что такое социальная энергия

Социальная энергия — источник сознания

всего, нужно отметить, что само понятие «социальная энергия» в науке по-настоящему не изучено, оно почти не упоминается в обществовед­ческих и гуманитарных научных дисциплинах. Понятие «энергия» связывается в основном с индивидом; класс, социальная группа, стра­та, вроде как не имеют отношения к нему.

Социальная энергия не отменяет индивидуальной. Наоборот, только в общении, в совместной деятельности и борьбе человек способен проявить наиболее достойные качества своей индивидуальной энер­гии. Социальная энергия характеризует общественную сущность тех или иных сообществ людей: коллективов, жителей микрорайона, пред­ставителей разных поколений, народов, отличающихся своей само­бытностью, веками выработанными культурой, нравами, обычаями, ве­рованиями, народными традициями, передаваемыми из поколения в поколение, но не столько генными путями, сколько социальными: пу­тем семейного, школьного воспитания, образования, участия в обще­ственном труде, борьбе за свои социально-экономические и политиче­ские права, в массовом народном творчестве, в информационной дея­тельности государства и многочисленных общественных организаций, в самоотверженной борьбе за честь и независимость Родины.

Философы на протяжении тысячелетий вглядывались в особенно­сти социальной энергии различных народов, стремились дать ее опи­сание, чаще всего употребляя понятия «народный дух», «народный ха­рактер», или подчеркивая особенности поведения конкретных соци­альных групп и классов. Вспомним характеристики социальных слоев древних Афин, данные Аристотелем в «Политике». Он выделяет три правильных типа государственного устройства: монархию, олигархию и республику (политию). Bce они могут быть названы правильны­ми, если направлены на достижение общей пользы. «Монархическое

правление, имеющее в виду общую пользу, мы обыкновенно называем царской властью; власть немногих, но более чем одного, — аристокра­тией, а когда ради общей пользы правит большинство, тогда мы упот­ребляем обозначение, общее для всех видов государственного устрой­ства,— полития (республика — А. Я.). Отклонения от указанных устройств следующие: от царской власти — тирания, от аристокра­тии— олигархия, от политии— демократия. Тирания— монархиче­ская власть, имеющая в виду выгоды одного правителя; олигархия блюдет выгоды состоятельных граждан; демократия — выгоды неиму­щих; общей же пользы ни одна из них в виду не имеет» (10.

Как видно, в основе социальной энергии — социальные интересы различных общественных групп, стран и народов. Социальная энергия направлена на удовлетворение этих интересов, и потому она нераз­рывна с ними. Философы исписали тысячи страниц и сказали об инте­ресах много правильного и убедительного. Ho естествоиспытатели лишь во второй половине XX в. попытались наметить некоторые штри­хи естественного механизма интересов, и только. По сути естествен­нонаучные основы интересов не изучены, пока это чистое, незапят­нанное полотно.

Социальную энергию можно определить как социально-психоло­гическое явление, стержнем которого являются социальные интересы классов и различных социальньѵс групп. Коротко говоря, социальная энергия — это концентрация интересов различных социальных групп, классов, народов, зафиксированная в их общественном сознании.

Социальная сфера многообразна и многогранна. Каждая из них участвует в формировании социальной энергии. Вероятно, неразумно и непосильно охарактеризовать энергию каждой стороны социальной сферы, показать ее вклад в общую социальную энергию. Поэтому ос­тановимся лишь на наиболее значимых: энергии общественного труда, государственного строя, общения людей между собой, религии, неко­торых общественных институтов (семьи, образования, воспитания).

Труд создал человека. Этот афоризм Ф. Энгельса указывает не только на путь выхода человека из животного состояния, превращения его из обезьяны в человека, но и на его социальную сущность, на ос-

Социальная энергия — источник сознания

новной исток социальной энергии. Растянувшийся на миллионы лет процесс превращения человека из животного в мыслящее существо потребовал колоссальной, ничем неизмеримой животной и человече­ской энергии. Становление, развитие и достижение современного уров­ня человечества также потребовали гигантских затрат энергии. Эта энергия, прежде всего, производилась, накапливалась, тратилась, вос­станавливалась и пускалась в новый оборот в процессе совместного труда. Человек с первых шагов в мире был обречен на совместный труд. A совместный, или общественный труд, — это обмен всевозмож­ными видами энергии, их объединением в различного рода общест­венные формы.

B совместном труде, повседневном общении люди выработали речь, этим самым решительно отделив себя от животного мира, создав свое человеческое царство. Ha каком языке они первоначально разго­варивали, вряд ли когда-нибудь удастся узнать: история навсегда по­глотила этот период жизни человека, не оставив каких-либо заметных следов. Ho первая речь была, и она была своеобразным выражением энергии людей, потому что речь — это сейчас хорошо известно — важнейшая форма человеческой энергии. Люди давали имена орудиям труда, их запоминали, на языке современной физиологии — оставляли в мозгу энграммы. Выработка первобытного языка шла путем специ­альных, целенаправленных упражнений. Когда имена закрепились за орудиями, человек их называл уже автоматически, не задумываясь над тем, как выглядит орудие, о котором идет речь. Bce этапы охоты, рыб­ной ловли, обустройства первых жилищ, подходов к рекам, озерам и других видов хозяйственной деятельности также требовали наимено­ваний, и они также сначала запоминались путем многочисленных упражнений, а когда запоминались крепко, навсегда, произносили их автоматически, не задумываясь. Известный советский психолог А. H. Леонтьев однозначно связывал появление сознания с трудовой деятельностью человека. «Действительное объяснение сознания», пи­сал он, лежит не в физиологических процессах мозга, «а в обществен­ных условиях и способах той деятельности, которая создает его необ­ходимость, — в деятельности трудовой» (59, с. 29).

Таким образом, в труде сливалось несколько энергий: энергия от­дельных людей, энергия по изготовлению орудий труда, энергия по выработке речи, энергия общения, энергия организации быта в родовой общине. Складывалась первая общинная іродовая) социальная энергия.

Роды разрастались, стали объединяться в племена. Возникла не­обходимость в создании института вождей племен, военачальников,

общей религии. K этому времени энергия первобытных людей получи­ла уже довольно высокое развитие: речь приобрела членораздельность, появились специалисты по обработке дерева, камней, потом по изго­товлению орудий из металлов, сосудов из глины для хранения злаков, трав, приготовления вареной пищи и т. п. Наверняка в роду выдели­лись художники, способные нарисовать на скале зверей, моменты охо­ты. Появились знахари, лекари. Женщины овладели искусством ткаче­ства, украшения жилищ, самих себя. Укрепилось положение религии и ее творцов — жрецов, шаманов, колдунов. Произошло и первое круп­ное социальное разделение: появились кочующие племена скотоводов и оседлые племена земледельцев. Между ними установился первый товарообмен. Их социальная энергия обогатилась новыми следами па­мяти, в которую вошли новые представления и понятия. Родилась пле­менная социальная энергия.

Мозг человека быстро набирал силу. Он, скорее всего, развивался по современной схеме: органы чувств воспринимали предметы окру­жающей природы, сородичей, других людей из других родов и племен, они получали названия, имена, откладывались в памяти в виде эн- грамм; имена по потребности произносились, между ними устанавли­вались ассоциационные связи, членораздельная речь становилась все более совершенным орудием общения. B мозгу действовали восходя­щие потоки энергии (нервного тока) — к коре полушарий, и нисходя­щие к периферийным органам тела, в том числе к речевым. Ha каждом этапе овладения нового слоя сознания оно подвергалось переработке нервным током, химической, физической реакциями, другими воздей­ствиями, представало всякий раз в преобразованном виде. Первобыт­ный человек ничего об этом, естественно, не знал. Ткани мозга, нерв­ные волокна, нервные клетки, их ассоциации, нервный ток, вся нервная система работала, не давая о себе знать никакими ощущениями. Наи­более любознательные члены племени, приглядывались, изучали, за­думывались, высказывали догадки по поводу увиденных открытых участков мозга раненных или убитых, пострадавших в неравных схватках со зверями. Свою лепту в формирование племенного созна­ния вносили племенные социальные институты: собрания всех членов племен, совещания старейшин, вождей племен, деятельность религи­озных авторитетов, — ни о какой энергии их участники тоже не дога­дывались.

Племена стремились отличить себя от других племен: головными уборами, раскраской тела, особыми амулетами. Эти знаки носили глу­бокий и в значительной мере священный характер: они бьши первыми

Социальная энергия — источник сознания

символами, обозначающими социальное объединение— племя. По­мимо этого сложились обряды, верования, традиции, ритуалы, которые также имели сакральный характер. Наиболее наблюдательные по солнцу и луне научились счету времени. Вожди племен, военачальники, кол­дуны, шаманы, ведуньи, знахари, пользовались особым почетом и уважением, потому что в сознании людей уже сложилось мнение, что от их опыта, смелости, расчетливости, знаний зависит благополучие всего племени. Закладывались первые камни абстрактного мышления, мысленной социальной энергии.

Племена объединялись в первые государства. Общественные от­ношения значительно усложнились: появились органы власти, люди разделились на властвующих и подвластных; возникли законодатель­ные, исполнительные, судебные органы, в особую группу выделились воины, жрецы, предсказатели, художники, лекари. Из тысяч людей го­сударства выделились особо одаренные, способные объединить общие знания в какую-то систему, в которой были и начала, и конец, обосно­вывались нормы поведения, обдумывались способы наилучшего уст­ройства государства. Их звали мудрецами, а за любовь к своему де- лу — философами. Философы стремились передать свои знания о мире тем, кто проявлял интерес к их учениям, создавали академии, лицеи, писали книги, вели дискуссии, проводили собрания. Их рассу­ждения носили общий характер, не всегда доступный простолюдину. Ho их суждения находили своих слушателей, которые образовывали неплотный слой образованной части социальной жизни, которая выде­ляла особую социальную энергию, объединяющую общие интересы, отличая их от индивидуальных, групповых, иноплеменных, межгосу­дарственных.

K этому времени память человеческая уже много знала, она пом­нила образы зверей, рек, гор, орудий труда, домашних животных, по­лезных растений и т. д. Память могла воспроизводить эти образы, человек мог вести о них разговор, не видя их. Приобретенные трудо­вые навыки тоже не требовали постоянного воспоминания всей после­довательности изготовления нужных вещей: услужливая память неза­метно для человека подсказывала, что делать сначала, что потом и что должно появиться в конце работы. Эти знания передавались наиболее способным потомкам. Люди освоили счет и придумали цифровые сим­волы, с помощью KOTOpbDC они измеряли длину, вес, объем, другие ма­териальные характеристики различных тел. Меры веса, длины, счета, объемов, отрезков времени откладывались в сознании всех членов первых сообществ людей. Сознание индивидов непрерывно сливалось

путем обмена устной и письменной речью в социальную энергию. Само понятие «социальная энергия» еще не появилось, но уже суще­ствовало в описательном виде в памяти и представлениях людей. Социальная энергия, как и всё на свете, возникла, становилась, совер­шенствовалась стихийно. Время сознательного, целенаправленного фор­мирования социальной энергии наступит много позже.

Человеческая энергия достигла уже развитых, нередко осознавае­мых форм. B сознании людей появилось само слово «энергия», правда, к сознанию, к человеческой речи оно еще не имело отношения. Ho наиболее выдающиеся медики уже знали анатомию человеческого тела, в том числе и анатомию нервной системы и мозга. Они еще не пони­мали многих механизмов его деятельности, но уже понимали, что соз­нание, речь, мысль рождаются в мозгу.

Ha протяжении многих тысячелетий, когда человечество от перво­бытных общин поднялось до государственного устройства, люди не­прерывно общались между собой. Связующим звеном, естественно, была речь, которая передавалась от одного человека к другому путем потоков энергии, исходящих от одного и принимаемых другим. Обще­ние (и устное, и, особенно, письменное) дало сильный толчок как раз­витию самого мозга, так и пониманию его устройства и его деятельно­сти. Социальное сознание обогатилось новыми знаниями, социальная энергия закрепила их в памяти человеческих сообществ. Мозг уже об­ладал достаточно гибким и прочным механизмом памяти, который лю­ди не раскрыли до сей поры.

Государства придали всей жизни народов организованность, иерар­хическое подчинение, целеустремленное воспитание подрастающих поколений, распространение своих религий в массе других народов, в разнообразных формах развивалось искусство. Социальная энергия тоже приобрела организованность и целенаправленность, хотя люди, даже самые мудрые, ничего об энергии не знали, стремились объяс­нять свою жизнь деятельностью богов, пифий, гадалок, пророков, во­ждей, других авторитетных лиц. Высказывались идеи о потоке солнеч­ного света, об эманации сознания из головы человека, деятели церкви настойчиво внушали, что сознание — это плод вдухновения Богом души в созданное им тело. Сочинялись красивые мифы о свободном перемещении идей по небосклону, об устремлениях людей к солнцу, о добрых и злых чудовищах и т. п. Как ни парадоксально, несмотря на сильнейшее воздействие государства и его институтов, организо­ванность и целенаправленность социальной энергии развивались пока стихийно.

Социальная энергия — источник сознания 161

Разрастание человечества, деление его на государства, разложение

общества сначала на рабов и рабовладельцев, потом на феодалов и крепостных, затем на владельцев собственности и не имевших никакой собственности пролетариев откладывало в социальной памяти факты несправедливого распределения результатов труда, вызывало недо­вольство, поднимало людей на борьбу за справедливость, равенство, достойное человека существование. Эта борьба продолжается и по сей день, приобретая глобальные масштабы.

Источник

Социальная энергия — источник сознания

всего, нужно отметить, что само понятие «социальная энергия» в науке по-настоящему не изучено, оно почти не упоминается в обществовед­ческих и гуманитарных научных дисциплинах.

Социальная энергия не отменяет индивидуальной. Наоборот, только в общении, в совместной деятельности и борьбе человек способен проявить наиболее достойные качества своей индивидуальной энер­гии. Социальная энергия характеризует общественную сущность тех или иных сообществ людей: коллективов, жителей микрорайона, пред­ставителей разных поколений, народов, отличающихся своей само­бытностью, веками выработанными культурой, нравами, обычаями, ве­рованиями, народными традициями, передаваемыми из поколения в поколение, но не столько генными путями, сколько социальными: пу­тем семейного, школьного воспитания, образования, участия в обще­ственном труде, борьбе за свои социально-экономические и политиче­ские права, в массовом народном творчестве, в информационной дея­тельности государства и многочисленных общественных организаций, в самоотверженной борьбе за честь и независимость Родины.

Философы на протяжении тысячелетий вглядывались в особенно­сти социальной энергии различных народов, стремились дать ее опи­сание, чаще всего употребляя понятия «народный дух», «народный ха­рактер», или подчеркивая особенности поведения конкретных соци­альных групп и классов. Вспомним характеристики социальных слоев древних Афин, данные Аристотелем в «Политике». Он выделяет три правильных типа государственного устройства: монархию, олигархию и республику (политию). Bce они могут быть названы правильны­ми, если направлены на достижение общей пользы. «Монархическое

правление, имеющее в виду общую пользу, мы обыкновенно называем царской властью; власть немногих, но более чем одного, — аристокра­тией, а когда ради общей пользы правит большинство, тогда мы упот­ребляем обозначение, общее для всех видов государственного устрой­ства,— полития (республика — А. Я.). Отклонения от указанных устройств следующие: от царской власти — тирания, от аристокра­тии— олигархия, от политии— демократия. Тирания— монархиче­ская власть, имеющая в виду выгоды одного правителя; олигархия блюдет выгоды состоятельных граждан; демократия — выгоды неиму­щих; общей же пользы ни одна из них в виду не имеет» (10. с. 457). Положение великого философа о государстве как об институте, пред­назначенном заботиться об общей пользе, остается актуальным и в на­ши дни. Действует с неотвратимостью другое положение древнего философа: люди в своей жизни, своих деяниях руководствуются инте­ресами, и они очень часто перевешивают нравственные, правовые, че­ловеческие нормы.

Как видно, в основе социальной энергии — социальные интересы различных общественных групп, стран и народов. Социальная энергия направлена на удовлетворение этих интересов, и потому она нераз­рывна с ними. Философы исписали тысячи страниц и сказали об инте­ресах много правильного и убедительного. Ho естествоиспытатели лишь во второй половине XX в. попытались наметить некоторые штри­хи естественного механизма интересов, и только.

Социальную энергию можно определить как социально-психоло­гическое явление, стержнем которого являются социальные интересы классов и различных социальньѵс групп. Коротко говоря, социальная энергия — это концентрация интересов различных социальных групп, классов, народов, зафиксированная в их общественном сознании.

Социальная сфера многообразна и многогранна. Каждая из них участвует в формировании социальной энергии. Вероятно, неразумно и непосильно охарактеризовать энергию каждой стороны социальной сферы, показать ее вклад в общую социальную энергию. Поэтому ос­тановимся лишь на наиболее значимых: энергии общественного труда, государственного строя, общения людей между собой, религии, неко­торых общественных институтов (семьи, образования, воспитания).

Труд создал человека. Этот афоризм Ф. Энгельса указывает не только на путь выхода человека из животного состояния, превращения его из обезьяны в человека, но и на его социальную сущность, на ос-

Социальная энергия — источник сознания

новной исток социальной энергии. Растянувшийся на миллионы лет процесс превращения человека из животного в мыслящее существо потребовал колоссальной, ничем неизмеримой животной и человече­ской энергии. Становление, развитие и достижение современного уров­ня человечества также потребовали гигантских затрат энергии. Эта энергия, прежде всего, производилась, накапливалась, тратилась, вос­станавливалась и пускалась в новый оборот в процессе совместного труда. Человек с первых шагов в мире был обречен на совместный труд. A совместный, или общественный труд, — это обмен всевозмож­ными видами энергии, их объединением в различного рода общест­венные формы.

B совместном труде, повседневном общении люди выработали речь, этим самым решительно отделив себя от животного мира, создав свое человеческое царство. Ha каком языке они первоначально разго­варивали, вряд ли когда-нибудь удастся узнать: история навсегда по­глотила этот период жизни человека, не оставив каких-либо заметных следов.

Таким образом, в труде сливалось несколько энергий: энергия от­дельных людей, энергия по изготовлению орудий труда, энергия по выработке речи, энергия общения, энергия организации быта в родовой общине. Складывалась первая общинная іродовая) социальная энергия.

Роды разрастались, стали объединяться в племена. Возникла не­обходимость в создании института вождей племен, военачальников,

общей религии. K этому времени энергия первобытных людей получи­ла уже довольно высокое развитие: речь приобрела членораздельность, появились специалисты по обработке дерева, камней, потом по изго­товлению орудий из металлов, сосудов из глины для хранения злаков, трав, приготовления вареной пищи и т. п. Наверняка в роду выдели­лись художники, способные нарисовать на скале зверей, моменты охо­ты. Появились знахари, лекари. Женщины овладели искусством ткаче­ства, украшения жилищ, самих себя.

Мозг человека быстро набирал силу. Он, скорее всего, развивался по современной схеме: органы чувств воспринимали предметы окру­жающей природы, сородичей, других людей из других родов и племен, они получали названия, имена, откладывались в памяти в виде эн- грамм; имена по потребности произносились, между ними устанавли­вались ассоциационные связи, членораздельная речь становилась все более совершенным орудием общения. B мозгу действовали восходя­щие потоки энергии (нервного тока) — к коре полушарий, и нисходя­щие к периферийным органам тела, в том числе к речевым. Ha каждом этапе овладения нового слоя сознания оно подвергалось переработке нервным током, химической, физической реакциями, другими воздей­ствиями, представало всякий раз в преобразованном виде. Первобыт­ный человек ничего об этом, естественно, не знал. Ткани мозга, нерв­ные волокна, нервные клетки, их ассоциации, нервный ток, вся нервная система работала, не давая о себе знать никакими ощущениями. Наи­более любознательные члены племени, приглядывались, изучали, за­думывались, высказывали догадки по поводу увиденных открытых участков мозга раненных или убитых, пострадавших в неравных схватках со зверями. Свою лепту в формирование племенного созна­ния вносили племенные социальные институты: собрания всех членов племен, совещания старейшин, вождей племен, деятельность религи­озных авторитетов, — ни о какой энергии их участники тоже не дога­дывались.

Племена стремились отличить себя от других племен: головными уборами, раскраской тела, особыми амулетами. Эти знаки носили глу­бокий и в значительной мере священный характер: они бьши первыми

Социальная энергия — источник сознания

символами, обозначающими социальное объединение— племя.

Племена объединялись в первые государства. Общественные от­ношения значительно усложнились: появились органы власти, люди разделились на властвующих и подвластных; возникли законодатель­ные, исполнительные, судебные органы, в особую группу выделились воины, жрецы, предсказатели, художники, лекари. Из тысяч людей го­сударства выделились особо одаренные, способные объединить общие знания в какую-то систему, в которой были и начала, и конец, обосно­вывались нормы поведения, обдумывались способы наилучшего уст­ройства государства. Их звали мудрецами, а за любовь к своему де- лу — философами. Философы стремились передать свои знания о мире тем, кто проявлял интерес к их учениям, создавали академии, лицеи, писали книги, вели дискуссии, проводили собрания. Их рассу­ждения носили общий характер, не всегда доступный простолюдину. Ho их суждения находили своих слушателей, которые образовывали неплотный слой образованной части социальной жизни, которая выде­ляла особую социальную энергию, объединяющую общие интересы, отличая их от индивидуальных, групповых, иноплеменных, межгосу­дарственных.

K этому времени память человеческая уже много знала, она пом­нила образы зверей, рек, гор, орудий труда, домашних животных, по­лезных растений и т. д. Память могла воспроизводить эти образы, человек мог вести о них разговор, не видя их. Приобретенные трудо­вые навыки тоже не требовали постоянного воспоминания всей после­довательности изготовления нужных вещей: услужливая память неза­метно для человека подсказывала, что делать сначала, что потом и что должно появиться в конце работы. Эти знания передавались наиболее способным потомкам. Люди освоили счет и придумали цифровые сим­волы, с помощью KOTOpbDC они измеряли длину, вес, объем, другие ма­териальные характеристики различных тел. Меры веса, длины, счета, объемов, отрезков времени откладывались в сознании всех членов первых сообществ людей. Сознание индивидов непрерывно сливалось

путем обмена устной и письменной речью в социальную энергию. Само понятие «социальная энергия» еще не появилось, но уже суще­ствовало в описательном виде в памяти и представлениях людей. Социальная энергия, как и всё на свете, возникла, становилась, совер­шенствовалась стихийно. Время сознательного, целенаправленного фор­мирования социальной энергии наступит много позже.

Человеческая энергия достигла уже развитых, нередко осознавае­мых форм. B сознании людей появилось само слово «энергия», правда, к сознанию, к человеческой речи оно еще не имело отношения. Ho наиболее выдающиеся медики уже знали анатомию человеческого тела, в том числе и анатомию нервной системы и мозга. Они еще не пони­мали многих механизмов его деятельности, но уже понимали, что соз­нание, речь, мысль рождаются в мозгу.

Ha протяжении многих тысячелетий, когда человечество от перво­бытных общин поднялось до государственного устройства, люди не­прерывно общались между собой. Связующим звеном, естественно, была речь, которая передавалась от одного человека к другому путем потоков энергии, исходящих от одного и принимаемых другим. Обще­ние (и устное, и, особенно, письменное) дало сильный толчок как раз­витию самого мозга, так и пониманию его устройства и его деятельно­сти. Социальное сознание обогатилось новыми знаниями, социальная энергия закрепила их в памяти человеческих сообществ. Мозг уже об­ладал достаточно гибким и прочным механизмом памяти, который лю­ди не раскрыли до сей поры.

Государства придали всей жизни народов организованность, иерар­хическое подчинение, целеустремленное воспитание подрастающих поколений, распространение своих религий в массе других народов, в разнообразных формах развивалось искусство. Социальная энергия тоже приобрела организованность и целенаправленность, хотя люди, даже самые мудрые, ничего об энергии не знали, стремились объяс­нять свою жизнь деятельностью богов, пифий, гадалок, пророков, во­ждей, других авторитетных лиц. Высказывались идеи о потоке солнеч­ного света, об эманации сознания из головы человека, деятели церкви настойчиво внушали, что сознание — это плод вдухновения Богом души в созданное им тело. Сочинялись красивые мифы о свободном перемещении идей по небосклону, об устремлениях людей к солнцу, о добрых и злых чудовищах и т. п. Как ни парадоксально, несмотря на сильнейшее воздействие государства и его институтов, организо­ванность и целенаправленность социальной энергии развивались пока стихийно.

Социальная энергия — источник сознания 161

Разрастание человечества, деление его на государства, разложение

общества сначала на рабов и рабовладельцев, потом на феодалов и крепостных, затем на владельцев собственности и не имевших никакой собственности пролетариев откладывало в социальной памяти факты несправедливого распределения результатов труда, вызывало недо­вольство, поднимало людей на борьбу за справедливость, равенство, достойное человека существование. Эта борьба продолжается и по сей день, приобретая глобальные масштабы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *