий, фасилитация не требует полной перестройки бизнес-процессов компании, на нее не нужно тратить месяцы: вы можете все изменить прямо здесь и сейчас. Такая универсальность делает метод отличным выбором, если нет ясности, с чего именно начать.

что такое социальная фасилитация. Смотреть фото что такое социальная фасилитация. Смотреть картинку что такое социальная фасилитация. Картинка про что такое социальная фасилитация. Фото что такое социальная фасилитацияФото: Fauxels/Pexels

Пример работы фасилитатора

Все, что перечислено выше, выглядит достаточно очевидным: важно записывать мнения, сохранять нейтральную позицию, разрабатывать план, формулировать цели — задачи понятны, так почему они не решаются на практике без посторонней помощи? Причина в отсутствии структурированного подхода и недостатке информированности об инструментах организации совещания.

Возьмем для примера типовое совещание с темой «План работ на следующую неделю» — часовую летучку, которую проводят многие компании. Пусть в нем участвуют десять человек, по одному от каждого департамента. Уверен, что уже через полчаса после начала будет следующая картина:

Продуктивность такого совещания очень низкая: час времени потрачен, но на реальную работу по ключевым вопросам из этого часа пришлось минут десять. Причина заключается в том, что однообразная активность — «один говорит, остальные слушают» — быстро утомляет. Так устроен человеческий мозг: чтобы сохранять концентрацию и работоспособность, нам нужно менять форматы деятельности.

Зная это, фасилитатор чередует разные виды активности:

Чередуя эти форматы между собой, вы будете поддерживать энергию сотрудников и их вовлеченность на высоком уровне. И это только четыре инструмента: простые, понятные, но ими практически никто не пользуется. Вообще все методы фасилитации выглядят простыми, но только после того, как вам о них расскажут. В этом главное преимущество методологии: ее очень легко применять.

Кому нужна фасилитация

Я прошел обучение по фасилитации в 2015 году, аккредитовался на тренера по фасилитации в 2017-м и провел переаккредитацию с учетом перехода на удаленную работу из-за пандемии коронавируса в 2020-м. Вот несколько примеров из моей практики и со слов руководителей, которых я обучил:

Мы проводили исследование удовлетворенности руководителей качеством и результатами традиционных встреч, и результаты были неутешительные: 70% считают, что встречи затягиваются, не доходят до цели или теряют в качестве решений. Если вы входите в эти 70%, фасилитация — ваш выбор. Займитесь своими совещаниями по-настоящему, превратите их в событие, на которое хочется попасть, в котором хочется поучаствовать, — и вы увидите, как продуктивность ваших сотрудников вырастет на порядок.

Больше текстов об экономике и финансах — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь

Источник

Эффекты социальной фасилитации и ингибиции

Понятие социальной фасилитации и ингибиции

Эффектом социальной фасилитации именуется явление, в процессе которого активность человека возрастает, если рядом с ним находятся другие люди. Выполнение различных заданий будет более эффективным, чем в ситуации, когда он находится один.

Эффект социальной ингибиции – это явление, в процессе которого происходит торможение активности человека, когда рядом с ним находятся другие люди. При этом, выполняя разную работу, он справляется с ней хуже, чем когда он работает один. И хотя эти эффекты противоположны друг другу, они могут в равной степени проявляться у людей.

Ещё на рубеже XIX и XX веков Н. Трипплет и Ф. Оллпорт доказали, что эти оба эффекта существуют и примерно вычислили, скольким людям они свойственны. Выяснилось, что около 40 % людей свойственен эффект социальной фасилитации, примерно 20 % людей находят в себе эффект социальной ингибиции, а показатели работы остальных 40 % людей никак не зависят от присутствия группы во время их работы, показатели при этом не улучшаются и не ухудшаются.

Причины социальной фасилитации и ингибиции

Объяснение эффектов социальной фасилитации и ингибиции может быть разным. Одно из них было предложено американским социальным психологом Р. Зайонц. Он трактует эти понятия с точки зрения психофизиологии и связывает его с понятием доминирующей реакции. Суть его объяснения заключается в том, что то, что общий уровень возбуждения человека в присутствии других людей усиливается, непосредственно имеет влияние на доминирующую реакцию. Если такой реакцией выступает активизация, то имеет место эффект социальной фасилитации; если же в такой реакцией является торможение, то вследствие этого появится эффект социальной ингибиции.

Можно, конечно, и дать другое объяснение этим феноменам, вспомнив знаменитый в общей психологии закон Йеркса-Додсона. Этот закон гласит, что у каждого человека есть свой оптимум эмоционального возбуждения, который обеспечивает максимальный уровень активности. Приближаясь к этому оптимуму, активность увеличивается, а при удалении от него, наоборот, уменьшается. Отталкиваясь от этого закона, можно сделать предположение о том, что у людей, которые проявляют эффект социальной фасилитации, увеличение уровня эмоционального возбуждения приближает к оптимуму, а у людей, которые демонстрируют эффект социальной ингибиции, наоборот, увеличение общего уровня эмоционального возбуждения приводит к отклонению от оптимума.

Всё более углубленно исследуя эффекты социальной фасилитации и ингибиции, учёные пришли к выводу, что проявление данных эффектов имеет прямую взаимосвязь с силой психологического давления на данного индивида, которую в данном случае оказывают на него присутствующие люди. После внимательного рассмотрения этих эффектов, ученые посчитали уместной необходимость дифференцировать подобные ситуации по степени потенциального психологического давления, оказываемого на индивида. В результате исследования были выделены и описаны шесть разных ситуаций «присутствия» других людей и оказания психологического влияния на человека. Перечислим эти ситуации.

Проанализировав всё вышесказанное, можно утверждать, что невозможно рассмотрение эффектов социальной фасилитации или социальной ингибиции без изучения социальных ситуаций, в которых они проявляются.

Источник

Фасилитация социальная

Наряду с уже упомянутыми результатами наблюдений за состязаниями на велотреке, феномен социальной фасилитации был зафиксирован в целом ряде экспериментальных ситуаций. Один из классических экспериментов такого рода поставил еще в начале XX в. Н. Триплет. Группе детей он предлагал выполнить простое задание — с максимально возможной скоростью намотать леску на катушку спиннинга. Сначала испытуемые должны были делать это поодиночке, а затем, в группе. В результате было установлено, что в присутствии других дети быстрее справляются с данной задачей. В своих ранних экспериментах Н. Триплет зафиксировал также, что в ситуации реального состязания с живыми соперниками велогонщики показывают более высокие результаты, чем в контрольных одиночных заездах на максимальную скорость.

В последующих экспериментах, проводившихся в разных странах, было зафиксировано, что «. в присутствии других повышается также скорость, с которой люди выполняют простые примеры на умножение и вычеркивают в тексте заданные буквы. Повышается кроме того точность выполнения простых заданий на моторику. ». Нечто подобное было зафиксировано и в экспериментах с животными. Так, например, «в присутствии других особей своего вида муравьи быстрее роют песок, а цыплята склевывают больше зерен. В присутствии других сексуально активных крыс у спаривающихся крыс повышается сексуальная активность»1.

С другой стороны, в ранних исследованиях проявления социальной ингибиции также были зафиксированы как у людей (в частности, при прохождении лабиринта, заучивании бессмысленных слогов и решении сложных математических задач), так и у животных. Так, например, «в присутствии других особей своего вида тараканы, попугаи и зеленые зяблики проходили лабиринт медленнее, чем обычно»2. Противоречивость результатов первых исследований феномена «фасилитация-ингибиция» привела к тому, что эксперименты в этой области практически прекратились на довольно длительный период.

Данное объяснение феномена «фасилитация — ингибиция» получило подтверждение в многочисленных экспериментах, проведенных как самим Р. Зайенсом, так и многими другими исследователями. В одном из таких экспериментов Р. Зайенс и его коллега С. Сейлз «. предлагали испытуемым произносить каждое слово из некоего набора бессмысленных слов от 1 до 16 раз. Затем они объясняли, что эти слова будут по одному появляться на экране. Испытуемым предлагалось каждый раз отмечать, какое из слов появилось. В то время как в действительности на экране в течение одной сотой доли секунды экспонировались лишь хаотичные черные линии, испытуемые “видели” по большей части те слова, которые до этого называли чаще. Эти слова стали доминирующей реакцией»2. При этом, если в одиночку испытуемые называли доминантные слова примерно в два раза чаще, чем повторенные всего один раз, то в присутствии наблюдателей это соотношение возрастало до 3:1.

Дальнейшие исследования «. подтвердили тот факт, что социальное возбуждение благоприятствует доминирующей реакции, независимо от того правильна она или нет. Петер Хант и Джозеф Хиллери обнаружили, что студентам университета Акрона в присутствии других людей требуется меньше времени на изучение простого лабиринта и больше времени — на изучение сложного. А Джеймс Майклз с сотрудниками обнаружил, что хорошие игроки в билльярд из студенческого союза Виргинского политехнического института (те, кто попадал в лузу в 71% случаев при незаметном наблюдении) играли еще лучше (81% попаданий), когда четверо наблюдателей приходили посмотреть на игру. Плохие же игроки (у которых до этого была результативность 36%) при публичном выступлении играли даже хуже (25% попаданий)»3.

Результаты, полученные Дж. Майклзом, позволяют понять, почему хорошо известный во многих видах спорта эффект «своего поля» гораздо более значим для команд среднего уровня, чем для по-настоящему классных спортивных коллективов. Вполне понятно, что присутствие многочисленной благожелательно настроенной аудитории усиливает доминантные реакции. В то же время, если последние недостаточно развиты, негативная реакция трибун может оказывать ингибирующее воздействие. При этом, чем выше класс команды, тем лучше усвоены ее членами навыки, связанные как с индивидуальными действиями на спортивной площадке, так и с командным взаимодействием, а следовательно, тем ниже степень зависимости эффективности от реакции болельщиков.

Надо сказать, что в последние годы, наряду с теорией Р. Зайенса, получили распространение и другие точки зрения на природу и сущность феномена «фасилитация — ингибиция». Одной из них является так называемая модель отвлечения внимания/конфликта. В основе данной модели лежит представление о том, что присутствие других людей всегда привлекает к себе наше внимание. В результате возникает внутренний конфликт между двумя основными тенденциями, проявляющимися практически в любой ситуации публичной деятельности: «1) уделять внимание аудитории и 2) уделять внимание самой задаче. Этот конфликт способен увеличить возбуждение, которое в дальнейшем помогает или препятствует выполнению задачи в зависимости от того, связано правильное решение данной задачи с доминирующей реакцией или нет. Кроме того, такой конфликт может вызвать когнитивную перегрузку, если усилия, необходимые для того, чтобы непременно уделять внимание сложной задаче и другим людям, превышают уровень познавательных способностей индивида»1.

Кроме того, проявление и степень выраженности феномена «фасилитация — ингибиция» зависит от целого ряда факторов. С собственно социально-психологической точки зрения, особый интерес в этой связи представляет влияние уровня группового развития. Как показывает практика, в группах высокого уровня социально-психологического типа развития, присутствие других и взаимодействие с ними оказывает отчетливо выраженное фасилитирующее влияние в процессе и сложной интеллектуальной деятельности. Особенно ярко это проявляется при работе над проблемными задачами, не имеющими не только очевидного, но и «единственно верного» решения и требующими креативного подхода. Более того, как показывают последние исследования в области психологии менеджмента, в современных условиях наличие полноценной команды является не только полезным, но часто и совершенно необходимым условием поиска эффективных решений такого рода задач. Правда, в данном случае, в ситуации высокоразвитой общности ее можно рассматривать в качестве психологически целостного, пусть и коллектиного, но субъекта.

В этой связи в профессиональном сленге социальных психологов-практиков специализирующихся в сфере организационного консультирования, под фасилитацией зачастую понимается повышение эффективности деятельности малой группы под воздействием курирующего ее тренера-консультанта, а сам он нередко называется фасилитатором групповых процессов или просто фасилитатором. И все-таки наиболее точным и общепризнанным в современной социальной психологии содержанием термина «фасилитация» является его определение в контексте феномена «фасилитация — ингибиция».

Практический социальный психолог, планируя любое, как индивидуально-специфическое, так и функционально-ролевое свое влияние и взаимовлияние членов интересующей его группы должен учитывать феномен «фасилитация — ингибиция» и отдавать себе отчет в том, что порождаемый фасилитационный эффект может оказаться как существенным ресурсом для достижения поставленных целей, так и серьезным препятствием, которое этих целей достигнуть не позволит.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *