что такое софт запуск

Что такое «софт-запуск», «soft launch», «софтлонч» или «мягкий запуск» и зачем он нужен

Мы часто пишем о выходе игр для iPhone или iPad, приписывая к заголовку «софт-запуск», «софтлонч», «soft launch» или «мягкий запуск». Приложения с такой пометкой бесплатны, что еще сильнее подогревает интерес пользователей мобильных устройств.

Тем не менее далеко не каждый понимает о чем идет речь, а в комментариях к новостям нам часто задают такие вопросы, как «что такое «софт-запуск»» и «почему игра доступна для загрузки лишь в одном из сегментов App Store». Так вот, отвечаем.

«Софт-запуск», «soft launch» или «мягкий запуск» – варинаты названия одного и тоже режима запуска игр, который практикует некоторые разработчики. Софт-запуск – это выход продукта для ограниченной аудитории с целью сбора информации.

что такое софт запуск. Смотреть фото что такое софт запуск. Смотреть картинку что такое софт запуск. Картинка про что такое софт запуск. Фото что такое софт запуск

Дело в том, что порой перед полномасштабным запуском приложения, девелоперу требуется провести проверку своего продукта: оценить реакцию пользователей на особенности игровой механики, выловить баги, проверить эффективность выбранной модели монетизации и так далее.

С этой целью приложение выпускается в одном из сегментов App Store, чаще в канадском или новозеландском, а игроки, установившие себе игру в софт-запуске, выступают в качестве добровольных тесторов.

Таким образом, обкатав свой продукт на небольшой аудитории, девелопер получает массу ценной информации, что позволяет более лучше подготовить приложение к мировому релизу или, как еще говорят, к hard launch – «жесткому запуску».

Как скачивать игры в софт-запуске

Соблазнились новинкой, доступной для загрузки из App Store пока лишь в режиме софт-запуска? Если тайтл находится в российском сегменте магазина приложений Apple — всего и делов, скачать и дождаться установки. Но что делать, если уже в самой новости о релизе указано, что игра доступна лишь в новозеландском, канадском или любом другом разделе App Store? Получить её на iPhone или iPad с российским аккаунтом в App Store не представляется возможным.

В этом случае необходимо создать новый аккаунт App Store (новый Apple ID), выбрав при регистрации нужную вам страну. Как это сделать подробно рассказано здесь.

Если вы не нашли ответа на свой вопрос или у вас что-то не получилось, а в комментаряих ниже нет подходящего решения, задайте вопрос через нашу форму помощи. Это быстро, просто, удобно и не требует регистрации. Ответы на свой и другие вопросы вы найдете в данном разделе.

Источник

Советы по запуску мобильной игры: Часть 1, Soft launch

В мобильных играх soft launch часто имеет решающее значение – особенно сейчас, когда магазины приложений перенасыщены и приходится вкладывать немалые деньги на привлечение пользователей. С помощью soft launch можно понять, насколько хорошо игра будет воспринята пользователями в случае глобального запуска, и приблизительно оценить затраты на ее маркетинг.

Тем не менее, soft launch может быть трудоемким процессом – не всегда очевидно, что нужно делать, а чего лучше избегать. Только в 2017 году мы в Nexon провели soft launch около десятка игр. В процессе проб и ошибок мы поняли, что лучше всего подходит для наших игр. Предлагаем вам некоторые из наших лучших практик.

Что такое soft launch?

Soft launch происходит до официального запуска игры по всему миру. Разработчики выпускают игру в отдельных регионах, похожих на их целевой рынок, для того, чтобы обеспечить успех глобального запуска. Можно расценивать это как тренировку или тестирование.

что такое софт запуск. Смотреть фото что такое софт запуск. Смотреть картинку что такое софт запуск. Картинка про что такое софт запуск. Фото что такое софт запуск

Чек-лист по soft launch

Определите главные задачи

Важно понимать, что soft launch – это прежде всего обучающий процесс. В это время вы уделяете приоритетное внимание скорости и чистым данным в противовес ROI, над которым можно будет сосредоточиться позже во время глобального запуска. Ваша основная цель – собрать быстрые и чистые данные, чтобы принять правильные бизнес-решения впоследствии. Эти данные помогут вам определить вашу стратегию ставок и наметить кривую LTV игры.

Выберите источники трафика

Лучше использовать от 3 до 5 источников трафика, с которыми вы уже много работали, и они доказали свою эффективность. Цель трафика на этом этапе – минимизировать колебания и получить представление о типичном поведении пользователя. Источники трафика с фродом или установками низкого качества будут лишь искажать данные.

Более высокие CPI

Учитывайте, что на данном этапе вам, возможно, придется платить более высокие CPI. Этому есть две причины. Во-первых, вам нужно компенсировать потенциально более слабые креативы более высокими ставками. Во-вторых, время имеет существенное значение, и поскольку у вас есть всего лишь несколько дней или недель на soft launch, вам могут понадобиться более высокие ставки, чтобы гарантировать верхние позиции в waterfall в рекламной сети.

Меньше таргетинга

Минимизируйте таргетинг на этапе soft launch. Конечно, можно таргетировать сегмент геймеров, если у вас мобильная игра, но не исключайте слишком много аудитории. Опять же, ваша задача — понять поведение обычного игрока.

Девиз по жизни

«Не выпускайте плохие игры!». Будьте честны с собой в отношении улучшений, которые реально сделать между soft launch и официальным релизом. Поддержание мобильной игры невероятно дорого. Если вы не видите перспектив высокого LTV, то скорее всего, вы не сможете конкурировать с топовыми играми по UA, чтобы рентабельно привести большое количество пользователей.

Идеальная креативная стратегия для soft launch

Во время soft launch выгодно правило 3+3 — использовать как минимум 3 уникальных рекламных видео и 3 статических концепта (они могут удвоиться как в объявлениях, так и в endcard).

что такое софт запуск. Смотреть фото что такое софт запуск. Смотреть картинку что такое софт запуск. Картинка про что такое софт запуск. Фото что такое софт запуск

Если у вас своя креативная команда, выделите им по крайней мере 6 недель на разработку рекламных креативов. Если нет, вы можете попросить вашу рекламную сеть помочь в их создании. Поскольку это только soft launch, креативы должны быть простыми и понятными и фокусироваться в первую очередь на геймплее.

Три этапа soft launch

Типичный soft launch состоит из трех этапов.

Этап 1: Стабильность сервера

На первом этапе ваша цель – проверить стабильность сервера. Другими словами, может ли ваша игра упасть? Для того, чтобы проверка имела смысл, у вас должно быть около 1000 игроков. При этом не используйте для проверки ключевые рынки. Например, если ваш целевой рынок это США, стоит придерживаться таких регионов, как Юго-Восточная Азия, где за счет низких CPI можно недорого проверить стабильность.

Этап 2: Тестирование ретеншн

На втором этапе вы проверяете ретеншн. Посмотрите на ретеншн первого, седьмого и 30-ого дня — сколько пользователей продолжают играть? Многие компании проводят этот этап в странах Северной Европы – там похожее на США поведение в плане ретеншн, но воздействие рынка меньше. Таким образом, если игра по-прежнему имеет серьезные проблемы, вы не ставите под угрозу свои целевые рынки. Хорошей базой для этого этапа является 3-5 тысяч пользователей.

Этап 3: Тестирование монетизации

На третьем и последнем этапе вы будете тестировать стратегию монетизации. Как ваши пользователи взаимодействуют с внутриигровой экономикой и покупками в приложении? Здесь необходимая база – это 10 тысяч игроков. Этот этап soft launch имеет смысл перенести в Канаду или Австралию, где игроки по поведению наиболее похожи на США.

Как работать с рекламной сетью во время soft launch

В работе с рекламными сетями во время soft launch есть ряд плюсов. Во-первых, они могут помочь выстроить стратегию запуска и достичь нужных KPI. Также рекламные сети могут бесплатно разрабатывать креативы – заранее поделитесь с ними ранней версией игры, чтобы реклама отвечала духу вашей игры. Помимо этого, вы можете использовать опыт и данные рекламной сети, чтобы предсказать, какие источники supply лучше всего подойдут для вашей игры.

что такое софт запуск. Смотреть фото что такое софт запуск. Смотреть картинку что такое софт запуск. Картинка про что такое софт запуск. Фото что такое софт запуск

Подводя итог

К концу soft launch у вас должно набраться достаточное количество данных о поведении игроков, чтобы можно было внести необходимые изменения в игру до официального запуска. Во второй части мы поговорим о лучших практиках глобального запуска и о том, чего стоит остерегаться при его организации.

Об авторе

Уоррен Вудворд — директор по UA в NEXON M, подразделении в Сан-Франциско крупнейшей мобильной игровой компании в Корее и одной из десяти крупнейших в мире. Их хиты включают такие игры, как DomiNations, Titanfall: Assault и Battlejack.

Источник

Содержание

Каждый разработчик мобильных игр мечтает, чтобы его программный продукт стал популярным и понравился всем людям. Возникает следующий вопрос – как же убрать все баги и недочеты? С этим справиться поможет soft launch как инструмент в разработке мобильного приложения и игры.

что такое софт запуск. Смотреть фото что такое софт запуск. Смотреть картинку что такое софт запуск. Картинка про что такое софт запуск. Фото что такое софт запуск

Иными словами мягкий запуск – это запуск приложения на рынке, имеющее гораздо меньшие размеры того, которое планировалось запускать. Можно сказать, что это пробная версия будущей программы.

Важным фактором до релиза своего приложения выступает тестирование. Каждый издатель задается вопросами: «Как игроки отнесутся к новому мобильному приложению?», « Как их заинтересовать и вовлечь в игру?». Для того чтобы узнать ответы используют тестирование аудитории.

На рынке мобильных приложений происходит настоящая война. Все разработчики состязаются друг с другом, пытаясь опередить и сделать как можно лучше. Чтобы упростить задачу и оправдать все финансовые затраты, необходимо определить круг пользователей, который заинтересуется разработкой. Для этого и нужен софтлонч.

Перед релизом очень важно прибегнуть к софтлончу.

Чек-лист подготовки к мягкому запуску

Главные пункты soft launch:

Важно! Не игнорируйте софт лонч. Даже при достаточных денежных затратах он окупится в будущем и покажет, как сделать приложение еще качественнее и лучше.

Этапы разработки приложения или игры

Как сделать свое приложение? Для того чтобы разработать качественное мобильное, необходимо придерживаться следующих пунктов:

Поставьте цели

В любом деле, сначала, человек должен ставить цели и задачи. Таким образом, ему будет проще достигать их.

Каждая программа начинается с идеи. Продумайте наперед, чего хотите добиться, реализовав свои мысли. Некоторые стремятся к славе и популярности, профессионалы же работают на опыт, стабильность и зарабатывание денег.

Тестирование маркетинговых метрик

Метрики – это показатель, который отражает параметры или уровень успеха программного продукта. С помощью них можно проанализировать: нужно ли приложение пользователям, насколько оно их привлекает и прочее.

Маркетинговые метрики показывают, насколько продукт популярен на рынке. Они легко измеряются. Например, проследите какое количество пользователей посещает сайт, так узнаете популярность программы.

Тестирование продуктовых метрик

В отличие от маркетинговых, продуктовые метрики сложны в измерении. Разработчик не всегда может понять понравится ли программный продукт человеку, будет ли он его использовать в дальнейшем.

Продуктовые метрики это цифры и данные. Благодаря таким показателям разработчик сможет узнать следующее:

Стабильность хостинга

Хостинг – это физическое место, где находится сайт, сервера. Стабильность нужна, чтобы сайт был всегда доступен. Позаботьтесь об этом заранее!

что такое софт запуск. Смотреть фото что такое софт запуск. Смотреть картинку что такое софт запуск. Картинка про что такое софт запуск. Фото что такое софт запуск

что такое софт запуск. Смотреть фото что такое софт запуск. Смотреть картинку что такое софт запуск. Картинка про что такое софт запуск. Фото что такое софт запуск

Уважаемые посетители, сохраните эту статью в социальных сетях. Мы публикуем очень полезные статьи, которые помогут Вам в вашем деле. Поделитесь! Жмите!

Для этого стоит заранее позаботиться о стабильности хостинга. В этом смогут помочь услуги игровых компаний и разработчики игр.

A/B тесты

Издателям предоставлена возможность, путем эксперимента, узнать о предпочтениях его будущих пользователей.

Как же инструмент работает? Например, у разработчика есть два варианта карточки товара и оба из них очень креативные и интересные. Возникает следующий вопрос – какую же выбрать? Для этого и нужны сплит-тесты. Аудитория подскажет издателю с выбором.

Такое тестирование поможет решить следующие проблемы:

Исходя из вышесказанного, будет понятно, что A/B тесты незаменимая вещь для продвижения программного продукта.

Идеальная креативная стратегия для soft launch

Для того чтобы стратегия софт лонч была идеальной нужно придерживаться следующих пунктов:

Тщательно проследите за тем, чтобы игра не зависала. Для этого воспользуйтесь услугами ключевого рынка.

Чем больше времени посвятите своей игре, исправите все ошибки, тем большую аудиторию получите в ответ и сможете выбрать варианты монетизации приложения

Как работать с рекламной сетью во время soft launch

В работе с рекламой на этапе софт лонч есть положительные стороны. Например, рекламные сети смогут совершенно бесплатно разработать креативы (перед этим покажите демо-версию игры).

Как провести СОФТЛОНЧ правильно?

Во время данного этапа разработчику выгоднее всего будет использовать 2-3 рекламных видео и несколько обычных объявлений.

В пункте, расположенном выше, мы рассказали о главных правилах идеальной стратегии во время софт лонча.

Заключение

Напоследок хотим сказать, что приложение soft launch будет полезно всем разработчикам. С помощью него каждый сможет усовершенствовать своё мобильное приложение до релиза, позаботиться о стабильности серверов, исправить недочеты и баги.

В статье каждый смог узнать, что такое софт лонч, главные его цели и по какому принципу он работает.

Источник

Что такое Soft Launch и его польза для приложения

Soft Launch

Что такое софт лонч?

Многие разработчики, впервые разрабатывающие игру, недооценивают проблемы, с которыми они могут столкнуться на релизе. Особенно когда они касаются не столько технических моментов разработки, сколько вопросов маркетинга и взаимодействия с аудиторией. Поэтому на старте многие игры и программы могут попросту отвратить аудиторию, либо выстрелить далеко не так хорошо, как предсказывал ASO специалист.

Мягким запуском называется ограниченный выпуск продукта для небольшой аудитории с целью протестировать его “в боевых условиях”. Это уже не закрытый бета-тест, на котором отлавливаются и исправляются самые тяжёлые баги, но и не полноценный релиз, когда игру можно запускать в полном объёме. Таким образом определяются главные параметры его работы, по которым будет понятно, какое именно впечатление игра произведёт на аудиторию.

Софтлонч запускается в ограниченной аудитории, максимально похожей на ту, в которую вы целитесь. Однако привлекать её будет дешевле. Например, целясь в азиатский рынок, игру запускают в Тайланде, а для европейского обычно выбирают Финляндию.

В США дело обстоит несколько иначе. Благодаря административному делению на штаты, разработчики часто запускают приложение в одном прежде, чем распространить его работу по всей стране. Сторонние издатели же рекомендуют ориентироваться на австралийский рынок.

Мотивационный трафик что это? Фактически, это накрутка скачиваний через мотивацию в виде вознаграждения. Это помогает выбиться в топы магазинов, однако со временем может навредить из-за большого оттока пользователей.

Для чего нужен «мягкий запуск»

Запуская софт лонч игры, разработчики, как правило, определяют ряд своих целей, которые они хотят проверить перед полноценным релизом. Однако, помимо тестирования механик и поиска скрытых ошибок, стоит проверить ряд обязательных параметров. Среди них:

Ответив на вышеперечисленные вопросы, вы поймёте, что ждёт ваш проект при полномасштабном запуске, а также какие коммерческие перспективы его ожидают. Также можно будет оперативно найти и исправить проблемы, которые могут и скорее всего обязательно возникнут на этом этапе.

Как понять что продукт уже готов к софт лончу?

Прежде всего необходимо понять, кто вообще будет пользоваться вашим приложением, составить портрет потенциального покупателя. Для этого нужно выяснить его возраст, проблемы, платежеспособность, потребности и поведение, которые будут затрагивать рекламные креативы, а также функции программы. Зная, куда целиться, вы сможете гораздо эффективнее использовать бюджет на разработку.

что такое софт запуск. Смотреть фото что такое софт запуск. Смотреть картинку что такое софт запуск. Картинка про что такое софт запуск. Фото что такое софт запуск

Изучение конкурентов нужно, чтобы определить ряд аспектов и трудности, с которыми вы можете столкнуться при запуске. Например, средние цены на внутриигровые покупки, возможные баги, боли аудитории и то, что им нравится больше всего. Анализируя конкурентов, вы будете смотреть на свой продукт как бы со стороны, определяя его слабые и сильные стороны.

Когда всё это будет известно, нужно понять, чем ваше приложение выделяется на фоне других. Будет это простота работы, привлекательный внешний вид, скидки или долгая поддержка, всё это должно совпадать как с вашими планами, так и с потребностями покупателей.

Как только анализ будет готов, можно запускать софтлонч.

Можно ли полностью обойтись без софт лонча и в каких случаях

Раньше, когда мобильный рынок был в разы меньше, можно было обойтись без предварительных оценок. Конкуренция была не такая высокая, и пользователи более неприхотливые, так что Андроид разработка приложений не требовала таких бюджетов. Сегодня же, если приложение или игра не понравилась, испортила первое впечатление тем или иным способом, её гораздо проще удалить и без особого труда найти аналог.

Если вы думаете, что популярные игры собрали свою аудиторию без софт лонча, то вы ошибаетесь. Обычно крупные магазины приложений попросту удаляют изначальные страницы, поэтому кажется, будто популярная игра всегда выглядела именно так.

Этапы запуска Soft launch

Каждый этап может длиться достаточно долго, однако затягивать не стоит. Ведь иначе может получиться так, что к релизу подоспеет более расторопный конкурент, который оттянет всё внимание на себя. А ваша аудитория попросту перегорит за всеми рекламными обещаниями, да и Хакатон мобильные игры наступают на пятки.

Софт лонч проводится в скромном, по сравнению с полноценным запуском, масштабе. Поэтому важно понимать, каких чисел стоит ожидать и какая аудитория формирует репрезентативную выборку. Ведь именно от неё и зависит то, насколько хорошо “выстрелит” приложение после запуска.

что такое софт запуск. Смотреть фото что такое софт запуск. Смотреть картинку что такое софт запуск. Картинка про что такое софт запуск. Фото что такое софт запуск

Если ваше приложение собирает гораздо меньше установленной планки, то это тоже результат. Важно понять, почему так происходит и что стоит изменить в способах его распространения или продвижения. Иначе на старте вы бы также потеряли огромную аудиторию, а вместе с ней и прибыль. Многие русские разработчики игр споткнулись на этом этапе.

Техническая стабильность сервера

Поэтому первые тестирования проводятся в режиме софтлонч. Ведь если на этом этапе сервер рухнет под весом ограниченной аудитории, то при полноценном запуске нормально поднять его уже не получится.

Также вы сможете заранее обеспечить более мощное железо и стабильность при подключении пользователей.

Требование к стабильности, насколько бекенд может влиять на конверсию?

Такая проблема может повлиять на проект даже в том случае, если вы всё исправите в будущем. Клеймо “нестабильной игры с разрывом серверов” непросто смыть, и первые отзывы значительно усложнят вашу жизнь. Поэтому стоит как следует постараться, чтобы произвести хорошее впечатление на первых игроков, особенно если вы ищете способы, как монетизировать мобильное приложение.

Какие KPI цели должны ставится на мягком запуске

Если вы предпочитаете использовать KPI-подход для софт лонча, то жалеть на него ресурсов нельзя. Это важные показатели, которые вы обязаны узнать до полноценного запуска. В противном случае выполненный для галочки запуск потратит ваше время, силы и деньги, а на релизе вас всё ещё будет поджидать прорва проблем.

Помимо вышеописанных этапов, стоит выяснить, как хорошо вы вовлекаете пользователей и удерживаете их в приложении, как работает монетизация и многое другое, чтобы узнать, какого размера будет заработок на рекламе в App Store. Также важно проверить прибыльность приложения. Если сумма за привлечение одного пользователя меньше, чем он приносит за всё время использования, то это успех.

Тестирование Retention первого дня и недели

Таким образом, этот показатель невероятно важен для тех, кто планирует запустить игру и поддерживать её долгое время. Если Retention стремительно падает, то стоит выяснить, почему, и каким образом это можно исправить.

Тестирование CPI

Тестировать CPI также важно, чтобы понять, какую прибыль в итоге будет приносить вам игра. Однако важно не попасть на фродовый трафик, иными словами, на мотивированные накрутки. Иначе все показатели будут попросту завышены и далеки от реальных.

Тестирование монетизации

Впрочем, прекращать тестирование не стоит даже после полноценного релиза. Рынок постоянно меняется, и от вашей адаптации под него зависит, насколько успешно приложение будет продвигаться среди конкурентов-новичков.

В какой момент можно переходить к тесту монетизации

Если софтлонч показал слабые результаты, стоит ли идти к паблишеру?

В ряде случаев разработчики отправляются к издателю для того, чтобы исправить результаты софт лонча. Не всегда это срабатывает, ведь лучшие издатели игр могут попросту не принять такой проект по многим причинам. Однако, в ряде случаев специалисты могут помочь исправить основные аспекты для повышения популярности приложения.

Не бойтесь полностью отказываться от проекта, если вы видите, что публике он не нравится. Попытки исправить то, что уже не получится, сделают только хуже, и вы увеличите статью расходов. Даже большие и профессиональные команды регулярно отменяют свои проекты, поэтому беспокоиться на этот счёт не стоит.

Чек-лист по soft launch

Ещё раз пробежимся по главным пунктам soft launch:

Аудит приложения или игры
[supsystic-tables />
—>

Все выпуски аудио подкастов:

Есть игра или приложение?
Нужен Издатель или продвижение?
Отправь свою игру 🚀

Источник

Что такое soft launch и как его использовать в разработке мобильных приложений Статьи редакции

В рубрике «Рынок игр» — отрывок из книги компании Addtoap «Качай деньги! Маркетинг мобильных игр и приложений». Её авторы — Анар Бабаев, Николай Евдокимов, Михаил Боде и Юрий Барбашов — рассказывают о «мягком запуске» приложений, проверке гипотез и испытаниях на реальных пользователях.

что такое софт запуск. Смотреть фото что такое софт запуск. Смотреть картинку что такое софт запуск. Картинка про что такое софт запуск. Фото что такое софт запуск

Soft launch

Как осуществлять полномасштабный релиз приложения, мы разобрались. Однако было бы лукавством допустить, что все чаяния аудитории могут быть открытой книгой для кого бы то ни было, пусть даже он на мобильном маркетинге собаку съел. Каждое новое приложение — это новая история, сколь бы надежно испытанные сюжеты в ней ни использовались. Для обкатки приложения используется стратегия soft launch, дословно — «мягкий запуск».

Да не обманет вас миролюбивое название. Это не что иное, как испытание приложения в боевых условиях с целью определить его слабые места и вовремя внести исправления. Ценен метод тем, что вскрывает проблемы, возникновение которых редко удается предсказать в теории.

Избежать неоправданных жертв в нашей, более мирной сфере как раз и помогает soft launch.

Цели «мягкого запуска»

В отношении приложений современная публика привередлива до крайности. С одной стороны, ее пристрастность экосистеме во благо: разработчики вынуждены держать марку. С другой — цена ошибки чрезвычайно высока, а после релиза втройне. Продукт должен быть безукоризненно, в каждом аспекте качественным.

Особого внимания требуют внутренние механики приложения и его монетизация. Почти никогда не получается с первого раза настроить их так, чтобы все работало оптимально. Ведь у нас нет входных данных о поведении пользователей внутри приложения. Есть лишь гипотезы, нуждающиеся в подтверждении или опровержении.

Кое-что удается проверить с помощью фокус-групп. Но знакомых, друзей, просто отдельных представителей целевой аудитории лучше привлекать раньше, на стадии разработки. Ну а в том, что касается доведения монетизации до ума, толку от них маловато.

Чтобы проверить, кто когда за что готов вам платить, потребуется пул из нескольких тысяч пользователей, особенно если апп сам по себе бесплатный и живет на внутренних покупках. Не удивительно, ведь в приложениях категории freemium расстаются с деньгами от силы 4-5% аудитории, обычно — меньше. С одним, двумя, даже десятью расщедрившимися вы далеко не уедете и закономерности в их поведении выявите едва ли.

Вы праве сразу выйти в открытое море на всех парусах, только будьте готовы к ударам человеческой стихии. По-настоящему бояться следует не «критики снизу»: обратная связь с аудиторией как раз полезна (ловля багов — это не главная, но также значимая цель soft launch, и народные массы поспособствуют вам в ее достижении). Напротив, коварнее всего ситуация, в которой приложение оказалось людям по душе, обнаружило в себе большой потенциал к вирусному распространению, но почему-то не дает вам того, на что вы рассчитывали.

Часть авторов книги наблюдала подобное развитие событий воочию: ориентированное на азиатскую аудиторию и выведенное в свет без прелюдий, одно развлекательное приложение в Таиланде вызвало бурю восторгов, за считанные недели заняв в App Store первое место в своей категории.

Успех? Формально — да. Около трех миллионов установок, хвалебные отзывы… — и огромная упущенная прибыль. На приложении почти ничего не удалось заработать. Между тем реклама и сарафанный маркетинг за пару месяцев «выжгли» всю аудиторию в стране. Добрая половина всех тайцев, владевших смартфонами на тот момент, запомнили апп таким, каким его впервые увидели, и подсунуть им новую, более агрессивно монетизируемую версию продукта не получилось бы.

Именно ради предотвращения провалов, в том числе тех, что со стороны иногда выглядят триумфом, и проводится soft launch.

Реализация soft launch

Нельзя просто так взять и довести приложение до идеального состояния за один присест. Благо кнопку «Сделать всё хорошо» пока не изобрели. «Мягкий запуск» призван прежде всего вычленить факторы успеха приложения и локализовать его проблемные зоны. Так что при планировании soft launch уместно задаваться теми вопросами, ответы на которые критически важны для успеха приложения. Всё охватить нереально: каждая новая переменная многократно умножает объём данных, которые придется собрать, чтобы получить статистически не ничтожный результат.

Для начала определитесь, чего хотите от приложения и какие величины его базовых показателей для вас приемлемы. Набор подлежащих пристальному изучению метрик варьируется в широких пределах, но обычно в него входят как минимум следующие: средний доход на пользователя (ARPU); Retention, или способность к удержанию аудитории; средний чек; Life time value — средний заработок с одного игрока за период, в течение которого тот пользуется приложением; коэффициент вирусного распространения.

Измерению поддается многое. Включая то, насколько активна аудитория внутри приложения, где она застревает, какие части интерфейса и функции игнорирует; если ваш апп игровой, помогает ли ей обучающие уровни и инструкции; насколько охотно люди регистрируются, долго ли им требуется играть и какие точки нужно пройти, чтобы превратиться в заядлых игроков; какая доля от общего объема привлеченных в приложение осталась через неделю, две недели, месяц; работают ли вирусные механики и в какие именно моменты пользователи наиболее расположены делиться информацией о продукте с другими; достаточно ли большую часть юзеров устраивают предусмотренные вами размеры in-app purchases (покупок внутри приложения) и так далее.

Действительно многое, правда? Держитесь на поворотах: неожиданности, скорее всего, будут ждать вас на каждом углу. Вы уверен что здесь-то уж юзер не запнется, нажмет на ярко выделенную кнопку? А он не нажимает, хоть убейся. Да не один «он», а десятки «их».

Или же вы хотите предложить IAP со скидкой, чтобы повысить долю платящих пользователей, поскольку вероятность того, что человек будет платить и дальше, резко повышается после одной совершенной им транзакции. Однако на практике возникает риск переборщить со щедростью: либо контент слишком быстро «выгорает», либо бонусы оказываются невыгодными вам с чисто экономической точки зрения.

Чем предметнее гипотеза, проверяемая вами, тем лучше. Чем четче вопрос, тем, при добросовестном анализе, яснее ответ: — «Не слишком ли велика плата за усиленную броню на пятом уровне?» — «Да, велика. Если уменьшить ее на треть, общая сумма дохода с данного IAP увеличится на 22%».

Соответственно, примите все меры, чтобы на основе результатов, полученных при зондировании рынка, можно было оперативно внести коррективы в приложение. Например, установили, по прохождении скольких уровней львиная доля пользователей оказывается готовой совершить первую покупку. Допустим, после трех уровней. Значит, раз до четвертого успешно доходит 74% аудитории (отличный показатель!), незачем давить на них сразу после старта.

Не всегда обязательно, чтобы приложение на стадии soft launch обладало абсолютно всей запланированной функциональностью. Так, пробному локальному релизу игры может хватить 20-50% от того контента, что будет представлен в финальной версии. Но пользователи должны быть в состоянии удовлетворить с помощью приложения свои потребности, в расчете на которые тот создавался.

Испытывать ли при soft launch с предельной дотошностью отдачу от широкого спектра источников трафика, вопрос дискуссионный. Часто на этапе подобного локального релиза задействуется ограниченное число каналов, например Facebook, две-три рекламообменные сети и какая-нибудь CPC-биржа. Однако если ваш продукт масштабен и вы залучаете в него десятки тысяч человек, анализировать взаимосвязь между источником аудитории (а также ценой ее привлечения) и ее поведением в приложении и скрупулезно ранжировать эти источники по эффективности — одна из приоритетных задач.

В ходе «мягкого запуска» лучше покупать аудиторию без чрезмерно жесткого таргетирования, в особенности по соцдем-характеристикам — а-ля «только мужчины 19-25 лет». Привлекайте широкие слои цифрового населения, чтобы понять, кто и как использует ваш продукт и те ли, на кого рассчитывали вы, формируют ядро его аудитории. Хотя интернет-маркетологи и без нас знают, что у большинства продуктов активная и наиболее охотно платящая часть пользовательской базы — люди в возрасте от 23-24 до 35 лет.

Постепенно уточняете портрет своего пользователя. Справитесь с данной задачей — и в дальнейшем будете покупать меньше нецелевого трафика, тех, кто к вашему приложению приложению останется равнодушен и, скорее всего, удалит его со своего устройства, еще и ухудшив тем самым его ранжирование в сторе.

Про «критику снизу» было сказано ранее. «Критика сверху», исходящая от влиятельных персон мобильного мира, на стадии soft launch также чревата неожиданными конфузами. Однажды, во времена совсем не стародавние, некий разработчик, решив обойтись без пробного шара, разослал по медиа пресс-кит с предложением протестировать свою игру. И была в ней спорная функция — весомое облегчение игрового процесса за внутреннюю валюту. Всё бы ничего, но автор обзора разгромил монетизацию игры в пух и прах, обвинив ее автора в жадности, хотя геймплей и дизайн удостоились его искренней похвалы. Но репутация продукта была подмочена.

Пройди приложение проверку на сколько-нибудь широкой аудитории, не было бы печали. Возможно, даже отказываться от «кнутопряника» не потребовалось бы: более щадщие условия «улучшайзинга» или смена акцента в предложении — и никакого возмущения со стороны игроков.

Привлекать внимание журналистов во время soft launch или нет? Решать вам. Впрочем, если вы не попирающий маркеты гигант и не средне-крупная студия, мы бы не советовали. Разве что вы готовы головой ручаться за текущее качество приложения.

Когда soft launch проводится в рекламных целях и подогревает интерес публики к очередному продукту увенчанной лаврами компании, работать с прессой можно и нужно. Но в отсутствие крепкой репутации в профессиональной среде и без маркетологов восьмидесятого уровня в штате такой способ продвижения рискован.

Где проводить испытания

Один из самых деликатных вопросов, где обустроить «полигон» под продукт. Конкретнее — в каких странах осуществлять «мягкий запуск». Общее правило: тестируйте там, где собираетесь продвигаться в принципе. Оно, впрочем, имеет массу исключений. Проводить испытания на ключевом для вас рынке не рекомендуется, если он сравнительно мал, а значит, есть риск сузить себе на будущее пространство для маневра.

В таком случае следует остановить выбор на регионе или стране, максимально похожей с точки зрения аудитории (паттерны поведения, благосостояние, ментальность и т. д.) и ее монетизации на ту, что наиболее важны для вас.

Методика проста. Вариант первый: мы выходим на какой-либо рынок и проводим не слишком агрессивную рекламную кампанию во избежание печальных последствий наподобие упоминавшегося ранее «выгорания» аудитории. Наметили экспансию в США? Либо потихоньку — на уровне единиц тысяч — покупайте установки в самих Штатах, либо выпустите апп порезвиться сперва в другую благополучную англоязычную страну, например в Австралию: полученные в ней результаты, пусть с оговорками, допустимо экстраполировать на США.

Вариант второй: если вы не трясетесь над судьбой аппа в некоей стране, обкатывайте его там. Предположим, приложение нацелено на ряд азиатских стран, включая многолюдный Китай и лакомую Южную Корею. Во многих случаях в качестве полигона для него сгодится Таиланд: кучу денег в нем не заработаешь, зато инсталл дешев и мобильная аудитория достаточно велика. Возможно, будет уместной даже агрессивная рекламная кампания, а приложение удастся поднять в местный топ.

Локального soft launch не чураются и крупнейшие издатели. Так, Supercell обкатывала Boom Beach в Канаде, а Zynga сперва отслеживала результаты New Words with Friends в Австралии, Новой Зеландии, Сингапуре и Канаде. Причем частенько такие игроки тратят на точечные боевые испытания больше времени, чем инди-студии.

Ваш продукт рассчитан на весь цивилизованный мир, поле битвы — Земля? Попробуйте сперва пристреляться на отдельных полянках в разных землях. Проведите испытания в нескольких странах. Один из опрошенных нами российских разработчиков, который обкатывал летом 2014 года «общемировой» апп, охватил в тестах следующие направления:

Данные будут сильно разниться от региона к региону, и если вы не поленитесь дознаться до того, в чем именно, то сэкономите впоследствии уйму человеко-часов и не одну тысячу долларов.

Количественные характеристики soft launch зависят от приложения сложности и потенциальной емкости рынка, на который оно выводится. Как правило, занимает процесс от двух-трех недель, если апп простенький, до двух-трех месяцев (у крупных компаний, как мы уже заметили, бывает и существенно дольше) и редко требует больше 10-25 тысяч установок.

Предупрежденные об опасности «выжигания» рынка, разработчики, случается, набирают аудиторию в ходе «мягкого запуска» с опаской: а вдруг попрет как на дрожжах и все закравшиеся в апп ошибки станут достоянием широкой общественности? Однако в большинстве случаев поводов для беспокойства нет. Если не покупать установки тысячами в день, вряд ли через неделю трафик приложения взбурлит и взмоет на страшную высоту.

Точка, по достижении которой возможен неконтролируемый, подлинно вирусный рост, лежит на высоте, измеряемой десятками тысяч установок. Что не отменяет необходимости отдавать себе отчет в глубине рынка и приблизительном числе потенциальных пользователей продукта. В противном случае любая аналитика магически превращается в гадание на кофейной гуще.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *