что такое скелет вина
Вкусо-ольфактивный анализ. Из чего состоят вкусовые ощущения. Факторы мягкости вина – сахара, спирты, полиспирты.
Сахара, спирты, полиспирты, органические кислоты, танины и минеральные вещества формируют структуру, «скелет» вина и вкусовые ощущения, которые могут быть деликатными или резкими, мягкими или агрессивными, приятными или не очень. Простое или структурированное, на каждый день или аристократическое – вино, в каждом отдельном случае дарит нам приятные моменты и эмоции.
За ощущения мягкости в вине отвечают сахара, спирты и полиспирты.
Сахара
Сахара – органические вещества, присутствующие в каждом фрукте, а также и виноградном соке в количестве 150-250 г/л. Глюкоза и фруктоза, сахароза и мальтоза, арабиноза и ксилоза – сахара, отвечающие за сладкий вкус.
Во время алкогольной ферментации дрожжи преобразуют сахара (в основном глюкозу и фруктозу) в этиловый спирт, СО2 и вторичные вещества. В зависимости от степени трансформации сахаров, вина получаются более или менее сладкими. Безусловно существует некое соотношение между количеством сахаров и нашим ощущением сладости, но то, что наиболее важно – это равновесие, баланс между сахарами и другими веществами.
Например, два вина типа пассито могут нам давать совершенно разные ощущения сладости – в вине, в котором не хватает кислот и минеральных веществ, равновесие смещено в сторону сладости, и мы ощущаем его более сладким на вкус.
Сухое (secco) – вино, в котором мы ощущаем совсем малую толику сладости. Ощущение связано с очень низким содержанием остаточного сахара (1-10 г/л).
Спирты
Спирты – основополагающий элемент вина (4-20%). Во время алкогольной ферментации формируются этиловый, метиловый, пропиловый, бутиловый, амиловый и другие высшие спирты. Наиболее значимый для нас с точки зрения ощущения – это этанол, который дает нам ощущения тепла (pseudocalore). Этиловый спирт имеет обезвоживающий эффект, но он также способствует формированию ощущения мягкости в вине, смягчая действие жестких компонентов вина, таких как кислоты, минеральные соли и танины. Как и со сладостью, ощущение эффекта тепла, который дают спирты, уравновешивают другие компоненты вина, поэтому наши ощущения иногда могут расходится с действительным объемным процентным содержание этилового спирта.
Например, дегустируя вино, с содержанием алкоголя 11,5% возможно ощутить более сильный эффект тепла, чем в вине с содержанием алкоголя 12%. В случае одинаковой температуры подачи вина, объяснение может быть только одно – первое вино недостаточно структурированно, этиловый спирт доминирует, поэтому и такое ощущение. Второе вино, наоборот, имеет более сбалансированную структуру, и спиртовой компонент вина поддерживается другими компонентами.
Полиспирты
Полиспирты (многосложные спирты) – фундаментальный фактор для формирования ощущения мягкости вина. Полиспирты придают вину полноту и вызывают обволакивающее, приятное, мягкое вкусовое ощущение, уравновешивая ощущение жесткости, вызываемое кислотами, танинами и минеральными веществами. За данное вкусовое ощущение в основном отвечает глицерин, который формируется во время алкогольной ферментации, но также 2,3 бутиленгликоль, сорбит и другие.
Глицерин – вязкое, бесцветное вещество, со сладковатым вкусом, содержится в вине в количестве 5-8 г/л. Его содержание зависит от таких факторов как количество сахара в сусле, продолжительность и температура ферментации. В винах Сотерна и Токая, полученных из ягод, пораженных Botrytis cinerea, глицерина может быть до 30 г/л.
Резкое (spigoloso) – вино, в котором отсутствует какое-либо ощущение мягкости. Такая ситуация вызвана недостаточным содержанием необходимых компонентов в результате неправильных действий в процессе производства вина, при которых элементы, отвечающие за мягкость вина практически отсутствуют. В таких винах нет структуры, они оставляют неприятный резкий вкус, ситуация неприемлемая.
Слегка округлое (poco morbido) – вино, в котором ощущения мягкости присутствует, но оно достаточно слабое, что вызвано низким содержанием глицерина и спиртов. Обычно характерно для молодых вин со слабой структурой.
Умеренно округлое (abbastanza morbido) – вино с приятным ощущением мягкости, что вызвано сбалансированным содержанием глицерина и спиртов. Обычно характерно для вин с достаточной структурой.
Округлое или мягкое (morbido) – вино, в котором довольно четко присутствует ощущение мягкости. Данное ощущение приятное и обволакивающее, что связано с довольно высокой концентрацией глицерина и спиртов. Хорошо структурированные вина.
Слишком мягкое (pastoso) – вино, в котором ощущение мягкости доминирует над другими ощущениями, что связано с избыточным содержанием глицерина и спиртов. Обычно характерно для десертных вин, вин типа пассито, сладких ликерных и вин, произведенных их винограда, пораженного благородной плесенью.
Автор: Ольга Галкина, сомелье AIS
Статья написана по материалам 1 уровня Школы сомелье Ассоциации Итальянских Сомелье AIS и впервые издается на русском языке.
Все права принадлежат автору Ольге Галкиной.
Читайте также
Следующая часть: Вкусо-ольфактивный анализ. Из чего состоят вкусовые ощущения. Факторы жесткости вина – кислоты, танины, минеральные вещества.
В вине присутствуют различные виды кислот – органические и неорганические, нелетучие и летучие, существующие до ферментации и образовавшиеся после. Кислоты в вине определяют его вкус, они отвечают за ощущение свежести (freschezza gustativa).
Предыдущая часть: Вкусо-ольфактивный анализ. Вкусовые ощущения.
На этапе вкусо-ольфактивного (вкусо-обонятельного) анализа мы рассматриваем и оцениваем наибольшее количество параметров, которые в итоге помогут нам определиться со структурой; балансом; интенсивностью, стойкостью и качеством вкуса, и сделать окончательный вывод об эволюции и гармоничности вина. Это совсем не означает, что вкусо-ольфактивный этап будет самым трудным, мы просто еще раз подтверждаем наши предположения, сделанные на первых двух этапах оценки вина – визуальном и ольфактивном.
Сайт предназначен для лиц старше 18 лет. Помните, что только умеренное употребление вина полезно для здоровья!
Вкусо-ольфактивный анализ. Вкусовые ощущения.
На этапе вкусо-ольфактивного (вкусо-обонятельного) анализа мы рассматриваем и оцениваем наибольшее количество параметров, которые в итоге помогут нам определиться со структурой; балансом; интенсивностью, стойкостью и качеством вкуса, и сделать окончательный вывод об эволюции и гармоничности вина. Это совсем не означает, что вкусо-ольфактивный этап будет самым трудным, мы просто еще раз подтверждаем наши предположения, сделанные на первых двух этапах оценки вина – визуальном и ольфактивном.
Вкусовые рецепторы – кластеры луковичных нервных окончаний в ротовой полости, которые обеспечивают человека ощущением вкуса. Вкусовые рецепторы, а их более 3 000, располагаются не только на языке, но и распространены по всей ротовой полости, включая нёбо и гортань. Как и многие другие клетки тела, даже эти вкусовые рецепторы регулярно обновляются. Средняя продолжительность жизни вкусового рецептора составляет 10-14 дней. По мере нашего старения количество вкусовых рецепторов в ротовой полости обычно снижается, в результате чего чувство вкуса также снижается. Временами, когда мы едим или пьём что-то очень горячее или простужаемся, нам кажется, что мы теряем чувство вкуса, что может быть объяснено повреждением вкусовых рецепторов в результате травмы.
Считается, что сладкий вкус мы ощущаем кончиком языка, кислый и соленый – рецепторами, расположенными сбоку и под языком, а горький вкус основанием языка. Но, на самом деле, все более сложно. За «определение вкусов» отвечают нейроны нашего мозга. Разные группы нейронов и сложный механизм передачи и выделения единственного вкусового ощущения – это сложный физиологический процесс, который следует разбирать отдельно. Здесь только отмечу, что наши рецепторы не настолько «профессиональны», чтобы выделить отдельный вкус, они только помогают нам определиться и что-то предпочесть, остальную работу проводит наш мозг.
Вкусовые ощущения разделяются не только по типу, но по концентрации и силе вкусового воздействия.
Этапы вкусо-ольфактивного анализа
Первая проба – Держим бокал за основание, чтобы тепло руки не нагревало бокал. Для «очистки» полости рта от возможных предыдущих вкусовых ощущений необходимо попробовать приблизительно 15-20мл вина, можно сразу сплюнуть.
Вторая проба – Пробуем около 10 мл вина (чуть больше столовой ложки), таким образом, заполнив всю полость рта, провоцируем образование слюны.
Вдох через зубы – Задерживаем вино в передней части рта и одновременно делаем легкий боковой вдох через зубы, таким образом охватываем большую часть рецепторов и стимулируем их с большей силой. Воздух, смешиваясь с вином, создает «бульканье» (с этим осторожно), таким образом усиливаем вкусовые, тактильные и вкусо-ольфактивные ощущения.
Вращение вина во рту – Перемещаем вино по полости рта, крутим его, ощущаем, и таким образом «омываем» всю поверхность языка, десны, внутреннюю поверхность щек, нёбо и заднюю поверхность языка.
Проглатывание и выдох – Делаем глоток. Сразу же после глотка (рот закрыт) делаем выдох через нос. Таким образом можем почувствовать вкусы, которые высвободились при нормальной температуре полости рта 36-37С. В том случае, если мы дегустируем более 10-15 вин, рекомендуется не проглатывать вино.
«Жевание» после глотка – После того как мы сделали глоток, делаем жевательные движения (рот при этом пуст). Таким образом оцениваем интенсивность ароматной составляющей во рту (persistenza aromatica intensa или PAI), считая в уме секунды, в течении которых вкусо-ольфактивные ощущения продолжают чувствоваться (aromi di bocca).
Вкусовые ощущения | Тактильные ощущения (химические и термические) | Ретроназальные ощущения |
Сладкое Горькое Кислое Соленое | Термический эффект (температура) Ощущение тепла (pseudocalore) (спирты) Вязкость (танины) Покалывание (СО2) Вкусовая консистенция (плотность, экстрактивность) Мягкость | Вкусовые и обонятельные ощущения (aromi di bocca) |
Вкусовые ощущения
Сладкий, кислый, соленый и горький – четыре основных вкуса. Мы их ощущаем не одновременно, а последовательно, вот таким образом: сладкий вкус через 1 секунду, кислый и соленый через 2 секунды, и горький через 3 секунды.
Сладкий, наверное, самый приятный и знакомый с детства вкус. Сладкое вкусовое ощущение можно определить как «макро ощущение», так как в вине сладкий вкус определяется содержанием сахаров, иногда это содержание достаточно высокое.
Если остаточный сахар невысок (5-10 г/л), то наше ощущение скорее не сладкое, а мягкое, приятное, обволакивающее.
Многосложные спирты и этиловый спирт в небольшой концентрации (4-5%) усиливают ощущение сладости. Этиловый спирт усиливает сладкий вкус в винах пассито и сладких ликерных винах. Данный вкус относим к характеристиками, определяющим мягкость вина.
Кислый вкус также можно определить как «макро ощущение». Это ощущение связано с кислотами, присутствующими в вине (5-7 г/л). Данный вкус относим к характеристиками, определяющим жесткость вина. Раздражающее действие кислоты провоцирует слюноотделение. Когда мы говорим о свежести вина, то как раз имеем в виду кислоты.
Соленый вкус можно определить как «микро ощущение». Это ощущение связано с присутствием в вине небольшого количества неорганических анионов (хлориды, сульфаты, нитраты, фосфаты, йодиды, бромиды…), минимального количества металлов и анионов органических кислот (винной, лимонной и т.д.). Данный вкус также относим к характеристиками, определяющим жесткость вина.
Горький вкус, «микро ощущение», которое относим к характеристиками, определяющим жесткость вина. Горечь связана с присутствием в вине танинов, фенолов и полифенолов. Данное ощущение не должно быть сильным, в противном случае это будет являться аномалией, связанной с присутствием в вине хинонов (окисленных танинов).
За распознавание тактильных ощущений отвечают, так называемые нитевидные кластеры, которые располагаются в срединной части языка, а также местами по всей полости рта.
Ощущение тепла (pseudocalore) передает нам присутствующий в вине этиловый спирт. Чем больше его содержание, тем сильнее данное ощущение. Чтобы четко и ясно осознать данное ощущение, попробуйте какой-нибудь дистиллят крепостью более 40 градусов.
Мягкость (morbidezza) вина – это довольно приятное тактильное ощущение, о котором мы говорим как обволакивающее. Многосложные спирты, в основном глицерин (5-18 г/л), этиловый спирт (10-14%), а также остаточный сахар и коллоидные вещества придают вину мягкость. Не так уж легко передать данное ощущение, попробуйте сливочное масло и оставьте его медленно таять во рту. Вот, приблизительно так.
Вязкость (astringenza) – ощущение сухости и шероховатости на языке и во всей полости рта. За данное ощущение отвечают танины. Лучше всего понять данное ощущение поможет нам незрелая хурма.
Термический эффект – температура подачи вина (6-20С) влияет на наши рецепторы. Сладость, ощущение тепла (спирты) и мягкость вина лучше ощущаются при более высоких температурах, а вязкость и соленость при более низких.
Этим объясняется, почему белое сладкое вино должно подаваться при температуре где-то на 2 градуса выше, чем белое сухое. Пассито кажется более сладким при температур 16С, чем при 12С. Если подать танинное вино при температуре ниже, чем полагается, оно будет нам казаться более агрессивным и менее приятным.
Однако, ощущение кислости (или свежести) не связано напрямую с температурой подачи. Более высокие температуры подчеркивают ощущение мягкости вина (ощущение мягкости могут косвенно снижать кислоты). Здесь уже вопрос идет о равновесии или сбалансированности вина.
Покалывание (pungenza) – ощущение, которое возникает при дегустации игристых вин из-за присутствия СО2. Более четкое и ясное ощущение можете испытать, попробовав холодную минеральную воду с газом. При низких температурах подачи ощущение покалывания усиливается, при более высоких снижается, т.е. низкие температуры усиливают ощущения жесткости вина (кислоты, танины, минеральные вещества) и снижают ощущения мягкости вина (сахар, спирты, полиспирты).
Для определения структуры (плотности) вина или вкусовой консистенции вина мы должны обратить внимание на присутствие экстрактивных веществ. Некоторые вина пьются «легко», не оставляя ощущения полноты, а некоторые дают нам ощущения 3D. Самый простой способ понять данное ощущение – это сделать глоток простой воды и глоток сиропа. Почувствуйте разницу.
Вкусовые и обонятельные ощущения (aromi di bocca)
Сложность и полнота вкуса вина не ограничиваются оценкой вкусовых и тактильных ощущений. Некоторые вина оставляют нам долгий и элегантный финал, эффект же от других быстро улетучивается. Необходимо принимать во внимание ретроназальные или вкусо-ольфактивные ощущения, которые полномерно ощущаются только после того, когда мы проглатываем вино и выдыхаем – таким образом оцениваем интенсивность ароматной составляющей во рту (persistenza aromatica intensa или PAI).
Данное ощущение связано с ароматическими компонентами вина, которые проявляются и ощущаются при совместной работе вкуса и обоняния. Некоторые вкусовые нюансы вина, которые мы возможно уже распознали при ольфактивном анализе или же появившееся новые ноты, подтверждаются или проявляются благодаря более высоким температурам при которых мы проглатываем вино.
Температура подачи вина
Температура подачи вина – очень важный момент как при профессиональной дегустации, так и во время простого обеда или ужина дома. Мы уже упомянули выше, что низкие температуры «обостряют» ощущения жесткости вина – соленость, танинность, и косвенно, вкусовую свежесть вина. Эти качества мы ценим в основном в молодых винах. Для более зрелых белых вин, розовых вин и молодых красных постепенно повышаем температуру подачи. Более высокие температуры усиливают ощущения мягкости вина. При подачи зрелых красных вин температура должна быть такой, чтобы подчеркнуть мягкость вина, смягчить танины и раскрыть букет ароматов.
Следует учитывать температуру окружающей среды. Летом чуть больше охлаждаем вина, требующие низких температур подачи. В бокале температура очень быстро может подняться на 2 градуса.
Вино | Температура подачи, в градусах С |
Игристые сухие и сладкие – вино фриззанте (frizzante) Белые сухие, молодые и фруктовые Белые сухие ароматные – полусладкие – розовые вина Белые пассито и белые ликерные Белые зрелые и с хорошей структурой Красные деликатные, фруктовые и малотанинные Красные пассито и красные ликерные Красные элегантные, средней структуры и средней танинности Красные танинные, с хорошей структурой, долгой выдержки | 6-8 8-10 10-12 Автор: Ольга Галкина, сомелье AIS Читайте такжеПредыдущая часть: Ольфактивный анализ – разбор терминологии – интенсивность, сложность, качество и описание аромата. Следующая часть: Вкусо-ольфактивный анализ. Из чего состоят вкусовые ощущения. Факторы мягкости вина – сахара, спирты, полиспирты. Сайт предназначен для лиц старше 18 лет. Помните, что только умеренное употребление вина полезно для здоровья! «Тело» вина. Разбираемся в винной терминологииХотелось ли вам когда-либо почувствовать себя настоящим дегустатором, описать вино также красиво, как в винных каталогах? Признавайтесь, хотелось! Белое вино от красного отличить каждый сможет. Даже полный профан. А прослыть винным гурманом — очень даже неплохая перспектива (попросим не путать с «винным алкоголиком»). Итак, чтобы показать всем, что вы разбираетесь в вине, научитесь его описывать. Например, аромат. Сказать, что «пахнет вино приятно» — это не описание. Но, конечно, и врать, что вы чувствуете нотки «пареной смородины» тоже не стоит. Но сегодня, если честно, речь пойдет не совсем об ароматах. Остановимся на одном моменте — «теле» винаНаверняка, вы не раз слышали, что то или иное вино называют полнотелым или наоборот. Как же отличить полнотелое вино от неполнотелого? Многие винные эксперты, в том числе и Роберт Паркер, утверждают, что «тело» — это не про вкус или аромат, это про осязание: то, каким вы ощущаете это вино. Вязкость, плотность, тягучесть, вес вина во рту — все это характеристики, позволяющие определить полнотелость вина. И чем более выражены все они, тем более полнотелым можно считать напиток. Чтобы было проще — это не «легкое» вино. Главными формирующими «тело» вина считаются концентрация алкоголя и сахара в нем. Алкоголь ощущается во рту более плотным, густым. Чем выше содержание алкоголя, тем более полновкусовым кажется вино. Аналогичная ситуация с сахаром: чем больше его в напитке, тем более густым кажется вино. Кстати, иногда по крепости вина (а это, обычно, указывается на этикетке) можно угадать, насколько полнотелым оно окажется. Так, скажем, вина крепостью менее 13% обычно легкие, с содержанием алкоголя 13,5% — среднетелые, а вот вина 14% крепости смело можно называть полнотелыми. Но все же не забывайте сначала продегустировать вино! Ну, чтобы не оказаться в дураках. Кстати, «тело» вина напрямую зависит от количества солнечного света, который получала лоза, степени созревания винограда и климата в целом. Сорт винограда также влияет на «тело». Так среди белых сортов шардоне и вионье более полновкусовые, чем совиньон блан или пино гриджо; еще более легкие — рислинг и альбариньо. Среди красных вин, если говорить о «теле», такого широкого разброса нет, поскольку легкие красные вина не очень популярны. С коммерческой точки зрения. Но все же каберне совиньон, шираз, зинфандель и неббиоло имеют, как правило, более высокое содержание алкоголя. Не стоит считать, что полнотелые вина — самые качественные, а легкие — хуже. Это мнение ошибочное. Кроме того, многие вина мирового класса являются среднетелыми или легкими. Просто вино обычно оценивают не только по его полнотелости, а по целому ряду характеристик, которые и влияют на уровень напитка. Для чего же тогда нужно «тело»?Это влияет на выбор вина. Если требуется вино для жаркого летнего вечера, то разумеется, более всего подойдет легкое. И наоборот: зимой лучше всего пить полнотелые вина. Зависит выбор вина и от продуктов, с которыми мы его потребляем: чем больше в блюдах жиров и масел, тем лучше они будут гармонировать с полнотелыми винами с большим содержанием алкоголя. Итак, один этап пройден: вы разбираетесь в «теле» вина, соответственно, можете подобрать наиболее подходящее по этому признаку вино в магазине WineStreet. Другие статьи из рубрики «Энциклопедия алкоголя»Текила – алкоголь популярный, но, согласитесь, чаще всего текилу пьют в барах, на вечеринках, в составах коктейлей. Поэтому не все понимают, сколько должна стоить хорошая текила и от чего вообще зависит ее цена. Настоек очень много. Перцовка, клюквенная, бехеровка (тоже, по сути, настойка) – это очень маленький список спиртовых настоек, который постоянно пополняется новыми видами и вкусами. Но все настойки готовятся по схожему рецепту. Так можно ли их считать одинаковыми и отличающимися лишь по вкусу? Джин – можжевельный алкогольный напиток, который может производиться в разных странах, но наиболее популярный из Великобритании – лондонский сухой джин. Именно о нем мы расскажем сегодня. Истина в винеНедавно мы всей редакцией отправились на дегустацию вин. И прежде чем изрядно напиться — успели расспросить настоящего дегустатора, уважаемого нами Семена Аркадьевича Полякова, о том, как дегустируют вино профессионалы. Мастер своего дела рассказал нам столько всего интересного, что мы коллективно осознали — мы ни черта не разбираемся в вине. Поэтому, теперь мы делимся с тобой полезной информацией о том, как стать величайшим знатоком этого благородного напитка. ПодачаТребуй у изумленных официантов подносить тебе вина по старшинству. Пусть сначала несут молодняк. И если ты дегустируешь и красное и белое, начинай с белого. Если вино не соответствует должной температуре, ты рискуешь завалить все мероприятие. Заруби на носу, что для молодых красных вин идеальная температура подачи — 12°С, остальные — 15-18°С. Выдержанное бело вино дегустируют при температуре 13-14°С, остальные белые — 8-12°С. Никаких граненых стаканов! Профессионалы выбирают классическую тару из тонкого и прозрачного стекла, в форме тюльпана. Но бокалы могут различается в зависимости от типа вина, для того, чтобы высветить специфические особенности напитка. Бесцветное стекло не мешает правильно оценить цвет, а тонкие стенки не препятствуют губам и языку почувствовать вкус. Ножка должна быть длинной настолько, чтобы ладонь не касалась чаши бокала и не нагревала напиток. Самым правильным временем суток для адекватной оценки вина признано утро, когда чувственное восприятие наиболее остро и свежо, а равномерный естественный свет позволяет увидеть максимально много. Поэтому шампанское по утрам пьют или дегенераты, или дегустаторы. Изучай «одежду» вина (оттенок, прозрачность, интенсивность) следующим образом: поднеси бокал к белому фону и посмотри на напиток, оцени прозрачность и глубину цвета. В красном вине допускается наличие осадка, но никак не мутность. Чем более выдержанное вино, тем бледнее его цвет. Цвет рассматривают в толще жидкости и по краю, то есть у соприкосновения со стенками. Свет должен проходить как бы сквозь бокал. Прозрачность и блеск говорят о хорошем качестве вина. По плотности и толщине капель напитка («ножек»), стекающих по стенкам бокала, можно делать предположение об алкогольном содержании, а иногда и возрасте вина. АроматТермином «нос’ называют совокупность запахов, присущих вину. Поднеси бокал к носу, сделай короткий вдох. Фруктовый аромат расскажет о молодом вине, а более сложные запахи о вине постарше. Достаточная интенсивность и широкая палитра ароматов служат признаками высокого качества вина. Например, недозрелый виноград сорта Совиньон с недостаточно концентрированным соком имеет не слишком сложный аромат, состоящий из травяного и легкого лимонного компонентов. В более зрелом состоянии, особенно если речь идет о низкоурожайном винограде, он приобретает более сложный аромат с отчетливым присутствием ананаса и цедры розового грейпфрута. Далее, держа бокал за ножку, осторожно покружи напиток, это поможет выявить свежий аромат молодого вина или многие летучие вещества, которые содержатся в букете более старого вина, так как они сосредоточатся наверху бокала. И наконец — изучи аромат, который остался на стенках пустого бокала. В аромате вина важно почувствовать две линии: плодовую, идущую от виноградной ягоды, и танинную, пряную, которой происходит от кожицы винограда и дубовой бочки. В первую очередь анализируется первое вкусовое ощущение, когда ты отпиваешь первый небольшой глоток вина. Необходимо сразу зафиксировать температуру напитка, почувствовать вкусовую индивидуальность. Если ты не смог ощутить ничего конкретного, то такой «приступ» называют слабым, беглым или водянистым. Если вкус вызывает сильные и неприятные ощущения, говорят о так называемом агрессивном «приступе». Далее, «погоняй» глоток вина во рту, попробуй его «пожевать», а затем осторожно втяни воздух через рот — чтобы ускорить проникновение ароматических молекул через обратный носовой канал к обонятельной луковице. На этой стадии он определяет все вкусы и запахи, содержащиеся в вине, а также его структуру и плотность. Заключительный этап — характеристика послевкусия. Чем устойчивее послевкусие, тем выше качество вина. Измеряется оно в секундах или каудалиях (от латинского «cauda», что значит «хвост»). Профессионалы предпочитают пользоваться последним термином. Послевкусие бывает длинным или пышным. В идеальном случае его сравнивают с павлиньим хвостом. Негативными характеристиками являются короткое или вообще, отсутствие послевкусия. Ощущение бархатистости вызывается спиртом, который обладает мягким, сладковатым привкусом. Это ощущение усиливается, если в вине содержится остаточный сахар. Сухим белым винам спирт придает нежность, красные вина благодаря спирту производят впечатление жирности. Ощущение пикантности вызывается различными компонентами вина, содержащими кислоту. В красных винах она проявляется меньше из-за присутствия дубильных веществ; в белых и розовых, изготовленных способом выжимания, — больше, придавая им освежающий характер. Вяжущее ощущение ощущается во рту как сухость, вызываемая дубильными веществами. Свойственно преимущественно красным винам, но также розовым, изготовленным способом мацерации. Дубильные вещества определяют структуру, «скелет» вина. Каждое из этих ощущений может подвергаться отдельному анализу, хотя чаще всего их восприятие осуществляется в целом. И если ты серьезно решил заняться этим вопросом, то при дегустации сплевывай, а не глотай. Иначе утонченное и интеллигентное времяпрепровождение обернется обычной пьянкой.
|