Что такое шпицрутены фото
Кровавые спины: как наказывали в армии (18+)
История телесных наказаний насчитывает много веков. Особенно часто их применяли в армии, чтобы проучить и заставить подчиняться солдат. В поддержании дисциплины военным не раз помогало килевание, а такие безобидные названия как «кошка» и «созерцание неба» наводили на рядовых ужас.
Девятихвостая кошка оставляла на спине рубцы на всю жизнь, 1863 год
Еще одним видом наказания для солдат был «деревянный конь». Человека заковывали в колодки, затем закрывали в ящик, утыканный металлическими штырями. Так он проводил несколько часов, а иногда даже и дней.
Наказание шпицрутенами пришло из шведской армии в XVIII веке. Шпицрутен представлял собой длинный, гибкий, толстый прут из лозняка или металлический шомпол. Способ наказания шпицрутенами шведы позаимствовали у англичан. В Британии был вид наказания gantlet — когда человека проводили между двумя рядами солдат, которые били его палками. За ошибки и нерадивость в учениях полагалось от 100 ударов шпицрутенами, за пьянство — 300 — 500 ударов, за воровство — 500 ударов, а за побег можно было получить 1000 и более. В российскую армию шпицрутены ввел Петр I. Позднее, из-за наказания шпицрутенами погибли часть солдат и матросов после восстания декабристов. Казалось, что смертная казнь была гуманнее. Николай I писал после рапорта о тайном переходе двух евреев в 1827 году через реку Прут: «Виновных прогнать сквозь тысячу человек 12 раз. Слава Богу, смертной казни у нас не бывало, и не мне её вводить».
Наказание шпицрутенами, 1776 год
В России наказания мало отличались от тех, что использовали в Англии или Голландии. Но Петр не гнушался использовать и те виды экзекуции, что ранее были закреплены на Руси. Например, битье батогами было распространено в XV — XVIII веках. Батоги представляли собой толстые палки или прутья с обрезанными концами. Число ударов не ограничивалось, т. к. наказание считалось более легким, чем удары плетью или кнутом. Бить позволялось как через платье, так и по голому телу. Также было распространено наказание уже упомянутыми шпицрутенами, которое применяли и в бытовой жизни, а не только в армии, клеймение раскаленным железом, отрубание частей тела. Кошками тоже били, правда, иногда заменяли их на линьки — куски каната с узлами. Такой тип наказания применялся к матросам.
Килевание
Было распространено и погружение в воду, которое представляло собой принудительное купание провинившегося. Матроса сажали верхом на бревно, к ногам крепили груз. Затем бревно поднимали к ноку рея, сбрасывали с высоты в воду и медленно вытягивали, опять поднимая к ноку. Конечно, можно было бы все упростить и не использовать бревно, но оно прибавляло действу зрелищность.
Также моряков наказывали и проходом сквозь строй. Раздетого по пояс человека водили через выстроившейся в два ряда экипаж, которому раздавались плетеные веревки с узлами. Каждый должен был ударить идущего между матросами один раз. При необходимости матроса обязывали пройти между рядами по несколько раз.
Сквозь строй, рисунок Жоффруа, 1845 год
У следующей экзекуции довольно романтичное название — «созерцание неба», однако ничего приятного эта фраза матросам не сулила. Человека связывали особым способом и подтягивали к верхушке мачты. Он висел с распростертыми руками и ногами несколько часов. Англичане называли такое наказание «висеть как орел с расправленными крыльями». Кошки также были в почете. Матроса растягивали вертикально на веревках, а весь экипаж выстраивался в очередь для порки. Перед наказанием хвосты кошки вымачивали в соленой воде или моче, чтобы было больнее.
В XVIII веке наметилась тенденция на отказ от телесных наказаний. Так, первыми в этом стали французы, которые отменили порки и подобные экзекуции после Великой революции. В 1830 году их примеру последовали бельгийцы, а затем и Пруссия с Италией. В США телесные наказания в армии отменили в 1861 году, однако на флоте они сохранялись еще на протяжении почти 20 лет. В Британии порка запрещена с 1881 года. Последней страной в этом списке стала Российская империя, где телесные наказания отменили только в июне 1904 года. С того момента солдаты и матросы карались более гуманно: их сажали под арест, лишали чарки или увольнения и пр. Но даже после отмены телесных наказаний многие поколения солдат с ужасом слушали о кнутах, шпицрутенах и кошках.
Что такое шпицрутены фото
Наказание шпицрутенами (“сквозь строй”)
Шпицру́тен (нем. Spießrutenlaufen, Spiess — копье, пика и Rute — хлыст) — длинный гибкий древесный прут для телесных наказаний в XVII—XIX веках.
Появившись в шведской армии в XVII веке, шпицрутены были вскоре распространены в большинстве европейских армий. В российской армии телесное наказание шпицрутенами было введено Петром I в 1701 году и применялось в сухопутных войсках. Шпицрутены иногда, но крайне редко, предварительно вымачивались в солёной воде. Наказание шпицрутенами производилось товарищами-солдатами, и потому, в отличие от кнута, плетей и батогов, которыми наказывал палач, не содержали в себе ничего бесчестящего.
В России шпицрутены применялись также для наказания гражданских лиц (прежде всего из податных сословий) по приговору военного суда и по уставу о ссыльных.
Осуждённого заставляли проходить сквозь строй из 100—800 солдат, которые прутьями били по спине осуждённого. В начале XIX в. число ударов доходило до 6 тысяч. В этом случае «прогнание сквозь строй» было равносильно смертной казни. В России шпицрутены отменены 17 апреля 1864 года.
Удары шпицрутенами назначались за ошибки и нерадивость на строевых учениях, за неопрятность и неаккуратность форменной одежды (от 100 ударов и более), за пьянство (300—500 ударов), за воровство у товарищей (500 ударов), за побеги (первый побег — 1500 ударов, второй — 2500—3000, третий — 4000—5000 ударов).
Часть солдат и матросов при наказании забили до смерти после неудавшегося восстания декабристов в Санкт-Петербурге 1825 года. После восстания военных поселенцев в Чугуеве летом 1819 года 363 человека подвергли военному суду, 273 из них вынесли смертный приговор, который впоследствии заменили на наказание шпицрутенами.
В октябре 1827 года на рапорте о тайном переходе двух евреев через р. Прут в нарушение карантина, в котором отмечалось, что лишь смертная казнь за нарушения карантина способна их остановить, Николай I написал:«Виновных прогнать сквозь тысячу человек 12 раз. Слава Богу, смертной казни у нас не бывало, и не мне ее вводить».
Л.А. Серяков рассказывает о жизни в военных поселениях:
Наказание шпицрутенами происходило на другом плацу, за оврагом. На эту казнь я бегал по нескольку раз в течение двух недель; холодно, устану — сбегаю домой, отогреюсь и опять прибегу. Музыка, видите ли, играла там целый день — барабан да флейта, — это и привлекало толпу ребятишек.
Если кто при обходе кругом падал и даже не мог идти, то подъезжали сани, розвальни, которые везли солдаты, клали на них обессиленного, помертвевшего и везли вдоль шеренги; удары продолжали раздаваться до тех пор, пока несчастный ни охнуть, ни дохнуть не мог.В таком случае подходил доктор и давал нюхать спирту. Мертвых выволакивали вон, за фронт.
Начальство зорко наблюдало за солдатами, чтобы из них кто-нибудь не сжалился и не ударил бы легче, чем следовало.
Известным разбойником конца XIX века в Минской области был уроженец города Борисова Минской губернии по фамилии Хейфец (имя неизвестно). Впрочем, во всех рассказах он фигурирует не под своей фамилией, а под кличкой Буйтре.
Наконец Буйтре предстал пред судом, в Минске. Это было в начале 60-х годов, незадолго до отмены телесных наказаний, в том числе самого жестокого – прогона «сквозь строй» и битья шпицрутенами. К ударам шпицрутенами разбойник и был приговорен. Сколько их ему положили, в точности неизвестно; одни рассказывают про тысячу двести ударов, другие – про шесть тысяч. Во всяком случае, совершившим особо тяжкие преступления суд в ту пору обычно назначал шпицрутены в таком количестве, что это была самая настоящая смертная казнь.
Наказание, как и было тогда принято, происходило публично. Многочисленность злодеяний, которыми себя «прославил» Буйтре, ужас, который долгие годы внушало одно его имя, естественно, привели к тому, что народ толпами повалил к площади на окраине города, где должны были привести в исполнение приговор. О подробностях экзекуции мне довелось слышать от нескольких человек, бывших свидетелями ее, в том числе, от доктора Фогта, уже старика, присутствовавшего некогда на месте казни по обязанности, в качестве уездного врача. По его словам, Буйтре был невысокого роста, коренаст, крепко сложен и, видимо, отличался огромной физической силой. Поначалу наказание он переносил бодро, имел вызывающий вид и даже дерзил присутствовавшему на площади начальству.
Но по мере движения по страшному своему пути он стал слабеть и, наконец, упал. Врач, освидетельствовав его, нашел, что наказание можно продолжить и довести до назначенного на первый раз числа ударов (при большом количестве шпицрутенов экзекуция производилась в два приема). Приговоренного положили на тележку, и процедура возобновилась. Но истязаемый страшным образом, Буйтре не стонал и не кричал; было понятно, что боль он испытывает мучительнейшую, но понятно лишь потому, что он грыз зубами перекладину тележки. Доктор Фогт сказал мне, что потом видел эту перекладину: она была вся искромсана.
Наказание шпицрутенами (“сквозь строй”) Спустя шесть недель Буйтре кое-как залечили раны, и он вторично подвергся наказанию – на сей раз в более тяжелой форме. Он был исполосован так, что к концу пути тело его представляло собой кровавое месиво, в нем еле теплилась жизнь. В телеге по дороге с места экзекуции обратно в тюрьму он испустил свой грешный дух. Рассказывают, что Буйтре успел только едва внятно попросить, чтобы его похоронили на еврейском кладбище. Реальный это факт или только вымысел, навеянный – повторюсь – жаждой найти подобие человека даже в падшем соплеменнике, выяснить, конечно, нет возможности. Похоронен разбойник был у забора еврейского кладбища; могилу его показывали посетителям еще не так давно.
В 1840 г. В Италии появилось о наказании палками публично двух миланских певиц – Л. С. и Ф. Р.
Как всегда, причиной послужило участие обеих певиц в заговоре, стремившемся избавить Италию от деспотического режима Австрии.
Обе бедняжки, самое большее виновные в произнесении неосторожных слов против австрийцев, были преданы военному суду, который приговорил их наказать палками, прогнать через строй солдат.
Весь гарнизон был построен в каре. Забили в барабаны. Перед собранным в полном составе штабом проводят двух молодых певиц, шатающихся от стыда и страха.
Перед выстроенной ротой солдат с гибкими палками в руках обнажают им спины. Ради иронического целомудрия им позволяют сохранить юбки, которые они должны сами поддерживать. От ударов палками руки не могут, конечно, поддерживать юбки, и круп обнажается. Палочные удары сыплются на него.
По окончании экзекуции обе несчастные девушки падают без чувств…
Существовал вариант наказания, когда приговоренного заставляли пробегать сквозь строй раз за разом.
Тут приводятся кадры из фильма «Без надежды», иллюстрирующие подобное.
Нередко отрицают тот факт, что такому наказанию подвергали и женщин, говоря, что это было только военное наказание. Однако исторические свидетельства говорят против этого мнения.
Наиболее известный случай подобного телесного наказания, которому подвергли женщину, была расправа с австрийской графиней Мадерспах в конце XIX века. Приводим изложение этого факта из «История розги»:
Я напомню своим читателям этот известный в свое время случай, пользуясь тогдашним изложением газеты „Таймс». Это была хорошенькая женщина, милая и очень остроумная.
Верная жена, она слепо держалась политических убеждений своего мужа, что и было причиной ее несчастья.
Она была публично наказана розгами. Обнаженная до пояса, с большим трудом удерживающая свои юбки на бедрах, только и помышляя о том, как бы не обнажился ее круп и наказание не стало еще более для нее унизительным, она должна была пройти через знаменитую „зеленую дорогу».
В то время так называли узкий коридор между двумя шеренгами солдат с розгами в руках, которыми они били приговоренную к наказанию преступницу то одной, то другой рукой, обязанную пройти с одного конца коридора до другого.
В России, это называлось „прогнать сквозь строй», причем солдаты вооружались палками. Иногда прогоняли через несколько тысяч палок. Преступника, обнаженного до пояса вели. Часто забивали до смерти. Экзекуция производилась нередко также в несколько приемов. Давалось известное число палок. Если присутствовавший доктор находил, что несчастный не в силах выдержать остальное число ударов, то его отправляли на поправку в госпиталь. По выздоровлении опять прогоняли сквозь строй. Иногда это делалось несколько раз, пока не было дано все назначенное судом число палок, доходившее, повторяем, до десяти и даже, кажется, больше тысяч палок.
Когда несчастная графиня Мадерспах дошла до другого конца „зеленой дороги», она уже давно выпустила из рук юбки.
Начиная от шеи и до колен ее тело представляло, по словам корреспондента лондонской газеты, окровавленный кусок мяса.
Она не умерла но удалилась в свои поместья, чтобы в глуши их оплакивать свой позор.
„Я, считавшаяся всеми, меня знавшими, честной и уважаемой женщиной», писала она своей приятельнице,—„просто не в силах написать вам,— полуобнаженная была высечена розгами на глазах всех солдатами, разве может быть что-нибудь ужаснее»!
Так, Император Николай I, в вид акта милосердия, на рапорт о двух приговоренных к смертной казни написал: „виновных прогнать сквозь 1000 человек 12 раз (т. е. они должны были получить по 12000 ударов шпицрутенами). Слава Богу, смертной казни у нас не бывало, и не мне ее вводить». Конечно, наказанные умерли.
Приводим небольшой рассказ о девушке, которую ведут «сквозь строй», чтобы передать ощущения наказываемой:
Вообще то «проведение сквозь строй» было частным случае многочисленных наказаний, когда осужденного проводили/провозили или через избивавшего его толпу или возили по городу, подвергаемого порке. Известны многочисленные методы наказаний, типа испанской «прогулки», упомянутой иносказательно в романе П.Мэриме «Кармен», «когда господин альгвасил повезет на прогулку, то приставит двух стражников, чтобы отгонять мух». Не будем обольшаться, осужденную на такую порку сажали верхом на осла, раздев догола или до пояса и избивали розгами, провозя или по городу или по сторонам площади.
Очень неплохое описание наказания «на четырех сторонах» дано в романе Майн Рида «Белый вождь»
Наказание шпицрутенами (“сквозь строй”)
Шпицру́тен (нем. Spießrutenlaufen, Spiess — копье, пика и Rute — хлыст) — длинный гибкий древесный прут для телесных наказаний в XVII—XIX веках.
Появившись в шведской армии в XVII веке, шпицрутены были вскоре распространены в большинстве европейских армий. В российской армии телесное наказание шпицрутенами было введено Петром I в 1701 году и применялось в сухопутных войсках. Шпицрутены иногда, но крайне редко, предварительно вымачивались в солёной воде. Наказание шпицрутенами производилось товарищами-солдатами, и потому, в отличие от кнута, плетей и батогов, которыми наказывал палач, не содержали в себе ничего бесчестящего.
В России шпицрутены применялись также для наказания гражданских лиц (прежде всего из податных сословий) по приговору военного суда и по уставу о ссыльных.
Осуждённого заставляли проходить сквозь строй из 100—800 солдат, которые прутьями били по спине осуждённого. В начале XIX в. число ударов доходило до 6 тысяч. В этом случае «прогнание сквозь строй» было равносильно смертной казни. В России шпицрутены отменены 17 апреля 1864 года.
Удары шпицрутенами назначались за ошибки и нерадивость на строевых учениях, за неопрятность и неаккуратность форменной одежды (от 100 ударов и более), за пьянство (300—500 ударов), за воровство у товарищей (500 ударов), за побеги (первый побег — 1500 ударов, второй — 2500—3000, третий — 4000—5000 ударов).
Часть солдат и матросов при наказании забили до смерти после неудавшегося восстания декабристов в Санкт-Петербурге 1825 года. После восстания военных поселенцев в Чугуеве летом 1819 года 363 человека подвергли военному суду, 273 из них вынесли смертный приговор, который впоследствии заменили на наказание шпицрутенами.
В октябре 1827 года на рапорте о тайном переходе двух евреев через р. Прут в нарушение карантина, в котором отмечалось, что лишь смертная казнь за нарушения карантина способна их остановить, Николай I написал:«Виновных прогнать сквозь тысячу человек 12 раз. Слава Богу, смертной казни у нас не бывало, и не мне ее вводить».
Наказание шпицрутенами происходило на другом плацу, за оврагом. На эту казнь я бегал по нескольку раз в течение двух недель; холодно, устану — сбегаю домой, отогреюсь и опять прибегу. Музыка, видите ли, играла там целый день — барабан да флейта, — это и привлекало толпу ребятишек.
Если кто при обходе кругом падал и даже не мог идти, то подъезжали сани, розвальни, которые везли солдаты, клали на них обессиленного, помертвевшего и везли вдоль шеренги; удары продолжали раздаваться до тех пор, пока несчастный ни охнуть, ни дохнуть не мог.В таком случае подходил доктор и давал нюхать спирту. Мертвых выволакивали вон, за фронт.
Начальство зорко наблюдало за солдатами, чтобы из них кто-нибудь не сжалился и не ударил бы легче, чем следовало.
Известным разбойником конца XIX века в Минской области был уроженец города Борисова Минской губернии по фамилии Хейфец (имя неизвестно). Впрочем, во всех рассказах он фигурирует не под своей фамилией, а под кличкой Буйтре.
Наконец Буйтре предстал пред судом, в Минске. Это было в начале 60-х годов, незадолго до отмены телесных наказаний, в том числе самого жестокого – прогона «сквозь строй» и битья шпицрутенами. К ударам шпицрутенами разбойник и был приговорен. Сколько их ему положили, в точности неизвестно; одни рассказывают про тысячу двести ударов, другие – про шесть тысяч. Во всяком случае, совершившим особо тяжкие преступления суд в ту пору обычно назначал шпицрутены в таком количестве, что это была самая настоящая смертная казнь.
Сквозь строй: наказание шпицрутенами в русской армии времён царствования императора Николая I.
Les mystères de la Russie.
Профос армии Фридриха Великого за приготовлением шпицрутенов.
Рисовал Адольф Менцель.
Die Armee Friedrichs des Grossen in ihrer Uniformierung gezeichnet und erläutert von Adolph Menzel, л.100. Берлин, 1909
Наказание, как и было тогда принято, происходило публично. Многочисленность злодеяний, которыми себя «прославил» Буйтре, ужас, который долгие годы внушало одно его имя, естественно, привели к тому, что народ толпами повалил к площади на окраине города, где должны были привести в исполнение приговор. О подробностях экзекуции мне довелось слышать от нескольких человек, бывших свидетелями ее, в том числе, от доктора Фогта, уже старика, присутствовавшего некогда на месте казни по обязанности, в качестве уездного врача. По его словам, Буйтре был невысокого роста, коренаст, крепко сложен и, видимо, отличался огромной физической силой. Поначалу наказание он переносил бодро, имел вызывающий вид и даже дерзил присутствовавшему на площади начальству.
Но по мере движения по страшному своему пути он стал слабеть и, наконец, упал. Врач, освидетельствовав его, нашел, что наказание можно продолжить и довести до назначенного на первый раз числа ударов (при большом количестве шпицрутенов экзекуция производилась в два приема). Приговоренного положили на тележку, и процедура возобновилась. Но истязаемый страшным образом, Буйтре не стонал и не кричал; было понятно, что боль он испытывает мучительнейшую, но понятно лишь потому, что он грыз зубами перекладину тележки. Доктор Фогт сказал мне, что потом видел эту перекладину: она была вся искромсана.
В 1840 г. В Италии появилось о наказании палками публично двух миланских певиц – Л. С. и Ф. Р. (иллюстрация слева)
Как всегда, причиной послужило участие обеих певиц в заговоре, стремившемся избавить Италию от деспотического режима Австрии.
Обе бедняжки, самое большее виновные в произнесении неосторожных слов против австрийцев, были преданы военному суду, который приговорил их наказать палками, прогнать через строй солдат.
Весь гарнизон был построен в каре. Забили в барабаны. Перед собранным в полном составе штабом проводят двух молодых певиц, шатающихся от стыда и страха.
Перед выстроенной ротой солдат с гибкими палками в руках обнажают им спины. Ради иронического целомудрия им позволяют сохранить юбки, которые они должны сами поддерживать. От ударов палками руки не могут, конечно, поддерживать юбки, и круп обнажается. Палочные удары сыплются на него.
По окончании экзекуции обе несчастные девушки падают без чувств…
Существовал вариант наказания, когда приговоренного заставляли пробегать сквозь строй раз за разом.
Тут приводятся кадры из фильма «Без надежды», иллюстрирующие подобное.
Нередко отрицают тот факт, что такому наказанию подвергали и женщин, говоря, что это было только военное наказание. Однако исторические свидетельства говорят против этого мнения.
Наиболее известный случай подобного телесного наказания, которому подвергли женщину, была расправа с австрийской графиней Мадерспах в конце XIX века. Приводим изложение этого факта из «История розги»:
Я напомню своим читателям этот известный в свое время случай, пользуясь тогдашним изложением газеты „Таймс». Это была хорошенькая женщина, милая и очень остроумная.
Верная жена, она слепо держалась политических убеждений своего мужа, что и было причиной ее несчастья.
Она была публично наказана розгами. Обнаженная до пояса, с большим трудом удерживающая свои юбки на бедрах, только и помышляя о том, как бы не обнажился ее круп и наказание не стало еще более для нее унизительным, она должна была пройти через знаменитую „зеленую дорогу».
В то время так называли узкий коридор между двумя шеренгами солдат с розгами в руках, которыми они били приговоренную к наказанию преступницу то одной, то другой рукой, обязанную пройти с одного конца коридора до другого.
В России, это называлось „прогнать сквозь строй», причем солдаты вооружались палками. Иногда прогоняли через несколько тысяч палок. Преступника, обнаженного до пояса вели. Часто забивали до смерти. Экзекуция производилась нередко также в несколько приемов. Давалось известное число палок. Если присутствовавший доктор находил, что несчастный не в силах выдержать остальное число ударов, то его отправляли на поправку в госпиталь. По выздоровлении опять прогоняли сквозь строй. Иногда это делалось несколько раз, пока не было дано все назначенное судом число палок, доходившее, повторяем, до десяти и даже, кажется, больше тысяч палок.
Когда несчастная графиня Мадерспах дошла до другого конца „зеленой дороги», она уже давно выпустила из рук юбки.
Начиная от шеи и до колен ее тело представляло, по словам корреспондента лондонской газеты, окровавленный кусок мяса.
Она не умерла но удалилась в свои поместья, чтобы в глуши их оплакивать свой позор.
„Я, считавшаяся всеми, меня знавшими, честной и уважаемой женщиной», писала она своей приятельнице,—„просто не в силах написать вам,— полуобнаженная была высечена розгами на глазах всех солдатами, разве может быть что-нибудь ужаснее»!
Приводим небольшой эротический рассказ, как девушке представляется будто бы ее ведут «сквозь строй», чтобы передать ощущения наказываемой:
Тут Вы можете скачать отрывок из фильма «Без надежды» (The round) заставляют многократно пробегать сквозь строй, забивая до смерти
Вообще то «проведение сквозь строй» было частным случае многочисленных наказаний, когда осужденного проводили/провозили или через избивавшего его толпу или возили по городу, подвергаемого порке. Известны многочисленные методы наказаний, типа испанской «прогулки», упомянутой иносказательно в романе П.Мэриме «Кармен», «когда господин альгвасил повезет на прогулку, то приставит двух стражников, чтобы отгонять мух». Не будем обольшаться, осужденную на такую порку сажали верхом на осла, раздев догола или до пояса и избивали розгами, провозя или по городу или по сторонам площади.
- что такое тысячелетие субботы
- как определить какие числа делятся на 9 без остатка