что такое скрытое наблюдение определение

Открытое и скрытое наблюдение

В зависимости от того, знают ли наблюдаемые, что за ними наблюдают, выделяют открытое (явное)и скрытое (тайное, инкогнито) наблюдение.

Открытое (явное) наблюдение— при его проведе­нии члены исследуемой группы знают, что исследова­тель за ними наблюдает. Он не скрывает это от группы. Присутствие наблюдателя в группе может вызвать у ее членов чувство смущения, застенчивости, особенно в тех случаях, когда наблюдаемая ситуация, событие, расходятся с тем, что по их представлению является общепринятой нормой. В связи с этим результаты сбо­ра информации могут быть искажены, т. к. на резуль­таты наблюдения большое значение оказывает, знают ли наблюдаемые, что за ними наблюдают.

Проблема воздействия исследователя на объект со­стоит в том, что когда человек знает, что за ним наблюда­ют, он может на это немедленно отреагировать, изменить свое естественное поведение. В результате чего исследо­ватель будет наблюдать уже не сам объект в его чистом виде, а его в какой-то степени превращенную форму.

Открытое наблюдение эффективно при определен­ной заинтересованности наблюдаемых в результатах исследования. Исследователь должен постараться до­биться у наблюдаемых нейтральной установки относи­тельно целей наблюдения для того, чтобы снять воз­можное недоверие, предубежденность и т. п. В случае использования открытого наблюдения, терпеливый и искусный исследователь может попытаться достичь состояния, при котором члены наблюдаемой группы перестанут обращать на него внимание, то есть, как удачно выразился один социолог, примелькаться, как фонарный столб. Для этого он должен в первую оче­редь добиться максимальной стереотипности своего поведения.

Желаемой цели можно также добиться, заменяя наблюдателя какими-нибудь регистрирующими тех­ническими средствами (магнитофон, фотоаппарат, те­левизионное устройство и т.д.). Технические средст­ва, как правило, оказывают меньшее возмущающее воздействие на членов исследуемой группы, хотя пол­ностью оно все-таки не исчезает.

При проведении открытого наблюдения с исследо­вателя снимается моральная ответственность за сам факт наблюдения и достигается большее взаимопони­мание между ним и наблюдаемыми на будущее.

При проведении скрытого наблюдения исследова­тель обязан соблюдать определенную этику. Оно должно быть морально обоснованно. Следует по­мнить, что никто не имеет права наблюдать те собы­тия и явления, которые люди специально скрывают от посторонних глаз. Наблюдать можно только то, что члены изучаемого коллектива не скрывают друг от друга, то, что в их поведении считается более или ме­нее само собой разумеющимся, а фиксировать только те факты, которые характеризуют предмет исследо­вания.

В результате такого наблюдения можно выяснить причины различных ненормальных социальных явле­ний, которые невозможно обнаружить в процессе проведения открытого наблюдения.

Источник

Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел (общая часть)

Электронное учебное издание

§ 7. Наблюдение

Наблюдение — это оперативно-розыскное мероприятие, которое заключается в визуальном и ином восприятие и фиксации значимых для решения задач оперативно-розыскной деятельности явлений, деяний, событий и процессов.

Согласно Определению Конституционного суда РФ от 21 октября 2008 г. № 862-О-О это оперативно-розыскное мероприятие представляет собой визуальное, электронное или комплексное слежение и контроль за поведение (действиями) лица, направлено на получение информации о признаках его преступной деятельности и другой информации, необходимой для решения задач ОРД.

Наблюдение можно условно классифицировать на простое — осуществляемое самостоятельно сотрудником оперативного подразделения и сложное — с задействованием сотрудников специальных подразделений.

Наблюдение может быть физическим, когда информация воспринимается органами чувств человека, электронным, когда информация получается и фиксируется при помощи технических средств и комплексным — одновременное использование органов чувств и технических средств.

С помощью наблюдения решаются следующие задачи:

— выявление, предупреждение и пресечение преступных действий объектов наблюдения;

— установление мест нахождения скрывшихся от следствия и суда лиц, а также осужденных, уклоняющихся от отбытия наказания; изучение образа жизни, поведения, привычек и наклонностей проверяемых лиц, маршрутов движения, выявление их связей, мест хранения похищенного имущества, возможного пользования тайниками, отправления почтовой и телеграфной корреспонденции, бандеролей, посылок;

— документирование отдельных действий объектов наблюдения и их связей с помощью видеосъемки, звукозаписи, фотографирования;

— обеспечение в дальнейшем эффективного проведения отдельных оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий.

В процессе работы по предупреждению преступлений наблюдение может позволить собрать сведения о наличии или формировании преступных групп, их составе, намерениях, распределении ролей, а также имеющихся между членами групп несогласованности и противоречий, которые могут быть использованы в мероприятиях по их разобщению, склонению к отказу от совершения преступлений или в иных оперативных целях, о подготавливаемых преступлениях и намеченных объектах преступного посягательства.

На стадии пресечения преступлений наблюдение позволяет не допустить реализацию преступных намерений и действий в оконченное преступление, обеспечивает задержание преступников с поличным при совершении подготовительных действий или покушения на преступление.

В работе по раскрытию преступлений и розыску преступников использование наблюдения позволяет обнаруживать преступников и получать данные, имеющие значение для их разоблачения; изучать образ жизни и поведение наблюдаемых, их привычки и наклонности в целях использования этих данных в оперативной работе; выявлять соучастников, с которыми наблюдаемые вступают в контакт, потерпевших, очевидцев преступления и иных лиц, располагающих информацией, представляющей оперативный интерес, а также притоны, места концентрации правонарушителей и сбыта похищенного; обнаруживать предметы и документы, которые могут быть вещественными доказательствами; обеспечивать возмещение причиненного преступниками материального ущерба путем выявления тайников, иных мест хранения и сбыта вещей и ценностей, нажитых преступным путем, получения данных о намерениях или действиях по сокрытию подлежащего описи и конфискации имущества; устанавливать места нахождения разыскиваемых преступников, способствовать их задержанию; фиксировать отдельные эпизоды преступной деятельности наблюдаемых лиц и их связей с помощью негласного фотографирования, киносъемки, видеозаписи, а также других технических средств, не причиняющих вреда жизни и здоровью личности и окружающей среде.

Объектами наблюдения могут быть:

— лица, в отношении которых имеется информация о подготовке или совершении ими преступлений;

— лица, располагающие сведениями о готовящихся, совершаемых, совершенных преступлениях или имеющих связь с преступниками;

— родственники или знакомые разыскиваемого преступника, если есть основания полагать, что наблюдение за ними позволит обнаружить разыскиваемого или получить данные о его месте нахождения;

— места концентрации лиц, которые подозреваются в преступной деятельности;

— места хранения орудий преступлений и похищенного имущества;

— места возможного появления разыскиваемых лиц;

— места возможного совершения преступлений.

Проведение простого наблюдения не требует составления постановления на проведение ОРМ и утверждения его у руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, а проводится по решению сотрудника оперативного подразделения. Проведение наблюдения, ограничивающего конституционное право на неприкосновенность жилища (наблюдение в жилых помещениях), допускается только на основании судебного решения.

Оформление результатов наблюдения. Результаты наблюдения, проводившегося лично оперативным сотрудником либо по его поручению другими сотрудниками органов внутренних дел, оформляются рапортом. Данные документы могут быть использованы как в оперативных целях, так и в процессе доказывания в соответствии с уголовно-процессуальным законом. Наблюдение, осуществляемое сотрудниками специальных подразделений оформляется в установленном порядке. К составляем документам могут приобщаться носители зафиксированной информации. Которые также в последующем могут быть использованы в процессе доказывания по уголовному делу.

Источник

Скрытое видеонаблюдение

Скрытое видеонаблюдение и закон

Тема законности скрытого (негласного) видеонаблюдения сильно упрощается, если начать с правильной трактовки этого термина. В соответствии с законодательством РФ видеонаблюдение считается скрытым, если съемка производится с помощью средств, специально предназначенных для скрытого получения информации.

Из такого определения следует фундаментальный вывод, — любая видеосъемка с помощью обычных камер скрытой не является. Да, такая камера может быть спрятана в кустах, оператор может притаиться в машине, но это не будет негласным видеонаблюдением с точки зрения закона.

Какие видеокамеры относятся к техническим спецсредствам негласного наблюдения

Естественно, сразу возникает два вопроса, кто и по каким признакам определяет принадлежность устройства к средствам скрытого наблюдения. Ответы на оба вопроса заложены в законодательстве. Классификация проводится с помощью экспертизы по признакам, перечисленным в «Списке видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, ввоз и вывоз которых подлежат лицензированию» (ПП РФ от 10 марта 2000 г. N 214) и Примечанию в ст.138.1.

Согласно пункту 2 Списка ДОСТАТОЧНО ОДНОГО из трех признаков, чтобы признать видеокамеру «специальным техническим средством негласного визуального наблюдения и документирования». Вот эти признаки:

Как уже сказано выше, любой из этих признаков переводит устройство в разряд специальных технических средств, а видеосъемку делает скрытой. В более общем виде определение таких средств есть в примечании к ст. 138.1.

Далее остается только добавить, что скрытую съемку запрещено вести всем, кроме госорганов, уполномоченных на оперативно-розыскную деятельность (Закон «Об оперативной и розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ, ст. 6, ч. 6).

Ответственность за негласное видеонаблюдение

Ответственность за скрытое видеонаблюдение наступает по нескольким направлениям. Для удобства они сведены в таблицу 1. Сразу поясним, что административная часть таблицы касается только оборота средств негласного видеонаблюдения (производство, реализация, покупка с целью продажи).

Таблица 1

СоставСтатья УК РФНаказание max.
Изготовление/приобретение спец. техн. средств негласного получения информациист. 138.1До четырех лет лишения свободы
Нарушение неприкосновенности частной жизнист. 137До трех лет лишения свободы по ч.1
Нарушение неприкосновенности жилищаст. 139Год исправит. работ,
до 3-х месяцев ареста
Деятельность без специального разрешения (лицензии)До пяти лет + штраф
Составст. КоАП РФНаказание max.
Деятельность со спец. тех. средствами без лицензии
(для предпринимателей)
ст. 14.1Штрафы, приостановка деятельности, конфиск. продукции, оборудов.
Действия со спец. тех. средствами без лицензии
(для частных лиц)
ст.19.20Штраф
Нарушение правил производства, оборота спец. технических средств, негласного получения информ.ст. 20.23Штраф, конфискация техн. средств.

В случае применения таких средств практически неизбежны минимум две уголовных статьи – 137 и 138.1. Они реально работают, показывая статистически значимые результаты. Так, по уточненным данным в 2018 году по ч.1 ст.137 было осуждено 123 человека, по части 2 (нарушение с исп. служ. пол.) еще 4 человека. По ст.138.1 осуждено 160 человек.

Конечно, не все приговоры связаны со скрытым видеонаблюдением и специальными видеокамерами, поэтому покажем, как все происходит на реальных примерах.

Дело № 1-212/2017г., город Лысьва, Пермский край.

Гражданин С, планируя приобретение специального технического средства для негласного получения визуальной и акустической информации, сделал заказ в сети интернет. Далее он оплатил и получил устройство, закамуфлированное под видеорегистратор, в комплекте с аккумулятором и инструкцией.

Приобретенное устройство гражданин С установил в туалете в квартире своей знакомой, потерпевшей гражданки Н. Устройство было установлено с целью сбора информации о личной жизни потерпевшей посредством видеонаблюдения. Своими действиями гражданин С нарушил конституционное право Потерпевший №1 на неприкосновенность частной жизни.

Экспертизой было установлено, что изъятое устройство приспособлено для негласного получения информации. Его конструкция позволяет запись на карту памяти типа microSD, а также способно передавать видеоизображение в реальном времени через сеть Интернет на смартфон или планшетный компьютер с установленной специальной программой «P2PLiveCam».

Таким образом, в действиях гражданина С имелся состав преступлений ст.137 ч.1 и ст.138.1 ч.1 УК РФ. Учитывая смягчающие обстоятельства, суд после частичного сложения наказаний по каждой из статей приговорил С. к двум годам ограничения свободы. Кроме того, суд обязал его выплатить потерпевшей 200 тыс. рублей компенсации.

Это был в некотором отношении классический пример: скрытое видеонаблюдение + незаконный сбор информации о частной жизни. Результат – две статьи и приговор суда.

Перейдем к более сложной, но все-таки достаточно типичной ситуации.

Дело № 1-4/2018, с. Мамонтово, Алтайский край

На почве ревности у гражданина Б. возник преступный умысел по скрытому прослушиванию и видеонаблюдению квартиры гражданки Н. Действуя в соответствии с данным замыслом, гражданин Б. установил в дверной коробке квартиры Н. микрофон, и в неустановленном месте у неустановленных лиц приобрел видеокамеру, закамуфлированную под брелок автомобильной сигнализации.

Из материалов дела следует, что гражданин Б. использовал микрофон для прослушки разговоров Н., но не воспользовался видеокамерой, замаскированной под брелок автосигнализации. Дальше начинается самое важное.

По заключению судебной экспертизы микрофон к категории специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, НЕ ОТНОСИТСЯ. Это означает, что скрытого прослушивания не было!

В то же время экспертиза подтвердила, что техническое устройство в виде брелока автомобильной охранной сигнализации ОТНОСИТСЯ к категории спецтехсредств для негласного визуального наблюдения. Устройство на момент исследования было в исправном состоянии. Т.е. имеется состав преступления по ст.138.

Суд признал гражданина Б виновным по статьям – 137 ч.1 и 138.1 ч.1. По поводу ст.138.1 вопросов нет, но почему еще и ст.137? Скрытой прослушки ведь не было? Все дело в том, что судом была установлена незаконность сбора информации о личной жизни гражданки Н. Да, при сборе не использовалась спецтехника, но Н. согласия на сбор информации не давала, значит, он был незаконным. Соответственно, есть ст. 137 ч.1.

Возникает вопрос, в чем тогда разница? Было видеонаблюдение скрытым или не было, оно все равно будет незаконным, если нет согласия объекта. Разница есть и вот в чем она. Негласное видеонаблюдение (с использованием спецсредств) автоматически означает незаконность и сразу ведет к ст.137 + ст.138.1. Съемка обычной камерой может привести только к наказанию по ст. 137, и то, если судом будет доказано, что согласия объекта не было. Но это еще надо доказать!

Подчеркнем, что для обвинения по ст. 138.1 обычному гражданину достаточно приобрести средства для скрытого видеонаблюдения. Однако недавно, в 2018 году появились некоторые уточнения, смягчающие строгость закона. Речь идет о Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 46 от 25 декабря 2018 года «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (ст. 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145,.145.1 УК РФ). В нем ВС РФ вводит возможность отказа от наказания граждан за факт покупки видеокамеры для скрытого наблюдения, если она рекламировалась как обычное бытовое изделие, или была куплена в целях личной безопасности. Покажем все на конкретном примере.

Дело № 22-942/2019 138.1

Гражданин Ж заказал и оплатил в сети Интернет солнцезащитные очки со встроенной в оправу миниатюрной видеокамерой. Объектив PIN-HOLE был выведен в центр защитных линз. Очки были доставлены в РФ, но в аэропорту сотрудники таможенной службы задержали доставку. Дале последовала экспертиза, признавшая изделие техническим средство для негласного визуального наблюдения.

Против гражданина Ж было возбуждено уголовное дело по ст.138.1. Однако впоследствии он был оправдан судом. К такому решению привело отсутствие доказательств преступного умысла, видеокамеру планировалось использовать для личных целей при катании на горных лыжах. На сайте интернет-магазина товар описывался, как обычная бытовая техника.

Важную роль сыграл тот факт, что устройство никак не применялось. Кроме того, на оправе очков были ясно различимы кнопки управления камерой. Такое свойство позволяет не относить изделие к техническим средствам негласного видеонаблюдения (прим. 2018 года к ст.138.1).

В итоге можно сделать вывод, что обладатель видеокамеры, закамуфлированной под бытовое изделие, может избежать наказания по ст.138.1 до тех пор, пока он ее не применил и не планирует применить для незаконного сбора информации.

Видеокамеры для негласного визуального наблюдения и документирования

На современном рынке средств видеонаблюдения достаточно предложений, позволяющих провести негласное визуальное наблюдение и документирование. Здесь легко найти устройства, обладающие признаками из п.2 Списка в любой комбинации – одним, двумя или тремя сразу! Кроме того, следует отметить изобилие компонентов, с помощью которых легко собрать СТС для скрытого визуального наблюдения.

Прежде всего, это относится к продуктам PIN-HOLE. В этом классе представлены CCD и SMOS камеры цифрового и аналогового типа. Типичные представители:

что такое скрытое наблюдение определение. Смотреть фото что такое скрытое наблюдение определение. Смотреть картинку что такое скрытое наблюдение определение. Картинка про что такое скрытое наблюдение определение. Фото что такое скрытое наблюдение определениечто такое скрытое наблюдение определение. Смотреть фото что такое скрытое наблюдение определение. Смотреть картинку что такое скрытое наблюдение определение. Картинка про что такое скрытое наблюдение определение. Фото что такое скрытое наблюдение определение
Аналоговый PIN-HOLE Yikacam High Definition 3.7mm c точечным объективом 2000TVLМини-камера HD 600TVL CMOS c объективом FPV CCTV

Видеокамеры, камуфлированные под предметы обихода:

что такое скрытое наблюдение определение. Смотреть фото что такое скрытое наблюдение определение. Смотреть картинку что такое скрытое наблюдение определение. Картинка про что такое скрытое наблюдение определение. Фото что такое скрытое наблюдение определениечто такое скрытое наблюдение определение. Смотреть фото что такое скрытое наблюдение определение. Смотреть картинку что такое скрытое наблюдение определение. Картинка про что такое скрытое наблюдение определение. Фото что такое скрытое наблюдение определение
HD 1080P Wi-Fi камера камуфлированная под часыHD 1080P Wi-Fi камера, камуфлированная под игрушку
что такое скрытое наблюдение определение. Смотреть фото что такое скрытое наблюдение определение. Смотреть картинку что такое скрытое наблюдение определение. Картинка про что такое скрытое наблюдение определение. Фото что такое скрытое наблюдение определениечто такое скрытое наблюдение определение. Смотреть фото что такое скрытое наблюдение определение. Смотреть картинку что такое скрытое наблюдение определение. Картинка про что такое скрытое наблюдение определение. Фото что такое скрытое наблюдение определение
Wi-Fi камера, память 32 Гб в корпусе электробритвыWi-Fi камера в крючке для одежды

Характеристики представленных устройств обеспечивают качественную цветную съемку и позволяют вести негласное визуальное документирование. Однако, следует помнить, что такое применение чревато обвинениями по ст.137 и 138.1.

Источник

Понятие и организационно-тактические основы скрытого наблюдения

Закономерности, определяющие содержание деятельности оперативных подразделений при проведении поисковых мероприятий. Методы ведения наблюдения: стационарный и подвижный, использование его результатов. Понятие сменного наряда, особенности его формирования.

РубрикаГосударство и право
Видкурсовая работа
Языкрусский
Дата добавления12.02.2016
Размер файла52,2 K

что такое скрытое наблюдение определение. Смотреть фото что такое скрытое наблюдение определение. Смотреть картинку что такое скрытое наблюдение определение. Картинка про что такое скрытое наблюдение определение. Фото что такое скрытое наблюдение определение

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru//

Размещено на http://www.allbest.ru//

Во все времена на службе государства находились люди, посвятившие себя добыванию тайным способом сведений о действиях лиц, заподозренных в противозаконной деятельности.

В настоящее время подразделения оперативно-поисковой службы (бюро, отделы, отделения, оперативные группы) организуются в составе МВД России, ГУ МВД, У МВД, УТ МВД субъектов федерации. Эти аппараты обеспечивают потребности в проведении оперативно-розыскных мероприятий негласными оперативно-тактическими формами деятельности ОВД РФ, находясь в непосредственном подчинении Министра внутренних дел, начальников управлений и их заместителей.

Можно без преувеличения констатировать, что значительная роль в организации и практическом осуществлении мероприятий по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений негласными методами оперативно-розыскной деятельности принадлежит оперативно-поисковым подразделениям ОВД РФ.

Указанными обстоятельствами и определяется актуальность темы курсовой работы.

Целью курсовой работы является изучение вопросов, связанных с проведением одной из основных форм оперативно-поисковых мероприятий.

В ходе работы были поставлены и решены следующие задачи:

рассмотреть понятие и правовую основу проведения оперативно-поисковых мероприятий;

раскрыть организационно-тактические основы скрытого наблюдения;

выявить проблемы взаимодействия оперативно-поисковых подразделений с гласными структурными подразделениями.

Объектом исследования выступают закономерности, определяющие содержание деятельности оперативно-поисковых подразделений при проведении оперативно-поисковых мероприятий.

Предметом исследования являются законодательство Российской Федерации, нормы международного права, отдельные нормативно-правовые акты МВД России, регламентирующие оперативно-поисковых подразделений органов внутренних дел Российской Федерации.

Глава 1. Правовая основа проведения оперативно-поисковых мероприятий

1.1 Правовая основа оперативно-поисковых подразделений

Правовую основу оперативно-поисковых подразделений нельзя рассматривать обособленно от правовых основ деятельности органов внутренних дел в целом и оперативно-розыскной деятельности в частности.

Ст.4 Федерального Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» гласит, что «Правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют Конституция РФ, настоящий Федеральный Закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Федеральных органов государственной власти». Об этом же говорит и ст.3 Федерального Закона «О полиции».

Источниками правовой основы являются и подзаконные акты, образующие систему правовой основы деятельности ОПП, которую можно представить в следующем виде:

Подзаконные акты, к которым относятся акты президента, Федерального Собрания, Правительства, ведомственные акты, межведомственные акты, международные договоры.

Дальнейшая конкретизация конституционной обязанности органов внутренних дел обеспечивать охрану правопорядка дается в ст.1 Федерального закона «Об Оперативно-розыскной деятельности», где указано:

«оперативно-розыскная деятельность осуществляется гласно и негласно, уполномоченными на то оперативными подразделениями государственных органов, в пределах их полномочий, посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.»

Необходимо отметить, что с принятием этого Закона оперативно-поисковые подразделения впервые встали в один ряд с другими оперативными службами, обеспечивающими борьбу с преступностью только им присущими методами.

К другим законам, составляющим правовую основу деятельности можно отнести Федеральный Закон «О полиции».

Ст.12 перечисляет обязанности полиции, осуществлять оперативно-разыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, обеспечения собственной безопасности, а также в иных целях, предусмотренных федеральным законом.

Ст.4 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» дает право органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, издавать в пределах своих полномочий, в соответствии с законодательством, нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Таким образом, нормативными актами для нас с вами являются совершенно секретные приказы и инструкции, утвержденные МВД РФ. Это обусловлено спецификой данного рода деятельности, необходимостью сохранять в тайне некоторые методы борьбы с преступностью, как это требует ст.12 Федерального Закона «Об оперативно-розыскной деятельности», поскольку широкое их оглашение может создать почву для активного противодействия органам внутренних дел со стороны преступного и антиобщественного элемента.

Правовые основы деятельности наших подразделений, с одной стороны, определяют эту деятельность как волю государства, с другой стороны, ставят ее в определенные рамки, гарантирующие соблюдение законности при совершении конкретных действий сотрудниками ОПП. Недаром, ст.50 Конституции гласит, что при любом осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением Федерального закона, следовательно, вопрос о правовых основах тесно связан с вопросами законности.

1.2 Структура оперативно-поисковых подразделений

Оперативно-поисковые подразделения органов внутренних дел Российской Федерации являются самостоятельными оперативными подразделениями полиции, функционирующими как специальные негласные формирования в условиях строгой конспирации.

Необходимыми условиями эффективной работы ОПП являются скрытые (негласные) способы получения разведывательной информации о каком-либо объекте, то есть сокрытие от окружающих и объекта изучения факта сбора такой информации, а также личности и заинтересованности лица, ее собирающего.

ОПП входят в единый структурный блок полиции и находятся в непосредственном подчинении начальников полиции, первых заместителей начальников ГУ МВД, У МВД субъектов Федерации, УТ МВД РФ.

Решая задачи предотвращения и раскрытия преступлений, оперативный состав «гласных служб» сталкивается с необходимостью своевременного получения определенной информации. Часть такой информации они могут получить сами, непосредственно в ходе личной деятельности, используя свою агентуру, доверенных лиц и т.д. Но большую часть они получают из ОПП, которые подчас остаются единственными поставщиками достоверной информации. Добывая ее в процессе проведения оперативно-поисковых мероприятий.

Типовая структура ОПП и их штатная численность определяется ОПБ МВД России, и утверждаются министром внутренних дел РФ.

Типовая структура ОПБ непосредственно подчиненных МВД, ГУ МВД, УМВД, УТ МВД, субъектов РФ.

Размещено на http://www.allbest.ru//

Размещено на http://www.allbest.ru//

ОПБ создается при штатной численности подразделения 80 и более аттестованных сотрудников с учетом подчиненных подразделений.

Структура и количественный состав оперативной группы определен с таким расчетом, чтобы она своими силами могла отработать одно задание.

Работа сотрудников организуется посменно. В связи с этим оперативная группа делится на сменные наряды, способные самостоятельно в течении определенного времени вести ОПМ.

1.3 Принципы деятельности оперативно-поисковых подразделений

Глава 2 Федерального Закона «О полиции» перечисляет принципы деятельности полиции: соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина, законность, беспристрастность, открытость и публичность, общественное доверие и поддержка граждан, взаимодействие и сотрудничество, использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем.

Ст.3 Федерального Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» перечисляет принципы оперативно-розыскной деятельности: законность, уважение прав и свобод человека и гражданина, сочетание гласных и негласных методов и средств ОРД.

Поскольку, как мы выяснили, оперативно-поисковые подразделения, являются составной частью оперативных аппаратов органов внутренних дел, принципы ОРД распространяются и на их деятельность, но с некоторыми ограничениями, обусловленными спецификой работы ОПП.

В п.4 Главы 1 Приказа № 0015 « Об основах организации и тактики ОПП ОВД РФ», указаны принципы деятельности ОПП:

1) Уважение прав и свобод человека и гражданина;

5) Сочетание гласных и негласных методов и средств ОРД.

6) Взаимодействия с другими оперативными подразделениями ОВД РФ.

Рассмотрим более подробно содержание этих принципов.

Данный принцип гарантирует следующее:

— осуществление оперативно-розыскных мероприятий только в исключительных случаях, когда иным путем защита охраняемых интересов затруднена;

— запрет на действия или решения, унижающие достоинство лица, приводящие к незаконному распространению сведений об обстоятельствах его частной жизни, без согласия этого лица, за исключением случаев, предусмотренных Федеральными законами (привлечение к уголовной ответственности), а также ставящие его жизнь или здоровье под угрозу, необоснованно причиняющие ему физические или нравственные страдания;

— лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих ОРД, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, прокурору или суд и требовать от органа, осуществляющего ОРД, сведения о полученной о нем информации (в пределах допускаемых требованиями конспирации).

— осуществление ОРД только уполномоченными на то лицами;

— никакие события и ничьи деяния не могут стать объектом ОРД, а также никто не может подвергаться воздействию оперативно-розыскных средств, методов и действий иначе, как по решению оперативного сотрудника;

— недопущения нарушений в работе ОПП требований и предписаний, закрепленных в законодательных и ведомственных актах, и привлечение к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законности.

В оперативно-розыскной деятельности запрещается выполнение: оперативно-розыскных действий или вынесение решений, унижающих достоинство лица, приводящих к незаконному распространению сведений об обстоятельствах его личной жизни, ставящих под угрозу его жизнь или здоровье, необоснованно причиняющих ему физические или нравственные страдания.

5. Сочетание гласных и негласных методов и средств ОРД

Негласные же начала ОРД проявляются в процессе конфиденциального оказания помощи оперативникам со стороны граждан при организации ОРМ Данный принцип выражается в неразглашении информации, которая в соответствии с законодательством составляет государственную, профессиональную или иную тайну. Рациональное использование сил и средств аппаратов оперативно-поисковых подразделений. Гласное же начало ОРД проявляется в таких конкретных ситуациях, как:

— открытое обращение оперативников (от имени представителя соответствующего оперативно-розыскного органа) к гражданам и должностным лицам государственных органов за содействием в осуществлении ОРД,

— открытое направление отдельных результатов ОРД для использования в уголовном процессе;

— исследование оперативниками различных открытых источников информации (документов государственных органов и учреждений, публикации в средства массовой информации и т.д.);

— объявления в средствах массовой информации, даваемые оперативно-розыскными органами, о розыске лиц, совершивших преступления и т.д.

6. Взаимодействия с другими оперативными подразделениями ОВД РФ, как принцип предполагает собой совместное проведение оперативно-поисковыми подразделениями и другими оперативными подразделениями согласованных по месту, цели и времени по составлению совместных планов по делам оперативного учета, обмен информацией.

В своей деятельности ОПП руководствуются: Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России и настоящим Наставлением по основам организации деятельности оперативно-поисковых подразделений органов внутренних дел Российской Федерации. (ссылка на приказ )

Глава 2. Понятие и организационно тактические основы скрытого наблюдения

2.1 Понятие скрытого наблюдения

Одной из тактических форм применяемых оперативно-поисковыми подразделениями в своей деятельности является скрытое наблюдение.

Скрытое наблюдение проводиться на открытой местности, в общественных местах и определенных территориях.

В ходе организации и проведения скрытого наблюдения осуществляется наблюдение, наведение справок, отождествление личности, негласный опрос, сбор образцов для сравнительного исследования, исследование предметов и документов, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, при условии, когда не нарушается право граждан на неприкосновенность жилища и не затрагиваются конституционные права и свободы граждан, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. п. 63.2 гл.IV приказа № 0015 «Об основах организации и тактики деятельности оперативно-поисковых подразделений органов внутренних дел Российской Федерации» от 20.12.2012 г (ссылка 63.2п.)

Из определения скрытого наблюдения, вытекают две задачи, стоящие перед сотрудниками скрытого наблюдения:

Получение оперативной информации о деятельности наблюдаемых;

Фиксация оперативно-значимой информации о деятельности наблюдаемых с помощью негласного фотографирования, видео- и аудиозаписи, а также других технических средств, не причиняющих вреда жизни, здоровью граждан и окружающей среде.

Указанные задачи направлены на реализацию задач оперативно-розыскной деятельности.

Использование в ходе оперативно-розыскной деятельности, скрытого наблюдения позволяет:

— обнаруживать преступников и получать факты, имеющие значение для их разоблачения;

— выявлять соучастников, с которыми разрабатываемые вступают в контакт, потерпевших, очевидцев преступления и иных лиц, располагающих информацией, представляющей оперативный интерес;

— обнаруживать документы и предметы, которые могут быть вещественными доказательствами;

— обеспечивать возмещение причинённого преступниками материального ущерба путём выявления мест хранения и сбыта вещей и ценностей, нажитых преступным путём, получения данных о намерениях или действиях по сокрытию подлежащего описи и конфискации имущества;

— не допустить реализацию преступных намерений и действий в оконченное преступление путём задержания при покушении на преступление.

Задачи, стоящие перед скрытым наблюдением, могут быть успешно решены только путём применения сотрудниками ОПП специальных тактических методов, приёмов и способов ведения наблюдения.

Понятие «тактика» в обыденном смысле имеет два значения:

Во-первых, это искусство ведения дела, осуществления какой-либо деятельности.

Во-вторых, это совокупность сил, средств и методов того или иного вида деятельности.

Структурными элементами тактики скрытого наблюдения являются:

Специальные технические средства скрытого наблюдения.

Методы, приёмы и способы тактики скрытого наблюдения.

Тактика скрытого наблюдения складывается из совокупности методов, приёмов ведения наблюдения.

Методы ведения скрытого наблюдения, являясь структурными элементами тактики, дают возможность решить задачи, стоящие перед скрытым наблюдением.

Тактика скрытого наблюдения складывается из совокупности методов, приёмов ведения наблюдения.

Методы ведения скрытого наблюдения, являясь структурными элементами тактики, дают возможность решить задачи, стоящие перед скрытым наблюдением.

2.2 Методы ведения скрытого наблюдения

В практике оперативно-поисковых подразделений применяются два метода ведения наблюдения: стационарный и подвижный.

Подвижный метод предполагает осуществление наблюдения за объектами (связями) при их перемещениях.

Приёмы ведения скрытого наблюдения составляют качественное содержание процесса наблюдения. Весь накопленный опыт в искусстве наблюдения постоянно совершенствуется, и на этой базе создаются наиболее рациональные варианты приёмов наблюдения, которые реализуются в индивидуальных и групповых действиях сотрудников сменного наряда.

Индивидуальными называются самостоятельные действия сотрудника, направленные на решение отдельных задач скрытого наблюдения и осуществляемые им лично, без участия других сотрудников (например, установление связи, производство фотосъёмки и т.п.).

Групповые действия означают совместную деятельность двух и более сотрудников, ведущих скрытое наблюдение, объединённых в сменный наряд.

Работа в группе значительно повышает её качество и конспиративность, однако, при этом сотрудники ОПП должны уверенно владеть приёмами одиночного (индивидуального) наблюдения. Необходимость в этом возникает довольно часто при установлении связей от разрабатываемых лиц, и в случаях отставания большей части сменного наряда и т.п.

Необходимо особо подчеркнуть, что как индивидуальные, так и групповые тактические действия сотрудников, направленные на решение задач, стоящих перед скрытым наблюдением, должны носить конспиративный характер.

Выбор методов, способов и приёмов наблюдения зависит от ряда обстоятельств:

Личности объекта, степени его осведомлённости о негласных методах работы органов внутренних дел и вида преступления, в совершении которого он подозревается. Например лица, ранее судимые, как правило, пытаются выявить наблюдение, прибегая к изощрённым приёмам, а лица, не осведомлённые о методах работы органов внутренних дел, ведут себя спокойнее и их проверочные действия не столь опасны для опытных сотрудников.

Цели и задачи разработки. Вполне очевидно, что задачи скрытого наблюдения, например, за наркоманом и за связью лица, находящегося в розыске, существенно отличаются друг от друга.

Условия местности, окружающей обстановки и времени наблюдения. Так например, тактика скрытого наблюдения на многолюдных улицах и в сельской местности имеет определённое отличие.

Наличие сил и средств сменного наряда и профессиональной подготовки сотрудников. Так, сотрудник прослуживший 5 лет в подразделении имеет опыт, знания и умения по применению специальных технических средств и расстановки сменного наряда, в отличие от сотрудника только пришедшего на службу.

2.3 Понятие сменного наряда и особенности его формирования

Для выполнения заданий на скрытое наблюдение в ОПП формируются оперативные группы. Структура и количественный состав оперативной группы определяются нормативно-правовыми актами МВД России, ее работа осуществляется посменно. п. 37.1 гл.III приказа № 0012 «Об основах организации деятельности и обеспечении оперативно-поисковых подразделений органов внутренних дел Российской Федерации» от 10.11.2007 г

Оперативная группа в зависимости от поставленных задач делится на сменные наряды. п. 38 гл.III приказа № 0012 «Об основах организации деятельности и обеспечении оперативно-поисковых подразделений органов внутренних дел Российской Федерации» от 10.11.2007 г

Успешное и начальное выполнение целей скрытого наблюдения немыслимо без твердого знания и четкого выполнения каждым сотрудником своих обязанностей. Поэтому, прежде чем перейти к рассмотрению понятий сменного наряда и вопросам организации его работы, необходимо остановится на функциональных обязанностях сотрудника ОПП в процессе ведения скрытого наблюдения.

Под сменным нарядом понимается группа штатных негласных сотрудников, назначаемых для проведения оперативно-поискового мероприятия в течение определенного периода времени.п. 38 гл.III приказа № 0012 «Об основах организации деятельности и обеспечении оперативно-поисковых подразделений органов внутренних дел Российской Федерации» от 10.11.2007 г

Сменный наряд возглавляется старший по должности сотрудник. В зависимости от сложности решаемой задачи им может быть старший оперуполномоченный по особо важным делам, старший оперуполномоченный, оперуполномоченный из числа наиболее опытных сотрудников.

Особенности формирования сменного наряда:

1) количественный состав сменного наряда.

2) совместимость сотрудников в смене.

3) индивидуальные особенности сотрудников.

Таким образом, формирование сменного наряда является основным условием успешного решения в ходе скрытого наблюдения оперативно служебных задач.

Глава 3. Взаимодействие с гласными структурными подразделениями

3.1 Основные формы взаимодействия

Основными формами взаимодействия ОПП с другими оперативными подразделениями являются:

Совместное изучение проблем борьбы с преступностью, оперативной обстановки на обслуживаемой территории и разработка на этой основе мероприятий, направленных на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, розыск лиц скрывающихся от правоохранительных органов и без вести пропавших.

Согласование проводимых оперативно-поисковых мероприятий по месту, цели и времени, составление совместных планов по делам оперативного учета, обмен информацией.

Участие руководителей оперативно-поисковых подразделений в работе штабов, следственно-оперативных групп по раскрытию тяжких и особо тяжких преступлений, подготовке планов проведения комплексных операций в части касающейся применения сил и средств ОПП, осуществлении контактов с другими подразделениями в процессе проведения таких операций.

Ежеквартальный анализ практики применения сил и средств оперативно-поисковых подразделений, подготовка обобщенных материалов об участии в борьбе с преступностью для представления руководителю, ответственному за деятельность ОПП, и во взаимодействующие подразделения, по запросам их руководителей.

Проведение занятий с оперативным составом органов внутренних дел с целью разъяснения особенностей задействования ОПП и использования информации, полученной в процессе проведения ОПМ.

Рассматривая ОПП как составную часть оперативно-розыскных сил органов внутренних дел, а применяемые ими тактические методы, как часть тактики оперативно-розыскной деятельности, необходимо подчеркнуть, что в основе успеха по сбору информации, представляющей оперативный интерес, лежат знания основ оперативно-розыскной деятельности, а также твердое усвоение сотрудниками ОПП характерных признаков поведения и преступных действий разрабатываемых. Эти знания позволяют правильно оценивать действия объекта оперативного интереса и его окружения, своевременно обеспечить разработки необходимой информацией.

Вот почему каждый сотрудник ОПП обязан не только в совершенстве владеть тактикой скрытого наблюдения, оперативной установки, и т.д., но и знать основы тактики предотвращения и раскрытия преступлений другими оперативными аппаратами органов внутренних дел, постоянно совершенствовать свой профессиональный уровень.

Необходимо еще раз напомнить, что сведения об используемых или использованных при проведении мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и их результатах, о лицах, внедренных в ОПГ, о штатных негласных сотрудниках, органов, осуществляющих ОРД и о лицах, оказывающих и оказывавших содействие ОРД и ОПП на конфиденциальной основе, а также об организации и о тактике проведения мероприятий, составляют государственную тайну.

За неправомерное проведение мероприятий, а также за разглашение связанных с его проведением сведений, должностные лица органов, осуществляющих ОРД, а также другие лица, которым эти сведения были доверены или были известны по службе или работе, несут уголовную и дисциплинарную ответственность.

3.2 Недостатки взаимодействия в процессе скрытого наблюдения

Рассматривая порядок включения ОПП в оперативно-розыскную деятельность, необходимо иметь ввиду, что скрытое наблюдение как наиболее действенное и дорогостоящее мероприятие оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел должно использоваться, как правило, по материалам оперативного учета в целях предупреждения, раскрытия и пресечения тяжких и особо тяжких преступлений.

Существует определенный порядок оформления, согласования и дачи заданий ОПП.:

Оформление заданий инициатором (оперативным сотрудником ОВД).

Подписание задания инициатором у своего непосредственного начальника.

Согласование задания с руководством ОПП.

Утверждение задания должностным лицом ОВД.

Поступление задания в ОПП на исполнение.

Можно выделить следующие недостатки оформления задания и взаимодействия между подразделениями:

Неправильный выбор начала проведения оперативно-поисковых мероприятий.

Не рационально задействовать силы и средства ОПП, в тех случаях, когда лицо, на которое инициатор выписывает задание, не реализует себя как преступник. Перед тем, как выписать задание у инициатора должны быть достоверные сведения о причастности лица к преступной деятельности.

Ошибки в оформлении задания инициатором.

Задание оформляется инициатором на бланке установленного образца. Заполнение всех пунктов бланка задания обязательно, на практике существуют случаи, когда инициатор задания пренебрегает данным правилом.

Недостатки в справке-меморандуме.

К бланкам заданий инициатором приобщается справка, где излагаются дополнительные данные, имеющие отношение к предстоящей работе, приметах объекта, известные сведения о его связях, наличие и составе охраны, используемом автотранспорте, местах посещения. Не достаточные или недостоверные данные отрицательно скажутся на работе ОПП.

Недостаточный обмен информацией.

Помимо информации, заложенной в задании, инициатор может многое дополнить и устно. В последующем он должен передавать в оперативно-поисковое подразделении все сведения, поступающие к нему. В свою очередь, сотрудники сменного наряда, не дожидаясь возвращения в конспиративное служебное помещение, через дежурного и руководство подразделения передают инициатору информацию, необходимую для производства неотложных действий по предотвращению или раскрытию преступления, либо задержания преступника. Запоздалая информация, если не совсем, то значительно теряет свою ценность.

Таким образом, успешные действия сотрудников, то есть получение об объекте наиболее полной и объективной информации при максимальной скрытности во многом зависит от первоначальных сведений об объекте.

3.3 Использование результатов скрытого наблюдения

К рассмотрению вопроса о материалах, отражающих результаты выполнения ОПП конкретных заданий, целесообразно подойти с двух сторон: скрытый наблюдение оперативный поисковый

— во-первых, со стороны требований к сотрудникам ОПП по оформлению названных документов;

— во-вторых, со стороны требований к инициаторам заданий по использованию этих документов.

Сотрудники ОПП, составляющие итоговые документы, отражавшие результаты негласных мероприятий, должны помнить, что заложенная в этих документах информация является исходной для подготовки и проведения дальнейших оперативно-розыскных мероприятий.

Зачастую информация, добытая сотрудниками ОПП, является единственной или решающей при принятии решений, по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений.

На основании этих решений проводятся оперативно-розыскные мероприятия и следственные действия.

Здесь следует сказать, что сведения о содержании переговоров граждан, ставшие известными сотрудникам ОПП в ходе исследования электромагнитной обстановки: отражать в документах по результатам оперативно-поисковых мероприятий либо передавать устно инициатору категорически запрещается, за исключением случаев получения информации о готовящемся или совершенном преступлении.

Запрещается сообщать инициаторам о выполнении задания на интересующих их лиц для других оперативных подразделений, и проведении в отношении них иных оперативных мероприятий, а также ссылаться на ставшие известными ОПП вследствие этого сведения.

Принимая во внимание, что оперативно-поисковые подразделения находятся на негласном положении, а также учитывая специфику их деятельности по сбору оперативно-розыскной информации, чрезвычайно важным следует признать вопрос об обеспечении секретности как в работе с документами, поступающими из ОПП, так и с той информацией, которая содержится в этих документах.

Итоговые документы ОПП должны незамедлительно, после их исполнения, передаваться инициаторам в оперативно-розыскные аппараты на бланках установленного образца, подписанным официальным наименованием службы без указания должности, звания и фамилии руководителя.

К итоговым документам, могут прилагаться фото, кино,- видео- аудиоматериалы, термоотпечатки и распечатки а также другая оперативная информация ОПП.

Учет, хранение и использование материалов ОПП в оперативно-розыскных аппаратах ОВД осуществляется с соблюдением требований режима секретности. Запрещается их приобщение к делам, относящимся к категории несекретных. С материалами, полученными в результате проведения мероприятий ОПП, инициатор может знакомить сотрудников других оперативных подразделений только в части их касающейся и с письменного разрешения непосредственного начальника.

Снятие копий с итоговых документов ОПП не разрешается.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» наши материалы могут быть использованы не только в оперативно-розыскной деятельности, о чем мы уже говорили, но и для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства РФ, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.

Решение о направлении инициатору результатов оперативно-поисковых мероприятий для использования в доказывании по уголовным делам принимает начальник ОПП, исходя из интересов собственной безопасности подразделения, безопасности сотрудников и лиц, участвовавших в их проведении, а также обеспечении сохранности сведений об организации и тактике работы, использовавшихся при этом специальных технических средств и методов.

В направлении результатов негласных мероприятия для их использования в доказывании по уголовным делам может быть также отказано, если по техническим причинам выполнения аудио- или видеозаписи их оригиналы не могут быть представлены для проверки в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.

Результаты оперативно-поисковых мероприятий, а также добытые сотрудниками ОПП предметы и документы могут быть использованы в ходе расследования по уголовным делам в качестве доказательств, как уже отмечалось, только после проверки их в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством. При этом следует исходить из того, что результаты оперативно-поисковых мероприятий используются инициаторами при обязательной зашифровке источников и способов их получения.

Таким образом, в той форме, в какой поступают сведения из оперативно-поисковых подразделений в оперативно-розыскные аппараты, они не могут быть использованы в уголовном процессе как доказательства. Однако ценность этой информации в деле предотвращения, раскрытия преступлений, розыска скрывающихся преступников нисколько не уменьшается.

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

оперативно-поисковая служба располагает профессионально подготовленным оперативным составом, научно обоснованной системой организации и тактики розыскной работы и возможностью с максимальной полнотой использовать негласные средства и методы оперативно-розыскной деятельности в борьбе с преступностью.

Оперативно-поисковые подразделения входят в единый структурный блок полиции. В своей повседневной служебной деятельности ОПП находятся в постоянном взаимодействии с оперативными подразделениями полиции (уголовного розыска, по борьбе с экономическими преступлениями и др.)

Ближайшие годы должны стать для оперативно-поискового бюро периодом совершенствования тактики взаимодействия с другими оперативными аппаратами полиции, исполнительского мастерства, внедрения современных «технологий» оперативно-розыскной деятельности.

Список использованной литературы

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 14.04.2014, N 15, ст. 1691.

Федеральный закон от 07 февраля 2011 N 3-ФЗ «О полиции» (с изм. и доп., вступ. в силу 15.09.2015) // Собрание законодательства РФ, № 30, Ст. 1795.

Федеральный закон от 12 августа 1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (ред. от 29.06.2015) // Собрание законодательства РФ, № 30, Ст. 1795.

Федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Федеральный закон от 19.07.2011 N 247-ФЗ (ред. от 04.11.2014, с изм. от 06.04.2015) «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015)

Приказ МВД России от 20 декабря 2012 N 0015 «Об основах организации и тактики деятельности оперативно-поисковых подразделений органов внутренних дел Российской Федерации»

Приказ МВД России от 04 апреля 2013 N 001 «Об утверждении наставления об основах организации и тактики оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации».

Приказ МВД России от 11 марта 2012 N 015 «О мерах по обеспечению режима секретности в органах внутренних дел Российской Федерации».

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Понятие, задачи и общие условия (принципы) взаимодействия следователя с сотрудниками оперативных подразделений Основное содержание и особенности взаимодействия следователя с сотрудниками оперативных подразделений при раскрытии и расследовании убийств.

дипломная работа [104,3 K], добавлен 20.07.2013

Понятие, основания, последствия введения наблюдения. Характеристика правового положения должника и временного управляющего. Анализ содержания и завершения наблюдения. Предложения по совершенствованию законодательства о несостоятельности (банкротстве).

дипломная работа [79,4 K], добавлен 11.09.2011

Применение тактических приемов при проведении допроса свидетеля и использование результатов других следственных действий при проведении допроса в конфликтных ситуациях. Основные тактические приемы, используемые в ситуациях с нестрогим соперничеством.

курсовая работа [3,7 M], добавлен 15.09.2014

Формы, виды и способы статистического наблюдения. Программно–методологические и организационные вопросы статистического наблюдения. Контроль материалов наблюдения. Защита информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений.

контрольная работа [26,3 K], добавлен 14.01.2015

Понятие и уголовно–правовая характеристика контрабанды, меры борьбы с ней. Основные задачи и функции оперативных подразделений пограничных органов РФ. Оперативно–розыскные меры оперативных подразделений пограничных органов по борьбе с контрабандой.

курсовая работа [45,7 K], добавлен 07.06.2012

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *