что такое символическое изображение
символическое изображение
Смотреть что такое «символическое изображение» в других словарях:
ГЕРБ — символическое изображение, присвоенное какому либо государству, городу или роду. Истоки создания гербов связаны с тотемистской практикой изготовления членами рода оберега с изображением зооморфного сородича прародителя. С возникновения… … Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия
Фаллос (Фалл, Линга) — символическое изображение эрегированного полового члена. (Источник: Сексологический словарь) … Сексологическая энциклопедия
Имперские сословия — Символическое изображение иерархии имперских сословий, 1606. Верхний ряд курфюрсты, второй герцоги и маркграфы, третий и четвёртый графы, пятый и шестой имперские город … Википедия
Имперские чины — Символическое изображение иерархии имперских сословий, 1606. Верхний ряд курфюрсты, второй герцоги и маркграфы, третий и четвёртый графы, пятый и шестой имперские города Имперские сословия (имперские чины; нем. Reichsstände) субъекты Священной… … Википедия
Имперский чин — Символическое изображение иерархии имперских сословий, 1606. Верхний ряд курфюрсты, второй герцоги и маркграфы, третий и четвёртый графы, пятый и шестой имперские города Имперские сословия (имперские чины; нем. Reichsstände) субъекты Священной… … Википедия
Имперское сословие — Символическое изображение иерархии имперских сословий, 1606. Верхний ряд курфюрсты, второй герцоги и маркграфы, третий и четвёртый графы, пятый и шестой имперские города Имперские сословия (имперские чины; нем. Reichsstände) субъекты Священной… … Википедия
Зульфикар (меч) — Символическое изображение меча Зульфикара … Википедия
Адамова голова — символическое изображение черепа с двумя крест накрест лежащими костями. Это – символ аптеки и аптечных форм, особенно вредных для здоровья человека лекарственных средств. Такой же символ есть у подножия изображения Иисуса Христа в православной… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
ИОАННА БОГОСЛОВА ОТКРОВЕНИЕ — последняя книга НЗ и всей христианской Библии. В рукописной традиции встречается не менее 60 вариантов ее наименования (Hoskier. 1929. Vol. 2. P. 25 27). В самых ранних рукописях (Синайском ( ) и Александрийском (А) кодексах) содержится краткое… … Православная энциклопедия
ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. ЧАСТЬ III — Литература Визант. лит ра, словесность и книжность в целом составляют труднообозримый массив духовного наследия христ. империи. Его освещение предполагает обращение ко мн. видам и жанрам лит ры, в первую очередь к святоотеческой, богословской лит … Православная энциклопедия
ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. ЧАСТЬ IV — Изобразительное искусство является важнейшей по значению в христ. культуре и наиболее обширной по количеству сохранившихся памятников частью художественного наследия В. и. Хронология развития визант. искусства не вполне совпадает с хронологией… … Православная энциклопедия
Что такое символическое изображение
Самые ранние христианские символические изображения относятся ко временам древней катакомбной Церкви и первых гонений. Тогда символика употреблялась в первую очередь как криптограмма, тайнопись, чтобы единоверцы могли узнавать друг друга во враждебном окружении. Однако смысл символов был всецело обусловлен религиозными переживаниями; тем самым можно утверждать, что они донесли до нас богословие ранней Церкви.
Мир «иной» приоткрывается в этом мире через символы, поэтому и символическое видение есть свойство человека, который предназначен к бытию в этих двух мирах. Поскольку Божественное в той или иной степени открывалось людям всех дохристианских культур, то неудивительно, что Церковь использует некоторые из «языческих» образов, уходящих своими корнями не собственно в язычество, а в глубины человеческого сознания, где даже у самых пламенных атеистов дремлет жажда богопознания. При этом Церковь очищает и проясняет эти символы, показывает стоящую за ними истину в свете Откровения. Они оказываются подобными дверям в другой мир, прикрытыми для язычников и распахнутыми настежь в христианстве. Отметим, что в дохристианском мире в наибольшей полноте была просвещена Богом ветхозаветная Церковь. Израиль знал путь познания Единого Бога, а следовательно, и язык его символов был наиболее адекватным тому, что за ними стояло. Потому многие ветхозаветные прообразовательные символы естественно входят в христианскую символику. Объективно это связано и с тем, что первыми христианами были в основном выходцы из иудейской среды.
Символизм христианского искусства этой поры был проявлением «естественного» для религиозного человека видения мира, был способом познания сокровенных глубин мироздания и его Творца.
Отношение к непосредственному изображению Бога и «мира невидимого» было неоднозначным даже среди ранних Отцов Церкви; у всех перед глазами был пример язычества, в котором религиозное почитание отнималось у первообраза божества и переносилось на его воплощенную в том или ином материале форму.
Богатый материал для изучения раннехристианской символики дают творения Климента Александрийского, который пишет о предпочтительных для христиан изображениях. Сплав образов ветхозаветных и общекультурных мы находим в гимне Христу его сочинения (ок. 190 г.):
Здесь мы приведем лишь основные символы из той совокупности древнехристианской символики, которая передает целостную картину миропонимания Церкви и чаяния Небесного Царствия.
Хлеб изображается и в виде колосьев (снопы могут символизировать собрание Апостолов), и в виде хлебов причащения. Приведем рисунок, явно апеллирующий к чуду приумножения хлебов (Мф 14:17-21; Мф 15:32-38) и в то же время изображающий хлеб Евхаристии (о символике изображения рыбы см. ниже).
К символике винограда относятся также изображения чаш и бочек, используемых при его уборке.
Виноградная лоза, чаша и крестообразная монограмма Христа.
Таково изображение на могильном камне (Тунис, VIII в.).
В Новом Завете символика рыбы связывается с проповедью; бывших рыбаков, а после апостолов, Христос называет «ловцами человеков» (Мф 4:19; Мк 1:17), а Царствие Небесное уподобляет «неводу, закинутому в море и захватившего рыб всякого рода» (Мф 13:47).
[1] Успенский Л. Богословие иконы Православной Церкви. Издательство Западно-Европейского Экзархата. Московский Патриархат, 1989, с. 11.
[3] Цит по: Граф А. С. Уваров. Древнехристианская символика. М., 1908.
[4] По слову Климента Александрийского, как лоза дает вино, так Божественное Слово дало Свою кровь; ср. Ин 15:1 («Я есмь истинная виноградная лоза»).
[5] Архим. Христофор. Древнехристианская иконография как выражение древнецерковного миросозерцания. Спб., 1886, с. 60.
[7] Gerd Heinz-Mohr. Lexikon der Symbole. Herder, 1992, S. 274.
[8] Отметим, что посох как знак пастырского достоинства вручается православным игуменам и епископам.
[9] В этом значении образу Агнца наследовало более позднее изображение Распятия.
[10] Успенский Л. Богословие иконы Православной Церкви, с. 64.
[11] Голубцов А. П. Из чтений по церковной археологии и литургике, с. 191.
[12] Цит по: Успенский Л. Там же, сс. 40-41.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Как то мы с вами рассматривали Символы, утратившие своё первоначальное значение, но в литературе, кинематографе много символов, которые нам не совсем верно преподносят. Со временем многие уже их воспринимают и трактую неверно.
Пентаграмма
В одной из самых популярных книг 21 века «Код Да Винчи» писатель и культуролог Ден Браун устами антагониста профессора Лэнгдона повествует истинное значение пентаграммы или пентакла — пиктограммы в виде пятиконечной звезды, в которой каждая линия равна по своей длине всем остальным. Этот символ является одним из самых могущественных образов, который на протяжении тысячелетий во многих культурах считался божественным либо магическим. Если нарисовать пентаграмму и провести в ней все диагонали, то они автоматически делятся на сегменты, соответствующие знаменитой «божественной пропорции». Именно по этой причине пятиконечная звезда всегда была символом красоты и совершенства и ассоциировалась с Венерой, богиней красоты, а также со священным женским началом. Ввиду патриархальности большинства религий мира о связи пентаграммы с Венерой и женским началом попросту стали забывать.
В связи с тем, что в 80-90-е года 20 века по всему мира прокатилась волна шокирующих ритуальных убийств, совершенных в рамках секты, именовавшей себя сатанистами, где перевернутый пентакл использовался в качестве основной символики, люди начали бояться этого знака, ассоциируя его не с чем иным, как с сатанистами и зверскими убийствами. На самом же деле участники этой всем известной секты ставили перед собой такую цель, как реализация собственных садистских склонностей, но никак не служение Дьяволу.
Пентаграмма является древнеславянским универсальным оберегом. Кулон в виде пентакла восточно-славянские знахари по сей день рекомендуют носить где-нибудь на себе (под одеждой в качестве кулона или в кармане) в качестве универсальной защиты от сглаза и порчи.
Знак пацифистов
В 90-е годы 20 века на постсоветском пространстве было очень популярно молодёжное течение неформалов, которых отлично помнит редакция Novate.ru: они редко мыли волосы, носили клетчатые рубашки и слушали Курта Кобейна. Неформалы (как и их праотцы-хиппи) избрали своим основным символом международный знак пацифизма, в связи с чем некоторые люди по сей час ассоциируют этот в максимальной степени мирный знак с бунтом против общества, ведь тогдашние неформалы любили прогуливать школу, курить, выпивать и ссориться с НЕнеформалами. Ассоциация с бунтом воистину удивила бы создателя данного символа, узнай он в 1958 году, что приключится с его детищем в представлениях достаточно широких масс.
Инь-ян
Все полагают, что инь-ян (именно так правильно произносится название символа) является символом мужского и женского начала и только. Но это в корне неверно. Данная пиктограмма пришла от буддистов приблизительно во 2-3 веках нашей эры. На востоке он считается моделью всего сущего. Слово «инь» означает «теневой склон горы», а «ян» — «солнечный склон горы». Посему основная трактовка данного символа — бесконечное взаимодействие контрастов.
Полярные силы дополняют друг друга: каждая из них несёт в себе кусочек противоположной. Данный символ — это мирная борьба, в которой окончательная победа невозможна, так как конца, согласно восточной философии, не существует ни у чего (даже у человеческой жизни, ибо буддисты верят в переселение душ).
Звезда Давида
Абсолютное большинство людей полагает, что шестиконечная звезда, в которой все линии равны друг другу по длине, является исключительно символом иудеев или всего, что связано с такой национальностью, как евреи. Этот знак действительно расположен на флаге Израиля и почитается евреями всего мира как священный. Вот только этим сфера влияния данного символа не ограничивается.
Если посмотреть на знак внимательно, можно легко понять, что это два вписанных друг в друга равнобедренных треугольника. Один направлен своей острой частью вниз, а второй, соответственно, — вверх. В очень многих культурах мира смотрящий вниз треугольник символизирует женское начало («лоно»), а смотрящий вниз — мужское («меч» как универсальный фаллический символ). Таким образом, данный знак обозначает единстве мужского и женского начал (как единственных, задуманных природой или богом) а также гармонию всего сущего.
Роза ветров
Весёлый Роджер
По сей день многие любители татуировок наносят себе тату с черепом, потому что придерживаются этого же суеверия (тату в качестве оберега от смерти от несчастного случая). А в мексиканской культуре изображение черепа является не негативным, а сугубо позитивным, поскольку является напоминанием о бесконечной благодарности духам предков!
Изображения с черепами ставят в каждом доме, как правило, череп сочетается с красными цветами бархатцами. Именно по их лепесткам, согласно верованиям мексиканцев, духи находят дорогу в мир живых людей во время главного праздника в году — Дня Мёртвых, который празднуется так же масштабно, как, к примеру, в России — Новый Год.
Масонский глаз
Многие люди полагают, что коль скоро данное изображение есть на купюре столь религиозной страны, как США, то это непременно значит, что означает оно глаз божий или Всевидящее Око Всевышнего. Только вот дудки! Этот знак такого интеллектуально-философского течения, как масоны. Главной деятельностью масонов всегда была и остаётся благотворительность, во главе угла для них — нравственное совершенствование (в большинстве случаев требующее веры в Высшую Сущность), а также развитие и сохранение братской дружбы в братской среде. Культуролог и писатель Дэн Браун уверен, что при любой правящей власти в США масоны всегда являлись наиболее влиятельными членами парламента, именно поэтому данный знак проник на главную валюту мира.
Символы и их значение в живописи
В своей статье на примере картин великих художников я расскажу о символах того периода в Европе, когда они стали одним из общекультурных принципов в живописи. Но так как в средневековой живописи христианская символика нашла разнообразные выражения, то повествование начну с краткого освещения христианских символов и канонов.
Это далеко не исчерпывающий материал по символике жестов и цвета (у разных культур они могут отличаться). Не случайно иконы называли «богословием в красках».
В самом конце XVI века в изобразительном искусстве сложился своеобразный жанр, в котором проявился необычайный интерес художников к точному воспроизведению музыкальных сочинений и инструментов на картинах и гравюрах. Этот жанр вовлекает зрителя в размышления по поводу символического значения, которым старые европейские мастера живописи наделяли (кстати, вслед за музыкальными теоретиками) музыкальные инструменты, и это придавало определенные «обертоны» многим картинам европейских художников Средневековья, Возрождения и более позднего времени.
Приведу несколько примеров:
Обратившись к другим музыкальным инструментам, мы обнаружим связь многих из них с определенными персонажами мифологии или Священного Писания. Через эту связь они приобретали свое символическое значение. Такова, например, арфа в сознании европейцев Средневековья и Возрождения прочно ассоциировалась с библейским царем Давидом, легендарным автором псалмов. Давида часто изображали играющим на этом инструменте, в сценах из его юношеской жизни, когда он был пастухом. Такая трактовка библейского сюжета сближала царя Давида с Орфеем, приручавшим животных своей игрой на лире. Но чаще Давида можно видеть музицирующим на арфе перед страдавшим меланхолией Саулом.
По-видимому, именно в ключе Vanitas должны «читаться» и чисто музыкальные натюрморты таких художников как Беттера и Баскенис. Последний особенно прославился великолепным изображением лютен, многие из которых, полагают, были сделаны мастерами знаменитой династии Амати.
На своей картине «Крест в горах» художник изобразил суровую скалу, на вершине которой стоит уходящее высоко вверх распятие. Оно увито плющом и окружено вечнозелеными елями. Солнце опустилось, но его лучи идут вверх и освещают распятие.
Художник часто изображал горы, которые впервые увидел, будучи совсем молодым. С тех пор они стали частым мотивом его пейзажей, символом высот познания и духовной жизни, например: «Двое, созерцающие Луну».
В наследие от средневековой культуры натюрморту XVII века досталась традиция изображать не просто вещь, а вещь-символ. Обратимся к натюрморту «Mеmento mori» голландского художника XVII века Яна де Хема (1606- 1683/1984).