что такое сколок в кружевоплетении
В чем особенность вологодского кружева: происхождение сколки, простые схемы
Когда произносят слово «вологодское», чаще всего возникает ассоциация с кружевом. И это вовсе не случайность. Вологодское кружево для настоящих ценителей роскоши означает изящество и красоту, и все благодаря ажурному воздушному узору, который рождается в руках настоящих рукодельниц.
Что такое вологодское кружево
Вологодским называется разновидность русского кружева, плетенного на коклюшках. Готовое кружево четко можно разделить на основной узор и фон. Основной орнамент (контур) выполняют крупным, делая его плавной формы. Линию ведут непрерывно ровную по ширине на всем кружеве.
Изделие из вологодского кружева
Для изготовления потребуется:
К сведению! Происхождением слово «кружево» обязано глаголам «окружать» и «украшать». Украшали нарядным орнаментом края одежды (например, круглые воротники) или другого изделия. Для плетения используют большое количество нитей, иногда до 100 одновременно. Чаще всего это лен, хлопок, но бывают и уникальные изделия, в которых переплетены шелковые золотые и серебряные нити.
Украшают не только одежду, еще и постельное и столовое белье, дамские сумочки, а также шарфы, броши и косынки. Современные модницы украшают им даже валенки.
История искусства
Есть версия, что центрами кружевного искусства были Италия и Фландрия, и именно оттуда оно попало в остальные страны. Плетением на Руси издавна занимались женщины всех сословий: знатные дамы и простолюдинки плели ажурные узоры. Первые упоминания о кружевоплетении в России относятся к 16-17 в., но только после 1820 г. оно приобрело характер художественного промысла.
Почему именно в Вологде было отмечено возникновение этого народного промысла? Скорее всего причиной стало развитое льняное хозяйство в этих местах, поэтому местные мастерицы не испытывали трудностей в наличии материала. Кроме того, через эти районы проходили торговые пути, благодаря чему и получило ремесло из Европы такую известность.
Именно около Вологды в 1820 г. появилась первая фабрика, выпускающая кружево. На ней работали тысячи работниц — крепостных девушек. Позднее фабрики стали появляться в каждом уезде губернии. Эти фабрики стали основными поставщиками кружева в столицу страны Санкт-Петербург и Москву.
При этом для каждого уезда были характерны свои особенные узоры и способы плетения. В середине 19 в. А. Ф. Брянцева со своей дочерью Софьей создали свой особый кружевной вологодский узор, уникальный по орнаменту и рисунку. Впоследствии они научили этому ремеслу несколько сотен человек.
Обратите внимание! Самый расцвет промысла совпал с отменой крепостного права. Кружевницы закупали себе необходимые инструменты для работы, это было относительно недорого. Зарабатывали они до 20 дореволюционных руб. в год, но и работали, не поднимая головы, до 16 ч. в сутки. Обучение девушек начинали с пяти лет. Появлялись целые династии мастериц кружевниц.
Вологодские кружева получили международные награды:
В 1960 г. основано Вологодское кружевное объединение «Снежинка», ведущим художникам которого в 1968 г. была присуждена Государственная премия РСФСР им. И. Репина.
В 2010 г. на родине кружева в г. Вологда основан Музей кружева, который разместился в историческом здании 19 в. Экспозиция включает в себя выставочные залы, кружевное кафе, учебный класс, в котором обучают мастерству кружевоплетения. На втором этаже расположено восемь залов, в которых в хронологическом порядке представлена история появления знаменитого кружева.
Типы сколочного кружева
Для создания вологодского кружева нужно разработать сколок — схему или трафарет узора, которое называется сколочным. По технологии создания бывает двух типов:
Техника плетения
Для создания качественного изделия нужно тщательно и ответственно пройти все стадии создания кружева. Краткий перечень этапов:
Важно! Квалификация мастера должна быть такой, чтобы при взгляде на рисунок (сколок) как на план будущих работ она сразу понимала, сколько потребуется коклюшек, какие техники плетения необходимо применить, будет ли местное утолщение нити. Такой вот инженерный подход необходим для создания уникального узора.
Элементы узора
Самый главный узор вологодского кружева — снежинка. Возможно, что именно эти символы вологодской зимы легли в основу кружевной росписи, которую воспроизводят мастера.
Очень часто в работе используют природные, растительные узоры. Когда кружева выполнялись по заказу, кружевница старалась изготовить изделие со смыслом, используя соответствующий узор.
Салфетка с узором из дубовых листочков
Узор с дубовыми листьями означал защиту, укреплял здоровье. Узор в виде колоска привлекал к владельцу кружева достаток и успех.
Кружевная царевна-лебедь
Оперение птиц также служит отличной моделью для украшения: лебедь означает целомудрие, чистоту; птица феникс приносит удачу; павлин часто появлялся на кружевах по заказу знатных особ.
Геометрические узоры, священные храмы, фигуры всадников и девушек в кокошниках, животные (кошки, собаки, олени) — все, что окружает человека, становится узором.
В советское время на кружевах появлялись самолеты, тракторы, космические аппараты. Для пропаганды советского строя использовались даже такие изящные вещи. Очень удачное решение, поскольку вологодские кружева пользовались популярностью во всем мире.
Как нарисовать сколок самостоятельно
Кружево можно не только сплести, но и нарисовать. Простой узор для сколка сможет нарисовать даже ребенок, главное, объяснить основные принципы.
Для самостоятельной работы лучше начать с простого изделия, например, сделать сколок для квадратной салфетки. Для рисунка нужно взять картон, лучше белый, не очень плотный. Рисовать для новичка лучше простым карандашом, затем обвести черной гелиевой ручкой или чернилами. Сколок делается в натуральную величину будущего изделия. Для начинающих мастеров кружевного дела не лишним будет воспользоваться миллиметровой бумагой, на ней узор можно прорисовать более детально.
Сначала следует нанести на лист линию, которая без пересечений образует непрерывный узор. Потом наносится вторая линия, которая повторяет все изгибы первоначальной. Между ними наносят ломаные линии, повторяющие движение коклюшек, и точки, в которые воткнутся булавки.
Кружево называют замороженной песней. Изящные сплетения нитей образуют лирические и нежные образы, в которых отражается душа создателей. Для создания уникального узора нужны сноровка и многолетний опыт, причем начать плетение никогда не поздно!
Что такое сколок кружева?
Сколок, нарисованный художником — это своеобразная перфокарта, по которой и создает свои затейливые узоры кружевница. Кружевница точно знает, где поставить булавочку, где сделать сцепочку, для неё не секрет все эти сложные схемы и разбросанные по всему листу точки. Только глянув на сколок, мастерица видит готовое изделие, которое зашифровано умелой рукой художника.
Работа художника отходит на второй план, когда видишь сплетенное кружево. А ведь на создание рисунка будущего изделия уходит ничуть не меньше времени, чем на его плетение.
Сейчас, когда широко используется копировальная техника, кружевницы, даже не задумываясь, копируют друг у дружки понравившиеся узоры: салфеточки и воротнички, жилетки и блузы, ценность работы художника совсем незаметна.
Многие кружевницы с широко открытыми глазами удивляются цене на новый сколок кружева, им и в голову не приходит, что это труд, который тоже может оплачиваться. Уважающий себя художник продает новые сколки, конечно же, с передачей авторских прав, по цене будущего изделия. В случае же массовой продажи цена за сколок значительно ниже и доступна всем желающим, здесь об авторских правах и речи не идёт.
А были времена, когда за возможность перерисовать – сколоть сколок платили деньги собранные всей деревней. Качество сколка при этом, конечно же, не улучшалось, да и для сколков бралась использованная прежде бумага: письма, конверты, афиши, которые сшивались нитками, чтоб добиться нужного размера листа.
Занимаясь в мастерской кружевного сколка Вологодского музея-заповедника очень интересно разбирать старые сколки, это именно «сколки». Сшитые толстыми нитками листы пожелтевшей бумаги, с пятнами времени, и совсем без обрисовки узора. Не каждая современная кружевница разберётся в этом нагромождении точек, а ведь так и выглядели переколотые сколки и наши бабушки в них разбирались и плели по ним. Есть даже образцы сколков мерного кружева на берестяных полосках, на них тоже только точки, и кто-то по ним плёл и создавал удивительные кружева для отделки барских нарядов.
Мне всегда было интересно, почему в старых кружевах решетки плелись только рядами, намного красивее круг выполнить
именно кругом, а не ломаной линией соединённой шаг за шагом, и посмотрев на эти старые сколки я поняла: переходы по краю полотнянки никто не прорисовывал, решётка вставлялась в изделие, соединялась с точками полотнянки и всё, сколок кружева готов. Мастерица, заполняя ряд за рядом, выплетала решетку без тупиков и пропусков.
В настоящее время, я занимаюсь созданием технических рисунков кружевных изделий – сколков. Работаю над редактированием и обработкой сколка в компьютерной программе CorelDRAW, но рисовать эскиз узора всё равно надо карандашом на бумаге, техника ни как не может заменить живое участие человека в любом творческом процессе.
Если понравилась статья, нажмите кнопочку » g+1«, вверху или внизу статьи.
Создание сколка
Создание сколка – это трудоемкий процесс, требующий от создателя особого терпения. Но с другой стороны этот процессе — это отличный шанс для проявления всей своей фантазии.
Изготовление технического рисунка или сколка кружевного изделия можно разделить на несколько этапов, которые помогут Вам разобраться в тонкостях изготовления сколков.
Первый этап. Конструирование модели.
На этом этапе мы определяем, что мы хотим плести, будь это вставка в вечернее платье или кружевная салфетка. Если это часть одежды, то рисуем выкройку будущего изделия, учитывая, где будут выточки, форма рукавов, будет ли изделие по фигуре или свободного покроя.
Необходимо также учитывать, что кружевное изделие дает усадку примерно на 8-12% в зависимости от ниток, которые Вы будете использовать при плетении, поэтому при изготовлении выкройки учитывайте все нюансы.
Это самый творческий этап работы. Здесь Вам необходимо придумать цветочные элементы и композиции полотнянки для изделия. Если же сами Вы не можете нарисовать, то можно воспользоваться старыми сколками и выбрать в их мотивах подходящий элемент.
Располагайте выбранные Вами элементы в передних частях выкройки, что бы рисунок оказался на видном месте. В этом случае надо представлять, как будет выглядеть уже готовое изделие.
Не забывайте и о фоновой решетке, если Вы предполагаете ее наличие. Фоновую решетку следует прорисовывать, когда Вы нанесете на сколок цветочные композиции. Не делайте ее слишком тяжелой или легкой, она должна сочетаться с Вашим основным рисунком.
Третий этап. Прорисовка полотнянок и фоновой решетки.
Что бы будущее кружевное изделие было красивым и качественным необходимо сделать полотнянку ровной, т.е. одинаковой ширины. Разная ширина допускается в Вятском кружеве, где полотнянка может расширяться и сужаться.
Для этого того что бы выровнять полотнянку, каждые 2 – 3 см линейкой измеряют ширину полотнянки, если она широкая — то сужают, если узка — то расширяют. Прорисовку желательно начинать с символичной середины, что бы было, куда двигаться дальше. Также сначала выравнивают внутреннюю сторону полотнянки, а затем внешнюю.
Между двумя полотнянками оставляйте расстояние в 1 мм, это придаст воздушности Вашему изделию и не будет ощущения скомканности.
Фоновая решетка прорисовывается в последнюю очередь, подгонясь под основной рисунок.
Этап четвертый. Окончательная прорисовка.
После того как сколок готов и больше не будет перерисовываться, необходимо обвести его черной гелевой ручкой, а карандаш стереть ластиком. Также после обводки сколка ручкой можно сделать ксерокопию технического рисунка.
Это необходимо для чистоты будущего изделия и для того чтобы остался второй экземпляр сколка.
Успехов и интересного творчества! Автор сайта, Елена Русакова.
С чего начинается кружево?
Основой в кружевоплетениии является Сколок.
Это картинка,представляющая собой схему для будущего плетения,по которому кружевница будет выплетать кружево.
Создать его можно незатейливым способом: Сколок (картинку) напечатанный на принтере или нарисованный от руки на тонкой бумаге, приклеивают на картон (можно использовать картон от коробок конфетных, упаковочных в 1-2 слоя).Такая толщина увеличит срок службы сколка.
А для сохранения чистоты кружева на конструкцию из рисунка и картона накладывают кальку или плёнку пищевую.
Сколок кружева всегда выполняется в натуральную величину. Узор на сколке наколот или напечатан точками и прорисован чёрточками.
Точки обозначают места, куда должны втыкаться булавки для образования кружевного узора. Чёрточки и узор кружева прорисовывается тушью или чернилами. Карандаш для этой работы не пригоден,он стирается и пачкает. При плетении нужно будет пользоваться только одними точками накола.
При изготовлении кружевного сколка требуется большая точность и аккуратность. От того, как он выполнен, во многом будет зависеть качество кружева.
На старинных вологодских кружевных сколках прошлого века, особенно это касается сколков, полученных путем копирования, как второй сколок, подкладыванием под основной, при плетении кружева, полотнянка прорисована утолщенной линией по центру полотнянки.
Но, вот незадача:не все могут рисовать.
Есть два варианта в помощь начинающим :
Ну, а профессионалы используют иные способы:
А другие:создают её в спец.программе ColerDRAW.
Как создавали кружевной сколок в Вологодской губернии
[frame align=»center»] [/frame]
Как Вы знаете, сколок для кружевницы является одним из главных составляющих в процессе создания кружевных произведений. Без сколка или технического рисунка (именно так звучит его определение на профессиональном языке) не создать не одного кружевного изделия, а особенно в сцепной технике плетения.
Поэтому для каждой кружевницы важно сохранить и передать его по наследству, а для кого-то принять в наследство, целый набор различных кружевных сколков: салфеток, сувениров, воротников и т.д.
Но в старину кружевной сколок не являлся ценным предметом и считался пережитком прошлого. От старых сколков старались избавляться, или закидывали их на чердак, где их со временем находили какие-нибудь собиратели или исследователи.
[frame align=»left»] [/frame]
Первым, кто обратил внимание на историческую ценность сколка, на Вологодской земле, был Владимир Степанович Железняк-Белецкий. В 1948 году он привез первые технические рисунки из экспедиции в Усть-Кубинский район Вологодской области. После чего, карты для плетения, активно начали собираться Вологодским музеем-заповедником и экспедициями по местам кружевоплетения.
Также в этот период кружевные сколки XIX века в музеи-заповедники стали попадать от сдатчиков — новых владельцев домов, где раньше жили кружевницы. Люди приносили забытые сколки кружевниц, которые они находили на своих чердаках.
Что же представлял собой кружевной сколок, в старину?
[frame align=»right»] [/frame]
В XIX веке сколок в Вологодской губернии выполнялся на плотной бумаге или бересте. На основу для кружевного сколка также шли документы, вышедшие из первичного использования, письма, газеты и упаковочные листы. Широко использовалась для основы сколка «клеенка» — склеенная несколькими слоями бумага.
Во время многократного плетения по одному и тому же сколку, места вкола булавки – дырочки, сильно увеличивались (раскалывались) и сколок приходил в негодность. Это в свою очередь приводило к тому, что кружево из-за не точности вкалывания булавки, искажалось и теряло качество исполнения.
Для продления жизни бумажного сколка придумывали различные хитрости. Так родилась идея промазывать лицевую часть сколка несколькими слоями столярного клея или проклеивать тканью его оборотную сторону. Из-за этого сколок со временем становился твердым и ломался во время хранения, так как в основном хранился скрученным в рулоне. Места излома кружевницы прошивали нитками.
Со временем промазанная клеем бумага крошилась, и сколок приходил в негодность. В этот момент его либо выбрасывали, либо оставляли, на хранение в кладовых или чердаках дома.
Кто же создавал кружевные сколки?
Новые кружевные сколки на Вологодской земле создавали мастерицы имеющие склонность к рисованию. В 19 веке их еще называли «артистками» за особый дар создания нового кружева.
Мастерицы умеющие накладывать рисунок, ценились во все времена, ведь цена сколка была выше, чем само изделие, сплетенное по нему. Поэтому данное умение мастерицы скрывали от чужих глаз и держали его в секрете.
Тиражирование сколков было элементарное скалывание. Во время плетение под рисунок подкладывали бумагу. И после того, как изделие было сплетено, точки — накола на подложенной бумаге соединяли, делая обрисовку.
Такой способ ограничивал распространение сколков по мастерицам. Более широкое снабжение кружевными сколками мастериц началось в XX веке. С 1920 года кружевной отдел Губкустпромсекции рисовал сколки на бумаге, снабжая ими до 10% кружевниц.
В 1923 году Артельсоюз ввел размножение кружевных сколков, на стеклографе. Тем самым повысив распространение сколков на 30%.
Полностью обеспечить все кружевные артели (плетели, как их называли в то время) сколками, смогли только в 1928 году, введя в производство с 1926 года литографический способ изготовления сколков на картоне.
В 1970-х годах на производстве сколков появилась светокопировальная машина, которая позволяла сделать копию сколка буквально за три секунды. Для этого использовалась специальная светочувствительная бумага. Ее вместе со сколком прокатывали под ультрафиолетовой лампой.
Такой способ размножения сколков использовался до 90-х годов XX века. В это время светокопировальную машину вытеснила всем нам известная и куда более современная копировальная машина.
[frame align=»center»] [/frame]
Сейчас ксерокопию кружевного сколка приклеивают на картон и покрывают скотчем. После чего, сколок отправляется к кружевнице для создания кружевного изделия.
Факты о рисовании сколков рассказывала, Елена Русакова.