что такое синергия простыми словами в православии

Синергия Божественной благодати и человеческих усилий

Святые отцы, употребляя это понятие говорят, что мы не можем спастись без Божией благодати, а подается она только тому, кто поступает по воле Божией. Бог же почтил нас свободой воли и не спасает нас насильно. Человек не в состоянии собственными силами победить страстную природу своей души, повреждённой первородным грехом, не может сам изменить и исцелить себя и добиться спасения. Священное Писание говорит: «Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно» (Мф.19, 25-26).

Прп. Макарий Великий писал: «Поэтому насколько (каждый христианин) верует, насколько он подвизается и насколько он в телесном и душевном борении предает себя всякому благоугождению заповедям, настолько он стяжает причастие Духу для духовного возрастания и обновления ума (Рим. 12, 2), приобретая себе, по благодати и дару Божиему, спасение и, с помощью веры, любви и борения свободного произволения, усваивая себе преуспеяние и возрастание в меру совершенного духовного возраста. И это для того, чтобы стать ему, как по благодати, так и по праведности, наследником вечной жизни. Ведь как невозможно усвоить возрастание преуспеяния посредством одной лишь Божией силы и благодати, без содействия и усердия (самого) человека, так невозможно и достичь совершенной воли Божией и прийти в (полную) меру свободы и чистоты лишь посредством собственной силы, усердия и настойчивости, без содействия и помощи Святого Духа. «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущий. Аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий» (Пс. 126, 1); и еще: «Не бо мечем своим наследиша землю, и мышца их не спасе их, но десница Твоя, и мышца Твоя, и просвещение лица Твоего» (Пс. 43, 4), — здесь говорится о силе Божией, содействующей их собственному борению».

То есть, с одной стороны, спасение человека возможно только Божией благодатью. С другой стороны, без усилий человека спасение его также невозможно. Бог не принуждает человека, его спасение может быть лишь результатом решения его свободной воли и действий в соответствии с этой волей. Бог, оживляя душу человека призывающей благодатью, ожидает от него твердой решимости обрести спасение и, видя его волевое предначинание, довершает его Своею благодатью. Чтобы быть возрожденным благодатию, человек должен сам содействовать своему возрождению. Это и есть синергия. Только совместное усилие Бога и человека ведёт к спасению.

О необходимости подвига, усилия со стороны человека для спасения многократно говорится в Священном Писании. Сам Господь говорит: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие, восхищают его» (Мф. 11, 12). О синергии Божественной благодати и человеческих усилий говорит апостол Павел: «Со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение, и действие по Своему благоволению» (Флп. 2, 12-13). Если таких усилий со стороны человека нет, то благодать не принесет плода и может оказаться «тщетной».

Если, уверовав, человек начинает содействовать Богу в своём спасении, то благодать Божия совершает в человеке спасение многоразличными действиями. Апостол Павел говорит: «Я и тружусь и подвизаюсь силою Бога, действующего во мне могущественно» (Кол. 1, 29).

Прп. Макарий Великий говорит: «Человек по природе имеет предначинание, и его-то взыскует Бог. И поэтому, повелевает, чтобы человек сперва понял, поняв возлюбил, и предначал волею. А чтобы мысль привести в действие, или перенести труд, или совершить дело, — сие благодать Господня дает возжелавшему и уверовавшему. Посему, воля человеческая есть как бы существенное условие. Если нет воли; сам Бог ничего не делает, хотя и может по свободе Своей. Посему, совершение дела Духом зависит от воли человека».

Труды братии Валаамского монастыря

Рекомендуем

Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.

Источник

Стяжание благодати Святого Духа и обо́жение: в чем суть учения о синергии?

«Толковый словарь» с Юрием Пущаевым

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Вторая Неделя Великого Поста посвящена памяти святителя Григория Паламы. Он прославился, как защитник практики непрестанной молитвы, исихии (молчания) и автор учения о нетварных энергиях и Фаворском свете.

В рубрике «Толковый словарь» мы писали про слово ἡ ἐνέργεια (energeia) – энергия. Оно по-древнегречески дословно означает «действительность», «деятельность», «действие».

Также очень важным для православия словом и понятием является и родственное древнегреческой энергии слово ἡ συνεργία – синергия, которое переводится на русский как «содействие», «сотрудничество», «соработничество». Оно образовано при помощи приставки συν – «с», «со», и существительного ἐνέργεια.

Это малопонятное для неспециалистов слово крайне важно для верного понимания православного богословия и аскетики. Учение о синергии существовало в Церкви всегда, но подробно было сформулировано в традиции исихазма, являющегося сердцевиной православной духовности.

Особая роль в этом принадлежит Григорию Паламе, учившему о соединении нетварной Божественной энергии и энергии тварной, человеческой. Впервые же похожий на синергию термин употребляется уже в Новом Завете, в Первом Послании к Коринфянам Павел говорит: «Мы соработники (συνεργοί) Бога» (1 Кор 3, 9).

Фундаментальной установкой паламитского богословия была следующая идея: благодаря синергии, то есть соединению энергий Бога или Его благодати и покоряющихся ей энергий человека, в результате длительного и крайне трудного аскетического пути для подвижника становится возможным обожение.

За паламистским богословием и спорами вокруг него стоят очень сложные и утонченные идеи, которые очень трудно понять неподготовленному человеку. Тем не менее, важно подчеркнуть тот факт, что и сам Палама, и его последователи никогда не рассматривали синергию как некое абстрактное, идеальное понятие. Для него, как и для афонских монахов-исихастов, поддержавших Паламу в его спорах с его оппонентами (первым из них был итальянский монах Варлаам, которого А. Ф. Лосев назвал «кантианцем XIV века»), синергия была опытной реальностью – тем, что на практике происходило в «умном делании» афонских исихастов.

Синергия, то есть стяжание благодати Святого Духа, опытно переживалось монахами-подвижниками как вполне объективный факт.

Например, в «Святогорском томосе» прямо говорится, «таинственные действования (энергии) Духа… действуют в живущих по Духу и обнаруживают себя деятельно, а не доказываются рассуждениями».

То есть, познать энергии Бога можно лишь в том случае, если ты и сам живешь «по Духу». Получается, что познать правду паламизма (а значит – и православия) можно только опытно, практически. Чтобы достичь синергии, встречи Бога и человека, нужно пройти путем аскетического делания. Одного интеллектуального усилия тут никак не достаточно. Действительно, как сказано в Нагорной проповеди, лишь чистые сердцем могут узреть Бога (Мф 5,8).

Чтобы отстоять эту опытную правду монашеского «умного делания», и был введен в XIV веке паламитский догмат о неразличимом различии в Боге Его сущности и Его энергий. Этого требовали интересы главного дела христианства – спасения человека, которое не может быть объяснено рационально и разумно, потому что вера выше любого человеческого знания, выше человеческого разума, и всего того, что он в принципе способен постичь. Как и остальные догматы, он вводился вопреки получившим распространение рациональным представлениям, которые пытались толковать богословские проблемы преимущественно на основе разума.

Источник

Синергия

Сине́ргия (от греч. συνεργία (синер­гиа) – содей­ствие, соуча­стие) сора­бот­ни­че­ство Бога и чело­века в деле дости­же­ния спа­се­ния.

что такое синергия простыми словами в православии. Смотреть фото что такое синергия простыми словами в православии. Смотреть картинку что такое синергия простыми словами в православии. Картинка про что такое синергия простыми словами в православии. Фото что такое синергия простыми словами в православии

Синер­гий­ность подвиж­ни­че­ства озна­чает со-дей­ствие (сослу­же­ние, сора­бот­ни­че­ство, сотруд­ни­че­ство) Боже­ствен­ной бла­го­дати и сво­бод­ной чело­ве­че­ской воли.

Чело­век не в состо­я­нии своими силами исце­лить и обно­вить свое падшее есте­ство. Он не может про­из­вольно побе­дить «вторую» страст­ную при­роду и заме­нить ее новой. Для этого нужно, чтобы на его душу, по слову свя­того Мака­рия Вели­кого, упала «роса Боже­ствен­ной жизни». Но и Бог не будет ничего делать без усилия чело­века, хотя и мог бы спасти всех людей даже вопреки их жела­нию. От чело­века Он ожи­дает жела­ния спа­се­ния и твер­дой реши­мо­сти, смот­рит на его воле­вое пред­на­чи­на­ние, а после довер­шает его Своей бла­го­да­тью. Бла­го­даря этому чело­ве­че­ская воля ста­но­вится суще­ствен­ным и необ­хо­ди­мым усло­вием в деле спа­се­ния, но свер­шить спа­се­ние дает бла­го­дать.

Святой Мака­рий Вели­кий рас­кры­вает сотруд­ни­че­ство Бога и чело­века при­ме­ром матери и мла­денца. Мла­де­нец хочет идти к матери, но не может стоять на ногах. Поэтому он дви­жется, кричит, плачет, с уси­лием и воплем ищет ее. Раду­ясь жела­нию мла­денца, любя­щая мать сама под­хо­дит к нему и с неж­но­стью берет его на руки. Так посту­пает и жела­ю­щий еди­не­ния с чело­ве­че­ской душой Бог. В Своей бла­го­сти Он нис­хо­дит к стрем­ле­нию чело­ве­че­ской души пре­бы­вать с Ним. Отсюда весь хри­сти­ан­ский подвиг пре­вра­ща­ется в сов­мест­ное бого­че­ло­ве­че­ское дей­ствие. Каждый хри­сти­ан­ский подвиж­ник может ска­зать вместе с апо­сто­лом: «Я и тру­жусь и под­ви­за­юсь силою Бога, дей­ству­ю­щего во мне могу­ще­ственно» ( Кол. 1:29 ). В каждом хри­сти­а­нине про­ис­хо­дит вос­пол­не­ние чело­ве­че­ских усилий Боже­ствен­ной помо­щью, по слову св. Иустина Попо­вича, чело­ве­че­ская сво­бода срас­тво­ря­ется и объ­еди­ня­ется с бла­го­да­тью. Именно поэтому под­ви­за­ю­щийся хри­сти­а­нин, по словам свя­того, есть небо-земное суще­ство, а его жизнь – небо-земной подвиг.

Пра­во­слав­ная Цер­ковь отвер­гает любое учение о бла­го­дати, кото­рое ущем­ляет чело­ве­че­скую сво­боду… как гово­рит Павел, «мы сора­бот­ники (sunergoi)» ( 1Кор. 3:9 ). Если мы хотим достиг­нуть пол­ноты обще­ния с Богом, то должны не только упо­вать на Божью помощь, но и сде­лать свою часть дела. Мы, люди, наравне с Богом должны внести свой вклад в общее дело, хотя то, что делает Бог, неиз­ме­римо важнее того, что делаем мы. «При­об­ще­ние людей ко Христу и наше еди­не­ние с Богом тре­бует сотруд­ни­че­ства двух нерав­ных, но равно необ­хо­ди­мых сил: боже­ствен­ной бла­го­дати и чело­ве­че­ской воли». Высший пример синер­гии являет собой Бого­ма­терь.

«Се, стою у двери и стучу: если кто услы­шит голос Мой и отво­рит дверь, войду к нему и буду вече­рять с ним, и он со Мной» ( Откр. 3:20 ). Бог стучит, но ждет, пока мы сами отво­рим дверь: Он не взла­мы­вает ее. Божья бла­го­дать всех зовет, но никого не при­нуж­дает. Как гово­рит Иоанн Зла­то­уст, «Бог нико­гда никого не при­во­дит к Себе понуж­де­нием и наси­лием. Он хочет, чтобы спас­лись все, но никого не нево­лит». «Дело Бога – пред­ло­жить Свою бла­го­дать, – гово­рил св. Кирилл Иеру­са­лим­ский (+ 386), – дело чело­века – при­нять и хра­нить эту бла­го­дать».
епи­скоп Кал­лист (Уэр)

Источник

Богословское обоснование
практического метода Синергия

Основа Миссии в современном мире. Синергия – учение о Божественных энергиях, основа исихазма, мистическое ядро православия и всего христианского учения в целом. Как ни печально, но во многом это учение оказалось утраченным для современной церкви.

что такое синергия простыми словами в православии. Смотреть фото что такое синергия простыми словами в православии. Смотреть картинку что такое синергия простыми словами в православии. Картинка про что такое синергия простыми словами в православии. Фото что такое синергия простыми словами в православии

Долгое время делали из энергий таинство, да так, что уже и перестали понимать, а что же все это такое Божественные энергии, и как они воздействуют, как воспринимаются, как протекают в теле, какие состояния вызывают, и какой практический результат?! По слову Григория Паламы: «Всякая Божественная сила и энергия и сила и есть сам Бог… Божественные энергии – это единственный способ Богопознания, оставленный человеку».

Благодать и энергия не одно и тоже

Воздействие энергии трудно описать словами, но можно увидеть или почувствовать, что по сути одно и тоже. Для этого необходим особый принимающий орган, упоминание о котором есть в писании и трудах святых отцов Церкви.

«Человеку необходимо иметь «принимающий орган», чтобы принять многообразие даров Святого Духа» (прп. Максим Исповедник). Сам Господь называет его око и светильник в выражении: «светильник для тела есть око, если око ваше чисто, то и тело ваше будет чисто» (Лк.11:34). Отец церкви свт. Ириней Лионский также упоминает о Духе, который «подается в главу» (голову).

Поскольку слово око здесь в единственном числе, то речь идет не о глазах, тогда бы Он сказал очи. Оком души святые отцы называли разум, то есть богоданный практический ум. Принимающий орган или око– это все говорится об одном и том же таинственном органе, который иногда называют третьим глазом, центром видения, энергетическим пространством в центре головы, в иконографии он изображен принимающим Дух Святой. Это энергетическая проекция железы эпифиз, загадочного органа счастья, настраивающего и балансирующего все системы нашего организма.

Основной практический принцип Синергии

Это постоянное наполнение принимающего органа и через него наполнение всего тела, энергетическая и физическая трансформация, отторжение всех чужеродных энергий, открытие ключа осознания — прямого постижения энергий. Фактически осознание – это наличие Божественной энергии в голове и это является основным ключом, энергия должна пройти внутрь нас и от нас уже во внешнее пространство. Если принимающий орган не работает, энергия проходит мимо и ее воздействие минимально.

Почему Григорий Палама говорил: всякая Божественная энергия и есть сам Бог? Без энергии человек не соединен с Богом в полной мере и поэтому становится неспособен получить дары Святого Духа и в первую очередь в применении, то есть синергии. Ведь энергия и есть действие. Без энергии молитва становится просто механически повторяемым набором слов, без энергии нет Божественного присутствия в человеке, нет Веры, как соединения с Богом. Фактически отсутствие в человеке исходящей Божественной энергии – это победа темных сил и противопоставление человека Богу.

Закрытие ока, принимающего органа вызвано с иллюзорным восприятием мира, иллюзией или прельщением, тогда внутри головы появляется темная энергия, сознательно удерживаемая человеком, и поэтому не пропускающая свет. Но есть и другие причины почему око не наполняется, в первую очередь – это отсутствие духовной культуры и диктат животного начала. Современному человеку необходима помощь в этом вопросе, его нужно обучать работе с энергией и соединять с ней. Это же состояние и связано с множественными заболеваниями, как соматическими так и психическими, и именно про это Господь говорит: «а если оно (око) будет худо, то и тело твое будет темно». (Лк.11:34).

Открытие ока дает человеку все многообразие восприятия мира энергий, что в любом случае будет выражаться в осознанности – сознании Христа, наполняющего наш ум. Это и есть разум или ум богоданный практический инструмент Синергии. Для Господа нет никаких тайн и многие необходимые для познания открываются и нам.

Работа энергий происходит не только в сознании, но и на всех уровнях, об этом и говорил Господь: «если око ваше чисто, то и тело ваше чисто». Это и есть тот самый светильник, который Он призывал зажечь: «Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи». (Лук.12:35), указывая что основа практики является частичное (в браке) или полное половое воздержание, принятое во время поста или монашеской аскезе.

Накапливаясь в оке, энергия проходит через все тело и вызывают глубокую перестройку всего энергетического (душевного) а за ним и физического тела. В это время ученик переживает удивительные и совершенно непривычные состояния соединения с Божественными энергиями, вызывающими разные, но последовательные состояния – ступени Синергии. Эти переживания и есть путь постижения Божественных энергий или Богопознание.

Дальше энергия начинает исходить от человека в пространство, воздействуя на этот мир, обожествляя его, исполняя догмат об обожествлении мира через человека. Это происходит непосредственно в виде энергии и в виде дел, которые творит человек преисполненный этой силы в виде творческого вдохновения. Это исхождение энергии в процессе Синергии делает человека Богоподобным.

Святой Дух исходит от Бога Сына

что такое синергия простыми словами в православии. Смотреть фото что такое синергия простыми словами в православии. Смотреть картинку что такое синергия простыми словами в православии. Картинка про что такое синергия простыми словами в православии. Фото что такое синергия простыми словами в православии

По слову Григория Паламы, Святой Дух исходит от Бога Сына по энергии, а не по сущности. Именно эта неясность в исхождении Святого Духа стало причиной раскола двух церквей Западной и Восточной, которая происходила в бытность Григория Паламы. В Символе Веры мы говорим про Святой Дух – «иже от Отца исходящий, иже со Отцем и Сыном споклоняемый и славимый», а католики говорят, от Отца и Сына исходящий.

Фактически эта перестановка одного слова расколола не только церкви, но и два мира – западный и восточный. И это не просто догматическая ошибка, в основе лежит отторжение католиками действующего принципа Веры – энергии. Конечно, по-своему католики правы, Святой Дух исходит от Сына (Христа), но это исхождение происходит по энергии, а не по сущности, как он исходит от Бога Отца. Почему это понимание так важно?

Обожение человека

Святой Дух может быть воспринят в полной мере только человеком и является основой преображения Души и уже от нее исходящая энергия и есть энергия обожествляющая мир, исполняющая заповедь: «через человека спасается всякая тварь». Это воплощение Живого Бога Троицы в Человеке, поскольку так он оказывается соединен со всеми Его ипостасями.

Так же, как и Христос, указавший своим воплощением это возможность, через каждого из нас воплощается вновь. Бог Отец, посылает Святой Дух, как когда-то посылал Его воплощенному Христу, и через Него в мир. В этом плане каждый из нас становится подобен Христу. Это и есть практическая основа Синергии.

Источник

Синергия (богословие)

Апостол Павел : «. вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни. » ( Деян. Ап. гл.13 ст. 46)

Используется в православном и протестантском богословии.

Блаженный Августин отрицал возможность всякого содействия, в противоположность учению пелагианства и полупелагианства.

Связанные понятия

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

Приступая к изложению общих принципов вероучений раннего христианства, необходимо указать, что уже изначально христианство не было абсолютно монолитным, в нём наблюдались различные течения. Отголоски некоторых дискуссий среди христиан можно заметить уже в апостольских посланиях.

Либеральной называют теологию, которая возникла и пользовалась большой популярностью в конце XIX — начале XX вв. и была основана на работах немецкого философа и теолога Фридриха Шлейермахера. В момент своего зарождения либеральная теология стремилась изменить христианство, сделать его более современным, соответствующим уровню науки и способным стать инструментом для решения «земных» моральных и политических вопросов. Особое внимание при этом уделялось доказательствам разумности и общественной полезности.

Про́поведь (греч. Ομιλία): * В узком смысле, христианское церковное наставление, имеющее своей задачей поведать и разъяснить слушающим учение Иисуса Христа; официальное название в русском православии — Слово.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *