что такое смоленская смоква
Что привезти из Смоленска
Смоленск — отличное направление для поездки на выходные. Электрички «Ласточки» долетают до этого города за 4 часа, все это время за окном сплошь леса, поля и луга с иван-чаем и люпинами.
Старинные постройки перемешаны с советскими зданиями и лоснящимися новостройками — все это раскидано по нескольким холмам и разбавлено небольшими парками. С Соборной горы, на которой, конечно же, стоит главный собор города — Успенский, Смоленск кажется очень зеленым и очень хаотичным. Тут деревянные домики вповалку жмутся к многовековой крепостной стене, там вымощенная плиткой новенькая набережная бежит за Днепром, в трех шагах пыльная улица Большая Советская, главная в городе, а на другой стороне реки — четкая сетка улиц, упирающаяся в очень камерный, чистый и красивый вокзал-картинку.
А еще в Смоленске продают очень интересные продукты, некоторые из них так и просятся в съедобные сувениры. Мы не смоли пройти мимо и привезли из Смоленска целую коробку с разнообразными продуктами от местных производителей, все продегустировали и вынесли свой редакционный вердикт.
Наша смоленская ревизия перед вами.
Торт «Сапшо»
Сапшо — это очень красивое ледниковое озеро, оно расположено на территории национального парка «Смоленское поозерье», всего в двух часах езды от Смоленска. Оно, как весь парк, является одной из главных природных достопримечательностей области, так что неудивительно, что в его честь называют разные вещи, в том числе, например, этот торт. Продается он, кстати, только на территории парка.
По внешнему виду медовик, по сути в целом тоже, но с очень сухими коржами. Что сначала ввело часть редакции в заблуждение. Кому-то показалось, что дело в незначительном количестве крема, кто-то решил, что торт слишком долго ехал до редакции, поэтому он такой сухой и ломкий.
Но нет, так и должно быть. Смысл «Сапшо» — в легкости. И правда, съедаешь кусок и тянешься за вторым. Он и по реальному весу и по ощущению гораздо легче, чем классический медовик.
Фанатам медовика «Сапшо» может не понравиться, так велика разница между сочными, мягкими, пропитавшимися коржами традиционного медовика и суховатым и ломким «Сапшо». Но разница заканчивается текстурой, на вкус «Сапшо» очень хорош. Мы решили, что проще всего описать его так: очень вкусный сухой медовик, неприторный и несладкий. И главное, легкий: почти все, кому торт понравился, съели по два куска. Нашему рецептурному редактору Вере Железняк показалось, что коржи очень похожи на домашние, такие ее бабушка пекла на сковороде (подробнее об этом читайте тут).
Вяземский пряник
Красивая реинкарнация старинного вяземского пряника от вяземского же хлебокомбината. История у продукта богатая. Про этот пряник даже Александр Пушкин писал. «Москва славилась невестами, как Вязьма пряниками», — цитата явно указывает на то, что с пряниками в этом городе было все отлично. После 1917 года производство постепенно сошло на нет, и только сейчас постепенно возрождается по рецептурам XVII века.
Вид у пряника очень кустарный и милый, кажется, соответствующий местной традиции (на вяземских пряниках всегда присутствовали буквы «В», «Я», и «З»). Ломается на крупные полоски, прямо как шоколад. Очень светлый: в составе пшеничная мука, мед, миндаль, цукаты, сахар, корица.
На вкус он очень сладкий и напоминает не привычные нам пряники, а приторный шербет или даже нугу. Во вкусе доминирует сладость сахара и цукатов, ими, кстати, пряник густо напичкан. Неплохо для тех, кто любит очень-очень сладкую выпечку.
Гнездовский медовый хлеб
В археологическом комплексе Гнездово любят реконструкцию. Гастрономическую в том числе — здесь пекут медовый хлеб, предположительно, по адаптированному рецепту X века. Конечно, вряд ли наши предки использовали специи в таком составе и количестве. Зато доски, на которых печатают медовый хлеб, восстановлены по рисункам, найденным в местных курганах (кстати, Гнездово — один из крупнейших курганных комплексов в Европе). Так что претензия на историчность, по крайней мере со стороны визуальной составляющей, удовлетворяется.
Ржаная мука, мед, сливочное масло и специи — корица, кардамон, черный перец, имбирь, крайне лаконичный состав. Половину массы теста составляет мед, поэтому пряник такой вязкий, тягучий и даже немного карамельный.
Жуется сложно, лучше запивать. Суховатый, но очень вкусный. Чувствуется и мед, и специи, при этом масло, как и положено, лишь вносит свой вклад в текстуру, не добавляя лишнего вкуса.
Похож одновременно на коврижку и на пряник. Неплохая вещь, чтобы брать с собой в дорогу, при таком составе он долго останется съедобным и вкусным.
Смоленская смоква
Дико красивая упаковка с сургучной печатью и изображением главной достопримечательности города Смоленска — Успенского собора. На обороте экскурс в историю смоквы.
Содержание соответствует — это, пожалуй, самая вкусная смоква, что нам довелось попробовать за все время ревизий региональных продуктов. Нежная, мягкая, но ощутимая на зуб, приятно-резинистая, сочная, полностью тает во рту, превращаясь в свежий фруктовый сок. Словом, образцово-показательная смоква!
Однозначно брать, и не одну упаковку. Кстати, она может быть и более современной, ищите продукты под брендом «Смоленская смоква» производства семьи Кирпиченковых.
Смоленские конфекты
Смоленские конфекты — реально существовавший в XVIII веке продукт, представлявший собой глазированные в сахаре и меде фрукты, своего рода сухое варенье. Возрожденное производство очень молодое, ему примерно два года, и за это время конфекты успели выиграть несколько медалей на различных конкурсах. Варятся конфекты по рецепту, найденному в поварской книге 1887 года.
Нам на дегустацию досталось сразу две упаковки. Грушевые цукаты в крафтовом пакете и ассорти в коробке (груша и яблоко в сахарной обсыпке и без).
Состав простой: фрукты, мед, сахар, вода.
Текстура превосходная: и груша и яблоко очень сочные, мягкие и упругие, жуются приятно, тают во рту. Со вкусом все сложнее. Груши за сахаром почти не ощущается, зато яблоко, напротив, выступает очень даже неплохо: есть и яблочная кислинка, и медовая сладость. Отличный подарок для тех, кто любит сухофрукты и цукаты.
Травяной чай
Еще один продукт из «Смоленского поозерья».
Мы дали чаю альтернативное название — «Блуждающие травы». В пакете чай пахнет душицей, заваренный — шалфеем и малиной, а во вкусе отчетливо доминирует иван-чай. В смеси много цветков шалфея — выглядит очень красиво.
Приятный освежающий чай.
Вафельный льняной хлеб «Елизавета»
Очень хорошие хлебцы — воздушные, хрустящие, насыщенные по вкусу, напоминают сушки. С хлебцами такая история: ешь и не понимаешь, что у тебя во рту. Так вот эти не такие, очень даже самодостаточные и приятные.
Соки «Детокс»
Соки производства cмоленского пищевого комбината «Тихвинский уезд». Срок годности — 2 года, изготовлены из восстановленного сырья.
«05» — это пюре тыквы и сок апельсина, уже по внешнему виду понятно, что сок очень-очень густой. Пахнет тыквой, вкус тоже очень натуральный, несмотря на то что изготовлен сок из восстановленного концентрата. В стакане проявляются заявленные тыква и апельсин, причем совмещаются они очень гармонично и сбалансированно. Очень вкусный сок, про который хочется сказать: «Как из детства».
«06» — сок более прозрачный, с густым осадком на дне. Вкус отсылает к чему-то лекарственному, возможно, так проявляет себя сельдерей. После тыквенного кажется очень жидким, ненасыщенным. Номер 5 нам определенно понравился больше.
Аджика
Аджика производится смоленским сельхозпроизводителем «Козинский погребок» из продуктов, выращенных в Смоленской области.
Мягкая аджика, постепенно раскрывающаяся во рту. Сначала напоминает лечо хорошим содержанием болгарского перца, но затем постепенно проявляется несильная, но ощутимая острота. Очень домашняя аджика, приятная. «Девчачья», как отметили главные любители жгучего в нашей редакции. Может стать разочарованием для тех, кто любит огненную остроту. Но нам аджика понравилась, через час от содержимого банки не осталось и следа. Вкус очень-очень натуральный и свежий, рекомендуем.
Минеральная вода Sapsho
Еще один продукт, названный в честь озера Сапшо, родом из национального парка «Смоленское поозерье».
Хорошая минеральная вода с солоновато-горьким привкусом. Довольно нейтральная, без ярко выраженного вкуса, как раз для тех, кто не жалует обычные лечебные минеральные воды.
Из Смоленска с любовью
Янтарь – из Калининграда, пряник – из Тулы, чак-чак – из Казани. А какими сувенирами славится город-герой Смоленск? Даже при не самом близком знакомстве становится очевидно: сувенирное дело в нашем городе живёт и развивается во многом благодаря энтузиастам. В последнее время, к счастью, эти инициативы всё чаще находят поддержку у региональной власти и у профильных центров.
В этом материале собрано несколько историй обычных горожан, по собственной воле ворвавшихся в сферу туризма: военного в отставке, который возродил рецепт старинного лакомства, или визажиста по образованию, а по призванию – создателя самых стильных и узнаваемых в Смоленске деревянных брошей.
Путь к развитию туризма лежит через желудок. Вероятно, в этом утверждении есть доля правды, по крайней мере, гастрономические сувениры появляются на полках магазинов чаще остальных.
Вяземский пряник
Тренд на возрождение старинных рецептов в Смоленской области задало ОАО «Вяземский хлебокомбинат». В 2015 году предприятие решило реанимировать рецепт вяземского пряника – одного из трёх известных русских пряников (помимо него есть ещё московский и тульский). Вяземские, кстати, принято считать ровесниками тульских – первое упоминание о них встречается в источниках XVII века.
Вкус пряников оценил даже Александр Пушкин в своём очерке «Путешествие из Москвы в Петербург»: поэт отметил, что «Москва славится невестами, как Вязьма пряниками». В 1850 году на территории города работали восемь фабрик, которые выпускали пряники. Но наиболее популярными были производства купцов Кустарёва, Ечеистова и Сабельникова. Последний смог создать уникальный рецепт, который специалисты не восстановили и по сей день.
«Вяземский хлебокомбинат» выпускает лакомство по рукописному рецепту Прокофия Барышева, который предприятию передала внучка его приёмной дочери. В состав пряника входят только натуральные ингредиенты, а готовят его вручную.
По легенде, вяземские пряники пришлись по вкусу Екатерине Великой (за такой «пиар» лакомства Смоленщина должна благодарить уроженца духовщинских земель, князя и по совместительству фаворита императрицы Григория Потёмкина), Николаю II и даже английской королеве Виктории.
Сейчас вяземские пряники с орехами и цукатами продаются во всех сувенирных магазинах. А в российском поисковике по запросу «вяземский» слово «пряник» занимает третью строчку – после районного суда и медицинского колледжа.
Смоленские конфекты
У читателей может сложиться впечатление, что Смоленщина упорно трудилась, чтобы обеспечить сладостями императорский стол. В XVIII–XIX веках фруктовые конфекты, по данным краеведов, были главным сувениром города. Эти сладости предпочитали Екатерина II, Павел I и Александр I. По словам графа Самойлова, императорские особы с удовольствием кушали «сухия конфекты, приготовляемые в Смоленской губернии». Производство лакомства прекратилось в 1910-х годах.
Спустя век рецепт старинных сладостей возродил смолянин Алексей НЕБЫЛИЦЫН, офицер запаса, вышедший на пенсию. До конфект он не был связан ни с туризмом, ни с кондитерским делом. Восстановить рецепт лакомства помогли в областной библиотеке имени Твардовского: там нашли целую книгу рецептов сладостей, которые изготавливались в Смоленской губернии.
– Яблочные показались самыми простыми в приготовлении, решил попробовать, угостил только близких родственников, получил одобрение. Следующую партию изготовил уже побольше – угостил более широкий круг друзей, всем понравилось. В рецепте помимо яблок вода и сахар. Что касается самого процесса… До сих пор не уверен, что делаю всё правильно. Я очень критично отношусь к процессу приготовления. Он очень долгий: на то, чтобы приготовить одну партию, уходит порядка четырёх дней. Чтобы сделать конфекты из лимона, которые я до сих пор не берусь приготовить, потребуется три-четыре недели. Но всё ещё впереди, – рассказывает Алексей.
Сотрудники библиотеки продолжают радовать производителя конфект находками: одно из недавних открытий – рецепт местного кондитера Никитина. Именно он считается создателем этого лакомства, он же и представлял конфекты на выставках в Лондоне и Париже. Так современный ассортимент пополнился ещё одним вкусом – «яблоко в мятном сахаре».
По мнению тех, кто уже попробовал конфекты, ближайшие родственники старинной сладости – мармелад или пастила. Однако Алексей с этим не согласен.
– Это какое-то отдельное своеобразное лакомство, – отрезает мастер, подаривший конфектам вторую жизнь.
В июле конфекты при поддержке регионального Центра кластерного развития прошли процедуру сертификации и декларирования – теперь их можно свободно продавать на территории Таможенного союза.
А в октябре сладости завоевали «бронзу» на Всероссийском фестивале-конкурсе «Туристический сувенир – 2018».
Смоленские конфекты можно приобрести в туристско-информационном центре «Смоленский терем» и нескольких магазинах города. Есть, кстати, возможность заказать доставку в другие регионы. В скором времени лакомство может появиться на прилавках магазинов в Санкт-Петербурге: Алексею поступило предложение от авторов проекта, возрождающего рецепты старинной русской кухни.
Смоленская смоква
Ещё одна современная версия старинной сладости появилась благодаря семье из Смоленска, которая озадачилась поиском полезных лакомств.
– С появлением детей мы с женой стали тщательнее выбирать продукты питания, особенно сладости, так как у ребёнка была на них аллергия. Во время поисков альтернативы встретили смокву. Так начался наш проект, – говорит Алексей КИРПИЧЕНКОВ.
Смоква – это листовая пастила, которую готовят из фруктов и ягод без добавления сахара, консервантов и ароматизаторов. Впервые это лакомство упоминается ещё в «Домострое» и грамоте Ивана Грозного от 1578 года в Кирилло-Белозерский монастырь.
В старину смокву готовили в печи, где она равномерно подсыхала. Сейчас семья Кирпиченковых использует современное оборудование и технологию низкотемпературной сушки – это позволяет сохранить большинство полезных минеральных веществ и витаминов. На подготовку ингредиентов и приготовление уходит примерно 30 часов. По вкусу смоква напоминает подсушенный мармелад, а выглядит как лепёшка, скрученная в трубочку.
– Профильные департаменты и центры развития оказывают поддержку. Сейчас мы ездим на выставки продуктов питания. В частности, были на World Food Moscow 2018 и «Петерфуд 2018» – там смоква располагалась на совместном стенде производителей Смоленской области, входящих в бренд «Смолпродукт». В выставках мы участвуем на бесплатной основе. Очень часто приглашают на различные семинары и тренинги, – отмечает Алексей.
За несколько месяцев смоква стала популярной не только среди горожан, но и у гостей Смоленска. Возможно, со временем она составит конкуренцию «Белёвской пастиле», выпускаемой в промышленных масштабах.
«Меню» гастрономического туризма довольно увесистое. Хорошо известен в Смоленске и иван-чай, собираемый на территории национального парка «Смоленское Поозерье». Его можно приобрести не только в сувенирных лавках, но и в обычных магазинах.
Съесть кусочек Свято-Успенского собора или отгрызть угол вокзала – этим может похвастаться не каждый обладатель зверского аппетита. Торты с изображением достопримечательностей города продают в торговом павильоне по соседству с автовокзалом. Правда, это углеводное самоубийство с масляным кремом производят в соседней Беларуси.
Керамика
Маленькие храмы и башни крепостной стены, больше похожие на глазированные пряники, чем на керамические фигурки, выделяются среди глиняных кружек и деревянных ложек на полке сувенирного магазина. Рядом с Громовой башней – церковь Михаила Архангела, справа от них расположились Никольские ворота. Эти миниатюры создаёт керамист Николай СУЛИМ.
Выпускник Смоленского худграфа занимался живописью, а его путь к керамике лежал через завод.
– В 1991 году я начал работать на керамзаводе в Смоленске. Хорошее было предприятие, интересное. Там было много керамики, несколько цехов, майолика, товары народного потребления. Я начинал с майолики – это роспись по плитке. Больше десяти лет проработал там, оттуда появилось увлечение керамикой. Завод – это прежде всего объёмы и масштабы. Ты очень хорошо узнаёшь технологию. Например, чтобы стать художником, нужно проработать минимум пять лет, чтобы понять технологию. Конвейеры, с одной стороны, сковывают художника – изделие должно быть определённого размера и определённой формы. Но с опытом материал формирует тебя как художника, и ты начинаешь понимать, что можно сделать из него, а что нельзя, – говорит Николай.
Сейчас он работает в небольшой мастерской на окраине Смоленска. Ранее пустое помещение теперь похоже на большой музей Сулима: комнату заполняют образцы керамики. На полу – вазоны и диковинные арт-объекты, на стенах висят глиняные тарелки с видами Смоленска. Мастера сопровождает сибирская кошка Сашка – пушистую зелёноглазую красавицу Николай подобрал избитым худым котёнком.
– В керамике важно почувствовать материал. Смоленская серия – это условная вещь, реализм здесь не проходит. Например, мне заказали храм Петра и Павла. Я начинаю его стилизовать: беру оригинальную форму, работаю над ней, затем делаю декор. Реальный купол у храма гораздо ниже, но не смотрится в керамике, поэтому я его удлинил. У нас ассоциативное восприятие, каков бы ни был реализм, – поэтому появляется условность. Сувенир нужно сделать, чтобы он был интересным, передавал образ и дух памятника. Ещё важен момент времени: вещь должна передавать нашу эпоху. Поэтому я использую разные элементы дизайна.
Глазурованно-пряничные башни и храмы Николая Сулима продаются в сувенирной лавке в самом центре Смоленска.
August Wood
Не обязательно иметь художественное образование, чтобы стать самым популярным автором деревянных брошей в Смоленске. Это подтверждает опыт Екатерины ТУЧНОЙ. Её деревянные броши можно часто встретить на одежде горожан. А недавно Катя создала смоленскую серию «деревяшек» с известными личностями и достопримечательностями.
– Творчество мне всегда было интересно. Мне нравится делать что-то своими руками и рисовать. Художественного образования у меня нет, с ним я связана отдалённо: у нас в колледже, где я училась на визажиста, была живопись. Идея создавать значки родилась сама собой. В Смоленске их не было, а нам с подругой очень хотелось. Соответственно, если хочешь – сделай сам. Мы смастерили себе, подарили друзьям, друзья рассказали ещё кому-то. Ну, как и все проекты разрастаются, – рассказывает Катя.
Идеи для новых значков подсказывают покупатели. Герои фильмов и мультиков, писатели и художники, животные и растения – все они оживают в руках мастерах. Сама Екатерина признаётся: среди её любимчиков – броши с Ван Гогом и Сальвадором Дали, часть элементов для этой серии девушка взяла из картин художников.
Несмотря на разнообразный ассортимент, самыми многочисленными оказались медицинские значки. Так простые таблички с должностями сменяются красочными брошами.
– Не думала, что уйдём в эту тему, видимо, врачам скучно ходить в халатах, им хочется украшать себя, – отмечает Катя.
По словам девушки, идея создать смоленскую серию появилась давно. К её воплощению Екатерину подтолкнул туристско-информационный центр «Смоленский терем», который предложил разместить броши у себя. Так, среди разнообразных сувениров появились знаменитый олень из парка Блонье, Юрий Гагарин, башня Громовая, птица Гамаюн и солнце – элемент росписи из усадьбы Тенишевых.
– В поисках вдохновения мы поехали в Талашкино, но все элементы, которые были на «Теремке», не особо смотрелись в качестве значка. Мы решили сделали солнышко, но не могу сказать, что оно пользуется популярностью.
Кот смоленский – вид молодецкий
Не только оленем и Фёдором Конём славится Смоленск – на полках сувенирных лавок поселились яркие котики, созданные художницей Ольгой ТЕСЛОВОЙ.
По словам мастерицы, спрос на котов породил предложение:
– Я продавала сувенирную продукцию, и люди часто просили котиков. Одного варианта было мало, поэтому я разработала десять котов. Так появилась идея изобразить смоленского кота как жителя нашего города и отдельного персонажа. Он получился в русском стиле, бравый, и я придумала ему название «Кот смоленский – вид молодецкий». Его очень полюбили туристы, часто покупают в качестве подарков. Можно сказать, что он стал брендом Смоленска.
Идею Смоленского кота подхватили экскурсоводы, которые даже нашли объяснение появлению такого персонажа.
– Мы даём две привязки. Первая – арт-объект «Кот смоленский», расположенный в сквере на улице Октябрьской Революции. Его создал наш скульптор Валерий Гращенков. В историко-архитектурном комплексе «Теремок» во Флёново тоже есть коты-долгожители, которые уже полюбились туристам, – объясняет руководитель туристско-информационного центра «Смоленский терем» Дина ГРИШИНА.
Смоленский кот живёт на тарелках, магнитах и декоративных панно. Помимо «хвостатых» сувениров в туристско-информационном центре можно приобрести и другие поделки, созданные местными мастерами: магниты, льняные скатерти с вышивкой, деревянный экоконструктор для детей, съедобные деликатесы и многое другое.
Магазин сувениров
Ассортимент сувенирных лавок различается. В избушке-магазинчике Натальи СУЧКОВОЙ, расположенном на Массовом поле Лопатинского сада, можно встретить работы смоленских мастеров, общероссийские сувениры и товары из Беларуси. А вот засилье китайских безделушек, по словам Натальи, скорее миф, чем реальность.
– Китайских сувениров на самом деле не так много, как принято считать. Есть некоторые традиционные серии, которые распространены не только в России, но и в Европе. Большой пласт – это российские сувениры и белорусские, последние объясняются приграничной территорией. Беларусь сильна в глине, как и смоляне, но у них другой материал и другая техника. Их стиль узнаваем: в Смоленске бывает много туристов из соседнего государства, они всегда узнают белорусскую продукцию и охотно её берут, потому что привыкли (смеётся). Сейчас ожидается, что белорусы привезут вязаные носки. Российский ассортимент представлен керамическими магнитами, тарелками, колокольчиками, которые делают для каждого крупного города и наносят его название.
Половина всех сувениров в магазине – смоленские. Некоторые мастера сами приносят свои работы, других Наталья «вербует» на крупных городских ярмарках и выставках. Именно она открыла смолянам и туристам керамику Николая Сулима и предложила ему создавать достопримечательности в миниатюре.
– Чаще всего туристы приобретают магниты – это самый покупаемый сувенир. Любят и сувениры ручной работы, кружки. Количество продукции увеличивается каждый год: мастера изобретают что-то новое, иногда и мы озвучиваем пожелания покупателей. Сейчас в Смоленске стало чуть больше лавок, а уже существующие начинают расширяться. Это радует.
Магазинчик Натальи тоже становится больше: в скором времени он переедет в бывшую литературную гостиную в Лопатинском саду. Всё свободное время женщина проводит в новом помещении, вместе с мужем делая ремонт своими руками.
Официально
Развитие смоленских сувениров, которое наблюдается в последние годы, можно связать с деятельностью регионального туристского кластера, который был создан в конце 2017 года.
– На сегодняшний день в него входят уже более 50 организаций: от представителей власти и учебных заведений до туроператоров, рестораторов и экскурсоводов. Наша главная цель – помогать всем предпринимателям, заинтересованным в развитии внутреннего туризма, оказывая им финансовую поддержку в виде софинансирования ряда услуг: от разработки фирменного стиля, маркетинговых исследований и публикаций в федеральных СМИ до участия во всероссийских и международных выставках, – говорит руководитель отдела по связям с общественностью Центра кластерного развития Смоленской области Мариана ДВИНЯНИНОВА.
Среди подопечных туристского кластера – «Смоленская вышивка», предприятие, занимающееся льняной продукцией. Оно получило новый фирменный стиль и вывело на рынок новый бренд Linen&Lace. Уже упомянутые «Смоленские конфекты» поддержали в процессе сертификации товаров.
Центр кластерного развития постоянно проводит для участников рынка внутреннего туризма обучающие семинары и приглашает их к участию во всероссийских форумах, круглых столах и выставках.
В ближайшее время в планах центра – завершить исследование местной кухни и выпустить путеводитель по смоленскому гастротуризму.
В материале использованы фотографии Анастасии Разумной, Натальи Павловой, Алексея Кирпиченкова, Дины Гришиной.