что такое смарт арт
Создание блок-схемы с помощью SmartArt
Блок-схема представляет последовательные этапы задачи или процесса. Существует много разных макетов SmartArt, которые можно использовать для представления этапов процесса, в том числе макеты, в которые можно добавить рисунки.
В этой статье объясняется, как создавать блок-схемы, которые могут содержать рисунки. Методы, описанные в этой статье, можно использовать для создания или изменения практически любых графических элементов SmartArt. Для достижения нужного результата попробуйте использовать различные макеты.
В этой статье
Создание блок-схемы с рисунками
На вкладке Вставка в группе Иллюстрации нажмите кнопку SmartArt.
В коллекции Выбор рисунка SmartArt выберите элемент Процесс, а затем дважды щелкните Процесс со смещенными рисунками.
Чтобы добавить рисунок, в поле, в который его нужно добавить, щелкните значок , выберите рисунок, который нужно отобразить на диаграмме, и нажмите кнопку Вставить.
Для ввода текста выполните одно из следующих действий:
В области текста щелкните элемент [Текст] и введите содержимое.
Примечание: Если область текста не отображается, на вкладке Конструктор нажмите кнопку Область текста.
Скопируйте текст из другого места или программы, в области текста щелкните элемент [Текст], а затем вставьте скопированное содержимое.
Щелкните поле в графическом элементе SmartArt и введите свой текст.
Примечание: Для достижения наилучших результатов используйте это действие после добавления всех необходимых полей.
Добавление или удаление полей блок-схемы
Щелкните графический элемент SmartArt, в который нужно добавить поле.
Щелкните существующее поле, ближайшее к месту вставки нового поля.
На вкладке Конструктор в группе Создание рисунка щелкните стрелку рядом с кнопкой Добавить фигуру.
Если вы не видите вкладку Конструктор, убедитесь, что выбрали графический элемент SmartArt.
Выполните одно из указанных ниже действий.
Чтобы вставить поле на том же уровне, что и выбранное поле, но после него, выберите команду Добавить фигуру после.
Чтобы вставить поле на том же уровне, что и выбранное поле, но перед ним, выберите команду Добавить фигуру перед.
Если необходимо добавить поле в блок-схему, попробуйте добавить его перед выбранной фигурой или после нее, чтобы определить подходящее место.
Добавление поля из области текста
Поместите курсор в начало текста, куда вы хотите добавить фигуру.
Введите нужный текст в новой фигуре и нажмите клавишу ВВОД. Чтобы добавить отступ для фигуры, нажмите клавишу TAB, а чтобы сместить ее влево — клавиши SHIFT+TAB.
Чтобы удалить поле, щелкните его границу и нажмите клавишу DELETE.
Перемещение фигуры в блок-схеме
Чтобы переместить фигуру, щелкните ее и перетащите на новое место.
Чтобы фигура перемещалась с очень маленьким шагом, удерживайте нажатой клавишу CTRL и нажимайте клавиши со стрелками.
Изменение цветов блок-схемы
Чтобы быстро придать графическому элементу SmartArt профессиональный вид, можно изменить цвета блок-схемы или применить к ней стиль SmartArt. Вы также можете добавить эффекты, такие как свечение, сглаживание или объемные эффекты. Кроме того, в презентациях PowerPoint можно анимировать блок-схему.
Применение цветов темы
Щелкните графический элемент SmartArt, цвет которого нужно изменить.
На вкладке Конструктор в группе Стили SmartArt нажмите кнопку Изменить цвета.
Если вы не видите вкладку Конструктор, убедитесь, что выбрали графический элемент SmartArt.
Выберите нужную комбинацию цветов.
Совет: (ПРИМЕЧАНИЕ.) При наведении указателя мыши на эскиз можно просмотреть, как изменяются цвета в графическом элементе SmartArt.
Изменение цвета или стиля фона поля блок-схемы
В графическом элементе SmartArt щелкните правой кнопкой мыши фигуру, которую вы хотите изменить, и выберите пункт Формат фигуры.
Чтобы изменить стиль заливки, в области Формат фигуры щелкните стрелку рядом с заголовком Заливка, чтобы развернуть список, и выберите один из следующих вариантов:
Рисунок или текстура
Нажмите кнопку Цвет и выберите цвет из коллекции.
Чтобы указать степень прозрачности фонового цвета, переместите ползунок Прозрачность или введите число в поле рядом с ним. Значение прозрачности можно изменять от 0 (полная непрозрачность, значение по умолчанию) до 100 % (полная прозрачность).
Изменение типа или цвета границы
В графическом элементе SmartArt щелкните правой кнопкой мыши фигуру, которую вы хотите изменить, и выберите пункт Формат фигуры.
Чтобы изменить цвет границы, в области Формат фигуры щелкните стрелку рядом с заголовком Линия, чтобы развернуть список, и выберите один из следующих вариантов:
«Нет линий», «Сплошная линия» или «Градиентная линия»
Прозрачность (используйте ползунок или введите процентное значение)
Применение стиля SmartArt к блок-схеме
Стиль SmartArt — это сочетание различных эффектов, например стилей линий, рамок или трехмерных эффектов, которые можно применить к полям графического элемента SmartArt для придания им профессионального, неповторимого вида.
Щелкните графический элемент SmartArt, стиль SmartArt которого нужно изменить.
На вкладке Конструктор в группе Стили SmartArt выберите нужный стиль.
Чтобы увидеть другие стили SmartArt, нажмите кнопку Дополнительные .
Если вы не видите вкладку «Конструктор», убедитесь, что выбрали графический элемент SmartArt.
Если навести указатель мыши на эскиз, можно увидеть, как изменяется стиль графического элемента SmartArt.
Кроме того, вы можете перемещать фигуры или изменять их размер, а также добавлять заливку, эффекты и рисунки.
Анимация блок-схемы
Если вы используете PowerPoint, можно анимировать блок-схему, чтобы привлечь внимание к отдельным фигурам.
Щелкните графический элемент SmartArt, который вы хотите анимировать.
На вкладке Анимация в группе Анимация щелкните Параметры эффектов и выберите параметр Последовательно.
Примечание: Если скопировать блок-схему с примененным к ней эффектом анимации на другой слайд, эффект также будет скопирован.
Выбор графического элемента SmartArt
Каждый макет SmartArt по-разному отображает содержимое и улучшает посыл, который вы хотели донести. Некоторые макеты просто добавляют визуальную законченность маркированному списку, а другие макеты (например, организационные диаграммы и диаграммы Венна) разработаны для отображения определенных видов сведений.
Совет: Для просмотра дополнительных сведений открывайте разделы ниже.
Прежде чем выбрать макет для рисунка SmartArt, следует обдумать содержимое рисунка и необходимость отображения сведений определенным образом. Поскольку можно быстро и легко выбирать различные макеты, попробуйте несколько разных типов и найдите тот, который лучше всего подходит для иллюстрации замысла. Тип аналогичен категории, с его помощью можно быстро выбрать нужный макет. Поэкспериментируйте с различными типами. Таблица не содержит полный список возможных вариантов, но ее можно использовать в качестве отправной точки.
Отображение непоследовательных сведений.
Отображение этапов процесса или временной шкалы; создание блок-схемы.
Отображение непрерывного процесса.
Создание организационной диаграммы.
Отображение дерева решений.
Отображение связи частей в едином целом.
Отображение отношений пропорциональности. Компоненты сужаются сверху вниз или снизу вверх.
Использование рисунков главным образом для передачи определенной идеи или выделения содержимого.
Оцените также размер имеющегося текста, поскольку от него зависит вид макета и необходимое число фигур в макете. Снабжены ли некоторые главные пункты подпунктами? Что более значимо: детали или итоговые пункты? В общем, графические элементы SmartArt наиболее эффективны, когда число фигур и количество текста достаточно для отображения ключевых моментов. Большое количество текста может негативно сказаться на визуальном представлении графического элемента SmartArt и сделать его трудным для восприятия. Тем не менее, в некоторых макетах, например Трапециевидный список (тип Список) предусмотрено большое количество текста.
Для каждого типа графического элемента SmartArt доступны уникальные макеты. Некоторые содержат замещающую рамку рисунка. Некоторые макеты состоят из отдельных фигур для каждого элемента данных, включая подпункты. В других макетах подпункты объединены с итоговыми пунктами. Просмотр расположения ключевой информации по отношению к подробностям помогает понять, какой фрагмент привлечет наибольшее внимание аудитории. Убедитесь, что наиболее важные данные находятся в области повышенного внимания.
Некоторые макеты для рисунка SmartArt содержат ограниченное количество фигур. Например, макет Уравновешивающие стрелки (тип Связь), предназначен для отображения двух противоположных идей или концепций. Текст может содержаться только в двух фигурах, и макет изменить нельзя, чтобы отобразить больше идей или концепций. При выборе макета с ограниченным количеством фигур можно указать, какую часть содержимого не следует отображать в рисунке SmartArt, так как рядом с этими элементами в области «Текст» появится красный знак «Х» (а не маркер).
Чтобы отобразить больше двух идей, выберите другой макет графического элемента SmartArt с более чем двумя фигурами для текста, например макет Простая пирамида (тип Пирамида). Помните, что изменение макета графического элемента SmartArt или его типа может повлиять на восприятие данных. В частности, макет графического элемента SmartArt со стрелками вправо, например Простой процесс (тип Процесс), отличается по смыслу от графического элемента SmartArt со стрелками, расположенными по кругу, например Непрерывный цикл (тип Цикл).
При смене на другой макет графического элемента SmartArt большая часть текста и другого содержимого, а также цвета, стили, эффекты и форматирование текста автоматически переносится в новый макет.
Содержимое можно просмотреть, чтобы выяснить, является ли какая-либо его часть менее важной для сообщения. Графические элементы SmartArt, содержащие меньшее количество понятий и текста, часто являются наиболее приемлемыми.
Если нужный макет найти не удается, можно добавить и удалить фигуры в графическом элементе SmartArt, чтобы настроить структуру макета. Например, в макете Простой процесс (тип Процесс) отображаются три фигуры, а для иллюстрации необходимо только две или, наоборот, пять фигур. По мере добавления или удаления фигур и редактирования текста расположение фигур и количество текста внутри этих фигур будут обновляться автоматически, подстраиваясь под первоначальный дизайн и границы макета графического элемента SmartArt.
При выборе нового макета отображается замещающий текст (например, [Text]). Замещающий текст не выводится на печать и не отображается во время презентации PowerPoint. Вместо замещающего текста можно ввести собственное содержимое. Если переключаются макеты с замещающим текстом, в новом макете замещающий текст также будет отображен. Следует обратить внимание, что фигуры отображаются всегда и будут печататься до тех пор, пока не будут удалены.
Также стоит учесть размер места, в котором будет помещен графический элемент SmartArt. Например, если область размещения вытянута вверх и узкая, следует выбрать вертикальный макет, например Ступенчатый процесс (тип Процесс ), а не горизонтальный макет, например Стрелки процесса (тип Процесс ).
Некоторые макеты имеют неизменные пропорции, поэтому не смогут заполнить все свободной пространство. Пропорция — это отношение между шириной и высотой рисунка. Например, если макет Сетчатая матрица (тип Матрица) размещается в области, которая по ширине больше ее высоты, графический элемент SmartArt не сможет занять всю ширину области. Чтобы изменить пропорции, можно изменить макет слайда или документа, размер области, где будет размещен графический элемент SmartArt (изменив таким образом вид графического элемента SmartArt), или переключиться на другой макет графического элемента SmartArt с другими пропорциями.
Где находятся средства SmartArt?
Графические элементы SmartArt и инструменты доступны в Excel, PowerPoint и Word.
Все инструменты для графических элементов SmartArt можно найти на панели инструментов SmartArt. Чтобы активировать панель инструментов SmartArt, щелкните графический элемент SmartArt. Если в документе еще нет рисунка, создайте его, следуя инструкциям в окне Создание рисунка SmartArt.
Инструменты SmartArt находятся на двух вкладах: Формат и Конструктор.
На вкладке Конструктор можно изменить макет графического элемента SmartArt, изменить его стиль или цвета, используемые в рисунке SmartArt.
На вкладке Формат можно изменить фигуры в графическом элементе SmartArt, их стиль и цвета. Здесь также находятся инструменты, которые помогают применять эффекты и стили текста, а также изменять размер графического элементов SmartArt. С помощью инструментов в группе Упорядотка можно изменять положение и ориентацию рисунков и фигур, а также изменять макет текста в графическом элементе SmartArt.
Быстрый доступ к инструментам SmartArt
Чтобы быстро отредактировать графический элемент SmartArt или фигуры в нем, щелкните его правой кнопкой мыши или на фигуре.
Чтобы быстро изменить фигуры в графическом элементе SmartArt, щелкните фигуру правой кнопкой мыши, чтобы вызвать контекстное меню. Чтобы одновременно изменить несколько фигур, щелкните их, удерживая нажатой кнопку CTRL, а затем щелкните их правой кнопкой мыши.
Чтобы изменить фигуру, например с круга на любую другую фигуру, включая стрелки или звезды, щелкните фигуру правой кнопкой мыши, выберите изменить фигуру ивыберите фигуру из списка.
Чтобы создать идеальный графический элемент SmartArt, можно использовать множество сочетаний. Чтобы восстановить параметры фигуры в графическом элементе SmartArt, щелкните ее правой кнопкой мыши и выберите восстановить фигуру.
Для чего предназначены рисунки SmartArt
Рисунки SmartArt — это картинки с готовыми блоками. Вы выбираете блок, который вам нужен, и вставляете его в ячейку.
Щелкните на кнопке SmartArt. Откроется окно, в котором нужно выбрать подходящий рисунок. Можете полистать, ознакомиться с группами рисунков. Для иллюстрации я выбрала из группы Цикл рисунок Простой цикл (рис. 4.9).
Рис. 4.9. Выбор рисунка SmartArt
Поскольку эти рисунки используются для описания разных процессов как наглядное подтверждение работы, может быть, вам и понадобится вставить такой рисунок в таблицу. Поэтому расскажу о них чуть подробнее.
Когда вы вставите рисунок в ячейку, сразу появится новая группа вкладок Работа с рисунками SmartArt, состоящая из двух вкладок — Конструктор и Формат (рис. 4.10).
Рис. 4.10. Рисунок SmartArt в ячейке. Вкладка Конструктор
С помощью вкладки Конструктор вы можете сделать следующее.
Рис. 4.11. Вводим текст в фигуры
Рис. 4.12. Вводим текст второго уровня в фигуру
Рис. 4.13. Рисунок из группы Иерархия
Рис. 4.14. Уровень фигуры повысился
Если вы слишком сильно увлеклись видоизменением макета, то нажмите кнопку Восстановить рисунок группы Сброс, чтобы вернуть макету первоначальный вид.
Рис. 4.15. Вместо текста второго уровня — новая фигура
На вкладке Формат для работы с рисунками SmartArt собраны команды для изменения каждой отдельной фигуры (рис. 4.16).
Рис. 4.16. Вкладка Формат для работы с рисунками SmartArt
Используя инструменты этой вкладки, вы можете сделать следующее.
«Коллекционеры — люди с амбициями»: как стартап Smart Art зарабатывает на искусстве
В выставочном пространстве ММоМА на Гоголевском бульваре до 17 ноября идут две выставки: Анастасии Потемкиной «Когда цветы не отбрасывают тени» и Дарьи Иринчеевой «Непрерывная функция». Оба проекта организованы при поддержке Smart Art, компании, основанной арт-консультантами, экс-топ-менеджерами российского отделения Christie’s Екатериной Винокуровой и Анастасией Карнеевой.
Что же такое Smart Art? Это все-таки не галерея?
Екатерина Винокурова: Мы — консалтинговая компания в сфере искусства.
Анастасия Карнеева: Мы не галерея. В России только развивается рынок искусства и почти нет галерей, которые бы отвечали мировым критериям.То есть проблема не только в галереях или в галеристах, в художниках или в нас.
Е.В.: У нас другие правила игры.
Получается, вы сами себе придумали правила?
Е.В.: Да, мы придумали модель, которая, как мы считаем, более приемлема для нашей аудитории и для московского рынка. Мы учли опыт, полученный в аукционном доме Christie’s, когда открывали собственное дело. Мы решили создавать самостоятельные проекты на разных площадках, а не работать с одним и тем же небольшим пространством. Поэтому у нас нет своей постоянной выставочной площадки.
А.К.: Мы понимали, что хотим делать полноценные проекты с куратором, каталогом, чтобы художник мог высказать свою идею на все 100 процентов. К тому же у нас много знакомых коллекционеров, наших друзей, которые стали коллекционерами, плюс, знакомых наших знакомых, которые хотели получить консультации и советы по покупке и по уже существующему собранию. А галерея все-таки, должна заниматься именно своими художниками, продавать их работы. Формат нашего бизнеса предполагает развитие карьеры художников и частных и корпоративных коллекций искусства. Для нас важны оба эти направления.
Когда вы организуете выставку, как решается вопрос оплаты работы куратора, аренды помещения, выпуска каталога?
Е.В.: Мы делаем фандрайзинг, то есть ищем спонсоров под каждый проект. Обычно к нам приходит художник с новым проектом, как сейчас, например, Сергей Сапожников. Мы вместе составляем бюджет, решаем, какого куратора пригласить, российского или иностранного.
А.К.: Мы вместе с художником выбираем пространство. Если мы решаем, что для конкретного проекта подходит Третьяковская галерея, то мы с Катей начинаем вести переговоры. Это продюсерская работа. Просто в нашей области нет такой профессии, как продюсер. Примерно так работают театральные продюсеры.
Но у театральных продюсеров все в минус, если их послушать.
Е.В.: Нет, у нас все более радужно.
А.К.: Мы ставим целью продать все. Мы хотим, чтобы наши художники зарабатывали своим трудом. Мы не хотим, чтобы им бесконечно давали гранты, кто-то помогал деньгами.
Е.В.: Да, мы хотим, чтобы искусство продавалось.
Какой у вас договор с художниками? Какой процент от продажи вы забираете себе?
Е.В.: В галереях это обычно 50%.
Сколько у вас художников?
Е.В.: Десять. Мы поставили перед собой цель — сделать каждому художнику персональную выставку. Но художники все разные. Некоторые, действуют более активно, как, например, Сергей Сапожников. Он сделал персональную выставку, сейчас планирует еще одну, и еще у него две задумки. А некоторых приходится «подталкивать».
А.К.: Мы верим в этих художников, в их талант, и в то, что их искусство останется в истории. Мы понимаем, что хотя это и тяжело, и не всегда приятно, в принципе, это правильный подход, который должен использовать галерист.
Какие критерии отбора? Эти художники вам самим лично нравятся?
Е.В.: Да, конечно. Это и наш субъективный выбор, и объективный критерий. Мы работаем не с начинающими художниками, а с теми, у кого уже есть определенное количество персональных проектов. Кто-то участвовал в биеннале, кто-то уже был на Манифесте. Например, Саша Паперно — серьезный художник с большим стажем. В этом году с нашим проектом «Любовь к себе среди руин» она номинирована на Премию Кандинского. Света Шуваева была номинирована на «Инновацию» с нашим проектом «Последние квартиры с видом на озеро».
А.К.: Галереи занимаются молодыми, они находят таланты. Потом, когда художники доходят до определенного уровня развития и узнаваемости, ими занимаются более крупные в международном контексте галереи. Но поскольку наш рынок находится в стадии развития, художникам особо некуда пойти. Мы пытаемся занять эту нишу.
Е.В.: У нас есть план — сделать всем персональные выставки. Сейчас решаем, как развиваться дальше. Может быть, будем делать групповые проекты или приглашать иностранных художников. План до конца 2021 года у нас уже составлен. Авторы, с которым мы работаем, уже готовы к тому, чтобы начинать карьеру на западе, но у них нет возможностей и связей для выхода на этот рынок.
А.К.: Вообще-то и для страны, и для рынка, важно, чтобы художники, развиваясь, оставались в стране. Сейчас ведем переговоры с российским художником, который вообще не работал в России. В любом случае, к иностранным проектам нужно серьезно подходить, потому что мы делаем их с нуля, и от идеи до окончания выставки у нас уходит от одного до двух лет — и это здесь, в России. А там это может быть минимум два года.
Сколько человек в вашем пуле коллекционеров?
Е.В.: Мы работаем с коллекционерами, которые собирают наших современных художников, которых мы продюсируем и продаем, и еще консультируем коллекционеров по искусству XX-XXI веков. Соответственно, у нас есть разделение на тех, кто собирает совсем молодое искусство, и на тех, кто собирает авторов уже со стажем.
А.К.: Со времен Christie’s у нас налажены контакты со всеми возможными международными экспертами по всем категориям. То есть, если кто-то хочет найти, например, французских ориенталистов, мы их найдем.
Е.В.: Наш пул коллекционеров включает 30-40 человек, и он постоянно растет. Бывают случаи, когда к нам приходят люди, которые до этого никогда не покупали произведения искусства, входят во вкус и возвращаются еще и еще.
Вы видите эволюцию вкусов?
Е.В.: Если вспомнить, что покупали коллекционеры из России десять и пять назад и сейчас — разница есть.
А.К.: Люди, которые покупают современное искусство, в 99% случаев никогда не будут покупать искусство других категорий, а коллекционеры из других категорий чаще всего переходят на современное искусство. Это важно, потому что искусство классическое — оно, как правило, понятное. Поэтому начинать с классики проще. Но инвестиционно привлекательнее современное искусство, потому что оно растет в цене. Это искусство нашего времени, оно отражает то, что с нами сейчас происходит, его создают наши современники. Не обязательно погружаться во времена Рембрандта, изучать, что там было на повестке дня.
Е.В.: Хорошего Рембрандта практически невозможно достать, даже если у вас есть деньги, но можно собирать, например, Джорджа Кондо в расширенном виде.
А.К. Коллекционеры — люди с амбициями. Никто не скажет: «Дайте мне третьесортного Пикассо, не важно какого, лишь бы был Пикассо».
Что происходит с людьми, у которых меняются вкусы? Их жизнь меняется?
Е.В.: Ты изначально выбираешь глазами, это твоя эстетика, но она меняется по мере того, как ты начинаешь узнавать больше про художественный мир. Мой вкус за 10 лет поменялся. У меня есть работы, которые я бы сейчас не купила.
А.К.: Есть художники, которые исчезают так же незаметно, как и появляются. Учитывая, что мы работаем в этой области, мы уделяем этому очень много времени, проще узнать у нас, чем самому начинать весь этот путь с начала. Вкус становится тоньше, выбор — осознаннее. Коллекционер начинает изучать ситуацию, понимает, какие есть группы художников, истории, которые за этим кроются, концепции, движения, историческое развитие, географический и временной контекст.
Раньше покупатели чаще искали элемент декора на стену, сейчас — работу с интересной идеей или историей.
Е.В.: Например, к нам пришла компания «Акрон». Это серьезная корпорация, директор — молодой западный менеджер. Они хотят, чтобы у сотрудников был доступ к современному искусству, планируют организовать цикл лекций, мы уже обсуждали это с ММоМА.
Как часто вы убеждаете своих клиентов что-то купить личным примером? Показываете свои собрания?
А.К.: Мы заряжаем своим энтузиазмом, показываем и рассказываем, почему купили определенную работу, почему повесили именно тут, как одна работа связана с другой. Когда люди узнают нас, они понимают, зачем мы это делаем.
Е.В.: Приглашаем в гости близких друзей. Потом к нам приходят знакомые знакомых, друзья друзей. Получается сарафанное радио.
Е.В.: Начинать коллекционировать с квартиры — хорошая идея. Потому что потом квартира перерастает в офис, офис — в дачу, а потом уже негде хранить работы. Получается коллекция. Как только человек начинает интересоваться и активно внедряться в эту сферу, то понимает, что тема бесконечная.
А как часто работы современных художников перепродаются? Или сейчас все находятся в периоде накопления?
Е.В.: В отчете UBS есть данные опроса американских коллекционеров в 2018 году. Согласно статистике, 87% хотят оставить свои коллекции детям, внукам, компаниям и музеям. А более 69% ни разу не продавали ни одну работу из своих коллекций. То есть, инвестиция в искусство — это долгосрочная история. Хотя принято считать, что это спекулятивный рынок, что ты можешь купить одну работу, продать ее через 3 месяца и заработать. Хоть такие истории и есть, в основном, это долгосрочные инвестиции.
Но долгосрочной инвестицией может быть и пейзаж голландского мастера XVII века. А какой-нибудь концептуалист может очень быстро надоесть.
Е.В.: Через 10 лет, скорее всего, вы продадите голландского мастера за столько же, за сколько вы его и купили, если нет никаких кризисов. Он не обещает вам грандиозных подъемов, если только он не окажется внезапно Леонардо да Винчи.
Вот на недавнем аукционе Phillips все рекорды побил KAWS. Его нужно сейчас покупать?
Е.В.: Нет. Знаете, сколько художников, которые на протяжении 15 лет нашей работы появлялись на горизонте, становились звездами, а потом исчезали также бесследно? Из Gagosian, из Phillips. Просто исчезали.
А.К.: KAWS нам лично не нравится. Это субъективная история. Это же не значит, что все искусство, которое существует, должно нравиться.
Например, Ай Вэйвэй – художник или не художник? Вот, куратор Франческо Бонами, например, объявил ему войну, заявил, что он не художник, а все, что он делает ради пиара. Сейчас очень модно, например, афро-американское искусство. Западный рынок сошел с ума от этого, но у наших коллекционеров оно почти не вызывает отклика.
Е.В.: Я не вижу, чтобы наши коллекционеры сейчас бросились покупать Акунили Кросби.
А.К.: То есть даже если вы делаете какую-то инвестицию, странно покупать что-то, что не близко вашим вкусам или вам не нравится. Поэтому мы, конечно, рекомендуем покупать то, что, в первую очередь, близко, что нравится, связано с эмоциями, с вашей жизнью.
То есть арт-экспертиза требует эстетической, этической и эмоциональной реакции?
А.К.: Да, эстетическая, эмоциональная и рациональная экспертиза.
Е.В.: Когда приходят коллекционеры, я честно говорю, что мне нравится, а что — нет. Мы начинаем с того, что показываем наш пул художников, но если они не нравятся, ничего страшного, идем дальше.
Назовите десять ваших любимых российских художников. В кого вы бы инвестировали сейчас?
Е.В.: Мне нравится Евгений Антуфьев. Я купила его работу в этом году.
Евгений Антуфьев входит в число художников Smart Art?
Е.В.: Нет, но мы знакомы, ходили на его выставку в ММАМ. После выставки я купила в галерее Artwin работу. У нас нет задачи сейчас работать с Антуфьевым, его уже представляют Artwin и одна хорошая молодая западная галерея.
А.К.: Мы приглашали сотрудничать тех художников, которые не связаны с галереями. Чтобы не создавать лишней конкуренции.
Е.В.: Поэтому у нас всего десять художников. «Куда бегут собаки» и Таус Махачева нам нравятся.
А.К.: Александра Сухарева, с которой мы не работаем, очень хорошая художница, и Андрей Кузькин.
Е.В.: Еще мы любим Павла Пепперштейна.
А.К.: Дмитрий Окружнов и Мария Шарова. У них очень хорошая масштабная живопись с интересной концепцией. Я бы их купила, но у них трехметровые картины, пока непонятно, куда вешать.
Е.В.: Из наших – это Сергей Сапожников и Света Шуваева. На первой выставке Сергея Сапожникова, которую мы организовали в пространстве кинотеатра «Ударник», мы продали около 60 его работ, всего на 13 миллионов рублей. Света Шуваева — молодец, она сделала такой красивый проект в ММоМА в прошлом году. После выставки ее работу купил музей MKHA в Антверпене, и открывал ей летний сезон в мае этого года. В ноябре Света уезжает в Шанхай в арт-резиденцию, мы финансово помогли с поездкой.
А.К.: У нас есть грант, который, например, в прошлом году мы вручали художникам на оплату студий. Сначала мы долгое время снимали студию Urban Fauna Lab, потом мы давали грант Саше Галкиной. Каждый год мы выбираем.
Кто из художников Smart Art чемпион по продажам?
Е.В.: Сережа Сапожников и Саша Паперно. У Саши Паперно меньше работ, но они дороже в цене. Саша — уже известный художник, которой мы сделали первую персональную выставку за 10 лет. Она работает очень долго. Помню, она писала картину для меня, и я спросила, когда она ее закончит. Саша ответила, что закончит за четыре месяца, а в итоге она дописывала еще 8. У нее многослойная живопись, поэтому она долго и кропотливо создает свои проекты.
А.К.: Одна из самых интересных экскурсий, которые мы делаем для коллекционеров — это визит в студию к Саше Паперно.
Е.В.: Сейчас мы будем издавать каталог к ее выставке, которая прошла почти год назад. И весь этот год Саша работала над каталогом. Нам нужно было отснять работы для каталога, потому что все они были созданы Сашей специально к ее выставке. А Сергей Сапожников на своей выставке в Третьяковке хочет показать работы, которые находятся в частных и корпоративных коллекциях. Например, в собрании Третьяковки сейчас пять его работ. Так же покажем работы из наших личных коллекций, из коллекции Газпромбанка.
На счету Smart Art есть корпоративные собрания?
Е.В.: Да. Компания «Акрон». Коллекцию мы начали создавать с нуля примерно два года назад. Они купили работы Сережи Сапожникова из его проекта Dance в ММоМА. Также у них есть работы Саши Паперно с нашей последней выставки. У них есть определенный годовой бюджет, поэтому они хотят пополнять свою коллекцию.
А.К.: Мы плотно работаем с Газромбанком. Совместно организуем выставку Сережи Сапожникова в Третьяковке. Также они покупают у нас работы для своей корпоративной коллекции. У нас нет первоначальной задачи что-то продать, хоть мы и коммерческая компания. В отличие от больших корпораций, мы хотим вырастить новое поколение коллекционеров.
Кто ваши конкуренты?
Е.В.: У нас очень небольшая галерейная среда, и чем больше есть клиентов, тем лучше всем. Мы открыто со всеми общаемся.