что такое словарная работа в детском саду

Сущность словарной работы и ее значение для развития речи детей дошкольного возраста

что такое словарная работа в детском саду. Смотреть фото что такое словарная работа в детском саду. Смотреть картинку что такое словарная работа в детском саду. Картинка про что такое словарная работа в детском саду. Фото что такое словарная работа в детском саду Юлия Сатункина
Сущность словарной работы и ее значение для развития речи детей дошкольного возраста

Глава I. Теоретические основы развития словаря

1.1 Сущность словарной работы и ее значение для развития речи детей дошкольного возраста

Муза Михайловна Алексеева дает такое понятие словарной работы. Словарная работа – это педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. А развитие словаря как длительный процесс количественного накопления слов, освоение его социально закрепленных значений и формирование умений использовать их в конкретных условиях общения. [1, 45]

В словаре-справочнике по педагогике словарь рассматривается как совокупность слов естественного языка, значение которого данное лицо понимает и может объяснить.

Ф. А. Сохин раскрывает понятие словарь. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т. д. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.

Развитие словаря, по мнению Ф. А. Сохина понимается как длительный процесс овладения словарным запасом, накопленном в процессе его истории. По мнению Ф. А. Сохина можно выделить количественную и качественную стороны этого процесса. Прежде всего, бросаются в глаза количественные изменения в словаре ребенка. Так в 1 год малыш активно владеет 10-12 словами, а к 6 годам его активный словарь увеличивается до 3-3,5 тысяч.

Говоря о качественной характеристике словаря, следует иметь в виду постоянное овладение детьми социально закрепленных содержанием слова, отражающим результат познания закрепляется в слове, благодаря чему осознается человеком и передается в процессе общения с другими.

Следующее учебное пособие, которое мы рассматривали при написании нашей курсовой работы – это «Методика развития речи детей»

под редакцией Алисы Михайловны Бородич. Она дает отличную от других методику развития словаря.

Одной из них можно считать содержание словаря детей. В силу наглядно действенного и наглядно образного характера мышления ребенок овладевает, прежде всего, названия групп предметов, явлений, качеств,

свойств, отношений, которые отражены в словаре детей достаточно широко.

Другой особенностью является постепенное овладение значением, смысловым содержанием слова. Поначалу ребенок соотносит слова лишь с конкретным предметом или явлением.

Такое слово не имеет обобщающего характера, оно лишь сигнализирует ребенку о конкретном предмете, явлении или вызывает их образы (например, слово часы обозначает для ребенка только те часы, которые висят на стене в его комнате). По мере того как дошкольник осваивает окружающую действительность – предметы, явления (их особенности, свойства, он начинает делать обобщения, руководствуясь теми или иными признаками. Зачастую эти признаки не существенны. Типичен пример, когда малыш называет «кисой» не только кошку, но и предметы из пушистого меха.

что такое словарная работа в детском саду. Смотреть фото что такое словарная работа в детском саду. Смотреть картинку что такое словарная работа в детском саду. Картинка про что такое словарная работа в детском саду. Фото что такое словарная работа в детском садуИгры для развития речи детей дошкольного возраста Постоянно ищутся способы изготовления игр и пособий, которые были бы максимально наглядными, а для детей «волшебными». Огромную пользу в.

Игры для развития речи у детей среднего и старшего дошкольного возраста 1. Игра «Закончи предложение» Цель: развитие речи и формирование грамматического строя. Правило игры: Для игры нам нужен мяч. Сядьте напротив.

что такое словарная работа в детском саду. Смотреть фото что такое словарная работа в детском саду. Смотреть картинку что такое словарная работа в детском саду. Картинка про что такое словарная работа в детском саду. Фото что такое словарная работа в детском садуИз опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

что такое словарная работа в детском саду. Смотреть фото что такое словарная работа в детском саду. Смотреть картинку что такое словарная работа в детском саду. Картинка про что такое словарная работа в детском саду. Фото что такое словарная работа в детском садуИз опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

что такое словарная работа в детском саду. Смотреть фото что такое словарная работа в детском саду. Смотреть картинку что такое словарная работа в детском саду. Картинка про что такое словарная работа в детском саду. Фото что такое словарная работа в детском садуКонсультация для родителей «Физиологическая сущность закаливания детей дошкольного возраста» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ : «ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ЗАКАЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Закаливание является важным звеном в системе.

Консультация для воспитателей «Задачи словарной работы по обогащению активного словаря детей в ДОУ» Словарь – это лексический состав речи, которым пользуется человек. Словарь делят на активный и пассивный. Объём активного словаря любого.

Источник

Словарная работа в детском саду

что такое словарная работа в детском саду. Смотреть фото что такое словарная работа в детском саду. Смотреть картинку что такое словарная работа в детском саду. Картинка про что такое словарная работа в детском саду. Фото что такое словарная работа в детском саду Маркевич Надежда
Словарная работа в детском саду

1. Особенности содержания словарной работы в детском саду.

В отечественной методике развития речи задачи словарной работы в детском саду были определены в трудах Е. И. Тихеевой, О. И. Соловьевой, М. М. Кониной и уточнены в последующие годы.

Сегодня принято выделять четыре основные задачи:

1- обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счет общеупотребительной лексики (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.);

Все рассмотренные выше задачи взаимосвязаны и решаются на практическом уровне, без употребления соответствующей терминологии.

2. Формирование словаря детей в дошкольном возрасте.

В классическом варианте в педагогической литературе, посвященной развитию словаря детей дошкольного возраста,выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов.

Количественный рост словаря. Дошкольный возраст – период быстрого обогащения словаря. Его рост находится в зависимости от условий жизни и воспитания, поэтому в литературе данные о количестве слов дошкольников одного и того же возраста очень разнятся между собой. Первые осмысленные слова появляются у детей к концу первого года жизни. В современной отечественной методике нормой считается 10–12 слов к году. Развитие понимания речи в значительной мере опережает активный словарь.

После полутора лет обогащение активного словаря происходит быстрыми темпами, и к концу второго года жизни он составляет 300 – 400 слов, а к трем годам может достигать 1500 слов. Огромный скачок в развитии словаря происходит не только и не столько за счет заимствования слов из речи взрослых, сколько за счет овладения способами образования слов. Развитие словаря осуществляется за счет слов, обозначающих предметы ближайшего окружения, действия с ними, а также отдельные их признаки. В последующие годы количество употребляемых слов также быстро возрастает, однако темпы этого прироста несколько замедляются. Третий год жизни – период наибольшего увеличения активного словарного запаса. К 4 годам количество слов доходит до 1900, в 5 лет – до 2000 – 2500, а в 6 – 7 лет до 3500 – 4000 слов. Индивидуальные различия в словаре наблюдаются и в эти возрастные периоды. По словам Д. Б. Эльконина, различия в словаре «более велики, чем в какой-либо другой сфере психического развития».

Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленнее растет число используемых прилагательных. Это объясняется, во-первых, условиями воспитания (взрослые мало внимания обращают на знакомство детей с признаками и качествами предметов, во-вторых, характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи.

Качественное развитие – развитие значений слов. Оно идет в направлении от полисемантизма к обобщению.Выделяют четыре степени обобщения:

Наблюдаются многочисленные факты ошибочного словоупотребления, переноса наименования с одного предмета на другой, сужения или, наоборот, расширения границ значений слов и их применения. Сужение или расширение значений слов детьми объясняется тем, что они не имеют достаточных знаний о тех предметах и явлениях, которые называются данными словами. Причем понимание и употребление слов детьми 3 – 5 лет зависит не только от степени обобщения, но и от того, насколько часто используют эти слова окружающие взрослые и как организована деятельность детей с соответствующими предметами. Наиболее правильно дети понимают и употребляют слова, обозначающие конкретные предметы, которыми они пользуются (кукла, барабан, лейка, щетка, игрушки, одежда).

Н. X. Швачкин обратил внимание на следующие особенности понимания значений слов дошкольниками: прежде всего в восприятии дошкольника каждый предмет должен обладать свойственным ему названием.

Переносные значения слов усваиваются детьми не сразу. Сначала происходит усвоение основного значения. Всякое употребление слов в переносном значении вызывает удивление и несогласие детей.

К старшему дошкольному возрасту, дети овладевают лексикой и другими компонентами языка настолько, что усваиваемый язык действительно становится родным. Здесь должно «заканчиваться, в основном, формирование ядра словаря». Вместе с тем «семантическое и, частично, грамматическое развитие остаются еще далеко не завершенными».

Уточнение смыслового содержания слов к 6 – 7 годам еще только набирает силу. Это связано с усвоением новых знаний о мире и с зарождением эстетического отношения к слову и речи в целом.

3. Содержание словарной работы.

Содержание словарной работы усложняется от одной возрастной группы к другой. Усложнение в содержании программы словарной работыможно проследить в трех следующих направлениях:

1. Расширение словаря ребенка на основе ознакомления с постепенно

увеличивающимся кругом предметов и явлений.

2. Введение слов, обозначающих качества, свойства, отношения, на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.

3. Введение слов, обозначающих элементарные понятия, на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.

Эти три направления словарной работы имеют место во всех возрастных группах и прослеживаются на разном содержании.

Важная задача воспитания и обучения состоит в учете закономерностей освоения значений слов, в постепенном их углублении, формировании умений семантического отбора слов в соответствии с контекстом высказывания.

Комплексные программы для образования дошкольников предъявляют к активному словарю детей определенные требования. Неоднократно подчеркивается, что дети должны не только знать что-то об окружающем мире, но и уметь выразить свои знания в словах, назвать воспринимаемый предмет.

Непосредственное восприятие окружающего мира в процессе экскурсий; наблюдения, обследование предметов, рассматривание картин и другие наглядные методы продолжают занимать ведущее место. Усложнение состоит в расширении круга объектов, с которыми знакомят детей, в увеличении набора предметов и материалов, их признаков. Одно из основных правил введения новых слов в словарь ребенка – ознакомление со словом в определенном контексте (минимальным контекстом является словосочетание или предложение).

Рассматривание предметов и живых объектов также усложняется. Особое внимание уделяется обогащению детской речи прилагательными и глаголами, выражающими качества и действия наблюдаемых объектов.

Одновременно с углублением знаний происходит освоение слов, более точно характеризующих разнообразные признаки предметов и действий.

В старшем дошкольном возрасте продолжают формировать словарь, характеризующий качества и свойства предметов и материалов. Усложнение занятий происходит за счет выделения большего числа качеств и свойств. Так, дети обследуют и сравнивают разные сорта бумаги, ткани, вещи из стекла и фаянса, цветного стекла, металла и дерева, пластмассы, закрепляют и углубляют значения уже известных слов, узнают новые слова.

Консультация для воспитателей «Игры по экологии в детском саду» В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию. Человек – часть природы: он не может жить вне ее, не может.

Консультация для воспитателей «Театральная студия в детском саду» Театральная студия в нашем ДОУ работает по программе,созданой на основе учебной развивающей программы Щеткина А. В. «Театральная деятельность.

Консультация для воспитателей «Изодеятельность в детском саду» Не секрет, что искусство как специфическая форма познания действительности вызывает сильный эмоциональный отклик. Происходит это благодаря.

Консультация для воспитателей «Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду» Консультация для воспитателей на тему: «Физкультурно- оздоровительная работа в детском саду» Цель: Оздоровительная работа детей – сохранение.

что такое словарная работа в детском саду. Смотреть фото что такое словарная работа в детском саду. Смотреть картинку что такое словарная работа в детском саду. Картинка про что такое словарная работа в детском саду. Фото что такое словарная работа в детском садуКонсультация для воспитателей «Проблемы организации игр в современном детском саду» Консультация для воспитателей. Проблемы организации игр в современном детском саду. Воспитатель I категории д/сад «Алпамыс» Казахстан, г.

Консультация для воспитателей «В детском саду-мюзикл?!» Видео В ДЕТСКОМ САДУ – МЮЗИКЛ!Почему же мюзикл, да еще и в детском саду! Такой вопрос в мой адрес прозвучал неоднократно. Постараюсь ответить.

«Мини-музей в детском саду». Консультация для воспитателей Актуальность проблемы создания мини-музеев в детском саду. Дети в любом возрасте очень любознательны, они задают взрослым множество вопросов.

Консультация для воспитателей «А у нас, в детском саду, мы играем» 1-слайд. В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость,.

Источник

Методика словарной работы в разных возрастных группах

что такое словарная работа в детском саду. Смотреть фото что такое словарная работа в детском саду. Смотреть картинку что такое словарная работа в детском саду. Картинка про что такое словарная работа в детском саду. Фото что такое словарная работа в детском саду Наташа ТАТЬЯНИНА
Методика словарной работы в разных возрастных группах

Словарная работа в детском саду, это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов. В период дошкольного детства у ребёнка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а также самостоятельно применять полученные знания в доступной практической действительности. Основой развития речи является знание ребенком окружающей действительности. Каждый вновь усвоенный им предмет или явление должны быть скреплены соответствующим словом.

Во-первых, обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счет общеупотребительной лексики (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.).

Во-вторых, закрепление и уточнение словаря. Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связано с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов. Поэтому сюда входят углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами.

Содержание словарной работы усложняется от одной возрастной группы к другой. Усложнение в содержании программы словарной работыможно проследить в трех следующих направлениях:

1) Расширение словаря ребенка на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений.

2) Введение слов, обозначающих качества, свойства, отношения, на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.

3) Введение слов, обозначающих элементарные понятия, на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.

Эти три направления словарной работы имеют место во всех возрастных группах и прослеживаются на разном содержании.

1 младшая группа:

Расширять на основе углубления знаний и представлений детей об окружающем активный и пассивный словарный запас;

Обращать внимание малышей на словообразовательные связи;

2 младшая группа:

обогащать словарь значимым для познавательной формы общения запасом слов, обозначающих новые предметы, их свойства и качества, в том числе эстетические действия, существенные признаки и т. д. ;

содействовать формированию отдельных видовых понятий (чашка, кружка, стакан; куртка, пальто, шуба и т. п., навыков употребления в самостоятельной речи некоторых обобщающих слов (фрукты, овощи, одежда, посуда, мебель и др.)

На данном этапе активный словарьдетей рекомендуется обогащать:

· глаголами, обозначающими некоторые действия (мыть, вытирать, варить, готовить, гладить, стирать, лечить, ставить, сажать и др.);

· прилагательными (большой, белый, маленький, красный, желтый, зеленый, синий, черный, горячий, холодный, сладкий, кислый, круглый);

· наречиями (вчера, сегодня, завтра, близко, далеко, низко, высоко). Практика показывает, что специальная словарная работа уже в младшей группе способствует более интенсивному обогащению словаря. Ребенок начинает проявлять интерес к наименованию предметов, что выражается в возрастании количества вопросов типа «Как это называется?». А усвоение слов положительно влияет на поведение детей, на совершенствование предметной и игровой деятельности. На основе расширения знаний и представлений необходимо увеличивать запас слов, постепенно формировать понимание и употребление обобщающих слов (игрушки, одежда, посуда, мебель).

а). Содействовать введению в словарь дошкольников слов, обозначающих некоторые эстетические качества людей (внимательный, добрый, аккуратный, интеллектуальные и волевые действия (подумал и решил, постарался и т. п.); значимых для овладения внеситуативно-личностным общением;

в). Воспитывать интерес к происхождению слова, умение замечать и желание узнавать, что означает новое, незнакомое слово;

г). Содействовать развитию понимания смысла загадок, некоторых пословиц.

Несмотря на увеличивающийся словарный запас, рост словаря отстает от роста представлений, появляется разрыв между пассивным и активным словарем. Отсюда обилие в речи детей указательных местоимений и наречий (тот, этот, туда, такой).

Задача воспитателя состоит в наполнении конкретным содержанием имеющихся у детей слов, уточнении их смысла, активизации в речи. Следует уделять внимание правильному пониманию слов, точному употреблению их по смыслу, расширению активного запаса слов; учить при сравнении предметов выделять и точно обозначать существенные признаки; активизировать слова, обозначающие качества и действия. Важно также обогащать речь детей прилагательными на основе расширения и углубления представлений (лиса рыжая, хитрая, осторожная).

В старшем дошкольном возрасте продолжают формировать словарь, характеризующий качества и свойства предметов и материалов. Усложнение занятий происходит за счет выделения большего числа качеств и свойств. Так, дети обследуют и сравнивают разные сорта бумаги, ткани, вещи из стекла и фаянса, цветного стекла, металла и дерева, пластмассы, закрепляют и углубляют значения уже известных слов, узнают новые слова. обогащать словарный запас на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира;

а). учить употреблять в речи слова, наиболее точно обозначающие свойства, качества, признаки предметов (хрупкий, прозрачный, бесцветный, звонкий, а также материал, из которого они сделаны (дерево, пластмасса, стекло и т. п.);

б). содействовать дальнейшему развитию у детей видовых и родовых понятий, умения осуществлять осуществлять их дифференциацию (транспорт наземный, воздушный, водный);

в). углублять представления детей о том, что слово имеет значение, смысл и сто слово в разговоре необходимо употреблять в соответствии с их значением;

г). воспитывать интерес к значению слова, особенно мотивированного;

д). содействовать дальнейшему развитию у детей понимания таких языковых явлений, как антонимия, синонимия, многозначность слова, учить активно использовать их в речи;

е). знакомить с доступными дошкольникам фразеологизмами; подводить к пониманию образных выражений в загадках, объяснению смысла поговорок, поощрять использование их в своей речи

В подготовительной к школе группе усиливается внимание к работе над смысловой стороной слова, к усвоению детьми выразительных средств языка.

Ведущей задачей словарной работы в старшем дошкольном возрасте является активизация словаря, выработка навыков осознанного и уместного использования слов в соответствии с контекстом высказывания. В старшем дошкольном возрасте активно осваивается оценочная лексика. Это связано с формированием внеситуативно-личностного общения ребенка со взрослым, с проявлением интереса к личности взрослого. Дети начинают употреблять слова, обозначающие личностные характеристики (честный, скромный, заботливый, чуткий и др.).

Консультация для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников в разных возрастных группах» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад общеразвивающего вида «Антошка» с. Зудилово Консультация.

Методики проведения подвижных игр в разных возрастных группах Программное содержание: Важнейшие образовательные ориентиры: • обеспечение эмоционального благополучия детей; • создание условий для формирования.

что такое словарная работа в детском саду. Смотреть фото что такое словарная работа в детском саду. Смотреть картинку что такое словарная работа в детском саду. Картинка про что такое словарная работа в детском саду. Фото что такое словарная работа в детском садуНовогоднее оформление в разных возрастных группах (часть первая) Доброго времени суток уважаемые коллеги! Сегодня я расскажу как мы (педагоги) в МБДОУ «Дельфин» готовились к Новому Году! Идут дети по дорожке,.

что такое словарная работа в детском саду. Смотреть фото что такое словарная работа в детском саду. Смотреть картинку что такое словарная работа в детском саду. Картинка про что такое словарная работа в детском саду. Фото что такое словарная работа в детском садуНовогоднее оформление в разных возрастных группах (часть вторая) Доброго времени суток уважаемые коллеги. Спешу продолжить рассказывать о новогоднем оформлении в нашем детском саду «Дельфине». Вот такая.

Особенности экспериментирования в разных возрастных группах Особенности экспериментирования в разных возрастных группах. Не бывает форм экспериментирования, специфических для той или иной возрастной.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *