что такое социальная энергия
Социальная энергия — источник сознания
всего, нужно отметить, что само понятие «социальная энергия» в науке по-настоящему не изучено, оно почти не упоминается в обществоведческих и гуманитарных научных дисциплинах. Понятие «энергия» связывается в основном с индивидом; класс, социальная группа, страта, вроде как не имеют отношения к нему.
Социальная энергия не отменяет индивидуальной. Наоборот, только в общении, в совместной деятельности и борьбе человек способен проявить наиболее достойные качества своей индивидуальной энергии. Социальная энергия характеризует общественную сущность тех или иных сообществ людей: коллективов, жителей микрорайона, представителей разных поколений, народов, отличающихся своей самобытностью, веками выработанными культурой, нравами, обычаями, верованиями, народными традициями, передаваемыми из поколения в поколение, но не столько генными путями, сколько социальными: путем семейного, школьного воспитания, образования, участия в общественном труде, борьбе за свои социально-экономические и политические права, в массовом народном творчестве, в информационной деятельности государства и многочисленных общественных организаций, в самоотверженной борьбе за честь и независимость Родины.
Философы на протяжении тысячелетий вглядывались в особенности социальной энергии различных народов, стремились дать ее описание, чаще всего употребляя понятия «народный дух», «народный характер», или подчеркивая особенности поведения конкретных социальных групп и классов. Вспомним характеристики социальных слоев древних Афин, данные Аристотелем в «Политике». Он выделяет три правильных типа государственного устройства: монархию, олигархию и республику (политию). Bce они могут быть названы правильными, если направлены на достижение общей пользы. «Монархическое
правление, имеющее в виду общую пользу, мы обыкновенно называем царской властью; власть немногих, но более чем одного, — аристократией, а когда ради общей пользы правит большинство, тогда мы употребляем обозначение, общее для всех видов государственного устройства,— полития (республика — А. Я.). Отклонения от указанных устройств следующие: от царской власти — тирания, от аристократии— олигархия, от политии— демократия. Тирания— монархическая власть, имеющая в виду выгоды одного правителя; олигархия блюдет выгоды состоятельных граждан; демократия — выгоды неимущих; общей же пользы ни одна из них в виду не имеет» (10.
Как видно, в основе социальной энергии — социальные интересы различных общественных групп, стран и народов. Социальная энергия направлена на удовлетворение этих интересов, и потому она неразрывна с ними. Философы исписали тысячи страниц и сказали об интересах много правильного и убедительного. Ho естествоиспытатели лишь во второй половине XX в. попытались наметить некоторые штрихи естественного механизма интересов, и только. По сути естественнонаучные основы интересов не изучены, пока это чистое, незапятнанное полотно.
Социальную энергию можно определить как социально-психологическое явление, стержнем которого являются социальные интересы классов и различных социальньѵс групп. Коротко говоря, социальная энергия — это концентрация интересов различных социальных групп, классов, народов, зафиксированная в их общественном сознании.
Социальная сфера многообразна и многогранна. Каждая из них участвует в формировании социальной энергии. Вероятно, неразумно и непосильно охарактеризовать энергию каждой стороны социальной сферы, показать ее вклад в общую социальную энергию. Поэтому остановимся лишь на наиболее значимых: энергии общественного труда, государственного строя, общения людей между собой, религии, некоторых общественных институтов (семьи, образования, воспитания).
Труд создал человека. Этот афоризм Ф. Энгельса указывает не только на путь выхода человека из животного состояния, превращения его из обезьяны в человека, но и на его социальную сущность, на ос-
Социальная энергия — источник сознания
новной исток социальной энергии. Растянувшийся на миллионы лет процесс превращения человека из животного в мыслящее существо потребовал колоссальной, ничем неизмеримой животной и человеческой энергии. Становление, развитие и достижение современного уровня человечества также потребовали гигантских затрат энергии. Эта энергия, прежде всего, производилась, накапливалась, тратилась, восстанавливалась и пускалась в новый оборот в процессе совместного труда. Человек с первых шагов в мире был обречен на совместный труд. A совместный, или общественный труд, — это обмен всевозможными видами энергии, их объединением в различного рода общественные формы.
B совместном труде, повседневном общении люди выработали речь, этим самым решительно отделив себя от животного мира, создав свое человеческое царство. Ha каком языке они первоначально разговаривали, вряд ли когда-нибудь удастся узнать: история навсегда поглотила этот период жизни человека, не оставив каких-либо заметных следов. Ho первая речь была, и она была своеобразным выражением энергии людей, потому что речь — это сейчас хорошо известно — важнейшая форма человеческой энергии. Люди давали имена орудиям труда, их запоминали, на языке современной физиологии — оставляли в мозгу энграммы. Выработка первобытного языка шла путем специальных, целенаправленных упражнений. Когда имена закрепились за орудиями, человек их называл уже автоматически, не задумываясь над тем, как выглядит орудие, о котором идет речь. Bce этапы охоты, рыбной ловли, обустройства первых жилищ, подходов к рекам, озерам и других видов хозяйственной деятельности также требовали наименований, и они также сначала запоминались путем многочисленных упражнений, а когда запоминались крепко, навсегда, произносили их автоматически, не задумываясь. Известный советский психолог А. H. Леонтьев однозначно связывал появление сознания с трудовой деятельностью человека. «Действительное объяснение сознания», писал он, лежит не в физиологических процессах мозга, «а в общественных условиях и способах той деятельности, которая создает его необходимость, — в деятельности трудовой» (59, с. 29).
Таким образом, в труде сливалось несколько энергий: энергия отдельных людей, энергия по изготовлению орудий труда, энергия по выработке речи, энергия общения, энергия организации быта в родовой общине. Складывалась первая общинная іродовая) социальная энергия.
Роды разрастались, стали объединяться в племена. Возникла необходимость в создании института вождей племен, военачальников,
общей религии. K этому времени энергия первобытных людей получила уже довольно высокое развитие: речь приобрела членораздельность, появились специалисты по обработке дерева, камней, потом по изготовлению орудий из металлов, сосудов из глины для хранения злаков, трав, приготовления вареной пищи и т. п. Наверняка в роду выделились художники, способные нарисовать на скале зверей, моменты охоты. Появились знахари, лекари. Женщины овладели искусством ткачества, украшения жилищ, самих себя. Укрепилось положение религии и ее творцов — жрецов, шаманов, колдунов. Произошло и первое крупное социальное разделение: появились кочующие племена скотоводов и оседлые племена земледельцев. Между ними установился первый товарообмен. Их социальная энергия обогатилась новыми следами памяти, в которую вошли новые представления и понятия. Родилась племенная социальная энергия.
Мозг человека быстро набирал силу. Он, скорее всего, развивался по современной схеме: органы чувств воспринимали предметы окружающей природы, сородичей, других людей из других родов и племен, они получали названия, имена, откладывались в памяти в виде эн- грамм; имена по потребности произносились, между ними устанавливались ассоциационные связи, членораздельная речь становилась все более совершенным орудием общения. B мозгу действовали восходящие потоки энергии (нервного тока) — к коре полушарий, и нисходящие к периферийным органам тела, в том числе к речевым. Ha каждом этапе овладения нового слоя сознания оно подвергалось переработке нервным током, химической, физической реакциями, другими воздействиями, представало всякий раз в преобразованном виде. Первобытный человек ничего об этом, естественно, не знал. Ткани мозга, нервные волокна, нервные клетки, их ассоциации, нервный ток, вся нервная система работала, не давая о себе знать никакими ощущениями. Наиболее любознательные члены племени, приглядывались, изучали, задумывались, высказывали догадки по поводу увиденных открытых участков мозга раненных или убитых, пострадавших в неравных схватках со зверями. Свою лепту в формирование племенного сознания вносили племенные социальные институты: собрания всех членов племен, совещания старейшин, вождей племен, деятельность религиозных авторитетов, — ни о какой энергии их участники тоже не догадывались.
Племена стремились отличить себя от других племен: головными уборами, раскраской тела, особыми амулетами. Эти знаки носили глубокий и в значительной мере священный характер: они бьши первыми
Социальная энергия — источник сознания
символами, обозначающими социальное объединение— племя. Помимо этого сложились обряды, верования, традиции, ритуалы, которые также имели сакральный характер. Наиболее наблюдательные по солнцу и луне научились счету времени. Вожди племен, военачальники, колдуны, шаманы, ведуньи, знахари, пользовались особым почетом и уважением, потому что в сознании людей уже сложилось мнение, что от их опыта, смелости, расчетливости, знаний зависит благополучие всего племени. Закладывались первые камни абстрактного мышления, мысленной социальной энергии.
Племена объединялись в первые государства. Общественные отношения значительно усложнились: появились органы власти, люди разделились на властвующих и подвластных; возникли законодательные, исполнительные, судебные органы, в особую группу выделились воины, жрецы, предсказатели, художники, лекари. Из тысяч людей государства выделились особо одаренные, способные объединить общие знания в какую-то систему, в которой были и начала, и конец, обосновывались нормы поведения, обдумывались способы наилучшего устройства государства. Их звали мудрецами, а за любовь к своему де- лу — философами. Философы стремились передать свои знания о мире тем, кто проявлял интерес к их учениям, создавали академии, лицеи, писали книги, вели дискуссии, проводили собрания. Их рассуждения носили общий характер, не всегда доступный простолюдину. Ho их суждения находили своих слушателей, которые образовывали неплотный слой образованной части социальной жизни, которая выделяла особую социальную энергию, объединяющую общие интересы, отличая их от индивидуальных, групповых, иноплеменных, межгосударственных.
K этому времени память человеческая уже много знала, она помнила образы зверей, рек, гор, орудий труда, домашних животных, полезных растений и т. д. Память могла воспроизводить эти образы, человек мог вести о них разговор, не видя их. Приобретенные трудовые навыки тоже не требовали постоянного воспоминания всей последовательности изготовления нужных вещей: услужливая память незаметно для человека подсказывала, что делать сначала, что потом и что должно появиться в конце работы. Эти знания передавались наиболее способным потомкам. Люди освоили счет и придумали цифровые символы, с помощью KOTOpbDC они измеряли длину, вес, объем, другие материальные характеристики различных тел. Меры веса, длины, счета, объемов, отрезков времени откладывались в сознании всех членов первых сообществ людей. Сознание индивидов непрерывно сливалось
путем обмена устной и письменной речью в социальную энергию. Само понятие «социальная энергия» еще не появилось, но уже существовало в описательном виде в памяти и представлениях людей. Социальная энергия, как и всё на свете, возникла, становилась, совершенствовалась стихийно. Время сознательного, целенаправленного формирования социальной энергии наступит много позже.
Человеческая энергия достигла уже развитых, нередко осознаваемых форм. B сознании людей появилось само слово «энергия», правда, к сознанию, к человеческой речи оно еще не имело отношения. Ho наиболее выдающиеся медики уже знали анатомию человеческого тела, в том числе и анатомию нервной системы и мозга. Они еще не понимали многих механизмов его деятельности, но уже понимали, что сознание, речь, мысль рождаются в мозгу.
Ha протяжении многих тысячелетий, когда человечество от первобытных общин поднялось до государственного устройства, люди непрерывно общались между собой. Связующим звеном, естественно, была речь, которая передавалась от одного человека к другому путем потоков энергии, исходящих от одного и принимаемых другим. Общение (и устное, и, особенно, письменное) дало сильный толчок как развитию самого мозга, так и пониманию его устройства и его деятельности. Социальное сознание обогатилось новыми знаниями, социальная энергия закрепила их в памяти человеческих сообществ. Мозг уже обладал достаточно гибким и прочным механизмом памяти, который люди не раскрыли до сей поры.
Государства придали всей жизни народов организованность, иерархическое подчинение, целеустремленное воспитание подрастающих поколений, распространение своих религий в массе других народов, в разнообразных формах развивалось искусство. Социальная энергия тоже приобрела организованность и целенаправленность, хотя люди, даже самые мудрые, ничего об энергии не знали, стремились объяснять свою жизнь деятельностью богов, пифий, гадалок, пророков, вождей, других авторитетных лиц. Высказывались идеи о потоке солнечного света, об эманации сознания из головы человека, деятели церкви настойчиво внушали, что сознание — это плод вдухновения Богом души в созданное им тело. Сочинялись красивые мифы о свободном перемещении идей по небосклону, об устремлениях людей к солнцу, о добрых и злых чудовищах и т. п. Как ни парадоксально, несмотря на сильнейшее воздействие государства и его институтов, организованность и целенаправленность социальной энергии развивались пока стихийно.
Социальная энергия — источник сознания 161
Разрастание человечества, деление его на государства, разложение
общества сначала на рабов и рабовладельцев, потом на феодалов и крепостных, затем на владельцев собственности и не имевших никакой собственности пролетариев откладывало в социальной памяти факты несправедливого распределения результатов труда, вызывало недовольство, поднимало людей на борьбу за справедливость, равенство, достойное человека существование. Эта борьба продолжается и по сей день, приобретая глобальные масштабы.
Социальная энергия — источник сознания
всего, нужно отметить, что само понятие «социальная энергия» в науке по-настоящему не изучено, оно почти не упоминается в обществоведческих и гуманитарных научных дисциплинах.
Социальная энергия не отменяет индивидуальной. Наоборот, только в общении, в совместной деятельности и борьбе человек способен проявить наиболее достойные качества своей индивидуальной энергии. Социальная энергия характеризует общественную сущность тех или иных сообществ людей: коллективов, жителей микрорайона, представителей разных поколений, народов, отличающихся своей самобытностью, веками выработанными культурой, нравами, обычаями, верованиями, народными традициями, передаваемыми из поколения в поколение, но не столько генными путями, сколько социальными: путем семейного, школьного воспитания, образования, участия в общественном труде, борьбе за свои социально-экономические и политические права, в массовом народном творчестве, в информационной деятельности государства и многочисленных общественных организаций, в самоотверженной борьбе за честь и независимость Родины.
Философы на протяжении тысячелетий вглядывались в особенности социальной энергии различных народов, стремились дать ее описание, чаще всего употребляя понятия «народный дух», «народный характер», или подчеркивая особенности поведения конкретных социальных групп и классов. Вспомним характеристики социальных слоев древних Афин, данные Аристотелем в «Политике». Он выделяет три правильных типа государственного устройства: монархию, олигархию и республику (политию). Bce они могут быть названы правильными, если направлены на достижение общей пользы. «Монархическое
правление, имеющее в виду общую пользу, мы обыкновенно называем царской властью; власть немногих, но более чем одного, — аристократией, а когда ради общей пользы правит большинство, тогда мы употребляем обозначение, общее для всех видов государственного устройства,— полития (республика — А. Я.). Отклонения от указанных устройств следующие: от царской власти — тирания, от аристократии— олигархия, от политии— демократия. Тирания— монархическая власть, имеющая в виду выгоды одного правителя; олигархия блюдет выгоды состоятельных граждан; демократия — выгоды неимущих; общей же пользы ни одна из них в виду не имеет» (10. с. 457). Положение великого философа о государстве как об институте, предназначенном заботиться об общей пользе, остается актуальным и в наши дни. Действует с неотвратимостью другое положение древнего философа: люди в своей жизни, своих деяниях руководствуются интересами, и они очень часто перевешивают нравственные, правовые, человеческие нормы.
Как видно, в основе социальной энергии — социальные интересы различных общественных групп, стран и народов. Социальная энергия направлена на удовлетворение этих интересов, и потому она неразрывна с ними. Философы исписали тысячи страниц и сказали об интересах много правильного и убедительного. Ho естествоиспытатели лишь во второй половине XX в. попытались наметить некоторые штрихи естественного механизма интересов, и только.
Социальную энергию можно определить как социально-психологическое явление, стержнем которого являются социальные интересы классов и различных социальньѵс групп. Коротко говоря, социальная энергия — это концентрация интересов различных социальных групп, классов, народов, зафиксированная в их общественном сознании.
Социальная сфера многообразна и многогранна. Каждая из них участвует в формировании социальной энергии. Вероятно, неразумно и непосильно охарактеризовать энергию каждой стороны социальной сферы, показать ее вклад в общую социальную энергию. Поэтому остановимся лишь на наиболее значимых: энергии общественного труда, государственного строя, общения людей между собой, религии, некоторых общественных институтов (семьи, образования, воспитания).
Труд создал человека. Этот афоризм Ф. Энгельса указывает не только на путь выхода человека из животного состояния, превращения его из обезьяны в человека, но и на его социальную сущность, на ос-
Социальная энергия — источник сознания
новной исток социальной энергии. Растянувшийся на миллионы лет процесс превращения человека из животного в мыслящее существо потребовал колоссальной, ничем неизмеримой животной и человеческой энергии. Становление, развитие и достижение современного уровня человечества также потребовали гигантских затрат энергии. Эта энергия, прежде всего, производилась, накапливалась, тратилась, восстанавливалась и пускалась в новый оборот в процессе совместного труда. Человек с первых шагов в мире был обречен на совместный труд. A совместный, или общественный труд, — это обмен всевозможными видами энергии, их объединением в различного рода общественные формы.
B совместном труде, повседневном общении люди выработали речь, этим самым решительно отделив себя от животного мира, создав свое человеческое царство. Ha каком языке они первоначально разговаривали, вряд ли когда-нибудь удастся узнать: история навсегда поглотила этот период жизни человека, не оставив каких-либо заметных следов.
Таким образом, в труде сливалось несколько энергий: энергия отдельных людей, энергия по изготовлению орудий труда, энергия по выработке речи, энергия общения, энергия организации быта в родовой общине. Складывалась первая общинная іродовая) социальная энергия.
Роды разрастались, стали объединяться в племена. Возникла необходимость в создании института вождей племен, военачальников,
общей религии. K этому времени энергия первобытных людей получила уже довольно высокое развитие: речь приобрела членораздельность, появились специалисты по обработке дерева, камней, потом по изготовлению орудий из металлов, сосудов из глины для хранения злаков, трав, приготовления вареной пищи и т. п. Наверняка в роду выделились художники, способные нарисовать на скале зверей, моменты охоты. Появились знахари, лекари. Женщины овладели искусством ткачества, украшения жилищ, самих себя.
Мозг человека быстро набирал силу. Он, скорее всего, развивался по современной схеме: органы чувств воспринимали предметы окружающей природы, сородичей, других людей из других родов и племен, они получали названия, имена, откладывались в памяти в виде эн- грамм; имена по потребности произносились, между ними устанавливались ассоциационные связи, членораздельная речь становилась все более совершенным орудием общения. B мозгу действовали восходящие потоки энергии (нервного тока) — к коре полушарий, и нисходящие к периферийным органам тела, в том числе к речевым. Ha каждом этапе овладения нового слоя сознания оно подвергалось переработке нервным током, химической, физической реакциями, другими воздействиями, представало всякий раз в преобразованном виде. Первобытный человек ничего об этом, естественно, не знал. Ткани мозга, нервные волокна, нервные клетки, их ассоциации, нервный ток, вся нервная система работала, не давая о себе знать никакими ощущениями. Наиболее любознательные члены племени, приглядывались, изучали, задумывались, высказывали догадки по поводу увиденных открытых участков мозга раненных или убитых, пострадавших в неравных схватках со зверями. Свою лепту в формирование племенного сознания вносили племенные социальные институты: собрания всех членов племен, совещания старейшин, вождей племен, деятельность религиозных авторитетов, — ни о какой энергии их участники тоже не догадывались.
Племена стремились отличить себя от других племен: головными уборами, раскраской тела, особыми амулетами. Эти знаки носили глубокий и в значительной мере священный характер: они бьши первыми
Социальная энергия — источник сознания
символами, обозначающими социальное объединение— племя.
Племена объединялись в первые государства. Общественные отношения значительно усложнились: появились органы власти, люди разделились на властвующих и подвластных; возникли законодательные, исполнительные, судебные органы, в особую группу выделились воины, жрецы, предсказатели, художники, лекари. Из тысяч людей государства выделились особо одаренные, способные объединить общие знания в какую-то систему, в которой были и начала, и конец, обосновывались нормы поведения, обдумывались способы наилучшего устройства государства. Их звали мудрецами, а за любовь к своему де- лу — философами. Философы стремились передать свои знания о мире тем, кто проявлял интерес к их учениям, создавали академии, лицеи, писали книги, вели дискуссии, проводили собрания. Их рассуждения носили общий характер, не всегда доступный простолюдину. Ho их суждения находили своих слушателей, которые образовывали неплотный слой образованной части социальной жизни, которая выделяла особую социальную энергию, объединяющую общие интересы, отличая их от индивидуальных, групповых, иноплеменных, межгосударственных.
K этому времени память человеческая уже много знала, она помнила образы зверей, рек, гор, орудий труда, домашних животных, полезных растений и т. д. Память могла воспроизводить эти образы, человек мог вести о них разговор, не видя их. Приобретенные трудовые навыки тоже не требовали постоянного воспоминания всей последовательности изготовления нужных вещей: услужливая память незаметно для человека подсказывала, что делать сначала, что потом и что должно появиться в конце работы. Эти знания передавались наиболее способным потомкам. Люди освоили счет и придумали цифровые символы, с помощью KOTOpbDC они измеряли длину, вес, объем, другие материальные характеристики различных тел. Меры веса, длины, счета, объемов, отрезков времени откладывались в сознании всех членов первых сообществ людей. Сознание индивидов непрерывно сливалось
путем обмена устной и письменной речью в социальную энергию. Само понятие «социальная энергия» еще не появилось, но уже существовало в описательном виде в памяти и представлениях людей. Социальная энергия, как и всё на свете, возникла, становилась, совершенствовалась стихийно. Время сознательного, целенаправленного формирования социальной энергии наступит много позже.
Человеческая энергия достигла уже развитых, нередко осознаваемых форм. B сознании людей появилось само слово «энергия», правда, к сознанию, к человеческой речи оно еще не имело отношения. Ho наиболее выдающиеся медики уже знали анатомию человеческого тела, в том числе и анатомию нервной системы и мозга. Они еще не понимали многих механизмов его деятельности, но уже понимали, что сознание, речь, мысль рождаются в мозгу.
Ha протяжении многих тысячелетий, когда человечество от первобытных общин поднялось до государственного устройства, люди непрерывно общались между собой. Связующим звеном, естественно, была речь, которая передавалась от одного человека к другому путем потоков энергии, исходящих от одного и принимаемых другим. Общение (и устное, и, особенно, письменное) дало сильный толчок как развитию самого мозга, так и пониманию его устройства и его деятельности. Социальное сознание обогатилось новыми знаниями, социальная энергия закрепила их в памяти человеческих сообществ. Мозг уже обладал достаточно гибким и прочным механизмом памяти, который люди не раскрыли до сей поры.
Государства придали всей жизни народов организованность, иерархическое подчинение, целеустремленное воспитание подрастающих поколений, распространение своих религий в массе других народов, в разнообразных формах развивалось искусство. Социальная энергия тоже приобрела организованность и целенаправленность, хотя люди, даже самые мудрые, ничего об энергии не знали, стремились объяснять свою жизнь деятельностью богов, пифий, гадалок, пророков, вождей, других авторитетных лиц. Высказывались идеи о потоке солнечного света, об эманации сознания из головы человека, деятели церкви настойчиво внушали, что сознание — это плод вдухновения Богом души в созданное им тело. Сочинялись красивые мифы о свободном перемещении идей по небосклону, об устремлениях людей к солнцу, о добрых и злых чудовищах и т. п. Как ни парадоксально, несмотря на сильнейшее воздействие государства и его институтов, организованность и целенаправленность социальной энергии развивались пока стихийно.
Социальная энергия — источник сознания 161
Разрастание человечества, деление его на государства, разложение
общества сначала на рабов и рабовладельцев, потом на феодалов и крепостных, затем на владельцев собственности и не имевших никакой собственности пролетариев откладывало в социальной памяти факты несправедливого распределения результатов труда, вызывало недовольство, поднимало людей на борьбу за справедливость, равенство, достойное человека существование. Эта борьба продолжается и по сей день, приобретая глобальные масштабы.