что такое скоростной трамвай
Скоростной трамвай
Скоростно́й трамва́й — разновидность наземного либо наземно-подземного легкорельсового транспорта, регулярный скоростной внеуличный (реже частично уличный) вид городского пассажирского транспорта.
Содержание
Особенности
Термин «скоростной трамвай» распространён только в странах бывшего СССР. В соответствии со СНиП-2.05.09-90 к скоростному трамваю может быть отнесена любая линия, средняя (маршрутная со всеми остановками) скорость движения по которой превышает 24 км/ч. Как при этом такая скорость достигается значения не имеет. За пределами бывшего СССР этот термин не используется, но близкими по значению являются термины легкорельсовый транспорт (англ. Light rail Transport, LRT ) и городская железная дорога (нем. Stadtbahn ).
В реализованных системах скоростного трамвая в странах бывшего СССР имеются следующие отличия от линий обычного трамвая: полная или почти полная изоляция линий от уличного движения и по возможности от пешеходов, использование пересечений в разных уровнях с пешеходным и транспортным движением, большая длина перегонов, использование трамвайных поездов длиной более 28 метров.
Благодаря изоляции линии скоростного трамвая от уличного дорожного полотна, её функционирование не зависит от автомобильных пробок.
Преимущества и недостатки
Скоростной трамвай совмещает в себе преимущества как метро, так и обычного трамвая.
Преимущества (в сравнению с уличным трамваем и метро):
Скоростной трамвай в мире
Скоростной трамвай существует во многих больших городах мира (часто в сочетании с обычным трамваем, образуя мощную беспересадочную систему, за пределами бывшего СССР используются термины LRT и Stadtbahn).
В Белоруссии скоростной трамвай есть в Новополоцке с 1974 и Мозыре с 1988.
В Казахстане скоростной трамвай планировался ранее в Павлодаре, а в Астане (см. Астанинский скоростной трамвай) планируется система легкорельсового транспорта, близкая к скоростному трамваю.
В Вильнюсе и Таллине в середине 80-х годов имелись (и недавно возобновлены вновь, как альтернатива проектам метро) проекты линий скоростного трамвая, однако в связи распадом СССР реализованы не были.
В России
Первой в России и СССР экспериментальной линией скоростного трамвая стала с 1964 линия Автово-Стрельна в Ленинграде.
В прошлые десятилетия в ряде городов (Ленинград, Саратов, Барнаул, Набережные Челны, Краснодар, Омск, Ангарск, Иркутск, Курск, Ярославль, Иваново, Кемерово, Новокузнецк, Пенза, Череповец, Казань, Чебоксары, Тольятти — см. Тольяттинский трамвай) строились и проектировались участки скоростного трамвая, но, как и Ижевский, все они (за исключением двух последних, где трамваи пущены не были вообще) стали частью имевшихся систем обычного трамвая, а исполнение линий в ряде случаев в конечном итоге также было сведено к стандартам обычного трамвая.
Метробус или скоростной трамвай? BRT или LRT – что лучше?
В связи с бурным ростом числа жителей в крупных городах нашей планеты, все более остро в свое время начали давать о себе знать проблемы, связанные с транспортом. Автомобилей стало настолько много, что нормально передвигаться по улицам этих городов становилось порой очень проблематично. Люди часто и надолго «зависали» в своих машинах, да и в привычном нам общественном транспорте, в автомобильных «пробках».
Надо было срочно искать какой-то выход из создавшейся ситуации. Конечно, неплохой вариант – это строительство метрополитена. Но в силу своей дороговизны и еще по ряду причин, это далеко не всегда и не везде возможно осуществить.
Тогда специалистами, кроме всего прочего, было предложено еще два эффективных варианта для разгрузки городского трафика. Это строительство линий скоростного автобуса (BRT) и скоростного трамвая (LRT). И эти проекты со временем во многих городах мира были успешно осуществлены. Воспользовавшись этими видами транспорта, люди стали добираться до места своего назначения даже гораздо быстрее, чем на своем автомобиле.
О том, что же собой представляют BRT и LRT я и хочу рассказать в этой статье. А заодно и сравнить, какой же из этих видов транспорта лучше.
Сразу оговорюсь, что статья предназначена не для специалистов, а для обычных любознательных людей, которые хотят побольше узнать об этих видах транспорта.
И, как всегда, я начну с азов.
Содержание |
Что такое метробус (BRT)? |
Что такое скоростной трамвай (LRT)? |
Достоинства и недостатки BRT и LRT |
Что же лучше — BRT или LRT? |
Делаем выводы |
Что такое метробус (BRT)?
Метробус – это система скоростного автобусного транспорта. По-другому ее еще можно назвать просто скоростной автобус или BRT (англ. Bus rapid transit)
В качестве транспортных средств здесь используются как автобусы, так и троллейбусы и электробусы. Причем очень часто преобладает транспорт большой (БВ) и особо большой вместимости (ОБВ), состоящий из двух, и даже трех секций с «гармошкой» посередине.
Ну, а теперь вкратце рассмотрим, чем же отличается метробус от обычных маршрутных городских автобусов и троллейбусов:
Маршруты скоростного автобуса проложены по специально выделенным для них дорожным полосам, пользоваться которыми запрещено другим видам транспорта. Чаще всего они физически отделены от основного транспортного потока;
В большинстве своем выделенные полосы для метробуса проложены посередине улицы. Это сделано для того, чтобы на его пути было меньше помех – велосипедистов, заездов во дворы, остановок обычного общественного транспорта. Это дает возможность двигаться с увеличенной скоростью;
Для увеличения средней скорости, остановки метробуса расположены на большем расстоянии друг от друга, чем остановки обычного городского транспорта – 500-1000 м вместо обычных по норме 300 м;
Остановки скоростного автобуса обычно закрытого типа, имеют турникеты и кассы для оплаты за проезд. Прежде, чем зайти в метробус, необходимо предварительно заплатить за проезд – как в метро.
Что такое скоростной трамвай (LRT)?
Скоростной трамвай – это один из видов легкорельсового транспорта LRT (от англ. Light Rail).
Вообще-то, понятие легкорельсовый транспорт (LRT) довольно широкое. Сюда входит весь общественный городской железнодорожный транспорт, чья нагрузка на рельсы меньше, чем у метрополитена и железной дороги. Но в этой статье речь пойдет именно о скоростном трамвае.
В качестве транспортных единиц здесь в основном используются многосекционные низкопольные трамваи. Желательно, чтобы они были «двухголовыми» (кабины водителя с обоих концов) и имели двухстороннее расположение дверей (справа и слева). Длину таких трамвайных поездов можно менять, в зависимости от пассажиропотока. Это делается путем добавления дополнительных секций.
Различия между скоростным трамваем и обычным заключаются в следующем:
Более подробно о скоростном трамвае можно узнать из этой статьи.
Достоинства и недостатки BRT и LRT
Ну, а теперь давайте разберемся, чем же хорош или плох каждый из этих видов транспорта относительно друг друга. Отметим их сильные и слабые стороны.
Метробус (BRT)
Достоинства
Недостатки
Скоростной трамвай (LRT)
Достоинства
Недостатки
Так что же лучше – BRT или LRT?
Однозначно трудно ответить на этот вопрос.
В идеале, если исходить только из сравнения эксплуатационных качеств, лучшим из этих двух видов транспорта является все-таки скоростной трамвай (LRT). Он и намного более вместительный, чем метробус, и более быстрый и комфортный.
К тому же, он очень органично вписывается в городской ландшафт – современный трамвай очень эффектно выглядит! И, что еще немаловажно, на сегодняшний день он является наиболее экологически чистым видом транспорта.
Однако у многих городов далеко не всегда есть финансовая возможность и достаточный пассажиропоток, чтобы создать систему LRT. И тогда наилучший выход для решения вышеупомянутых проблем с транспортом – это строительство и запуск системы BRT (метробуса).
Недаром некоторые специалисты говорят, что метробус (BRT) – это спасение для бедных городов.
Но, как показывает практика, через какое-то время из-за все возрастающего пассажиропотока, некоторые системы BRT начинают плохо справляться со своей задачей по обеспечению быстрой перевозки людей. Метробусы работают на пределе своих возможностей, «на износ». Особенно это заметно в странах Латинской Америки – да и в Турции.
И тогда все чаще возникает вопрос о замене системы BRT на LRT, с соответствующей перереконструкцией одной инфраструктуры на другую. В результате этого вместо скоростных автобусов (метробусов) на линию выходят скоростные трамваи (легкорельсовые поезда).
Большинство же «богатых» стран Запада сегодня сразу отдают предпочтение строительству систем легкорельсового транспорта. И что удивительно – такие системы намереваются построить даже те, кто располагает возможностью строительства у себя полноценного метрополитена. Как говорится – относительно недорого, но сердито!
Делаем выводы
Безусловно, из рассмотренных нами выше двух видов общественного транспорта, наиболее предпочтительным и перспективным является скоростной трамвай (LRT).
Однако метробус (BRT) можно считать самым доступным и дешевым вариантом организации скоростного движения общественного транспорта, способного решить возникшие проблемы с городским трафиком.
Этот вариант в некоторых случаях можно считать временным, переходным. С возможностью в дальнейшей перспективе преобразования системы скоростного автобуса в систему скоростного трамвая.
Электробус и скоростной трамвай — перспективы наземного общественного транспорта столицы
До конца 2019 года общественный транспорт Москвы получит 1,7 тысячи комфортабельных низкопольных автобусов, троллейбусов и трамваев. Также решено расширить сеть маршрутов электробусов.
Этот принципиально новый вид наземного транспорта уже оценили жители и гости города. Первые электробусы появились в Москве 1 сентября прошлого года, а сейчас они ходят уже по шести маршрутам в разных частях Москвы.
— В электробусе 30 сидячих мест. Одновременно в нем могут проехать не менее 85 человек, — рассказывает первый замруководителя столичного Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Гамид Булатов. — Комфорт пассажиров обеспечивают низкий уровень пола, пандус и накопительная площадка, а безопасность — автоматическая система информирования, датчики задымления и температуры, тревожные кнопки, система видеонаблюдения.
В салоне электробуса, как пояснил эксперт, системы климат-контроля, спутниковой навигации, есть USB-разъемы для зарядки мобильных устройств, информационные медиаэкраны. В любой момент можно воспользоваться бесплатным Wi-Fi.
— Важное отличие от автобуса заключается вот в чем: электробус двигается практически бесшумно, при этом без вредных выбросов в атмосферу, — пояснил Булатов. — Заряжать его нужно на ультрабыстрых зарядных станциях, которые размещены на конечных остановках.
Если троллейбус служит в среднем 12 лет, то электробус — 15. И, кстати, в течение всего этого срока поставщики техники будут ее обслуживать.
Многие москвичи и гости города оценили трамваи нового поколения «Витязь-М». Они тоже низкопольные, что очень удобно. Легко попасть в трамвай могут и мама с коляской, и велосипедист, и инвалид-колясочник. Таким образом, время посадки максимально уменьшается, а общая скорость передвижения — растет.
Кстати, о скорости. Одна из перспектив общественного транспорта Москвы — открытие линий скоростных трамваев. Только на территории Новой Москвы их предполагается девять. К 2025 году планируется построить 48 км «быстрых» трамвайных путей, а к 2035-му —175.
Причем два маршрута сейчас в работе: 22-километровая ветка от «Мичуринца» до Коммунарки и затем до платформы Бутово.
И еще одна параллельная линия в нескольких километрах от этой: из Внукова через Остафьево до Щербинки — 26 км. А самая длинная ветка протянется от поселения Рязановское до Филимонок через Андреевское и Десну.
— Легкий рельсовый транспорт — для Новой Москвы лучшее решение, — убежден вице-президент Международной ассоциации предприятий городского электротранспорта Александр Морозов. — Во-первых, такой транспорт не стоит в пробках.
Во-вторых, он обладает высокой пропускной способностью. В-третьих, строительство магистралей обходится во много раз дешевле, чем строительство метро.
Подземку, как пояснил эксперт, здесь строить нецелесообразно — из-за низкой плотности населения. На квадратном километре живут в среднем лишь 166 человек, а в старой Москве — 11 300.
— Что крайне важно, система скоростного трамвая дает возможность быстро наращивать сеть без гигантских капиталовложений, — пояснил Морозов.
Также линию скоростного трамвая планируется построить от станции метро «Пражская», что на Серпуховско-Тимирязевской линии метро, до района Бирюлево Западное. Она пройдет вдоль улицы Красного Маяка от пересечения с улицей Чертановской, мимо южного вестибюля станции метро «Пражская».
— На новой линии будет девять остановок, одна из которых расположится на эстакаде. Строительство линии планируется завершить в 2020 году, — заявил заммэра Марат Хуснуллин.
— Система легкорельсового транспорта очень распространена на Западе, — рассказал Александр Морозов. — Скоростной трамвай отличается тем, что движется не по проезжей части, а по обособленному полотну. Причем его скорость достигает скорости метрополитена, а провозная способность выше, чем у любого другого наземного транспорта.
Как пояснил эксперт, строительство трассы примерно в 10 раз дешевле, чем строительство линии метрополитена. Одно из преимуществ еще и в том, что пассажирам не приходится терять время, спускаясь под землю.
— При этом на трамвай практически не влияет погода: он испытывает куда меньшие сложности при движении в снегопад и гололед, чем, скажем, автобусы, троллейбусы и трамваи. Он экологически безопасен, да и в целом его безопасность очень высока, — пояснил Морозов.
Разговоры о строительстве линий скоростного трамвая идут в Москве уже около 20 лет. Но лишь 3 года назад появилась конкретика.
— Всем стало очевидно, что для большого города с огромным пассажиропотоком это очень перспективный вариант, — пояснил Александр Морозов. — Легкое метро, когда поезда едут по эстакаде, как в Южном Бутове, — в строительстве дороже и к тому же сильно шумит, чем недовольны жители. Монорельс — как на Северо-Востоке Москвы — убыточен и скоро станет линией обычного трамвая. А вот у скоростного трамвая, как показывает западный опыт, действительно большое будущее. Он быстрый, тихий, комфортный и, что важно, весьма вместительный. Его появление станет для жителей нескольких районов и округов решением транспортной проблемы.
Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы
Статьи
В поселении Московский открыли школу на тысячу учеников
Здание построено с учетом современных образовательных стандартов. В поселении Московский (ТиНАО) открылась новая школа. Она находится по адресу: улица Радужная, владение 5.
Около 6,25 млрд рублей потратят в ТиНАО на создание природных зон
— На создание экологических и природных зон в ТиНАО до 2035 года будет потрачено около 6,5 млрд рублей, сообщил «Интерфаксу» глава департамента развития новых территорий Владимир Жидкин в среду.
Два корпуса в ЖК «Скандинавия» в Новой Москве получили адрес — Владимир Жидкин
ГК «А101» получила распоряжение о присвоении корпусам 17.1 и 17.2 в жилом комплексе «Скандинавия» адреса: город Москва, поселение Сосенское, Скандинавский бульвар, дом 9.
Оформлено разрешение на ввод жилых домов в проблемном ЖК «Спорт Таун»
Выдано разрешение на ввод в эксплуатацию девяти жилых домов в ЖК «Спорт Таун» в Новой Москве, сообщил Руководитель департамента развития новых территорий Владимир Жидкин.
Дольщики ЖК «Филатов Луг» смогут зарегистрировать права приоритетно
Столичный Росреестр оперативно рассмотрит вопрос погашения записи о запрете на регистрационные действия в отношении жилого комплекса «Филатов Луг», сообщил руководитель департамента развития новых территорий Владимир Жидкин.
Удобная дорога обеспечит доступность поликлиники
Вчера руководитель Департамента развития новых территорий Москвы Владимир Жидкин сообщил о строительстве дороги к поликлинике в Кокошкине.
ЖК «Филатов Луг» ждет комплексная проверка
Застройщик подал извещение об окончании строительных работ в жилом комплексе «Филатов Луг» в Новой Москве, сообщил руководитель Департамента развития новых территорий Владимир Жидкин.
Первая отапливаемая станция появится в московском метро в ближайшие два года
— Строящаяся станция «Новомосковская» на Сокольнической линии станет первой отапливаемой станцией московского метро, сообщил официальный сайт мэра Москвы.
Участок московского метро от «Новаторской» до «Бачуринской» готов более чем на 40%
–Строительная готовность участка Троицкой линии московского метрополитена с пятью станциями от «Новаторской» до «Бачуринской» составляет 44%, сообщает пресс-служба столичного градостроительного комплекса.
В Москве появится первый ТЦ с пунктами выдачи вместо магазинов Открытие запланировано на 2023 год
На территории Новой Москвы будет построен торговый центр, в котором вместо традиционных розничных магазинов основные площади будут занимать специальные шоу-поинты и пункты выдачи заказов.
В поселении Кокошкино ТиНАО построят дорогу к новой детско взрослой поликлинике
В новой Москве началась разработка проекта автодороги для подъезда к новой детско-взрослой поликлинике, которую планируют построить в поселении Кокошкино. Об этом сообщается на официальном сайте мэра города.
Крупный образовательный комплекс появится в ЖК «Южное Бунино»
Получено разрешение на строительство общеобразовательной организации на 1025 мест в составе ЖК «Южное Бунино» в Новой Москве, сообщил Руководитель Департамента развития новых территорий города Москвы Владимир Жидкин.
В Кокошкине построят дорогу к будущей поликлинике
Она соединит поликлинику с Кокошкинским шоссе. Началась разработка проекта автодороги для подъезда к новой детско-взрослой поликлинике, которую планируют построить в Кокошкине.
Выдано разрешение на строительство двух очередей ЖК «Середнево»
Выдано разрешение на строительство первого и второго этапов жилого комплекса «Середнево» в ТиНАО, сообщил руководитель департамента развития новых территорий Владимир Жидкин.
Суд снял все ограничения с жилого комплекса «Филатов луг» в ТиНАО
Московский городской суд принял решение снять с жилого комплекса «Филатов луг» все ограничения, сообщили в пресс-службе ГК «Инград».
Жидкин: доля москвичей среди покупателей квартир в новостройках ТиНАО давно превысила 70 процентов
Столичные власти запустили в городе пилотный проект по размещению на информационных щитах и ограждениях строительных площадок QR-кодов. Чтобы воспользоваться новым сервисом, необходимо навести камеру своего смартфона на QR-код, перейти по ссылке и дождаться загрузки страницы с информацией о ходе строительства, сведений об участниках строительства, функциональном назначении, технико-экономических показателях, сроках проведения работ и ввода в эксплуатацию. «Фишка» проекта — возможность увидеть 3D-модель будущего здания.
Рост интереса покупателей в ТиНАО обусловлен развитием транспортной и рекреационной инфраструктуры
Столичные власти запустили в городе пилотный проект по размещению на информационных щитах и ограждениях строительных площадок QR-кодов. Чтобы воспользоваться новым сервисом, необходимо навести камеру своего смартфона на QR-код, перейти по ссылке и дождаться загрузки страницы с информацией о ходе строительства, сведений об участниках строительства, функциональном назначении, технико-экономических показателях, сроках проведения работ и ввода в эксплуатацию.
Владимир Жидкин: рост интереса покупателей в ТиНАО обусловлен хорошей ценой
Столичные власти запустили в городе пилотный проект по размещению на информационных щитах и ограждениях строительных площадок QR-кодов. Чтобы воспользоваться новым сервисом, необходимо навести камеру своего смартфона на QR-код, перейти по ссылке и дождаться загрузки страницы с информацией о ходе строительства, сведений об участниках строительства, функциональном назначении, технико-экономических показателях, сроках проведения работ и ввода в эксплуатацию.
Как и прежде, мы придерживаемся стратегии комплексного развития территории Новой Москвы – Жидкин
В Коммунарке ввели в эксплуатацию почти 5,5 км городского водопровода, сообщили в пресс-службе департамента развития новых территорий Москвы со ссылкой на его руководителя Владимира Жидкина.
Комплекс для проведения Экспо-2030 в Москве могут построить возле аэропорта «Внуково»
В новой Москве возле аэропорта «Внуково» могут построить крупный выставочный кластер для Экспо-2030, сообщили в пресс-службе столичного градостроительного комплекса.
Получайте ежедневную подборку актуальных публикаций о строительстве в Москве
Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы
Московский скоростной трамвай
Содержание
Первоочередные линии
Линия на шоссе Энтузиастов
Планируется строительство пяти остановочных пунктов:
В дальнейшем предполагается продление линии на запад до Рогожской заставы с остановочными пунктами:
Срок ввода линии в эксплуатацию — 2014 г. [1] Сумма инвестиций — около 17 млрд руб. Предполагается обслуживание линии Октябрьским трамвайным депо.
В перспективе линия будет продлена до Балашихи. Её общая протяжённость составит 22 км. [4]
Причем разработчики рассматривают два варианта линии до Балашихи. Первая и основная это вдоль шоссе Энтузиастов в густо населенные районы и вторая, которая почему то идет большей частью по лесу.
Линия в посёлок Северный
Бирюлёвская линия
Линия в Гольяново
Линия протянется от станции метро «Улица Подбельского» в район Гольяново.
Линия в аэропорт Домодедово
Линия должна соединить станции метро «Красногвардейская» и «Зябликово» с аэропортом Домодедово. Протяжённость линии 24,5 км, стоимость строительства километра линии оценивается в 23 млн долларов (при расчёте стоимости учтены затраты на строительство депо, приобретение подвижного состава, выкуп земельных участков). Открытие запланировано на 2015 год. [7] Линию предполагается построить в рамках создания Межмуниципальной сети скоростного пассажирского транспорта (МСППТ «Южная хорда»), инициатором и разработчиком выступает ЗАО «Домодедово Транс Девелопмент». [8]
Дальнейшие проекты
По плану перспективного развития Городской транспортной системы скоростного трамвая предполагается преобразование в скоростные следующих линий традиционного трамвая [9] :
Планируется строительство новых линий — радиальных и хордовых.
Подвижной состав
Запланировано использование низкопольных вагонов, в первую очередь — модели 71-630 Усть-Катавского вагоностроительного завода. Составы из таких вагонов будут трёхсекционными. Рассматривается также возможность использования вагонов производства ПТМЗ, ТРЗ, Белкоммунмаш, Siemens, Bombardier, Alstom.