что такое смр на вагоне

Классы вагонов поездов

При покупке билета на поезд через интернет вы можете заметить, что каждый вагон относится к какому-либо классу. Сокращённо они обозначаются как 2К, 2Л, 1С, 3Э и т.п. Суть обозначения — показать пассажиру тип вагона (плацкарт, купе, люкс и т.п.) и примерный список услуг, которые должны быть в нём предусмотрены.

Детали зависят от перевозчика — каждый из них подразумевает под классом вагона свои нюансы. Большинство российских поездов формируются «Федеральной пассажирской компанией» (ОАО «ФПК»), к тому же в общем и целом принципы совпадают. Поэтому ниже маркировка вагонов пояснена по нормам ФПК с отдельными дополнениями от других перевозчиков.

Поезда «Сапсан»

Все вагоны кондиционируются.

Поезда «Стриж»

Во всех вагонах есть кондиционер и питьевая вода (бесплатно). Работают биотуалеты, видеомониторы, поезд сопровождает охрана. Во всех вагонах есть индивидуальные розетки — под креслами или в купе

Общий вагон

Сидячий вагон

Сидячие вагоны (категория С) оборудованы индивидуальными креслами. При этом условия, удобство, компоновка вагона могут существенно различаться, поскольку к этой категории относятся и «Сапсаны», и межобластные дешёвые вагоны. В последних всё чаще стараются создать максимально комфортные условия: откидные столики, розетка под каждым креслом и др.

Плацкартные вагоны

Это вагоны с местами для лежания, 52 или 54 полки на вагон. Обычно обозначаются как 3 класс.

Вагон разделён на закрытые купе по 4 полки в каждом. Всего в вагоне от 32 до 40 мест. Маркируется как 2 класс. В стоимость билета в купе всегда включено постельное бельё.

Люкс (СВ)

Мягкий вагон

Это также вагоны 1 класса, но более комфортные, чем вагоны класса люкс. Двухместные купе, 8–12 мест на вагон.

Вагоны РИЦ

В международных поездах (Москва — Берлин, Москва — Париж и т.п.) могут быть вагоны принципиально другой компоновки — вагоны габарита РИЦ. Они разделены на купе, каждое из которых может быть двухместным или трёхместным.

Информация носит справочный характер. При необходимости уточните её у перевозчика.

Источник

Определение СМР

CMR (рус. ЦМР или, иногда, СМР) – это товарно-транспортная накладная, входящая в пакет документов, необходимых для автомобильного перемещения грузов (товаров) между странами. Принципы составления документа, содержание и правила оформления накладной, требуют учитывать специфические особенности международных перевозок.

Содержание статьи

CMR: трудности перевода

Общепринятое в России название международной накладной CMR – стало производным от французского наименования «Convention relative au contrat de transport international de Marchandise par Route», что в нашей стране называется «Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов», или Конвенцией КДПГ. Аббревиатура традиционно расшифровывается по французскому варианту. В других странах эта расшифровка может быть понятной не всегда, поскольку в разных языках накладная CMR называется по-разному: Frachtbief – по-немецки, Vrachtbrief – по-голландски, Consignment Note – по-английски и т.д.что такое смр на вагоне. Смотреть фото что такое смр на вагоне. Смотреть картинку что такое смр на вагоне. Картинка про что такое смр на вагоне. Фото что такое смр на вагоне

В данном случае, одно из русских сокращений «СМР» следует отличать от аналогичной аббревиатуры «строительно-монтажных работ». Поскольку для употребления сокращения в значении «международной товарно-транспортной накладной» в русском языке иногда выбирается фонетический вариант «Си-Эм-Эр», это приводит к совпадению аббревиатур. Однако при необходимости передать русское звучание аббревиатуры CMR, во избежание путаницы, целесообразнее использовать более распространённую форму ЦМР, а в написании придерживаться принятого в практике грузоперевозки обозначения CMR.

Сама конвенция, давшая название документу, была принята в Женеве в 1956 году. После вступления в действие в 1958 году она претерпела ряд изменений (в 1978 году), которые, помимо прочего, касались страхования груза и алгоритма возмещения ущерба. В КДПГ представлено определение базовых понятий (при необходимости – со ссылкой на другие Конвенции, в которых, например, устанавливается, что такое транспортное средство), а также прописаны правила для участников международной автоперевозки, включая права и обязанности перевозчика. Там же определены основные требования к CMR.

Обязательно ли оформление накладной CMR?

В статье 4 третьей главы Конвенции указывается, что «договор перевозки устанавливается накладной», при этом, её потеря или ошибочное заполнение на действительности самого договора не отражаются. Возможно, это стало причиной поверхностного формального отношения некоторых отправителей, перевозчиков или даже представителей таможни к CMR как к ключевому документу международных перевозок, без которого ни одна международная автомобильная грузовая отправка не обходится. Но в соответствии со статьёй 9 Конвенции именно накладная является доказательством условий договора. А поскольку в подписавших Конвенцию государствах она имеет приоритет перед национальным транспортным законодательством, в случае международных судебных разбирательств и разрешения споров накладная станет опорным документом для вынесения решения. При этом она, конечно, должна содержать подписи перевозчика, отправителя или штампы, а также соответствовать другим требованиям.

Конвенция применяется ко всем возмездным договорам о перевозке грузов автотранспортом в случаях, когда указанные в договоре пункт принятия к отправке и пункт получения находятся в разных государствах, если хотя бы одно из этих государств подписало Конвенцию. На практике, применительно к CMR, это означает, что документ необходим, если соблюдены 4 условия:

Транспортная накладная становится, по сути, документальным подтверждением трёхстороннего соглашения между участниками транспортировки на условиях Конвенции.

Требования, предъявляемые к международной транспортной накладной

Различными статьями КДПГ устанавливаются требования как к содержанию товарно-транспортной накладной в части внесения обязательных данных и дополнительных сведений, так и к количеству необходимых экземпляров документа.

Сведения, содержащиеся в накладной

К основной информации, которая должна содержаться в накладной, согласно Конвенции, относятся сведения:

Кроме того, в обязательном виде на CMR-накладной должно присутствовать указание о соблюдении условий грузоперевозки требованиям Конвенции.

Однако, помимо обязательных сведений, накладная, в случае необходимости, может содержать и дополнительные данные:

Данные правила определяют не максимальный, а минимальный объём содержания накладной. Помимо указанных данных, стороны могут вносить в документ любое необходимое для эффективного взаимодействия указание.что такое смр на вагоне. Смотреть фото что такое смр на вагоне. Смотреть картинку что такое смр на вагоне. Картинка про что такое смр на вагоне. Фото что такое смр на вагоне

Так, например, по регламенту перевозчик обязан проверять и внешнее состояние, и упаковку, и маркировку, и размер груза, а также точность внесённых в накладную данных о количестве перевозимых мест. Но не всегда это представляется возможным осуществить. Тогда перевозчик может записать в накладную оговорки. При этом он должен их не только назвать, но и обосновать. Подобным образом указываются и обосновываются оговорки, касающиеся всех перечисленных выше параметров. В случае, когда нельзя сразу удостовериться в соответствии принятого груза документальным данным, письменные оговорки необходимо делать, поскольку Конвенция предусматривает презумпцию соответствия груза. Это значит, что без вписанных оговорок в случае разбирательства, суд будет исходить из того, что число мест, внешнее состояние груза, размеры, маркировка и другие параметры соответствовали при отправке документальным данным.

Отдельно к накладной присоединяются и переходят в распоряжение перевозчика документы от отправителя, которые необходимы для пересечения таможни. Сам перевозчик за полноту этих документов не отвечает (это зона ответственности отправителя). Но для осуществления транспортировки без проблем важно, чтобы данные в исходных документах между собой, а также со сведениями, вписанными в CMR, соотносились абсолютно чётко. Недопустимы расхождения между сведениями в CMR и информацией:

В отношения порядка заполнения бланка самой международной накладной (CMR) дополнительные разъяснения даны в специальном Письме Федеральной таможенной службы РФ.

Количество экземпляров

В Конвенции указывается, что международная накладная составляется в трёх экземплярах, каждый из которых имеет статус оригинала. Разделение на экземпляры отправителя, получателя и перевозчика иногда закрепляется цветом бланка (розовым, жёлтым и зелёным соответственно). Цветовая дифференциация этих вариантов документа не принципиальна. Важнее, чтобы все заинтересованные стороны имели в своём распоряжении оригинал документа: отправитель, перевозчик и получатель. По факту прибытия груза в пункт назначения, получателю выдаётся его экземпляр накладной, в ответ на что получатель выписывает расписку в принятии.что такое смр на вагоне. Смотреть фото что такое смр на вагоне. Смотреть картинку что такое смр на вагоне. Картинка про что такое смр на вагоне. Фото что такое смр на вагоне

Нередко, даже при перевозке груза одним автомобилем, предусмотрительно распечатывают больше экземпляров, чтобы не возникал вопрос, где взять CMR, если вдруг один экземпляр транспортной накладной решит оставить у себя таможня, что на практике случается регулярно. (В некоторых странах необходимо предоставлять экземпляр накладной для тарифного контроля). Для таможенных органов желательно иметь на руках три подписанных (заверенных) экземпляра.

Как правило, два своих экземпляра везёт с собой и перевозчик. Один из них становится подтверждением факта успешной доставки и, как следствие, – основанием для произведения взаиморасчётов и оплаты труда. Второй, прикрепляясь к путевому листу, сохраняется в целях учёта.

Если транспортировка груза предполагает несколько получателей, то накладная по этим же принципам заполняется для каждого отдельного получателя. В Конвенции (статья 5, п. 2) прописаны и условия, при которых перевозчик или отправитель может потребовать составления отдельных накладных на каждую группу, если:

Предусмотрительные отправители и перевозчики обычно пользуются этим правом и стремятся к тому, чтобы количество экземпляров накладных соответствовало числу единиц транспорта (помимо тех экземпляров, принадлежность которых определена иными требованиями),

Сейчас ряд сайтов (например, http://5g.su/cmr) предлагают формы для заполнения CMR онлайн. После завершения работы с накладной готовый документ отправляется в виде Excel-файла на электронную почту для распечатки в любом необходимом количестве.

Подпись на документе

Все оригиналы должны быть подписаны отправителем и перевозчиком. Характерно, что требования в части подписи ориентированы на законодательства страны, являющейся местом отправки груза (местом составления накладной). Если законодательство позволяет, подписи могут быть даже отпечатаны в типографии. Эквивалентом подписи может выступать и штемпель отправителя и перевозчика.

Источник

Накладная CMR в грузоперевозках – что это такое и как её заполнять?

Осуществление международных грузовых автоперевозок является предметом пристального контроля со стороны таможенных органов. Транспортируя груз через границу, перевозчик обязан иметь при себе определенную сопроводительную документацию, подтверждающую его право на грузоперевозку и позволяющую получить сведения о перемещаемом товаре. Одним из таких документов является CMR накладная.

что такое смр на вагоне. Смотреть фото что такое смр на вагоне. Смотреть картинку что такое смр на вагоне. Картинка про что такое смр на вагоне. Фото что такое смр на вагоне

Расшифровка аббревиатуры CMR обозначает «Конвенция о международных автотранспортных перевозках», а по сути, представляет собой товарно-транспортную накладную (ТТН) международного образца. Наличие этого документа подтверждает факт договора об перевозке товара между тремя заинтересованными сторонами: отправителем, получателем товара и транспортной компанией, и определяет степень ответственности каждой из них.

В разных языках название этой ТТН звучит по-разному: на английском International consignment note, немецком – Frachtbief, испанском – Carta de porte internacional и т.д.

В сущности, CMR – это стандартная товарно-транспортная накладная, оформляемая в международном формате. Без ее оформления пересечь границу с товаром на борту невозможно.

Какие данные содержит в себе международная товарно-транспортная накладная CMR?

CMR – документ, отражающий основные сведения, касающиеся перемещения груза через границу. Из международной товарно-транспортной накладной CMR можно узнать следующую информацию:

В этой же накладной указывается, какой товар, когда и в каком виде поступил на таможню. Каждый из участников договора должен иметь при себе дубликаты этого документа.

что такое смр на вагоне. Смотреть фото что такое смр на вагоне. Смотреть картинку что такое смр на вагоне. Картинка про что такое смр на вагоне. Фото что такое смр на вагоне

Стоит заметить, что в CMR накладной содержатся все те же сведения, что и в коносаменте. Однако, в отличие от последнего, ЦМР не выполняет товарно-распределительную функцию.

Как заполнить CMR и чем нужно руководствоваться при этом?

Накладная CMR оформляется при условии, что страной, где проживает отправитель или получатель груза, ратифицирована часть договора Конвенции ДПГ (о договоре международной перевозки грузов автотранспортом) от 19.05.56, где идет речь о международных автомобильных грузоперевозках.

Нормами данной конвенции регулируются правила осуществления автоперевозок и порядок оформления юридических отношений между тремя сторонами-участниками договора – отправителем, перевозчиком, получателем. Нормативы действительны также в отношении транспортировку грузов муниципальных учреждений. Образец накладной CMR унифицирован для всех стран, ратифицировавших Конвенцию. Однако следует знать, что данный документ признается не всеми государствами, на территории европейских стран такой документ оформлять обязательно.

В России форма и правила заполнения регламентируются письмом ФТС РФ от 02.05.2012 № 04-30/22006. В случае отсутствия международной накладной на груз может быть наложен арест, а на отправителя и перевозчика – штрафные санкции, размер которых определяется законодательством государства, в котором произошел инцидент.

Какие существуют типы накладных?

В зависимости от вида транспортных средств, осуществляющих грузоперевозки, и регулирующих нормативных документов различают несколько типов товарно-транспортных накладных:

Обратите внимание! Мультимодальная перевозка представляет собой комплекс данных видов транспортировки (плюс перевалку грузов на терминалах), поэтому для ее осуществления нужно оформлять все необходимые типы накладных.

Приобретение накладных – кто имеет на это право?

Бланки накладных CMR относятся к бумагам с идентификационным номером и определенной степенью защиты. Порядок применения и заполнения накладных определяются законодательством. Бланки должны быть изготовлены в типографии, где их может заказать и приобрести поставщик груза, компания-перевозчик, экспедиторы товара.

Обычно бланки накладных CMR изготавливаются на самокопирующейся бумаге, с проставленными на каждой странице учетным номером и серией.

Бланк CMR – сколько в нём должно быть листов?

Обычно ТТН CMR оформляется в формате из 10-14 страниц. По инструкции, помещенной в Письме ФТС России от 02.05.2012 № 04-30/22006, этот документ должен содержать от 6 и более страниц, каждую из которых заполняет определенный участник процесса перевозки: перевозчик, грузоотправитель, получатель, представитель таможни и т.п. Международная накладная CMR заполняется не менее чем в 4-х экземплярах, но практика показывает, что лучше всего оформлять 7 экземпляров.

Какая информация должна быть указана в международном документе – основные листы

Первых четыре страницы накладной CMR являются основными и имеют собственные названия:

Страница №1 служит подтверждением отгрузки и оплаты товара, после заполнения остается на руках у поставщика.

Вторая страница подтверждает доставку товара, ее передают сначала компании-перевозчику, затем водителю. После того, как груз доставлен, водитель отдает экземпляр получателю. Эта страница заверяется подписями перевозчика и поставщика, а также специальными печатями.

Страница №3 – для перевозчика, она прикрепляется к путевому листу при транспортировке товара. При начислении зарплаты водителю информация, указанная здесь, будет служить основанием. Эта страница нужна для учетных данных, на ней ставит подпись и свой штамп отправитель груза.

Четвертую страницу, в которой указывается стоимость товара, заполняет компания-перевозчик. Она передается лицу, оплачивающему транспортировку – либо отправителю, либо получателю груза. Заверяется штампами перевозчика и отправителя.

В накладной CMR содержатся две основные категории информации: базовые сведения о транспортировке груза, помещенные в специальные графы, и отметки и печати о ходе перевозки.

Или же свяжитесь с нами по телефонам: +7 (423) 205-60-10, +7 (423) 205-60-20

Заполнение остальных листов накладной ЦМР (CMR)

За 10-й граф накладной отвечает компания-перевозчик. Она заполняет с 16 по 19 пункты, 23 и с 25 по 29. Три пункта – с 15 по 18 – информация о перевозчике и оговорки, которые есть у перевозчика по отношению к грузу. Оговорки могут касаться упаковки товара, качества погрузки поставщиком, состояния груза, здесь можно указать, кем выполняются погрузочные работы и др. Если таковых не имеется, поле остается незаполненным. Сведения о водителе и характеристика транспортного средства размещаются в графах 23, 25,26.

Пункты 19, 27-29 – это информация о стоимости перевозки – тариф, список дополнительных услуг и их цена. При перевозке на основе договоренности данные графы можно не заполнять. Но начать работу водитель может только после того, как на руках у него будет накладная, подписанная отправителем.

Остальные страницы накладной CMR заполняются таможенными службами и другими ответственными органами. Точное количество страниц зависит от вида транспортировки, они заполняются соответствующими службами.

Важно! Наличие оговорок перевозчика может обезопасить его от претензий при сдаче груза от получателя, так как первый несет ответственность за повреждение или утрату груза. Поэтому в зависимости от заполнения 18 графы будет решаться вопрос об ответственности транспортной компании за сохранность груза

Дополнительная документация – нужно ли её указывать?

В пятой графе указываются виды документов, которые прилагаются к товарно-транспортной накладной международного образца. В таком случае отправитель груза может отметить такую документацию:

Все данные, указанные в предоставленной дополнительной документации, должны обязательно совпадать с информацией, указанной в накладной CMR. Разночтения вызовут проблемы с таможенным оформлением груза.

Ответственность за неправильно заполненную накладную

За неправильно заполненную накладную несет ответственность прежде всего отправитель. У перевозчика в связи с неправильным или недостаточным заполнением могут возникнуть проблемы. А поскольку человеком, заполняющим основные пункты, является грузоотправитель, то все претензии будут предъявляться именно ему.

Опасные грузы – в отдельную графу

Если груз относится к категории «Опасных», нужно заполнять шестую графу товарно-транспортной накладной. Грузы данной категории классифицируются согласно Европейскому соглашению о международных грузоперевозках. Если перевозятся другие группы товара, на основе данной классификации можно указать класс груза.

Что должен заполнять грузоотправитель?

Отправитель груза должен заполнять 17 пунктов ТТН CMR – с 1 по 15, 21 и 22. Эти графы накладной CMR содержат следующую информацию:

Графу за номером 23 также может заполнять поставщик груза. В ней он должен указать дату отправки товара и номер путевого листа. На основании этого документа происходит перевозка.

Что не является обязательным к заполнению

Как уже отмечалось ранее, графы, в которых идет речь о тарифах и стоимости дополнительных услуг 19, 27, 28 и 29, заполнять необязательно в том случае, если используется не сдельный вид тарифа, а договорной.

Согласно Конвенции, на накладной международного формата CMR можно проставлять только подписи, проставление печатей не является обязательным.

Страхование CMR – что это такое?

Для тех, кто является перевозчиком грузов, большую роль играет страхование CMR. В случае, если груз повреждается или при его утрате транспортировщик обязан выплатить ущерб получателю товара. Таким образом, страховка призвана защитить интересы перевозчика и других участников контракта.

В каких случаях страховка может сыграть важную роль?

Если все-таки груз во время транспортировки повредится или будет доставлен не вовремя, все расходы на себя должен взять перевозчик. Таким образом, многие компании предпочитают оформлять процедуру страхования ответственности перевозчика.

Если оформить 100% вид страхования, то перевозчик сможет получить компенсацию ущерба, возникшего по его вине.

Что означает «франшиза»?

Если при транспортировке наступает страховой случай, согласно Конвенции КДПГ, страховая компания будет компенсировать ущерб только перевозчику.

Преимущества и недостатки

По поводу того, насколько выгодно или нет оформлять CMR страхование, существует много противоречивых мнений, так как это решение обладает и сильными, и слабыми сторонами.

В случае, если у перевозчика на руках страховой полис CMR, транспортная компания получает следующие преимущества:

Однако есть и оборотная сторона медали, над которой тоже следует задуматься. Можно отметить следующие минусы в системе страхования CMR:

Практика международных грузоперевозок показывает, что к страховке CMR обращаются в большинстве случаев. Наличие полиса для перевозчика открывает перспективы иметь серьезных выгодных клиентов: некоторые заказчики, выбирая транспортную компанию, первым делом обращают внимание именно на этот пункт.

Компания East Import Group предлагает свои услуги в помощи заполнения CMR и другого таможенного оформления. С нами Вы можете быть уверены в том, что Ваш товар придёт в срок

Пожалуйста, помогите сделать эту статью лучше. Для этого ответьте всего на 3 вопроса.

Источник

Расшифровка номера вагона

Уникальный инвентарный номер

Что из себя представляет номер вагона, что он может рассказать о вагоне и как его расшифровать? Вот те вопросы, которые не дают покоя любознательным читателям. В этой статье подробно рассмотрим эти вопросы и постараемся дать исчерпывающий ответ. Приступим.

Уникальный инвентарный номер, который присваивается вагону может рассказать основные его характеристики. А также обеспечивает кодовую защиту достоверности считывания номера вагона. Все это обеспечивается системой нумерации железнодорожных вагонов восьмизначным номером. Подробнее об этой системе.

Кто использует эту систему нумерации

Существует единый принцип нумерации всех грузовых вагонов, которые относятся к парку железных дорог государств, которые являются участниками Соглашения о совместном использовании грузовых вагонов колеи 1520 мм. Правила присвоения номера установлены в справочнике «Восьмизначная система нумерации грузовых вагонов колеи 1520 мм», введенном в действие в 2005 г.

Эта система нумерации вагонов является обязательной для всех государств и их железнодорожных администраций, которые входят в СНГ, а также Латвии, Литвы, Эстонии, когда речь идёт о внутригосударственном, межгосударственном и международном информационном обмене. Учет всех номеров всех вагонов, которые эксплуатируются на магистральных путях общего пользования, независимо от их формы собственности и принадлежности, возложен на головную организацию. Функции этой организации возложены на Главный информационно-вычислительный центр (ГИВЦ) ОАО «РЖД».

Восьмизначный код — расшифровка

Первая цифра

Вторая цифра

Вторая цифра относит тот или иной вагон и обозночает осность и основную характеристику вагона;

Третья цифра

Третий знак используется для обозначения дополнительных технических характеристик отдельных родов вагонов. Например, для четырехосного хоппера-дозатора типа ЦНИИ-ДВ3М здесь будет проставлена цифра в интервале 5–7, для цистерны с объемом котла 75 м 3 – цифра 8, а с объемом котла 85,6 м 3 – цифра 9;

Четвертая, пятая, шестая цифра

Четвертый, пятый и шестой знаки не несут никакой технической характеристики. А только означают номер вагона, который был присвоен заводом изготовителем при выпуске;

Седьмая цифра

Седьмой знак содержит важные сведения о наличии ручного тормоза и переходной площадки;

Восьмая цифра

Восьмой знак – последняя цифра является контрольным числом и позволяет определить правильность нанесения восьмизначного номера (трафарета) на кузов вагона и написания его в перевозочных документах. Правильность контрольного числа может быть проверена расчетом по следующей методике.

Методика проверки (контрольное число)

Для кодирования номера вагона принимается весовой ряд (2, 1, 2, 1, 2, 1, 2) и модуль кодирования 10. Первые семь цифр восьмизначного номера вагона поразрядно перемножается на число из весового ряда, соответствующее порядковому номеру этой цифры в номерном ряду. Полученные поразрядные произведения суммируются. Число, дополняющее полученную поразрядную сумму до ближайшего десятка, будет являться контрольным

Пример расчета контрольного числа для номера вагона:

Если поразрядная сумма кратна 10, то контрольный знак – 0.

В группу «Прочий подвижной состав» в системе нумерации вагонов грузового парка колеи 1520 мм включены вагоны, имеющие номера в диапазонах от 9 000 000 до 9 009 999 и от 3 000 000 до 3 769 999 (без контрольного восьмого знака). В их числе, специализированные вагоны для перевозки апатитового концентрата, сырья минеральных удобрений, саморазгружающиеся вагоны для сыпучих грузов, полувагоны для агломерата, технологической щепы, крытые для легковесных грузов, крытые и двухъярусные платформы для автомобилей, хопперы и цистерны для цемента, порошка, зерна, живой рыбы, рулонной стали, фитинговые платформы для перевозки большегрузных контейнеров.

Для подсчета условной длины и массы тары грузовых вагонов работниками технических контор железнодорожных станций разработана укрупненная таблица по системе восьмизначной нумерации.

Программа определения характеристик вагона онлайн по номеру

Расшифровка номера вагона

Пример номера: 72543291

Информационная таблица

3-я цифра
— дополнительная
характеристика вагона

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *