что такое синтагма лингвистика

синтагма

Полезное

Смотреть что такое «синтагма» в других словарях:

СИНТАГМА — (греч.). 1) отделение в строю греческой фаланги. 2) сопоставление, сличение. 3) общественное дело, конституционное учреждение. 4) назв. сочинения, дающего обзор предмета одной какой либо научной или практической области. 5) часть древнегреческой… … Словарь иностранных слов русского языка

Синтагма — см. Синтаксис. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 … Литературная энциклопедия

СИНТАГМА — СИНТАГМА (от греч. σύνταγμα соединение) система этических ценностей и принципов (у Эпикура и эпикурейцев). У Гассенди синтагма организация философско этического знания, которое отличается от системы. У Р. Эйкена жизненная система, выражающая… … Философская энциклопедия

синтагма — единство Словарь русских синонимов. синтагма сущ., кол во синонимов: 3 • единство (55) • знак … Словарь синонимов

синтагма — ы, ж. syntagme, нем. Syntagma < syntagma букв. нечто соединенное. лингв. Синтаксическая интонационно смысловая единица, состоящая из одного или нескольких слов. БАС 1. Лекс. Толль 1864: синтагма; БАС 1: синта/гма; Крысин 1998: синта/гма … Исторический словарь галлицизмов русского языка

СИНТАГМА — (греч. syntagma букв. вместе построенное, соединенное),1) интонационно смысловое единство, которое выражает в данном контексте и в данной ситуации одно понятие и может состоять из одного слова, группы слов и целого предложения.2) Сложный языковой … Большой Энциклопедический словарь

СИНТАГМА — СИНТАГМА, синтагмы, жен. (греч. syntagma, букв нечто соединенное) (линг.). Сочетание слов или частей слов, представляющее собой комбинацию определяющего элемента и определяемого. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

синтагма — СИНТАГМА последовательность единиц языка, выражающая некоторое понятие или объединенная общим смыслом. Может состоять из группы слов или целого предложения. Единицы языка в пределах С. связаны синтагматическими отношениями (см.… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Синтагма — СИНТАГМА. См. Предложение и Слово … Словарь литературных терминов

СИНТАГМА — (от греч. syntagma – вместе построенное, соединенное). Сложный знак языка, составленный из слов или морфем, соединенных определенным типом синтаксической связи … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Синтагма — (др. греч. σύνταγμα, букв. «сопорядок», от др. греч. σύν «с» и др. греч. τάγμα «порядок») многозначный термин, переводящийся как классификация, систематизация; компоновка, расстановка. Синтагма название ряда сочинений, как правило, дающих… … Википедия

Источник

Синтагма (лингвистика)

Синта́гма (др.-греч. σύνταγμα ) — совокупность нескольких слов, объединённых по принципу семантико-грамматически-фонетической сочетаемости, единица синтагматики. Объём конкретной синтагмы определяется не только реальным употреблением слов в связке, но и самой сочетаемостью — возможностью объединения предметов, признаков и процессов окружающей действительности.

Минимальной длиной синтагмы следует считать простые словосочетания, однако размер их может достигать целой фразы, поэтому понятия «синтагма» и «словосочетание» не всегда совпадают.

Синтагмы в фонетике

Кроме того, несколько другое понимание термина обнаруживается в фонетике, где синтагмой именуется относительно законченный по смыслу отрезок речевой цепи, границы которого определяются только просодическими средствами. В данном случае, синтагма — фонетическое единство, выражающее единое смысловое целое в процессе речи-мысли и могущее состоять как из одной ритмической группы, так и из целого ряда их. [1]

Примечания

См. также

что такое синтагма лингвистика. Смотреть фото что такое синтагма лингвистика. Смотреть картинку что такое синтагма лингвистика. Картинка про что такое синтагма лингвистика. Фото что такое синтагма лингвистика

что такое синтагма лингвистика. Смотреть фото что такое синтагма лингвистика. Смотреть картинку что такое синтагма лингвистика. Картинка про что такое синтагма лингвистика. Фото что такое синтагма лингвистика

что такое синтагма лингвистика. Смотреть фото что такое синтагма лингвистика. Смотреть картинку что такое синтагма лингвистика. Картинка про что такое синтагма лингвистика. Фото что такое синтагма лингвистика
что такое синтагма лингвистика. Смотреть фото что такое синтагма лингвистика. Смотреть картинку что такое синтагма лингвистика. Картинка про что такое синтагма лингвистика. Фото что такое синтагма лингвистика Язык и языки
Языковая система • Уровни языка • Единицы языка • Язык и речь • Синтагма и парадигма • Диахрония и синхрония • Язык или диалект • Естественный язык • Искусственный язык • Разновидности языка
Языковое родство • Языковая систематика • Генетическая классификация языков • Лингвистическая типология
Лингвистика • Портал:Лингвистика

Полезное

Смотреть что такое «Синтагма (лингвистика)» в других словарях:

синтагма — единство Словарь русских синонимов. синтагма сущ., кол во синонимов: 3 • единство (55) • знак … Словарь синонимов

лингвистика — языкознание, языковедение Словарь русских синонимов. лингвистика см. языкознание Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов

Лингвистика — Лингвистика … Википедия

Синтагма — (от греч. sýntagma, буквально вместе построенное, соединённое) в широком смысле любая последовательность языковых элементов, связанных отношением определяемое определяющее. Такое понимание С. восходит к Ф. де Соссюру. С. может быть… … Большая советская энциклопедия

Типология (лингвистика) — У этого термина существуют и другие значения, см. Типология. … Википедия

Парадигма (лингвистика) — У этого термина существуют и другие значения, см. Парадигма. Парадигма (от греч. παράδειγμα, «пример, модель, образец») словоизменительная парадигма в лингвистике список словоформ, принадлежащих одной лексеме и имеющих разные… … Википедия

Словосочетание — Словосочетание это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически, служащее для расчленённого обозначения единого понятия (предмета, ка­чества, действия и др.). Словосочетание рассматривается как… … Википедия

Фразеологизм — Эту страницу предлагается объединить с … Википедия

Синтагматика — Синтагматика 1) один из двух аспектов изучения системы языка, анализ особых синтагматических отношений между знаками языка, возникающих между последовательно расположенными его единицами при их непосредственном сочетании друг с другом в… … Лингвистический энциклопедический словарь

Источник

ЯЗЫК и ЖИЗНЬ

понедельник, 15 июля 2019 г.

Что такое синтагма, её виды, с примерами на русском языке

Овладев родным языком с детства, мы редко задумываемся о его структуре и механизмах, и честно говоря, в повседневной жизни не всегда эти знания нам особо нужны. Однако с популяризацией устной речи, например, тренингов и видео-блогов получить эти знания выступающим на камеру вовсе не помешало бы. А ведь искусство речи – это знание о привлечении интереса слушателей.

Синтагма — это самая мелкая единица речи, которую можно выделить из синтаксического целого (фразы), представляет собой отрезок предложения, включающий в себя от одного до несколько идущих подряд слов, связанных грамматически, интонационно, а также по значению.

Необходимыми признаками синтагмы считаются её неделимость, интонационная завершённость, а также наличие ударения на последнем слове синтагмы. В особых речевых ситуациях возможно появление в синтагме также логического ударения, которое далеко не всегда совпадает с синтагменным.

Например, фраза «Большой белый гу́сь / вышагивал по́ двору» составлена двумя синтагмами, каждая из синтагм представляет собой единое целое, которое имеет единый смысл в основе, из чего следует, что в определении синтагмы главную роль играет семантическая (смысловая) сторона.

В свою очередь в составе односинтагменной фразы может содержаться одно слово, или же целое предложение, пример: «Гори́м!», «Пошёл снéг», «О́н оста́лся до́ма из-за грозы́» и т. д. В многосинтагменной фразе, которая состоит из отдельных синтагм, синтагмы эти тоже могут иметь в своём составе либо одно слово – «Потихо́ньку / она привыка́ла / к новой жи́зни», либо словосочетание – «к новой жи́зни», либо даже целое предложение – «Когда мы спохвати́лись, / она уже уе́хала»).

Фонетическая целостность синтагмы создаётся её интонационным оформлением и синтагматическим ударением, также иногда и паузой, которая её отделяет от предшествующих или последующих за ней отрезков фразы.

Например, фраза «Этот балет я смотрел два раза» с точки зрения интонационного анализа может рассматриваться как односинтагменное предложение, произносимое без членения, и как двухсинтагменное: «Этот бале́т / я смотрел два ра́за».

Помимо этого, произносительное единство синтагмы обеспечивается за счёт непрерывности выдоха, поэтому синтагму считают также произносительной единицей.

Исходя из различных оттенков смысла, делить предложение на синтагмы можно по-разному, например: «Саша катается на роликах» можно поделить на синтагмы следующим образом:

Из этого следует, что деление того же самого предложения на всевозможные синтагмы образует некоторое количество высказываний, отличающихся друг от друга определёнными оттенками смысла, а также тем, как говорящий относится к тому, о чём он сообщает.

Помимо этого, различное членение на синтагмы способствует различению предложений, одинаковых внешне, но отличающихся по синтаксическому составу. Например, если разделить на синтагмы предложение «Тётя приехала к Оле с Витей» как:

В первом примере словосочетание «с Витей» является частью дополнения «к Оле с Витей», отвечающее на вопрос «приехала к кому?». Во втором примере словосочетание «с Витей» – это отдельное дополнение, отвечающее на вопрос «приехала с кем?». Видно, что эти два высказывания сильно отличаются по смыслу из-за различия в их синтаксисе. В речи такое различие в речи передаётся лишь синтагматическим членением, то есть различным синтагматическим ударением.

Таким образом, разбивка на синтагмы способствует правильному оформлению высказывания в плане синтаксиса и смысла, обеспечивая таким образом реализацию одной из главных функций интонации.

Внутри синтагмы не может быть пауз, и этим достигается её целостность. При этом межсинтагменная пауза часто является психологической, а фактически перерыв в звучании отсутствует. Но из-за изменения характеристик интонации слушающий получает впечатление, что подобный перерыв в звучании всё-таки есть.

Синтагматическое ударение – другое важное средство объединения слов в пределах одной синтагмы в фонетическое единство. Все слова внутри синтагмы обладают обычным словесным ударением. Это ударение может ощутимо ослабляться, иногда оно вообще исчезает (в частности, это касается служебных частей речи), ударение усиливается лишь на одном, обычно последнем слове синтагмы и такое ударение называется синтагматическим.

Синтагматическое ударение – это выделение более сильным ударением целого слова (обычно последнего) в составе синтагмы, например: «Далеко в мо́ре / плыли корабли́». Синтагматическое ударение может совпадать с фразовым, если фраза состоит из одной синтагмы. Если же фраза состоит из нескольких синтагм, то в ней несколько синтагматических ударений.

Функция синтагматического ударения – это фонетическое объединение нескольких слов в синтагму.

Логическое ударение в синтагме и его отличие от синтагменного ударения

Если говорящему в целях придания особой значимости нужно особо выделить какое-то иное, не обязательно последнее слово синтагмы, он ставит на этом слове усиленное ударение, которое называется логическим.

Например, в высказывании «Ма́ма прие́хала, / как хорошо́!» в первой синтагме логическое ударение падает на слово «мама». Таким образом говорящий подчёркивает важность для него того факта, что приехала мама, а не кто-то иной.

Логическое ударение – это намеренное подчёркивание звуковыми средствами (более медленным произнесением, повышением силы голоса, изменением высоты голоса (повышением или понижением), паузой перед выделяемым словом, либо после него) слова или группы слов в предложении или группе предложений с целью выделения особо важных для донесения мысли слов, передающих суть того, о чём говорится в тексте.

Логическое ударение в отличие от синтагматического далеко не всегда присутствует во фразе или синтагме, но связано с обозначением эмоциональной стороны высказывания, отношения говорящего, его личной оценки высказываемых фактов. Хотя логическое ударение нарушает мелодический рисунок, определяемый синтагматическим ударением, наличие логического ударения не отменяет присутствия во фразе синтагматического ударения, так как у этих типов ударения разные функции и разные средства выражения.

Синтагматическое ударение служит для определения типа интонации во всём высказывании, и оно необходимо, так как звуковая речь существовать без интонации не может. Интонационным средством синтагматического ударения служит мелодика. Синтагматическое ударение не нарушает форму словесного ударения, совпадая с ним.

Логическое ударение, выделяющее самое важное слово в высказывании, в качестве своего средства интонации имеет интенсивность и долготу звука, а в формах эмфатического (эмоционально-выразительного) логического ударения – и тембр звука. Логическое ударение способно давать дополнительное ударение в слове.

Виды синтагм

Грамматическая природа синтагмы определяется принадлежностью грамматически ключевого слова синтагмы к конкретной части речи:

В зависимости от фоностилистических качеств звучащего текста, выделяют одновершинные и многовершинные типы синтагм.

Одновершинная синтагма – это чётко централизованная синтагма, имеющая единственный акцентный центр, т. е. слово, выделенное синтагматическим ударением, к которому другие безударные и слабоударные слова этой синтагмы тяготеют интонационно.

Многовершинная синтагма – это синтагма, характеризующаяся менее чёткой централизованной интонационной организацией, имеющая два (двухвершинная синтагма), три и более сильноударных слова.

В классификации позиционных вариантов синтагм различают конечные (финальные) и неконечные (нефинальные) типы синтагм. Н. Ю. Сороколетова рассматривает также относительно финальные синтагмы.

Финальная синтагма – это синтагма, завершающая фоноабзац (состоящий из нескольких объединённых одной подтемой фраз) либо информационное сообщение целиком. то есть синтагма; финальная синтагма является полностью завершённой с точки зрения синтаксиса (связи слов) и семантики (значения).

Относительно финальная синтагма – это синтагма, заканчивающая фразу; такая синтагма является речевой единицей, завершённой в меньшей степени, чем финальная синтагма.

Нефинальная синтагма – это синтагма, являющаяся компонентом сложносочиненных или сложноподчиненных предложений, начинающая фразу или находящиеся внутри неё; нефинальная синтагма является незавершённой речевой единицей.

По семантическому (смысловому) критерию выделяют завершённые и незавершённые синтагмы.

Незавершённая синтагма – это синтагма, состоящая из одного слова или словосочетания, являющаяся частью фразы, но по длине меньше предложения.

Завершённая синтагма (односинтагменная фраза) – это синтагма, совпадающая по длине с предложением.

В зависимости от типа текста, спонтанного (т.е. создаваемого непосредственно в момент речи) или репродуцированного (т. е. пересказа) выделяют простую синтагму и сложную.

Простая синтагма – это синтагма, нерасчлененная паузами.

Сложная синтагма – это синтагма, разделённая хезитационными (паузами колебания, раздумывания, нерешительности), либо поисковыми паузами (т. е. не несущими смысловой ценности словами-паразитами, служебными словами «для связки слов», повторами, употреблением избыточных слов одинаковых по значению, стереотипных выражений) на ряд неполных синтагм.

Интонационные типы синтагм

Главными интонационными характеристиками синтагм считаются характеристики, передающие значение завершённости, незавершённости, вопроса и выделения. Поскольку выражаются они через интонацию, то их обозначают как:

Один и тот же интонационный тип используется в разных синтаксических структурах, и наоборот, одна и та же синтаксическая структура может иметь разное интонационное оформление. Например, интонация завершённости будет и в таких синтагмах:
Мы знаем, что автобус едет;
Согласно расписанию, автобус едет.
Подбежала к остановке — автобус едет.

Интонация незавершённости используется в распространённых предложениях, чтобы показать, что высказывание ещё не закончено и последует продолжение, используется во всех синтагмах, кроме последней. Характеризуется довольно низким основным тоном в начале синтагмы, который немного повышается к концу, а на заударных слогах снижается постепенно и не слишком значительно, ускорением темпа произнесения к концу синтагмы, значительным уменьшением длительности ударного и заударного слогов по сравнению с другими интонационными типами, с незначительным ослаблением интенсивности произнесения (наибольшая интенсивность у слога под синтагматическим ударением), достаточно высоким тоном на заударных слогах.

Вопросительная интонация используется в вопросительных высказываниях. Характеризуется значительным повышением основного тона на последнем ударном слоге, заметным сокращением длительности произнесения последнего ударного слога, ускорением темпа произнесения, незначительным уменьшением интенсивности произнесения и понижением тона на заударных слогах.

Интонация выделенности используется в восклицательных высказываниях. Характеризуется значительным повышением основного тона на ударном слове с последующим падением тона, значительным увеличением длительности произнесения выделенного слова (ударный слог в этом слове очень интенсивный, самый длительный по сравнению с другими типами синтагм). Если выделенное слово в синтагме не последнее, то приходящееся на него ударение – логическое.

Если статья была вам полезна, прошу оставить комментарий, и/или рассказать о ней друзьям в соцсетях! Спасибо за поддержку!

Источник

Словари

единство, которое выражает в данном контексте и в данной ситуации одно понятие и может

состоять из одного слова, группы слов и целого предложения. Л. В. Щерба определил синтагму как фонетическое единство, выражающее единое смысловое

целое в процессе речи-мысли. В решении вопроса о членении речевого

потока он исходил из единства смысловой и звуковой сторон языка при

доминирующей роли первой. Поскольку синтагму составляют слова, тесно

связанные по смыслу, она обычно представляет собой и синтаксическое единство. Так, в отдельные синтагмы

выделяются обособленные члены предложения, вводные и вставные конструкции и т. п. Однако

совпадение синтаксического и синтагматического членения

необязательно. Разное синтагматическое членение одного предложения

передающие тонкие оттенки смысла и выражающие отношение говорящего к

сообщаемому факту, ср. «Брат уезжает в Москву» и «Брат / уезжает в

Москву». Синтагматическое членение может служить средством

различения смысла внешне омонимичных, но

различных по синтаксической структуре предложений, например: «Как

удивили его / слова брата» и «Как удивили его слова / брата».

Синтагма является речевой единицей, в рамках

которой реализуются правила коартикуляции и

варьирования звуков, в частности позиционно обусловленные изменения

звуков на стыке слов (сандхи). Будучи

минимальной интонационной единицей, в которой реализуются

интонационные конструкции данного языка, синтагма структурно членится на

ритмические группы, объединённые словесным

С фонетической стороны членение потока речи на синтагмы достигается

как особым оформлением границ между синтагмами, так и объединением

интенсивностью и темпом речи и может

замещаться резкими изменениями в значениях этих просодических признаков. Целостность синтагмы

достигается прежде всего невозможностью пауз внутри синтагмы и

определённой акцентной структурой, придающей каждому слову синтагмы ту

или иную степень ударенности. Одно из слов синтагмы (обычно последнее)

характеризуется наиболее сильным ударением (так называемым

синтагматическим). В случае особого выделения одного из слов

(например, при противопоставлении) главное ударение может падать на

любое слово синтагмы (так называемое логическое ударение). Главноударный

слог синтагмы образует её интонационный центр. Другие средства

вида (так называемый интонационный контур), а также характерное для

данного типа синтагмы изменение значений интенсивности и

Синтагмы классифицируются с точки зрения взаимосвязи входящих в них

слов (например, синтагмы атрибутивные, релятивные), по их позиции в

высказывании (синтагмы конечные и неконечные) и по типу оформляющего их

интонационного контура (синтагмы завершённые, незавершённые, вводные,

противительные, изъяснительные и др.).

2) Последовательность двух (или более) языковых

термина «синтагма» в этом значении восходит к Ф. де Соссюру (см. Синтагматика).

Брызгунова Е. А., Практическая фонетика и интонация

русского языка, М., 1963;

Щерба Л. В., Фонетика французского языка, М., 1963;

Буланин Л. Л., Фонетика современного русского языка, М.,

Гордина М. В., Фонетика французского языка, Л., 1973;

Виноградов В. В., Понятие синтагмы в синтаксисе русского

языка, в его кн.: Избранные труды. Исследования по русской грамматике,

Соссюр Ф. де, Курс общей лингвистики, в его кн.: Труды по

языкознанию, [пер. с франц.], М., 1977.

1) По теории Ф. де Соссюра, двучленная структура, члены которой соотносятся как определяемый и определяющий. Такими членами, по мнению некоторых исследователей, могут быть:

в) компоненты подчинительного словосочетания. Новый учебник, читать книгу, быстро бежать. Такие синтагмы называют «внешними», составляющими синтаксическое единство;

г) целые словосочетания, например обособленные члены предложения. Дети, играющие во дворе. Шел, не глядя по сторонам;

д) предикативные части сложного предложения Необходимо выяснить ошибки, которые являются типичными для всего класса.

syntagme (синтагма | syntagme)

Этим именем называют (Ф. де Соссюр) соединение или слияние двух или нескольких знаков, образующих некий комплекс (гр. syn-tagma) в слове (re-lire), в обороте (de grâce) в члене предложения или в предложении в целом (il y a).

Отношения, связывающие между собой эти элементы высказывания, называются синтагматическими отношениями (rapports syntagmatiques) в противовес ассоциативным отношениям (rapports associatifs), которые могут быть установлены между каким-либо из этих знаков, например grâce, и другим знаком, не входящим в данную синтагму, например à. Отсюда различение, проводимое порою (А. Сеше) между синтагматической грамматикой (grammaire syntagmatique) и ассоциативной грамматикой (grammaire associative).

Согласование возникает в двух ситуациях:

1) элементы, между которыми происходит согласование, образуют синтагму;

1) элементы, между которыми происходит согласование, образуют синтагму;

Существуют две степени редукции безударных. На степень редукции влияет положение гласного в слове (так, безуд. гласный в абсолютном нач. слова не редуцируется до второй степени так же, как и гласный в абсолютном кон. слова). Важно также, что фонетич. характеристики безуд. слога в потоке речи зависят от соседних слов. Так, заударный слог в слове гуси получает характеристики предуд. в сочетании гуси Рим спасли.

Обычно в слове имеется одно словесное У., однако в сложных словах часто возникает, помимо гл., и т. н. второстепенное (побочное) У. (четыре́хэта́жный, лави́нообра́зный).

Эксперим. иссл. последних лет позволили обнаружить большую зависимость словесного У. от положения слова в синтагме или фразе: в т. н. слабых позициях синтагмы или фразы слог, на к-рый падает словесное У., может оказаться по своим характеристикам почти неразличимым от безуд.

Лит.: Златоустова Л. В. Длительность гласных и согласных звуков русского языка // Учен. зап. Казан, ун-та. 1954. Т. 114. Вып. 6; Аванесов Р. И. Фонетика современного русского литературного языка. М., 1956; Бондарко Л. В., Вербицкая Л. А., Щербакова Л. И. Об определении места ударения в слове // Изв. Отд. лит. и яз. АН СССР. 1973. Т. 32. № 2; Светозарова Н. Д. Интонационная система русского языка. Л., 1982.

Единицы, накладывающиеся на сегментные единицы в речи: слоговость/неслоговость, ударение и интонация. На уровне суперсегментных единиц действуют следующие закономерности:

как сегментная единица он представляет собой линейную последовательность звуков;

как суперсегментная единица представляет собой единство слогового и неслогового звуков;

2) слоги объединяются в фонетическое слово с помощью словесного ударения;

3) фонетические слова объединяются в синтагмы с помощью синтагменного ударения и интонации;

4) интонация и фразовое ударение помогают объединить синтагму во фразу.

класс звуков речи, выделяемый на

основании их артикуляторных, акустических и функциональных свойств.

Артикуляторные свойства гласных заключаются в том, что это звуки,

исключение, подтверждающее общее правило) и при отсутствии какой-либо

преграды в надгортанных полостях. Для образования гласных характерно

отсутствие локализованного в каком-либо участке мускульного

напряжения, особая роль губ, языка и мягкого нёба в образовании

источником возбуждения и с чётко выраженной формантной структурой.

Особая функция гласных заключается в том, что они являются вершиной слога, слогообразующим элементом в сочетаниях

звуков речи. Все эти признаки не абсолютны: артикуляционные и

акустические различия между гласными и некоторыми сонантами могут вообще

отсутствовать (например, между русскими [i] и

[i̯] в словах «у Маи» [umái] и «май» [mai̯]). Кроме того,

слогообразующим элементом может быть не только гласный, но и согласный. Таким образом, можно утверждать, что

всего гласный, а не согласный. Единственным собственным свойством

гласного является его бо́льшая слогообразующая сила: в сочетании

согласный + гласный вершиной слога обязательно будет гласный. Выступая

в роли слогообразующего элемента, гласный, с одной стороны, как бы

подчиняет себе соседние согласные, поскольку артикуляторная реализация

согласного существенно зависит от качества гласного в слоге; с другой

стороны, изменения самого гласного обеспечивают фонетическую целостность слова как последовательности слогов, один из

которых несет словесное ударение, а другие

являются безударными; наконец, объединение слов в синтагму (высказывание)

происходит благодаря специальной фонетической организации ударных

звуковой целостности слога, слова и синтагмы.

Артикуляционные классификации гласных строятся на основе следующих

признаков: степень подъёма языка, степень продвинутости языка вперёд или

назад, положение губ (наличие или отсутствие лабиализации), положение

По степени подъёма языка гласные делятся на 3 группы: гласные нижнего

подъёма, при артикуляции которых язык занимает максимально низкое

положение в полости рта; гласные высокого подъёма, при образовании

которых язык занимает самое высокое положение в полости рта; гласные

среднего подъёма, т. е. не относящиеся ни к гласным верхнего, ни к

гласным нижнего подъема. Относительно числа градаций по подъёму среди

этих гласных нет единого мнения: так, Л. В. Щерба допускает, что можно

говорить о четырёх степенях подъёма кроме высокого и низкого, однако

подчёркивает условность такой классификации. Л. Р. Зиндер считает, что

медленном опускании или подъеме языка. Три, четыре, шесть или семь

для характеристики гласных по ряду: при образовании гласных

переднего ряда вся масса языка продвинута вперед, при образовании

язык вытянут вдоль полости рта.

распространённых признаков гласных.

По положению мягкого нёба гласные делятся на ртовые (мягкое нёбо

поднято и закрывает проход воздуха в полость носа) и носовые (мягкое

нёбо опущено, воздух проходит в полости носа).

Кроме артикуляторных признаков при описании гласных учитываются и их

просодические характеристики, в первую

очередь длительность и тон, так как существуют

языки, где противопоставление гласных по длительности или по тону фонематично. Долгие гласные отличаются от

соответствующих им кратких не только бо́льшим временем звучания, но и

некоторыми артикуляторными характеристиками (например, английский [i:] более закрытый и передний, чем [ı],

немецкий [u] более открытый и менее задний, чем

[u:], и т. д.). Различия в длительности между долгими и краткими

гласными выражаются по-разному: они максимальны в случае, если долгие и

краткие не различаются качественно, и минимальны, если между долгими и

краткими существует разница по ряду, подъёму и т. д. При классификации

гласных по тону имеют в виду не только частотную характеристику

скорость изменения частоты, регистр, время, за которое происходит

изменение, и т. д. С точки зрения однородности артикуляции гласные делят

Акустические характеристики гласных определяются свойствами

надгортанных полостей, играющих роль резонаторов. Резонансные частоты

каждой из полостей зависят от объёма и формы полости, т. е. от положения

языка, губ и т. д. Эти резонансные частоты принято называть формантами

гласных. При описании акустических свойств гласных учитывают, как

правило, свойства первых двух формант (FI и FII), относительно которых

известно, что их частота определённым образом связана с артикуляционными

свойствами гласных: частота FI зависит от подъема гласного (чем более

более передний гласный, тем выше частота FII); огублённость понижает

частоту обеих формант, назализованность приводит к ослаблению

интенсивности FI и FII в к появлению дополнительной «форманты

назализованности». Предполагается, что для гласных с высокой частотой

FII (т. е. для гласных переднего ряда) существенны и характеристики

более высокой форманты, FIII. Изменения частотных характеристик

формант во времени свидетельствуют об артикуляторных изменениях

Акустическая классификация гласных основывается как на собственно

частотных характеристиках формант, так и на более сложных признаках,

описывающих расположение формант в спектре гласных. В соответствии с

энергия, гласные делятся на высокие и низкие; с точки зрения

расположения формант по отношению к центральной части спектра гласные

делятся на компактные (в спектре которых форманты занимают центральную

часть) и диффузные (форманты расположены по краям спектра); по степени

удаления расположения формант от положения формант нейтрального гласного

гласные делят на напряжённые (большее расстояние) и ненапряжённые

Существенны признаки гласных, используемые при их восприятии. Поскольку прямой связи между частотами

формант и фонетической интерпретацией гласных нет, исследуется роль

различных акустических характеристик для фонемной идентификации

гласных. Установлено, что изменение частот формант на протяжении

гласного используется человеком для опознания не только самого гласного,

но и соседнего согласного (чаще всего предшествующего).

Существенными для определения таких признаков гласных, как ряд или

подъём, являются некоторые пороговые значения одной из формант.

Система гласных в языке, диалекте или в

группе языков называется вокализмом.

Основная терминология, применяемая при

описании гласных в языках мира

(звёздочкой помечены термины, характеризующие

функционирование гласных при образовании значимых единиц).

позиции и не реализующиеся в других позициях морфемы. Например, в

русском языке корневые гласные, возникшие

Верхнего подъёма (высокого подъёма, закрытые, узкие)

в полости рта. Различаются вокалические системы, в которых термин

«закрытый», «узкий» употребляется для обозначения гласного,

противопоставляемого по положению языка «открытому», «широкому»,

но с общефонетической точки зрения принадлежащему тому же

акустическим свойством, связанным с частотой F II и F III.

Артикуляторно высокими гласными являются гласные переднего ряда,

характеризующиеся высокими значениями частоты F II и F III; 2) то

же, что гласные высокого подъёма.

например в случае сильной редукции гласного,

находящегося между глухими согласными; шёпотные гласные.

расположением формант, при котором центральная часть спектра свободна.

гласный. Противопоставляются компактным гласным.

длительностью по сравнению с другими гласными. Если долгота является

фонематическим признаком гласного, по которому он противопоставлен

соответствующему краткому (например, в английском, немецком языках), то

различия по длительности часто сопровождаются и качественными (например,

открытый и менее передний). Долгие гласные возникают и в результате

сочетания двух гласных одинакового качества на морфемных швах, тогда эти

гласные лучше называть двойными (ср. рус. «фамилии»).

признак, характеризующий оттягивание тела языка назад при

произнесении этих гласных.

расположением формант, при котором центр, часть спектра занята

(например, гласный [a] в русском языке). Противопоставляются

гласным; 2) гласные, имеющие малую длительность, не являющуюся

релевантной для системы фонем (например, сильное сокращение длительности

гласных наблюдается во втором предударном слоге русского слова).

время артикуляции которых мягкое нёбо опущено в результате

коартикуляционного воздействия соседнего носового звука. При вялой общей

артикуляции назализованность возможна и без влияния носового (например,

в абсолютном исходе слова, где мягкое нёбо может опускаться в результате

подготовки к состоянию покоя речевого тракта).

1) гласные, характеризующиеся значительной напряжённостью

артикуляции (значительное мускульное сокращение, приводящее к большей

упругости тканей речевого тракта). Так, французские гласные характеризуются большей

напряжённостью, чем безударные; 2) гласные, характеризующиеся

такой формантной структурой, которая более сильно отличается от

формантной структуры нейтрального гласного, чем формантная структура

вытянутом вдоль полости рта языке; при среднем его подъёме образуется,

например, англ. [ə], называемый также центральным; иногда такие гласные

называют среднеязычными; 2) краткие ненапряжённые гласные

неопределённого качества, возникающие, как правило, в безударных слогах

(например, рус. [pъtʌlók]); 3) гласноподобные звуки, возникающие

при артикуляции, соответствующей положению покоя произносительных органов.

противопоставляемые напряжённым гласным.

характеризующиеся изменениями частотных значений формант на

протяжении звучания (и соответственно изменяющейся артикуляцией). Эти

изменения могут затрагивать либо часть гласного (его начало или конец),

либо весь гласный в случае его небольшой длительности (например,

безударные гласные при их количественной редукции).

характеризующиеся низким положением языка в полости рта и

соответственно широким раствором. В некоторых случаях термины «открытый»

и «широкий» используются для обозначения качества гласного,

пределах одного подъёма (ср. термины «закрытый», «узкий»).

спектре, при котором основная энергия расположена в его низкой части

(например, гласный [u]).

нёбе, в результате чего полость носа действует как дополнительный

резонатор; носовые характеризуются появлением «носовой форманты», а

также ослаблением и понижением частоты всех формант.

как функциональная единица, но не реализующийся фонетически (например,

нулевая флексия в рус. «дом», «конь»),

губ (например, рус. [o], [u], франц. [y], [ø], англ. [ɔ], [o:]).

артикуляции которых язык несколько отодвигается назад под влиянием

общефонетических закономерностей звукообразования (например, русские

сравнению с [i]) или под влиянием фонетического окружения (например,

гласные переднего ряда между заднеязычными согласными отодвигаются

которых язык продвигается в переднюю часть полости рта.

с несколько продвинутым вперёд положением языка, что может определяться

как артикуляционным укладом, характерным для звуковой системы языка в

целом, так и влиянием фонетического окружения. Например, русский гласный

между двумя переднеязычными согласными: «суда», «зудеть», «дурачить» и

появляющиеся в начале слова, если по каким-либо причинам первоначальный

звуковой состав затруднителен для произносящих (например, франц.

начальный [e] в словах, которые в латыни

начинались с сочетании согласных: spathula(m) > épaule, scutu(m) > écu и т. д.).

образующиеся при поднятом мягком нёбе, что исключает участие полости

носа в их артикуляции.

длительность в результате сильной количественной редукции, например

гласный второго предударного слога в словах «самовар», «потолок» в

московском варианте русского литературного произношения; 2) гласные,

противопоставленные фонематически кратким и долгим гласным в системе

фонем, где долгота является релевантным признаком.

результате синтеза частотных составляющих, характерных для того или

экспериментатору управлять различными характеристиками таких

гласных, т. е. произвольно изменять их для выявления значимости тех или

иных характеристик (длительность, интенсивность, частотное положение

формант) при восприятии.

подъёма характеризуются таким положением языка по отношению к

твердому нёбу, которое можно назвать условно средним, т. е. не высоким и

1) гласные, артикуляторно не являющиеся ни передними, ни задними.

В эту группу входят смешанные гласные, образующиеся при вытянутом

вдоль полости рта языке, и центральные гласные, образующиеся в том

случае, когда язык, собранный в комок, расположен посередине полости

рта; 2) гласными среднего ряда иногда называют (ошибочно!) гласные

заднего ряда, продвинутые вперёд (например, рус. [a]), и гласные,

изменяющиеся по ряду от начала произнесения к концу (например, рус.

характеризующиеся постоянным значением частот формант на всем

протяжении звучания. Артикуляционно это соответствует неизменному

укладу речевых органов от начала до конца произнесения гласных.

стяжения двух гласных, принадлежащих разным морфемам (например, рус.

гласный основы, соединяющий основу с окончанием, суффиксом

появляющиеся в результате чередования

непереднего гласного с передним под влиянием соседней морфемы,

содержащей гласный переднего ряда или среднеязычный согласный.

произносимые с дополнительной артикуляцией, характеризующейся

сужением стенок глотки.

слоговых языках, функционально принадлежащие к

финали, а фонетически являющиеся слогообразующими.

Зиндер Л. Р., Общая фонетика, М., 1979;

Щерба Л. В., Русские гласные в качественном и

количественном отношении, Л., 1983;

Jassem W., Podstawy fonetyki akustycznej, Warsz.,

1) один из двух аспектов изучения системы

расположенными его единицами при их непосредственном сочетании друг с

другом в реальном потоке речи или в тексте; этот аспект изучения языка

выражения «синтагматический план речи или текста», обозначающего

линейный план отношений между наблюдаемыми единицами языка, поскольку синтагматика

рассматривает эти единицы при их одновременной реализации в речи или

учение о синтагматических типах отношений как отношениях между

единицами языка «по горизонтали» (в отличие от парадигматики,

изучающей отношения «по вертикали»).

Поскольку синтагматические отношения наблюдаются на всех уровнях строения языка, в современном языкознании, в зависимости от выбранных единиц

анализа, говорят о синтагматике как части соответствующей уровневой

дисциплины и выделяют синтагматику фонетическую,

Выделение синтагматических отношений связывают обычно с именем

языкознании задолго до этого И. А. Бодуэн де Куртенэ описывал их в

терминах отношений рядоположения (Nebeneinander),

Соссюра, из двух типов отношений, определяющих систему языка и его

непосредственно наблюдаемы и основаны на линейном характере речи и

свойстве её протяжённости, однонаправленности,

последовательности. Благодаря этому элементы, следуя один за другим,

внутри которой составляющие её элементы вступают в

синтагматические отношения. Они характеризуют связи следующих друг за

другом единиц и определяются их контрастом; языковой элемент может

поэтому противопоставляться либо предшествующему, либо следующему за

ним, либо и тому и другому одновременно. Для выявления этих отношений

разрабатываются специальные процедуры сегментации, или членения текста (речи),

позволяющие отличить и отделить одну единицу от другой на основании

свойства ее повторяемости и контраста с соседними единицами. Поскольку

почти все языковые единицы находятся в зависимости либо от того, что их

окружает в потоке речи, либо от тех частей, из которых они состоят сами,

развитие процедур синтагматического анализа идёт по двум разным

линиям: с первым свойством связаны методика валентностного анализа (см.

Процедуры синтагматического анализа состоят, по де Соссюру, прежде

всего из приёмов членения языковых последовательностей и

определения их состава, а также особых способов обнаружения влияния

одной единицы на другую или же их взаимодействия, причём особенно чётко

это проявляется в фонологии и морфологии, а также в морфонологии.

Синтагматический анализ направлен на установление отношения

«состоять​/​складываться из» и на описание его результатов в однородных

терминах. Поскольку в каждой языковой последовательности

обнаруживается определённый порядок следования элементов, один из

этапов анализа связан также с установлением последовательности

расположения единиц и определением неких абстрактных или конкретных

позиций, закреплённых за той или иной составляющей синтагмы. Единицы,

способные занимать одну и ту же позицию в анализируемой

последовательности, а также выступать в качестве взаимозаменимых

субститутов, считаются входящими в один парадигматический ряд. Но

из этого следует, что к понятию парадигматических отношений можно прийти

не независимо от синтагматических, как полагал де Соссюр, а,

напротив, как бы совместить один анализ с другим; в такой плоскости

вопрос о соотношении синтагматики и парадигматики был впервые поставлен

В работах Ельмслева синтагматика противопоставлялась парадигматике на

основании логических принципов их организации: для первой

языка. Одна и та же сущность, входя в систему языка, осуществляет

как её член функцию дизъюнкции, но, входя в текст, проявляет иную

понимания языка как знаковой системы особого рода (см. Знаковые теории языка) важно, следовательно,

синтагматике. Теория Ельмслева давала противоречивый ответ на вопрос о

том, какой из установленных типов отношений «первичен», поскольку, по

его мнению, хотя рассмотрение языковых функций свидетельствует на

первый взгляд о том, что процесс детерминирует систему, в

действительности он просто невозможен, если за ним не стоит определённая

предпосылкой процесса. В связи с этим соотносительное определение

синтагматики и парадигматики принадлежит к одному из самых сложных

теоретических вопросов лингвистики. Принятое Ельмслевом

противопоставление переносилось далее и на противопоставление морфологии, носящей преимущественно

который синтагматичен, и многие структуралисты (см. Структурная лингвистика) признавали

основательность подобной дифференциации этих дисциплин и, главное,

подобного отождествления парадигматических зависимостей с

подчёркивали, что синтагматика и парадигматика выявляются во всех

слоях языка. В «Тезисах Пражского лингвистического кружка» вполне

отчётливо выделено в качестве особой задачи изучение

синтагматической деятельности как лежащей в основе возникновения

сочетания слов и такого её отдельного «синтагматического

В работах дескриптивистов (см. Дескриптивная лингвистика), в полном соответствии с

постулатами этой школы, синтагматика занимала ведущее место, и не

случайно принципы дистрибутивного анализа разрабатывались именно

дескриптивистами. Основным объектом лингвистического анализа они считали

членение высказывания на всё менее

протяженные единицы (вплоть до фонемы), исходя

из положения, что любая единица более высокого уровня складывается из

функция единиц определяется не только их способностью разлагаться на

единицы, между которыми имеют место дистрибутивные отношения, но и

способностью единиц нижележащего уровня выступать в качестве

строительного материала для единиц вышележащего уровня. В этом случае

синтагматическая последовательность создаёт при её образовании новое

интегративное целое, свойства которого несводимы к свойствам его

составных частей. Так, русская

синтагматическая последовательность типа л-о, образуя слог, характеризуется новыми свойствами по

сравнению, например, с последовательностью сл‑, а синтагматическая

цепочка «с‑л‑о‑н», образуя корневую морфему, проявляет интегративные свойства (новое

значение), невыводимые из свойств фонем /с/, /л/ и т. п. Признание этого

положения сыграло важную роль в лингвистике, и уже у представителей лондонской школы появляется новый вариант

классификации отношений, наблюдаемых между языковыми единицами.

В каждом тексте разграничиваются: отношения единицы к другим единицам

того же статуса и того же уровня (например, фонемы к фонеме же) и

отношения этой единицы к единицам другого уровня (например, фонемы к

морфеме). В свою очередь, только первые делятся на синтагматические,

проявляющиеся в совместной встречаемости единиц, и

парадигматические, проявляющиеся в их взаимозаменимости.

Поскольку наличие этих двух типов не устанавливается в ходе

собственно дистрибутивного анализа, он явно недостаточен и для

определения роли выявляемых синтагматических связей и теоретически не

оправдан. Сами же принципы синтагматического анализа, особенно в

фонологии, разрабатывались в лондонской школе весьма интенсивно и

Поскольку синтагматические отношения наблюдаются на разных уровнях

строения языка, то в зависимости от выбранной единицы анализа

синтагматика нередко понимается как часть соответствующей уровневой

дисциплины (фонетическая, фонологическая, морфологическая синтагматика),

посвящённая описанию синтагматических отношений в пределах данного

уровня или исследуемой подсистемы (например, словообразовательная синтагматика).

Особенно важна сфера синтаксической

синтагматики; Н. Ю. Шведова отметила, что законы и правила синтагматики

действуют во всех сферах синтаксиса. Синтагматика представляет собой

совокупность правил сочетаемости единиц друг с другом в синтаксических

конструкциях разной сложности и протяжённости: в сложном предложении при соединении простых

т. п. Изучение синтагматических отношений в синтаксисе оказало

заметное влияние на анализ аналогичных отношений в производных и сложных словах и повлекло за собой появление

понятия внутреннего (синтагматического) синтаксиса, а также

постановку вопроса о правилах сочетаемости морфем разного типа в

пределах одного деривата (см. Деривация). Значительную роль сыграло изучение

синтагматических характеристик слова и в лексике; в отличие от языковых единиц, носящих

преимущественно парадигматический характер (морфема) или же чисто синтагматический (предложение), слово рассматривается как единица,

которой присущи и те и другие связи. А. А. Уфимцева подчёркивает, что

наряду с парадигматической ценностью слово обладает другим видом

возникающим на основании индивидуального значения слов при их

сочетаемости в линейном ряду. Изучение лексической синтагматики

является значительным достижением советского

языкознания, и описание синтагматики слова составляет важный

аспект определения его лексического

Шмелёв Д. Н., Проблемы семантического анализа лексики, М.,

Щур Г. С., Теория поля в лингвистике, М., 1974;

Бенвенист Э., Уровни лингвистического анализа, в его кн.:

Общая лингвистика, [пер. с франц.], М., 1974;

Русская грамматика, т. 1-2, М., 1980;

Уфимцева А. А., Семантика слова, в кн.: Аспекты

семантических исследований, М., 1980;

Телия В. Н., Типы языковых значений. Связанное значение

слова в языке, М., 1981;

Новиков Л. А., Семантика русского языка, М., 1982;

Гудавичюс А., О синтагматическом подходе к анализу

значений, «Kalbotyra», т. XXXVIII (2).

Языкознание, Вильнюс, 1987 (лит.);

Haas W., On defining linguistic

units, в кн.: Transactions of the Philological

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *