что такое сменный рапорт
Бланк сменного рапорта на аренду спецтехники
При аренде спецтехники существует ряд документов, которые необходимо заполнять. Это особенно имеет значение, если технику арендует предприятие в рамках проекта, подрядных работ, работ по гос. контрактам и грантам и пр. Такие работы финансируются государством, фондами и корпорациями и требуют от ответственного исполнителя строгой отчётности, куда были потрачены выданные денежные средства, а также какие проводились работы, какими методами, есть ли на эти работы лицензии у подрядчиков и субподрядчиков и пр. В частности могут проверить наличие бланков сменного рапорта на аренду спецтехники, поскольку в этих бланках отражается информация о том, какая техника и сколько часов работала на объекте.
Как выглядит бланк
Бланк включает в себя следующую информацию:
Пример сменного рапорта приведен ниже:
Некоторые нюансы при оформлении рапорта
Такая документация применяется для учета работы спецтехники при почасовой аренде. Этот документ необходим при расчете заработной платы персонала (экипажа спецтехники, оператора, водителя и пр.). Сменный рапорт оформляется в 1 экземпляре, оформление берет на себя лицо, ответственное за нормирование времени, расчеты, либо прораб.
Также рапорт учитывается при расчете горюче-смазочных материалов на смену. Но тогда учитывают еще и талоны или чеки с заправки.
Сменный рапорт на аренду спецтехники содержит информацию о выполненных работах и прикладывается к отчетам после завершения работ. Поэтому важно заполнять его грамотно. Специалисты компании АС24/7 всегда заполняют сменные рапорта на арендованную технику, так, что вы сможете легко отчитаться за денежные средства, которые заплатили за аренду. В сменном рапорте будет указано, сколько часов отработала техника на вашем объекте.
Копию сменного рапорта вы можете получить после окончания работ и подписания акта сдачи-приемки работ. После этого услуга считается оказанной и стороны не имеют взаимных претензий.
Форма ЭСМ-3. Рапорт о работе строительной машины
Рапорт о работе строительной машины либо механизма (формы ЭСМ-3) представляет собой документ, очень похожий многими графами на путевой лист строительной машины формы ЭСМ-2. Важное его отличие — в назначении и самом виде используемой техники.
Для каких наименований техники может использоваться
Всего в российской номенклатуре строительных машин, а также механизированных строительных инструментов числится более тысячи разнообразных типоразмеров. Более того, новые модели появляются регулярно и все больше расширяют этот список.
Если разделять машины и механизмы по роду выполняемых работ (а это весьма условное деление, так как есть много моделей, которые совмещают функционал и могут быть дополнительно укомплектованы), то получится следующая группировка:
Естественно, перечень неполный.
Все оборудование, которое может быть описано рапортом о работе строительной машины, можно найти в СНиП 3.01.01-85 об организации строительного производства.
К примеру, в виде такого рапорта о работе строительной машины могут поступать отчеты о работе генераторов на каком-либо виде топлива, стационарных и передвижных бетононасосов.
В любом случае при принятии решения о форме документа нужно руководствоваться представленным перечнем. Механизм или машина должны относится к одному из приведенных разделов.
Составные части рапорта
Бумага заполняется с двух сторон. На титульной стороне перечисляются данные о дате составления рапорта, его номере, форме по ОКУД и ОКПО. В верхней части титульного листа, помимо фразы «Рапорт о работе строительной машины (механизма)» с номером бумаги, обязательно должно находиться наименование двух организаций: заказчика и исполнителя строительных работ. Также указывается название, марка машины и управляющее ею лицо.
После, справа, в рапорте расположена маленькая табличка с графами для указания:
Вводная часть документа занимает достаточно много места. Последующее пространство документа занято разделенной надвое таблицей.
В левой части таблицы указывается порядковый номер записи, название и адрес объекта, на котором работала машина.
В правой части таблицы – данные о расходе топлива. Указывается его вид, сколько всего выдавалось, сколько было на начало смены и сколько осталось в конце, сопоставляется фактически потраченное количество с нормативными.
Если в течение нескольких дней территория не менялась, то возможно объединение нескольких строк в одну во втором столбце.
Оборотная сторона рапорта о работе строительной машины содержит также двойную таблицу. Левая ее часть заполняется заказчиком. Он обязан указать:
Владелец машины в правой части оборотной стороны указывает всю информацию, необходимую для верного начисления заработной платы: работал ли машинист в ночные часы, в выходные либо праздничные дни. Внимание уделяется также сверхурочным часам (первым двум и последующим).
Подводятся итоги таблицы, высчитывается средняя стоимость одного машино-часа по данным конкретно этого рапорта.
Также на задней стороне документа находится отдельная таблица для фиксирования объема выполненных работ машинистом. Прописывается их единица измерения, количество. Есть возможность указать несколько фамилий, если работа выполнялась не одним специалистом. Также присутствуют графы для указания разряда, табельного номера работника, количества отработанных часов (отдельно указываются ночные, сверхурочные).
В самом конце предусмотрены подписи ответственных лиц с расшифровкой, место для возможных претензий заказчика к выполненным работам.
Кем оформляется
В большинстве случаев ответственность за верное заполнение всех граф рапорта ложится на прораба. Также для заполнения рапорта может быть специально назначен ответственный сотрудник отдельным приказом руководителя.
Нюансы
Стоит помнить о том, что для каждой рабочей смены выделяется своя строка. Возможно объединять строки названия объекта, на котором производятся работы. Но подпись машиниста и заказчика должна проставляться в каждой из строк по мере выполнения работы.
При сдаче рапорта о работе строительной машины в бухгалтерию на нем должна стоять подпись прораба и машиниста. После произведенных расчетов по заработной плате на второй стороне подписывается тот, кто их производил (бухгалтер) и руководитель организации.
Составление сменного рапорта и путевого листа строительной машины
Составление сменного рапорта и путевого листа строительной машины
Минстройархитектуры РБ постановлением утвержден альбом унифицированных форм первичной учетной документации в строительстве и Инструкция о порядке применения и заполнения унифицированных форм первичной учетной документации в строительстве (далее – Инструкция № 13). Согласно изменениям и дополнениям, внесенным в данное постановление постановлением Минстройархитектуры РБ от 01.01.2001 № 26, альбом унифицированных форм первичных учетных документов дополнен, наряду с другими формами, сменным рапортом строительной машины формы С-18 и путевым листом строительной машины формы С-20 и порядком их заполнения.
Оба указанных первичных учетных документа являются бланками строгой отчетности, изготовление которых осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке изготовления бланков строгой отчетности и специальных материалов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 01.01.2001 № 30. Приобрести бланки сменного рапорта и путевого листа можно в РУП «Белбланкавыд» по адресу: а.
Порядок заполнения бланков сменного рапорта и путевого листа достаточно подробно изложен в Инструкции № 13. Следует лишь различать, на какую технику выписывается сменный рапорт, а на какую – путевой лист.
1. Пунктом 21 Инструкции № 13 определено, что сменный рапорт выписывается при предоставлении арендатору строительной машины, являющейся самоходным средством, и строительного механизма. Согласно Правилам дорожного движения, утвержденным Указом Президента РБ от 01.01.2001 № 551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения», самоходная машина – это гусеничный трактор, сельскохозяйственная, дорожная, строительная и иная машина, не предназначенная для участия в дорожном движении. Таким образом, при предоставлении техники, не являющейся участником дорожного движения, выписывается сменный рапорт.
Сменный рапорт является первичным учетным документом, определяющим показатели для учета работы строительной машины и машиниста, а также данные для начисления заработной платы машинисту, осуществления расчетов за работу строительной машины и формирования статистической отчетности.
Сменный рапорт выдается машинисту диспетчером, другим уполномоченным лицом на один рабочий день при условии сдачи машинистом сменного рапорта за предыдущий день работы (предыдущего сменного рапорта). На более длительный срок, но не более чем на 15 дней работы у одного арендатора сменные рапорты выдаются при невозможности или нецелесообразности ежедневного возвращения строительной машины на место стоянки. Таким образом, при работе строительного механизма на объектах нескольких арендаторов сменные рапорты оформляются для каждого арендатора в отдельности.
В заполнении сменного рапорта участвуют:
– диспетчер либо другое уполномоченное лицо владельца строительной машины;
– лицо, ответственное за безопасное производство работ (у арендатора);
– машинист – в предусмотренных Инструкцией № 13 случаях.
При заполнении сменного рапорта следует учитывать, что данная форма не используется для учета работы башенных кранов.
2. Путевой лист строительной машины выписывается при предоставлении арендатору строительной машины, являющейся транспортным средством. Согласно Закону РБ от 01.01.2001 № 132-З «О дорожном движении» транспортным средством является устройство, предназначенное для перевозки по дороге людей, грузов или установленного на нем оборудования. Таким образом, при предоставлении арендатору строительной техники, которая самостоятельно передвигается по автомобильной дороге и является участником дорожного движения, выписывается путевой лист.
Путевой лист строительной машины является первичным учетным документом, определяющим показатели для учета работы строительной машины и машиниста, а также данные для начисления заработной платы машинисту, осуществления расчетов за работу строительной машины и формирования статистической отчетности.
При работе строительной машины на нескольких объектах, принадлежащих различным арендаторам строительной машины, путевые листы оформляются отдельно для каждого арендатора.
Порядок оформления бланков сменного рапорта и путевого листа во многом одинаков, так как и тот и другой документ во многом похожи между собой и различаются только на ту часть, которая содержится в путевом листе и отражает самостоятельное передвижение строительной машины.
Важной частью обоих бланков являются отрывные корешки – «Справка к путевому листу» и «Справка к сменному рапорту», которые после завершения работы техники оформляются ответственным лицом арендатора с указанием количества времени, отработанного техникой на объектах строительства.
Далее рассмотрим порядок заполнения бланков сменного рапорта и путевого листа на условной ситуации.
Допустим, 2 апреля на объект «Торгово-развлекательный комплекс» (далее – ТРК), расположенный по ул. Садовая, 17а, подрядчиком ОАО «Монтажник» (производитель работ – прораб ) были привлечены строительные машины и механизмы:
– автокран КС 3579, на базе автомобиля МАЗ 5337.
Экскаватор отработал на объекте всю рабочую неделю (5 рабочих дней). За это время три раза произведена заправка техники: 2 апреля – 100 л., 3 апреля – 100 л., 5 апреля – 100 л. По окончании работы счетчик моточасов показывал, что экскаватором отработано 28 моточасов. Коэффициент перевода машино-часов в моточасы равен 0,7. Норма расхода топлива за 1 машино-час работы составляет 8,2 л.
Количество машино-часов, отработанных экскаватором, будет равно: 28 / 0,7 = 40 машино-часов. Следовательно, нормативный расход топлива составляет: 40 x 8,2 = 328 л.
Автокран был арендован на один день (2 апреля 2007 г.) и отработал на объекте ТРК по данным счетчика моточасов 2,0 моточаса, а на объекте «Жилой дом» по ул. Весенняя, 20 (производитель работ – прораб ) – 1,5 моточаса. Коэффициент перевода машино-часов в моточасы составляет 0,7. Норма расхода топлива на работу специального оборудования за 1 машино-час составляет 8,8 л. Линейная норма расхода топлива составляет 36,9 л. на 100 км пробега, пробег составил 32 км.
Количество машино-часов, отработанных оборудованием, будет равно: 3,5 / 0,7 = 5,0 машино-часов. Следовательно, нормативный расход топлива составляет:
на работу оборудования: 5,0 x 8,8 = 44 л.;
на автомобильный пробег: 32 / 100 x 36,9 = =11,8 л.;
Всего: 44,0 + 11,8 = 55,8 л.
В приведенной ситуации бланки сменного рапорта и путевого листа должны быть заполнены следующим образом (см. соответственно приложения 1 и 2 к статье на с. 10-11 и с. 12-13).
Сергей Ещенко, заведующий лабораторией проблем учетной политики и финансов НИАП «Стройэкономика», аудитор
Строительная машина Экскаватор ЭО-3323 Инвентарный номер 51
(фамилия, инициалы)____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ (фамилия, инициалы)
Арендатор ОАО «Монтажник»
Объект работ Торгово-развлекательный комплекс, Садовая, 17а
Строймашина экскаватор ЭО-3323
Арендатор ОАО «Монтажник»
Всего к оплате (машино-часов) 40
В том числе по объектам:
______________________________
печать (штамп)
ЗАПРЕЩАЕТСЯ РАБОТАТЬ БЛИЖЕ 30 МЕТРОВ ОТ ЛЭП
БЕЗ НАРЯДА-ДОПУСКА!
ЗАПРЕЩАЕТСЯ РАБОТАТЬ БЕЗ АТТЕСТОВАННЫХ СТРОПАЛЬЩИКОВ
Рапорт строительной машины ЭСМ 3: что это такое
Рапорт строительной машины либо отдельного механизма оформляется по принятой сегодня форме – это ЭСМ 3. Документ во многом схож с путевым листом стройтехники (обозначается как ЭСМ 2). Но есть и отличия – в типах используемой техники, назначении машин. ЭСМ 3 скачать бесплатно можно онлайн. Останется только внести текущие сведения в документ.
Когда подходит форма ЭСМ 3
ЭСМ 3 рапорт применяют для механизмов (инструменты соответствующей категории), строительной спецтехники. Перечень моделей постоянно пополняется, нужно следить за изменениями информации.
Если классифицировать машины по категориям производимых работ, выйдут такие группы:
Также есть сортировочные дробилки, смесители, машины для укладки, транспортировки бетона, отделочный, дорожный, арматурный транспорт, механизированный инструментарий. Перечень очень широкий, постоянно пополняется новинками. С полным списком вы можете ознакомиться в текущих актах и стандартах. Главный – СНиП 3.01.01-85 (стройпроизводство).
В виде рапортов можно оформлять разные данные. Популярные примеры – отчеты о передвижных, стационарных бетонных насосах, генераторах на определенном типе топлива. Указанный перечень обязательно берут во внимание при определении формы бумаги. Машина либо механика должны попадать в тот или иной раздел СНИП.
Как заполнять бумагу
Рапорт о работе строительной машины, механизма заполняется с передней и обратной части. На лице перечисляют сведения о рапорте, форме, номере согласно ОКПО, ОКУД. Вверху титула, кроме фразы-названия документа и номера бумаги, указывают наименования двух организаций заказчика и исполнителя. Обязательно прописывают марку, название авто, указывают ФИО лица, которое управляет им.
В рапорте справа предусмотрено место для небольшой таблички с линовкой. В них прописывают:
Вводная часть бумаги достаточно объемная, но нужно прописать все основные сведения. Последующее пространство разделяется таблицей, которая состоит из двух плюс-минус равных частей.
В рапорте строительной машины ЭСМ 3 в таблице слева указывается число (порядковое) записи, адрес, наименование объекта, где работала машина. Справа нужно будет прописать расход ГСМ, тип, сколько выдано, какое количество осталось, сравнить нормативы с фактическим расходом. Если в рабочий период за определенное число дней фактическая территория выполнения работ не изменялась, можно будет соединить несколько строчек в одну во втором столбике.
На обратной стороне рапорта тоже будет двойная табличка. Левую часть заполняет заказчик услуг. Он указывает:
Правую сторону заполняет заказчик. Он прописывает данные для грамотного начисления размеров зарплаты. Обязательно следует упомянуть, если машинист работал сверхурочно. Внимание уделяют сверхурочным часам. Все сведения фиксируются.
В итогах к табличным данным нужно будет просчитать ценник за каждый час в рамках конкретного рапорта. С задней части бумаги предусмотрена отдельная таблица для фиксации объемов выполненных машинистом работ. Указываются единицы измерения, число. Можно прописать несколько фамилий (если проект реализовывали несколько сотрудников). Достаточно места для указания табельного номера, разряда, числа отработанных часов.
Кто подписывает
Форму ЭСМ 3 оформляет прораб. Для ведения рапортов можно специально назначать ответственного сотрудника, в соответствие с приказом руководства. Эти вопросы решаются в организации в индивидуальном порядке.
Что еще учитывать
В бланке ЭСМ 3 для каждой смены предусмотрена отдельная строка. Можно объединять строчки с наименованиями объектов, если данные совпадают. Но заказчики услуги с операторами, машинистами расписываются в каждой (даже при условии объединения).
Для подачи рапорта бухгалтерам на нем обязательно нужно поставить подписи машиниста, прораба. После уже выполненных расчетов по суммам окладов на второй стороне указываются данные лица, которые эти калькуляции проводили (или бухгалтер, или руководитель).
Перед заполнением бланка можно посмотреть примеры готовых документов. Обращайте внимание именно на отдельные строки и правила внесения сведений в таблицы. На предприятии обязательно должно быть ответственное за заполнение соответствующих рапортов лицо.
Скачать образец заполнения и бланк рапорта о работе строительной машины ЭСМ-3
Внимание! Минтранс, приказом № 368 от 11.09.2020 г., добавил новые требования к заполнению путевых листов. Документ вступил в силу с 01.01.2021 г. и действует до 01.01.2027 г.
Аренда строительной техники: бухгалтерский и налоговый учет у подрядчика
Выполнение строительно-монтажных работ часто предусматривает использование арендованной строительной техники, машин, механизмов. При этом возникает немало вопросов, связанных с особенностями ее документального оформления и отражения в бухгалтерском учете затрат на содержание и эксплуатацию.
Не всегда строительные организации могут приобретать механизмы, оборудование, позволяющие снизить стоимость выполнения строительных работ, а также сократить сроки выполнения, ввиду их существенной стоимости.
Как правило, и крупные подрядные организации, и небольшие строительные организации, выполняющие строительные работы, в связи с нехваткой собственного строительного оборудования, машин и механизмов арендуют такую технику, что исключает необходимость инвестирования больших средств в оборудование, которое используется в ряде случаев нечасто.
В таких случаях арендатору не нужно заботиться об осуществлении капитального и текущего ремонта, начислении амортизации по арендуемому оборудованию.
1. Договор аренды строительной техники
1.1. Общие положения
Юридические аспекты аренды строительной техники регламентированы ГК.
Для правильного оформления договорных отношений при заключении договора аренды строительной техники следует разграничивать аренду:
1) строительных транспортных средств;
2) строительных машин, участвующих в дорожном движении и при этом не являющихся транспортными средствами;
3) строительного оборудования (механизмов), которые самостоятельно не могут участвовать в дорожном движении и не являются транспортными средствами.
Справочно
Строительные транспортные средства — механические устройства, предназначенные для движения по дороге и для перевозки пассажиров, грузов или установленного на них оборудования (грузовой автомобиль, самосвал и т.п.).
Строительные машины — устройства, применяемые для механизации строительства при производстве земляных работ (экскаватор, бульдозер, скрепер), свайных работ (копер, молот), переработки материалов (камнедробилка, грохот, мельница), бетонных работ (бетоносмеситель, бетононасос, цементовоз), арматурных и санитарно-технических работ (гибочный, отрезной станок), отделочных работ (штукатурная станция), дорожных работ (битумовоз, гудронатор, виброплита, дорожный каток, асфальтоукладчик) и др.
Строительные механизмы — совокупность подвижно соединенных деталей, предназначенных для выполнения определенной работы при строительстве зданий и сооружений (например, лебедка, таль, водяной насос и т.п.).
Во всех случаях оформление соответствующего договора является обязательным.
Вопросы аренды строительного транспорта с экипажем и без экипажа урегулированы нормами п. 1, 2 параграфа 3 главы 34 ГК, вопросы аренды строительных машин и оборудования (механизмов) — общими нормами параграфа 1 главы 34 ГК.
Общие нормы параграфа 1 главы 34 ГК применяются и к договорам аренды транспортного средства, если иное не установлено законодательством (ст. 596 ГК).
Аренда строительных транспортных средств (грузовик, самосвал и т.п.) подразделяется на аренду с экипажем (фрахт) или без экипажа.
Договор аренды строительных транспортных средств с экипажем (фрахтования) — соглашение, в соответствии с которым одна сторона (арендодатель) предоставляет другой стороне (арендатору) транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации. При этом арендодателем предоставляется квалифицированный экипаж для его управления (п. 1 ст. 603 ГК).
Арендодатель в течение всего срока договора аренды транспортного средства с экипажем обязан (ст. 605, ч. 3 п. 2 ст. 606, ст. 608, 611 ГК):
поддерживать надлежащее состояние сданного в аренду транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта и предоставление необходимых принадлежностей;
оплачивать услуги членов экипажа и нести расходы на их содержание. Члены экипажа являются работниками арендодателя;
застраховать транспортное средство и ответственность за ущерб, который может быть им причинен в процессе эксплуатации;
нести ответственность за вред, причиненный третьим лицам арендованным транспортным средством, его оборудованием, устройствами и механизмами.
На арендатора обычно возлагаются расходы на оплату топлива и других материалов, расходуемых при работе транспортного средства (ст. 607 ГК).
Арендатор может сдать арендуемое транспортное средство в субаренду, заключить с третьим лицом договор перевозки (ст. 609 ГК).
Договор аренды транспортного средства без экипажа — соглашение, в соответствии с которым арендатор получает от арендодателя за плату транспорт во временное возмездное пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации (ч. 1 ст. 613 ГК).
По условиям договора арендатор в течение всего срока договора аренды транспортного средства без экипажа обязан поддерживать надлежащее состояние арендованного транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта, своими силами осуществлять управление арендованным транспортным средством и его эксплуатацию как коммерческую, так и техническую (ст. 615, 616 ГК).
Если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства без экипажа, арендатор несет расходы на содержание арендованного транспортного средства, его страхование, включая страхование своей ответственности, а также расходы, возникающие в связи с его эксплуатацией (ст. 617 ГК).
Договор аренды строительной техники заключается в письменной форме. Существенным условием договора аренды строительных машин и механизмов является точное определение объекта аренды — данных, позволяющих конкретно установить строительные машины и механизмы, подлежащие передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным (п. 3 ст. 578 ГК).
Как отдельный пункт в договоре аренды следует прописать условия страхования арендуемой спецтехники. Если таковое является обязательным по закону, то расходы несет арендодатель. При этом в целях минимизации возможных финансовых потерь при повреждении арендованного имущества арендатор может также выступить инициатором страхования рисков при аренде строительной техники (ст. 608 ГК).
1.2. Арендная плата
Договор аренды строительных транспортных средств, машин и оборудования (механизмов) является возмездным договором, поэтому в договоре важно прописать условия, сроки, порядок взаиморасчетов с арендодателем.
Арендная плата является платой за пользование арендуемым имуществом.
В случаях, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах (ч. 2 п. 1 ст. 585 ГК).
Чаще всего арендная плата определяется за все арендуемое имущество в целом либо отдельно по каждой из его составных частей как твердая сумма платежей и может вноситься периодически либо единовременно. Кроме того, в счет арендной платы также могут засчитываться услуги, продукция, переданные арендатором арендодателю, а также возложение на арендатора обусловленных договором затрат на улучшение арендованного имущества и т.д. (п. 2 ст. 585 ГК).
В случае если строительная техника является государственной собственностью, то механизм определения и расчета арендной платы определяется в соответствии с Положением об арендной плате за движимое имущество, в ином случае — по соглашению сторон.
Размер арендной платы, установленный при заключении договора аренды строительной техники, может изменяться по соглашению сторон, если иное не предусмотрено договором (п. 3 ст. 585 ГК).
2. Документальное оформление
Передача и прием арендуемой строительной техники, как правило, оформляются актом приема-передачи и актом возврата имущества.
Акт приема-передачи имущества в аренду составляется не менее чем в двух экземплярах (один для арендодателя, другой для арендатора) (п. 1, 2 ст. 10 Закона N 57-З). К акту могут быть приложены документы, характеризующие состояние передаваемого оборудования.
При возврате имущества оформляется акт возврата арендованного имущества в двух экземплярах (п. 1, 2 ст. 10 Закона N 57-З).
Субъекты хозяйствования вправе самостоятельно разрабатывать и утверждать формы первичных учетных документов для учета работы строительных машин и механизмов, содержащие все обязательные требования, предусмотренные п. 2 ст. 10 Закона N 57-З.
При этом они могут использовать за основу ранее действовавшие формы сменного рапорта формы С-18 и путевого листа строительной машины формы С-20 и действующую в настоящее время форму справки о времени аренды строительной машины формы С-12, что будет являться наиболее оптимальным вариантом ввиду наличия всех необходимых граф для учета топлива, учета рабочего времени машиниста, данных по транспортировке и учета работы техники, данных по ответственному за безопасность проведения работ.
Справочно
Сменный рапорт являлся первичным учетным документом, определяющим показатели для учета работы строительной машины и машиниста, а также данные для начисления заработной платы машинисту, осуществления расчетов за работу строительной машины и формирования статистической отчетности.
В него вносятся сведения о сторонах по договору, наименование и марка строительной машины, данные о машинисте, стропальщиках, лицах, ответственных за безопасность проводимых работ у арендатора, сведения о наличии линий электропередачи и их напряжении, задание для работы, данные о количестве и видах использованных топливно-смазочных материалов, о продолжительности аренды (количество машино-часов), стоимости аренды. Сменный рапорт подписывается представителями сторон договора аренды, в том числе диспетчером и машинистом арендодателя, а также лицом, ответственным за безопасность работ, и начальником строительного участка со стороны арендатора. При этом заполнение сменного рапорта производится без участия машиниста (п. 21 Инструкции N 13).
Для подтверждения количества и стоимости аренды строительных машин и механизмов арендатором, а также стоимости услуг по управлению ими может использоваться справка о времени аренды строительной машины формы С-12 (ч. 1 п. 9 Методических рекомендаций N 3).
Справка формы С-12 составляется арендодателем в необходимом количестве экземпляров, но не менее двух. В справке указывается наименование строительной машины (механизма), длительность его аренды (количество машино-часов) и стоимость, подлежащая уплате с выделением НДС. Справка подписывается двумя сторонами договора аренды.
У арендатора справка формы С-12 служит основанием для отнесения на расходы затрат по эксплуатации строительных машин и механизмов, а также для расчетов между арендатором и арендодателем, у арендодателя — для отражения выручки либо задолженности арендатора (ч. 2, 3 п. 9 Методических рекомендаций N 3).
При предъявлении арендодателем справки формы С-12 на подпись арендатору к ней прикладываются справки к сменному рапорту и (или) справки к путевому листу строительной машины, примерные формы которых в настоящее время не утверждены (ч. 4 п. 9 Методических рекомендаций N 3).
О порядке отражения в бухгалтерском и налоговом учете подрядчика операций при аренде строительной техники читайте в ilex