что такое сложные слова 3 класс русский язык

Слова с двумя корнями. Примеры

Приведем при­ме­ры слож­ных слов с дву­мя кор­ня­ми и соеди­ни­тель­ны­ми глас­ны­ми «о», «е» меж­ду ними и без соеди­ни­тель­ных глас­ных. Выясним, как опре­де­лить род слож­ных слов типа «кресло-кровать», «кафе-клуб».

Сложные слова в русском языке

Корень — это глав­ная мор­фе­ма в сло­ве. В нем заклю­ча­ет­ся лек­си­че­ское зна­че­ние всех род­ствен­ных слов. В сло­ве может быть не один корень, а два, и даже три, например:

что такое сложные слова 3 класс русский язык. Смотреть фото что такое сложные слова 3 класс русский язык. Смотреть картинку что такое сложные слова 3 класс русский язык. Картинка про что такое сложные слова 3 класс русский язык. Фото что такое сложные слова 3 класс русский язык

Соединительная глас­ная «о» пишет­ся после твер­дых соглас­ных пер­вой осно­вы слож­но­го сло­ва, а глас­ная «е» — после мяг­ких соглас­ных, шипя­щих «ж», «ч», «ш», «щ» и бук­вы «ц».

Примеры сложных слов

что такое сложные слова 3 класс русский язык. Смотреть фото что такое сложные слова 3 класс русский язык. Смотреть картинку что такое сложные слова 3 класс русский язык. Картинка про что такое сложные слова 3 класс русский язык. Фото что такое сложные слова 3 класс русский язык

что такое сложные слова 3 класс русский язык. Смотреть фото что такое сложные слова 3 класс русский язык. Смотреть картинку что такое сложные слова 3 класс русский язык. Картинка про что такое сложные слова 3 класс русский язык. Фото что такое сложные слова 3 класс русский язык

Слова с 2 корнями с соединительной гласной «о»

Примеры сложных существительных с соединительной гласной «о»

Примеры сложных существительных с соединительной гласной «о» и суффиксом

Примеры прилагательных с двумя корнями с соединительной гласной «о»

Слова с двумя корнями с соединительной гласной «е»

Примеры сложных прилагательных с соединительной гласной «е»

Cлова c двумя корнями без соединительной гласной

В мор­фем­ном соста­ве слож­но­го сло­ва может не быть интер­фик­са. Такие лек­се­мы обра­зу­ют­ся спо­со­бом сло­же­ния без соеди­ни­тель­ной глас­ной. Чаще это сло­ва, при­над­ле­жа­щие к неоду­шев­лен­ным суще­стви­тель­ным, или при­ла­га­тель­ные, обра­зо­ван­ные от них суф­фик­саль­ным спо­со­бом.

Приведем при­ме­ры слож­ных суще­стви­тель­ных без соеди­ни­тель­ной глас­ной. Как пра­ви­ло, они пишут­ся с дефи­сом, кро­ме неко­то­рых слов, в соста­ве кото­рых пер­вая часть явля­ет­ся заим­ство­ван­ным неиз­ме­ня­е­мым существительным.

Примеры сложных слов без соединительной гласной

Определение рода сложных слов без соединительной гласной

При упо­треб­ле­нии в пись­мен­ной речи слож­ных суще­стви­тель­ных без соеди­ни­тель­ной глас­ной все­гда вызы­ва­ет затруд­не­ние согла­со­ва­ние их с при­ла­га­тель­ны­ми. Какой вари­ант явля­ет­ся правильным:

В рус­ском язы­ке род неоду­шев­лен­ных слож­ных суще­стви­тель­ных, пишу­щих­ся через дефис, обыч­но определяется:

1. по пер­вой части, если изме­ня­ют­ся обе части слова:

2. по изме­ня­е­мой части, если дру­гая явля­ет­ся неизменяемой:

Видеоурок «Сложные слова»

Источник

Урок русского языка в 3 классе «Сложные слова»

Конспект урока в 3 классе по русскому зыку.

( по учебнику В.П.Канакиной, школа России)

Тема: Сложные слова.

Тип урока : изучение нового материала.

· познакомить учащихся со сложными словами, дать понятие «сложное слово», научить находить сложные слова, определять в них корни,

· развивать умения классифицировать, анализировать, делать выводы, развивать речь учащихся и орфографическую зоркость,

· воспитывать интерес к языку, слову.

Предметные: уметь находить и выделять признаки сложных слов, уметь употреблять соединительные гласные о и е.

познавательные – формулировать ответы на вопросы, строить рассуждения, выделять существенную информацию из текста;

регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, адекватно воспринимать оценку;

коммуникативные – задавать вопросы, участвовать в диалоге и совместной работе, развитие умения работать в паре.

Личностные: высказывать свое мнение, проявлять терпение и доброжелательность в дискуссии, доверие к собеседнику, мотивировать свои действия, считаться с мнением другого человека, развитие мотивов учебной деятельности, навыков сотрудничества со сверстниками.

I. Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок.

Тихо девочки за парту сели,

Тихо мальчики за парту сели,

На меня все посмотрели.

Откройте тетрадь и запишите словарные слова. Вставьте пропущенные буквы. Ч…тыр…, вос…м…,…бед, уж…н, вторн…к, ср…да, ч…тверг, пятн…ца, су…ота, в…скресенье.

— А сейчас вспомним то, что мы проходили на прошлых уроках. К слову «лист» подберите и запишите однокоренные слова.

что такое сложные слова 3 класс русский язык. Смотреть фото что такое сложные слова 3 класс русский язык. Смотреть картинку что такое сложные слова 3 класс русский язык. Картинка про что такое сложные слова 3 класс русский язык. Фото что такое сложные слова 3 класс русский язык что такое сложные слова 3 класс русский язык. Смотреть фото что такое сложные слова 3 класс русский язык. Смотреть картинку что такое сложные слова 3 класс русский язык. Картинка про что такое сложные слова 3 класс русский язык. Фото что такое сложные слова 3 класс русский язык что такое сложные слова 3 класс русский язык. Смотреть фото что такое сложные слова 3 класс русский язык. Смотреть картинку что такое сложные слова 3 класс русский язык. Картинка про что такое сложные слова 3 класс русский язык. Фото что такое сложные слова 3 класс русский язык что такое сложные слова 3 класс русский язык. Смотреть фото что такое сложные слова 3 класс русский язык. Смотреть картинку что такое сложные слова 3 класс русский язык. Картинка про что такое сложные слова 3 класс русский язык. Фото что такое сложные слова 3 класс русский язык что такое сложные слова 3 класс русский язык. Смотреть фото что такое сложные слова 3 класс русский язык. Смотреть картинку что такое сложные слова 3 класс русский язык. Картинка про что такое сложные слова 3 класс русский язык. Фото что такое сложные слова 3 класс русский язык что такое сложные слова 3 класс русский язык. Смотреть фото что такое сложные слова 3 класс русский язык. Смотреть картинку что такое сложные слова 3 класс русский язык. Картинка про что такое сложные слова 3 класс русский язык. Фото что такое сложные слова 3 класс русский язык Проверьте себя:

Лист- листик, листочек, листовая, листопад.

— Какие слова называются однокоренными? (Слова, которые имеют один корень и близки по смыслу)

— А что такое корень слова?

(Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.)

V . Самоопределение к деятельности .

— Выделите корень в словах.

— В каком слове возникло затруднение? (листопад)

— Какой вопрос возникает?

— Сколько корней в слове?

что такое сложные слова 3 класс русский язык. Смотреть фото что такое сложные слова 3 класс русский язык. Смотреть картинку что такое сложные слова 3 класс русский язык. Картинка про что такое сложные слова 3 класс русский язык. Фото что такое сложные слова 3 класс русский язык что такое сложные слова 3 класс русский язык. Смотреть фото что такое сложные слова 3 класс русский язык. Смотреть картинку что такое сложные слова 3 класс русский язык. Картинка про что такое сложные слова 3 класс русский язык. Фото что такое сложные слова 3 класс русский язык— Для ответа на этот вопрос проведём исследование. Что значит слово «листопад»?

-Это, когда листья падают. Слово листопад –это сложное слово, так как у него два корня. Первый корень- лист, второй – пад. Соединены т два коня гласной буквой о.

— Сегодня на уроке мы узнаем, какие слова называются сложными, познакомимся с их правописанием, будем учиться находить сложные слова, составлять их.

что такое сложные слова 3 класс русский язык. Смотреть фото что такое сложные слова 3 класс русский язык. Смотреть картинку что такое сложные слова 3 класс русский язык. Картинка про что такое сложные слова 3 класс русский язык. Фото что такое сложные слова 3 класс русский язык1. Выполните упражнение. Замените словосочетания одним сложным словом. Выделите корни слова.

2.Открой учебник на стр.78.Выполни упр.самостоятельно.

что такое сложные слова 3 класс русский язык. Смотреть фото что такое сложные слова 3 класс русский язык. Смотреть картинку что такое сложные слова 3 класс русский язык. Картинка про что такое сложные слова 3 класс русский язык. Фото что такое сложные слова 3 класс русский язык что такое сложные слова 3 класс русский язык. Смотреть фото что такое сложные слова 3 класс русский язык. Смотреть картинку что такое сложные слова 3 класс русский язык. Картинка про что такое сложные слова 3 класс русский язык. Фото что такое сложные слова 3 класс русский язык что такое сложные слова 3 класс русский язык. Смотреть фото что такое сложные слова 3 класс русский язык. Смотреть картинку что такое сложные слова 3 класс русский язык. Картинка про что такое сложные слова 3 класс русский язык. Фото что такое сложные слова 3 класс русский язык что такое сложные слова 3 класс русский язык. Смотреть фото что такое сложные слова 3 класс русский язык. Смотреть картинку что такое сложные слова 3 класс русский язык. Картинка про что такое сложные слова 3 класс русский язык. Фото что такое сложные слова 3 класс русский язык что такое сложные слова 3 класс русский язык. Смотреть фото что такое сложные слова 3 класс русский язык. Смотреть картинку что такое сложные слова 3 класс русский язык. Картинка про что такое сложные слова 3 класс русский язык. Фото что такое сложные слова 3 класс русский язык что такое сложные слова 3 класс русский язык. Смотреть фото что такое сложные слова 3 класс русский язык. Смотреть картинку что такое сложные слова 3 класс русский язык. Картинка про что такое сложные слова 3 класс русский язык. Фото что такое сложные слова 3 класс русский язык что такое сложные слова 3 класс русский язык. Смотреть фото что такое сложные слова 3 класс русский язык. Смотреть картинку что такое сложные слова 3 класс русский язык. Картинка про что такое сложные слова 3 класс русский язык. Фото что такое сложные слова 3 класс русский языкПроверьте себя:

что такое сложные слова 3 класс русский язык. Смотреть фото что такое сложные слова 3 класс русский язык. Смотреть картинку что такое сложные слова 3 класс русский язык. Картинка про что такое сложные слова 3 класс русский язык. Фото что такое сложные слова 3 класс русский язык что такое сложные слова 3 класс русский язык. Смотреть фото что такое сложные слова 3 класс русский язык. Смотреть картинку что такое сложные слова 3 класс русский язык. Картинка про что такое сложные слова 3 класс русский язык. Фото что такое сложные слова 3 класс русский язык что такое сложные слова 3 класс русский язык. Смотреть фото что такое сложные слова 3 класс русский язык. Смотреть картинку что такое сложные слова 3 класс русский язык. Картинка про что такое сложные слова 3 класс русский язык. Фото что такое сложные слова 3 класс русский язык что такое сложные слова 3 класс русский язык. Смотреть фото что такое сложные слова 3 класс русский язык. Смотреть картинку что такое сложные слова 3 класс русский язык. Картинка про что такое сложные слова 3 класс русский язык. Фото что такое сложные слова 3 класс русский язык что такое сложные слова 3 класс русский язык. Смотреть фото что такое сложные слова 3 класс русский язык. Смотреть картинку что такое сложные слова 3 класс русский язык. Картинка про что такое сложные слова 3 класс русский язык. Фото что такое сложные слова 3 класс русский язык что такое сложные слова 3 класс русский язык. Смотреть фото что такое сложные слова 3 класс русский язык. Смотреть картинку что такое сложные слова 3 класс русский язык. Картинка про что такое сложные слова 3 класс русский язык. Фото что такое сложные слова 3 класс русский язык что такое сложные слова 3 класс русский язык. Смотреть фото что такое сложные слова 3 класс русский язык. Смотреть картинку что такое сложные слова 3 класс русский язык. Картинка про что такое сложные слова 3 класс русский язык. Фото что такое сложные слова 3 класс русский язык что такое сложные слова 3 класс русский язык. Смотреть фото что такое сложные слова 3 класс русский язык. Смотреть картинку что такое сложные слова 3 класс русский язык. Картинка про что такое сложные слова 3 класс русский язык. Фото что такое сложные слова 3 класс русский язык что такое сложные слова 3 класс русский язык. Смотреть фото что такое сложные слова 3 класс русский язык. Смотреть картинку что такое сложные слова 3 класс русский язык. Картинка про что такое сложные слова 3 класс русский язык. Фото что такое сложные слова 3 класс русский языкВодопад, водовоз, водомер. Луноход, скороход, снегоход. Ветер, ветерок, ветромер.

3.Работа по карточкам (работа в парах). Из данных слов составить сложные слова.

Источник

Урок по теме «Сложные слова». 3-й класс

Класс: 3

Образовательные: сформировать у учащихся представление о сложных слова, умение правильно писать в таких словах соединительные гласные ; знакомить со способами образования сложных слов; расширять знания о составе слова.

Развивающие: развитие речи учащихся, способствовать развитию внимания, наблюдательности, мышления и орфографической зоркости.

Воспитательные: воспитывать интерес к языкознанию, аккуратность и прилежание.

Ход урока

1) Организационный момент.

Мы сегодня снова будем писать,
Делать выводы и рассуждать.
А чтобы урок пошёл каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!

2) Активизация знаний.

– Давайте вспомним при помощи чего могут образовываться новые слова? Какие части слова в этом участвуют? Приведите примеры. ( Бег – забег – беговая – бегун – бегать.)

– Сегодня вы узнаете ещё один способ образования новых слов.

3) Знакомство с новой темой.

– Прочитайте стихотворение Е. Измайлова.

Стихи весёлые читай,
А для чего они – смекай!
Жил да был на свете ПАР,
С виду был он сед и стар,
Но с кипящею водой
Он плясал как молодой.
Он из чайников струился,
Над кастрюлями клубился,
Никаких полезных дел
Делать вовсе не умел.
Жило-было слово ХОД
В слове ВЫХОД, в слове ВХОД,
В слове ХОДИКИ стучало,
И в ПОХОДЕ вдаль шагало.
Так и жили ПАР и ХОД.
Жили врозь они, но вот
Вместе их соединили –
По воде они поплыли.
Паром ходит ПАРОХОД,
В паре ходят ПАР и ХОД.

4) Беседа по прочитанному.

– Какие слова жили отдельно?

– В каких словах жило-было слово ход? (Выход, вход, ходики, поход.)

Задание: выпишите эти слова и разберите их по составу. (Один ученик комментирует запись слов и разбор их по составу.)

– Как называются такие слова? (Однокоренные).

– При помощи каких частей слова образовались новые слова от слова ход?

– Что произошло со словами ПАР и ХОД? ( Их соединили.)

– Какое слово получилось? (Пароход.) На экране высвечиваются слова и картинка с изображением парохода).

5) Проблемная ситуация.

– Запишите это слово в тетрадь и попробуйте разобрать его по составу. (Выслушиваются варианты детей.)

– Сколько корней в этом слове? (Два). Какие?

– Сколько основ в этом слове? ( Две.)

– Какая буква соединяет эти два корня (основы)? (Гласная – О).

– Как эту гласную можно назвать, если она соединяет корни? (Соединительная).

– Объясните значение этого слова. (Судно с паровым двигателем.)

– Такие слова, как пароход называются сложными.

6) Игровой момент.

– Ребята, предлагаю потренироваться в образовании сложных слов.

*Жили – были слова НОС и РОГ.

– Когда их соединили, какое слово получилось? (Носорог). На экране высвечивается картинка с этим животным.

– С помощью чего соединили эти слова? (С помощью гласной буквы о.)

– Запишите это слово в тетрадь, разберите его по составу. ( Вызываю ученика к доске.)

– Что означает слово НОСОРОГ? (Крупное травоядное млекопитающее животное южных стран с одним или двумя рогами на передней части морды.)

– Почему это животное так назвали? (Выслушиваются ответы детей).

*Жили-были слова ПТИЦА и ФЕРМА.

– Когда их соединили, что получилось? (ПТИЦЕФЕРМА.) На экране высвечивается картинка.)

Задание: запишите слово в тетрадь и разберите по составу. ( Вызываю ученика к доске.)

– Объясните значение этого слова.

– Птицеферма – это предприятие, где занимаются разведением домашней птицы.

*Жили-были слова ЛЁД и КОЛ.

– Когда их соединили, какое слово получилось? ( ЛЕДОКОЛ).

– Запишите это слово и разберите его по составу. (Вызываю ученика к доске.)

– Объясните значение этого слова.

– Ледокол – мощное судно, оборудованное для прохода сквозь льды.

– Сделаем вывод: какие слова называются сложными?

-Слова, которые состоят из нескольких корней. В этих словах корни соединяются гласными буквами О или Е.

7) Работа с деформированным предложением.

На экране записаны слова:

Др…бил, мощный, льдины, л..д…кол.

Задание: Прочитайте, составьте из данных слов предложение. (Ответы детей.)

– Мощный ледокол дробил льдины.

– Запишите это предложение в тетрадь, разберите его по членам предложения и частям речи. Дайте характеристику этому предложению. (Дети выполняют задание самостоятельно.)

– Проверим как вы справились с этим заданием. (Ответы детей.)

8) Физминутка. Проводится гимнастика для глаз.

– Продолжим учиться записывать сложные слова и разбирать их по составу.

– Я буду загадывать вам загадки, вы будете их отгадывать и слова– отгадки записывать в тетрадь, и разбирать их по составу.

9) Загадки.

1) На полу крошка-слон,
На колёсиках он,
Гладит хоботом ковёр,
Будет гладить до тех пор,
Пока всю пыль не втянет
И чистым пол не станет. (Пылесос.).

На экране появляется картинка пылесоса. Ученик записывает отгадку с комментированием в тетрадь и разбирает его по составу.

2) Его работа-
В глубине на самом дне.
Его работа –
В темноте и в тишине.
Но кто же он,
Ответь-ка на вопрос? (Водолаз.)

На экране появляется картинка. Ученик записывает слово с комментированием в тетрадь и разбирает его по составу.

3) Этот глаз – особый глаз.
Быстро взглянет он на вас,
И появится на свет
Самый точный ваш портрет. (Фотоаппарат.)

На экране появляется картинка. Ученик записывает это слово с комментированием и разбирает его по составу.

4) Есть лужайка в нашей школе,
А на ней – козлы и кони.
Кувыркаетесь вы тут
Ровно сорок минут.
В школе – кони и лужайка?!
Что за чудо, угадай-ка! (Спортзал.)

На экране появляется картинка. Ученик записывает слово с комментированием и разбирает его по составу.

– Из скольких частей (корней) состоят слова? Как называются такие слова?

– На какую часть в слове падает ударение? (На вторую.)

– Значит, в первой части слова какая орфограмма может вызвать затруднение? (Безударная гласная-0).

– Как проверяем безударную гласную в корне слова? Назовите два способа проверки.

– В каком слове написание первого корня может вызвать затруднение? (Водолаз).

– Подберите к первой части (корню) этого слова проверочные слова.( Воды, водный.)

– Есть ли отличия в образовании этих сложных слов? Как образованы два последних слова?

– Есть ли в них соединительная гласная? ( Нет.)

– Эти слова образованы сложением двух основ.

– Какой вывод можем сделать? Как ещё могут образовываться сложные слова? (Сложением двух основ.)

10) Работа в парах.

Задание на карточке: Замените данные словосочетания одним словом. Запишите слова, разберите их по составу.

Образец: рубить мясо – мясорубка.

1.Резать овощи – ……………..
2.Варить кофе – ……………..
3.Ловить мышей – ……………
4.Любитель книг – ……………
5.Ходит по луне – ……………..

Проверка. (Дети зачитывают получившиеся слова: овощерезка, кофеварка, мышеловка, книголюб, луноход.)

– Из каких частей состоит первая основа каждого слова?

– Из каких частей состоит вторая основа каждого слова?

11) Итог.

– С написанием и образованием каких слов познакомились на уроке?

– Как образуются сложные слова? – Для чего люди используют такие слова? (Для краткости речи, для замены словосочетаний одним словом.)

– Понравился ли вам урок? Что было интересным для вас на уроке?

– Кого можно отметить за активную работу на уроке?

Домашнее задание: с. 40, упр.90, учить правило.

Творческое задание: придумать свои сложные слова и записать их на листочек.

Источник

Урок русского языка по теме «Сложные слова». (3 класс)

Урок русского языка

(УМК «Школа России» 3 класс)

Тема урока : «Сложные слова».

Тип урока : изучение нового материала.

познакомить учащихся со сложными словами, дать понятие «сложное слово», научить находить сложные слова, определять в них корни,

развивать умения классифицировать, анализировать, делать выводы, развивать речь учащихся и орфографическую зоркость,

на материале урока воспитывать интерес к языку, слову.

Предметные: уметь находить и выделять признаки сложных слов, уметь употреблять соединительные гласные о и е.

познавательные – формулировать ответы на вопросы, строить рассуждения, выделять существенную информацию из текста;

регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, адекватно воспринимать оценку;

коммуникативные – задавать вопросы, участвовать в диалоге и совместной работе, развитие умения работать в паре.

Личностные: высказывать свое мнение, проявлять терпение и доброжелательность в дискуссии, доверие к собеседнику, мотивировать свои действия, считаться с мнением другого человека, развитие мотивов учебной деятельности, навыков сотрудничества со сверстниками.

I . Организационный момент.

Вот звонок нам дал сигнал:

Он учиться нас позвал,

А мы время не теряем

И урок наш начинаем.

-Урок русского языка. Урок интересен и приносит радость, когда мы мыслим, дружно работаем. Сегодня мы будем работать со словами, анализировать, сравнивать, рассуждать, искать решения.

— Я хочу вам пожелать удачи и активной работы на уроке.

— Сегодня мы с вами продолжим раскрывать секреты русского языка.

Рассказать секреты слова

Я для вас всегда готова.

Но на уроке будь готов

Сам раскрыть секреты слов.

II . Минутка чистописания.

— А урок начнем с минутки чистописания. Открыли тетради, записали число – 11 ноября.

( В это время 3 учащихся работают по индивидуальным карточкам.)

— Раскрывать секреты мне будут помогать помощники – буквы русского алфавита. Чтобы отгадать их, нужно вспомнить, какая буква в алфавите идёт под № 16 и под № 6.

— Наши буквы – помощницы – это буквы «о» и «е». Почему они? Позже узнаете.

— Далее напишем эти буквы в следующей закономерности:

— Кто знает, как её продолжить?

— Буквы «о» и «е» чередуются с согласными, идущими в алфавитном порядке.

оде оже озе оке оле

III . Словарная работа.

— Эти буквы часто являются безударными в словарных словах, которые мы сейчас вспомним и запишем.

— Итак, словарная работа. Записываем слова, обозначаем ударение, подчеркиваем безударную гласную.

(Учитель диктует слова.)

Горох, овёс, мороз, пшеница, орех, погода, восток, петрушка, столица.

( Самопроверка по ключу)

— Оценить в это время ещё 2-х учащихся.

— Оцените себя. Нет ошибок – 5, 1-2 ош. – 4, 3 ош. – 3.

— Кто справился без ошибок? Кто допустил 1-2 ошибки?

— Собрать индивидуальные карточки. Проверить, оценить.

IV .Актуализация опорных знаний.

— А сейчас вспомним то, что проходили на прошлых уроках.

— К слову «лист» подберём и запишем однокоренные слова.

(Один учащийся – у доски.)

что такое сложные слова 3 класс русский язык. Смотреть фото что такое сложные слова 3 класс русский язык. Смотреть картинку что такое сложные слова 3 класс русский язык. Картинка про что такое сложные слова 3 класс русский язык. Фото что такое сложные слова 3 класс русский языкЛист – листик, листочек, листовая, листопад.

Как называются записанные вами слова? (однокоренные)

— Какие слова называются однокоренными?

(Слова, которые имеют один корень и близки по смыслу)

— А что такое корень слова?

(Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.)

— Выделите корень в словах.

— В каком слове возникло затруднение? (листопад)

— Какой вопрос возникает?

— Сколько корней в слове?

— Для ответа на этот вопрос проведём исследование. Что значит слово «листопад»?

(Это, когда листья падают)

— Сколько будет корней в слове? Выделите их.

— В чём особенность данного слова?

(Это слово имеет два корня)

V . Сообщение темы и целей урока.

Такие слова имеют своё название. Попробуйте дать им название. Может кто-то уже знает, как они называются?

(Двукорневые, составные, сложные.)

— Проверим наши предположения.

— На доске появляется табличка с названием темы.

Тема нашего урока «Сложные слова».

— Сформулируйте цели нашего урока, используя начало предложений.

Мы узнаем… (какие слова называются сложными).

Мы познакомимся… (как пишутся такие слова).

Мы будем учиться …(находить сложные слова, составлять их)

VI .Изучение нового материала.

1)Наблюдение над сложными словами.

— А сейчас проведём наблюдение над сложными словами, которое поможет нам сформулировать правило.

— Отгадайте загадки и запишите отгадки, объясните лексическое значение слов, выделите в словах корень.

(Один учащийся работает у доски)

В синем небе пролетает,

Обгоняя птиц полёт.

Человек им управляет.

(Самолет) (Почему его так назвали?)

Есть у нас в квартире робот,

У него огромный хобот.

Любит робот чистоту

И гудит, как лайнер ТУ.

(Пылесос) (Почему его так назвали?)

С горы бежит поток проворный,

Быстро падает вода.

Красоту увидишь эту –

Не забудешь никогда.

(Водопад) (Почему его так назвали?)

Ем я уголь, пью я воду,

Как напьюсь – прибавлю ходу.

Везу обоз на сто колёс

(Паровоз) ( Почему его так назвали?)

Несмотря на непогоду,

Делает сквозь льды проходы.

Как корабль назовешь? ( Ледокол ) ( Почему его так назвали?)

— Сколько корней в этих словах? ( 2 )

— Что добавили,чтобы соединить корни слов?

(Взяли гласные «о» и «е»)

— Как можно назвать эти гласные? Почему?

— Какова их роль? (Соединить корни слов)

— Вот они наши буквы – помощницы, вспомните начало урока.

— А сейчас всё обобщим и попытаемся сформулировать правило, которого нет в учебнике.

— Работать будем в парах. Возьмите карточку на парте, прочитайте, обсудите, впишите пропущенные слова.

— Кто может прочитать, что у вас получилось.

Слова, у которых 2 корня , соединённые гласными о или е , называются сложными словами.

— Заучивание правила, рассказывание в парах и вслух.

— Почему такие слова назвали сложными?

(Потому, что образовались от сложения корней.)

Если в слове корня 2 – это сложные слова.

А теперь, ребята, встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

VII .Закрепление изученного материала.

— А теперь будем тренироваться в написании сложных слов.

— Упр.138, с.77. Списать слова, выделить корни. Подчеркнуть соединительные гласные. Задание будем выполнять по вариантам.

( I – 1 столбик, II – 2 столбик.)

— Взаимопроверка. Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу соседа.

— Проверка по слайду.

— Кто верно выполнил задание?

— Мне проверить работу у 2-х учащихся. Доп. Вопрос. Оценить.

— А сейчас вы отдохнёте,

Но слушайте внимательно.

Так как сложные слова потом вы назовёте.

— Сколько было сложных слов? (5 или 6). Назовите их.

— А сейчас попробуем сами составлять сложные слова. Но в начале посмотрим, как это сделал писатель Юрий Коваль.

— Упр.139. с.78.Прочитайте отрывок.

— Какое сложное слово придумал автор, чтобы назвать то, что наблюдал?

— Удачно ли выбрано слово? Что оно означает?

— Замените словосочетания одним сложным словом.

(Работа выполняется коллективно, 1 учащийся – у доски).

В словах выделите корни, подчеркните соединительные гласные.

— Какие слова называются сложными? Оценить.

— Упр.140, с.78 (устно). Прочитать, в каждой группе слов найти «лишнее» слово. Объясните свой ответ.

( Лесовод – нет корня «ход».)

( Вихрь – не родственное, или ветромер – сложное слово.)

— Составить маленький рассказ (4 – 5 предложений) про осень, используя опорные слова.

Листопад, разноцветные листья, кружатся, как вертолётики, пёстрый ковёр, пешеход.

— Заслушать 2 – 3 рассказа.

— С какими словами мы сегодня познакомились?

— Что такое сложные слова? Три ученика ответили на вопрос так.

1. Все непонятные слова называются сложными.

3. Слова, в которых 2 корня, называются сложными.

— Кто может повторить правило?

— Какую роль играют сложные слова в нашей речи?

(Их используют для краткости речи вместо того, чтобы использовать предложение или словосочетание.)

— Как вы думаете,всё ли мы узнали о сложных словах?

— Сложными словами могут быть некоторые фамилии, названия городов, профессий. Ещё есть сложные слова без соединительной гласной буквы. А также слова, состоящие не из 2-х, а трёх корней. Хотели бы вы узнать, что это за слова? Позже вы с ними познакомитесь.

— А одно сложное слово звучало у меня сегодня на уроке, как один из этапов урока. Что это за слово?

(Чистописание – чисто пишу )

— Закончите предложения: Слайд 5

Я узнал …(что такое сложные слова).

На уроке я учился…(писать, составлять, находить сложные слова).

Для меня было сложным…

Я себя похвалил бы за…

— Я думаю, что многие из вас после этого урока могут сказать…

(Зачитать текст со слайда)

Сегодня я искал, творил,

Задания теперь могу я выполнять.

1.С.78,упр.141, знать правило.

2.По желанию составить и записать небольшой текст (4 – 5 предложений), в которых будут сложные слова.

Слова, у которых ____________________________, соединённые

_______________________________, называются сложными словами.

Слова, у которых ____________________________, соединённые

_______________________________, называются сложными словами.

Слова, у которых ____________________________, соединённые

_______________________________, называются сложными словами.

Слова, у которых ____________________________, соединённые

_______________________________, называются сложными словами.

Слова, у которых ____________________________, соединённые

_______________________________, называются сложными словами.

Слова, у которых ____________________________, соединённые

_______________________________, называются сложными словами.

1. Подчеркни в предложении главные и второстепенные члены предложения, подпиши части речи.

1. Подчеркни в предложении главные и второстепенные члены предложения, подпиши части речи.

1. Подчеркни в предложении главные и второстепенные члены предложения, подпиши части речи.

1. Подчеркни в предложении главные и второстепенные члены предложения, подпиши части речи.

что такое сложные слова 3 класс русский язык. Смотреть фото что такое сложные слова 3 класс русский язык. Смотреть картинку что такое сложные слова 3 класс русский язык. Картинка про что такое сложные слова 3 класс русский язык. Фото что такое сложные слова 3 класс русский язык

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

что такое сложные слова 3 класс русский язык. Смотреть фото что такое сложные слова 3 класс русский язык. Смотреть картинку что такое сложные слова 3 класс русский язык. Картинка про что такое сложные слова 3 класс русский язык. Фото что такое сложные слова 3 класс русский язык

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

что такое сложные слова 3 класс русский язык. Смотреть фото что такое сложные слова 3 класс русский язык. Смотреть картинку что такое сложные слова 3 класс русский язык. Картинка про что такое сложные слова 3 класс русский язык. Фото что такое сложные слова 3 класс русский язык

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

что такое сложные слова 3 класс русский язык. Смотреть фото что такое сложные слова 3 класс русский язык. Смотреть картинку что такое сложные слова 3 класс русский язык. Картинка про что такое сложные слова 3 класс русский язык. Фото что такое сложные слова 3 класс русский язык

Номер материала: ДБ-025330

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

что такое сложные слова 3 класс русский язык. Смотреть фото что такое сложные слова 3 класс русский язык. Смотреть картинку что такое сложные слова 3 класс русский язык. Картинка про что такое сложные слова 3 класс русский язык. Фото что такое сложные слова 3 класс русский язык

что такое сложные слова 3 класс русский язык. Смотреть фото что такое сложные слова 3 класс русский язык. Смотреть картинку что такое сложные слова 3 класс русский язык. Картинка про что такое сложные слова 3 класс русский язык. Фото что такое сложные слова 3 класс русский язык

ДНР полностью перешла на стандарты и программы России в образовании

Время чтения: 1 минута

что такое сложные слова 3 класс русский язык. Смотреть фото что такое сложные слова 3 класс русский язык. Смотреть картинку что такое сложные слова 3 класс русский язык. Картинка про что такое сложные слова 3 класс русский язык. Фото что такое сложные слова 3 класс русский язык

Только каждый 10-й россиянин может дать платное образование своим детям

Время чтения: 2 минуты

что такое сложные слова 3 класс русский язык. Смотреть фото что такое сложные слова 3 класс русский язык. Смотреть картинку что такое сложные слова 3 класс русский язык. Картинка про что такое сложные слова 3 класс русский язык. Фото что такое сложные слова 3 класс русский язык

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

что такое сложные слова 3 класс русский язык. Смотреть фото что такое сложные слова 3 класс русский язык. Смотреть картинку что такое сложные слова 3 класс русский язык. Картинка про что такое сложные слова 3 класс русский язык. Фото что такое сложные слова 3 класс русский язык

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

что такое сложные слова 3 класс русский язык. Смотреть фото что такое сложные слова 3 класс русский язык. Смотреть картинку что такое сложные слова 3 класс русский язык. Картинка про что такое сложные слова 3 класс русский язык. Фото что такое сложные слова 3 класс русский язык

В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения

Время чтения: 1 минута

что такое сложные слова 3 класс русский язык. Смотреть фото что такое сложные слова 3 класс русский язык. Смотреть картинку что такое сложные слова 3 класс русский язык. Картинка про что такое сложные слова 3 класс русский язык. Фото что такое сложные слова 3 класс русский язык

Минпросвещения разработает внеучебные курсы для школьников

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *