что такое система космической навигации

НАСА доказало, что может ориентироваться в космосе при помощи пульсаров. Куда теперь направимся?

что такое система космической навигации. Смотреть фото что такое система космической навигации. Смотреть картинку что такое система космической навигации. Картинка про что такое система космической навигации. Фото что такое система космической навигации

Полстолетия назад астрономы увидели первый пульсар: мёртвую, удалённую, абсурдно плотную звезду, излучающую импульсы с примечательным постоянством. Сигнал объекта был настолько стойким, что астрономы в шутку окрестили его LGM-1 (little green men — «маленькие зелёные человечки»).

Вскоре учёные обнаружили больше сигналов такого типа. Это уменьшило вероятность того, что эти импульсы были делом рук разумных инопланетян. Но фиксирование других пульсаров дало другую возможность: вероятно, объекты, подобные LGM-1, можно использовать для навигации в глубоком космосе, которая может понадобиться будущим космическим миссиям. Мысль состояла в том, что с правильными сенсорами и навигационными алгоритмами на борту космический корабль смог бы самостоятельно определять своё расположение в космосе, замеряя принимаемые сигналы от нескольких пульсаров.

Концепция была настолько привлекательной, что при разработке золотых пластинок, размещённых на борту корабля «Пионер» Карл Саган и Фрэнк Дрейк решили разметить расположение нашей Солнечной системы относительно 14 пульсаров. «Уже тогда люди понимали, что пульсары можно использовать как маяки», — говорит Киф Гендеро, астрофизик из Центра космических полётов Годдарда в НАСА. Но десятилетиями навигация по пульсарам оставалась лишь пленительной теорией — способом для ориентирования, предоставленным для космических опер и эпизодов «Звёздного пути».

Однако в середине января Гендеро и команда исследователей НАСА объявили, что они, наконец, доказали способность пульсаров играть роль космической системы навигации. Они по-тихому выполнили демонстрацию этого в ноябре 2017, когда «Найсер» [Neutron star Interior Composition Explorer, NICER], прибор для измерения пульсаров размером со стиральную машину, доставленный на борт МКС, провёл пару дней, наблюдая за электромагнитным излучением пяти пульсаров. С помощью улучшения «Секстант» [Station Explorer for X-ray Timing and Navigation Technology, SEXTaNT — навигация на основе рентгеновского излучения пульсаров] «Найсер» смог определить расположение станции на орбите земли с точностью до 4 км — при этом перемещаясь со скоростью более 27 000 км/ч.

Но наибольшие преимущества навигации по пульсарам будут ощущаться не на орбите Земли (тут есть лучшие и более точные способы отслеживания корабля), а дальше в космосе. Сегодняшние космические миссии ориентируются по глобальной системе радиоантенн Deep Space Network (DSN) — сети дальней космической связи. «DSN даёт очень хорошую информацию по расстоянию, — говорит Гендеро, бывший главным исследователем миссии „Найсера“. — Если вам известна скорость света и у вас есть очень точные часы, она может отправить кораблю сигнал и вычислить расстояние до него с высокой точностью».

Но у DSN есть серьёзные ограничения. Чем дальше улетает корабль, тем менее надёжным получается измерение; сеть хорошо измеряет расстояние, но плохо определяет отклонение корабля. На дальних миссиях также уходит больше времени на путешествие радиоволн к земным средствам связи и на передачу инструкций от центра планирования миссий, из-за чего скорость реагирования падает до нескольких минут, часов или даже дней. Более того, сеть быстро перенасыщается; это похоже на перегруженную WiFi-связь — чем больше кораблей строят курс в глубинах космоса, тем меньшие доли пропускной способности DSN сможет им отдать.

Навигация по пульсарам должна устранить все недочёты DSN, особенно в области пропускной способности. Космический корабль, оборудованный всем для сканирования пульсаров-маяков, может подсчитывать своё абсолютное расположение без всякой связи с Землёй. Это освободит полосу пропуска DSN и ценное время на манёвры в космосе.

«Всё сводится к слову на букву А: автономии», — говорит Джейсон Митчел из НАСА, аэрокосмический технолог в Годдарде и руководитель проекта SEXTANT. Когда космический корабль способен определить своё местоположение в космосе независимо от инфраструктуры на Земле, «это даёт возможность планирующим миссию людям задуматься о навигации в таких местах, где они не смогли бы ориентироваться иначе», — говорит он. Навигация по пульсарам может позволить космическому кораблю выполнять манёвры, к примеру, за Солнцем (сигналы от и к DSN не могут проходить Солнце насквозь). В отдалённом будущем миссии на границах нашей Солнечной системы и за её пределами — к примеру, в облаке Оорта — смогут маневрировать в реальном времени на основе самостоятельно определяемых координат, не ожидая инструкций с Земли.

Но у DPS есть и недостатки. Как и GPS, система DPS теряет свою надёжность, если вылететь за её пределы. «Если забраться достаточно далеко в глубины Солнечной системы, где ничего не видно из-за малого количества света, вы можете оказаться в таком положении, когда навигация по пульсарам будет вашей единственной возможностью», — говорит Гуинн. Ведь пульсары расположены очень далеко за пределами нашей Солнечной системы; «вам не нужно беспокоится о том, чтобы не вылететь за их пределы».

Идеальным решением было бы оборудовать космический корабль приборами для различных видов навигации: передатчиками и приёмниками для связи с DPS на Земли; системой DPS; высокоточными сенсорами вроде «Найсера» для обнаружения и измерения времени прибытия сигналов пульсаров. Если DSN окажется перегруженной, или если кораблю будет необходимо ориентироваться автономно и в реальном времени, DPS может вступить в строй. Если для неё будет слишком темно, эстафету принимают пульсары. Когда одна система отказывает или доходит до пределов своих возможностей, на её место заступает другая.

В таких критически важных системах, как навигация, избыточность чрезвычайно важна. «Хорошее свойство навигации по пульсарам состоит в том, что она работает совершенно независимо от всех остальных методов навигации, а это может быть очень ценным», — говорит Гендеро. Вероятно, поэтому, согласно ему, люди, планирующие миссии, выказывали интерес в планах добавить навигацию по пульсарам в космический корабль «Орион», который будут разрабатывать для отправки людей в космос дальше, чем какое-либо другое средство передвижения в истории. Гуинн говорит, что также разрабатываются планы по оснащению «Ориона» системой DPS, а ещё ей интересуется и SpaceX.

Проблема с избыточностью в том, чтобы найти на корабле место для всего этого оборудования. В космических миссиях важен каждый грамм. Больше веса требует больше топлива, а больше топлива требует больше денег. Сама обсерватория «Найсер» сравнима по размеру со стиральной машиной. Если навигация по пульсарам хочет заслужить себе место на транспортных кораблях, отправляющихся в глубокий космос, ей придётся сбросить пару килограмм.

Источник

Технология глобальной спутниковой навигации: какие бывают системы, параметры и функции

что такое система космической навигации. Смотреть фото что такое система космической навигации. Смотреть картинку что такое система космической навигации. Картинка про что такое система космической навигации. Фото что такое система космической навигации

В этой статье мы расскажем про глобальные системы позиционирования, разработанные в США, России, ЕС и Китае; объясним, как поддержка технологий глобальной спутниковой навигации реализована в электронных устройствах, а также опишем ключевые и дополнительные функции современных навигационных приемников.

что такое система космической навигации. Смотреть фото что такое система космической навигации. Смотреть картинку что такое система космической навигации. Картинка про что такое система космической навигации. Фото что такое система космической навигации

Система GPS (Global Positioning System) создавалась для применения в военных целях. Она начала работать в конце 80-х — начале 90-х годов, однако до 2000 года искусственные ограничения на определение местоположения существенно сдерживали ее возможности использования в гражданских целях.

Орбиты спутников системы GPS. Пример видимости спутников из одной из точек на поверхности Земли. Visible sat — это число спутников, видимых над горизонтом наблюдателя в идеальных условиях (чистое поле).

ГЛОНАСС

что такое система космической навигации. Смотреть фото что такое система космической навигации. Смотреть картинку что такое система космической навигации. Картинка про что такое система космической навигации. Фото что такое система космической навигации

Российский аналог GPS — ГЛОНАСС (глобальная навигационная спутниковая система) — была развёрнута в 1995 году, но в связи с недостаточным финансированием и малым сроком службы спутников она не получила широкого распространения. Вторым рождением системы можно считать 2001 год, когда была принята целевая программа ее развития, благодаря которой ГЛОНАСС возобновил полноценную работу в 2010 году.

Сегодня на орбите работают 24 спутника ГЛОНАСС, они охватывают навигационным сигналом весь земной шар.
Новейшие потребительские устройства используют GPS и ГЛОНАСС как взаимодополняющие системы, подключаясь к ближайшим найденным спутникам, это значительно увеличивает скорость и точность их работы.

что такое система космической навигации. Смотреть фото что такое система космической навигации. Смотреть картинку что такое система космической навигации. Картинка про что такое система космической навигации. Фото что такое система космической навигации

Пример: aвтомобильное GPS/ГЛОНАСС-навигационно-связное устройство на базе ОС Android, разработанное командой Promwad по заказу российского конструкторского бюро. Реализована поддержка GSM/GPRS/3G. Устройство автоматически обновляет информацию о дорожной обстановке в режиме реального времени и предлагает водителю оптимальный маршрут с учётом загруженности дорог.

Сейчас на стадии разработки находятся еще две спутниковые системы: европейская Galileo и китайская Compass.

Galileo

что такое система космической навигации. Смотреть фото что такое система космической навигации. Смотреть картинку что такое система космической навигации. Картинка про что такое система космической навигации. Фото что такое система космической навигации

Галилео — совместный проект Европейского союза и Европейского космического агентства, анонсированный в 2002 году. Изначально рассчитывали, что уже в 2010 году в рамках этой системы на средней околоземной орбите будут работать 30 спутников. Но этот план не был реализован. Сейчас предположительной датой начала эксплуатации Galileo считается 2014 год. Однако ожидается, что полнофункциональное использование системы начнется не ранее 2020 года.

Compass

что такое система космической навигации. Смотреть фото что такое система космической навигации. Смотреть картинку что такое система космической навигации. Картинка про что такое система космической навигации. Фото что такое система космической навигации

Это следующая ступень развития китайской региональной навигационной системы Beidou, которая была введена в эксплуатацию после запуска 10 спутников в конце 2011 года. Сейчас она обеспечивает покрытие в границах Азии и Тихоокеанского региона, но, как ожидается, к 2020 году система станет глобальной.

что такое система космической навигации. Смотреть фото что такое система космической навигации. Смотреть картинку что такое система космической навигации. Картинка про что такое система космической навигации. Фото что такое система космической навигации

Сравнение орбит спутниковых навигационных систем GPS, ГЛОНАСС, Galileo и Compass (средняя околоземная орбита — MEO) с орбитами Международной космической станции (МКС), телескопа Хаббл и серии спутников Иридиум (Iridium) на низкой орбите, а также геостационарной орбиты и номинального размера Земли.

Поддержка ГНСС

Ключевые параметры навигационных приемников

Производители приемников используют различные методы уменьшения TTFF, включая скачивание и сохранения альманаха и эфемерид по беспроводным сетям передачи данных (т.н. метод Assisted GPS или A-GPS), это быстрее чем извлечение этих данных из сигналов ГНСС.

Холодный старт описывает ситуацию, когда приемнику нужно получение всей информации для определения места. Это может занять до 12 минут.

Теплый старт описывает ситуацию, когда у приемника есть почти вся необходимая информация в памяти, и он определит место в течении минуты.

Одним из ключевых параметров навигационных модулей в мобильных устройствах является энергопотребление. В зависимости от режима работы модуль потребляет различное количество энергии. Фаза поиска спутников (TTFF) характеризуется большим, а слежение меньшим энергопотреблением. Также производители реализуют различные схемы уменьшения энергопотребления, например, путем периодического перевода модуля в режим сна.

Как правило, все модули выдают данные по текстовому протоколу NMEA-0183, но кроме указанного текстового протокола каждый производитель имеет свой собственный двоичный протокол (Binary), который позволяет изменять конфигурацию модуля под конкретное использование либо получать доступ к дополнительному функционалу, а также доступ к сырым измерениям. Двоичный протокол удобен для использования на микроконтроллерах, т.к. при этом нет необходимости выполнять преобразование из текста в двоичные данные, тем самым экономя программную память путем исключения библиотеки работы со строками и времени на преобразование.

Стандарт NMEA-2000 — это развитие протокола NMEA-0183. В качестве физического уровня в NMEA-2000 используется CAN-шина, которая была выбрана в виду большей защищенности по сравнению с RS-232. С точки зрения протокола передачи данныхNMEA-2000 существенно отличается от своего предшественника, т.к. использует двоичный протокол, базирующийся на стандарте SAE J1939.

Частота обновления данных о местоположении и скорости всех модулей составляет 1 Гц, но при необходимости ее можно поднять до 5 или 10 Гц.

В зависимости от области применения модуль можно сконфигурировать под определенные динамические характеристики, которые он должен отслеживать (например, максимальное ускорение объекта). Это позволяет использовать оптимальный алгоритм и улучшать качество измерений.

Для выполнения навигационной задачи модуль должен одновременно принимать сигналы от нескольких спутников, т.е. иметь несколько приемных каналов. На сегодняшний день это число лежит в диапазоне от 12 до 88.

Точность определения местоположения по GPS составляет в среднем 15 м, она обусловлена используемым неточным сигналом, влиянием атмосферы на распространение радиосигнала, качеством кварцевых генераторов в приемниках и пр. Но с помощью корректирующих методов возможно улучшить точность определения местоположения. Эта технология называется Differential GPS. Существует два метода коррекции: наземный и спутниковый DGPS.

В наземных методах коррекции наземные станции дифференциальных поправок постоянно сверяют свое заведомо известное местоположение и сигналы от навигационных спутников. На базе этой информации вычисляются корректирующие величины, которые могут быть переданы с помощью УКВ- или ДВ-передатчика на мобильные DGPS-приемники в формате RTCM. На основании полученной информации потребитель может корректировать процесс определения собственного местоположения. Точность этого метода составляет 1—3 метра и зависит от расстояния до передатчика корректирующей информации и качества сигнала.

Спутниковые методы, такие как система WAAS (Wide Area Augmentation System), доступная в Северной Америке, и система EGNOS (European Geostationary Navigation Overlay System), доступная в Европе, шлют корректирующие данные с геостационарных спутников, таким образом достигается большая область приема, чем при наземных методах.

что такое система космической навигации. Смотреть фото что такое система космической навигации. Смотреть картинку что такое система космической навигации. Картинка про что такое система космической навигации. Фото что такое система космической навигации

Спутниковые системы дифференциальной коррекции (SBAS — Space Based Augmentation Systems) позволяют улучшить точность, надежность и доступность навигационной системы за счет интеграции внешних данных в процессе расчета

что такое система космической навигации. Смотреть фото что такое система космической навигации. Смотреть картинку что такое система космической навигации. Картинка про что такое система космической навигации. Фото что такое система космической навигации

Демонстрация принципа работы системы WAAS (Wide Area Augmentation System) на территории США

Одним из основных параметров, влияющих на точность определения местоположения и стабильность приема является чувствительность. Она, как правило, определяется качеством малошумящего усилителя на входе приемника и сложностью реализованных алгоритмов цифровой обработки. Типовые значения современных приемников лежат в диапазоне 143 дБм для поиска и 160 дБм для слежения.

Кроме определения местоположения ГНСС предоставляют информацию о точном времени. Как правило, все приемники имеют выход PPS (pulse per second, импульсов в секунду) — секундная метка (1 Гц), которая точно синхронизирована с временной шкалой UTC.

Дополнительные функции навигационных устройств

Счисление пути. На основе информации о направлении движения и пройденном пути (предоставляется дополнительными датчиками) приемник может рассчитывать свои координаты при отсутствии сигналов от спутников (например, в туннелях, на подземных стоянках и в плотной городской застройке).

Некоторые модули имеют возможность напрямую подключать флэш-память (например, по SPI) к модулю для записи трека c необходимой периодичностью. Эта функция позволяет отказаться от использования отдельного микроконтроллера, либо она может быть полезной для минимизации энергопотребления (т.е. система на кристалле может находиться в состоянии сна).

На этом поверхностный обзор технологий глобальной спутниковой навигации завершен. Спасибо за внимание. Примеры реализованных проектов на базе этих ГЛОНАСС и GPS можно посмотреть на странице разработок компании Promwad.

Источник

Как не заблудиться в космосе?

что такое система космической навигации. Смотреть фото что такое система космической навигации. Смотреть картинку что такое система космической навигации. Картинка про что такое система космической навигации. Фото что такое система космической навигации

Римский философ Сенека сказал: «Если человек не знает, куда он плывет, то для него нет попутного ветра». В самом деле, какая нам польза от двигателей, маховиков или соленоидов, если мы не знаем положения аппарата в пространстве? Этот рассказ о приборах, которые позволяют нам не заблудиться в космосе.

Технический прогресс сделал системы ориентации небольшими, дешевыми и доступными. Сейчас даже студенческий микроспутник может похвастаться системой ориентации, о которой пионеры космонавтики могли только мечтать. Ограниченность возможностей порождала остроумные решения.

Асимметричный ответ: никакой ориентации

Первые спутники и даже межпланетные станции летали неориентированными. Передача данных на Землю велась по радиоканалу, и несколько антенн, чтобы спутник был на связи при любом положении и любых кувырканиях, весили гораздо меньше, чем система ориентации. Даже первые межпланетные станции летали неориентированными:

что такое система космической навигации. Смотреть фото что такое система космической навигации. Смотреть картинку что такое система космической навигации. Картинка про что такое система космической навигации. Фото что такое система космической навигации
Луна-2, первая станция, достигшая поверхности Луны. Четыре антенны по бокам обеспечивают связь при любом положении относительно Земли

Даже сегодня иногда бывает проще покрыть всю поверхность спутника солнечными батареями и поставить несколько антенн, нежели создавать систему ориентации. Тем более, что некоторые задачи нетребовательны к ориентации — например, фиксировать космические лучи можно в любом положении спутника.

Солнечный датчик

Фотоэлементы к середине XX века стали вещью привычной и освоенной, поэтому нет ничего удивительного, что они отправились в космос. Очевидным маяком для таких датчиков стало Солнце. Его яркий свет попадал на фоточувствительный элемент и позволял определять направление:

что такое система космической навигации. Смотреть фото что такое система космической навигации. Смотреть картинку что такое система космической навигации. Картинка про что такое система космической навигации. Фото что такое система космической навигации
Различные схемы работы современных солнечных датчиков, внизу находится фоточувствительная матрица

что такое система космической навигации. Смотреть фото что такое система космической навигации. Смотреть картинку что такое система космической навигации. Картинка про что такое система космической навигации. Фото что такое система космической навигации
Еще один вариант конструкции, здесь матрица изогнута

что такое система космической навигации. Смотреть фото что такое система космической навигации. Смотреть картинку что такое система космической навигации. Картинка про что такое система космической навигации. Фото что такое система космической навигации
Современные солнечные датчики

Инфракрасная вертикаль

Аппараты, которые летают по орбите Земли, часто нуждаются в определении местной вертикали — направления на центр Земли. Фотоэлементы видимого диапазона для этого подходят не очень — на ночной стороне Земля гораздо хуже освещена. Но, к счастью, в инфракрасном диапазоне теплая Земля светит практически одинаково на дневном и ночном полушариях. На низких орбитах датчики определяют положение горизонта, на высоких — сканируют пространство в поисках теплого круга Земли.
Конструктивно, как правило, инфракрасные построители вертикали содержат систему зеркал или сканирующее зеркало:

что такое система космической навигации. Смотреть фото что такое система космической навигации. Смотреть картинку что такое система космической навигации. Картинка про что такое система космической навигации. Фото что такое система космической навигации
Инфракрасная вертикаль в сборке с маховиком. Блок предназначен для точной ориентации на Землю для геостационарных спутников. Хорошо видно сканирующее зеркало

что такое система космической навигации. Смотреть фото что такое система космической навигации. Смотреть картинку что такое система космической навигации. Картинка про что такое система космической навигации. Фото что такое система космической навигации
Пример поля зрения инфракрасной вертикали. Черный круг — Земля

что такое система космической навигации. Смотреть фото что такое система космической навигации. Смотреть картинку что такое система космической навигации. Картинка про что такое система космической навигации. Фото что такое система космической навигации
Отечественные инфракрасные вертикали производства ОАО «ВНИИЭМ»

что такое система космической навигации. Смотреть фото что такое система космической навигации. Смотреть картинку что такое система космической навигации. Картинка про что такое система космической навигации. Фото что такое система космической навигации
Корабль «Союз». Дублированные датчики ИКВ показаны стрелками

Гироорбитант

Для того, чтобы выдать тормозной импульс, необходимо знать направление вектора орбитальной скорости. Солнечный датчик даст правильную ось примерно один раз в сутки. Для полетов космонавтов это нормально, в случае нештатной ситуации человек может вручную сориентировать корабль. Но корабли «Восток» имели «братьев-близнецов», разведывательные спутники «Зенит», которым тоже нужно было выдавать тормозной импульс, чтобы вернуть с орбиты отснятую пленку. Ограничения солнечного датчика были неприемлемы, поэтому пришлось придумывать что-то новое. Таким решением стал гироорбитант. Когда работает инфракрасная вертикаль, корабль вращается, потому что ось на Землю постоянно поворачивается. Направление орбитального движения известно, поэтому по тому, в какую сторону поворачивается корабль, можно определить его положение:

что такое система космической навигации. Смотреть фото что такое система космической навигации. Смотреть картинку что такое система космической навигации. Картинка про что такое система космической навигации. Фото что такое система космической навигации

Например, если корабль постоянно кренится вправо, то мы летим правым боком вперед. А если корабль летит кормой вперед, то он будет постоянно поднимать нос вверх. С помощью гироскопа, который стремится сохранить свое положение, это вращение можно определить:

что такое система космической навигации. Смотреть фото что такое система космической навигации. Смотреть картинку что такое система космической навигации. Картинка про что такое система космической навигации. Фото что такое система космической навигации

Чем сильнее отклонена стрелка, тем сильнее выражено вращение по этой оси. Три таких рамки позволяют замерить вращение по трем осям и развернуть корабль соответственно.
Гироорбитанты широко использовались в 60-80-х годах, но сейчас вымерли. Простые датчики угловых скоростей позволили эффективно измерять вращение аппарата, а бортовая ЭВМ без труда определит положение корабля по этим данным.

Ионный датчик

Красивой была идея дополнить инфракрасную вертикаль ионным датчиком. На низких земных орбитах попадаются молекулы атмосферы, которые могут быть ионами — нести электрический заряд. Поставив датчики, фиксирующие поток ионов, можно определить, какой стороной корабль летит вперед по орбите — там поток будет максимальным:

что такое система космической навигации. Смотреть фото что такое система космической навигации. Смотреть картинку что такое система космической навигации. Картинка про что такое система космической навигации. Фото что такое система космической навигации
Научная аппаратура для измерения концентрации положительных ионов

Ионный датчик работал быстрее — на построение ориентации с гироорбитантом уходил почти целый виток, а ионный датчик был способен построить ориентацию за

10 минут. К сожалению, в районе Южной Америки находится так называемая «ионная яма», которая делает работу ионного датчика нестабильной. По закону подлости именно в районе Южной Америки нашим кораблям надо строить ориентацию на торможение для посадки в районе Байконура. Ионные датчики стояли на первых «Союзах», но достаточно скоро от них отказались, и сейчас они нигде не используются.

Звездный датчик

Одной оси на Солнце часто бывает мало. Для навигации может быть нужен еще один яркий объект, направление на который вместе с осью на Солнце даст нужную ориентацию. Таким объектом стала звезда Канопус — она вторая по яркости в небе и находится далеко от Солнца. Первым аппаратом, который использовал звезду для ориентации, стал «Маринер-4», стартовавший к Марсу в 1964 году. Идея оказалась удачной, хотя звездный датчик выпил много крови ЦУПа — при построении ориентации он наводился не на те звезды, и приходилось «прыгать» по звездам несколько дней. После того, как датчик наконец навелся на Канопус, он стал постоянно его терять — летевший рядом с зондом мусор иногда ярко вспыхивал и перезапускал алгоритм поиска звезды.
Первые звездные датчики представляли собой фотоэлементы с небольшим полем зрения, которые умели наводиться только на одну яркую звезду. Несмотря на ограниченность возможностей, они активно использовались на межпланетных станциях. Сейчас технический прогресс, фактически, создал новый класс устройств. Современные звездные датчики используют матрицу фотоэлементов, работают в паре с компьютером с каталогом звезд и определяют ориентацию аппарата по тем звездам, которые видны в поле их зрения. Такие датчики не нуждаются в предварительном построении грубой ориентации другими приборами и способны определить положение аппарата вне зависимости от участка неба, в которое их направят.

что такое система космической навигации. Смотреть фото что такое система космической навигации. Смотреть картинку что такое система космической навигации. Картинка про что такое система космической навигации. Фото что такое система космической навигации
Типичные звездные датчики

что такое система космической навигации. Смотреть фото что такое система космической навигации. Смотреть картинку что такое система космической навигации. Картинка про что такое система космической навигации. Фото что такое система космической навигации
Чем больше поле зрения, тем проще ориентироваться

что такое система космической навигации. Смотреть фото что такое система космической навигации. Смотреть картинку что такое система космической навигации. Картинка про что такое система космической навигации. Фото что такое система космической навигации
Иллюстрация работы датчика — по взаимному положению звезд по данным каталога рассчитывается направление взгляда

Магнитометр

Сравнительно новым направлением является построение ориентации по магнитному полю Земли. Магнитометры для измерения магнитного поля часто ставились на межпланетные станции, но не использовались для построения ориентации.

что такое система космической навигации. Смотреть фото что такое система космической навигации. Смотреть картинку что такое система космической навигации. Картинка про что такое система космической навигации. Фото что такое система космической навигации
Магнитное поле Земли позволяет строить ориентацию по всем трем осям

что такое система космической навигации. Смотреть фото что такое система космической навигации. Смотреть картинку что такое система космической навигации. Картинка про что такое система космической навигации. Фото что такое система космической навигации
Первый цифровой магнитометр. Эта модель появилась на станции «Мир» в 1998 г. и использовалась в посадочном модуле «Филы» зонда «Розетта»

Гиростабилизированная платформа

Исторически, космические аппараты часто летали неориентированными или в режиме солнечной закрутки. Только в районе цели миссии они включали активные системы, строили ориентацию по трем осям и выполняли свою задачу. Но что, если нам необходимо поддерживать произвольную ориентацию длительное время? В этом случае нам надо «помнить» текущее положение и фиксировать свои повороты и маневры. А для этого человечество не придумало ничего лучше гироскопов (измеряют углы поворота) и акселерометров (измеряют линейные ускорения).
Гироскопы
Широко известно свойство гироскопа стремиться сохранить свое положение в пространстве:

Изначально гироскопы были только механическими. Но технический прогресс привел к появлению множества других типов.
Оптические гироскопы. Очень высокой точностью и отсутствием движущихся деталей отличаются оптические гироскопы — лазерные и оптоволоконные. В этом случае используется эффект Саньяка — фазовый сдвиг волн во вращающемся кольцевом интерферометре.

что такое система космической навигации. Смотреть фото что такое система космической навигации. Смотреть картинку что такое система космической навигации. Картинка про что такое система космической навигации. Фото что такое система космической навигации
Лазерный гироскоп

Твердотельные волновые гироскопы. В этом случае измеряется прецессия стоячей волны резонирующего твердого тела. Не содержат движущихся частей и отличаются очень высокой точностью.

Вибрационные гироскопы. Используют для работы эффект Кориолиса — колебания одной части гироскопа при повороте отклоняют чувствительную часть:

что такое система космической навигации. Смотреть фото что такое система космической навигации. Смотреть картинку что такое система космической навигации. Картинка про что такое система космической навигации. Фото что такое система космической навигации

Вибрационные гироскопы производятся в MEMS-исполнении, отличаются дешевизной и очень маленькими размерами при сравнительно неплохой точности. Именно эти гироскопы стоят в телефонах, квадрокоптерах и тому подобной технике. MEMS-гироскоп может работать и в космосе, и их ставят на микроспутники.

Размер и точность гироскопов наглядно:

что такое система космической навигации. Смотреть фото что такое система космической навигации. Смотреть картинку что такое система космической навигации. Картинка про что такое система космической навигации. Фото что такое система космической навигации

Акселерометры
Конструктивно, акселерометры представляют собой весы — фиксированный груз меняет свой вес под воздействием ускорений, и датчик переводит этот вес в величину ускорения. Сейчас акселерометры кроме больших и дорогих версий обзавелись MEMS-аналогами:

что такое система космической навигации. Смотреть фото что такое система космической навигации. Смотреть картинку что такое система космической навигации. Картинка про что такое система космической навигации. Фото что такое система космической навигации
Пример «большого» акселерометра

что такое система космической навигации. Смотреть фото что такое система космической навигации. Смотреть картинку что такое система космической навигации. Картинка про что такое система космической навигации. Фото что такое система космической навигации
Микрофотография MEMS-акселерометра

Комбинация трех акселерометров и трех гироскопов позволяет фиксировать поворот и ускорение по всем трем осям. Такое устройство называется гиростабилизированной платформой. На заре космонавтики они были возможны только на карданном подвесе, были очень сложными и дорогими.

что такое система космической навигации. Смотреть фото что такое система космической навигации. Смотреть картинку что такое система космической навигации. Картинка про что такое система космической навигации. Фото что такое система космической навигации
Гиростабилизированная платформа кораблей Apollo. Синий цилиндр на переднем плане — гироскоп. Видео испытаний платформы

Вершиной механических систем были бескарданные системы, когда платформа висела неподвижно в потоках газа. Это был хайтек, результат работы больших коллективов, очень дорогие и секретные устройства.

что такое система космической навигации. Смотреть фото что такое система космической навигации. Смотреть картинку что такое система космической навигации. Картинка про что такое система космической навигации. Фото что такое система космической навигации
Сфера в центре — гиростабилизированная платформа. Система наведения МБР Peacekeeper

Ну а сейчас развитие электроники привело к тому, что платформа с пригодной для простых спутников точностью умещается на ладони, ее разрабатывают студенты, и даже публикуют исходный код.

Интересным нововведением стали MARG-платформы. В них данные с гироскопов и акселерометров дополняются магнитными датчиками, что позволяет исправлять накапливающуюся ошибку гироскопов. MARG-датчик, наверное, самый подходящий вариант для микроспутников — он маленький, простой, дешевый, не имеет движущихся частей, потребляет мало энергии, обеспечивает ориентацию по трем осям с коррекцией ошибок.
В «серьезных» системах для исправления ошибок ориентации гиростабилизированной платформы обычно используют звездные датчики.
Траекторную ошибку, как правило, исправляют системами радиоконтроля орбиты — антенны на Земле по сигналам с аппарата могут очень точно определить его положение и скорость. На низких орбитах для этого недавно появился дешевый аналог — GPS/ГЛОНАСС.

Дополнительные источники информации

По тегу «незаметные сложности» — публикации о ракетах-носителях, стартовых сооружениях, системах ориентации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *