что такое системный коучинг
Системный коучинг
Системно-интегративный коучинг – то, что целиком охватывает вашу жизнь
Если вы хотя мы краем уха слышали про коучинг, то знаете, что это некий процесс, инициация которого изменяет жизнь к лучшему. Причем, за счет ваших же собственных ресурсов, которые вы:
Так действует классический коучинг. А что такое системный, и как работает он?
Отличие системно-интегративного коучинга от классического
Как бы привлекательно ни выглядел принцип индивидуализма, его реализация редко когда приводит к положительным результатам. Во всяком случае, для большинства людей.
Мы живем в социальной среде. И, нравится это нам или нет, образуем множественные связи с другими представителями человеческого сообщества. Следовательно, наша реальность в значительной степени определяется окружающими людьми. Также, как наши цели, возможности их достижения и последствия наших личных изменений. К тому же жизнь каждого человека сама по себе является сложной системой, состоящей из целого ряда жизненных сфер и ролей, ценностей, установок, потребностей, уровней восприятия реальности.
Какие последствия имеет не учитывание этих факторов на практике? Очень просто – вы начинаете улучшать что-то одно и неизбежно портите/разрушаете что-то другое. Происходит это из-за отсутствия системного подхода к проблеме. Системный коучинг изначально предлагает выработку структурного видения запроса, с которым вы пришли к коучу, путем работы:
Как формировался и как работает системно-интеграционный коучинг
Как таковой, системный коучинговый подход существовал всегда, с момента его возникновения. Особенно, когда речь шла не об индивидуальной работе с клиентом, а о коучинге в сообществах – компаниях, организациях, семьях. Каждый практикующий коуч делал самостоятельные наработки в этом направлении, опираясь на экономические, управленческие, психологические, общенаучные теории и концепции.
Через некоторое время направление системно-интеграционного коучинга создало собственное теоретическое обоснование. На эту тему написано много книг. Одна из интересных последних новинок – книга, которую написал профессор Венского Университета Нино Томашек «Системный коучинг. Целеориентированный подход в консультировании».
Системно-интеграционный коучинг чаще используется для групповой работы. Он позволяет:
Индивидуальный системный лайф-коучинг помогает человеку изначально сформулировать свою цель с учетом влияния, которое ее достижение может оказать на все значимые для него системы (включая внутреннюю). А затем двигаться к ней гармонично, не «перетягивая» энергию из одной сферы своей жизни в другую. То есть, исключая нежелательные «последствия самосовершенствования», которые могли бы выразиться в ухудшении здоровья, потере эмоционального комфорта, дестабилизации личных отношений, духовных кризисах. Системный коучинг – это коучинг, рассчитанный только на позитивный эффект!
Продвижение коучинга #27: «Аспириновый» или «системный» коучинг? Как рассказать клиенту о пользе долгосрочного коучинга.
Начиная свою коучинговую практику, многие коучи задаются вопросом, как выстраивать отношения с клиентами в формате долгосрочного коучинга. И в сегодняшней статье я хотела бы предложить вам несколько доводов в пользу системной работы, которые я озвучиваю своим клиентам на первой встрече.
2. Изменения создаются через формирование новых нейронных связей, которые укрепляются через постоянную практику и поддержку, как минимум в течение 21 дня. А некоторым людям необходимо 30, 40 или даже 60 дней. Еженедельная коучинговая работа в течение одного-двух месяцев является прекрасной поддержкой формирования и укрепления новых нейронных связей, которые создают желаемые изменения.
4. Если у вас есть какой-то важный проект, в котором вы хотите совершить прорыв, долгосрочный коучинг на регулярной еженедельной основе и безусловная вера вашего коуча становятся значимой поддержкой для мощных прорывов.
Это только часть примеров в пользу системной работы. И здесь я хотела бы открыть пространство для обсуждения и обмена опытом. А как вы рассказываете своим клиентам о ценности долгосрочной работы в коучинге? Поделитесь, пожалуйста, в комментариях.
Но при этом коуч приходит, чтобы уйти. В процессе системного коучинга он помогает создать клиенту полезные привычки счастливой жизни, в которой клиент впоследствии сможет сам двигаться в успешном достижении своих целей. И потом иногда возвращаться к коучу за «аспириновым» коучингом (разовыми сессиями по решению каких-либо текущих задач).
Ждём ваши комментарии, чтобы ещё больше расширить поле ценности долгосрочного коучинга для коучей и их клиентов.
А также свои вопросы и идеи вы можете направить на мою почту istoyanovskaya@erickson.ru или написать в моем аккаунте Инстаграм @irina_stoyanovskaya.
Ирина Стояновская
Профессиональный коуч РСС ICF, координатор сертификационных программ Международного Эриксоновского Университета Коучинга
Что же такое Системный коучинг?
Сейчас очень много всего на рынке образовательных и бизнес-услуг, что называют «коучинг».
И простому потребителю, простому человеку довольно сложно разобраться во всем этом многообразии.
Мы очень ценим стандарты Коучинга и будем, по возможности, помогать Вам разбираться.
На сайте уже есть ряд материалов на эту тему
Сегодня поговорим о том, что такое Системный коучинг и чем от отличается от просто Коучинга.
Коучинг — это действо, направленное на раскрытие потенциала каждого человека и интеграцию ресурсов.
Это также техники и инструменты, направленные на достижение Успеха и получение нужного, желаемого результата, как в личной, так и в профессиональной сферах Жизни.
А что же такое Системный коучинг?
Это коучинг, охватывающий всю жизнь целиком, учитывающий множество составляющих: всех окружающих людей, процессы, события и множество взаимосвязей между ними, обязательно при этом соблюдающий и Экологию.
Цель, поставленная Клиентом и Путь Клиента к достижения этой Цели. Это много больше.
Представьте ситуацию. или вспомните.
Бизнесмен пришел на бизнес-коучинг. Все как обычно. Есть функционирующая Компания Х. Но. доход упал, конкуренты окружают, сотрудники обнаглели, слишком хорошо и ровно все, стало скучно (нужное подчеркнуть).
В общем, есть запрос. Во время коуч-сессии запрос трансформируется в Хорошо Сформулированную Цель. Типа:
даже если в той истории коуч был Очень Хорошим Коучем и хорошо со всех сторон проработал многие аспекты, такие как наличие ресурсов, уже производимых действий, препятствий на Пути к Цели и Экологию для родных и близких, при линейном коучинге не учитываются базовые паттерны этого бизнесмена.
И все изменения и достижения будут лишь поведенческими и разовыми.
Изменит ли это Жизнь нашего Героя бизнесмена на качественном уровне?
Нет. Только на количественном.
Все по привычному шаблону:
Это ли ВСЕ, ЧТО вы хотите и КАК вы хотите?
Чтобы производить долговременные, многоуровневые, качественные, точечные, четкие коуч-изменения важно владеть Системным Коучингом.
Тогда мы можем выбирать не между двух, а из великого множества.
Ведь Мир на самом деле не дуален.
И у нас есть огромное количество выборов.
И в Пространстве Коучинга существуют не только Коуч и Клиент, как принято считать в некоторых Школах Коучинга.
Всегда есть условия возникновения, существования и сохранения той ситуации, системы, о которой идет речь в запросе и в ходе работы на Коуч-сессии.
В своих Программах мы используем ТОЛЬКО Системный подход, как наиболее эффективный и действительно хорошо работающий.
И на Программах Обучения Коучингу мы готовим Системных Коучей, использующих Системный Коучинг.
Важным элементом Системного Коучинга является работа сразу на нескольких уровнях.
Это и сознание-бессознательное-подсознание, и тело-душа-ум, и различные уровни наших убеждений и верований. И работа одновременно с нескольких позиций восприятия реальности.
Обязательна в Системном Коучинге и рабта с состояниями. Хороший Коуч должен великолепно владеть как своими Состояниями (с умением быстро состояния менять), так и уметь влиять на Состояния Клиента.
Коучинг — что это такое, базовые инструменты и типовая модель коуч-сессии
Коллеги, всем привет!
В наши дни, наверное, каждый хоть раз слышал слова «коучинг» или «коуч» (а те, кто работает в ИТ, может быть, слышали эти слова чаще, чем хотели бы:)). Но как ни странно, далеко не каждый знает, что на самом должно стоять за этими словами. Поэтому в сегодняшней статье хотелось бы раскрыть две темы:
Дать представление о том, что такое коучинг в классическом понимании этого термина.
Рассмотреть несколько простых коучинговых инструментов, которые любой может использовать в жизни и в работе без какой-либо специальной подготовки.
Начнем с определения коучинга. Зачастую этот термин ассоциируется с чем-то, что идеально описывает следующий мем:
Такое представление о коучинге возникло, мягко скажем, не на пустом месте, но тем не менее оно далеко от классического определения.
Международная федерация коучинга, ICF, определяет коучинг как процесс партнерства, стимулирующий работу мысли и креативность клиента, в котором клиент с помощью коуча максимально раскрывает свой личный и профессиональный потенциал.
Честно скажу, когда первый раз увидел это определение, то мысли были примерно такие:
Но на самом деле, все не так плохо, и если раскрыть эти общие слова чуть подробнее, то в них появляется смысл:
Коуч отвечает за то, чтоб помочь клиенту найти наиболее подходящий способ решения его запроса. При этом коуч помогает клиенту осознать свои зоны роста и найти самому способы продвижения в этих зонах.
Клиент отвечает за то, чтоб активно и самостоятельно (пусть и с помощью коуча) находить решения своих задач и реализовывать их на практике.
Здесь ключевой момент в том, что коуч ничего не предлагает, не советует и ничему не учит, он помогает клиенту объективно увидеть ситуацию и самому выбрать наиболее правильное для него решение.
Тут может возникнуть вопрос «А если коуч не дает советы, то зачем он вообще нужен»?
Если в двух словах, то логика в том, что есть ситуации, где опыт других не особо применим, т.к. то, что помогает одному, может быть бесполезно для другого. И здесь уже важнее найти индивидуальное решение, которое поможет конкретному человеку в конкретной ситуации.
Примечание. В ICF для выдачи советов есть менторинг и наставничество (тут снова хочется вспомнить про картинку выше:)).
У такой модели взаимоотношения между клинетом и коучем есть свои ограничения и область применения, рассмотрим их подробнее:
1. Со стороны клиента:
У клиента должен быть запрос, который он готов прорабатывать в коучинговом формате. Если у клиента нет запроса, и он ничего не хочет решать – коучинг становится бессмысленным.
Клиент готов брать ответственность за себя, свое будущее и свои решения. Как ни странно, но не все на это готовы.
Клиент компетентен в той сфере, где лежит запрос. Например, если клиент – СЕО, и хочет определить для себя будущее своей компании, то он компетентен, т.к. знает и компанию, и бизнес, и рынок. Тогда подобный запрос можно разбирать в коучинговом формате. Если клиент – мастер маникюра с запросом из серии «хочу поднять +500K на Forex-е», скорее всего, это запрос не для коучинга. Ну или для специфического коуча:)
2. Со стороны коуча:
Коуч не дает советов.
Коуч честен с клиентом, но при этом не оценивает действия клиента. Коуч должен быть «зеркалом» для клиента. Если клиенту не нравится то, что он видит – это не вина зеркала.
Коуч искренне хочет помочь клиенту найти лучшее решение для клиента.
Коуч осознает границы своих возможностей и компетенций.
3. Нет смысла применять коучинг для шаблонных операций, где существуют готовые решения и лучшие практики.
Грубо говоря, если надо обучить кассиров тому, как быстрее пробивать товары на кассе, или автомехаников тому, как менять масло на ТО, то для этого не нужен классический коучинг. Коучинг применим там, где нет типового и стандартного решения, которое можно взять и использовать в готовом виде.
Теперь, когда коротко определили основные принципы и ограничения коучинга, рассмотрим базовые инструменты.
Инструмент 1 (открытые вопросы).
Т.к. коуч не дает советов, и клиент должен самостоятельно найти решение своего запроса, то задача коуча в первую очередь состоит в том, чтоб помочь клиенту посмотреть на его запрос под разными углами и объективно увидеть ситуацию в целом. Сделать это можно только с помощью правильных вопросов.
Вопросы бывают двух типов: открытые и закрытые.
Закрытый вопрос – вопрос, формулировка которого подразумевает только ограниченное множество ответов, например:
Ты будешь кофе с молоком или без?
Тебе удобно запланировать встречу в 14 или в 15ч?
Мы будем тестировать этот функционал или сразу выведем на прод?
Такие вопросы хороши для манипуляции, т.к. создают иллюзию выбора, но они не стимулируют появление новых идей.
Открытый вопрос не ограничивает ответ клиента и дает ему свободно высказаться. Обычно, это вопросы, которые начинаются с вопросительного слова «Что», «Как», «Когда», «Почему», «Насколько» и т.п. Вот как можно было бы переформулировать закрытые вопросы из примера выше в открытые:
Что бы ты хотел выпить?
Какое время встречи для тебя наиболее удобно?
Насколько было бы полезно проверить этот функционал перед выводом в прод?
Еще примеры открытых вопросов:
Насколько ты удовлетворен качеством своей работы?
Что бы ты посоветовал поменять в процессе тестирования?
Как ты относишься к тому, что мы не можем выпустить релиз с первой попытки?
Отвечая на открытый вопрос, клиент высказывает свое мнение и лучше осознает ситуацию, свои потребности, цели и т.п. Поэтому основной инструмент в работе коуча – открытые вопросы.
Инструмент 2 («А что еще?»)
Очень часто, когда мы сталкиваемся с каким-то вопросом или задачей, первый вариант решения приходит очень быстро, почти не думая. Например, «Что мы можем сделать, чтоб выполнить задачу вовремя? – Сократить объем задачи/увеличить ресурсы/сэкономить на качестве» и т.д. и т.п.
Такие решения находятся быстро потому, что мы используем наш опыт и уже готовые «шаблоны» решений.
Эти «шаблонны» могут оказаться вполне эффективными и полезными, и тогда все ок, никаких проблем.
Но есть вопросы, где типовые решения не работают, и как раз такие вопросы чаще всего и попадают к коучу.
В этой ситуации надо помочь клиенту выйти за рамки привычных ограничений, и самый простой способ – задать собеседнику вопрос «А что еще можно сделать»? и желательно не один раз, а как минимум три. Звучит банально, но работает.
Наверняка, многие замечали, что подобные вопросы часто задают ведущие различных тренингов. Цель – именно в том, чтоб вытянуть из аудитории нешаблонные ответы.
Если не верите – попробуйте провести эксперимент. Когда будете искать решение какой-то задачи, не останавливайтесь на первом же ответе, а задайте себе или собеседнику несколько раз вопрос «А что еще можно сделать?». Скорее всего, начиная с третьего вопроса ответы будут гораздо креативнее:)
Инструмент 3 («сдвигающие» вопросы).
«Представь себе, что ты уже успешно провел переговоры о повышении ЗП, какие аргументы ты привел на этих переговорах?».
«Представь, что мы уже оптимизировали процесс вывода релиза, что мы сделали в первую очередь, чтоб подготовить план оптимизации?».
«Представь, что ты уже сдал сертификационный экзамен, где ты смог найти информацию, которая помогла в подготовке?/кто смог помочь тебе в подготовке?».
Можно немного модифицировать этот метод и предлагать собеседнику представить не то, что он сам уже решил проблему, а представить другого человека, который столкнулся с такой же проблемой, но уже решил ее. Например:
«Представь себе человека, которому нужно было бы расставить приоритеты между этими задачами, на основании каких критериев он бы мог это сделать?».
«Представь себе успешного трейдера, который удачно сформировал портфель акций. Что могло помочь ему в выборе?».
«Если бы ты смотрел на вопрос глазами успешного маркетолога, с чего бы ты в первую очередь начал компанию?»
Инструмент может показаться странным – «Если я знаю ответ, то я найду его и без сдвигающих вопросов, а если не знаю, то могу хоть 100 раз представить себя кем-то, и ничего не поможет».
Отчасти логично, но практика показывает, что почему-то, когда мы смотрим на вопрос со стороны, нам легче сломать «шаблон». Если все равно не верится – попробуйте несколько раз, результат скорее всего вас удивит:)
Инструмент 4 (шкала).
Этот инструмент помогает объективно оценить текущую ситуацию относительно тех изменений, которые мы хотели бы получить, и определить шаги, которые нужно сделать для реализации изменений. Суть инструмента простая:
1. У нас есть шкала от 1 до 10, где 1 – это наименее приемлемый вариант, 10 – состояние, которое максимально реализует запрос клиента.
2. Предлагаем клиенту описать состояние, соответствующее 1 и 10 на этой шкале. Например:
Если запрос из серии «хочу улучшить качество своей жизни», то предлагаем ответить на вопрос, какое качество жизни соответствует 1 (самое плохое) и какое качество жизни соответствует 10 (тот идеал, который хочет получить клиент).
Если запрос из серии «хочу создать команду мечты», то просим описать, что какое команда на 1 по шкале, и что такое команда на 10.
И т.д. Иногда можно попросить дополнительно описать клиента состояние, которое соответствует середине шкалы – 5ке (так будет проще сделать следующий шаг).
3. Просим клиента определить его текущее состояние на этой шкале, например, «как бы ты оценил свой текущий уровень жизни?», «как бы ты оценил свою текущую команду».
4. Далее просим клиента описать состояния, которое отличается на 1 и на 2 деления от его текущего состояния по шкале. Например, если клиент свое текущее состояние оценил на 6, то просим описать его, что появляется в состоянии, которое он оценил бы на 7 и на 8, и явно проговорить, чем состояние на 7 и на 8 отличаются от состояния на 6.
5. После этого задаем вопрос, что нужно поменять, чтоб изменить его состояние на 1 и на 2 пункта по шкале – «что нужно изменить, чтоб ты оценил свою команду на 7, а не на 6».
6. После этого определяем план действий, который необходим для реализации изменений.
Шаблон коуч-сессии.
Для того, чтоб коуч сессия была эффективна и полезна для клиента, она должна быть структурирована (т.е. коуч не просто так задает вопросы в произвольном порядке, а делает это в рамках структуры). Правильно выстроенная структура сессии помогает клиенту быстрее осознать и проанализировать свой запрос.
Один из самых простых, но эффективных вариантов структуры коуч-сессии – модель GROW (Goals-Reality-Opportunity-Will).
Goals – определяем с собеседником (клиентом) цель запроса – что он хочет для себя решить, как это повлияет на его жизнь, почему это важно для него. Критерии «хорошей» цели:
Экологична – положительно влияет на клиента и его окружение (в противном случае достижение цели может привести клиента к разочарованию).
Соответствует критериям SMART – мы должны понимать, что и когда мы хотим сделать, и как поймем, что мы ее достигли. Например, цели вида «Хочу стать успешным» сформулирована не по SMART, и для нее нужно определить критерии успешности, в какие сроки мы хотим этого достичь, как поймем, что мы получили желаемое и т.д. и т.п.
Reality – совместно с собеседником проясняем текущую ситуацию, узнаем ее описание As-Is. Уточняем, как текущая ситуация влияет на собеседника в конкретный момент и на его жизнь в целом, почему это его не устраивает, к каким последствиям приводит и т.д. и т.п.
Will – помогаем собеседнику детально описать ближайшие шаги, которые нужно сделать, чтоб реализовать выбранные ранее варианты. Желательно для каждого шага определить сроки и критерии выполнения.
Вот собственно и все, о чем сегодня хотелось бы рассказать. В завершение еще раз отмечу, что все, что описал в этой статье, это про классический коучинг, и в реальной жизни его используют далеко не все, кто называют себя коучами:)
Более того, многие коучи и советы дают, и рекомендации, и рассказывают про лучшие практики, и даже навязывают свое мнение там, где, на их взгляд, это может быть полезно клиенту:). Но даже при таком подходе они зачастую опираются на те базовые знания и инструменты, о которых я рассказал выше. Надеюсь, эти инструменты будут полезны и вам.
Что же такое Системный коучинг?
Сейчас очень много всего на рынке образовательных и бизнес-услуг, что называют «коучинг».
И простому потребителю, простому человеку, довольно сложно разобраться во всём этом многообразии.
Мы очень ценим стандарты Коучинга и будем, по возможности, помогать Вам разбираться.
Сегодня поговорим о том, что такое Системный коучинг, и чем от отличается от простого Коучинга.
Коучинг — это действо, направленное на раскрытие потенциала каждого человека и интеграцию ресурсов.
Это также техники и инструменты, направленные на достижение Успеха и получение нужного, желаемого результата, как в личной, так и в профессиональной сферах Жизни.
А что же такое Системный коучинг?
Это всё тот же коучинг, направленный на Достижения и Успех, но как следует из названия, системный, учитывающий много больше, чем просто линейные отношения: Клиент — Цель, Клиент — Успех.
Это коучинг, охватывающий всю жизнь целиком, учитывающий множество составляющих: всех окружающих людей, процессы, события и множество взаимосвязей между ними, обязательно при этом соблюдающий и Экологию.
Системный коучинг — это не только лишь линейный процесс:
Цель, поставленная Клиентом и Путь Клиента к достижения этой Цели… Это много больше.
Представьте ситуацию… или вспомните.
Бизнесмен пришёл на бизнес-коучинг. Всё как обычно… Есть функционирующая Компания Х. Но… доход упал, конкуренты окружают, сотрудники обнаглели, слишком хорошо и ровно всё, стало скучно (нужное подчеркнуть).
В общем, есть запрос. Во время коуч-сессии запрос трансформируется в Хорошо Сформулированную Цель. Типа:
За n количество времени (или к… числу такого-то года) расширить свою Компанию Х путём… действий с получением чистой прибыли Y миллионов рублей в n единицу времени.
Сказано — сделано. Линейный коучинг в действии.
Но… даже если в той истории коуч был Очень Хорошим Коучем и хорошо со всех сторон проработал многие аспекты, такие, как наличие ресурсов, уже производимых действий, препятствий на Пути к Цели и Экологию для родных и близких, при линейном коучинге не учитываются базовые паттерны этого бизнесмена.
И все изменения и достижения будут лишь поведенческими и разовыми.
Изменит ли это Жизнь нашего Героя бизнесмена на качественном уровне?
Нет. Только на количественном.
Всё по привычному шаблону:
Запрос — Коуч-Вопросы — Цель — Действия — Доход.
Это ли всё, что вы хотите и как вы хотите?
Чтобы производить долговременные, многоуровневые, качественные, точечные, чёткие коуч-изменения, важно владеть Системным Коучингом.
Системный Коучинг — искусство перейти к структурности видения и понимания того, что стоит за всеми причинами и следствиями настоящего состояния, умение ухватить то важное, благодаря чему происходит то, что происходит.
И, владея системным мышлением, системным видением, мы имеем возможность легко и просто влиять на происходящее с нами и вокруг нас лёгким движением… нет, даже не руки.
И тогда вечная проблема выбора, вечное «или… или…» уходит на второй план.
Тогда мы можем выбирать не между двух, а из великого множества.
Ведь Мир на самом деле не дуален.
И у нас есть огромное количество выборов.
И в Пространстве Коучинга существуют не только Коуч и Клиент, как принято считать в некоторых Школах Коучинга… и не только Клиент — Цель, как достаточно часто восприниматся коучинг в некоторых кругах…
Всегда есть условия возникновения, существования и сохранения той ситуации, системы, о которой идёт речь в запросе и в ходе работы на Коуч-сессии.
Важным элементом Системного Коучинга является работа сразу на нескольких уровнях.
Это и сознание-бессознательное-подсознание, и тело-душа-ум, и различные уровни наших убеждений и верований. И работа одновременно с нескольких позиций восприятия реальности.
Обязательна в Системном Коучинге и работа с состояниями. Хороший Коуч должен великолепно владеть как своими Состояниями (с умением быстро состояния менять), так и уметь влиять на Состояния Клиента.
Очень важным элементом системной работы является экологичная работа с Системами Убеждений и Системой Ценностей.
Ведь Убеждения — это тот «фундамент», на котором строится вся Жизнь человека. И очень важно уместь аккуратно и экологично трансформировать систему убеждений и Ценностей Клиента для достижения необходимого эффекта.
Всё просто!
Просто нужно правильно выстроить систему.
Замечать системные взаимосвязи и производить изменения гармонично!