Что такое шпи почтового отправления
Расшифровка почтовых терминов
Работники почтовой связи используют в своей повседневной работе специальные термины, их знание облегчит процесс взаимодействия отправителей и получателей корреспонденции с сотрудниками почтовых отделений. Информация будет полезна в решении многих вопросов, связанных с обслуживанием на почте.
Услуги почтовой связи – комплекс определенных функций, направленных на прием почтовой корреспонденции, ее транспортировке и доставке адресату.
Упрощенка – упрощенный вариант доставки отправлений на почте, оформляется по заявлению отправителя, при этом не требуется заполнять никакие бланки, указывать паспортные данные. Корреспонденция вручается по коду подтверждения, который приходит в виде смс-сообщения, на номер, указанный отправителем.
РПО – дословно расшифровывается, как регистрируемое почтовое отправление, а именно, корреспонденция, которой присваивается ШПИ или ШИ, иначе говоря – идентификационный номер. При получении адресат или его уполномоченный представитель должен расписаться в квитанции о получении отправления, данные о получении, направляются отправителю.
Отслеживание РПО – контроль над почтовыми отправлениями с помощью логистической электронной системы. РПО отслеживается на каждом этапе: от места приема до получения, все данные фиксируются. Идентификационный код позволяет в любое время узнать, где именно находится корреспонденция в данный момент. Это осуществляется с помощью онлайн системы, путем ввода в поисковую строку присвоенного корреспонденции кода.
Заказное почтовое отправление – РПО или любая регистрируемая корреспонденция, которая принимается без оценки стоимости содержимого, входящего в него. Отправителю вручается квитанция, корреспонденция доставляется адресату под роспись. Регистрируемому почтовому отправлению присваивается идентификационный номер для отслеживания на всем пути следования: от пункта приема до места назначения с извещением о получении.
Идентификатор или трек-номер – представляет собой специальный код, состоящий из 14 цифр, он предназначен для онлайн отслеживания корреспонденции с момента отправки до вручения адресату. На всем пути следования делаются отметки, которые помогают как отправителю, так и получателю определить, где именно находится отправление в каждый конкретный момент.
ШИ – штриховой идентификатор, присваиваемый международному регистрируемому почтовому отправлению или EMS-корреспонденции. Код наносится на отправление согласно стандарту ВПС S-10.
ШПИ – штриховой почтовый идентификатор РПО, отправляемого в пределах страны. Код наносят согласно стандарту РТМ 0001.02 – 17.
Простое отправление – обычное письмо, которое оплачивается почтовыми знаками, маркируется по весу согласно тарифным стандартам. Код в этом случае не присваивается, поэтому корреспонденция не отслеживается. Отправление такого типа не требует подтверждения доставки.
Возвратное письмо – корреспонденция, которая отправляется обратно, отправителю, по причине того, что адресат по тем или иным причинам его не получил и не востребовал. Возврат почтового отправления оплачивается согласно действующим почтовым тарифам. Оплату осуществляет отправитель.
Временное хранение почтового отправления – хранение отправления в почтовом отделении до определенного срока, который регулируется правилами оказания услуг почтовой связи. По истечении этого срока письмо, бандероль и прочая корреспонденция отправляется обратно.
Досыл почтового отправления – функция заключается в направлении корреспонденции по иному адресу, который изменен по заявлению получателя. Такое происходит в тех случаях, когда адрес был указан с ошибкой и отправление адресат не получил.
Невостребованное почтовое отправление – корреспонденция, которая по определенным причинам не была доставлена адресату, а также по возвращению не была востребована и самим отправителем. Сюда же относятся отправления, которые не были вручены после вскрытия, поскольку адресные данные не были установлены.
Почтовое отправление с уведомлением о вручении – это корреспонденция регистрируемого типа, о получении которого нужно будет сообщить отправителю или иному указанному им лицу. Отправитель поручает сотрудникам почты уведомить его о том, кому было вручено отправление и в какое время.
Судебное почтовое отправление – в эту группу входит корреспонденция, включая бандероли и прочее, относящаяся к категории «Судебной». Такие отправления делают федеральные судебные органы РФ, мировые судьи. О вручении корреспонденции адресату нужно будет уведомить отправителя. Срок хранения в почтовых отделениях таких отправлений сокращен до пяти дней.
Уведомление о вручении – представляет собой бланк стандартного формата, который заполняет отправитель при сдаче РПО. После получения отправления адресатом, отправитель получает информацию о том, когда и кто именно получил данное отправление.
Почтовое отправление с объявленной ценностью – это РПО, которое может быть представлено бандеролью или посылкой, а также обычным или EMS письмом, особенностью в данном случае является то, что его принимают с оценкой стоимости содержимого. Стоимость определят сам отправитель, она фиксируется на отправлении. Адресат получает корреспонденцию под расписку, а отправителю выдается квитанция.
Почтовое отправление наложенным платежом – в данную категорию входят регистрируемые отправления, указывается объявленная ценность. При получении с адресата взимают плату по поручению отправителя. Денежную сумму определяет отправитель. Полученные от адресата средства перечисляют отправителю.
Почтовое отправление с описью вложения – это РПО с объявленной отправителем ценностью. Его принимают в открытом виде, при этом составляется список содержимого по всем пунктам. Также указывается заявленная ценность, которую определяет отправитель.
Отслеживание посылок Почты России: Отследить посылку по трек номеру
Российские и зарубежные интернет-магазины часто отправляют заказы покупателям как раз этой почтовой службой или интегрируется с её доставкой для оказания качественных и недорогих услуг. К примеру, на базе почтовых отделений компания Эйвон организовала экспресс-доставку и пункты выдачи заказов, сократив сроки выдачи заказов по России до 2-5 дней. Некоторые транспортные компании объединяют свои возможности по перевозке грузов с огромными ресурсами национального почтового оператора. Так ТК Энергия недавно создала совместный с Почтой России проект «Сельская доставка» для доставки в удаленные пункты, областные и районные центры России, где нет собственных отделений.
По информации пресс-центра в 1 квартале 2018 года Почта России обработала 95,7 млн. международных почтовых отправлений, а услугами доставки воспользовались более 60% интернет-покупателей. В 2018 году во Внуково будет построен второй очереди сортировочного центр и за 3 года сеть логистических центров будет расширена по всей стране. По прогнозам экспертов e-Сommerce рост международных входящих отправлений продолжится, главным образом за счет посылок из Китая.
Активное продвижение на русскоязычном рынке таких крупных китайских магазинов, как Алиэкспресс, Gearbest, Banggood, а также стремительно набирающие популярность новые игроки Wish, Joom и Pandao, существенно увеличили поток входящих почтовых отправлений. Тем не менее, Почта России продолжает вполне качественно оказывать услуги по доставке посылок, как международных, так и внутренних.
Как работает отслеживание посылок по России?
Кроме простых писем все прочие отправления по России всегда идут как регистрируемые.
Входящие же международные письма и мелкие пакеты могут отправляться и как нерегистрируемые тоже. В этих случаях остается только полагаться на порядочность отправителя или продавца и на отсутствие разных эксцессов. В случае утери или не отправки посылки без доказательств неполучения ни почтовые службы, ни продавцы не возмещают денежные средства за товар и пересылку.
Еще данные отслеживания помогут при составлении претензий по несоблюдению контрольных сроков доставки. На сайте Почты России прямо говорится об ответственности за нарушение этих сроков.
Отслеживание посылки Почты России по идентификационному номеру
Штрихкодовый почтовый идентификатор (ШПИ) внутренних отправлений Почты России состоит из 14 цифр, где:
Выглядит он в кассовом чеке так:
Отслеживание Почты России по номеру международного отправления
Для международных почтовых отправлений регламентом Всемирного Почтового Союза утвержден единый стандарт трек-кода. Тип почтового отправления определяют две первые латинские буквы, следующие девять цифр в трек номере состоят из уникального восьмизначного номера и последней проверочной цифры. Две последние латинские буквы в номере отслеживания указывают на страну отправления. Страну назначения по трек номеру определить невозможно.
Примеры номеров отправления:
Как отследить посылку Почты России?
Отслеживание Почты России доступно на официальном сайте или на сайте Postal Ninja.
После ввода трек-номера в строку поиска отправлений и нажатия кнопки «Отследить» открывается отдельная страница с информацией о прохождении посылки, датами, статусами, адресом и ФИО получателя.
Чтобы получить более подробную информацию со всеми промежуточными статусами и движением за пределами России, отслеживайте свои трек-номера на простом трекере посылок Postal Ninja:
Что важно знать об особенностях работы Почты России с посылками?
Товары, запрещенные к пересылке:
Также есть товары, запрещенные к ввозу из-за рубежа. Поэтому при покупках в зарубежных интернет-магазинах желательно ознакомиться с перечнем запрещенных к ввозу товаров.
Часто задаваемые вопросы
Как отследить письмо Почты России по фамилии или только по адресу?
Это невозможно, если понимать, что определить местонахождение по маршруту позволяет только трек-номер.
Но по фамилии можно проверить, пришла ли ваша посылка в почтовое отделение.
Правда для этого вам надо будет прийти туда лично с паспортом. Это может быть полезно, если вы случайно потеряли трек-номер, или ждете посылки, которые в России не отслеживаются (например, отправленные Aliexpress Saver Shipping).
Чем отличаются простые и регистрируемые отправления?
Простые отправления, в отличие от РПО принимают без квитанции и вручают без расписки о получении. Их невозможно отследить.
Что такое ММПО?
Эту аббревиатуру стоит понимать, как место международного почтового обмена. Здесь готовят почту к прохождению таможни, после чего она опять попадает в ММПО. Также здесь посылки группируются и упаковываются в один большой груз для дальнейшего следования.
Чтобы снизить нагрузку на московское ММПО, на данный момент существует 13 ММПО в крупных городах России.
Что такое АОПП?
Почтовый идентификатор
Почтовый идентификатор [1] (англ. tracking number) — уникальный буквенно-цифровой или цифровой номер (штрихкодовый идентификатор), присваиваемый почтовым отправлениям.
Система всемирной пересылки и обмена почтовой корреспонденцией подразумевает присвоение регистрируемым почтовым отправлениям (кроме обыкновенных регистрируемых почтовых отправлений) уникального почтового идентификатора. На каждом из этапов пересылки почтовый идентификатор заносится в единую базу данных о состоянии почтовых отправлений. Это позволяет отслеживать прохождение почтовых отправлений через интернет-сайты почтовых и курьерских служб и факт вручения почтового отправления получателю.
Идентификатор международного почтового отправления содержит 13 символов вида XX123456789YY и состоит из 4 смысловых частей:
1. Две буквы в начале (XX) — тип почтового отправления. Каждому типу почтового отправления присвоена двухбуквенная серия номеров:
CA-CZ — Parcel post, USPS Priority Mail. Посылка (пакет, бандероль), зарегистрированная в системе отслеживания. EA-EZ — EMS, Express Mail Service, USPS Express Mail. Посылки с такими кодами обычно приходят быстрее, чем остальные типы почтовых отправлений. На сайтах почтовых служб обязательно есть возможность отслеживания номеров EMS. Подсерия EX-EZ может использоваться только для почтовых отправлений внутри одной страны. LA-LZ — Exprès letter, USPS First Class Mail, USPS Priority Flat rate Envelope. Посылка (мелкий пакет, письмо) не отслеживается на сайтах почтовых служб. RA-RZ — Letter post registered. Посылка (мелкий пакет, письмо), зарегистрированная в системе отслеживания и не имеющая страхового покрытия.
2. Первые восемь цифр (12345678) — уникальный номер отправления. Согласно правилам UPU-S10 почтовая служба должна назначать идентификаторы таким образом, чтобы номер не повторялся в течение 12 календарных месяцев (рекомендованный период — 24 календарных месяца или дольше).
3. Девятая цифра (9) — проверочный код, рассчитываемый по формуле: [2]
Пример: Расчёт проверочного кода для отправления номер 41034224
Идентификатор внутреннего почтового отправления обычно состоит из 13 цифр (внутрироссийский 14-символьный).
При помощи почтового идентификатора возможно узнать о местонахождении и состоянии почтового отправления. Информацию по почтовому идентификатору можно получить касательно:
Жители России также могут воспользоваться звонком на бесплатный телефонный номер 8-800-2005-888 «Почты России», продиктовав оператору почтовый идентификатор, и узнать информацию о последнем зарегистрированном местонахождении почтового отправления.
«Покинуло сортировочный центр»: как устроена логистика Почты России
Если вы отправляли письмо из Москвы в Москву, то могли обратить внимание, что оно сделало непонятный крюк. К примеру, письмо из Алтуфьево в Ясенево может проехать через подмосковный Ногинск. Вот трекинг тестового письма, отправленного из Тверского района Москвы в Лефортово. Его маршрут выглядит так:
Давыдково — это крупный сортировочный центр во Внуково. Прежде чем попасть к получателю, письмо пройдёт три сортировки. Расстояние, которое оно проезжает, почти в десять раз больше очевидной удаленности по карте.
Кажется, что письма должны двигаться простым и прямым маршрутом. Однако Почта России доставляет 2,4 млрд писем и счетов и 440 млн посылок в год. На таких масштабах подобные логистические «крюки» необходимы, поскольку именно они обеспечивают централизованную сортировку и автоматизацию. И тогда каждое отправление в среднем будет доставлено быстрее.
Но главный секрет не в этом. Дело в том, что мы уже запланировали машину, поезд или самолёт для вашей посылки, которую вы отправите только в следующем месяце. Предположим, что она будет адресована в Екатеринбург. Мы знаем, что в среднем из Москвы в том направлении поедет некоторый объем корреспонденции. Почте надо обнаружить эту посылку в общей массе, отложить в отдельную стопочку, погрузить в машину, довезти до самолёта или поезда, аккуратно переложить, затем где-то на расстоянии тысячи километров разгрузить, снова отсортировать уже на местности и довезти до адресата.
Фактически доставить из пункта А в пункт Б не очень сложно. Настоящая проблема в том, чтобы сделать это одновременно и быстро, и недорого. О том, как Почтовые технологии решают эту задачу, мы и хотим вам рассказать.
Приём отправления
Всё начинается со сдачи отправления в отделение. Оператор принимает письмо или посылку и присваивает ему трек-номер — уникальный почтовый идентификатор из 14 цифр, по которому можно отследить всю логистическую цепочку.
На сайте или в приложении Почты по трек-номеру можно увидеть, где находится письмо, и узнать ожидаемый срок доставки, который мы называем контрольным сроком. Это основной норматив в логистике. Он рассчитывается на основании справочника, в котором указано, за сколько дней надо доставить определённые типы отправлений из региона в регион:
Оператор принимает отправление и вводит данные о нем во фронтальную IT-систему. Затем информация попадает в Data Cloud Почты России. «Облако» сопровождает посылку, делится данными о её движении с мобильным приложением и порталом pochta.ru, а потом анализирует путь и ищет, как его оптимизировать. Но это потом. Пока же отправление из отделения почтовой связи, где его принял оператор, отправляется на сортировку.
Направо и налево
Когда в отделении набирается достаточно писем и посылок, они отправляются в сортировочный центр. У нас есть несколько типов сортировочных центров: поменьше в черте города, куда стекаются отправления из нескольких отделений и которые нет смысла везти на крупную сортировку по отдельности, и Большие Сортировочные Центры.
Сортировочные центры и почтамты работают на системе «Сортмастер», которая формирует комплекты писем и посылок в одно нажатие кнопки. Содержимое каждого из этих комплектов едет примерно в одном направлении, и если отправление попало в какой-то из них, то наверняка не существует никакого другого, который направлялся бы к месту его назначения ближе и точнее.
У каждого регистрируемого почтового отправления (РПО) есть штриховой почтовый идентификатор (ШПИ), который соответствует трек-номеру.
«Сортмастер» считывает ШПИ, вынимает из Data Cloud адрес и индекс (пожалуйста, пишите индекс правильно, это очень помогает!). Массив индексов является основным рабочим инструментом «Сортмастера» — он формирует так называемый план отправлений, который выглядит примерно так:
В соответствии с таблицей отправления с этими восемью индексами будут разложены на две стопки, и каждая поедет в своём направлении.
Штрихкод ставится не на все отправления. Открытки и письма, которые вы бросаете в почтовый ящик и подписываете вручную относятся к нерегистрируемым. Обработать их и отправить по нужному адресу сложнее. Для сортировки таких отправлений мы используем систему оптического распознавания символов (OCR, Optical Character Recognition).
Работает OCR так: письмо на ленте попадает под камеру, которая фотографирует текст и распознаёт, что там написано. В первую очередь она ищет индекс и адрес и пытается сопоставить одно с другим. Допустим, на входе у OCR есть такой кусок текста:
Алгоритм распознаёт рукописные символы и выделяет среди них значения почтовых атрибутов — индекса и адреса. После этого адрес нормализуется: «СПб» превращается в Санкт-Петербург, а «Б.Пушкарская» — в «Большая Пушкарская». Затем алгоритм возвращает структурированный текст с разделением на поля, чтобы его можно было положить в базу данных. Результат выглядит так:
После распознавания отправление отсортируется по индексу и поедет дальше.
Конечная точка известна, теперь нужно рассчитать оптимальный маршрут. Оптимальным считается тот, который укладывается в контрольные сроки и требует наименьших затрат. Моделирование таких маршрутов — отдельная функция внутри Почты. У неё масса переменных: она зависит от контрольных сроков, списка промежуточных сортировок и, главное, уже понятных объемов доставки.
Объемы — это крайне важно, потому что отталкиваясь от них и нужно планировать транспорт. Нам мало просто вовремя подать машину. Часто отправления путешествуют несколькими видами транспорта: авто, железной дорогой, авиацией, — и их нужно состыковать между собой с минимальной задержкой. Если машину еще можно быстро подать к подъезду, заменить на более или менее вместительную (да и это делается не по щелчку пальцев), то с поездами и самолётами есть небольшая проблема — они живут по своему расписанию.
Доставка
Всё идет по плану
Почта России планирует нагрузку примерно на месяц вперед. Уже в мае мы знаем, что в июне из Москвы в Краснодар поедет около 10 тонн писем. А с Питером у москвичей более оживленная переписка, поэтому закладываем 30 тонн. И так для каждого направления.
Подобное планирование — задача с миллионами переменных, которую с помощью методов математической оптимизации решает система моделирования процессов региональной почтовой логистики (МПРЛ), она рассчитывает будущую нагрузку на основе предыдущей статистики, сезонных прогнозов и других вводных из примерно 60 различных справочников.
Эта система весьма требовательна к вычислительным ресурсам. В нашем случае это географически распределённый кластер с мультипоточной обработкой информации, который содержит в себе четыреста процессорных ядер. Суперкомпьютером его назвать нельзя, но он успешно справляется с поставленной целью. Задача математического моделирования хорошо распараллеливается, потому что надо выполнять большое количество однотипных вычислений и сравнивать результаты. Планирование весьма точное, поэтому увеличение мощности кластера вряд ли улучшит качество доставки. Куда полезнее будет оперативный мониторинг, который наблюдает отклонения от расписания и быстро решает возникающие проблемы. Это часть большой задачи по планированию транспорта. Мы уже можем его заказывать, поскольку спланировали загрузку.
Для этого рассчитываем, сколько единиц транспорта и какой вместимости потребуется для перевозки почты между сортировочными центрами, отделениями и другими логистическими точками. И всё это в таком масштабе: 17260 собственных автомобилей, 96 привлеченных автокомпаний, более 1000 собственных и партнерских авиарейсов ежедневно. Почта России — крупнейший территориальный почтовый оператор в мире, мы работаем в девяти часовых поясах на 17 млн квадратных километров.
Планированием техники занимается система транспортной логистики (TMS, Transport Management System). Перед нами стоит задача не просто найти транспорт, а найти самый экономный вариант из возможных. Для этого загружаем в TMS информацию, которую получили на шаге планирования общей нагрузки и сопоставляем ее с доступными тарифами и условиями перевозок своего и наемного транспорта. Результат может быть не самым дешевым из всех возможных, но будет самым доступным из тех, что могут доставить отправление в заданный срок.
По результатам расчётов узнаём, что в понедельник в 12:00 20-тонная машина от наемного перевозчика ООО «Ромашка» (их тарифы оказались самыми выгодными на нужном маршруте) должна выехать в конкретную точку. К этому моменту знаем, что она загружена экономно (по объему или по весу — это тоже задача TMS). Для расчета маршрута мы пользуемся открытым кодом — маршрутизатором на базе Open Source Routing Machine.
В итоге мы составляем расписание, которое позволяет перевезти весь объем корреспонденции так, чтобы письма не копились очень долго (адресат расстроится), не ехали в полупустых машинах (очень дорого, расстроится отправитель), и точно поместились в заданный транспорт (борт самолета не резиновый). Ищем золотую середину.
В TMS можно реализовать плановые маршруты или фиксированные расписания, но так как на качество и скорость доставки влияют дорожные события, нам требуется более гибкое решение, которое сможет оперативно догрузить уже существующие маршруты. Создание такого решения — пример одной из задач, над которыми работает команда Почтовых технологий.
Контроль сроков
Сейчас вопросами оперативного планирования занимается ситуационный центр. Его сотрудники отслеживают отклонения от контрольных сроков в режиме реального времени. Данные стекаются сюда из Data Сloud, отчётов, писем и звонков.
Если сотрудник ситуационного центра видит, что отправления не уехали из сортировочного центра вовремя, то он уточнит в чём дело. Возможно, машина сломалась или застряла в пробке, тогда для выполнения контрольных сроков нужно будет заказать другую.
Карта, на которой сотрудник центра отслеживает проблемы
Чтобы следить за движением транспорта по маршрутам, мы собираем данные из информационных систем, от диспетчеров и из системы мониторинга транспорта Глонасс. Когда водитель едет по маршруту, в логистическую систему передаётся геопозиция автомобиля, которая сопоставляется с планом. В результате мы видим любые отклонения и несоответствия контрольным срокам.
Итоги и планы
После сортировок и перевозок письмо попадает в отделение, а затем к получателю. Информация об этой доставке стала частью больших данных, на основе которых мы будем строить будущие прогнозы.
Если ваше письмо неожиданно задержалось, будьте уверены, что мы стараемся с этим разобраться — как с точки зрения логистики, так и с точки зрения математики. Улучшение качества доставки это комплексная задача, на нее влияют все упомянутые здесь процессы, и мы постоянно их оптимизируем.
Помимо работы с точностью доставки, мы выстраиваем логистическую систему на международном уровне. Для этого потребуется создать электронное взаимодействие с таможней, внедрить международный биллинг и интеграционный электронный обмен документами.
Ещё одна амбициозная задача — создать за рубежом логистическую систему, аналогичную российской. Нам надо адаптировать систему расчета логистики для работы с местными перевозчиками и наладить документооборот с иностранными контрагентами.