что такое сложный труд
Сложный труд
Смотреть что такое «Сложный труд» в других словарях:
Труд (социальн.) — Труд, целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует её в целях создания потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей. Рассматриваемый в таком… … Большая советская энциклопедия
Труд — I целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует её в целях создания потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей. Рассматриваемый в таком … Большая советская энциклопедия
ТРУД — муж. работа, занятие, упражненье, дело; все, что требует усилий, старанья и заботы; всякое напряженье телесных или умственных сил; все, что утомляет. Человек рожден на труд. Без труда нет добра. Труд кормит и одевает. Лень с труда сбила. Что за… … Толковый словарь Даля
ТРУД, КВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ — труд, требующий специальной профессиональной подготовки, знаний, умения и навыков для выполнения, как правило, сложных работ. В отличие от неквалифицированного (простого) труда, К.т. выступает как сложный, один час которого эквивалентен… … Большой экономический словарь
ТРУД — процесс создания людьми условий и средств существования; воплощения человеческих сил, умений, знаний; преобразования и приспособления природного материала к человеческим потребностям. Т. способ воспроизводства и накопления общественного опыта; в… … Современный философский словарь
Простой труд — труд работника, не имеющего квалификации (См. Квалификация), т. е. неквалифицированный труд. Всякий Сложный труд может быть сведён к П. т., поскольку, по характеристике К. Маркса, «сравнительно сложный труд означает только возведенный в… … Большая советская энциклопедия
КВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ ТРУД — сложный труд, требующий специальной подготовки, наличия у работника навыков, умения и знаний для выполнения определенных видов работ. Создает в единицу времени большую стоимость, чем неквалифицированный (простой) труд … Профессиональное образование. Словарь
квалифицированный труд — (сложный труд), требующий специальной подготовки, наличия у работника навыков, умения и знаний для выполнения определённых видов работ, по сравнению с неквалифицированным (простым) трудом. * * * КВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ ТРУД КВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ ТРУД… … Энциклопедический словарь
КВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ ТРУД — (сложный труд) требующий специальной подготовки, наличия у работника навыков, умения и знаний для выполнения определенных видов работ, по сравнению с неквалифицированным (простым) трудом … Большой Энциклопедический словарь
Квалифицированный труд — труд, требующий специальной предварительной подготовки работника, наличия у него навыков, умения и знаний, необходимых для выполнения определённых видов работ. В отличие от неквалифицированного (простого) труда, К. т. выступает как… … Большая советская энциклопедия
Что такое сложный труд
Г-н Дюринг открыл у Маркса очень грубую экономическую ошибку, достойную ученика младшего класса и в то же время заключающую в себе общественно-опасную социалистическую ересь.
Теория стоимости Маркса представляет собой «не более как обычное… учение, что труд есть причина всех стоимостей, а рабочее время — мера их. При этом в полной неясности остаётся представление о том, как следует мыслить различную стоимость так называемого квалифицированного труда. Правда, и по нашей теории естественная себестоимость и, следовательно, абсолютная стоимость хозяйственных предметов может измеряться только затраченным рабочим временем. Но при этом мы исходим из того, что рабочее время одного индивида признаётся совершенно равноценным рабочему времени другого, и приходится только следить за теми случаями, когда при квалифицированных работах к индивидуальному рабочему времени одного лица присоединяется рабочее время других лиц… например, в виде употребляемого инструмента. Следовательно, дело обстоит не так, как туманно представляет себе г-н Маркс, будто чьё-либо рабочее время само по себе имеет бо́льшую стоимость, чем рабочее время другого лица, потому что в первом из них как бы сгущено большее количество среднего рабочего времени; нет, всякое рабочее время, без исключения и принципиально, — следовательно, без необходимости выводить сначала какую-либо среднюю, — совершенно равноценно, и при рассмотрении работ какого-либо лица, как и при рассмотрении каждого готового продукта, нужно только выяснить, сколько рабочего времени других лиц скрыто в том, что на первый взгляд представляется затратой только его собственного рабочего времени. Для строгой значимости теории совершенно не важно, что́ именно будет тем, что не могло бы получить особого свойства и особой работоспособности без рабочего времени других людей, — будет ли этим применяемое рукой орудие производства, или сама рука, или даже голова. Между тем г-н Маркс в своих рассуждениях о стоимости не может отделаться от мелькающего на заднем плане призрака квалифицированного рабочего времени. Быть радикальным в этом направлении ему помешал унаследованный им способ мышления образованных классов, которому должно казаться чудовищным признание, что само по себе рабочее время тачечника и рабочее время архитектора экономически совершенно равноценны».
У Маркса речь идёт здесь прежде всего лишь об определении стоимости товаров, т. е. таких предметов, которые производятся внутри общества, состоящего из частных производителей, — производятся этими частными производителями за частный счёт и обмениваются ими один на другой. Следовательно, здесь говорится отнюдь не об «абсолютной стоимости», где бы сия ни обитала, а о стоимости, имеющей силу при определённой форме общества. Оказывается, что эта стоимость, в этом определённом историческом понимании, создаётся и измеряется человеческим трудом, воплощённым в отдельных товарах, а этот человеческий труд оказывается далее расходованием простой рабочей силы. Однако не всякий труд представляет собой всего лишь расходование простой человеческой рабочей силы: очень многие виды труда заключают в себе применение навыков или знаний, приобретённых с большей или меньшей затратой сил, времени и денег. Создают ли эти виды сложного труда в равные промежутки времени такую же товарную стоимость, как и труд простой, как расходование всего лишь простой рабочей силы? Ясно, что нет. Продукт часа сложного труда представляет собой товар более высокой, двойной или тройной, стоимости по сравнению с продуктом часа простого труда. Посредством этого сравнения стоимость продуктов сложного труда выражается в определённых количествах простого труда, но это сведе́ние сложного труда к простому совершается путём определённого общественного
процесса за спиной производителей — процесса, который здесь, при изложении теории стоимости, может быть только констатирован, но ещё не объяснён.
Счастье для г-на Дюринга, что судьба не сделала его фабрикантом и, таким образом, избавила его от необходимости устанавливать стоимость своих товаров по этому новому правилу, а следовательно, и от неизбежного банкротства. Но что я говорю! Разве мы всё ещё находимся в обществе фабрикантов? Отнюдь нет. Со своей естественной себестоимостью и абсолютной стоимостью г-н Дюринг заставил нас сделать скачок, настоящее salto mortale, из нынешнего дурного мира эксплуататоров в его собственную хозяйственную коммуну будущего, в чистую небесную атмосферу равенства и справедливости, — и мы должны поэтому, хотя и несколько преждевременно, уже здесь заглянуть немного в этот новый мир.
Правда, по теории г-на Дюринга, и в хозяйственной коммуне стоимость хозяйственных вещей может измеряться тоже только затраченным рабочим временем, но при этом рабочее время каждого заранее будет расцениваться совершенно одинаково, всякое рабочее время будет считаться совершенно равноценным без исключения и принципиально, и притом — без необходимости выводить сначала какую-либо среднюю величину. И вот пусть теперь читатель сравнит этот радикальный уравнительный социализм с туманным представлением Маркса, будто чьё-либо рабочее время само по себе имеет бо́льшую стоимость, чем рабочее время другого лица, потому что в первом из них сгущено большее количество среднего рабочего времени, — представлением, от которого Маркс не в силах освободиться из-за унаследованного им способа мышления образованных классов, которому должно казаться чудовищным признание, что рабочее время тачечника и рабочее время архитектора экономически совершенно равноценны!
Присмотримся, однако, несколько ближе к дюринговскому учению о равноценности. Всякое рабочее время совершенно равноценно: рабочее время тачечника, как и рабочее время архитектора. Таким образом, рабочее время, а следовательно, и самый труд имеют стоимость. Но ведь труд есть созидатель всех стоимостей. Только он один придаёт предметам, находимым нами в природе, стоимость в экономическом смысле. Сама стоимость есть не что иное, как выражение овеществлённого в каком-либо предмете общественно необходимого человеческого
* Подчёркнуто Энгельсом. Ред.
труда. Следовательно, труд не может иметь никакой стоимости. Говорить о стоимости труда и пытаться определить её — это всё равно, что говорить о стоимости самой стоимости или пытаться определить вес не какого-нибудь тяжёлого тела, а самой тяжести. Г-н Дюринг разделывается с такими людьми, как Оуэн, Сен-Симон и Фурье, называя их социальными алхимиками. Но когда он мудрит над стоимостью рабочего времени, т. е. над стоимостью труда, то он этим доказывает, что стои́т сам ещё гораздо ниже действительных алхимиков. Пусть читатель теперь сам судит о дерзости, с какой г-н Дюринг подсовывает Марксу утверждение, будто рабочее время одного человека само по себе имеет бо́льшую стоимость, чем рабочее время другого, и будто рабочее время, а стало быть и труд, обладает стоимостью, — пусть читатель сам судит о дерзости, с какой это приписывается Марксу, который впервые показал, что труд не может иметь стоимости и почему именно не может иметь её!
Для социализма, который хочет освободить человеческую рабочую силу от её положения товара, очень важно понять, что труд не имеет стоимости и не может иметь её. При таком понимании теряют почву все попытки регулировать будущее распределение средств существования как своего рода высшую форму заработной платы, — попытки, перешедшие к г-ну Дюрингу по наследству от стихийного рабочего социализма. Отсюда как дальнейший вывод вытекает, что распределение, поскольку оно управляется чисто экономическими соображениями, будет регулироваться интересами производства, развитие же производства больше всего стимулируется таким способом распределения, который позволяет всем членам общества как можно более всесторонне развивать, поддерживать и проявлять свои способности. Способу мышления образованных классов, унаследованному г-ном Дюрингом, должно, конечно, казаться чудовищным, что настанет время, когда не будет ни тачечников, ни архитекторов по профессии и когда человек, который в течение получаса давал указания как архитектор, будет затем в течение некоторого времени толкать тачку, пока не явится опять необходимость в его деятельности как архитектора. Хорош был бы социализм, увековечивающий профессиональных тачечников!
Если равноценность рабочего времени должна иметь тот смысл, что каждый работник в равные промежутки времени производит равные стоимости и что нет необходимости сперва выводить какую-либо среднюю величину, — то совершенно очевидно, что это неверно. Стоимость, созданная часом труда
двух работников, хотя бы одной и той же отрасли производства, всегда окажется различной, смотря по интенсивности труда и искусству работника; этой беде, — которая, впрочем, может казаться бедой только таким людям, как Дюринг, — не может помочь никакая хозяйственная коммуна, по крайней мере на нашей планете. Что же остаётся, следовательно, от всей концепции равноценности всякого труда? Ничего, кроме пустой крикливой фразы, экономической подоплёкой которой является только неспособность г-на Дюринга к различению между определением стоимости трудом и определением стоимости заработной платой, — ничего, кроме простого указа, своего рода основного закона новой хозяйственной коммуны: заработная плата за равное рабочее время должна быть равной! Но в таком случае старые французские рабочие-коммунисты и Вейтлинг приводили уже гораздо лучшие доводы в пользу своего требования равенства заработной платы.
Простой и сложный труд. Общественно необходимое рабочее время.
Простой и сложный труд. Общественно необходимое рабочее время.
В производстве товаров участвуют работники различной квалификации. Труд работника, не обладающего никакой специальной подготовкой, является простым трудом. Труд, требующий специальной подготовки, является сложным, или квалифицированным, трудом.
Сложный труд создаёт в единицу времени стоимость большей величины по сравнению с простым трудом. В стоимость товара, созданного сложным трудом, входит и часть труда, затраченного на обучение работника. Сведение всех видов сложного труда к простому труду совершается стихийным путём. Сложный труд приобретает значение умноженного простого труда; час сложного труда равняется нескольким часам простого труда.
Величина стоимости товара определяется рабочим временем. Чем больше времени необходимо для производства данного товара, тем выше его стоимость. Известно, что отдельные товаропроизводители работают в разных условиях и затрачивают на производство одинаковых товаров различное количество рабочего времени. Значит ли это, что чем ленивее работник, чем в менее благоприятных условиях он работает, тем выше будет стоимость товара? Нет, не значит. Величина стоимости товара определяется не индивидуальным рабочим временем, затрачиваемым на производство товара отдельным товаропроизводителем, а общественно необходимым рабочим временем.
Общественно необходимое рабочее время есть то время, которое требуется для изготовления какого-либо товара при средних общественных условиях производства, то есть при среднем уровне техники, средней умелости и интенсивности труда. Общественно необходимое рабочее время изменяется в результате роста производительности труда.
Производительность труда определяется количеством продукции, создаваемой в единицу рабочего времени. Производительность труда растёт в результате усовершенствования или более полного использования орудий производства, развития науки, повышения искусства работника, рационализации труда и других улучшений в процессе производства. Чем выше производительность труда, тем меньше время, необходимое для производства единицы данного товара, тем ниже стоимость этого товара.
Интенсивность труда определяется затратами труда в единицу времени. Чем больше затрачивается труда в единицу времени, тем больше величина созданной стоимости, которая воплощается в большем количестве произведённых товаров.
Читайте также
Необходимое напоминание
Необходимое напоминание По большей части этот метод инвестирования очень просто и доходчиво разъяснен в книге «Богатый папа, бедный папа». Разница здесь только в том, что я старался писать достаточно подробно, но не слишком вдаваясь в детали. И, как и во всех моих
Что такое общественно-предпринимательская инициатива?
Что такое общественно-предпринимательская инициатива? Общественно-предпринимательская инициатива – это сотрудничество государства и частного бизнеса, который предоставляет обществу те или иные социальные услуги.Строительство и ремонт дорог, водоснабжение,
Отступление от темы 5: Труд непосредственно производительный и вспомогательный, труд управленческий, оплата труда
Отступление от темы 5: Труд непосредственно производительный и вспомогательный, труд управленческий, оплата труда Ранее в сноске была приведена фраза Г.Форда:«Жалованье платит нам продукт, а управление организует производство так, чтобы продукт был в состоянии это
20. Рабочее время
20. Рабочее время Рабочее время – часть календарного времени, которое тратится на производство продукции или выполнение определенного объема работ и услуг (час, день, человеко—час, человеко—день).На предприятиях основным источником данных об использовании рабочего
2.2.3. Работник принимается c неполным рабочим временем, с неполной рабочей неделей, на неполное рабочее время
2.2.3. Работник принимается c неполным рабочим временем, с неполной рабочей неделей, на неполное рабочее время Согласно ст. 93 ТК РФ по соглашению между работодателем и работником могут устанавливаться неполный рабочий день или неполная рабочая неделя как при приеме на
2.2.3.3. Работник принимается на неполное рабочее время
2.2.3.3. Работник принимается на неполное рабочее время Рис. 43. Образец трудового договора, заключаемого с работником на неопределенный срок, принимаемого на работу с неполной рабочей неделей. Рис. 44. Образец приказа (распоряжения) о приеме на работу на неполное
Необходимое количество обучения
Необходимое количество обучения Одной из важнейших линий эволюции продукта является все уменьшающееся количество предварительного обучения, которое необходимо потребителю, прежде чем он сможет использовать продукт. Именно требование к пользователю научиться что-то
Сложный в общении руководитель: как себя вести
Сложный в общении руководитель: как себя вести Все эти стратегии эффективны, если ваше мнение отличается от мнения руководителя, но при этом у вас хорошие рабочие отношения. Что делать, если конфликт с руководством вызван рядом проблем, а не одним разногласием? Как
1. От господства хрематистики к общественно-полезной экономике
1. От господства хрематистики к общественно-полезной экономике В настоящее время за одним и тем же термином «экономика» скрываются две по сути своей противоположных системы знаний, ведущих по каждой из конкретных практических проблем к взаимоисключающим друг друга
10. Общественно-полезная экономика и её основополагающие принципы
10. Общественно-полезная экономика и её основополагающие принципы Как государство богатеет. А.С. Пушкин Экономика делится на два принципиально разных вида. Она может учить как отдельному предпринимателю или структуре набить собственные карманы безотносительно к
3. Общественно-полезная экономическая политика
3. Общественно-полезная экономическая политика Экономика как наука порождает два принципиально разных класса теорий. Одни учат тому, как отдельному предпринимателю или структуре набить собственные карманы безотносительно к общественному благосостоянию. Вторые ставят
Необходимое противостояние
Необходимое противостояние Боремся ли мы с конкурентом, или сталкиваемся с сопротивлением переменам в нашей организации, или конфронтируем с коллегами, работоспособность которых оставляет желать лучшего или вызывает вопросы, множество ситуаций на рабочем месте
Цель или необходимое условие?
Цель или необходимое условие? Если вы менеджер, как вам узнать, какова цель системы? Зачастую менеджеры, а возможно, даже владельцы систем имеют различные представления о цели системы. Акционеры (владельцы) коммерческих организаций обычно считают, что цель системы –
Сложный конфликт
Сложный конфликт Даже если проблема кажется простой, очень редко конфликт сводится к противостоянию всего лишь двух точек зрения. Не все в жизни можно выкрасить в черное и белое. ДРК – это способ «разделить» сложную ситуацию на части, с которыми реально можно работать.На
Сложный бизнес по спасению душ
Сложный бизнес по спасению душ Итак, мы пришли к выводу, что даже церковнослужителям нужна финансовая компенсация за их работу, по крайней мере для того, чтобы сводить концы с концами. Может показаться, что оценить работу пастора и назначить ему жалование тоже будет
10.2. Труд в состоянии дать всё необходимое всем и каждому, если этому не мешают паразиты
Понятие простого и сложного труда
В процессе труда отдельного работника в той или иной степени могут присутствовать следующие функции:
— логическая, связанная с определением цели и подготовкой к процессу труда;
— исполнительская, обеспечивающая приведение средств труда в действие различными способами, предусмотренными технологией преобразования предмета труда;
— регистрация и контроль в связи с наблюдением за ходом технологического процесса, выполнения намеченной программы действий;
— регулирование как уточнение заданий, программы.
В зависимости от преобладания тех или иных функций в трудовой деятельности человека определяется сложность его труда. Она занимает центральное место в числе характеристик содержания труда.
Сложный труд – это труд работников, имеющих квалификацию, т.е. квалифицированный труд (высококвалифицированный).
Сложный труд связан с издержками на обучение, подготовку и переподготовку квалифицированных работников. В нем в разной степени могут преобладать логическая, исполнительская, контрольная и регулирующая функции.
Сравнивая эти два понятия, следует отметить, что сложный труд – труд более высокого качества, большей квалификации, умелости и активности. Квалифицированный работник обладает большим объемом знаний и информации, чем работник простого труда, качественно лучшими навыками и творческим отношением к труду.
Различный уровень квалификации отражается в системе оплаты и нормирования труда, учитывающей уровень квалификации, затраты труда, степень ответственности, условия труда работника и т.д.
Редукция труда.
Сложный труд в товарном производстве, все его виды сводятся к простому труду. Этот процесс получил название редукции труда. Термин происходит от лат. redactio, что означает возвращение, отодвигание назад.
Анализируя сложный труд, К. Маркс подчеркивал, что «труд этого рода сводится к … простому труду, возведенному в степень, так что, например, один день сложного труда равен трем дням простого труда»[13]. И далее, «сравнительно сложный труд означает только возведенный в степень или скорее помноженный простой труд, так что меньшее количество сложного труда равняется большему количеству простого»[14].
Сложный труд выступает как помноженный простой труд. В рабочем часе сложного труда, как правило, заключено несколько часов простого труда, что выражается в различной величине стоимости, создаваемой разным по сложности трудом за одно и то же время.
Сложный труд переносит на продукт большую стоимость, чем простой, а значит, квалифицированные работники создают в единицу времени большую стоимость, чем неквалифицированные.
Кроме этого, редукция труда включает в себя сведение более интенсивного и тяжелого труда к труду нормальной (в данном обществе) интенсивности и тяжести.
Таким образом, базой редукции труда является простой труд, не требующий обучения и производственного опыта, предполагающий нормальные условия труда, средние умственные и физические способности человека.
Объективной основой редукции труда является различие в издержках на подготовку работника, выполняющего сложный труд, и работника, выполняющего простой труд. Стоимость рабочей силы квалифицированных рабочих выше, чем неквалифицированных в связи с тем, что включает издержки на обучение, переподготовку и требует больше рабочего времени на ее возмещение.
Редукция труда учитывается при планировании цен, расчете полных затрат труда на производство продукции как внутри страны, так и при международных сопоставлениях. В этих случаях сложность труда определяется с учетом всех отличий данного вида труда от простого, а в затраты на подготовку квалифицированных кадров включаются все затраты – как самого работника, так и общества.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
О сложном и простом труде
О СЛОЖНОМ И ПРОСТОМ ТРУДЕ
Рассматриваемая в метатеории развития общества А.С. Шушарина «Полилогия современного мира…» воспроизводственная деятельность человека как комбинация чистых воспроизводственных форм подпроцессов действительной жизни позволяет по-новому взглянуть на существующую проблему «сложного труда» как проблему сведения сложного труда к «простому». Возьмем в качестве исходного известное выражение Маркса для стоимости W товаров, создаваемых на капиталистических предприятиях:
(1) W = C + V + M = C + (V + ;V),
где: C – стоимость потребленных в производстве средств производства (перенесенная стоимость); V – воспроизводственная стоимость рабочей силы; M – прибавочная стоимость, M = ;V; (V + ;V) – вновь созданная стоимость.
Общепризнанно, что интеллектуальный труд понимается в целом как сложная деятельность, а всякий сложный труд с необходимостью содержит элементы интеллектуальной деятельности. Всё это требует предметного, формализованного представления как самой сути сложного труда, так и соответствующих объемных оценок количества интеллектуального труда в его измерении простым трудом.
Известно, что величина стоимости товара определяется количеством труда, общественно необходимого для его производства, и измеряется рабочим временем.
При этом труд, производящий товар, является простым, если не требует особого обучения, и сложным, если он требует специальной подготовки, обучения.
В этой связи К. Маркс пишет в первом томе «Капитала»: «Сравнительно сложный труд означает только возведенный в степень или, скорее, помноженный простой труд, так что меньшее количество сложного труда равняется большему количеству простого. Опыт показывает, что такое сведение сложного труда к простому совершается постоянно. Товар может быть продуктом самого сложного труда, но его стоимость делает его равным продукту простого труда и, следовательно, сама представляет лишь определенное количество простого труда. Различные пропорции, в которых различные виды труда сводятся к простому труду как к единице их измерения, устанавливаются общественным процессом за спиной производителей и потому кажутся последним установленными обычаем».
В отличие от К. Маркса в данном моменте нами делается попытка «заглянуть за спины производителей» и найти пути перехода от сложного труда к «простому среднему труду», пользуясь оборотами Маркса, как «затрат человеческого труда», как «расходование простой рабочей силы, которой в среднем обладает телесный организм каждого обыкновенного человека», как «производительное расходование человеческого мозга, мускулов, нервов, рук и т.д.».
Таким образом, так или иначе, но в понятие «труд» оказывается включенной и такая специфическая деятельность, как «обучение», «специальная подготовка», «интеллектуальная деятельность». Обучение, можно сказать, также является общепризнанным трудом обучающего (учителя), квалифицируемым в обществе капитализма как оказание услуг. Однако сам «труд» обучаемого, то есть деятельность по восприятию информации (знания!) и навыков в процессе обучения, не квалифицируется как общественно полезный труд, подлежащий оплате. В то же время труд этот (учителя и ученика) в своей массе совсем не «простой», а «сложный», можно сказать, творческий, интеллектуальный.
Итак, только одно упоминание «сложности труда» объективно подключает к «простому труду» исполнителя «сложного труда» трудовых процессов по его обучению, как самого ученика, так и его учителя. В этой фразе сознательно использован внешне противоречивый оборот – «к простому труду исполнителя сложного труда». Да, для «исполнителя сложного труда» это уже «простой труд», то есть для исполнителя он не представляет никаких сложностей и не является «сложным».
В соответствии с выражением (1) будем иметь следующее выражение для стоимости единицы производимого продукта (товара):
(2) w1 = c1 + v + m = c1 + (v + ;v) = c1 + v1,
где: w1 – стоимость единицы производимого продукта из их общей массы n и общей стоимости произведенных продуктов W, то есть w1 = W/n; c1 – стоимость потребленных в производстве средств производства (перенесенная стоимость) на единицу продукта; v – воспроизводственная стоимость рабочей силы на единицу продукта; ;v – «прирост v», образующий прибавочную стоимость; m – прибавочная стоимость на единицу продукта, m = ;v; v1 = (v + ;v) – вновь созданная стоимость на единицу продукта.
В отношении ;v Маркс пишет: «Насколько важно для познания стоимости вообще рассматривать ее просто как застывшее рабочее время, просто как овеществленный труд, настолько же важно для познания прибавочной стоимости рассматривать ее просто как застывшее прибавочное время, просто как овеществленный прибавочный труд».
Итак, будем считать, что все слагаемые в приводимых выражениях имеют размерность «рабочего времени» простого труда.
«Включим» в оценку v1 непосредственно упомянутое выше обучение сложному труду следующим образом:
(3) v1 = vp + (vu/n + vg/g/n + vq/u/g/n),
где:
v1 – стоимость, создаваемая «сложным трудом» в рабочее время;
vp – стоимость, создаваемая рабочей силой «простого труда исполнителя сложного труда» (рабочее время), то есть стоимость, создаваемая рабочей силой «простого труда», равной по продолжительности данному «сложному труду»;
vu – стоимость самой «сложности» рабочей силы, которая была когда-то создана и «переносится» рабочей силой данного «сложного труда» исполнителя «сложного» труда (за) всю его трудовую жизнь. Эта стоимость есть результат процесса его обучения данному «сложному труду», то есть стоимость рабочей силы «обучения» обучающегося «сложному труду» будущего исполнителя;
vu/n – стоимость, «переносимая» исполнителем в процессе производства на единицу изготовляемого товарного изделия, общее число которых (изготовленных с его участием) за всю его трудовую жизнь составило n единиц. При этом предполагается, что полученные знания и навыки этого «сложного труда» при производстве других изделий им не использовались, а «простая» составляющая «живого труда» vp в этом сложном труде учитывается отдельно, самостоятельно;
vg – стоимость рабочей силы «простого труда учителя сложного труда» в процессе обучения им данного исполнителя «сложного труда» (стоимость научения), то есть стоимость рабочей силы «переноса знаний» учителем от учителя ко всем одновременно обучаемым ученикам с данным исполнителем, бывшим ранее учеником этого учителя;
vg/g/n – стоимость, «переносимая» в процессе производства на единицу изготовляемого товарного изделия «от трудов учителя по обучению», подготовившего с исполнителем данного сложного труда еще (g – 1) учеников. При этом общее число товарных изделий, изготовленных с его участием за всю его трудовую жизнь, составило n единиц;
vq – стоимость рабочей силы самообучения «простого труда учителя сложного труда» в процессе обретения им навыков и познаний относительно этого вида сложного труда, которые он передавал затем своим ученикам в процессе их обучения. При этом предполагается, что знания, которыми обладает учитель, получены этим учителем самостоятельно в результате самообучения;
vq/u/g/n – стоимость, «переносимая» в процессе производства на единицу изготовляемого товарного изделия «от труда учителя по самообучению», подготовившего u групп учеников. В одной из этих групп обучался и данный исполнитель данного сложного труда. В каждой из групп в среднем было g учеников. При этом общее число товарных изделий, изготовленных с участием данного исполнителя за всю его трудовую жизнь, составило n единиц;
/ – знак дроби, деления.
Приведенное выражение (3) явно повторяет «парадоксы» исследованной ранее проблемы стоимости интеллектуального продукта (см. статью в «ЭФГ» № 42 и 43 за ноябрь 2011 года). При этом во многом труд учителя, ученика и самого специалиста как работника «сложного труда» (в отношении собственно «сложности труда») есть труд интеллектуальный, связанный с восприятием информации, знаний и навыков «сложного труда».
Но что особенно важно в данном контексте, так это то, что данная стоимостная «сложность труда», а именно (vu/n + vg/g/n + vq/u/g/n), является, по сути, «прошлым трудом», как и стоимость «овеществленного труда» c1, поэтому более правильно выражение (2) представить в виде:
(4) w1 = (c1 + (vu/n + vg/g/n + vq/u/g/n)) + vp.
Здесь vp есть простой «живой труд», а выражение в скобках (c1 + (vu/n + vg/g + vq/u)) есть «прошлый труд» в единицах простого живого труда, в том числе и «овеществленный труд», то есть жизнедеятельность группируется по двум моментам своего осуществления: в настоящем (простой «живой труд») и прошлом. Поэтому всякая стоимость есть сумма простого текущего живого труда и простого прошлого живого труда. Это позволяет записать выражение для стоимости единицы товара в следующем виде:
где: w1 – стоимость единицы товарного продукта, создаваемая простым живым трудом и измеряемая в единицах рабочего времени соответствующего календарного периода;
v(t-x) – стоимость, создаваемая простым прошлым живым трудом,
v(t-x) = c1 + (vu/n + vg/g/n + vq/u/g/n);
v(t) – стоимость, создаваемая простым настоящим, текущим, живым трудом,
v(t) = vp;
t – текущий календарный момент времени;
(t-x) – прошлый(ые) календарный(ые) момент(ы) времени, отстоящий(е) от текущего момента на переменную величину календарного времени x.
О результатах обучения можно говорить и как об овеществленном труде, деятельности, если при этом иметь в виду, не только материализацию (объективизацию) как объективный процесс обучения, но и буквально физиологическое овеществление – как некое «переустройство мозга».
Отсюда следует, что всякий живой труд есть труд простой, хотя и происходящий порою в «муках творчества». Что же касательно оценки стоимости рабочей силы простого труда и создаваемой им стоимости, то она, по определению, ниже оценки стоимости рабочей силы сложного труда и создаваемой им стоимости, ибо включает в себя, помимо простого труда, еще и «специальную подготовку, обучение».
В целом же и «живой труд», и «прошлый труд» есть составные части социального фонда времени жизнедеятельности общества, отнесенные к различным календарным моментам конкретного исторического развития общества. В частности, слагаемые стоимости выражения (3) относятся к следующим трем моментам:
— текущее календарное время производства товарного изделия соответствует созданию стоимости vp;
— календарный момент времени обучения исполнителя «сложного туда» как ученика соответствует vu, а обучения учителем будущего исполнителя «сложного туда» соответствует vg;
— календарный момент времени самостоятельного самообучения учителя тем знаниям и навыкам, которые он впоследствии передаст своим ученикам, соответствует vq.
При этом, в частности, при углубленном в прошлое анализе наблюдается «геометрически» нарастающая неопределенность в «собственной оценке» сложного труда через простой труд (vu/n + vg/g/n + vq/u/g/n).
В результате попытка оценки сложного труда путем сведения его к простому труду наталкивается на всё нарастающие противоречия в использовании «формулы стоимости» для продуктов со значимой и нарастающей долей сложного труда, включающей интеллектуальный труд и его информационный продукт, обучение, передачу навыков и знаний.
С учетом вышеизложенного становится очевидной и мера сложности труда в форме марксовой «степени» (или «множителя») его сложности, определяющей в стоимостном выражении его отношение к простому труду при данном рабочем времени «сложного труда». Обозначим через S коэффициент сложности труда («множитель»):
(6) S = v1/vp = (v + ;v)/vp = (vp + (vu/n + vg/g/n + vq/u/g/n))/vp,
S = 1 + (vu/n + vg/g/n + vq/u/g/n)/vp.
Исходя из выражения (6) степень сложности труда s* будет определяться как:
(7) s* = (vu/n + vg/g/n + vq/u/g/n)/vp.
Наконец, марксову фразу «сравнительно сложный труд означает… помноженный простой труд» можно почти буквально представить следующим выражением:
(9) v1 = S х vp = (1 + s*) х vp = vp + (s* х vp),
где v1 – стоимость сложного труда;
vp – стоимость простого труда той же продолжительности, что и сложного труда стоимостью v1;
S – коэффициент сложности труда («множитель»);
s* – степень сложности труда.
Таким образом, вся так называемая сложность оказывается на поверку трудом прошлым. При этом на момент текущего проявления «сложного труда» этот сложный труд для обученного ранее исполнителя является, по сути, «простым трудом» или просто трудом, деятельностью, не вызывающей никаких «сложностей» в исполнении его.
Представленные материалы позволяют сформулировать следующую последовательность основных выводов.
1. Используемая в настоящее время в социологии и производстве оценка трудовой и иной жизнедеятельности в традиционных единицах «рабочего времени» непосредственного исполнителя сложного «живого труда» есть оценка в единицах простого живого труда.
2. Согласно выражению (5) «стоимость» производимого продукта (товара) определяется через затраты (расход) рабочего времени на производство единицы данного продукта в момент t, то есть как результат текущего живого труда в момент t, а также и живого, но «прошлого», «овеществленного труда» в предшествующий период, то есть в момент (t-x).
3. Очевидно, что учащиеся специальных и высших учебных заведений (училищ, техникумов, вузов, университетов, академий, аспирантур и магистратур) непосредственно заняты в сфере подготовки специализированных кадров, «работников». Эта сфера среза воспроизводственных процессов представлена в выражении (4) через затраты (расход) социального фонда времени общества учащихся vu(t-x).
Социальная значимость процессов «подготовки кадров» общепризнанна, но их благообеспечение не соответствует их месту в «стоимостной» оценке результатов труда и жизнедеятельности современного общества. И хотя «кадры решают всё», отношение к подготовке кадров, студентов и учащихся и оплате их труда как процессу обучения не отвечает современным требованиям жизни и соответствующему благополучению.
Вывод прост и объективен: стипендия учащихся специальных и высших учебных заведений должна быть установлена на уровне заработной платы, ибо время их учебы есть рабочее время.
Александр Тимофеевич
ХАРЧЕВНИКОВ,
кандидат технических наук