что такое соблюдение субординации
Что такое субординация
Термином субординация называют рабочие отношения, выстроенные по принципу иерархии. Этот подход подразумевает строгое служебное повиновение младших сотрудников коллегам, занимающим должность выше, базирующийся на нормах трудовой дисциплины. Он способствует созданию и сохранению дистанции между подчинёнными и руководителем для продуктивной деятельности всего коллектива. Эта система направлена на поддержание рабочего духа в офисе, на предприятии или производстве. Что такое субординация понятно, а для чего она нужна? Она предотвращает возникновение конфронтаций, формирование и дальнейшее развитие конфликтов в рабочей среде.
Что такое соблюдать субординацию
Коллективная деятельность нуждается в грамотном руководстве и расстановке работников, взаимоотношения между которыми корректно выстроены. Основываются такие отношения на базисе авторитета, где младшие должны подчиняться старшим. Именно в этом заключается смысл субординации. Однако изначально термин «субординация» применялся в вооруженных силах и подразумевал особый инструмент контроля, базирующийся на беспрекословном послушании младших чинов военнослужащим старшим по званию. Нормы поведения и последовательность действий чётко регламентированы и отображены в воинском статуте. Субординация в войсках базируется на принципе запрета обсуждений приказов.
Сегодня термин «соблюдать субординацию» имеет более широкое применение. Он определяет формат взаимодействия в любой рабочей среде.
Итак, что такое субординация определение сегодня ей даётся следующее. Она представляет собой порядок трудовых взаимоотношений, базирующихся на иерархии и поддержании дистанции между руководящим составом и подчинёнными. Из чего следует, что подобный вариант взаимодействия базируется на признании авторитета и послушании. Однако рассматриваемое понятие всё же несколько шире. В трудовой среде оно определяет особую последовательность действий, порядок исполнения приказов и намеченных задач, предоставление отчётности о выполненных заданиях. Также включает и форму обращения к руководящему составу и коллегам, формат взаимодействия, как устного, так и письменного, возможность обжаловать действия непосредственного руководителя.
Субординация предусматривает возможность обращения сотрудников к руководству с предложением или просьбой, например, записавшись при помощи секретаря на приём, либо просто постучавшись в дверь кабинета.
Таким образом, отвечая на вопрос, что такое субординация, можно заключить, что это понятие определяет порядок выполнения задач в трудовой среде, формат взаимодействия между коллегами, начальством, руководителями и подчинёнными, а также сохраняет взаимоотношения в деловых рамках и создаёт доброжелательную обстановку, основанную на взаимоуважении. Главная её цель заключается в организации слаженной деятельности команды, разграничении и распределении обязанностей.
В отношениях
Явление субординации в семейной паре основывается на условии наличия «старшего» участника взаимодействия и младшего. Традиционно сложилось, что главой семьи считается супруг, то есть мужчина. Со времён становления патриархата произошло упрочение главенства мужчины. Однако последнее время всё больше появляется неполных семей или семей, где царит матриархат. При этом и по сей день во многих семьях главенствуют постулаты домостроя и большую роль играют догмы христианской морали.
Как правило, субординация в брачных отношениях базируется на нижеприведённых принципах:
– чёткое распределение обязанностей: все бытовые хлопоты, забота об отпрысках и супруге, обеспечение их жизнедеятельности полностью лежат на супруге, финансовая составляющая и принятие решений целиком возлагаются на супруга;
– супруга признаёт главенство мужа, поскольку супруг считается старшим в жилище и является защитником семьи, добытчиком, следовательно, заслуживает почитания и уважения.
Современная ячейка социума сегодня зачастую не имеет чёткого разграничения ролей. Есть семьи, где женщина зарабатывает на порядок больше, нежели её муж. Отсюда и мужчина не может ощущать себя авторитетом, особенно, если этому способствует его супруга, постоянно акцентируя его финансовую несостоятельность. Поэтому и понятие субординации практически утратило свой изначальный смысл.
Однако если подумать, то брачным союзам, где царит взаимоуважение, господствует любовь, властвует поддержка и взаимопонимание, не нужна никакая субординация.
На работе
Описываемое понятие необходимо для достижения более продуктивной деятельности. Все развитые предприятия и успешные производства имеют иерархическую систему выстраивания взаимодействия внутри трудового коллектива. Такая система способствует созданию максимально комфортной рабочей среды для всех участников рабочего процесса.
Итак, что такое субординация простыми словами на работе? Проще говоря, это модель делового этикета в определённой организации, где старшему по должности подчиняется младший. Работники такой организации наделены определёнными обязанностями и правами. При этом подчинённое положение или, наоборот, руководящая позиция, а также круг обязанностей определяется исключительно занимаемой должностью, а не личными предпочтениями или качествами.
Соблюдение субординации приводит к пониманию того, кто в коллективе отвечает за конкретный участок работы. Эта система способствует чёткому размежеванию полномочий и ответственности, а также определяет формат взаимодействия. Собственно конечной целью анализируемого понятия является упорядочение деловой коммуникации.
В любой компании внутригрупповая система взаимодействия регулируется должностными обязанностями и распорядком, который должен соответствовать нормам действующих законодательных актов. Таким образом, следование субординации подразумевает, прежде всего, взаимное уважение коллег и руководства, которое не обусловлено ни должностью сотрудника, ни его статусом в компании.
В общении
Роль межличностных коммуникаций в рабочей среде, бизнесе, равно как и в обычных отношениях сложно переоценить. Знания нюансов делового этикета – значимая составляющая сотрудничества с партнёрами, взаимодействия с подчинёнными и руководством. Дабы исключить промахи в общении и улучшить эффективность коммуникаций необходимо соблюдать субординацию в общении.
Часто в небольших коллективах этика делового взаимодействия, равно как и субординация отсутствуют напрочь. Однако панибратское обращение нередко неуместно в деловой сфере и приводит к размытию границ между руководством и рядовыми членами команды. Вследствие чего младшему персоналу в подобной обстановке сложно в истинном виде воспринимать руководство. Это приводит к снижению у него мотивации к беспрекословному выполнению поставленных заданий.
Эффективность деятельности обусловлена формой взаимодействия с персоналом. Грамотный руководитель чаще обращается к коллегам с просьбой, нежели приказом. И лишь для «мотивации» недобросовестных сотрудников использует приказную форму. Таким образом, субординация в трудовой среде обусловлена, как правило, поведением высшего руководящего состава и их формы коммуникации. Для исключения фамильярности, панибратства, появления «фаворитов», начальнику следует корректно беседовать со всеми участниками делового процесса посредством советов и рекомендаций. Ключевая роль в этом отводится справедливому поощрению, как моральному, так финансовому.
В медицине
Считается, что одним из отличительных признаков профессиональной компетентности среди медработников является умение придерживаться субординации.
Это базис рабочего взаимодействия между врачом и младшим медперсоналом. И, прежде всего, соблюдение норм субординации подразумевает уважение людей, работающих в одной команде. При этом уважительное отношение не обусловлено ни положением в коллективе, ни статусом, ни должностью. Это подразумевает, что не только санитары и сёстры милосердия должны уважать врачей, но и так называемым «светилам медицины» также следует почтительно относиться к младшим по должности.
Помимо того, медицинская субординация включает также отношение медперсонала с пациентами и их родственниками. В этом взаимодействии очень важна тактичность и сдержанность. Ведь неверное поведение может спровоцировать у больного ухудшения заболевания, а у его родственника – стать причиной стресса.
Отвечая на вопрос, что такое нарушение субординации, можно заключить, что это грубость, нетерпимость, отсутствие доброжелательности и взаимопомощи. Таким образом, субординация в медицинской сфере базируется на взаимоуважении всего рабочего коллектива, терпимости, взаимовыручке и дружелюбии.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Несоблюдение субординации. Что такое субординация и чем регламентируется?
Поговорим о том, что такое субординация, зачем она нужна в деловом общении, какими нормами регламентируется и что происходит, если ее не соблюдать. Тема будет рассмотрена ниже во всех подробностях. При этом стоит понимать, что роль общения в бизнесе и на работе просто огромна. Можно быть отличным профессионалом своего дела, но из-за неумения общаться уступать свое место человеку менее способному, но более коммуникабельному. Одно из самых важных правил общения между деловыми людьми является субординация. Правила общения касаются трех плоскостей: между начальником и подчиненным, между подчинённым и начальником или между сотрудниками.
Субординация
Для начала попробуем ответить на вопрос о том, что такое субординация. С латинского языка дословно это слово переводится как «подчинение». Субординация означает место человека в системе отношений. Придерживаться субординации – это значит следовать правилам общения, которые установлены между людьми, находящимися на разных ступенях иерархической лестницы.
Начальник и подчиненный
Отношение подчиненного к своему начальнику зависит от многих факторов, но главные из них – это авторитет и поддержание рабочего процесса. Для того чтобы работники могли соблюдать субординацию, руководитель должен правильно изложить правила служебной дисциплины, обратить внимание на этику общения и установить рамки дозволенного. Это очень важно, ведь когда нет установленных правил, коллектив чувствует себя неуверенно, мало проявляет инициативу. Работникам непонятно, как нужно относиться к словам босса: как к просьбе или приказу. Чтобы не возникало казусов, каждый работник должен знать нормы общения в данной компании.
Основные советы для руководителя:
Мы уже знаем, что такое субординация, но основной совет в деловых отношениях между начальником и подчиненным заключается в том, что давать задания нужно исходя из конкретной ситуации и характера работника. Нужно понимать, что некоторые нуждаются в постоянном контроле, ведь без него они не могут работать.
Приказы, просьбы и советы
Отношения с коллективом
Руководитель должен понимать, что несоблюдение субординации может быть вызвано его поведением. Недопустимы панибратские отношения.
Начальник должен общаться с сотрудниками при помощи рекомендаций. Советы должны даваться для того, чтобы помочь сотрудника отыскать решение проблемы. Отношения с коллективом должны строиться на взаимовыгодных принципах. Финансовая стимуляция, как и моральная, играет в этом деле важную роль.
Подчиненный и начальник
Работник, не придерживающийся норм делового общения, может добиться увольнения за несоблюдение субординации. Человек, который планирует задержаться на работе и двигаться по карьерной лестнице, просто обязан придерживаться субординации, ведь его будущее во многом зависит от начальника. При этом не стоит бросаться в крайности и проявлять холодность в отношениях, но также не надо и заискивать перед начальством.
Для того чтобы построить хорошие отношения с руководителем, следует помнить о некоторых правилах:
Последний совет заключается в том, что даже при самых хороших отношениях не следует проявлять неуважения: входить без стука в кабинет босса, прерывать его когда-то он с кем-то беседует.
Деловое общение руководителей
Отношения в сфере деловых отношений могут строится горизонтально, то есть между двумя начальниками. Несоблюдение субординации в таком случае также может приводить к ряду негативных последствий. Чтобы избежать их, следует помнить о следующих правилах:
Телефонное общение
Общение при помощи телефона является неотъемлемой частью делового общения. Некоторые успешные люди портят свои дела из-за того, что не умеют правильно общаться по телефону с деловым партнером.
Для начала стоит отметить, что при общении с деловым человеком не стоит отвечать на телефонные звонки. Это допустимо только в очень редких и важных случаях. Звоня кому-то по делу, следует для начала уточнить, удобно ли человеку говорить в данный момент. Ни в коем случае не используйте матерные слова, так как это может оттолкнуть бизнес-партнера.
Коллеги
Для работника так же важно найти общий язык со своими коллегами, как и с начальником. Общение нужно поставить грамотно с самого начала, чтобы не возникало распространенных проблем. Некоторые, используя хорошее отношение к себе, перекладывают на других профессиональные обязанности. Другие же выставляют своих товарищей в негативном свете перед боссом. Чтобы избежать этого, стоит следовать некоторым правилам:
Последний совет касается того, что не стоит самореализовываться за счет коллег.
Несоблюдение субординации
Можно ли наказать сотрудника законным образом? За несоблюдение субординации на работе ТК РФ предусматривает три вида последствий: замечание, выговор и увольнение как крайняя мера. Замечание используется при однократном нарушении правил. Выговор за несоблюдение субординации, образец которого есть в статье, могут быть устными или заносится в личное дело. Все зависит от степени нарушения. Обычно причина выговора – это единичные или постоянные дисциплинарные нарушения. Увольнение при несоблюдении субординации используется в случае нарушения, которое попадает под статью административного или Уголовного кодекса (нанесение побоев).
При этом важную роль играет то, о каком общении идет речь. Работник, например, рискует только потерей рабочего места, в то время как руководитель может потерять свою репутацию и уважение в деловых кругах. Все успешные компании строят внутренние отношения на принципах субординации.
Дисциплинарные взыскания: за что и как можно наказать сотрудника
Сотрудник пришел на работу пьяным и его уволили. Но он не согласился с этим, подал в суд и выиграл. Компании пришлось его восстановить, а еще выплатить компенсацию за время, пока он не работал. В статье — о том, как такое не допустить.
Виктор Подгорский
Представим, сотрудник хронически опаздывает. Руководитель сначала его журил, потом отчитывал, а потом начал грозить увольнением. А сотрудник как опаздывал, так и опаздывает.
Руководитель может сколько угодно грозить штрафами и даже увольнением, но наказать сотрудника может только так, как обозначено в законе. Стоит сделать неправильно — сам работодатель и будет отвечать.
В статье разбираемся, как наказать сотрудника, чтобы он не смог восстановиться на работе, а компании не пришлось выплачивать компенсации.
Какие бывают виды дисциплинарных взысканий
Работодатель может привлечь сотрудника к ответственности только по Трудовому кодексу. В законе есть три вида наказаний, они называются дисциплинарными взысканиями:
Придумывать другие наказания незаконно. Сотрудник может обжаловать их в суде.
Замечание — самая мягкая мера. Его оформляют, когда проступок не принес компании ущерба:
Выговор — более строгая мера. В законе нет четкого списка проступков, за которые можно объявить выговор. В целом это случаи, когда компании причинен ущерб. Вот примеры:
Увольнение — дисциплинарное взыскание за грубые нарушения. Вот примеры проступков, за которые можно сразу уволить сотрудника:
Нельзя сделать выговор, а потом уволить по одному и тому же нарушению. За один проступок положено только одно дисциплинарное взыскание.
Сотрудник опоздал на работу больше чем на 4 часа. Руководитель сначала объявил ему выговор, а потом подумал, что это очень мягкая мера. Но уволить сотрудника нельзя, он уже был наказан.
Закон не обязывает работодателя наказывать сотрудника за все. Бывает, сотрудник нарушает правила компании, например систематически опаздывает, но всю остальную работу делает идеально. В этом случае работодатель по своему усмотрению может либо смягчить наказание, либо вообще проигнорировать нарушения.
Что будет, если наказать сотрудника неправильно
В законе много тонкостей о наказаниях сотрудников. Точно придется помучиться с документами и сроками. Если работодатель нарушит порядок применения дисциплинарных взысканий, работник может:
А самого работодателя могут привлечь к административной ответственности.
Представьте: сотрудник опаздывал, хамил, пил или вовсе не приходил на работу. Руководитель уверен, что этого бездельника он уволил по всем правилам. Но, оказывается, забыли оформить документ. В итоге сотрудник пошел в суд и обжаловал приказ об увольнении. И все — придется компании опять терпеть его в штате. Судебная практика это подтверждает.
Сотрудника уволили за пьянство, а он восстановился на работе и взыскал деньги
Что случилось. Сотрудника уволили за то, что пришел на работу пьяный. Он не согласился с наказанием и подал иск в суд.
Какие ошибки. Выяснилось, что работодатель нарушил процедуру дисциплинарного взыскания — не получил объяснительную от работника и не оформил акт об отказе дать письменное объяснение. Свидетельские показания суд признал субъективными и учел то, что у сотрудника был конфликт с руководством.
Решение суда. Сотрудника восстановили на работе, а с компании взыскали зарплату за время, пока он вынужденно не работал.В общем, пришел пьяный, а еще за это получил деньги.
Какие бывают основания для наказания
Работодатель должен четко указать, что нарушил сотрудник. Это может быть норма в законе или правила из внутренних документов компании:
Разрабатывает и утверждает локальные акты работодатель, иногда вместе с работниками и профсоюзом.
Итак, сотрудник нарушил внутренние правила компании. Его можно наказать при таких условиях:
Например, в компании сотрудники должны придерживаться дресс-кода: белый верх, черный низ с понедельника по четверг.
✅ Внешний вид сотрудников описан в положении о дресс-коде, и все сотрудники ознакомлены с документами под подпись. Сотрудница нарушила положение о дресс-коде и пришла в красном платье в четверг → можно вынести дисциплинарное взыскание.
❌ Правила дресс-кода описаны во внутреннем гугл-доке, сотрудники просто читают его, когда проходят обучение перед началом работы → Вынести дисциплинарное взыскание за красное платье не получится.
Если работодатель не следит за порядком в локальных актах компании, сотрудник, скорее всего, сможет оспорить и отменить дисциплинарное взыскание.
неправильного оформления должностной инструкции суд отменил выговор сотруднику
Что случилось. Сотрудник работал юрисконсультом. Руководитель компании отправил его в командировку и поручил собрать сведения о контрольно-кассовой технике. Сотрудник от командировки отказался. Он сказал, что в трудовом договоре и должностной инструкции таких обязанностей нет.
Какие ошибки. Руководитель компании сделал выговор за то, что сотрудник нарушил должностную инструкцию. Но оказалось, сотрудник не знал о своих новых обязанностях.
В 2009 году в должностную инструкцию добавили новые пункты, а сотруднику об этом сообщили на словах. В инструкции стояла подпись предыдущего юрисконсульта за 2008 год. После проверки суд нашел несоответствие в датах. Инструкция утверждена в 2009 году, сотрудник никак не мог с ней ознакомиться в 2008 году. Кроме того, инструкция не была прошита и скреплена печатью компании.
Решение суда. Суд определил, что нужно снять с работника выговор и выплатить ему компенсацию морального вреда 25 000 ₽.
Что не может быть дисциплинарным взысканием
Часто за нарушения сотрудников штрафуют или лишают премии. Разберемся, насколько это законно.
Штрафы. Судебная практика подтверждает, что такой вид дисциплинарного взыскания противоречит Трудовому кодексу.
В правилах внутреннего трудового распорядка компании есть пункт: если сотрудник опоздал более чем на 10 минут, его штрафуют на 5% от оклада.
❌ Это правило незаконно. Такого вида наказания нет в ТК. Сотруднику можно сделать замечание.
Лишение премии. К дисциплинарным взысканиям это тоже не относится. Но лишить сотрудника премии можно, если соблюдаются три этих правила:
Сотрудника лишили премии за то, что не выполнил план продаж.
❌ В трудовом договоре прописано, что доход сотрудника ежемесячно состоит из оклада и премии за продажи → лишить премии нельзя.
❌ В правилах компании нет нормы, что сотрудников лишают премии при снижении продаж → лишить премии нельзя.
❌ Сотрудник не ознакомлен под подпись с положением о премировании → лишить премии нельзя.
✅ В трудовом договоре прописан только размер оклада. При этом в компании есть положение о премировании сотрудников за количество продаж. В нем прописаны критерии, по которым премию назначают или лишают ее. Сотрудник ознакомился с положением о премировании под подпись → лишить премии можно.
Придерживайтесь четких формулировок из закона
Главное, при лишении премии не упоминайте понятие «дисциплинарное взыскание». А еще, если работодатель выносит выговор или замечание, нельзя менять формулировки, например писать «строгий выговор». Таких видов наказания нет в ТК — работник сможет легко оспорить их в суде.
Как правильно оформить дисциплинарное взыскание
Оформить дисциплинарное взыскание — целое дело. Наказать сотрудника не так просто, как кажется. Давайте по шагам.
Шаг 1: зафиксировать нарушение в документе. Нарушение сначала нужно доказать:
Чтобы зафиксировать нарушение, оформляют такие документы: докладная записка, акт, решение внутренней комиссии. По закону подойдет любой из этих документов, но, чтобы подстраховаться, работодатель может оформить их все.
Сотрудник не пришел на работу и не сообщил причину. Дозвониться ему не удалось. В этом случае составляют акт об отсутствии на рабочем месте. Его должны подписать хотя бы двое сотрудников компании — это и будет доказательством.
Сотрудник опоздал, а потом пришел пьяный. Можно составить акт об отсутствии на рабочем месте, докладную записку от начальника. Для того чтобы доказать факт пьянства на работе, можно привлечь специальную комиссию и документально оформить ее решение.
Установленных форм документов для нарушений нет. Главное, указать должность и ФИО нарушителя, отдел, дату и время проступка, ФИО людей, которые подтверждают факт нарушения, и их подписи.
Шаг 2: получить объяснительную от сотрудника. Запросите у сотрудника объяснение.
Запрос объяснения можно оформить в произвольной форме. Главное — указать:
По закону у сотрудника на это есть не менее двух рабочих дней, но лучше дать больше.
❌ Работодатель зафиксировал нарушение в акте, докладной записке или решении комиссии, но поторопился и вынес дисциплинарное взыскание раньше 2 рабочих дней → взыскание незаконно.
Шаг 3: оформить акт об отказе писать объяснительную. Представим, что сотрудник не принес никакую объяснительную или просто отказался ее приносить, а два рабочих дня прошли.
В этом случае нужно оформить акт об отказе писать объяснительную. Форма произвольная, но важно указать дату составления акта, дату вручения, суть проступка.
Шаг 4: изучить причины проступка. Суды очень внимательно исследуют все обстоятельства дела. Даже если сотрудник заслуживает наказания, важно учесть:
Всё это влияет на то, насколько серьезным будет наказание. Если сотрудник годами выполнял все планы продаж, вряд ли ему стоит делать выговор за опоздание.
Шаг 5: выпустить приказ о дисциплинарном взыскании. Если вина сотрудника зафиксирована и доказана, работодатель выпускает приказ о дисциплинарном взыскании — замечании, выговоре или увольнении. В приказе указывают:
Работодатель должен ознакомить работника с приказом в течение трех рабочих дней.
Шаг 6: оформить акт об отказе подписать приказ о дисциплинарном взыскании. Если работник отказывается подписывать приказ, работодатель оформляет акт об этом. В акте надо указать дату и время составления. Подписать акт должны не менее двух сотрудников. Например, секретарь, начальник отдела кадров и непосредственный начальник нарушителя.
Срок давности дисциплинарных взысканий
Дисциплинарное взыскание признают незаконным, если работодатель пропустил срок давности. По закону наказать сотрудника можно не позже:
Клиенты юридической конторы 12 января 2021 года прислали претензию к компании о том, что юрист составил договор с ошибками, → наказать юриста можно до 12 февраля 2021 года;
Сотрудник опоздал на работу на 4 часа 12 января 2021 года → уволить можно до 12 июля 2021 года;
Во время аудиторской проверки 12 января 2021 года выяснилось, что бухгалтер неправильно рассчитал зарплату работникам 30 декабря 2020 года. Наказать можно до 30 декабря 2022 года.
Руководитель 12 января 2021 года дал взятку чиновнику, чтобы избежать проверки. Наказать можно до 12 января 2024 года.
Вот случай из судебной практики.
Сотрудница не выполнила план продаж, получила выговор, но компании присудили выплатить ей компенсацию морального вреда
Что случилось. Сотрудница медицинской компании получила строгий выговор за то, что она не выполнила план продаж. Так и было написано: «строгий». В должностной инструкции есть пункт о том, что сотрудники должны выполнять месячный и годовой план продаж. Сотрудники инструкцию подписали.
Ошибки. При расследовании выяснилось, что в приказе о дисциплинарном взыскании работодатель не указал дату совершения проступка. Суд не смог установить срок, в течение которого работник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности. К тому же такой меры взыскания, как «строгий выговор», в законе нет.
Решение суда. Работодатель нарушил процедуру дисциплинарного взыскания. Суд отменил приказ о дисциплинарном взыскании — выговоре — и взыскал в пользу сотрудницы 10 000 ₽ компенсации морального вреда.
Как снять дисциплинарное взыскание
Если работник совершил проступок, это не значит, что он теперь вечно виноват. Дисциплинарное взыскание снимается:
Автоматически. Через год дисциплинарное взыскание снимается само. Это значит, что у сотрудника больше нет нарушений и его нельзя уволить за повторный проступок.
Сотруднику вынесли выговор за опоздание 15.01.2020. Весь год он приходил вовремя, но потом расслабился и снова опоздал 17.01.2021. Уволить сотрудника за повторное нарушение нельзя, поскольку год со дня выговора за первое опоздание прошел.
По решению работодателя. Представим, что после наказания сотрудник исправился, нареканий больше нет. В этом случае можно снять дисциплинарное взыскание досрочно. Сотрудник сам может попросить сделать это. Также эту просьбу может высказать начальник или профсоюз.
Чтобы снять дисциплинарное взыскание по решению работодателя, надо отправить на имя руководителя ходатайство. Форма произвольная. Главное, указать, что сотрудник больше не нарушал трудовую дисциплину и работал добросовестно.
Чтобы снять дисциплинарное взыскание с работника, надо оформить приказ. В приказе должны быть: ФИО работника, должность, отдел, основание и дата снятия.
По обжалованию сотрудника. Сотрудник может сам попробовать снять дисциплинарное взыскание. Например, обратиться с жалобой в трудовую инспекцию, в комиссию по трудовым спорам, в суд.
Если сотрудник обратится в трудовую инспекцию, она будет проверять процедуру дисциплинарного взыскания и может отменить наказание, например если работодатель сделал приказ позже срока, не дал достаточного времени на объяснение. То есть по процедурным нарушениям.
Если работник не согласен с причиной дисциплинарного взыскания или его тяжестью, надо обратиться в комиссию по трудовым спорам или подать иск в суд. В суд работник может обратиться в течение 3 месяцев после того, как узнал о дисциплинарном взыскании. При увольнении — в течение месяца.
Основные ошибки работодателя при дисциплинарных взысканиях
❌ Ошибка | ✅ Как правильно |
---|---|
Не выяснил причины и обстоятельства нарушения | Изучил причины, например отношения в коллективе, предшествующие события, действия других участников конфликта. Например, изучил корпоративную переписку и выяснил, что сотрудник не получил вовремя контакты клиентов, поэтому не мог созвониться и выполнить план обзвона клиентов |
Нет доказательств проступка | Получил подписи не менее двух свидетелей, снял информацию с камер видеонаблюдения, получил информацию с контрольно-пропускного пункта, сохранил документ, в котором допущена ошибка, и т. д. |
В локально-нормативных актах компании не установлены обязанности работника или установлены, но нет подписи работника о том, что он ознакомлен с документом | Сотрудника ознакомили под подпись с локально-нормативными актами компании, в которых установлены его обязанности |
Нет доказательств, что тяжесть проступка соответствует наказанию | В акте, докладной записке, решении комиссии подробно описан ущерб, который причинил работник |
Не оформил акт, докладную записку, решение комиссии о нарушении | Оформил акт, докладную записку, решение комиссии. Акт и решение комиссии подписали не менее двух сотрудников. В документе стоит дата оформления. Описал, что нарушил работник. Указано основание — закон или внутренний документ, в котором определены обязанности сотрудника |
Не дал работнику достаточно времени, чтобы объясниться | Дал сотруднику 2 рабочих дня и более, чтобы объясниться. |
Не оформил акт об отказе от дачи объяснений или оформил с нарушениями | Оформил акт. Подписали не менее 2 сотрудников. Описано нарушение. Приведена дата. Указано, на сколько работник просрочил с объяснительной запиской |
Не учел предшествующее поведение работника и его отношение к труд | Учел общий стаж работы в компании, грамоты и поощрения и то, были ли раньше взыскания и нарушения |
Приказ издан с нарушением сроков применения дисциплинарного взыскания | Работник получил дисциплинарное взыскание: — не позже чем через 6 месяцев после того, как совершил проступок; — не позже чем через месяц после того, как в компании обнаружили проступок; — не позже чем через 2 года после того, как в компании обнаружили проступок после аудиторской проверки |
Не ознакомил сотрудника с приказом о дисциплинарном взыскании | Работник подписал приказ о дисциплинарном взыскании в течение 3 дней. Если работник отказался подписывать, работодатель составил акт об отказе, который подписали минимум 2 сотрудника компании |
Алгоритм дисциплинарного взыскания
Правильно оформить дисциплинарное взыскание непросто. Чтобы не ошибиться с последовательностью и сроками, можно использовать такой алгоритм: