что такое служба авиационной безопасности
Служба авиационной безопасности
Служба авиационной безопасности | |
САБ | |
Страна: | |
Создана: | 12 июля 1973 |
Руководство | |
Руководитель: |
Служба авиационной безопасности (САБ) — система органов безопасности аэропортов, осуществляющая в пределах своих полномочий решение задач по обеспечению авиационной безопасности Российской Федерации.
Содержание
История
В 1970-е годы угрозы захватов и угонов воздушных судов из СССР за границу стали будоражить мировую общественность. Руководство страны потребовало от своих режимно-охранных органов пресечения актов незаконного вмешательства (АНВ) в деятельность гражданской авиации (ГА), которые все чаще заканчивались тяжелыми последствиями.
12 июля 1973 года по распоряжению Совмина СССР № 1414-рс в Министерстве гражданской авиации СССР было создано Управление режима, предназначенное для комплексного решения задач по своевременному предупреждению и пресечению возможных попыток угона воздушных судов за границу, совершения других преступных актов против гражданской авиации.
На этом этапе режимного обеспечения безопасности ГА были созданы первые нормативные документы по досмотру пассажиров, а также по предотвращению захватов и угонов воздушных судов за границу. Были усилены меры по охране авиационной техники и особо важных объектов ГА, а также по сохранению государственной и служебной тайны, положено начало созданию отечественной промышленностью технических средств досмотра и их внедрения в эксплуатацию в аэропортах. В 1978 году появились первые образцы отечественных стационарных металлоискателей, а в 1980 — первые рентгено-телевизионные интроскопы.
18 декабря 1983 года была совершена попытка захвата самолета Ту-134 в Тбилиси (погибло 7 человек) и 8 марта 1988 года осуществлен захват в аэропорту Иркутск семьей Овечкиных самолета Ту-154 (погибло 9 человек). Меры авиационной безопасности в то время обеспечивала милиция вместе со службами аэропорта.
В 1988 году Правительство СССР дало поручение Министерству ГА СССР реорганизовать систему защиты деятельности ГА от АНВ. В Министерстве ГА Управление режима было переименовано в Управление авиационной безопасности (АБ). Юридическая ответственность за допущенные угоны самолетов и совершенные акты незаконного вмешательства была возложена на гражданскую авиацию. По поручению Совмина СССР Министерству ГА было предложено разработать Государственную Программу защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства.
В 1990 году только за полгода, начиная с 9 июня и по 30 декабря, в гражданской авиации СССР было совершено 9 угонов и 23 попытки захвата и угона самолетов. Основной причиной угонов ВС явилась неготовность летного состава к появлению на борту воздушного судна преступника, так как из расписания курсов подготовки и повышения квалификации летного состава были исключены вопросы авиационной безопасности. Директивы Министерства, инструктажи летного состава, возобновление занятий с пилотами и бортпроводниками помогли дать результат. Угоны прекратились, а попытки захватов воздушных судов не приносили успеха преступникам. Многие экипажи воздушных судов были награждены правительственными наградами за проявленное мужество при защите пассажиров и воздушных судов от террористов.
В настоящее время в системе подготовки по АБ заняты 3 учебных авиационных заведения и 26 авиационных учебных центров (АУЦ и ЦПАП) России. Подготовку и переподготовку прошли тысячи специалистов. Данному вопросу отводится главенствующая роль, наравне с вопросами технического переоснащения служб.
В 1991 году, в связи с ликвидацией Министерства ГА СССР, во вновь образуемом Министерстве транспорта РФ был создан Департамент воздушного транспорта, в составе которого имелся Отдел Авиационной Безопасности.
В 1991—1993 годы, в связи с проходящими реформами нормативная база быстро устаревала. Практической опорой оставались только документы ИКАО. В этот период приоритетным являлось нормативно-правовое обеспечение, создание полного пакета необходимых документов, регламентирующих деятельность в области АБ. Наиболее значимым из них было Положение «О Федеральной системе обеспечения защиты деятельности ГА от актов незаконного вмешательства», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации. По существу — это государственная программа, но только не подкрепленная разделами финансирования мероприятий по обеспечению АБ. Требования этого документа послужили основой для разработки и ввода в действие: «Руководства по досмотру членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади и багажа, грузов, бортзапасов», «Положения о пропускном и внутриобъектовом режиме в аэропортах, авиапредприятиях, организациях и учреждениях гражданской авиации», «Типового положения о службе авиационной безопасности аэропорта» и «Типового положения о службе авиационной безопасности эксплуатантов и организаций ГА», «Памятки экипажу воздушного судна по действиям в чрезвычайной обстановке», межведомственных соглашений по взаимодействию и пресечению АНВ, различных инструкций и положений.
В аэропортах в 1994—1997 годы были проведены организационно-технические мероприятия — созданы службы авиационной безопасности.
В марте 1997 года был принят Воздушном кодексе РФ, в котором впервые появилась глава «Авиационная безопасность», раскрывающая вопросы деятельности служб АБ. В текущем, 2007 году, принят Федеральный закон «О транспортной безопасности», который ставит задачи и регламентирует деятельность по защите от актов незаконного вмешательства инфраструктуры и транспортных средств всего транспортного комплекса России.
Для реализации положений и требований Воздушного кодекса РФ и Федеральной системы обеспечения защиты деятельности ГА от АНВ в гражданской авиации в 1998 году была введена в действие система обязательной сертификации деятельности юридических лиц по обеспечению авиационной безопасности (утверждено «Положение по процедурам сертификации авиационной безопасности»), распространяющаяся на аэропорты, авиакомпании и другие организации ГА. В настоящее время создана и набирает темпы развития система лицензирования деятельности в области АБ.
В связи с чередой структурных реформ 1997—2004 годов и наращиванием задач Отдел АБ преобразовался в Управление транспортной безопасности Ространснадзора, на который совместно с отделами АБ территориальных органов Госавианадзора была возложена функция по государственному контролю и надзору за полнотой соблюдения законодательства в области авиационной и транспортной безопасности, защиты транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства и угроз совершения террористических актов.
В июне 2008 года Комиссия ИКАО проводила плановую проверку соответствия мер авиационной безопасности в России международным Стандартам в области АБ.
Официальное толкование
П. 1 ст. 114 Воздушного кодекса РФ от 19.03.1997 № 60-ФЗ.
СОЗДАНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СЛУЖБЫ АВИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Создание САБ в системе функционирования аэропорта занимает одно из важных мест. Это связано с тем, что правильное осуществление мер определяет сохранность жизни и здоровья пассажиров и сотрудников аэропорта, их имущества, материальных ценностей самого аэропорта.
Сотрудники САБ наделяются особыми полномочиями по обеспечению безопасности в аэропортах. Так они имеют право осуществлять:
■ надзор за выполнением требований безопасности работниками всех служб аэропорта;
— пассажиров и их вещей при регистрации,
— членов экипажа и их вещей перед посадкой на борт воздушного судна,
— воздушного судна в случае сигнала о его заминировании;
■ защиту объектов аэропорта от доступа посторонних лиц;
■ другие функции, проводимые совместно с ФСК и МВД России.
Создание САБ связано с тем, что террористическая активность за последние годы выросла и стала глобальной угрозой. Террористические акты используются, как способ давления на правительство, политических противников.
Особенно привлекательными для террористов являются объекты авиационного транспорта, которые наиболее уязвимы по сравнению с другими видами, а также объекты аэропортов.
Террористические акты на воздушном транспорте сопровождаются большим количеством человеческих жертв, вызывают политический резонанс и дестабилизацию в обществе и рассматриваются в виде незаконного вмешательства в деятельность в области авиации.
Незаконное вмешательство в деятельность в области авиации рассматривается как один из видов противоправных действий (бездействий), угрожающих безопасной деятельности в области авиации, повлекших за собой несчастные случаи с людьми, материальный ущерб, захват или угон воздушного судна либо создавших угрозу наступления таких последствий.
САБ аэродромов и аэропортов и службы авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий) являются службами с особыми уставными задачами.
Основными задачами службы авиационной безопасности аэропорта являются:
■ предотвращение и пресечение (совместно с органами ФСК и МВД России) попыток захвата (угона) воздушных судов;
■ обеспечение охраны территории аэропорта и расположенных на ней объектов, включая авиационную технику, зоны рабочих секторов, курсовых и глиссадных радиомаяков, объектов управления воздушным движением, радио — и светотехнического оборудования аэродромов, складов горюче-смазочных материалов, коммерческих складов;
■ организация контролируемых зон в аэропортах и обеспечение пропускного режима;
■ разработка программ и организация обучения членов экипажей воздушных судов, сотрудников подразделений и служб эксплуатантов воздушных судов и других организаций, расположенных на территории аэропорта, мерам по обеспечению авиационной безопасности;
■ осуществление надзора за соблюдением норм, правил и процедур по авиационной безопасности эксплуатантами воздушных судов и организациями, базирующимися на территории аэропорта или пользующимися его услугами;
■ предоставление эксплуатантам воздушных судов дополнительных услуг по авиационной безопасности (охрана воздушных судов, дополнительный досмотр воздушного судна и др.) на договорных условиях.
Авиационная безопасность в аэропорту обеспечивается комплексом мер (действий для обеспечения авиационной безопасности), предусматривающих создание и функционирование САБ, с целью:
■ охраны аэропортов, воздушных судов и объектов гражданской авиации;
■ досмотра членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов;
■ предотвращения и пресечения попыток захвата и угона воздушных судов и других задач, связанных с защитой жизни работников различных служб аэропорта, пассажиров и материальных ценностей.
Работа САБ строится на принципах безопасности, к которым можно отнести:
■ ориентирующие, учитывающие человеческий фактор в работе всех служб аэропорта, так как порой этот фактор является определяющим в системе обеспечения безопасности функционирования такой сложной системы как аэропорт;
■ управленческие, в основе которых лежит ответственность работников САБ. Например, ведение журналов сдачи-приёма воздушных судов, зданий, сооружений аэропорта, его объектов под охрану;
■ организационные — зонирование территории аэропорта (создание контролируемых зон, обеспечение пропускного и внутриобъектового режима);
■ технические — использование специальной техники (интра — скопов, металлоискателей, ограждений и др.)
Сотрудники САБ аэропортов проходят специальную профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку в сертифицированных образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования по утверждённым учебным программам с получением документа установленного образца.
В функции руководства аэропортом входит разработка программ обеспечения авиационной безопасности. Эти программы содержат комплекс мер по обеспечению авиационной безопасности применительно к особенностям условий базирования, географии полётов воздушных судов, типов эксплуатируемых воздушных судов, объёма пассажирских и грузовых перевозок и другим факторам.
Программы строятся на методах безопасности, таких как:
Метод А — (разделение объектов защиты от объектов опасности. Этот метод предполагает создание зон контролируемых территорий, разделение объектов аэропорта по функционированию, использование ограждений, разделяющих зоны аэропорта и др.
Метод Б — приведение действующих объектов в состояние готовности к противодействию незаконного вмешательства (терроризма) на территории аэропорта и его объектов, включая разрешение на досмотр воздушных судов, их экипажей, пассажиров и различного груза, предназначенного для перевозки воздушными судами, а также охрану объектов на территории аэропорта.
Метод В учитывает обучение персонала аэропорта, контроль зданий, сооружений и объектов его, постоянное повышение квалификации сотрудников САВ, проведение своевременных инструктажей, в том числе и с пассажирами аэропорта.
В проектах вновь строящихся или реконструируемых аэропортов предусматривается наличие:
— пассажиров, ручной клади и багажа, оборудованных техническими средствами досмотра. В случае отсутствия такого помещения организуются зоны контроля пассажиров,
— почты, грузов и бортовых запасов;
■ проведения личного (индивидуального) досмотра пассажиров;
■ размещения сотрудников САБ, сотрудников органов внутренних дел;
■ отдыха дежурных смен САБ;
• Контрольно-пропускных пунктов (КПП).
• Ограждений аэропортов по периметру.
САБ аэропорта обеспечивает выполнение требований по авиационной безопасности и подчиняется непосредственно руководителю администрации аэропорта.
Авиационная безопасность (САБ)
Авиационная безопасность
Что такое авиационная безопасность?
Авиационная безопасность — это комплекс мер, а также людские и материальные ресурсы, предназначенные для защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства.
Что такое Акты незаконного вмешательства?
Акты незаконного вмешательства — это акты или попытки совершения актов, создающие угрозу безопасности гражданской авиации и воздушного транспорта включая, в том числе следующее:
Службы авиационной безопасности создаются с целью осуществления мероприятий по обеспечению защиты, безопасности пассажиров, членов экипажей, авиационного персонала, воздушных судов. (Это люди которые обеспечивают безопасность пассажиров, так же воздушных судов.
Авиационная безопасность в целом
Кто такой инспектор САБ и что он может?
Инспектор службы авиационной безопасности — это работник службы авиационной безопасности, осуществляющий предполетный досмотр пассажиров, ручной клади, багажа, грузов, почты, бортовых запасов, членов экипажей, а также авиаперсонала при входе в контролируемую зону аэропорта.
В обязанности инспектора авиационной безопасности входит —контроль за соблюдением требований норм, правил и процедур по авиационной безопасности пассажирами и работниками гражданской авиации.
В целях обеспечения авиационной безопасности, пассажиры и члены экипажа воздушного судна подлежат обязательному предполётному досмотру, а также послеполётному досмотру подлежат воздушное судно, его бортовые запасы, члены экипажа, пассажиры, багаж, ручная кладь, грузы и почта.
Инспектор по АБ имеет право — отстранять пассажиров и членов экипажей от полета в случае грубого нарушения ими норм, правил и процедур по авиационной безопасности, лиц уклоняющихся от прохождения досмотра.
В ходе предполетного досмотра инспектор по АБ имеет право потребовать от пассажира предъявить все личные вещи к более тщательному контролю, а также направить пассажира на личный досмотр, вплоть до приглашения медицинских специалистов. Инспектор по досмотру имеет право изымать (по акту) все вещи, вызывающие подозрение, могущие быть использованными в совершении акта незаконного вмешательства.
Основные регламентирующие документы службы авиационной безопасности
Правила перевозки жидкостей в ручной кладе
В соответствии с требованиями Международной организации гражданской авиации (ICAO) и Госавиаслужбы Украины введены ограничения на перевозку жидкостей и гелей в ручной клади. Ограничения распространяются на:
Вы можете взять с собой на борт самолета небольшое количество перечисленных выше веществ упаковав их в емкости, объемом до 100 мл и поместив их прозрачный пластиковый пакет объемом не более 1 л. Каждому пассажиру разрешено иметь при себе только один такой пакет. Все что превышает более 100 мл, вы можете отправить это в багаж.
В больших, чем указано, объемах вы можете провозить только:
Также разрешено провозить алкогольные напитки:
Перечень опасных предметов и веществ, запрещенных к перевозке
Запрещено перевозить в пассажирском салоне, но разрешено в багаже:
Если у вас остались вопросы по поводу перевозки того или иного предмета и Вы сомневаетесь в его перевозке, смело пишите или звоните на информацию аэропорта Харьков и задавайте вопросы. Справочная аэропорта тел: +380 (57) 766-00-76 сайт аэропорта
Перевозчик может отказать в перевозке багажа, который содержит:
Запрет на провоз электронных сигарет
Международная организация гражданской авиации (ICAO) запретила пассажирам и членам экипажей самолетов провозить электронные сигареты в багаже.
Изделия можно провозить только в ручной клади, но запрещено заряжать их на борту.
Запрет распространяется также на зарядные устройства для сигарет, и на другие портативные электронные изделия для курения, которые работают от аккумулятора.
Соответствующие меры были приняты после нескольких инцидентов, когда нагревательные элементы электронных сигарет случайно активировались и приводили к пожару в багажных отсеках.
Правила провоза багажа
Общие правила
Весь багаж, включая ручную кладь, пассажиры должны предъявлять персоналу обслуживающей авиакомпании при регистрации на рейс. Это необходимо для обеспечения безопасности полёта. Багаж, который принимается авиакомпанией к перевозке, маркируется багажной биркой. После регистрации багажа представитель авиакомпании должен выдать пассажиру отрывной талон багажной бирки для идентификации багажа в аэропорту прилета.
Нормы провоза багажа устанавливаются авиакомпаниями. Детальные условия перевозки можно узнать у представителей того или иного перевозчика.
Кроме вещей, которые пассажиры могут провозить бесплатно согласно норм авиакомпаний, с собой на борт можно взять: дипломат, пластиковый пакет, букет цветов, дамскую сумочку или папку для бумаг, печатные издания, фотоаппарат или видеокамеру, портативный компьютер, сумку с покупками из Duty-free, зонтик или трость, пальто или плащ, питание для ребёнка, детскую дорожную коляску, складную инвалидную коляску и (или) костыли, если такие предметы необходимы пассажиру.
Также в ручной клади рекомендуют перевозить: ценные и деловые бумаги, паспорта и другие документы, лекарства, хрупкие предметы, ювелирные изделия.
За багаж, превышающий установленные нормы бесплатной перевозки багажа, взымается дополнительная по соответствующему тарифу.
Пропажа багажа
Первое, что нужно сделать, если вашего багажа не оказалось в аэропорту прилета – обратиться к сотрудникам Службы розыска багажа (Lost&Found). Практически во всех аэропортах Украины их офис находится в зоне прилета внутренних и международных рейсов.
Сотрудники службы составят акт об утере, или PIR (Property Irregularity Report). Если авиакомпания позволяет отслеживать ваш багаж онлайн – вы получите 10-значный код, по которому сможете отследить статус поиска на сайте авиакомпании.
После оформления акта вы можете покинуть аэропорт. Розыск багажа длится 21 день, но, как правило, его находят раньше. Когда сотрудники розыска найдут ваш багаж, они уведомят вас по телефону.
Интроскоп и томограф, профайлинг и биодетектор о четырех ногах: как работает служба авиационной безопасности
Всем бортам удачного полета
Под присмотром
К встречам с таможенниками и пограничниками в аэропорту все привыкли. А вот работу большинства сотрудников, отвечающих за безопасность, обнаружит не каждый — и это при том, что со стадии покупки билета и до взлета борта мы и наши вещи становимся объектами пристального внимания и человеческих глаз, и хитроумной техники. Чем же они занимаются и как умудряются оставаться практически незамеченными?
— Авиационная безопасность — это состояние защищенности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, — приводит международное определение Владимир Дранников, начальник службы авиационной безопасности Национального аэропорта Минск. — Обеспечение авиабезопасности — это весьма обширный комплекс задач, решением которых в аэропорту занимается несколько служб общей численностью около 500 человек. Это и отряд военизированной охраны, и центр видеонаблюдения, и, конечно же, служба авиационной безопасности. Основная задача нашей службы заключается в том, чтобы на борт самолета не попало ничего, что может создать угрозу безопасности полета, жизни и здоровью пассажиров и членов экипажа. Начинается все с предполетного осмотра пустого воздушного судна, которое готовится к вылету, чтобы убедиться, что там нет ничего постороннего. Затем осуществляются досмотр, охрана и сопровождение буквально всего, что поступает на борт: пассажиров и их багажа, ручной клади, почты, груза, бортового питания и припасов — подголовников, пледов, журналов и прочего.
Владимир Дранников.
В службе авиационной безопасности два подразделения: досмотра и кинологическое. На службе состоят различные породы собак: бельгийские и немецкие овчарки, лабрадоры и даже кокер-спаниель, обученные поиску взрывчатых веществ. Пассажиры иногда могут видеть их в здании аэровокзала во время патрулирования. Хотя кинологи со служебными собаками редко появляются в большом потоке людей, где много отвлекающих факторов. Наравне с детекторами следов взрывчатых веществ эти хвостатые биодетекторы привлекаются к работе по исследованию предметов, вызывающих обоснованное подозрение. Они же помогают определить, не таят ли опасность бесхозные предметы.
Бельгийская овчарка Крис проверяет бесхозную сумку в поисках взрывчатых веществ.
— Это головная боль любого транспортного узла, — заверяет Владимир Александрович. — В течение года здесь бывает до 500 случаев обнаружения таких вещей. Люди просто оставляют сумки и уходят, скажем, покурить, уповая на честность окружающих и свою непогрешимость. Между тем подобное безответственное поведение создает массу проблем для служб безопасности, отвлекая большое число сотрудников от решения других, более важных, задач. Ведь любой оставленный без присмотра предмет рассматривается нами как потенциально опасный. Неоценимую помощь в таких ситуациях оказывает разветвленная система видеонаблюдения аэропорта, включая камеры с функциями видеоаналитики, настроенные на поиск бесхозных предметов. Если некий объект определенное время не шевелится и не передвигается, он выделяется тревожным сигналом. Оператор сразу принимает меры: хозяина ищут, к оставленным предметам прибывают сотрудники милиции и службы авиабезопасности.
Вылетающий из Национального аэропорта пассажир проходит шесть видов контроля: авиационной безопасности, пограничный, таможенный, санитарно-карантинный, ветеринарный — если путешествует с четвероногим питомцем, фитосанитарный, если не может расстаться с любимой геранью. А его багаж пройдет целых пять уровней безопасности!
Аппарат измерит температуру тем, кто проходит посадку.
Теоретически каждого пассажира можно досмотреть вручную: ощупать карманы, заставить разуться, открыть чемодан и переворошить вещи. Однако на это уйдет слишком много времени. К тому же подобная процедура вряд ли оставит приятные воспоминания. Службе авиабезопасности приходится решать две практически взаимоисключающие задачи: при высоком уровне безопасности обеспечивать большую пропускную способность, создавая при этом максимально возможный комфорт для пассажиров.
— Национальный аэропорт Минск оснащен по последнему слову техники. Воздушные гавани, где имеется такой перечень типов разнообразного современного досмотрового оборудования, во всем мире на пальцах сосчитать можно! — не скрывает гордости Владимир Дранников. — Все процедуры досмотра на авиационную безопасность построены на каскадном последовательном использовании технических средств, основанных на различных физических принципах. Недостатки одной техники компенсируются преимуществами другой.
Наше взаимодействие со службой авиабезопасности начинается еще на этапе приобретения билета. В кассы сейчас ездят немногие, гораздо проще обзавестись им через интернет. Сведения же о пассажире сразу поступают в соответствующую информационную систему аэропорта. В качестве подтверждения покупки он получает двухмерный штрихкод, в котором содержится информация о рейсе, времени, направлении вылета. Его можно использовать для саморегистрации, сдачи багажа и даже прохода на борт самолета. Распечатывать не обязательно — достаточно хранить в памяти мобильного телефона. Ошибки при этом практически полностью исключаются. Если вы перепутали, например, дату, время вылета, пункт досмотра или выход на посадку, система просто не разрешит вам ошибиться. Это позволяет избежать инцидентов, подобных тому, когда два человека с похожими фамилиями чуть не улетели в Варшаву не своими рейсами. Ничего страшного, конечно, не произошло, но оба рейса были задержаны, пока оба пассажира не заняли свои места в своих самолетах. Ведь путешествие багажа без своего владельца строго запрещено! Если вы зарегистрировались и сдали багаж, но не явились на посадку, самолет никуда не улетит, пока ваши вещи не снимут. Таково одно из требований международной авиационной безопасности.
— Все требования и ограничения, касающиеся авиабезопасности, возникли на основании реальных или потенциальных террористических угроз, на основе опыта, иногда горького, — заверяет Владимир Александрович. — Например, почему сейчас досматривают обувь? Потому что в 2004 году была предпринята реальная попытка взрыва самолета с помощью взрывного устройства, спрятанного в ботинке. Люди не очень любят снимать обувь, это достаточно интимная процедура, которая к тому же отнимает много времени. Так для обеспечения должного уровня безопасности и создания комфорта для пассажиров у нас появились автоматические сканеры обуви.
Специальные лотки выполняют еще и функции рамки шаблона для проверки габаритных параметров ручной клади.
По последнему слову техники
Следующий инспектор ждет пассажира на модулях, где происходит выкладка вещей, рассказывает, что следует положить в специальные лотки. Размер их не случаен: они выполняют еще и функции рамки-шаблона для проверки габаритных параметров ручной клади. Если чемоданчик, который вы выбрали в качестве ручной клади, туда не поместится, значит, придется сдать его в багаж. Часы, ремни, шляпы, электронные устройства — все это следует снять для быстрого и максимально комфортного прохождения процедуры, а также минимизации тактильных контактов между инспектором и пассажиром, что по нашим пандемическим временам тоже важно.
Рентгено-телевизионная установка «видит» сквозь оболочку багажа все, а особое внимание обращает на органические предметы.
По пути в вожделенный Duty free пассажиры проходят как минимум через два устройства: арочный 60-зонный металлодетектор колонного типа и сканер персонального досмотра. Информация для тех, кто боится всяческих излучений: сканер в тысячи раз безобиднее обычного мобильного телефона. Длина его волны близка к длине волны инфракрасного излучения, источником которого являются и наши с вами тела, на чем, собственно, весьма упрощенно и основан принцип его действия. Миллиметровые радиоволны сканера проникают сквозь одежду и поглощаются телом, отражаясь от иных предметов. На экране монитора сканер показывает все «лишние» предметы на теле человека независимо от их физической природы.
Сканер персонального досмотра показывает все «лишние» предметы на теле человека.
В некоторых случаях пассажира могут пригласить и на сканер обуви. Если тот не усмотрит ничего интересного, можно забирать вещи и двигаться дальше. Если подозрения не исчезнут, придется возвратиться, снять обувь, положить ее в лоток и отправить в интроскоп.
К слову, изображение с него транслируется одновременно и на мониторы сотрудников таможни, что значительно экономит время и избавляет от повторного досмотра. Красный и зеленый коридоры уже ждут…
— Если не знаете точно законов страны — выбирайте красный коридор, — наставляет Владимир Александрович. — Там вам подскажут, нужно ли декларировать то, по поводу чего у вас есть сомнения, или отправят в зеленый коридор. Это лучше, чем нарушение таможенного законодательства, которое вы можете совершить, ступив по незнанию в зеленый коридор с предметом, подлежащим декларированию…
После прохождения паспортного контроля пассажиры попадают в так называемые гейты, где и ждут посадки на свой рейс. Согласно требованиям авиационной безопасности, на борт их пропускают те же агенты, которые регистрировали на рейс. Как правило, у них хорошая зрительная память, помогающая исключить подмену пассажира. В роли агентов выступают также автоматизированные посадочные ворота, к считывателю которых следует поднести штрихкод посадочного талона в любом виде — хоть бумажном, хоть электронном.
Осторожнее с сувенирами!
Запрещенные вещи в ручной клади попадаются из-за рассеянности или невнимательности пассажиров: например, завалившиеся за подкладку сумочки маникюрные ножницы или пилочка для ногтей. Хотя с недавнего времени, к большой радости путешественниц, эти предметы уже не являются запрещенными для проноса в салон самолета. Но встречаются и позагадочнее, в учебном центре для инспекторов впору устраивать экспозицию из изъятых объектов. Например, 20-сантиметровый клинок, извлеченный из трости престарелой бабушки. Она клятвенно заверяла, что купила такую палочку в аптеке…
Кстати, о багаже… Пока хозяева проходят разные виды контроля, чемоданы по наклонному конвейеру едут в багажное отделение, где работает автоматическая система обработки багажа. Там они обязательно проходят через томограф, который строит 3D-изображение их богатого внутреннего мира. Специальный лазерный считыватель штрихкода определяет, каким рейсом летит багаж, «привязывает» к нему изображение томографа и сбрасывает в нужный склиз — наклонный контейнер, куда поступает багаж одного определенного рейса. Оттуда его загружают на тележки и отвозят к самолету.
Каждое 3D-изображение, которое формирует томограф, просматривает несколько пар внимательных глаз. Несколько групп инспекторов службы авиабезопасности за ограниченное время анализирует разные характеристики багажа, чтобы определить, нужен ли чемодану дополнительный досмотр со вскрытием. В подобном случае он по конвейеру, а затем и на лифте отправится в специальную комнату в зоне вылета, где эту процедуру проведут в присутствии владельца. В багажном отделении имеют дело исключительно с закрытым багажом!
Линии с прилетевшими чемоданами стоят отдельно. Для службы безопасности они уже не представляют интереса, ведь рейс благополучно завершился. А вот для транзитного и трансферного багажа путешествие еще не закончилось. Эти чемоданы ждет дорога по транзитной линии к другому самолету, но только после обязательного повторного досмотра.
И еще кое-что об авиации: самолеты — один из наиболее безопасных видов транспорта.