что такое система национальной безопасности

Современная система национальной безопасности Российской Федерации

О безопасности

что такое система национальной безопасности. Смотреть фото что такое система национальной безопасности. Смотреть картинку что такое система национальной безопасности. Картинка про что такое система национальной безопасности. Фото что такое система национальной безопасности

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [2] национальная безопасность Российской Федерации формулируется как

Несмотря на многообразие и различие определений, смысл понятия «национальная безопасность» один и в конечном итоге отражает потребность нашей страны в гарантированном обеспечении гражданам условий, необходимых для цивилизованной жизни, совершенствования и развития.

Основой суверенитета любой страны, как известно, является ее национальная безопасность (НБ), обеспечение которой возложено в качестве одной из важнейших функций на государство. Страны, не обеспечивающие свою национальную безопасность, как правило, теряют свой суверенитет, а их внутренняя и внешняя политика определяется другими, более развитыми государствами. Национальная безопасность любого государства является составной частью международной безопасности, которая, в свою очередь, входит в планетарную безопасность.

Необходимо отметить, что, различная трактовка понятия «национальная безопасность» вводит в заблуждение обычных граждан, специалистов и руководителей, а также не способствует формированию наиболее оптимальной, научно-обоснованной системы национальной безопасности России, что, в свою очередь, так или иначе, отражается на процессе реализации мероприятий по обеспечению этого системообразующего вида безопасности страны. По мнению авторов, наступило время применять единый понятийный аппарат, что позволит четко, ясно и однозначно формулировать понятия и термины, касающихся национальной безопасности Российской Федерации и составляющих ее видов. По мнению авторов, использование единого понятийного аппарата позволит повысить эффективность практической реализации мероприятий по обеспечению требуемого сегодня уровня национальной безопасности нашей страны.

Для понимания сущности термина «национальную безопасность России» ее следует рассматривать комплексно с системных позиций, чтобы видеть целостность, сбалансированность, целенаправленность функционирования и саморегулирования, а также другие ее свойства, характеризующие ее как сложную систему определенного качественного уровня. Система национальной безопасности Российской Федерации находится не в вакууме, а функционирует во внешней среде, каковыми являются системы более высокого порядка (уровня) международной и система планетарной безопасности.

С позиций комплексного системного подхода национальная безопасность раскрывается в нескольких аспектах, а именно:

• как составная часть – подсистема систем более высокого уровня, каковыми являются международная и планетарная безопасности;

• как сложная многоуровневая система, включающая свои подсистемы (составные части) более низкого порядка (например, военная, техническая, интеллектуальная, информационная безопасности и их составляющие);

• как внутреннее или внешнее состояние (положение) государства, его отдельных регионов и субъектов, при котором отсутствуют реальные и потенциальные угрозы национальным интересам государства, а при их возникновении – как система мер по обеспечению охраны/защиты интересов граждан, общества и страны.

Очевидно, что по своей сути национальная безопасность Российской Федерации является не национальной, а много- или интернациональной безопасностью, то есть некой совокупностью национальных безопасностей каждого находящейся на территории страны региона и субъекта (республики, автономного округа и автономной области и др.) и каждого населяющего Россию народа. Национальную безопасность России целесообразно рассматривать в виде сложной системы, включающей в себя, по крайней мере, подсистемы пяти уровней (рис.1) [4].

что такое система национальной безопасности. Смотреть фото что такое система национальной безопасности. Смотреть картинку что такое система национальной безопасности. Картинка про что такое система национальной безопасности. Фото что такое система национальной безопасности

Определение системы, её сущность и функции

В самом общем случае под системой понимается соединение множества элементов, находящихся во взаимосвязях друг с другом (синергичностью ), образующих целостность или составляющих единое целое, обладающих определенным порядком подчиненности (иерархичностью) и выполняющих общую функцию [1]. Очевидно, что о современной системе национальной безопасности России невозможно говорить без учета этого определения. Для понимания сущности современной системы национальной безопасности России авторами в качестве одного из вариантов предлагается следующее определение: «Под системой национальной безопасности России следует понимать комплекс (совокупность) взаимосвязанных элементов (подсистем) – видов и подвидов безопасностей, объединённых в единое функциональное целое, базирующееся на многонациональных долгосрочных интересах, реальных и потенциальных угрозах этим интересам, и на защите этих интересов от внешних и внутренних угроз».

Внутреннее содержание системы национальной безопасности России заключается в единстве функционирования, взаимосвязи и взаимодействии составляющих ее видов (элементов/подсистем) на всех уровнях в различных условиях, включая экстремальные.

Для обеспечения повседневного функционирования системы национальной безопасности государство располагает организационно-штатной структурой органов, сил, средств, различных организаций, реализующих комплекс мероприятий, направленных на охрану/защиту национальных интересов Российской Федерации в целом, ее регионов, субъектов и населяющих их народов в частности.

С процессуальной точки зрения система национальной безопасности России предполагает взаимодействие различных государственных институтов, органов власти, руководителей всех звеньев и уровней, выполняющих задачи в интересах обеспечения и поддержания адекватного в данных конкретных условиях уровня национальной безопасности.

Функциональным назначением системы национальной безопасности России являются:

— определение жизненно-важных, важных и периферийных, долговременных и краткосрочных интересов, и их ранжирование по своей значимости;

— выявление, прогноз и оценка потенциальных и реальных внутренних и внешних угроз, их всесторонний анализ и ранжирование по степени опасности и значимости;

— принятие адекватных соизмеримых с уровнем угроз(ы) мер, необходимых и достаточных для обеспечения защиты национальных интересов Российской Федерации;

— создание благоприятных условий жизнедеятельности и развития, как отдельного гражданина и населяющих нашу страну всех народов и народностей, каждого региона и субъекта РФ, так и всего государства в целом;

— анализ, оценка и прогноз негативных и позитивных факторов обеспечения национальной безопасности, их воздействие на состояние национальной безопасности Российской Федерации и их учет при выборе способов защиты государства и граждан.

О структуре системы национальной безопасности России

Система национальной безопасности России (см. рис. 1) является самостоятельной сложной многоуровневой системой, обладающей определенным порядком подчиненности и имеющей в своей структуре не менее пяти уровней:

1-й уровень системы – национальная безопасность Российской Федерации.

2-й уровень системы – региональная национальная безопасность Российской Федерации (национальная безопасность регионов РФ).

3-й уровень системы – национальная безопасность субъектов Российской Федерации (национальная безопасность субъектов РФ).

4-й уровень системы — виды национальной безопасности (подсистемы НБ).

5-й уровень системы — составляющие видов национальной безопасности (подсистемы видов НБ).

Внесистемным элементом национальной безопасности России, замыкающим систему НБ посредством обратной связи, является ее блок управления, включающий не менее пяти уровней власти (см. рис. 1).

1-й уровень – президент Российской Федерации, Совет национальной безопасности, правительство страны, Государственная дума; 2-й уровень – руководители регионов; 3-й уровень – руководители субъектов РФ и 4-й уровень – должностные лица, в обязанности которых входит организация, дальнейшее развитие и непосредственное руководство национальной безопасностью страны.

Руководители и должностные лица указанных уровней власти определяют назначение и состав системы (подсистемы) НБ на своем уровне, и в пределах своей компетенции, организуют взаимосвязь и взаимодействие ее составных элементов (подсистем), ставят задачи и определяют цели их функционирования, контролируют процесс функционирования, подводят итоги, оценивают достигнутые результаты, определяют эффективность функционирования отдельных элементов/подсистем и системы национальной безопасности в целом и несут персональную ответственность.

Национальная безопасность России базируется на жизненно-важных, важных и периферийных, долговременных и краткосрочных национальных интересах; потенциальных и реальных угрозах национальным интересам; активной и пассивной защите национальных интересов [3, 4].

Под национальными интересами Российской Федерации понимаются объективно значимые потребности личности, общества и государства в обеспечении их защищенности и устойчивого развития, а под угрозами национальной безопасности — совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам [2].

По мнению авторов, в XXI веке первопричиной многих угроз в мире является неравномерность распределения на Земле биологических, минеральных и химических природных ресурсов, на которые претендуют разные (практически все) страны. Угроза национальным интересам России как раз состоит в том, что на ее территории, включая и арктическую зону, находятся огромные запасы различных полезных ископаемых.

Под защитой национальной безопасности следует понимать, прежде всего, комплекс мер, направленных на обеспечение национальной безопасности, предупреждением различного рода угроз, практическую реализацию мероприятий по поддержанию и восстановлению положения (состояния) отдельных регионов, субъектов и страны в целом, общества и граждан, при которых национальные интересы не нарушаются [3, 4].

Очевидно, что при отсутствии угроз национальным интересам, их защита не требуется и, наоборот, при наличии реальных или возникновении потенциальных угроз национальным интересам необходима их защита со стороны государства.

Элементы (подсистемы) системы национальной безопасности всех уровней взаимосвязаны между собой как по вертикали, так и по горизонтали, и постоянно взаимодействуют в процессе функционирования всей системы.

За последние двадцать лет в Российской Федерации сложилась современная система национальной безопасности, функционирование которой создает (поддерживает) необходимые и достаточные условия для нормальной жизнедеятельности и всестороннего относительно устойчивого развития страны, ее регионов и субъектов, общества и граждан в условиях воздействия реальных и потенциальных внешних и внутренних угроз.

Система национальной безопасности, как и любая другая сложная система должна удовлетворять определенным требованиям и обладать, присущими ей, отличительными признаками (свойствами), формирующими ее качественное состояние. Такими признаками (свойствами) современной системы НБ РФ являются:

— совокупность (комплекс) элементов или отдельных подсистем, выполняющих общую функцию;

— взаимосвязь и взаимодействие формирующих систему элементов (подсистем) в процессе их функционирования по прямому назначению;

— объединение элементов (подсистем) в единое функциональное целое;

— автономность и самостоятельность отдельных элементов (подсистем);

— сложная многоуровневая структура взаимосвязанных подсистем (элементов), включающих в себя не менее сложные многоуровневые подсистемы (элементы);

— заданное качество подсистем (элементов), формирующим качественное состояние всей системы;

— устойчивость и способность адаптироваться к постоянно изменяющимся внутренним и внешним условиям;

— потенциальная и фактическая эффективность функционирования;

Кроме того, с позиций комплексного системного подхода современную систему национальной безопасности Российской Федерации следует рассматривать как замкнутую, организующую и организуемую, управляющую и управляемую, динамическую систему.

При системном подходе существующая сегодня система НБ РФ воспринимается как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов (подсистем), имеющая вход (задачи), выход (цели), связи с внешней средой (системой планетарной и международной безопасностью) и обратные связи. Такой подход позволяет учитывать природу количественно-качественных характеристик внутренних и внешних взаимосвязей системы, видеть динамику их изменения в пространстве и во времени, выявлять и использовать интеграционные свойства системы, являющиеся результатом внутреннего взаимодействия всех её составных элементов (подсистем).

Созданная к настоящему времени система НБ РФ полностью удовлетворяет требованиям [1], предъявляемым к ней сегодня, а, именно:

— отражает с учетом возможностей государства перечень решаемых в процессе своего функционирования задачи;

— чётко формулирует конкретные цели создания и функционирования системы;

— выявляет, анализирует и оценивает возможные альтернативные пути достижения поставленных целей;

— исключает конфликты и противоречия между целями отдельных подсистем (элементов) и целям всей системы;

— формирует в системе и подсистемах разнокачественные вертикальные и горизонтальные связи и взаимодействия;

— предусматривает усложнение задач, определяет новые цели функционирование системы, адаптацию к изменяющимся внешним и внутренним условиям и дальнейшее развитие;

— придает заданное качество (комплекс свойств) системе, необходимое для надежного функционирования в постоянно изменяющихся современных условиях.

Основной целью функционирования системы национальной безопасности нашей страны является обеспечение таких условий развития России (ее регионов, субъектов и населения), при которых исключено или в максимальной степени ослаблено негативное воздействие различных угроз национальным интересам со стороны одной или нескольких стран, различных организаций и отдельных физических лиц, как внутри страны, так и за ее пределами.

Система НБ РФ функционирует во внешней среде, представленной сложной двухуровневой системой, включающей планетарную безопасность и международную безопасность (см. рис.1).

Составляющие национальной безопасности России

В настоящее время национальная безопасность России в соответствии с [2] включает 16 видов безопасностей, однако по своей значимости и приоритетности эти безопасности не равнозначны. Некоторые виды национальной безопасности, несмотря на то, что они являются ее составляющими, далеко выходят за границы нашего государства. К числу таких безопасностей следует отнести, например, экологическую, военную, интеллектуальную [3, 4] и информационную безопасности. По мнению авторов при нарушении этих составляющих НБ, обеспечение других видов НБ становится практически не возможным.

Кроме того, каждый вид или составляющая НБ сами по себе является сложной системой, состоящей из своих видов и подвидов, так, экологическая безопасность [3], в соответствии с действующими сегодня руководящими документами, включает не менее 14 составляющих или отдельных подсистем.

Виды НБ формируют 4-й уровень системы национальной безопасности, а их составляющие или подвиды/подсистемы — соответственно 5-й уровень. (рис.1).

Выводы

1. В настоящее время в Российской Федерации сложилась система национальной безопасности, функционирующая во внешней среде — системах международной и планетарной безопасностей.

2. Современная система национальной безопасности России представляет собой комплексную сложную многоуровневую закрытую систему, элементы (подсистемы) которой представлены безопасностями различных уровней, взаимодействующими между собой и объединёнными в единое функциональное целое посредством прямых и обратных взаимосвязей.

3. Система национальной безопасности России показала свою работоспособность в сложившихся непростых внешних и внутренних условиях, что объективно подтверждается наличием таких условий, которые дают возможность позитивно развиваться нашему государству, отдельным регионам и субъектам, российскому обществу и отдельным гражданам всех наций и народностей, населяющих многонациональную Российскую Федерацию.

4. Современная система национальной безопасности Российской Федерации динамически развивается, совершенствуется и постоянно адаптируется к стремительно изменяющимся внешним и внутренним условиям.

Очевидно, что единый понятийный аппарат в вопросе национальной безопасности и правильное понимание ее сущности позволит разработать рациональные мероприятия по обеспечению и дальнейшему поддержанию на требуемом уровне безопасности нашей страны.

1. М. С. Бакулина. Системный и комплексный подходы: сходство и различия. // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. — Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2011, с. 168-173.
2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации //Указ президента РФ от 31.12.2015 года № 683.
3. Дубровин Е.Р., Дубровин И.Р. Экологическая безопасность в системе национальной безопасности России. // Мир человека, том 9, № 1– СП-б.: ГУСЭ, 2009, с. 73-79.
4. Дубровин И.Р., Дубровин Е.Р. Интеллектуальная безопасность. //Мост № 57.– СПб.: 2004, с. 54-55.

Источник

Национальная безопасность и её стратегия

Каждому государству так или иначе угрожает множество самых разных опасностей. Они могут исходить от других представителей мирового сообщества (в настоящее время такое происходит неявно), террористов или из-за внутренних экстремистских движений. Каждая страна по-своему обеспечивает защиту интересов страны в целом и каждого индивидуума в частности.

что такое система национальной безопасности. Смотреть фото что такое система национальной безопасности. Смотреть картинку что такое система национальной безопасности. Картинка про что такое система национальной безопасности. Фото что такое система национальной безопасности

Что это

Национальная безопасность – возможность государства решать задачи, которые требуются для самосохранения, самовосстановления и улучшения с минимальной вероятностью получить ущерб. Второе определение термина – комплекс всех взглядов на задачи и разработанную стратегию для защиты от самых разных угроз. При этом учитываются все имеющиеся возможности и ресурсы страны.

Специалист в сфере политологии Косолапов Н.А. говорит, что нацбезопасность – длительная возможность поддерживать стабильность и уверенно защищаться от существующих угроз.

что такое система национальной безопасности. Смотреть фото что такое система национальной безопасности. Смотреть картинку что такое система национальной безопасности. Картинка про что такое система национальной безопасности. Фото что такое система национальной безопасности

В Конституции Российской Федерации и различных указах Президента написано, что нацбезопасность – состояние защищенности страны, социума и каждого индивидуума от всевозможных угроз. При этом особое внимание уделяется сохранности всех прав и свобод граждан и поддержание достойного уровня жизни.

Выделяется несколько видов национальной безопасности, зависящих от той сферы, в которую направлены силы:

что такое система национальной безопасности. Смотреть фото что такое система национальной безопасности. Смотреть картинку что такое система национальной безопасности. Картинка про что такое система национальной безопасности. Фото что такое система национальной безопасности

Структура

В состав нацбезопасности входят следующие части:

что такое система национальной безопасности. Смотреть фото что такое система национальной безопасности. Смотреть картинку что такое система национальной безопасности. Картинка про что такое система национальной безопасности. Фото что такое система национальной безопасности

Обеспечение нацбезопасноти – совокупность различных действий, цель которых – обеспечить нормальную жизнь и деятельность страны, а также предотвращение всевозможных опасностей. Данный термин включает в себя:

Уровни системы

Система нацбезопасности в Российской Федерации состоит из пяти уровней, которые взаимодействуют друг с другом по строгой иерархии. Национальная безопасность может быть направлена на:

что такое система национальной безопасности. Смотреть фото что такое система национальной безопасности. Смотреть картинку что такое система национальной безопасности. Картинка про что такое система национальной безопасности. Фото что такое система национальной безопасности

В управленческой системе имеется четыре уровня:

Угрозы

Все опасности делятся на три вида:

Вызовы и риски международной политики

Данная угроза в последнее время является наиболее актуальной в связи с активной деятельностью Российской Федерации на международной арене. Из-за этого все чаще наблюдаются различные провокации в тех странах, где действуют на законных основаниях российские военнослужащие. Также корпорации РФ встречают большое количество препятствий на пути развития различных стран.

Биотерроризм

Данный тип опасности остается актуальным в связи с возможным нанесением ущерба людям, продовольственным или природным ресурсам, а также взятием данных ресурсов под свой контроль. Биотерроризм можно разделить на следующие типы:

что такое система национальной безопасности. Смотреть фото что такое система национальной безопасности. Смотреть картинку что такое система национальной безопасности. Картинка про что такое система национальной безопасности. Фото что такое система национальной безопасности

Обеспечение

Для обеспечения нацбезопасности применяется система мероприятий в разных сферах для предотвращения опасностей и устранения последствий. Основная цель – обеспечить защищенность всех интересов социума и страны, а также каждого гражданина. Дополнительно производятся обеспечение подходящих условий для существования.

что такое система национальной безопасности. Смотреть фото что такое система национальной безопасности. Смотреть картинку что такое система национальной безопасности. Картинка про что такое система национальной безопасности. Фото что такое система национальной безопасности

Стратегия

Стратегия национальной безопасности – специальный документ, в котором четко прописывается порядок действий, а также мероприятия для ее осуществления. Согласно Конституции, не реже каждых шести проводятся специальные собрания для ее пересмотра. После обсуждения выходит соответствующий указ, подписанный главой государства.

В стратегии, разработанной в данном году, был определен порядок развития, а также основные приоритеты работы. Обозначился механизм совместной работы правительства и социума, а также порядок их оценки. При этом был разработан ряд четких критериев и основная цель внешней политики. Последняя заключалась в возвращении Российской Федерации статуса мировой державы.

что такое система национальной безопасности. Смотреть фото что такое система национальной безопасности. Смотреть картинку что такое система национальной безопасности. Картинка про что такое система национальной безопасности. Фото что такое система национальной безопасности

что такое система национальной безопасности. Смотреть фото что такое система национальной безопасности. Смотреть картинку что такое система национальной безопасности. Картинка про что такое система национальной безопасности. Фото что такое система национальной безопасности

Видоизмененный документ обозначил новые цели и задачи в данной сфере. Они касались защиты всех интересов страны и общества, а также мероприятия по их достижению. Результаты видно по активной внешней политике России, направленной на работу на территории различных государств.

В 2021 году вышла новая стратегия, в которой был обозначен новый порядок действий. Основной целью стало создание устойчивой системы отношения на международной арене в связи с большой геополитической напряженностью. При этом упор делается именно на внешнюю политику и взаимодействие совета безопасности с организацией объединенных наций.

что такое система национальной безопасности. Смотреть фото что такое система национальной безопасности. Смотреть картинку что такое система национальной безопасности. Картинка про что такое система национальной безопасности. Фото что такое система национальной безопасности

Изменения

Оценить эффективность национальной безопасности измеряемыми величинами достаточно сложно. Намного легче выделить причины, по которым на данную сферу может уделяться меньше внимания. Среди них могут быть:

Измерить эффективность нацбезопасности можно, исходя из функций данной сферы деятельности. Критериями можно считать силу армии (количество кадровых военных, доступной техники и вооружения, а также их мощь), количество преступлений в государстве, уровень развития министерства чрезвычайных ситуаций (оснащенность кадрами и техникой) и так далее.

В настоящее время большее внимание уделяется информационной безопасности и защите важных государственных систем от посягательств извне.

Источник

Система национальной безопасности

В центре системы национальной безопасности, как и ее отдель­ных видов, стоят жизненно важные интересы личности, общества и государства. Нередко можно слышать критические замечания, что при таком подходе к безопасности, мы вынуждены защи­щать нечто непонятное, неконкретное, абстрактное, камуфли­рованное категорией интересов. В качестве объекта защиты предлагается ставить не интересы, а непосредственно человека, территорию, общество, государство и т. д. Подобные взгляды нашли отражение даже в некоторых законах по отдельным ви­дам безопасности. Но это совершенно неверно. Нет ничего бо­лее конкретного и важного, чем интересы.

Центральная роль и их особое значение определяются тем, что именно они являются основной движущей силой развития общества и реальной причиной социальной активности людей и в этом смысле выступают важнейшими факторами любых преобразований в обществе, государстве и мире в целом.

Изучение общей системы национальной безопасности невозможно без интеграции различных научных знаний. Междисциплинарный подход к исследованию националь­ной безопасности позволяет достичь большего объема знаний об объекте, перейти от абстрактного, теоретического уровня познания к осмыслению конкретной реальности и соотнести положения теории национальной безопасности с неоднознач­но и противоречиво развивающейся социальной действитель­ностью. Комплексное исследование национальной безопас­ности предполагает синтез теоретического и эмпирического знания, изучение как единичного, так и общего, не только от­дельных сфер жизнедеятельности, но и диалектической взаи­мосвязи и взаимообусловленности этих сфер; выявление соци­альных закономерностей и ведущих тенденций развития как национальной безопасности в целом, так и ее составляющих.

Национальные ценности, интересы и цели, угрозы и опаснос­ти, политика обеспечения национальной безопасности, принци­пы, пути и способы ее реализации представляют собой реальное проявление системы национальной безопасности. Диалектичес­кий сплав структурных компонентов этой системы олицетворя­ет взаимодействие социальных, социально-психологических, природных, биологических и космических факторов и отноше­ний личности, общества и государства в их деятельности по соз­данию условий существования и устойчивого развития.

В реформирующейся России именно защита националь­ных ценностей, интересов и целей, правильный выбор наци­ональных способов и путей является главным условием обес­печения национальной безопасности.

Сложность исследуемых процессов и явлений, их комплексный характер, уровень непредсказуемости и сила влияния эволюцион­ных процессов на параметры системы национальной безопаснос­ти стремительно растут по мере исторического развития. Это оп­ределяет необходимость выработки цельной системы коррект­ных и научно обоснованных прогностических методов исследова­ния, оценки состояния и перспектив развития национальной бе­зопасности в связи с усилением процессов глобализации, выбора мер, адекватных уровню реальных и потенциальных угроз нацио­нальным ценностям, интересам и целям.

Такая система прогнос­тических методов позволила бы снять социальную и экономичес­кую напряженность, предотвратить наступление крупномасш­табных катастроф экономического, политического, военного и экологического характера Проблемы национальной безопаснос­ти относятся к числу важнейших и сложнейших проблем совре­менности. Их важность настолько велика, что все методы, сред­ства и инструменты, применение которых может помочь их ре­шению, должны быть привлечены и использованы в комплексных исследованиях проблем национальной безопасности.

Известный афоризм, что в любом случае «оружие защиты» должно быть адекватно оружию «нападения», прямо ставит вопрос о необходимости наличия системы обеспечения безопасности для защиты объекта от угроз и опасностей со стороны злоумышленника на различных иерархических уровнях объектов угроз (рис.1).

что такое система национальной безопасности. Смотреть фото что такое система национальной безопасности. Смотреть картинку что такое система национальной безопасности. Картинка про что такое система национальной безопасности. Фото что такое система национальной безопасности

Рис. 1. Трехмерная модель национальной безопасности

Зарубежный и отечественный опыт показал, что:

· Обеспечение безопасности не может быть одноразовым актом. Это непрерывный процесс, заключающийся в обосновании и реализации наиболее оптимальных методов, способов и путей совершенствования и развития системы безопасности, непрерывном контроле, выявлении слабых мест и потенциальных опасностей и угроз;

· Безопасность может быть обеспечена лишь при комплексном использовании всего арсенала имеющихся сил и средств. Наибольший эффект достигается тогда, когда все используемые силы, средства и методы объединяются в единый, целостный механизм – систему обеспечения безопасности;

· Никакая система безопасности не может обеспечить требуемого уровня защищенности без надлежащей подготовки и обеспеченности необходимыми силами и средствами, без участия соответствующих органов управления и необходимых правовых, организационных и технических мер.

Система национальной безопасности – это специально созданная в стране и конституированная совокупность правовых норм, законодательных и исполнительных органов, а также средств, методов и направлений их деятельности по обеспечению надежной защиты национальных институтов.

Система национальной безопасности – это совокупность органов управления, сил и средств, законодательных актов ориентированных на обеспечение безопасности и защиты жизненно важных интересов государства и общества от внешних и внутренних угроз.

Национальная безопасность России как сложная система должна содержать такие общесистемные признаки и необходимые усло­вия ее функционирования, как:

Целостность должна обеспечиваться сохранением суверенитета, терри­ториальной целостностью и неделимостью Российской Федерации.

Относительная самостоятельность (автономность) должна обеспечи­ваться достижением стабилизации экономики в максимально короткие сроки и в последующем устойчивым ее развитием с элементами разумной интеграции в мировое сообщество.

Устойчивость должна обеспечиваться рациональным и гибким управле­нием национальной безопасностью, т.е. совокупностью скоординирован­ных действий государственных и общественных структур по парированию внутренних и внешних угроз на основе законов и иных правовых актов.

Система национальной безопасности создается с целью выявления и прогнозирования, предотвращения, нейтрализации, пресечения, локализации, устранения и уничтожения угроз национально-государственным интересам, а также для формирования международных условий благоприятствующих национальным интересам РФ и ее стратегических союзников (рис.2,3).

что такое система национальной безопасности. Смотреть фото что такое система национальной безопасности. Смотреть картинку что такое система национальной безопасности. Картинка про что такое система национальной безопасности. Фото что такое система национальной безопасности
что такое система национальной безопасности. Смотреть фото что такое система национальной безопасности. Смотреть картинку что такое система национальной безопасности. Картинка про что такое система национальной безопасности. Фото что такое система национальной безопасности

Рис.2. Структура системы безопасности

что такое система национальной безопасности. Смотреть фото что такое система национальной безопасности. Смотреть картинку что такое система национальной безопасности. Картинка про что такое система национальной безопасности. Фото что такое система национальной безопасности

Рис. 3. Основные функции системы обеспечения безопасности

Основными функциями системы безопасности являются:

· выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплек­са оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации;

· управление силами и средствами обеспечения безопасности в повсе­дневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;

· осуществление системы мер по восстановлению нормального функ­ционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации;

· участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами РФ в соответствии с международными догово­рами и соглашениями, заключенными или признанными Российской Федерацией.

Основными задачами системы национальной безопасности РФ являются:

1. своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних уг­роз национальной безопасности Российской Федерации;

2. реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз;

3. обеспечение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, безопасности ее пограничного пространства;

4. подъем экономики страны, проведение независимого и социально ори­ентированного экономического курса;

5. преодоление научно-технической и технологической зависимости Рос­сийской Федерации от внешних источников;

6. обеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод;

7. совершенствование системы государственной власти Российской Феде­рации, федеративных отношений, местного самоуправления и законода­тельства Российской Федерации, формирование гармоничных межнацио­нальных отношений, укрепление правопорядка и сохранение социально-политической стабильности общества;

8. обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства Россий­ской Федерации всеми гражданами, должностными лицами, государствен­ными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями;

9. обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничества России прежде всего с ведущими государствами мира;

10. подъем и поддержание на достаточно высоком уровне военного потен­циала государства;

12. принятие эффективных мер по выявлению, предупреждению и пресече­нию разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств, направленной против Российской Федерации;

13. коренное улучшение экологической ситуации в стране. Обеспечение национальной безопасности и защита интересов России в экономической сфере являются приоритетными направлениями политики государства.

14. Важнейшими задачами во внешнеэкономической деятельности являются: создание благоприятных условий для международной интеграции рос­сийской экономики;

15. расширение рынков сбыта российской продукции;

Помимо перечисленных задач, непосредственно решаемых системой национальной безопасности, государство осуществляет политику по выполнению многих других задач, способствующих обеспечению национальной безопасности.

В этом отношении приоритетным направлением политики Государства является решение задач, относящихся к экономиче­ской сфере.

· подъем экономики страны;

· проведение независимого и социально ориентированного экономического курса;

· преодоление научно-технической и технологической зависимости Российской Федерации от внешних источников.

Важнейшими задачами такого рода во внешнеэкономической деятельности являются:

· создание благоприятных условий для международной интеграции российской экономики;

· расширение рынков сбыта российской продукции;

Приоритетное значение имеет формирование системы мер действенной социальной профилактики и воспитания законопослушных граждан. Эти меры должны быть направлены на защиту прав и свобод, нравственности, здоровья и собственности каждого человека независимо от расы, нацио­нальности, языка, происхождения, имущественного и должностного поло­жения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежно­сти к общественным объединениям, а также от других обстоятельств.

Важнейшими задачами в области борьбы с преступностью являются:

· выявление, устранение и предупреждение причин и условий, порож­дающих преступность;

· усиление роли государства как гаранта безопасности личности и обще­ства, создание необходимой для этого правовой базы и механизма ее применения;

· укрепление системы правоохранительных органов, прежде всего струк­тур, противодействующих организованной преступности и терроризму, создание условий для их эффективной деятельности;

· привлечение государственных органов в пределах их компетенции к дея­тельности по предупреждению противоправных деяний;

· расширение взаимовыгодного международного сотрудничества в пра­воохранительной сфере, в первую очередь с государствами участниками Содружества Независимых Государств.

Решения и меры, принимаемые органами государственной власти в об­ласти борьбы с преступностью, должны быть открытыми, конкретными и понятными каждому гражданину, носить упреждающий характер, обеспе­чивать равенство всех перед законом и неотвратимость ответственности, опираться на поддержку общества.

Для профилактики преступности и борьбы с нею в первую очередь не­обходимо развитие правовой базы как основы надежной защиты прав и законных интересов граждан, а также соблюдение международно-правовых обязательств Российской Федерации в сфере борьбы с преступ­ностью и соблюдения прав человека. Важно лишить преступность пита­тельной среды, обусловленной недостатками в законодательстве, кризи­сом в экономике и социальной сфере.

В целях предупреждения коррупции и устранения условий для легализа­ции капиталов, нажитых незаконным путем, необходимо создать действен­ную систему финансового контроля, усовершенствовать меры админист­ративного, гражданского и уголовно-правового воздействия, отработать механизм проверки имущественного положения и источников доходов должностных лиц и служащих организаций и учреждений независимо от формы собственности, а также соответствия их расходов этим доходам.

Борьба с терроризмом, наркобизнесом и контрабандой должна осуще­ствляться на основе общегосударственного комплекса контрмер по пресе­чению этих видов преступной деятельности.

Федеральные органы государственной власти должны преследовать на территории страны лиц, причастных к террористической деятельности, не­зависимо от того, где планировались и осуществлялись террористические акции, наносящие ущерб Российской Федерации.

В целях обеспечения сохранности и развития нашего культурного и ду­ховного наследия необходимо создание социально-экономических условий для осуществления творческой деятельности и функционирования учреж­дении культуры.

В области охраны и укрепления здоровья граждан необходимы усиление внимания общества, органов государственной власти Российской Федера­ции к развитию государственной (федеральной и муниципальной) страхо­вой и частной медицинской помощи, осуществление государственного протекционизма в отечественной медицинской и фармацевтической про­мышленности, реализация федеральных программ в области санитарии и эпидемиологии, охраны здоровья детей, оказания скорой и неотложной медицинской помощи, медицины катастроф.

Для создания и поддержания необходимого уровня защищен­ности жизненно важных интересов объектов безопасности в Российской Федерации разрабатывается система правовых норм, регламентирующих отношения в области национальной безопасности, определяются основные направления деятельности органов госу­дарственной власти и управления в данной области, формируют­ся или преобразуются органы обеспечения национальной безо­пасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью.

Сближение интересов населяющих страну народов, налаживание их все­стороннего сотрудничества, проведение ответственной и взвешенной госу­дарственной национальной и региональной политики позволит обеспечить в России внутриполитическую стабильность. Комплексный подход к решению этих задач должен составлять основу внутренней государственной полити­ки, обеспечивающей развитие Российской Федерации как многонациональ­ного демократического федеративного государства.

Укрепление российской государственности, совершенствование федера­тивных отношений и местного самоуправления должны способствовать обеспечению национальной безопасности Российской Федерации. Необхо­дим комплексный подход к решению правовых, экономических, социаль­ных и этнополитических проблем при сбалансированном соблюдении инте­ресов Российской Федерации и ее субъектов.

Осуществление конституционного принципа народовластия требует обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия всех ор­ганов государственной власти, жесткой вертикали исполнительной власти и единства судебной системы России. Это обеспечивается конституционным принципом разделения властей, установлением более четкого функцио­нального распределения полномочий между государственными института­ми, укреплением федеративного устройства России путем совершенство­вания ее отношений с субъектами Российской Федерации в рамках их кон­ституционного статуса.

Основными направлениями защиты конституционного строя в России яв­ляются:

· обеспечение приоритета федерального законодательства и совершенст­вование на этой основе законодательства субъектов Российской Федерации;

· разработка организационных и правовых механизмов защиты государ­ственной целостности, обеспечение единства правового пространства и национальных интересов России:

· выработка и реализация региональной политики, обеспечивающей опти­мальный баланс федеральных и региональных интересов;

· совершенствование механизма, препятствующего созданию политиче­ских партий и общественных объединений, преследующих сепаратистские и антиконституционные цели, и пресечение их деятельности.

Требуется консолидация усилий, направленных на борьбу с преступно­стью и коррупцией. Россия крайне заинтересована в искоренении эконо­мической и социально-политической основы этих общественно опасных явлений, выработке комплексной системы мер для эффективной защиты личности, общества и государства от преступных посягательств.

Национальная безопасность— достаточная по уровню и характеру за­щищенность национальных ресурсов и ценностей, а также государствен­ных, общественных и личных интересов от внутренних и внешних угроз.

Систему безопасности образуют органы законодательной, исполнитель­ной и судебной властей, государственные, общественные и иные органи­зации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регла­ментирующее отношения в сфере безопасности.

Совокупная система национальной безопасности государства— ком­плексная система, включающая три взаимосвязанных системы (рис.4):

· систему обеспечения жизнедеятельности государства, общества, че­ловека;

· систему защиты государства, общества, человека;

· систему управлениянациональной безопасностью.

что такое система национальной безопасности. Смотреть фото что такое система национальной безопасности. Смотреть картинку что такое система национальной безопасности. Картинка про что такое система национальной безопасности. Фото что такое система национальной безопасности

Рис. 4. Совокупная система национальной безопасности

Система обеспечения жизнедеятельности— совокупность всех ресурсов и ценностей государства, общества и человека, обеспечивающая при дос­таточной защищенности и соответствующих условиях взаимодействия эф­фективное их использование и развитие.

Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объ­ектов безопасности в Российской Федерации разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, опреде­ляются основные направления деятельности органов государственной власти и управления в данной области, формируются или преобразуются ор­ганы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их дея­тельностью.

Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопас­ности личности, общества и государства в системе исполнительной власти в соответствии с законом образуются государственные органы обеспечения безопасности.

Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей.

Государство в соответствии с действующим законодательством обеспе­чивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Фе­дерации. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее предела­ми, государством гарантируются защита и покровительство.

Граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Россий­ской Федерации, законодательством республик в составе Российской Фе­дерации, нормативными актами органов государственной власти и управ­ления краев, областей, автономной области и автономных округов, приня­тыми в пределах их компетенции в данной сфере. Государство обеспечи­вает правовую и социальную защиту граждан, общественных и иных орга­низаций и объединений, оказывающих содействие в обеспечении безопас­ности в соответствии с законом.

Таким образом, в систему обеспечения национальной безо­пасности входят органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Федерации, органов местного само­управления, общественные и иные организации и объедине­ния, граждане, принимающие участие в обеспечении безопас­ности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *