Что такое шоа у евреев
Что такое шоа?
Массовое уничтожение евреев в годы Второй мировой войны носит различные названия: Катастрофа — по-русски, Холокост — по-английски и Шоа — на иврите. В ТАНАХе это слово встречается 13 раз, обладая несколькими значениями.
Например, в книге Мишлей сказано: בְּבֹא כשאוה [כְשׁוֹאָה] פַּחְדְּכֶם וְאֵידְכֶם כְּסוּפָה יֶאֱתֶה בְּבֹא עֲלֵיכֶם צָרָה וְצוּקָה («Когда найдет на вас ужас, как гроза (шоа), и придет на вас несчастье, как вихрь, когда постигнут вас беда и горе», 1:27). Притчи царя Соломона написаны в форме так называемого параллелизма, который в те годы служил аналогом рифмы. Одна и та же мысль повторяется в похожих выражениях, что позволяет угадать смысл изначально непонятного слова: когда найдет на вас ужас, как шоа // и несчастье ваше придет, как вихрь. Следовательно, шоа = разновидность вихря, бури, урагана, грозы.
Слово «шоа» в данном контексте комментатор Раши (р. Шломо Ицхаки) описывает как «внезапно поднявшееся облако». Автор комментария «Мецудат-Цион» р. Гиллель Альтшуллер сравнивает этот отрывок с другим, из Книги Иова: בְּחֶסֶר וּבְכָפָן גַּלְמוּד הַעֹרְקִים צִיָּה אֶמֶשׁ שׁוֹאָה וּמְשֹׁאָה («Бедные и голодные, одиноко бегут они в безводье (и) мрак пустыни», 30:3). Соответственно, по его мнению, шоа — это тьма.
В книге Теиллим это слово употребляется в ином смысле. תְּבוֹאֵהוּ שׁוֹאָה לֹא יֵדָע וְרִשְׁתּוֹ אֲשֶׁר טָמַן תִּלְכְּדוֹ בְּשׁוֹאָה יִפָּל בָּהּ, «Да придет на него гибель (шоа) внезапная, и сеть его, которую он прятал, да уловит его самого, – на погибель (шоа) попадет в нее», 35:8. В этом случае Раши и другие комментаторы переводят слово «шоа» как «темнота»
В другой главе из Книги Иова слово «шоа» несет дополнительный смысл. לְהַשְׂבִּיעַ שֹׁאָה וּמְשֹׁאָה וּלְהַצְמִיחַ מֹצָא דֶשֶׁא, «Чтобы утолить пустыню (шоа) и степь и дать прорасти зернам трав», 38:27. По мнению Раши, пустыню можно называть потемневшей от голода.
Внезапная буря, мрак, гибель — увы, все эти значения максимально точно описывают произошедшее в годы Холокоста.
Что такое шоа у евреев
Холокост (др.-греч. ὁλοκαύστος — «всесожжение») — преследование и массовое уничтожение евреев, живших в Германии, на территории её союзников и на оккупированных ими территориях во время Второй мировой войны; систематичное преследование и уничтожение европейских евреев нацистской Германией и коллаборационистами на протяжении 1933—1945 годов. Наряду с геноцидом армян в Османской империи является одним из самых известных примеров геноцида в XX веке.
Шоа́ (ивр. שׁוֹאָה — бедствие, катастрофа) — термин, употребляемый евреями на иврите и реже на некоторых других языках для обозначения политики немецких нацистов по планомерному уничтожению еврейского этноса; заменяет (наряду с термином «Катастрофа») собой менее корректный термин «Холокост». На идиш, однако, в данном значении используется другой термин — дритер хурбм (идиш דריטער חורבן — третье разрушение, специфически катастрофические события в истории еврейского народа, начиная с разрушения Первого и Второго Иерусалимских храмов).
Жертвы
Статистика
По ранним послевоенным оценкам, для использования рабского труда, изоляции, наказания и уничтожения евреев и других групп населения, считавшихся «неполноценными», нацисты создали около 7 000 лагерей и гетто. В 2000-х годах исследователи Мемориального музея Холокоста в Вашингтоне оценили их количество уже в 20 000. По последним данным того же музея, на территории Европы существовало более 42 500 подобных учреждений.
Традиционно жертвами Шоа считаются 6 миллионов евреев Европы. Это число закреплено в приговорах Нюрнбергского трибунала. Тем не менее полного поимённого списка жертв не существует. К концу войны нацисты уничтожали даже следы от лагерей смерти; сохранились свидетельства о вывозе либо уничтожении уже захороненных останков людей перед приходом советских войск. В Национальном Мемориале Катастрофы (Шоа) и Героизма «Яд ва-Шем» в Иерусалиме хранятся персональные документы, свидетельствующие о приблизительно 4 миллионах жертв, поимённо идентифицированных. Неполнота данных объясняется тем, что зачастую еврейские общины уничтожались целиком и не оставалось родных, близких, друзей, которые могли бы сообщить имена погибших. Война разбросала людей, и выжившие отказывались сообщать о своих родных как об умерших, надеясь на встречу с ними. Огромное количество людей было уничтожено на оккупированной территории СССР, куда доступ зарубежным исследователям был закрыт и где говорили о погибших просто как о «советских гражданах», замалчивая их происхождение.
Конец войны
По мнению некоторых исследователей, программа истребления евреев в 1943—1945 гг. (до капитуляции Германии в мае 1945 г.) была выполнена на две трети. Нехватка рабочей силы и одновременно экономически бессмысленное убийство миллионов людей вызвали в 1943—1944 гг. сомнения у нацистской верхушки в правильности подхода к «окончательному решению». В 1943 г. Гиммлер отдал приказ об использовании труда уцелевших евреев в интересах ведения войны. В определённый момент Гиммлер даже предложил освободить часть евреев в обмен на политические уступки (включая и возможность переговоров о заключении сепаратного мира с Западом) или за колоссальный выкуп.
На последнем этапе войны, когда неизбежность поражения Германии уже не вызывала сомнений, некоторые нацистские руководители пытались использовать евреев для переговоров о мире, в то время как другие (прежде всего Гитлер) продолжали требовать тотального уничтожения тех, кто ещё оставался в живых. Штандартенфюрер СС Дитер Вислицени на Нюрнбергском процессе утверждал, что в конце февраля 1945 года Адольф Эйхман назвал ему число убитых евреев «около 5 млн человек».
Холокост и коллаборационизм
Роль местного нееврейского населения оккупированных Германией территорий в процессе холокоста была неоднозначной. Тысячи местных жителей служили в вспомогательной полиции, созданной оккупантами, и принимали участие в охране гетто, конвоировании евреев к месту убийств и в самих убийствах. Местная полиция осуществляла отправку евреев в лагеря смерти на территориях, контролируемых режимом Виши во Франции, в Словакии, в Венгрии. Охранниками в лагерях смерти в Польше были добровольцы из числа советских военнопленных и гражданского населения, которых готовили в лагере Травники.
Многие местные жители доносили оккупантам на скрывающихся евреев, присваивали себе имущество убитых евреев, вселялись в их жилища. Наконец, были случаи, когда местные жители сами расправлялись с евреями, без непосредственного участия оккупантов (см. статьи Холокост во Львове, Холокост в Литве, Погром в Едвабне). В Хорватии убийства евреев также осуществлялись без непосредственного немецкого участия.
В то же время немало местных жителей-неевреев спасали евреев, рискуя свободой и жизнью.
Сопротивление и спасение
Отсутствие чёткой информации о планах нацистов по тотальному уничтожению еврейского народа привело к тому, что жители гетто в основном пытались выполнять требования оккупантов в надежде, что это избавит их от убийств и погромов.
Лишь после того, как исход стал окончательно ясен, в лагерях и гетто начались восстания: наиболее известны восстание в Варшавском гетто в январе 1943 года, а также восстание в лагере уничтожения «Собибор» — единственное успешное восстание в концлагере за всю историю Второй мировой войны. Активным центром сопротивления было Минское гетто. Гетто в Белостоке (польск. Bialystok, ныне Польша), содержавшее вначале 50 000 евреев, было ликвидировано 16 августа 1943 года после пяти дней боев с еврейским подпольем. В Белоруссии, на Украине и в Литве действовали еврейские партизанские отряды.
Судьба евреев оккупированных территорий была предрешена. Лишённые, как правило, поддержки местного населения, многие из этих людей не имели шансов выжить вне стен гетто. Среди выживших в Шоа — те немногие, кого с риском для жизни прятали местные жители; те, кто ушёл в партизанские отряды. В Белоруссии среди партизан и подпольщиков воевали 15 300 евреев. Известен еврейский партизанский отряд имени Калинина, созданный братьями Бельскими.
Последствия Шоа
Были уничтожены не только люди — была уничтожена уникальная местная еврейская культура, уничтожена память о том, что она (эта культура) веками была неотъемлемой частью культуры Восточной Европы. Свидетельств этому практически не сохранилось. Евреи на этих землях, некогда бывших центром мирового еврейства, превратились в маргинальное меньшинство. В некотором смысле, нацисты со своими задачами по окончательному решению еврейского вопроса справились.
Выводы
Просто невозможно поверить, что один человек убедил всех в уничтожении 6 миллионов мирных граждан, которые не только не кому не угрожали, а поднимали экономику страны. Тем не менее эта черная полоса останется в истории Мира навсегда. Мы помним!
Катастрофа
Аналогами термина «Шоа» в мировой историографии являются английское слово «Holocaust» («Холокост», от греческого холокаутома, `всесожжение`) и «Катастрофа», употребляемый в Электронной еврейской энциклопедии наряду с термином «Шоа».
Слово «Шоа» встречается в Библии (Ис. 10:3; 47:11; Цфан. 1:15; Иов 30:32; Пр. 1:27; Пс. 35:8; 63:10) в значении всеобъемлющего разрушения и разорения.
В одном из документов Еврейского агентства (1939) слово «Шоа» использовано при описании положения евреев и поляков в оккупированной нацистами Польше. После издания в Эрец-Исраэль сборника «Шоат ие худей Полин» («Шоа польского еврейства», 1940) Максимилиан Аполинари Хартглас (1883–1953, один из лидеров сионистского движения в Польше и бывший член юденрата Варшавского гетто, которому удалось в 1940 г. добраться до Эрец-Исраэль), Шаул Черниховский и другие авторы термином «Шоа» стали называть особую судьбу евреев, хотя и не представляли еще истинных масштабов уничтожения. В 1942 г. Бенцион Динур увидел в Катастрофе ни с чем не сравнимое историческое явление, которое началось, по его мнению, в 1933 г. с приходом к власти в Германии нацистов, и предложил словом «Шоа» обозначить уникальность этого явления. Но этот термин использовали реже, чем аналогичный термин хурбан — традиционное обозначение бедствия в еврейской литературе. С 1943 г., с увеличением информации о ходе «окончательного решения», словом «Шоа» пользовались все чаще, а после процесса Эйхмана (1962), ряда публикаций и выхода французского документального фильма «Шоа» Клода Ланцмана (1985; см. Катастрофа. Катастрофа в новейшей истории. Катастрофа в зеркале мировой культуры) оно всё больше становится общеупотребительным и проникает в различные языки.
Холокост (Катастрофа; на иврите: Шоа)
Термин, которым обозначают систематическое уничтожение европейского еврейства нацистами во время Второй мировой войны. Принятый в английском и ряде других языков термин «Холокост» происходит от греческого слова «холокаустон» – так переводится еврейское слово «ола» («всесожжение»). В Библии это слово означает жертву Всевышнему, полностью сжигаемую на жертвеннике. С течением времени оно стало означать крупномасштабную бойню или разрушения.
Ивритское слово «шоа», с первоначальным значением – «разрушительный вихрь», впервые было использовано для обозначения уничтожения европейских евреев в брошюре, опубликованной в Иерусалиме Объединенным комитетом помощи евреям Польши. Эта брошюра была озаглавлена «Шоат Йеудей Полин» («Катастрофа евреев Польши»). В нее входили статьи и свидетельства о преследованиях восточноевропейского еврейства после начала Второй мировой войны в сентябре 1939 г. Свидетельства были написаны или продиктованы евреями-очевидцами, которым удалось бежать; среди них несколько известных лидеров польского еврейства. Однако термин «шоа» почти не применялся вплоть до весны 1942 г. Вместо него многие говорящие на идише евреи предпочитали использовать термин «хурбан», также обозначающий разрушение и катастрофу, исторически относящийся в первую очередь к разрушению Храмов в Иерусалиме – Первого в 586 г. до н. э. и Второго в 70 г. н. э.
Весной 1942 г. иерусалимский историк Бен-Цион Динур использовал термин «шоа» применительно к истреблению европейского еврейства и назвал этот процесс «катастрофой», подчеркивая его уникальность. Евреи Палестины вскоре стали широко использовать этот термин по отношению к уничтожению еврейских общин в Европе. Английский термин «Холокост» в значении истребления нацистами европейских евреев вошел в употребление к 1950-х гг. Хотя этот термин иногда применяется и по отношению к другим группам, уничтожаемым нацистами, строго говоря, эти жертвы не считаются жертвами Холокоста (Катастрофа), и они не включены в общепринятое число шести миллионов жертв Холокоста.
Encyclopedia of the Holocaust, In Association with Yad Vashem, The Holocaust Martyrs’ and Heroes’ Remembrance Authority, Dr. Robert Rozett and Dr. Shmuel Spector, Editors, Yad Vashem and Facts On File, Inc., Jerusalem Publishing House Ltd, 2000.