Что такое штаб на пожаре
Оперативный штаб
Оперативный штаб – временно сформированный нештатный орган управления на пожаре, который создается, если на тушение пожара привлекаются силы и средства по повышенному номеру (рангу) вызова, при организации на месте пожара трех и более боевых участков по тушению пожара, при необходимости детального согласования с администрацией предприятия действий по тушению пожара. Работой оперативного штаба руководит его начальник, который одновременно является зам. РТП. В состав оперативного штаба могут входить зам. начальника штаба, начальник тыла, представители администрации предприятия и др. лица по усмотрению РТП Работа оперативного штаба осуществляется на основе распоряжений и указаний РТП.
Основные задачи оперативного штаба: сбор, обработка и анализ данных об обстановке на пожаре, передача необходимой информации РТП и дежурному диспетчеру; определение потребности в силах и средствах, подготовка соответствующих предложений для РТП; обеспечение контроля за выполнением поставленных задач; организация подготовки и обеспечение ведения основных действий по тушению пожара; учёт сил и средств на пожаре, расстановка их по участкам тушения пожара (секторам), ведение соответствующей документации; создание на пожаре резерва сил и средств; обеспечение работы ГДЗС и связи на пожаре; обеспечение мероприятий по охране труда и технике безопасности личного состава на пожаре; реализация мер по поддержанию основной готовности сил и средств, участвующих в тушении пожара.
Оперативный штаб располагается в месте, определяемом РТП, обеспечивается необходимым для управления оборудованием и обозначается: днем – красным флагом с надписью «ШТАБ», ночью – красным фонарем или др. световым указателем красного цвета.
Кимстач И.Ф., Девлишев П.П., Евтюшкин Н.М. Пожарная тактика. М., 1984
Оперативный прогноз – см. Прогнозирование.
Оперативный штаб МЧС России по ликвидации чрезвычайной ситуации – функциональная структура МЧС России, предназначенная для выявления причин, оценки характера чрезвычайной ситуации, выработки предложений по её локализации и ликвидации, осуществляющая руководство организацией и проведением мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации. О.ш. занимается: координацией действий всех служб и подсистем, участвующих в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ; обеспечением деятельности соответствующих комиссий по чрезвычайным ситуациям; организацией взаимодействия этих комиссий с органами военного командования, привлекаемыми к ликвидации чрезвычайных ситуаций; О.ш. создаются на базе органов управления ГОЧС и заинтересованных организаций с учётом специфики возникновения чрезвычайных ситуаций.
Основы управления силами и средствами на пожаре
Понятие организации управления силами и средствами на пожаре содержит комплекс мероприятий, направленных на создание и развертывание системы управления и обеспечение эффективного функционирования на различных её этапах.
Управление силами и средствами на пожаре
Учебные вопросы:
1. Управление силами и средствами на пожаре.
2. Должностные лица на пожаре.
Управляет всеми подразделениями руководитель тушения пожара (РТП).
Под управлением подразделениями на пожаре следует понимать процесс целенаправленного воздействия (РТП, оперативного штаба пожаротушения) на личный состав пожарных подразделений и других служб с целью успешного ведения действий, связанных с непосредственным тушением пожара и проведение связанных с ним аварийно-спасательных работ.
В зависимости от обстановки личный состав решает следующие задачи:
Объективность оценки обстановки на пожаре и правильность принятия решения зависит от:
Если работает несколько караулов, в этом случае управляет подразделениями старший начальник, возглавляющий караул той части, в районе выезда которой возник пожар, или в соответствии с порядком, установленным в гарнизоне. К управлению на отдельных участках в данном случае старший начальник может привлекать участвующий в тушении пожара начальствующий состав.
На крупных пожарах для эффективности руководства:
Руководство и управление подразделениями осуществляется непосредственно через:
Вся их деятельность должна строиться на определенных принципах, к которым относятся: оперативность, достоверность, твердость руководства (устойчивость), непрерывность, гибкость руководства, научность и предвидение возможного изменения обстановки, единоначалие.
Оперативность – заключается в решении стоящих вопросов в кратчайшие сроки и на высоком профессиональном уровне.
Достоверность – использование достоверных источников получаемой информации и личный контроль за доведением её до руководителя.
Твердость руководства (устойчивость) – выражается в принятии решения, высокой требовательности к личному составу по полноте и точности выполнения поставленных задач, способности удержать руководство в сложной обстановке, несмотря на возникающие трудности.
Непрерывность руководства – заключается в постоянном влиянии на ход действий по ТП и ПАСР, постоянном контроле над обстановкой, складывающейся на пожаре.
Гибкость руководства – заключается в умении своевременно реагировать на изменение обстановки, в способности своевременно изменить тактику и способы тушения в случае необходимости.
Научность и предвидение – заключается в анализе и возможности предвидения изменения обстановки в ходе ведения действий по ТП и ПАСР (возможность взрыва, обрушение, вскипание, распространение пожара на значительную площадь и т.д.).
Принцип единоначалия – состоит в том, что РТП на основе прав, предоставляемых ему законом, и регламентированных нормативными документами является единоначальником, т.е. человеком, несущим полную ответственность за принятое решение, успешное тушение пожара и ликвидации последствия ЧС.
Именно единоначалие в сложных условиях обеспечивает централизацию и твердость управления подразделениями пожарной охраны.
Должностные лица на пожаре
Руководство тушением пожара
Руководство тушением пожара осуществляется одним лицом – руководителем тушения пожара. Он является прямым начальником для всего личного состава пожарных подразделений, прибывших для тушения пожара
Допуск к самостоятельному руководству тушением пожара решается старшим начальником отдельно для каждого лица начальствующего состава пожарной охраны.
Приказания и команды РТП – закон для всего личного состава, работающего на пожаре.
В случае сосредоточения сил и средств по повышенному номеру вызова, при организации на пожаре 2–3 участков тушения пожара, РТП решает основную задачу по организации управления силами и средствами:
Работа тыла на пожаре
Под тылом понимается все то, что находится за линией разветвлений или наружным периметром стен горящего объекта и имеющим отношение к тушению пожара. Тыл существует на каждом пожаре, не зависимо от его размеров и количества работающих сил и средств.
В задачи тыла входят:
На крупных и сложных пожарах создание УТП обеспечивает более четкое выполнение поставленных задач, контроль за выполнением приказаний РТП, взаимодействие между отдельными подразделениями, своевременное получение информации об обстановке на отдельных участках.
Принципы определения границ УТП:
После локализации пожара НУТП производит:
После ликвидации пожара НУТП:
Оперативный штаб на пожаре
В зависимости от обстановки на пожаре для управления подразделениями РТП может организовать оперативный штаб тушения пожара.
Основные задачи оперативного штаба:
После ликвидации УТП НШ принимает доклады от НУТП о работе на УТП. Заполняет окончательные данные о пожаре в оперативные документы, уточняет схему тушения, передает сообщение на СОО ЦУКС (ПСЧ).
ОШ ликвидируется только по указанию РТП.
Виды связи на пожаре
Связь управления устанавливается между РТП и командирами подразделений, между РТП и оперативным штабом, начальником тыла, начальником УТП, а при необходимости с пожарными автомобилями. Для этого используются радиостанции, полевые телефонные аппараты, переговорные устройства, мегафоны, громкоговорящие установки и другие технические средства.
Связь взаимодействия устанавливается между начальниками УТП (подразделений). Она обеспечивает взаимодействие между УТП (подразделениями). Для этого используются радиостанции, полевые телефоны, переговорные устройства и связные. При невозможности использования технических средств связи применяют сигналы управления.
Связь информации устанавливается между РТП, оперативным штабом и СОО ЦУКС или ПСЧ по радиосвязи, телефонной и сотовой связи. Эта связь должна обеспечивать взаимную передачу информации СОО ЦУКС (ПСЧ) и подразделений, находящихся на пожаре и в пути следования об обстановке в ходе тушения, вызов дополнительных сил и средств, а также передачу требований РТП службам города. По прибытии на пожар связные поступают в распоряжение НШ.
Литература:
Оперативный штаб пожаротушения и его роль в управлении силами и средствами на пожаре.
Оперативный штаб пожаротушения и его роль в управлении силами и средствами на пожаре
Для её решения штаб должен иметь чёткие и проверенные данные об обстановке на пожаре, состоянии сил и средств, знать, в чём они нуждаются, что нужно сделать, чтобы повысить их боевую готовность.
Такие данные оперативный штаб получает путём личного наблюдения за действиями подразделений пожарной охраны на пожаре, общением сотрудников штаба с командирами подразделений, получением докладов об обстановке на участках тушения пожара, из данных разведки места пожара.
Своевременно анализируя эти сведения, оперативный штаб в состоянии, не ожидая получения конкретной задачи, предусмотреть эффективные мероприятия, направленные на устранение тех недочётов, которые в той или иной мере снижают тактические возможности пожарных подразделений. Значительное внимание штаб уделяет поддержанию пункта управления в постоянной готовности, наличию связи, знанию должностными лицами на пожаре установленных сигналов.
С получением задачи оперативный штаб выполняет значительную часть работы по планированию действий по тушению пожара, обеспечивает доведение задач до исполнителей. Выполняя работы по планированию и организации тушения, готовит данные и расчёты, необходимые РТП для принятия решения; планирует и осуществляет основные мероприятия по всестороннему обеспечению действий по тушению пожара; организует связь с подчинёнными, взаимодействующими службами и вышестоящим руководством; уточняет все вопросы, связанные с оснащением, размещением и перемещением оперативного штаба в ходе действий по тушению пожара. Одновременно с этим сотрудники оперативного штаба организуют контроль за работой подчинённых на участках тушения пожара и позициях, за работой тыла на пожаре.
Для умелого управления силами и средствами на пожаре необходимо отчётливо знать истинную обстановку, в которой оказались подразделения при выполнении поставленной задачи. Учитывая, что обстановка быстро меняется, оперативный штаб непрерывно заботится о сборе, изучении и обобщении данных о развитии пожара, действиях подразделений, опасных факторах пожара, возможности их возникновения на участках тушения.
На основе глубокого обобщения и анализа данных обстановки оперативный штаб подготавливает выводы и предложения по использованию имеющихся сил и средств и в соответствии с решением РТП осуществляет планирование действий по тушению пожара и проводит намеченные мероприятия по организации тушения. Вместе с этим, должностные лица штаба своевременно, не ожидая запросов, а также при резких и неожиданных изменениях обстановки докладывают данные в вышестоящие органы.
Своевременное получение данных и быстрое доведение задач до подразделений невозможно без устойчивой связи. Поэтому постоянной заботой оперативного штаба в любых условиях остаётся умелая организация связи.
В период подготовки и ведения действий по тушению пожара одной из задач оперативного штаба является ведение учёта личного состава, пожарной техники. Данные об укомплектованности боевых расчётов поступают в момент заступления на дежурство. В тех случаях, когда неожиданно произошли резкие изменения в составе подразделений, об этом докладывается немедленно.
Являясь основным органом управления силами и средствами на пожаре, оперативный штаб обеспечивает согласованную работу всех подразделений и взаимодействующих служб, направляя их усилия на выполнение решений РТП.
Успешное выполнение должностными лицами оперативного штаба на пожаре своих задач зависит от их профессиональной подготовленности, опыта, деловой сработанности с РТП и другими должностными лицами органов управления. Что касается их подготовленности и личных качеств, то здесь на первый план выдвигается высокая принципиальность, способность руководствоваться в своих действиях профессиональными интересами, требовательность к себе, правильное понимание критики и самокритики. В той же мере сотрудникам оперативного штаба должны быть присущи дисциплинированность, исполнительность, способность проявлять самостоятельность и творчество. Исключительно велика в этом роль начальника оперативного штаба, являющегося, по сути, заместителем РТП, модель деятельности которого представлена на рис. 1. Он доводит решение РТП и его указания до всех должностных лиц на пожаре, привлекает их к совместной разработке мероприятий по организации и обеспечению действий по тушению пожара. В свою очередь они докладывают начальнику оперативного штаба все основные данные о положении и состоянии подчинённых, согласовывают с ним свои планы по их использованию при тушении пожара. Только при условии самой тесной и согласованной работы, а также деловых взаимоотношений между всеми должностными лицами на пожаре создаются нормальные условия для функционирования системы управления.
Поэтому начальник оперативного штаба выступает в роли организатора работы всей системы управления. От его подготовленности, опыта, умения направить работу подчинённых зависит слаженная и согласованная работа всех органов управления и тем более оперативного штаба. Личная организованность, способность найти в каждый момент то звено цепи, которое решает успех дела, мобилизовать все силы на достижение основной цели характеризует начальника оперативного штаба как руководителя коллектива.
РТП должен доверять начальнику штаба, поскольку он не просто исполнитель, а самый близкий помощник РТП. Со своими подчинёнными на основе общего замысла РТП, начальник оперативного штаба обдумывает все детали, готовит мотивированные предложения. С помощью его осуществляется контроль исполнения приказов и обеспечивается управление силами и средствами на пожаре.
Рис. 1. Модель деятельности начальника оперативного штаба на пожаре.
Высокое положение, которое занимает начальник оперативного штаба на пожаре, обязывает его всегда знать задачи, поставленные подразделениям РТП, положение, состояние и тактические возможности подразделений, обстановку на пожаре, необходимое количество сил и средств; быть готовым в любое время сделать выводы по оценке обстановки, дать предложения по решению, определить мероприятия по обеспечению действий по тушению пожара и организации управления.
Несмотря на свою большую организаторскую работу, он сам выполняет наиболее сложные задачи. В процессе планирования начальник оперативного штаба непосредственно работает вместе с РТП по принятию решений, производит расчёт времени на организацию действий по тушению пожара, разрабатывает оперативные документы.
Но каким бы подготовленным ни был начальник оперативного штаба, он один не в состоянии вовремя выполнить все задачи штаба. Поэтому в некоторых случаях он назначает помощников. От степени их подготовленности к выполнению своих обязанностей зависит успех оперативного штаба в целом. Отсюда важнейшей задачей является обучение и воспитание сотрудников оперативного штаба, совершенствование методов их работы, повышение слаженности сотрудников оперативного штаба как основного органа управления.
Успешное выполнение обязанностей и задач всеми органами управления во многом зависит от их организованности и чёткости в работе, умения в любой обстановке сохранять спокойствие, выдержку и вместе с тем проявлять принципиаль-ность и требовательность к личному составу подразделений. Вся их работа в современных условиях должна проходить в высоком темпе, с затратой минимального времени на выполнение каждой поставленной задачи.
Успешное выполнение задач управления возможно только при обеспечении самой тесной взаимосвязи в деятельности всех должностных лиц и органов управления. Как никогда раньше качество управления зависит не только от работы РТП и штаба, но и всех руководителей, возглавляющих пожарные подразделения или вызванных на место пожара для оказания помощи. Важнейшим показателем умелой деятельности органов управления является выполнение всех работ с высоким уровнем штабной культуры. В это понятие обычно входит система требований к уровню подготовки органов управления, к качеству выполняемых ими работ по управлению силами и средствами, которое отвечает характеру тушения пожара. В содержание штабной культуры вкладывается не только грамотная и аккуратная разработка документов, но и глубокое знание сотрудниками оперативного штаба вопросов тушения, высокий уровень их профессиональной подготовленности, умение изыскивать новые методы работы, обеспечивающие эффективное использование в тушении имеющихся сил и средств.
В любых условиях, в том числе и при внедрении автоматизированных систем управления, ни в коей мере не уменьшится роль РТП и штаба в руководстве силами и средствами. Новейшие технические средства окажут им неоценимую помощь, но не заменят человека, его творческую мысль, волю, логический анализ обстановки; по-прежнему РТП останется центральной фигурой в системе управления, а оперативный штаб – основным органом управления силами и средствами на пожаре.
Задачи материально-технического обеспечения тушения пожара решает начальник тыла, который входит в состав оперативного штаба и непосредственно подчиняется НШ.
Основными задачами тыла на пожаре являются:
Модель деятельности начальника тыла на основе его обязанностей представлены на рис. 2.
Для успешной работы тыла на пожаре ему придаются рукавные и водозащитные автомобили, топливозаправщики, авторемонтные мастерские, легковые и грузовые автомобили. В каждом гарнизоне необходимо иметь запас рукавов и пожарной техники, ГСМ.
В ходе тушения пожара НТ составляет схему расстановки пожарных автомобилей на водоисточники и подготавливает необходимые сведения начальнику оперативного штаба для заполнения оперативной карточки тушения пожара. Начальник тыла наносит на схему расстановку сил и средств до разветвлений.
В ряде случаев на пожаре создаются условия, вызывающие необходимость в усилении тыла:
В этих случаях РТП должен выделить в помощь НТ одного – трёх человек начальствующего состава, а также транспорт и средства связи.
В состав оперативного штаба пожаротушения также включается ответственный за правила охраны труда, назначаемый из числа руководящего состава гарнизона. Он подчиняется РТП и начальнику оперативного штаба. В его обязанности входит контроль за соблюдением личным составом правил охраны труда при проведении аварийно-спасательных работ, при работе на высотах, при работе в составе звеньев ГДЗС, а также напоминание этих правил личному составу подразделений, принимающему участие в тушении пожара.
Оперативный штаб пожаротушения
Сложные продолжительные возгорания тушатся силами целых батальонов, пожарных частей, что требует от их начальства определенной слаженности в действиях взводов. С этой целью руководитель тушения пожара (РТП) организует штабной стол пожаротушения, участники которого прямо контролируют боевые действия на участках и секторах.
Штаб пожаротушения
Оперативный штаб пожаротушения – нештатный орган управления пожарными бригадами, формируемый лицами высших руководящих должностей только при чрезвычайных ситуациях, когда пожар характеризуют как сложный (опасный).
Основная задача штаба – оперативная помощь (руководство) в принятии решающих направлений действий, от которых зависит результат тушения (ликвидация горения, его скорость и затраты сил). Порядок работы подразделения отражен в приказе МЧС «О Боевом Уставе…» (Приложение 1).
Члены штаба принимают тактические решения на основе данных, переданных диспетчером и связным, а также в виде карточек пожарных, заполняемых во время проведения спасательной операции. Информация должным образом анализируется, делаются пометки, составляется сводная отчетность. Все это требует организации рабочего места начальства.
Территория дислоцирования штаба выбирается с учетом таких факторов, как оперативность управления, безопасность и мобильность. Место подбирается РТП непосредственно за линией развертывания основных сил и средств. Указателем штаба является красный флагшток с соответствующей надписью.
Расчеты и планы (чертежи, схемы) производятся на штабном столе, который представляет собой складной чемоданчик или конструкцию из столешницы (с опорой) и приборного шкафчика (для радиостанций, планшетов и т. д.).
На заметку. Караулы снабжаются складными стендами за счет бюджета МЧС. Муниципальные службы могут купить оборудование в аккредитованных фирмах пожарного снабжения (цена договорная). При продаже штабные столы должны соответствовать НПБ 311 «Техника пожарная» (Приложение 2). Перед закупкой партии начальник устанавливает соответствие по фото.
Местоположение штаба определяют в зависимости от времени суток. Днем руководящий орган обозначается при помощи вымпела «Штаб» с красным флагштоком. В темное время суток или ночью на стойку устанавливают сигнальный фонарь, также красного цвета.
При участии в боевых действиях члены штаба в обязательном порядке надевают нарукавные повязки. Каски рядового состава также имеют знаки отличия (таблицы 8, 9 Приложение 1). В непогоду центр управления устанавливается под тент на арматурных стяжках, а не в кабине спецтехники, несмотря на то, что в распоряжении штаба находится автомобиль связи и освещения.
Кстати. Оперштаб организуется временно и функционирует до тех пор, пока бригады нуждаются в усиленной координации действий. А связь на месте ЧП нужна постоянно. Она ведется по трем основным каналам. Выделяют связь управления (РТП с начальниками), взаимодействия (руководствующий состав) и информации (все участники тушения с ЦУКС или ПСЧ).
Создание
Инициатива по созданию оперштаба (ОШ) возлагается на РТП. Несмотря на обусловленность его полномочий, приведенных в п. 54 Приложение 1, он имеет право на свое усмотрение организовать «подкрепление» в случае необходимости.
Формально ОШ создается при:
Важно. Участок тушения пожара (УТП) – часть территории на месте возгорания, обслуживаемая бригадой пожарных, объединенных одной задачей, например, разбором завалов, эвакуацией, защитой путей от огня. По требованию законодательства для создания ОШ таких участков должно быть три и больше. Сектор пожаротушения (СТП) – территория на месте объединенных УТП (пять и более).
Руководство
Управление ОШ назначается РТП. Начальником штаба становится его заместитель. Он, в свою очередь, формирует личный состав. В подчинении руководителя ОШ находятся: заместитель и помощник, начальники тыла и КПП ГДЗС, другие ответственные лица. При организации УТП и СТП их руководство непосредственно подчиняется РТП.
На заметку. По решению РТП штаб принимает на временные должности уполномоченных представителей организации (техников, заведующих, конструкторов, руководящие должности).
Состав штаба
Определен п. 55 Приложение 1. Начальник ОШ перед тем как вступить в должность, изучает расстановку сил и средств, проводит разведку на всех участках тушения лично, составляет оперативные документы и делает прогнозы. Права и обязанности начальников штабов пожаротушения закреплены п. 136 Устава.
Заместитель начальника оперативного штаба
Должность создается в случае необходимости, так как начальник ОШ не справляется физически с поставленными перед ним задачами. Заместитель ОШ выполняет приказы по вертикали «начальник – РТП». В его обязанности входит решение вопросов по части делегированных ему полномочий, отраженных в п. 136 Приложение 1.
Что делает заместитель начальника ОШ:
На заметку. Заместителю передается и часть прав. От имени начальника он дает указания к действиям или отменяет уже выполняемые (напрямую или по радиостанции).
Начальник тыла
К должностным обязанностям специалиста относятся: контроль резервов пожаротушения, подготовка техники к бою, подсчет запасов огнетушащих составов. У начальника тыла также бывают помощники – работа ведется сразу по нескольким фронтам.
Что делает начальник тыла:
Начальник КПП ГДЗС
Должность «оформляется» при наличии трех звеньев ГДЗС, работу которых требуется координировать. К тому же газодымозащитников вызывают не на каждый пожар, а только когда существует объективная необходимость: масштабная эвакуация, дымоудаление, разрушение бытовых коммуникаций, горение ядохимикатов.
Что делает начальник ГДЗС:
На заметку. Специалист вызывает на место ЧП медиков, которые отвечают за жизнедеятельность каждого спасателя, а также спасенных граждан (п. 139 Приложение 1).
Ответственный за охрану труда
Специалист решает задачи по совершенствованию техники безопасности в процессе боевых действий. При обнаружении опасности или нарушения он заносит данные в отчет. На основании анализа участков вправе давать РТП рекомендации по тушению.
В своей деятельности руководствуется:
Напрямую в работу отделений специалист не вмешивается. В Уставе его права и полномочия не прописываются отдельно.
Должностные лица оперативной группы
Специалисты, прошедшие назначение в опергруппу (ОГ), подчиняются начальнику ОШ (РТП). Лица обеспечиваются сводной документацией по всем пожарам, характерным для местности, паспортами МО (районов), позывными для УКВ-частот ГПС, планами местности с отметками водоисточников.
Важно. В состав муниципальных ОГ входят представители местных (территориальных) органов МЧС и его управления, члены ЦУКС по кризисным ситуациям и другие лица, уполномоченные принимать решения на пожарах.
Основные задачи
Любой оперативный штаб на пожаре в своей деятельности руководствуется положениями п. 57 Устава, в котором перечисляются его задачи. В качестве главной значится определение потребности в силах и средствах.
Так как водоисточники и пожарные автоцистерны являются основными мощностями при проведении операции, их рациональное использование прямым образом повлияет на результативность пожаротушения.
Второй по важности задачей считается контроль за выполнением приказов и своевременное маневрирование тактическими возможностями. При различного рода упущениях теряется время, что отражается на последующих трудозатратах. Потому работы проводятся по заблаговременно составленному плану.
В конечном счете все это осуществляется благодаря аналитике ОШ, составлению первичных бланков и карточек пожаротушения, а также зарисовке наглядных планов-схем. Для того и организуется штабной стол.
Работа оперативного штаба на пожаре
При возникновении крупных очагов пожара РТП помогает начальник ОШ. Работа штаба строится на принципах взаимовыручки и делегирования части полномочий. Указания, даваемые через доверенных лиц, выполняются беспрекословно.
Несмотря на то, что в подчинении начальника находится иногда больше человек, чем в одном отделении, управление силами дается легко ввиду базовых положений Боевого Устава. Трудности начинаются в условиях отсутствия связи и достаточного количества единиц техники.
Так как ОШ создаются с целью координации действий караула (гарнизона), качество предварительной оценки обстановки ставится во главу угла. Без должного опыта начальник будет вынужден исправлять ошибки силами боевого состава.
Итак, оперативный штаб пожаротушения – стратегическое управленческое подразделение пожохраны, создаваемое для быстрого реагирования и предупреждения катастрофических последствий. В работе ОШ существует много формальностей начиная от полномочий его членов и заканчивая обустройством – ночью обозначаются оперативные штабы пожаротушения только сигнальными средствами освещения.
Порядок взаимодействия представителей штаба закреплен официально, однако на практике соблюдать предписания не всегда получается возможным. С этой целью в группу ОШ приглашаются специалисты по охране труда, а также ведущие работники объекта, на котором ведется пожаротушение.