что такое смысловое чтение определение

Смысловое чтение и стратегии его реализации

По мнению учёных, именно смысловое чтение может стать основой развития ценностно-смысловых личностных качеств обучающегося, надёжным обеспечением успешной познавательной деятельности на протяжении всей его жизни. Поскольку в новых социокультурных и экономических условиях чтение понимается как базовая интеллектуальная технология, как важнейший ресурс развития личности, как источник приобретения знаний, преодоления ограниченности индивидуального социального опыта.

Отмечая сложность процесса чтения, большинство исследователей выделяют две его стороны: техническую и смысловую.

Техническая сторона предполагает оптическое восприятие, воспроизведение звуковой оболочки слова, речевые движения, то есть декодирование текстов и перевод их в устно-речевую форму (Т. Г. Егоров, А. Н. Корнев, А. Р. Лурия, М. И. Оморокова, Л. С. Цветкова, Д. Б. Эльконин).

Смысловая сторона включает в себя понимание значения и смысла отдельных слов и целого высказывания (Т. Г Егоров, А. Н. Корнев, А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова, Д. Б. Эльконин) или перевод авторского кода на свой смысловой код (М. И. Оморокова).

У начинающего чтеца понимание возникает в результате анализа и синтеза слогов в слова, а у опытногосмысловая сторона опережает техническую, о чем свидетельствует появление смысловых догадок в процессе чтения (А. Р. Лурия, М. Н. Русецкая).

Понятие смыслового чтения

Смысловое чтениевид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.) выделены действия смыслового чтения, связанные с:

Смысловое чтение отличается от любого другого чтения тем, что при смысловом виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента текста, т.е. осуществляется процесс его интерпретации, наделения смыслом. Каждый читатель «возьмёт» из текста ровно столько, сколько он способен «взять» на данный момент, в зависимости от его потребностей и способностей. Оттого и разница в восприятии. Смысловое чтение позволяет освоить как науч- ные, так и художественные тексты.

Цель смыслового чтениямаксимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

что такое смысловое чтение определение. Смотреть фото что такое смысловое чтение определение. Смотреть картинку что такое смысловое чтение определение. Картинка про что такое смысловое чтение определение. Фото что такое смысловое чтение определение Осмысленное чтение связано с пониманием

Что такое “смысл”?

Смысл – с-мысль, т.е. с мыслью. Говоря упрощенно, означает какая мысль заложена внутри слова, текста, жеста, картины, здания и т.п. Мысль, в свою очередь всегда привязана к действию.

Любая мысль означает определенные действия, ведущие к конечной цели, состоянию, образу. Это не поток информации, а именно намек на действия и результат.

Смыслом применительно к тексту и, в частности, к минимальной единице этого текста понимается целостное содержание какого-либо высказывания, не сводимое к значениям составляющих его частей и элементов, но само определяющее эти значения. Смысл актуализирует в системе значений слова ту его сторону, которая определяется данной ситуацией, данным контекстом.

Необходимо понимать разницу между понятиями «смысл» и «значение». Л.С. Выготский («Мышление и речь», 1934) отмечал что «если «значение» слова является объективным отражением системы связей и отношений, то «смысл»– это привнесение субъективных аспектов значения соответственно данному моменту и ситуации».

Этапы в восприятии текста, декодирование информации, содержащейся в тексте.

что такое смысловое чтение определение. Смотреть фото что такое смысловое чтение определение. Смотреть картинку что такое смысловое чтение определение. Картинка про что такое смысловое чтение определение. Фото что такое смысловое чтение определение

Способы смыслового чтения

Аналитический, или структурный. В этом случае читатель идёт от целого к частному. Цель такого чтения — понять отношение автора к предмету или явлению и выявить факторы, повлиявшие на это отношение.

Синтетический, или интерпретационный. Здесь читатель движется от частного к целому. Цель этого способа — выявить, какие задачи поста- вил автор в этом тексте и каким образом и на- сколько решил их.

Критический, или оценочный. Цель этого способа — оценить авторский текст и решить, согласен ли с ним читатель.

Основные этапы смыслового чтения
Процесс чтения состоит из трех фаз.

Первая фаза (предчтение) — это восприятие текста, раскрытие его содержания и смысла, своеобразная расшифровка, когда из отдельных слов, фраз, предложений складывается общее содержание. В этом случае чтение включает: просмотр, установление значений слов, нахождение соответствий, узнавание фактов, анализ сюжета и фабулы, воспроизведение и пересказ.

Вторая фаза (чтение) — это извлечение смысла, объяснение найденных фактов с помощью привлечения имеющихся знаний, интерпретация текста. Здесь происходит упорядочивание и классифицирование, объяснение и суммирование, различение, сравнение и сопоставление, группировка, анализ и обобщение, соотнесение с собственным опытом, размышление над контекстом и выводами.

что такое смысловое чтение определение. Смотреть фото что такое смысловое чтение определение. Смотреть картинку что такое смысловое чтение определение. Картинка про что такое смысловое чтение определение. Фото что такое смысловое чтение определениеУровни понимания текста

Третья фаза (постчтение) – это создание собственного нового смысла, то есть присвоение добытых новых знаний как собственных в результате размышления.

Степень и глубина восприятия внутреннего смысла зависит от многих причин, связанных с личностью читателя:

«Содержание текста всегда имеет множество степеней свободы: разные люди понимают один и тот же текст по-разному в силу своих индивидуальных особенностей и жизненного опыта» (Л. Выготский).

«Эти обе системы – система логических операций при познавательной деятельности и система оценки эмоционального значения или глубокого смысла текста, – пишет А.Р. Лурия, – являются совсем различными психологическими системами».

Овладение навыками смыслового чтения

Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо:

т.е. осуществлять познавательную деятельность.

Существует множество способов организации познавательной деятельности, способствующих развитию навыка смыслового чтения такие как:

Как помочь ученику основной школы овладеть «навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров»? Одним из главных путей развития читательской грамотности является стратегиальный подход к обучению смысловому чтению.

Понятие “стратегии смыслового чтения”

Стратегии смыслового чтенияразличные комбинации приёмов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации, а также её переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей. По определению Н. Сметанниковой, «путь, программа действий читателя по обработке различной информации текста является стратегией». Стратегии чтения являются алгоритмом умственных действий и операций в работе с текстом. Обеспечивая его понимание, они помогают лучше и быстрее осваивать знания, дольше их сохранять, воспитывают культуру чтения.

Н. Сметанникова приводит такой перечень стратегий работы с текстами разного вида:

Описание стратегий смыслового чтения по Н.Н.Сметанниковой

По сути, технология овладения навыком смыслового чтения, предложенная Н. Сметанниковой, в плане трёхэтапной работы с текстом (до чтения, во время чтения и после чтения) перекликается с идеями Г. Граник, Л. Концевой и С. Бондаренко и создателями технологии продуктивного чтения в ОП «Школа 2100» Н. Н. Светловской, Е. В. Бунеевой и О. В. Чиндиловой.

В настоящее время известно около ста стратегий, многие из которых активно применяется в учебном процессе.

Критическое мышление и смысловое чтение

К стратегиям смыслового чтения относятся технологии, направленные на развитие критического мышления учеников.

Критическое мышление означает процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что – отвергнуть. При этом возникают ситуации, когда приходится корректировать собственные убеждения или даже отказываться от них, если они противоречат новым знаниям.

Методологические основы критического мышления включают три стадии, которые должны присутствовать на уроке в процессе познания:

Последовательная реализация базовой трехфазовой модели на уроках способствует повышению эффективности педагогического процесса. Технологии развития критического мышления, как и стратегии развития смыслового чтения направлены на формирование вдумчивого читателя, который анализирует, сравнивает, сопоставляет и оценивает знакомую и новую информацию.

Системно-деятельностный подход и смысловое чтение

Системно-деятельностный подход определяет форму организации обучения: учебная деятельность. Ключевыми понятиями учебной деятельности являются «мотивация» и «действие».

Первым этапом в организации учебной деятельности является создание условий для мотивации учащихся к деятельности. Мотивы выражаются через познавательный интерес учащихся. Мотив подразумевает особую избирательную направленность личности на учебную деятельность.

Критериями познавательного интереса являются:

Под учебными действиями понимают конкретные способы преобразования учебного материала в процессе выполнения учебных заданий. Учебное действие является целостным элементом деятельности, преобразующим не только форму информации, но и переводящим ее во внутренний план, вызывающий изменение самого учащегося, его понимания процессов и явлений, смысла изучаемого материала. Действие выполняется на основе операций, соотносимых с конкретными условиями и средствами. Действие – совокупность операций, подчиненных цели.

Задача учителя состоит в том, чтобы выделить соответствующие учебные действия и создать условия для их освоения учащимися и определить средства деятельности. В примерных программах предметные цели и планируемые результаты обучения конкретизированы до уровня учебных действий, которыми должны овладеть учащиеся в учебной деятельности по освоению предметного содержания.

Содержание образования рассматривается как единство знаний, деятельности и развития учащихся. Навыки смыслового чтения являются основой для освоения основного содержания образования.

Экранное смысловое чтение

Следует отметить, что работая над формированием функционально грамотного читателя, следует учитывать современные условия, в которых живут наши ученики. Речь идет о технологизации всех сфер жизнедеятельности. Международные исследования показывают тесную связь между качеством чтения в электронной среде и качеством чтения текста, представленного на бумажном носителе. То есть если учащиеся показывают высокий или низкий уровень грамотности, читая на бумажном носителе, то они показывают аналогичные результаты, читая в электронной среде.

Тем не менее, обучение экранному чтению требует как теоретического переосмысления понятия чтения, так и создания новых методик обучения (новых технологий).

Экранное чтение производит переворот в широкой сфере коммуникации, ставя образ в один ряд с письмом, а экран со страницей письменного текста. Отсюда делаем вывод: школе необходимо научить детей работать не только с печатными, но и с электронными и аудио-изданиями. Все это связано с таким понятием как функциональная грамотностьспособность человека использовать умения чтения и письма в условиях получения информации из текста и в целях передачи такой информации. Это отличается от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия. В этом плане интересны слова Алвина Тофлера: «В 21 веке безграмотным будет считаться не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться и переучиваться, используя умения читать и писать».

Источник

Что такое смысловое чтение определение

Литературе так же нужны талантливые читатели,
как и талантливые писатели.
Именно на этих талантливых, чутких,
обладающих творческим воображением читателей и рассчитывает автор,
когда напрягает все свои душевные силы в поисках верного образа,
верного поворота действия, верного слова.

С.Я. Маршак.
О талантливом читателе. Воспитание словом

Всё чаще мы задумываемся, почему дети информационного общества стали меньше читать книги, где «много текста»? Почему они тяготеют к комиксам, а классические произведения изучают в сокращённом варианте?

В новых социокультурных и экономических условиях чтение, несомненно, не потеряло своей актуальности и значимости. Это базовая интеллектуальная технология, важнейший ресурс развития, источник новой информации.

Когда мы берём в руки новый текст, то часто сталкиваемся с «точками непонимания», которые обязательно нужно расшифровывать, медленно погружаясь в ткань текста. Перед читателем встаёт задача – понять замысел автора, увидеть с помощью языка другого человека обычные явления жизни. Может быть, они покажутся нам другими? Не совсем обычными? Может быть, автор сумел придать новый ракурс описанию полёта бабочки, падения осенних листьев? Если автору действительно удалось погрузить читателя в свою атмосферу, «заразить» новыми ощущениями, передать иные или близкие переживания, то значит, читатель начал постепенно осмысливать написанное, искать в тексте отклик, оценивать поступки персонажей…

Значит, чудо сотворчества произошло! Значит, диалог между автором и читателем состоялся! Именно в момент возникновения диалоговых отношений чтение становится интересным, осмысленным, оно сопряжено с возникновением самых разных эмоциональных оттенков.

Смысловое чтение отличается от любого другого чтения тем, что при таком виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смысловых аспектов текста, т.е. осуществляется процесс его интерпретации (истолкования), наделения личностным смыслом.

Прочитайте «для себя» стихотворение Владимира Орлова.

Почему загрустил пароход?

Очень грустно
Пароходу –
Привязали пароход.
Пароходу
Нету ходу
Ни назад и ни вперед.
Пароход
Повесил нос:
– Я не лошадь и не пёс!
Неужели я причал
Стерегу?
Я ни лаять, ни рычать
Не могу!
Почему же
Наказали меня?
Почему же
Привязали меня?
Почему меня

В портах
Держат люди
На цепях?

А теперь проверьте себя, насколько вы поняли это произведение. Обращайте внимание на ответы в скобках. Согласны ли вы с ними?

1) На какой вопрос хочет получить ответ герой стихотворения? (Этот вопрос вынесен автором в заглавие.)

2) Чем для вас интересен главный герой? Кто это? (Главный герой необычен, потому что это – пароход. Разве он может разговаривать? Может грустить? Задавать вопросы? В стихотворении пароход показан живым, как человек. Ему свойственны переживания. Это так здорово и необычно!)

3) Найдите в стихотворении те строки, слова, выражения, в которых передаётся настроение героя. Подчеркните и прочитайте их. (Можно выделить следующие выражения:

1) Очень грустно

Повесил нос…)

4) Как вы понимаете выражение «повесить нос»? Каким другим словом можно его заменить? (Повесить нос – загрустить, приуныть.)

5) По какой же причине «загрустил пароход»?

(Поэт описывает причину грусти героя просто: «привязали пароход». Стоит объяснить такую ситуацию: на самом деле пароход стоит в порту, видимо, он не идёт в данный момент в плавание. Эта обычная ситуация обыгрывается поэтом как некая «неудача» парохода, его недоумение по поводу, что его привязали и он не может двигаться ни назад и ни вперёд.)

6) О чём говорит пароход? Как в его словах выражается недовольство?

(Пароход задаёт только вопросы, на которые, скорее всего, он так и не услышит ответов. В этих вопросах передаётся недоумение, недовольство, разочарование героя. В то же время читателю хочется улыбнуться и пожалеть пароход. Ведь ответ так прост: пароход стоит в порту, пока не придёт его время отправиться в плавание. Он капризничает, как ребёнок. От этого его состояние грустное, унылое, нерадостное. Талант автора проявился в том, что обычная жизненная ситуация стала поводом для описания замечательной шуточной истории. В. Н. Орлов, рассчитывая на детское искреннее восприятие ситуации, рассказал одно событие их жизни парохода, которое оказалось для героя грустным, безвыходным.)

7) Нужно ли помогать пароходу? Может быть, его надо пожалеть?

Наверное, вы, читатели, сами догадались о том, что всё разрешится само собой. Именно поэтому стихотворение не оставляет ощущения печального исхода, оно весёлое, шуточное, юмористическое. Доля юмора передаётся в конкретной ситуации, которая сообщается в начале стихотворения, а также в монологе героя, выстроенном как череда вопросов.

Не правда ли, что после ответов на вопросы вы посмотрели на этот текст по-другому, пройдя путь от первичного восприятия до полного погружения в текст. Не знаю, заразились ли авторской идеей.

Восприятие каждого читателя индивидуально. Каждый читатель возьмёт из текста ровно столько, сколько он способен взять на данный момент, в зависимости от его мотивации и способностей. Оттого и разница в восприятии. Смысловое чтение позволяет освоить как научные, так и художественные тексты.

По мнению учёных, именно смысловое чтение может стать основой развития ценностно-смысловых личностных качеств читателя, надёжным обеспечением успешной познавательной деятельности на протяжении всей жизни.

Смысловое чтение как способ формирует у читателей умение определять интонации автора, видеть авторские приёмы, пояснять, с какой целью они использованы в тексте. Такому виду чтения надо учить с самого раннего возраста, постепенно, поэтапно…

Итак, смысловое чтение – важнейший вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.

Смысловое чтение позволяет читателю не только вникать в замысел автора, но и решать личные коммуникативные задачи. В процессе этого чтения становится возможным находить разную информацию – основную и второстепенную, выделять ключевые моменты, формулировать основную мысль текста.

Смысловое чтение – это диалог между читателем и автором. Он может состояться. А может быть, и нет… Прав С.Я. Маршак, написавший такие важные слова: «Читатель получает лишь тот капитал, который вложен в труд автором. Если во время работы не было затрачено ни настоящих мыслей, ни подлинных чувств, ни запаса живых и точных наблюдений, – не будет работать и воображение читателя. Он останется равнодушен, а если и расшевелится на один день, то завтра же забудет своё кратковременное увлечение».

Источник

Смысловое чтение

Установленные новыми ФГОС требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности. Один из метапредметных результатов начального образования звучит так: «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах», а в стандарте основного образования один из метапредметных результатов сформулирован как «смысловое чтение».

что такое смысловое чтение определение. Смотреть фото что такое смысловое чтение определение. Смотреть картинку что такое смысловое чтение определение. Картинка про что такое смысловое чтение определение. Фото что такое смысловое чтение определение

что такое смысловое чтение определение. Смотреть фото что такое смысловое чтение определение. Смотреть картинку что такое смысловое чтение определение. Картинка про что такое смысловое чтение определение. Фото что такое смысловое чтение определение

Это означает, что на каждом предмете должна вестись работа по формированию и развитию умений смыслового чтения. В 21 веке проблема чтения привлекает внимание теоретиков и практиков во всем мире.

Чтение – это многофункциональный процесс. С одной стороны, умения грамотного чтения необходимы при работе с большим объемом информации. Это обеспечивает успешность для взрослых в работе, а для детей в учебе. С другой стороны, чтение играет важную роль в социализации обучающихся. И наконец, чтение выполняет воспитательную функцию, формируя оценочно-нравственную позицию человека.

С точки зрения психологов, в процессе, направленном на понимание текста, сливаются внимание и память, воображение и мышление, эмоции и воля, интересы и установки читателя. Поэтому одна из основных психологических задач обучения смысловому чтению – активизация психических процессов ученика при работе с текстом. А.А. Леонтьев пришел к выводу, что содержание текста всегда имеет множество степеней свободы: разные люди понимают один и тот же текст по-разному в силу своих индивидуальных особенностей и опыта.

Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.) выделены действия смыслового чтения, связанные с:

Типы текстов

В качестве признаков художественной и нехудожественной коммуникации чаще всего называют:

Художественный текст строится по законам ассоциативно-образного мышления.

Нехудожественный – по законам логического мышления. В художественном тексте жизненный материал преобразуется в своего рода «маленькую вселенную», увиденную глазами данного автора. Поэтому в художественном тексте за изображенными картинами жизни всегда присутствует подтекстный, интерпретационный функциональный план, «вторичная действительность».

В материалах PISA дана классификация текстов по структуре (сплошные и несплошные) и по по ситуации (контексту) использования (для личных целей, для общественных целей,для рабочих целей, для получения образования).

К сплошным относятся:

К несплошным текстам относятся:

Стратегии чтения

Путь и программа действий чтеца называются стратегией чтения. Обучение стратегиям чтения включает не только умение раскрывать иерархию информационных уровней (факты, мнения, суждения), иерархию смыслов текста (основная мысль, тема, подтема, микротема и т. д.), но и собственно процесс понимания (рефлексивная информация), т. е. процедуру обучения пониманию при чтении.Развитие способностей смыслового чтения помогут овладеть искусством аналитического, интерпретирующего и критического чтения. Владение навыками смыслового чтения позволяет продуктивно учиться по книгам всегда.

В настоящее время известно около ста стратегий, добрая половина из которых активно применяется в учебном процессе. Уже существуют списки «любимых» стратегий (создаются в ходе семинаров или тренингов)для учащихся и студентов, преподавателей и учителей.

Примеры наиболее распространенных стратегий.

Предчтение (ориентировочный этап):Ориентиры предвосхищения содержания.

Поставь проблему. Предложи решение.

Прогноз и впечатления.

Алфавит за круглым столом.

Чтение (исполнительный этап):

Следуйте за персонажем книги.

Путешествие по главе книги.

Чтение с пометками (SMART, INSERT).

Чтение с вопросами.

Карта осмысления и запоминания событий.

Тайм-аут! (паузы для сохранения информации).

Постчтение (рефлексивно-оценивающий этап,

включение в другую деятельность):

Карта фрейма текста.

Карта межпредметных связей.

Карта межпредметных связей.

Различные вопросы к тексту.

Аннотация – реферат – пересказ.

Предчтение – чтение – постчтение:Обзор, вопросы, чтение, изложение, повторение.

Рефлексивные размышления (SQ4R).

Чтение вслух:Театр у микрофона.

Попеременное чтение (с вопросами).

Чтение и слушание:Попеременное чтение и слушание.
Чтение и письмо:РАФТ (роль, аудитория, формат, тема).

Уровни сформированности навыка смыслового чтения

Навык смыслового чтения представляет целый комплекс различных навыков: техника чтения, выделение главного, анализ материала, сравнение его отдельных частей, синтез, выделение существенных признаков, абстрагирование, конкретизация и обобщение и т. д.

Текст для проведения диагностики смыслового чтения должен:

Уровень усвоения текста учащимися оценивается по ответам на вопросы. Если учащийся может ответить только на вопросы фактологического харак­тера, делается вывод о низком развитии навыка смыслового чтения (0 баллов). Хорошее развитие этого навыка выявляют вопросы причинно-следственного характера (1, 2 балла).

Навык грамотной устной речи:

Умение работать со «свернутой» информацией:

Уровень развития остальных умений и навыков оценивается по результатам наблюдений на уроке.

Использование ИКТ при формировании навыков смыслового чтения

Выбор средств ИКТ определяется, с одной стороны, их возможностями в создании в образовательном процессе учебных задач, формирующих навыки смыслового чтения, а с другой, их интерактивными возможностями по организации и активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

При подготовке заданий с использованием ИКТ перед учителем стоят следующие задачи:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *