что такое сход у казаков
Что такое сход у казаков
Что такое казачий Круг?
Традиционно у казаков казачий Круг служит обозначением любого всенародного собрания. По старинным актам известны круги валовые, войсковые и полковые. Круги решали все общественные дела и, при полной независимости и демократизме казачьих обществ, были собранием полноправных представителей народа. Низшим кругом был полковой, впоследствии станичный или хуторской. Его решения мог пересмотреть или приостановить круг войсковой, который состоял из представителей всех станиц округа, высшим считался крут валовой, куда собирались представители всего народа. Он решал особо важные вопросы и был неправомочен, если хотя бы один представитель или отряд войска бывал в отлучке и не голосовал.
Сохранилось много описаний казачьих кругов в разных казачьих областях и войсках, а также в Войске Запорожском, где круг имел общеславянское название – коло (кола). Круг был высшим проявлением казачьей демократии и вольнолюбия, поэтому любой тоталитарный режим стремился его уничтожить.
Казачий Круг может:
– наказать казака;
– объявить выговор;
– поставить вопрос о перевыборах, если он занимает должость;
– определить денежный штраф за нанесение ущерба в размере этого ущерба;
– исключить из общества. (за грубые нарушения Устава, за кражу или покушение на нее, присвоение денег или получение их обманом, за оскорбление старика, за оскорбление чувства верующих, за систематическое пьянство)
Торжественное обещание атамана:
Согласно повестке Круга по разрешению дежурного есаула казаки выдвигают из числа присутствующих кандидатов на атаманскую должность. Казак, как только назовут его, обязан встать, показаться, чтобы его видели окружающие.
Количество кандидатов на должность не ограничено. Сам себя казак рекомендовать на атаманскую должность не может. Кандидатам предоставляется возможность выступить, чтобы все услышали его программу действий или сделать самоотвод.
Голосование происходит по каждому кандидату отдельно, открыто в порядке их выдвижения.
Набравший наибольшее количество голосов (даже в один голос) считается избранным.
Дежурный есаул объявляет о результатах голосования и готовит заранее стол или трибуну для принятия торжественного обещания атамана.
Победивший кандидат подходит к священнику и получает благословение (если священник присутствует на Кругу). Подходит к столику, на котором лежит Библия или Евангелие, кладёт правую руку на священное писание и произносит торжественное обещание на верность служения казачеству.
“Кланяюсь (окружному, станичному) Кругу, в его лице всему родному войску. Клянусь охранять нашу казачью вольную волюшку, ни в чём не расходясь в действиях своих с (войсковым, окружным, станичным) правлением. Клянусь честью, что положу всё, что есть: здоровье и силу, и не дать померкнуть нашей казачьей славе”.
После чтения обещания дежурный есаул зачитывает, а потом вручает наказ в виде грамоты со словами: “От казачьего общества …”
Нашему атаману …
Свободный казачий Круг, созванный на началах всеобщего прямого и равного и открытого голосования, избрал тебя нашим атаманом на трёхлетие и приказывает тебе, нашему избраннику, править станицей (обществом, отделом) совместно с правлением во славу и процветание родного Оренбургского казачества и свободной России. В знак чего вручает тебе насеку – символ атаманской власти. После чего старый заслуженный казак берёт из рук начальника штаба насеку и вручает атаману. Дежурный есаул восклицает: “Нашему атаману слава!”
Казаки, присутствующие на Круге, кричат троекратно “Любо! Любо! Любо!”. С этого момента атаман считается избранным и приступает к своим обязанностям, продолжает вести Круг согласно повестке.
Что такое сход у казаков
Казачий Круг – Казачий Круг, как народное правление, это учреждение чрезвычайно древнее и начало его теряется в глубине веков. Прототипы его мы видим в народных собраниях древнегреческих и итальянских республик: Афин, Спарты, Сиракуз, Микен и др., а также в колониях на берегах Черного и Азовского морей: Ольвии, Каффы, Танаида (в устьях Дона, близ нынешней Елизаветовской станицы), в новгородском и псковском «вече», в общинном правлении славяно-руссов на берегах Днепра, и в запорожской «раде». Летописец Нестор говорит: «Новгородцы бо изначала и Смольняне, и Кияне, и Полочане, и Кривичи яко же на думу на вече сходятся и начем старшие порешают, на том и пригороды станут». Как во времена Ликурга, Солона, Перикла и Демосфена каждый из общественных деятелей и ораторов мог свободно являться на общественную городскую площадь и говорить о всех важных делах, касающихся всего народа, так и в первые века Казачества любой из казаков, будь то в Запорожской Сечи, или древних донских городках: Раздорах, Монастырском, Азове, Черкасске, мог выступать на майдане в качестве оратора и предлагать на решение Круга касающиеся всего Войска или его части вопросы. Дела в Кругу решались по большинству голосов и в нем могли принимать участие все казаки, не имевшие за собой какого либо порока, по понятию казаков того времени.
Нужно не забывать, что античное мировосприятие рассматривало человеческое общество в двух измерениях гражданства. С точки зрения церковной причастности и общественной дееспособности. Поэтому участником Казачьего Круга может быть только тот казак, который имеет оба эти статуса.
Традиционно у казаков казачий Круг служит обозначением любого всенародного собрания. По старинным актам известны круги валовые, войсковые и полковые. Круги решали все общественные дела и, при полной независимости и демократизме казачьих обществ, были собранием полноправных представителей народа. Низшим кругом был полковой, впоследствии станичный или хуторской. Его решения мог пересмотреть или приостановить круг войсковой, который состоял из представителей всех станиц округа, высшим считался крут валовой, куда собирались представители всего народа. Он решал особо важные вопросы и был неправомочен, если хотя бы один представитель или отряд войска бывал в отлучке и не голосовал.
Сохранилось много описаний казачьих кругов в разных казачьих областях и войсках, а также в Войске Запорожском, где круг имел общеславянское название — коло (кола). Круг был высшим проявлением казачьей демократии и вольнолюбия, поэтому любой тоталитарный режим стремился его уничтожить.
Конституционный казачий Круг Дона, Кубани и Терека созывался в январе 1920 года. Он был последним Кругом в России.
Первый Большой казачий Круг, собравший представителей от 80 тысяч казаков всех областей СССР, собрался в июле 1990 г. и положил начало возобновлению этой неотъемлемой стороны казачьей жизни. Учредителям Круга многое пришлось восстанавливать по крупицам, разыскивая драгоценные свидетельства о веками выработанных правилах проведения кругов, пока не был установлен следующий порядок.
Традиционно у казаков казачий Круг служит обозначением любого всенародного собрания. Круги подразделяются на валовые, войсковые, отдельские (окружные), станичные и хуторские.
Казачий Круг может:
— поставить вопрос о перевыборах, если он занимает должость;
— определить денежный штраф за нанесение ущерба в размере этого ущерба;
— исключить из общества. (за грубые нарушения Устава, за кражу или покушение на нее, присвоение денег или получение их обманом, за оскорбление старика, за оскорбление чувства верующих, за систематическое пьянство)
По своему предназначению и решаемым вопросам Круги могут быть очередными, внеочередными и учредительскими.
Валовый Круг является Кругом представителей казачьих обществ государства.
Казаки обязаны быть на Круге в казачьей форме одежды, установленной в Войске. Круг может собираться в любом помещении или на площади, в поле или в иных местах. Однако форма круга соблюдается всегда. В помещении (клуб, кинозал, конференц-зал и т. д.) на сцене устанавливается стол, за которым сидит Атаман, писарь и члены Правления, а также с разрешения Круга могут размещаться почетные гости. Справа от стола, под углом к нему, размещается священник и аналой с крестом и Евангелием. Позади стола располагается знаменный караул со знаменем казачьего общества, и находятся прочие реликвии и святыни казачьего общества. Слева от Атамана, под углом, напротив аналоя, располагаются старики. Посередине зала, перед сценой, на подставке устанавливается икона.
Накануне, перед проведением Круга проводиться Совет Атаманов казачьего общества, на котором, кроме иных вопросов, рассматриваются вопросы, выносимые на решение Круга, а также предлагается дежурный Есаулец и Приставы, уточняется состав мандатной комиссии, их количество, другие органы Круга (редакционная комиссия, Писарь и т. п.).
Круг казачьего общества ведет дежурный Есаулец. Это должность, на которую назначается или предлагается авторитетный казак, лучше других знающий казачьи обычаи по ведению Кругов и умеющий наводить порядок и тишину. Символом власти Есаульца является нагайка в правой руке, которую он, в случае необходимости, может применить.
Есаульцу подчиняются Приставы, выбранные казаками (тоже с нагайками), находящиеся среди казаков Круга, которые обязаны следить за порядком, очередностью выступающих, устанавливать тишину, а при голосовании вести подсчет голосов. Число приставов предлагается дежурным Есаульцем и утверждается Кругом. Приставы не допускают на круг посторонних.
Все присутствующие на Круге казаки и приглашённые в знак уважения к месту проведения Круга и важности решаемого дела по христианскому обычаю сидят без головных уборов.
Выполнение решений Круга в повседневной деятельности организует Атаман посредством правления и штаба и других органов управления. Все решения Атаман проводит своими приказами и распоряжениями.
Всякий выступающий на Круге, выходя на середину или на сцену (к трибуне), отвешивает поклон Аналою и священнику, старикам, Атаману и всему собранию. Есаулец может прервать его выступление (в случае нарушения регламента или выступление не по делу) и проводить на место. В случае сопротивления может применить силу, призвав приставов. Вносящий сумятицу и раздор в порядок Круга может быть выведен из Круга и по его решению наказан.
Казаки должны вести себя на Круге пристойно, не нарушать дисциплину, кричать и т. п. В случае одобрения речи выступающих одобрять словами: «Любо!», в противном случае: «Не любо!»
Казаки в состоянии алкогольного опьянения на Круг не допускаются и подлежат строгому наказанию, вплоть до исключения из состава казачьего общества.
Совет стариков — членами Совета стариков могут быть наиболее заслуженные и авторитетные этнические казаки в возрасте 50 и более лет, знающие и соблюдающие традиции, и обычаи Российского Казачества.
Совет стариков проводит работу по восстановлению, развитию и сохранению традиций, культуры и образа жизни казаков, воспитывает казачью молодёжь.
Совет стариков сохраняется как самостоятельная часть общины, сам устанавливает свою внутреннюю организацию и распределяет обязанности между членами Совета стариков, но вне Круга обязан подчиняться всем распоряжениям Атамана и Атаманского правления наравне со всеми казаками. Состав Совета стариков, их число определяется каждой общиной в соответствии со своим уставом.
Порядок верстания в казаки – Принятие в казачество есть юридический круговой акт, наделяющий принимаемого полностью или частично правами и обязанностями казака. Однако при этом делалось различие между принятым в казачество и казаком по рождению.
Так можно было «служить в казаках», «жить в казаках», но полноправными казаками, которых никто не мог упрекнуть в том, что «они де не у нас деланы», «приписные», «в казаки поверстанные», могли стать только внуки или правнуки принятого и то только в том случае, если они жили среди казаков, несли казачью службу и женились на казачках. Сами они считались «поверстанными в казаки» и всегда указывали в документах сословие и национальность, например: «Великоросс, из елецких мещан, поверстан в казаки и принят в казачество после 25-летней военной службы, ему же выделен пай в размере…»
То же относилось и к женщине — неказачке. Хотя она обладала, будучи женой казака, всеми юридическими правами, но в среде казачек до конца своих дней казачкой не считалась, поэтому к ней относились более терпимо, прощая то, что коренной казачке было бы поставлено в вину, как незнание обычая своего народа и бескультурие. Иногородняя женщина могла стать казачкой только через замужество.
Человек не казачьего происхождения, изъявивший желание стать казаком, жить по казачьим законам, придерживаться казачьего быта, традиций, обычаев и культуры, исповедующий православную веру, принимается в казачью общину с испытательным сроком на три месяца.
За изъявившим желание верстаться в казаки закрепляются решением Атаманского правления три казака поручителя – наставника, которые обязаны изучить с ним за время испытательного срока:
После испытательного срока с ним проводят собеседование Совет стариков и члены Атаманского правления.
После положительного заключения Совета стариков и членов Атаманского правления, поручители – наставники представляют его Сходу (Кругу) казачьей общины.
Затем поверстанный в казаки в торжественной обстановке, в присутствии Православного священника принимает присягу на верность Отечеству, Казачеству и Вере Православной, целует Животворящий Крест с распятием и Евангелие*, опускается перед знаменем на левое колено и целует его. Далее Атаман обнажает шашку, а поверстанный в казаки целует лезвие шашки и Атаман объявляет ему, что с этой минуты он является казаком и обладает всеми правами и обязанностями казака, что эти обязанности и права вместе с почетным и достойным званием казака передаются по наследству.
Стать «истинным» казаком мог не каждый. Для кандидатов в степные «лыцари» существовала строгая система отбора, которая включала в себя различные испытания. На острове Хортица есть ущелье, которое называют Сечевыми воротами. Поговаривают, что именно тут устраивали испытание новичкам. Вот как это происходило. Между скалами укрепляли жердь, по которой с завязанными глазами должен был пройти парень, решивший стать казаком. Кто оступался (внизу его ловили дюжие сечевики), приходил сдавать экзамен на следующий год.
«Не тот казак, что на коне, а тот, что под конем», — шутили запорожцы. Умение обращаться с конем было одним из главных требований к кандидату. Один исследователь казацкого быта писал: «Поймают дикого лошака и велят садиться без седла, без уздечки, лицом к хвосту. Кто проскочит степь и вернется здоровым, тот и казак!»
Серьезным испытанием для юношей был бурный Днепр. Его нужно было переплыть туда и обратно в районе грозных порогов. Экзамен продолжался и под водой. Сидел над кручей старый казак, дымил трубкой и рассказывал о подвигах казацких героев. Вокруг него — толпа новобранцев. Вдруг трубка (будто бы случайно) выпадала из рук и исчезала под водой. Того, кто не раздумывая кидался за ней и находил трубку на днепровском дне, казаки охотно принимали к себе, зачисляя в разведывательный отряд, действовавший в плавнях. Существовало у запорожцев еще одно любопытное «испытательное» развлечение. Новичкам завязывали глаза и ставили посреди площади. Казаки-ветераны длинными кнутами сбивали с них шапки. Во время этого экзамена на лице испытуемого не должен был дрогнуть ни один мускул…
По книге В.Ф.Никитина «Традиции казачества»
Что такое сход у казаков
Традиционно у казаков казачий Круг служит обозначением любого всенародного собрания. По старинным актам известны круги валовые, войсковые и полковые. Круги решали все общественные дела и, при полной независимости и демократизме казачьих обществ, были собранием полноправных представителей народа. Низшим кругом был полковой, впоследствии станичный или хуторской. Его решения мог пересмотреть или приостановить круг войсковой, который состоял из представителей всех станиц округа, высшим считался крут валовой, куда собирались представители всего народа. Он решал особо важные вопросы и был неправомочен, если хотя бы один представитель или отряд войска бывал в отлучке и не голосовал.
Сохранилось много описаний казачьих кругов в разных казачьих областях и войсках, а также в Войске Запорожском, где круг имел общеславянское название – коло (кола). Круг был высшим проявлением казачьей демократии и вольнолюбия, поэтому любой тоталитарный режим стремился его уничтожить.
Казачий Круг может:
– наказать казака;
– объявить выговор;
– поставить вопрос о перевыборах, если он занимает должость;
– определить денежный штраф за нанесение ущерба в размере этого ущерба;
– исключить из общества. (за грубые нарушения Устава, за кражу или покушение на нее, присвоение денег или получение их обманом, за оскорбление старика, за оскорбление чувства верующих, за систематическое пьянство)
Круг казаков
Ответственным за соблюдение ритуала и порядком проведения Круга является товарищ атамана.
Выборы атамана
Торжественное обещание атамана:
Согласно повестке Круга по разрешению дежурного есаула казаки выдвигают из числа присутствующих кандидатов на атаманскую должность. Казак, как только назовут его, обязан встать, показаться, чтобы его видели окружающие.
Количество кандидатов на должность не ограничено. Сам себя казак рекомендовать на атаманскую должность не может. Кандидатам предоставляется возможность выступить, чтобы все услышали его программу действий или сделать самоотвод.
Голосование происходит по каждому кандидату отдельно, открыто в порядке их выдвижения.
Набравший наибольшее количество голосов (даже в один голос) считается избранным.
Дежурный есаул объявляет о результатах голосования и готовит заранее стол или трибуну для принятия торжественного обещания атамана.
Победивший кандидат подходит к священнику и получает благословение (если священник присутствует на Кругу). Подходит к столику, на котором лежит Библия или Евангелие, кладёт правую руку на священное писание и произносит торжественное обещание на верность служения казачеству.
Наказ атаману
“Кланяюсь (окружному, станичному) Кругу, в его лице всему родному войску. Клянусь охранять нашу казачью вольную волюшку, ни в чём не расходясь в действиях своих с (войсковым, окружным, станичным) правлением. Клянусь честью, что положу всё, что есть: здоровье и силу, и не дать померкнуть нашей казачьей славе”.
После чтения обещания дежурный есаул зачитывает, а потом вручает наказ в виде грамоты со словами: “От казачьего общества …”
Нашему атаману …
Свободный казачий Круг, созванный на началах всеобщего прямого и равного и открытого голосования, избрал тебя нашим атаманом на трёхлетие и приказывает тебе, нашему избраннику, править станицей (обществом, отделом) совместно с правлением во славу и процветание родного Оренбургского казачества и свободной России. В знак чего вручает тебе насеку – символ атаманской власти. После чего старый заслуженный казак берёт из рук начальника штаба насеку и вручает атаману. Дежурный есаул восклицает: “Нашему атаману слава!”
Казаки, присутствующие на Круге, кричат троекратно “Любо! Любо! Любо!”. С этого момента атаман считается избранным и приступает к своим обязанностям, продолжает вести Круг согласно повестке.
СХОД СТАНИЧНЫЙ
Смотреть что такое «СХОД СТАНИЧНЫЙ» в других словарях:
Волостной сход — учреждение общественного крестьянского самоуправления в Российской империи, собрание выборных представителей крестьян и должностных лиц волости, созываемое для обсуждения важнейших вопросов крестьянского самоуправления. Состав и порядок действий… … Википедия
Станица — 1) в СССР наименование населённого пункта сельского типа, сохранившееся на территории бывших казачьих областей. Представительный орган государственной власти станичный Совет депутатов трудящихся. 2) В России 17 18 вв. казачье… … Большая советская энциклопедия
Лобаново (Северо-Казахстанская область) — Село Лобаново Страна КазахстанКазахстан … Википедия
Магнитогорск — Город Магнитогорск Флаг Герб … Википедия
Новопашковская — Станица Новопашковская Страна РоссияРоссия Субъе … Википедия
Staniza — Eine Staniza (russisch станица; ukrainisch станиця/ stanyzja; deutscher Plural Stanizas oder Stanizen; (veraltet) auch Stanitza/ en) ist eine Kosakensiedlung, heute vor allem in Russland und der Ukraine. Inhaltsverzeichnis 1 Historische… … Deutsch Wikipedia
Запорожская Сечь — Большая хоругвь Запорожской Сечи XVI−XVIII вв. (лицевая[1] и оборотная стороны)[2][3] … Википедия
Кубанские казаки — У этого термина существуют и другие значения, см. Кубанские казаки (значения). Эта статья входит в тематический блок Казачество Казаки по регионам Дунай · Буг · Запорожье/Днепр · Дон · Азов · Кубань · Терек · Астрахань · Волга … Википедия
Пограничный район Приморского края — Пограничный район Герб Флаг … Википедия
Казачий круг — Эта статья о форме народного собрания у казаков. О музыкальном ансамбле см. Казачий круг (ансамбль). Круг общий войсковой совет казаков, высший орган самоуправления. На нем решались вопросы войны и мира, раздел между… … Википедия
Казачий суд
Мелкие повинности находились в ведении Суда чести. В его состав входили исключительно полноправные казаки, избираемые при помощи жребия. Каждый из членов Суда мог гласно определять способ наказания для провинившегося товарища. Решение Суда чести считалось действительным, если оно было принято в присутствии священника и одобрено Советом стариков. Когда мера воздействия была определена, судебный орган расформировывался. Руководить процессами вынесения приговоров атаману помогали должностные лица. Военный писарь доносил до осуждённых информацию о решении атамана. Есаул отвечал за исполнение приговоров, преследовал разбойников и грабителей. Войсковой довбыш (барабанщик) на экзекуциях был приставом, зачитывал постановление старшины публично на Совете или месте казни.
Изощрённая экзекуция касалась турок. Неудачные набеги казаков для многих увенчались пленом. Разожжённая ненависть провоцировала казаков на многочисленные нападения, ограбления и убийства. В качестве доказательства своего пребывания на турецких берегах казаки часто брали в плен турецких девушек и девочек. Привозили их в станицу, показывали живые трофеи старшинам. После показательных выступлений пленных турчанок отправляли работать прислугой. Некоторых заставляли ублажать казаков. Бывало, что турчанок продавали на рынках. Азартные жители станиц часто проигрывали женщин в играх. В летописях казачества подтверждено, что за один поход в родные степи забирали по тысяче-две турчанок и персиянок. В результате этого происходило кровосмешение. В казачьей степи не было редкостью увидеть темноволосого, чуть косоглазого ребёнка с горбатым носом.
Обычай самосуда применяется у казаков преимущественно по отношению к ворам и конокрадам. Самосуды производятся или самими потерпевшими лицами, или членами их общины. Расправы эти бывают необыкновенно суровы. Так, одно поселковое общество заподозрило своего же хуторянина и его жену в краже лошади и принудило позвать виновных на допрос. „День клонился к вечеру; к подозреваемому в краже, в сопровождении трех казаков, отправился приказный (поселк. атам.). В темноте сумерек он постучался в окно, и когда получил ответ, что хозяин дома, — скомандовал казакам: „лезте“, и в дверь посыпались удары. Дверь не устояла, запор был отбит, и в дом ворвалась стража. Хозяин приготовился уже спать к лежал на кровати. Стража, не сказавши ему ни слова, не объяснивши своего прихода, бросилась на лежавшего хозяина и, взявши его за руки и за ноги, ударила об землю, после чего посыпались удары. Жена кинулась защищать мужа, но один из казаков схватил ее за волосы и потащил на двор. Баба не вытерпела, схватила казака за бороду, и открылся рукопашный бой. Наконец жертвы подозрении были приведены на сход. Время подвигалось к полуночи, и поселковый ареопаг готовился к слушанью и разбору дела. Но признания не добились: раздраженные муж и жена отвечали дерзко. Это оскорбило атамана, и он велел связать их и, продержав их так с полчаса, отпустил. Общество же равнодушно разошлось“ (Д. О. В. 1873 г., № 18).
. Обычай „объявлять“ виновных в прелюбодеянии посредством обмазывания хаты дегтем и грязью, посредством выбивания стекол в окнах или отрезания хвостов у волов, коров и коней или вытрясывания на улицу пуха из перины и т. п., сохранился и по сей день в полной мере. Все это делают и вообще из желания мести, „чтобы причинить врагу своему неприятность“. Еще в 1881 году в ст. Малодельской, вымазали у двух почтенных жителей совершенно новые ворота дегтем (Д. О. В. 1881, № 8), а из ст. Старочеркасской сообщали еще в 1882 г. следующее: „молодой человек гулял на одной вечернике вместе с девушкой, за которой он ухаживал; ушли они вместе, а на другой день в ливаде, чрез которую они проходили, нашли на дереве изорванную юбку девушки“, „месть ли это или грубая насмешка“ осталось неизвестным (Д. О. В. 1882, № 12). Желал опозорить девушку, казаки обрезают ей косу. Так одна девица просватана была родителями против её собственного желания. Она поплакала и согласилась подчиниться воле родительской. Но прежний её любовник, рассердившись, задумал обесчестить ее и тем отомстить ей. В то время, когда жених и невеста введены были в церковь и уже начался обряд венчания, казак осторожно пробрался к невесте и мгновенно острым ножом отрезал у ней косу. Сваха хотя и ударила всею силою руки наотмашь, но было уже поздно.Поезжане за волосы выволокли этого казака из церкви и тут с общего совета, „со своего суда“ избили его до полусмерти. Тем дело и кончилось (Д. О. В. 1875, № 88).