что такое симметрия в фотографии
СИММЕТРИЯ
Не все уравновешенные или сбалансированные фотографии симметричны – все симметричные композиции по умолчанию находятся в равновесии.
В фотографии наиболее часто используются три вида симметрии:
Фото: Hesham Alhumaid
Фото: Bildwerker Freidburg
Фото: Victor Mozqueda
Фото: Markus Studtmann
Фото: Hans Wolfgang Hawerkamp
Фото: Massimo Cuomo
АСИММЕТРИЯ
Асимметричное равновесие достигается тогда, когда элементы композиции, находящиеся по разные стороны от центра, имеют одинаковую визуальную массу. Достичь равновесия при помощи асимметрии сложнее, чем в симметричной композиции, так как между композиционными элементами более сложные пространственные отношения. Асимметричное равновесие более динамичное и интересное для привлечения внимания, чем симметричное.
Фото: Josef Sieberer
Фото: Uros Podlogar
Применяя знания на практике, вы можете совмещать симметрию с асимметрией и добиваться прекрасных результатов и привлекать больше внимания. Вот несколько примеров:
Фото: Stefan Neuweger
Фото: Karthi KN Raveendiran
Фото: Christian Muller
Фото: Jacqueline Hammer
Фото: Jacqueline Hammer
Фото: Knut Borge Strom
Сталкивая симметрию с асимметрией, необходимо помнить, что:
Симметрия и асимметрия окружают нас каждое мгновение в повседневной жизни, понятие данных терминов позволяет более осознанно и гармонично наблюдать за красотой окружающего мира и позволяет создавать неповторимые фотографии!
Читайте ещё о композиции в других наших статьях:
Ответы на вопросы, которые могут возникнуть у начинающих фотографов в начале творческого пути.
Что такое симметрия в фотографии?
Удивительно, но легко сбалансированная композиция, это результат симметрии. Симметричными, считаются те фотографии, которые имеют практически идентичные элементы, по обе стороны снимка от воображаемой вертикальной, или горизонтальной линии. Такие фотографии выглядят, весьма, привлекательно для зрителя. Для начала, поместите основной элемент композиции в центре кадра, и старайтесь достигнуть баланса вдоль вертикальной, или горизонтальной оси. При таком подходе хорошо выглядят архитектурные и ландшафтные объекты, но возможно, придется добавить еще некоторые предметы в кадр, что бы сбалансировать его. Главное, что б изображение не выглядело абсолютно симметричными, иначе фотография будет выглядеть искусственно.
Что такое цифровой датчик изображения?
Когда отраженный свет от сфотографированного объекта проходит через линзы и диафрагмы, он попадает на цифровой датчик изображения.
Цифровой датчик изображения это компьютерный чип внутри камеры, который состоит из миллионов светочувствительных пикселей. В светочувствительных пикселях свет преобразуется в электрическое напряжение. Затем, в аналого-цифровом преобразователе (АЦП), электрическое напряжение преобразуется в цифровые данные. Этот процесс называется аналого-цифровым преобразованием. Полученные числовые значения формируют значения оттенков и цветов.
Каждый светочувствительный элемент цифрового датчика изображения оснащен фильтром, красного, синего, или зеленого цвета. Фильтр определяет значение каждого цвета, из полученного оттенка. Фильтров зеленого цвета в два раза больше чем красного и синего, это обусловлено особенностями человеческого зрения. Такой цветовой фильтр называется фильтром Байера. Существует два основных типа цифровых датчиков изображения, которые используются в фотоаппаратах – прибор с зарядной связью (ПЗС) и транзистор металл-оксид-полупроводник (КМОП, или CMOS).
Как работает струйный принтер?
Струйный принтер использует крошечные пиксели, что бы создать цвет, путем смешивания как минимум четырех цветов краски – синего, пурпурного, желтого и черного (CMYK). В результате печать построена из миллионов крошечных капель цвета, распыленных на разном расстоянии друг от друга, что в итоге создает иллюзию фотографического цвета.
Принтеры высокого расширения могут распылять более 2880 капель разного размера на квадратный дюйм бумаги, для создания фотореалистичных цветов.
Что такое переэкспонирование?
Переэкспонированной считается слишком светлая, или слишком яркая фотография. С технической точки зрения это происходит потому, что на светочувствительный датчик попадает слишком много света. В цифровой фотографии это приводит к тому, что возникают слишком яркие, белые участки, без возможной детализации объекта. Иногда, переэкспонированным изображением, называют бледное, или размытое изображение.
Что такое недодержка в фотографии?
Недодержанной считается слишком темная фотография. В таком случае, одной из проблем является отсутствие детализации объекта. Еще одной проблемой является увеличение шума в темных областях фотографии. Бывает так, что в целом снимок хорошо освещен, и только некоторые области темные, или на снимке есть слишком черные тени, такое изображение выглядит очень загроможденным, зрителю сложно рассмотреть его в деталях.
В редких случаях недоэкспонированные фотографии могут выглядеть красиво. Если кадр немного темный в некоторых местах, или на нем есть темные тени, в которых, немного, просматриваются детали, такой кадр может выглядеть богаче и ярче. Недодержанные фото могут быть более драматичными и живыми. Особенно хорошо это получается на фотографиях пейзажа.
Когда вы смотрите на гистограмму недоэкспонированной фотографии, то большая часть графика будет находиться в левой части гистограммы, это означает, что большая часть пикселей на снимке будут темными, или даже черными. Попытки исправить это во время компьютерной обработки изображения приведут к появлению лишнего шума на снимке.
Симметрия в фотографии на iPhone.
Симметрия в фотографии создает мощное визуальное воздействие, которое является одновременно привлекательным и интригующим. В этой статье вы найдете полезные приёмы для создания симметричных композиций, такие как поиск симметрии во время съемки и создание снимков для максимального эффекта. Вы также познакомитесь с некоторыми приложениями для iPhone для создания симметричных фотографий в ситуациях, когда вы не можете найти никакой естественной симметрии.
Что такое симметрия?
Определение симметрии — это «свойство чего-то, что имеет две стороны или половины, которые одинаковы или очень близки по размеру, форме и положению”.
Обратите внимание, что мы говорим не только о зеркальных изображениях. Таким образом, фотография с дорогой или тропой посередине с аналогичными объектами по обе стороны образует симметричную фотографию.
Когда будете искать симметричные фотографии, следите за линиями или объектами, которые создают линии. Затем ищите либо вертикальную, либо горизонтальную линию симметрии.
Почему симметрия в фотографии так сильна?
Как вы, вероятно, знаете, мы запрограммированы, чтобы видеть симметрию привлекательной. Наиболее очевидным примером является то, что мы склонны находить людей с симметричными лицами более привлекательными, чем те, у кого асимметричные лица.
Симметрия в фотографии обеспечивает наш мозг, который всегда ищет структуру и паттерны в мире, чувством гармонии. Симметрия также эстетически приятна из-за баланса, который она обеспечивает в фотографии.
Давайте теперь посмотрим, как создавать потрясающие симметричные композиции с помощью вашего iPhone.
Держите iPhone параллельно предмету
Для того чтобы создать симметричную фотографию, вы должны убедиться, что объектив вашей камеры находится параллельно объекту съемки. Это означает, что если вы будете держать свой iPhone прямо к объекту, то объект на фотографии будет лежать плашмя.
Любой вид наклона приведет к линиям, которые немного искривлены, что может свести наш мозг с ума!
Этот тип выстрела может быть сложным, потому что вы должны быть полностью центрированы, с вашим iPhone параллельно стене перед вами. Малейшее отклонение-и коридор будет отброшен от центра.
Если вы снимаете с слишком низкой высоты с вашим iPhone наклоненным вверх или слишком высоко с вашим заголовком iPhone вниз, вы в конечном итоге получите линии, которые немного сходятся к верхней или нижней части изображения, которое не будет выглядеть так хорошо.
Так что при съемке фотографий с симметричной композицией, Не торопитесь, чтобы убедиться, что ваш iPhone параллельно с вашим предметом. Это хорошо стоит терпения и усилий, чтобы получить его просто правильно.
Используйте вертикальные линии симметрии
Вертикальная линия симметрии проходит прямо по середине фотографии сверху вниз, создавая фотографии с аналогичными левой и правой сторонами. Ищите объекты с вертикальными линиями в сцене, например, деревья, двери, дорожки, архитектура и т. д.
Эта композиция дверного проема особенно хорошо работает, потому что все линии вокруг края фотографии ведут к двери. Опять же, самая важная часть съемки чего-то вроде двери — это держать ваш iPhone параллельно объекту.
Обычно, чтобы улучшить вертикальные линии, лучше всего держать iPhone вертикально. Это обеспечивает максимальное количество пространства для вашей симметрии с каждой стороны.
Удержание iPhone вертикально, в отличие от горизонтальной ориентации, улучшает вертикальную симметрию.
Если держать iPhone в ландшафтной ориентации, то по краям окон оставалось слишком много места и, вероятно, недостаточно места, чтобы захватить свет на полу. Другими словами, композиция была бы слабее.
Используйте горизонтальные линии симметрии
Горизонтальная линия симметрии проходит по середине фотографии слева направо, создавая фотографию с аналогичными верхней и нижней частями. Чтобы наилучшим образом продемонстрировать симметрию в таких фотографиях, держите iPhone горизонтально.
Самое простое место для поиска горизонтальной линии симметрии это водоём. Отражения чего-либо в небе и вдоль береговой линии создают легкую симметричную фотографию.
Конечно, есть больше вариантов создать фотографию с горизонтальной симметрией, чем просто отражения. Следите за линиями, которые проходят горизонтально в других типах сцен, где вы можете создать хорошо сбалансированную симметричную фотографию.
Хотя это не идеальное зеркальное отражение, но горизонтальная симметрия происходит. Если вы разрезаете фотографию пополам по горизонтали, большая часть фотографии выравнивается симметрично, за исключением недостающих кирпичей в нижней части.
Симметрия не должна быть идеальной, чтобы добавить баланс и гармонию в ваш образ, и приведенный выше пример демонстрирует это.
Держите линию симметрии по центру
Композиция является ключевым элементом в симметричных фотографиях. Когда вы находите сцену, которая имеет симметрию, имейте в виду, что ваша линия симметрии должна быть по центру композиции. Это относится как к горизонтальным, так и к вертикальным линиям симметрии.
Если линия симметрии не является центральной, фотография не будет выглядеть правильно. В приведенном выше примере, если расположить вертикальную бетонную колонну левее или правее, фотография не будет иметь такой сильной симметрии.
Используйте приложения для создания симметрии
Если вы не можете найти для фотосъемки какие-либо сцены с симметрией, вы всегда можете использовать приложение для фотографий для создания симметричного изображения. В основном это подразумевает зеркальное отображение существующей фотографии либо по горизонтали, либо по вертикали.
Это абстрактная симметричная фотография московской станции метро Некрасовка. При использовании данного приёма фотография может получиться абстактной, но это не должно вас остановить. Не позволяйте чему-либо удерживать вас от попыток заставить фотографию работать!
В магазине приложений для iPhone есть много приложений с помощью которых можно создать симметричные фотографии. Приложение Photo Mirror Effects Camera позволяет во время съемки фотографий увидеть готовую симметрию. Это приложение быстрое и простое в использовании, даже с готовыми фотографиями.
Если бы дорога была прямой в фотографии была бы естественная симметрия. Но приложение Photo Mirror Effects Camera позволяет отразить изображение, используя вертикальную линию симметрии.
Вертикальные линии в оригинале фотографии выше хорошо смотрятся, но небольшая кривая тропинки разрушила вертикальную симметрию. Поэтому использование приложения Photo Mirror Effects позволило создать горизонтальную симметрию и веселую фотографию.
Рекомендую это приложение, если вы хотите, чтобы возможность фотографировать с зеркальным эффектом была во весь экран.
PhotoMirror — это удивительно подробное приложение со множеством опций, включая выбор различных соотношений сторон, которые многие другие приложения не предлагают. Единственное, чего не хватает, — это живой вид зеркального эффекта в видоискателе, но несмотря на это я настоятельно рекомендую это приложение.
Хотя Circular+ не является приложением для зеркального отображения, оно отлично подходит для создания симметричных композиций и добавления баланса в фотографию. Для этого просто перейдите в раздел редактирование изображения и нажмите кнопку “+”, чтобы добавить повторение.
Теперь вы можете вращать фотографию, пока не увидите линию симметрии, которая вам нравится. Если вы не хотите использовать этот эффект на всех своих фотографиях, он может добавить интересный абстрактный эффект к обычному изображению.
Создавайте неестественные формы в приложениях для симметрии
Если облака в небе не горизонтальны то при встрече в середине они будут неестественной формы. То же самое происходит с волнами в воде, камнями, деревьями и почти любыми другими объектами, которые можно использовать.
Вот пример проблемных областей, которые нужно искать при использовании таких приложений, как Photo Mirror Effects. Угловатые облака, сходящиеся вместе, выглядят неестественно, а камни, которые сплющиваются вместе, образуют какие-то странные формы.
Это пример нахождения правильной точки для зеркального отображения фотографии в приложении Photo Mirror Effects. Если сдвинуть исходную фотографию немного влево или вправо, дерево на вершине острова имело бы две вершины и выглядело неестественно. В этом случае нужно найти местечко с которого оно могло выглядеть, как обычное дерево.
Еще одна проблема, которая может возникнуть при создании в приложении симметричной фотографии — это проблемы с тенями. Не все тени на фотографии выше падают в одном и том же направлении, что не имеет смысла для нашего взгляда.
При создании симметричных фотографий с помощью приложений, помните об окружающем пространстве вокруг ваших линий симметрии и следите за неестественными или странными формами, вызванными зеркальными объектами.
Перемешайте свои фотографии
Один последний пункт … постарайтесь не застрять поиском в мира симметрии, или вы пропустите другие возможности для фотографий.
После того, как вы сделаете фотографию с симметричной композицией, обязательно переместитесь и сделайте несколько асимметричных снимков. Это добавит разнообразие вашим фотографиям и покажет ваш объект или сцену с разных точек зрения.
20 композиционных приемов в фотографии — краткое пособие в помощь новичкам (с примерами) (41 фото)
1. ПРАВИЛО ТРЕТЕЙ
Это очень просто: вы разделяете кадр на 9 равных прямоугольников, 3 по горизонтали и 3 по вертикали, как показано на фото. Многие производители камер включили возможность отображения этой сетки в режиме просмотра в реальном времени. Проверьте руководство вашей камеры, чтобы включить эту функцию.
Идея заключается в том, чтобы поместить важный элемент кадра вдоль одной или нескольких линий, или там, где линии пересекаются. Наша естественная тенденция — поместить главный объект в центр. Размещение его в стороне от центра, используя правило третей, создаст более привлекательную композицию.
На этой фотографии Староместской площади в Праге, фотограф поместил горизонт вдоль верхней трети кадра. Большинство зданий находятся в средней трети, а сама площадь занимает нижнюю треть кадра. Шпили церкви расположены вблизи горизонтальной линии справа от центра кадра.
2. СИММЕТРИЯ
Сначала мы советовали вам не помещать главный объект в центр кадра, а сейчас скажем прямо противоположное! Есть моменты при размещении объекта в центре кадра, когда это оправдано и выглядит прекрасно. Симметричные сцены идеально подходят для центрированной композиции. Они идеально вписываются в квадрат.
Эта фотография моста в городе Дублин был идеальной для центрированной композиции.
Можно использовать симметрию, можно асимметрию. В любом случае это очень сильный инструмент для построения композиции. Важно помнить одну вещь – в вашем кадре должны быть изюминка, то, что привлечет внимание зрителя.
Кадры с отражением — отличная возможность использовать симметрию в вашей композиции. На этой фотографии, мы использовали оба правила — правило третей и симметрии. Дерево расположено справа от центра, а отражение в воде обеспечивает симметрию. Можно и нужно комбинировать несколько принципов композиции в одной фотографии!
3. РАСФОКУС И ГЛУБИНА РЕЗКОСТИ
Расфокус — использование глубины резкости, когда основной смысловой объект фотосюжета находится в резкости, а остальные предметы размыты. Это отличный способ добавления ощущения глубины кадра. Фотографии 2D по своей природе, а этот прием позволяет добиться 3D эффекта.
На этой фотографии водопада в Нидерландах, камни в реке видны очень четко, а задний план немного расфокусирован. Добавление резкости переднему плану особенно хорошо работает с широкоугольными объективами.
Эти кадры тоже сняты в Дублине. Передний план снят с очень большой резкостью, а задний план в расфокусе. И еще один совет — выходите на фото-охоту пораньше, хоть в 5 утра — и вы будете вознаграждены прекрасными видами.
4. РАМКА
Рамка внутри кадра (или «кадр к кадре», или фрейминг) является еще одним эффективным способом изображения глубины композиции. Обратите внимание на такие элементы, как окна, арки или нависающие ветви. «Рамка» не обязательно должна окружать весь кадр, чтобы сделать его эффектным.
На фотографиях, сделанных на площади Сан-Марко в Венеции, фотограф использовал арку как рамку для собора в дальнем конце площади. Использование арки в качестве декораций было присуще ренессансной живописи в качестве способа изображения глубины и перспективы.
Еще пример фрейминга. Обратите внимание: даже несмотря на то, что «рамка» не окружает весь кадр в этом случае, она по-прежнему добавляет ощущение глубины.
Использование «кадра в кадре» представляет собой прекрасную возможность быть творческими в ваших композициях.
5. ЛИНИИ
Линии лучше всего работают в качестве направляющих: глаз цепляется за линию и следует по ней, слева направо и снизу вверх. Таким образом вы “ведете” взгляд зрителя по кадру, акцентируя внимание на нужных вам моментах.
Направляющие линии не обязательно должны быть прямыми, как показано на рисунке выше. На самом деле, изогнутые линии могут быть очень привлекательной композиционной особенностью. В этом случае дорога ведет взгляд зрителя от нижнего края по направлению к дереву. Фотограф также использовал правило третей при создании снимка.
6. ДИАГОНАЛИ И ТРЕУГОЛЬНИКИ
Часто говорят, что треугольники и диагонали добавляют «динамическое напряжение» в кадр. Это один из самых эффективных композиционных приемов — диагональная композиция. Суть её очень проста: основные объекты кадра мы располагаем по диагонали кадра. Например, от верхнего левого угла кадра к правому нижнему. Этот приём хорош тем, что такая композиция непрерывно ведет взгляд зрителя через всю фотографию.
7. ПАТТЕРНЫ И ТЕКСТУРА
Что такое паттерн? Если говорить о фотографии – это повторяющиеся объекты, которые можно использовать при построении композиции кадра. Внимательно посмотрите по сторонам и вы увидите, что вокруг нас очень много паттернов – особенно в городском ландшафте. Вспомните об этом приеме, когда в следующий раз пойдете на прогулку с фотоаппаратом.
Текстура сама по себе не играет роли. Играет роль свет, который падает на текстуру и за счет теней создает объём. Если вы работаете с естественным светом, попробуйте поменять положение камеры – ищите интересные ракурсы и тогда текстура в кадре может сделать вашу фотографию оригинальной и запоминающейся.
На этой фотографии, нам очень понравилась текстура камня. Вы также можете заметить, что арка создает «кадр в кадре» вокруг человека и кафе на другой стороне арки.
8. ПРАВИЛО НЕЧЕТНЫХ ОБЪЕКТОВ
Правило гласит: изображение является более визуально привлекательным, если в кадре присутствует нечетное число предметов. По этой теории, четное количество элементов в сцене отвлекает внимание, так как зритель не уверен, на каком из них сосредоточить свое внимание. Нечетное число элементов рассматривается как более естественное и легкое для глаз. Честно говоря, есть много случаев, когда это не так, но это, безусловно, применимо в определенных ситуациях. Что делать, если у вас четверо детей? Как решить, кому из них выйти из кадра? Если серьезно, то конечно, это правило нужно нарушать!
На фото пример использования правила нечетных объектов. Тут три арки, и автор фото убежден, что две арки «не сработали бы» так хорошо. Кроме того, в кадре три человека. Эта композиция также использует правило «фрейминга».
На этой фотографии двух венецианских гондольеров полностью проигнорировано правило нечетности. Это правда, ваше внимание может перемещаться между гондольерами. Однако тут дело именно в разговоре, это и притягивает глаз, и количество объектов в данном случае неважно.
9. ЗАПОЛНЕНИЕ КАДРА
Заполнение кадра объектом съемки, оставляя мало или вообще не оставляя пространства вокруг него, может быть очень эффективным в определенных ситуациях. Этот прием помогает полностью сосредоточиться на главном объекте, центре композиции без каких-либо отвлекающих факторов. Он также позволяет зрителю изучить детали, что было бы невозможно, если бы вы сфотографировали с дальнего расстояния. Во многих случаях это может помочь получить оригинальную и интересную композицию.
На этой фотографии любимой кошки фотографа, вы заметите, что он полностью заполнил кадр «лицом», и кадрировал края головы и гриву. Это позволяет зрителю по-настоящему сосредоточиться на деталях, таких как глаза или текстура меха. Вы также можете заметить, что автор использовал правило третей в этой композиции.
Собор Нотр-Дам в Париже на этом снимке занимает весь кадр, оставляя очень мало места по краям. Это позволило продемонстрировать архитектурные детали фасада здания.
10. БОЛЬШЕ ВОЗДУХА или ОСТАВЛЯЙТЕ СВОБОДНОЕ ПРОСТРАНСТВО В КАДРЕ
Оставляя много пустого пространства (или воздуха) вокруг объекта съемки, вы получите очень привлекательные снимки, с ощущением простоты и минимализма. Как и заполнение кадра, это помогает сфокусировать зрителя на главном объекте, не отвлекаясь.
Фото гигантской статуи бога Шивы в Маврикие является хорошим примером использования пространства. Статуя, очевидно, центр композиции, но еще оставлено много пространства, заполненного только небом. Это акцентирует внимание на самой статуе, давая главному предмету «пространство для дыхания», так сказать. Композиция также создает ощущение простоты. Там нет ничего лишнего. Статуя окружена небом, вот и все. Фотограф также использовал правило третей, поместив статую справа от центра кадра.
11. ПРОСТОТА И МИНИМАЛИЗМ
Простота сама по себе может быть мощным инструментом композиции. Часто говорят, что «лучше меньше, да лучше». Простота часто означает получение снимков с использованием несложных фонов, которые не отвлекают от главного объекта. Вы также можете создать простую композицию путем увеличения масштаба части объекта съемки и фокусировки на конкретной детали.
На этой фотографии увеличены капли росы на листьях в саду. Это так просто и красиво. Хороший макрообъектив может быть очень полезным инструментом для создания таких фотографий.
Тут тоже все очень минималистично: дерево на рассвете, простой и лаконичный фон, чтобы сосредоточить внимание именно на дереве. Эта фотография использует правило «больше воздуха», чтобы создать ощущение простоты и минимализма, а также правило третей и направляющих линий в композиции.
12. «ИЗОЛИРУЕМ» ОБЪЕКТ СЪЕМКИ
Использовать малую глубину резкости, чтобы выделить («изолировать») ваш объект съемки — эффективный способ упрощения композиции. Размытием фона можно отвлечь внимание от вашего основного предмета. Это особенно полезный метод для съемки портретов. Вы можете узнать больше о том, как использовать различные настройки в учебниках по использованию диафрагмы, выдержки и ISO.
На этой фотографии размытый фон акцентирует внимание на портрете кота. Этот метод — отличный способ упростить композицию.
Выбор точки съемки прямым образом влияет на эмоциональное восприятие снимка. Для портрета лучшая точка — на уровне глаз. Держите камеру на уровне объекта съемки, иначе вы рискуете получить искажённые пропорции. Фотографируя детей или животных, опуститесь до уровня их глаз.
13. ИЗМЕНИТЕ ТОЧКУ СЪЕМКИ
Такие точки съемки мы называем нормальными по высоте. При этом изображение почти не искажается. Такой ракурс идеален, когда важно передать объект с его естественными пропорциями. Большинство фотографий в мире делается с «нормальной» точки съемки, это общее правило. Но не всегда «нормальный» ракурс может передать вашу творческую задумку. Нередко для реализации творческого замысла помогают использование верхних и нижних точек съемки.
Перспектива снимка может измениться, если выбрать иную точку съемки. При съемке с низкой точки изменяется привычное сопоставление предметов переднего и дальнего планов по высоте. Например, человек низкого роста может казаться выше и стройнее. В спортивных сюжетах низкая точка съема подчеркивает высоту прыжка и добавляет снимку динамики. Высокие точки съемки способствуют выразительному показу широкого пространства и выявлению расположения фигур и предметов на этом пространстве. Близкие к объекту высокие или низкие точки съемки дают особый перспективный рисунок кадра, необычную перспективу — ракурс.
14. ИЩИТЕ СОЧЕТАНИЕ ЦВЕТОВ
Об использовании цвета как о композиционном инструменте часто забывают. Теорию цвета отлично знают графические дизайнеры, модельеры и дизайнеры интерьеров. Определенные комбинации цветов дополняют друг друга, а могут визуально сильно резать глаз. Взаимное расположение цветов и оттенков реализовано на основе законов колористики (теории цвета), и с их помощью очень удобно подбирать гармоничные сочетания. Посмотрите на цветовой круг. Вы можете видеть, что цвета расположены в сегментах круга. Цвета, которые находятся напротив друг друга, называются комплиментарными. Фотограф должен искать кадры, где эти сочетания цвета создают привлекательные и яркие композиции.
Комплементарные цвета — контрастные цвета, которые расположены на противоположных концах цветового круга, напротив друг друга. Очень удачно использовать контрастные сочетания можно для выделения деталей, но не рекомендуется применять такую схему для текста или при составлении гардероба.
15. НАПРАВЛЕНИЕ И ПРОСТРАНСТВО
На этой фотографии кораблик находится на левой стороне кадра и движется слева направо. Обратите внимание на то, что нужно дать больше места впереди, для движения лодки вперед (справа), чем позади нее. Мы можем мысленно представить себе, как лодка движется в это пространство, как она плывет по реке. Если лодка была бы прямо на правой стороне кадра, это «увело» бы нас из фотографии! Правило сформулировано примерно так: нужно оставлять пространство для воображаемого движения.
Это правило также может быть использовано при фотографировании людей. Правило направления и пространства предполагает, что субъект должен смотреть в объектив или его взгляд должен падать на что-то в кадре. Взгляните на музыканта на фотографии выше. Кадр сделан с левой стороны. Если бы он смотрел в другую сторону, на что-то вне кадра, это выглядело бы странно.
16. СЛЕВА НАПРАВО
Наш мозг привык читать слева направо, так же мы оцениваем и снимок. Поэтому смысловой центр лучше располагать в правой части кадра. Таким образом взгляд и объект съёмки как бы движутся навстречу друг другу. При построении композиции всегда учитывайте этот момент.
17. БАЛАНС
Баланс или равновесие очень важны. Хитрость композиционного равновесия состоит в том, что нет единственно верных рекомендаций, которые расскажут вам все раз и навсегда. Придется руководствоваться не только правилами, но и врожденным чувством баланса.
Первым композиционным ориентиром было «правило третей». Это, конечно, означает, что мы часто размещаем основной предмет фотографии в стороне от центра кадра, вдоль одной из вертикальных линий сетки. Но иногда это может привести к дисбалаянсу, если оставить своего рода «пустоты» в остальном кадре.
Чтобы преодолеть это, вы можете сделать снимок, где предмет второстепенной или меньшей важности (или размера) будет на другой стороне кадра. Это уравновесит композицию, не забирая слишком много внимания от основного объекта съемки.
Посмотрите на фото фонарного столба на мосту Александра III в Париже. Сам фонарный столб заполняет левую сторону кадра. А Эйфелева башня на приличном расстоянии уравновешивает это с другой стороны.
Эта фотография была сделана в Венеции. Здесь тоже самое. Декоративный фонарный столб доминирует на одной стороне кадра. А башня церкви (на расстоянии) обеспечивает баланс с другой стороны.
18. ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ
Противопоставление — очень мощный инструмент в композиции фотографии. Противопоставление означает включение в кадр двух или более элементов, которые либо контрастируют, либо дополняют друг друга. Оба подхода могут работать очень хорошо, и играют важную роль в фотографии — они помогают рассказать историю.
Посмотрите на эту фотографию, сделанную в Париже. В нижней части кадра полный беспорядок — картинки висят как попало. Возвышаясь над всем этим, стоит величественный собор Нотр-Дам. Эта архитектурная жемчужина — воплощение порядка и структуры в отличие от растрепанных, но симпатичных уличных картинок. Они, как представляется, находятся в противоречии, но все же хорошо «работают» в кадре вместе. Они показывают такой разный Париж, рассказывают историю о двух различных элементах города.
Старый Citroen 2CV выглядит просто отлично на фоне типичного французского кафе. Два элемента прекрасно дополняют друг друга.
19. ТРЕУГОЛЬНИКИ
Это похоже на правило третей, но вместо сетки прямоугольников, мы делим кадр диагональными линиями, идущими от одного угла к другому. Затем мы добавляем еще две линии из других углов. Две меньшие линии встречают большую линию под прямым углом, как это показано ниже. Это делит кадр на ряд треугольников. Как вы можете видеть, этот способ помогает внести «динамическое напряжение», о котором мы узнали из правила № 6. Как с правилом третей, мы используем линии (треугольники в данном случае), чтобы помочь расположить различные элементы в кадре. На фото ниже, диагонали иллюстрируют правило треугольников.
(Кстати, тут отличный материал о «треугольниках в построении фото-композиций» http://journal.foto.ua/likbez/theory/postroenie-kompozicii-treugolniki.html).
20. ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ
Золотое сечение было известно ещё в древней Греции, его свойства изучали Евклид и Леонардо да Винчи. Самое простое описание золотого сечения применительно к фотосъемке такое: лучшая точка для расположения объекта съемки — примерно 1/3 от горизонтальной или вертикальной границы кадра. Расположение важных объектов в этих зрительных точках выглядит естественно и притягивает внимание зрителя.
Это одно из базовых понятий композиции, метод разделения отрезка в отношении а/с = Ь/а. Численно это выражается отношением 5 к 8, или более точно 8/13 или 13/21. Если отношение между сторонами прямоугольника именно таково, то такой прямоугольник называется «золотым». Более простой вариант золотого сечения — правило третей. Напомним еще раз: исходя из правила третей прямоугольник разбивается не в пропорциях золотого сечения, а его стороны делятся на три равные части. Согласно с правилом третей гармоничная композиция создается помещением главных сюжетных элементов в точки пересечения линий, разделяющих кадр на 9 прямоугольников. В большинстве живописных пейзажей эпохи Возрождения линия горизонта делит плоскость картины в соответствии с принципом золотого сечения.
Если говорить проще, золотое сечение — это две величины в золотой пропорции, их соотношение — такое же, как отношение их суммы к большей из двух величин.
Вместо обычной сетки (правило третей), кадр делится на ряд квадратов, как показано на фото. Затем вы можете использовать квадраты, чтобы мысленно нарисовать спираль, которая выглядит как панцирь улитки. Это Спираль Фибоначчи. Квадраты помогают позиционировать элементы в кадре, а спираль дает нам представление о том, как кадр должен выглядеть с точки зрения динамики. Это как бы невидимая направляющая линия.
Автор настоящего текста признает, что осознанно он никогда не применял правило золотого сечения, а только интуитивно. Когда он посмотрел на свои фотографии, то заметил, что невольно использовал его много раз.