Что такое школьный театр в 17 веке
Школьный театр конца XVII – начала XVIII вв. – прообраз современного студенческого театра
Пянзина Дарья, студентка 1 курса, русская филология
Школьный театр конца XVII – начала XVIII вв. – прообраз современного студенческого театра
Россия второй половины XVII – первой четверти XVIII в. переживала бурную эпоху начинаний: требования нового времени вступали в борьбу с традициями средневековья, что, несомненно, сказывалось на развитии культуры, а в частности – литературы. Именно в этот период и возникает первый русский драматический театр.
Само появление театра, его идеи, репертуар, сценические формы – все это обуславливалось закономерными процессами развития переходного периода. Но возникает закономерный вопрос: почему возникновение драматического театра стало возможным именно в XVII-XVIII столетиях? Существовали же до этого и другие формы театральных представлений (театр скоморохов, например). Так почему именно в XVII – начале XVIII вв. формируются основы поэтики, каноны и условности драматургии и театра?
Очевидно, что возникновение многих культурных учреждений, в том числе и театра, связано, прежде всего, с развитием самобытной русской культуры. А именно XVII – начало XVIII вв. многие историки и считают такой эпохой – эпохой формирования русской нации.
Т. к. театр был новым явлением в литературой традиции XVIII века, перед ним стояла сложнейшая задача самоутверждения в общественной жизни.
Процесс самоутверждения, становления театра в России и стал объектом моего изучения, потому что в данное время проблема изучения художественной (именно художественной, а не культурной) жизни начала XVIII века стоит очень остро. Документальные источники, как правило, описывают лишь «строение», историю (хронологию) культурных мероприятий, но совершенно обходят стороной вопрос о взаимодействии разных видов искусства между собой. Поэтому очень важно проследить процесс становления данного вида искусства, выявить его основные черты, сопоставить их с современным аналогом.
Рассматриваемый мной период в истории русской драматургии (1682–1752 гг.) – это всего лишь первый этап формирования национального театра в России, поэтому еще рано говорить о нем, как об определенной системе поэтических средств – в это время театр делает лишь свои первые шаги в тесной связи с общим движением национального, социального и культурного процесса. Однако нельзя не отметить, что театр был новым видом искусства, воплотившим в себе как новаторские идеи Запада, так и национальные традиции культуры нашей страны.
Подвиг первого театра, открывшегося пьесой «Артаксерксово действо», можно оценить лишь на фоне той труднейшей обстановки, в которой он создавался: церемониал в эпоху становления русского театра становился организующей формой развития придворной культуры. Он требовал своих «возвышенных» идей и авторитарных аллегорий, устойчивых «речей» и формул словесного выражения.
В силу актуальности тематики, первые русские пьесы и первый театр в целом были весьма привлекательными для зрителей своего времени. Особо популярными были темы:
· тема царской «милости» (была ведущей во многих пьесах и развивалась на протяжении всего действия)
· тема государственной «измены», как оборотной стороны царского «благоденствия» (закономерное явление абсолютизма).
· тема «совести» и «неповинности» (именно эти темы выдвигали наш театр в круг явлений европейской и мировой культуры).
· тема «любви» (перед зрителями появляется удивительная сцена: повелитель «вселенной» (царь Артаксеркс – на прим. пьесы «Артаксерксово действо») смирился перед юной женщиной, покорился ей; уязвленный «любовью» царь начинал врать узы церемониала – «Советники мои, возложите на нее драгой мой венец…» (обращение Артаксеркса к Есфири).
Стоит заметить, что первый русский театр не стал непосредственным повторением ни одного из европейских театральных образцов. Средневековая европейская традиция оказалась бессильной выразить те обширные идеи, которые вызвали к жизни русский театр.
К началу XVIII века относится проникновение в Россию нового вида театра – школьного. Школьная драматургия органично вошла в процесс развития национального театра в России.
Поэтому и она имела свои традиционные черты:
2. Абстрактное представление о человеке и окружающих его обстоятельствах. Конкретного, единичного человека школьные драмы не знают( в особенности пьесы на богословско-библейские темы) – отдельный человек выступает представителем целого человечества («это «всяк» человек от Адама и «доныне»).
Да и не только человечество, но и вся вселенная в школьных драмах превращается в условное понятие: вселенную можно пробежать мгновенно, с быстротой мысли.
3. Многие понятия и категории школьная драматургия заимствовала из богословских построений своего времени. Отсюда не только абстрактность, но и однообразие школьных драм в сюжете, подборе аллегорических персонажей, композиции и языке (наблюдается даже повторение отдельных выражений и метафор).
Хотелось бы также отметить особое место хора в школьной драме. Песни хоров отличаются мелодичностью, гладкостью, выразительными параллелизмами и умело интонированными строками, хотя содержание их по-прежнему однообразно и состоит из общих мест.
Далее следует упомянуть о двух крупных школьных театрах, которые действовали в Москве в первой половине XVIII века: первым начал функционировать театр Славяно-греко-латинской академии, а вслед за ним – театр московского Госпиталя, первого медицинского учебного заведения в России.
Т. к. школьный театр возникает еще во второй половине XVII века, то важно проследить его эволюцию. Уже в первых пьесах XVIII века наблюдается разрушение старой стилистической системы, возникшей в эпоху «придворного театра» при царе Алексее Михайловиче и школьная драматургия приобретает черты официальной литературы, о чем свидетельствует эмоциональная настроенность первых авторов. Отвлеченная экспрессия постепенно сменяется гражданским чувством, вызванным изображением смерти Петра I в «Славе печальной», как достаточно реалистического события, в описании которого не остается «романтической недосказанности»(автор видит его перед собой в гробу)). Тем не менее школьные драмы по-прежнему остаются более лиричны, чем другие жанры литературы того времени, им все также присуща синтетичность (т. е. слитность музыкальных и драматических элементов) и образность.
Школьный театр конца XVII – начала XVIII века – прообраз современного студенческого театра в русской культуре. По крайней мере можно говорить о некоторой преемственности принципов школьного театра XVIII века в современных условиях, т. к. современная школьная «драматургия» сохраняет за собой «просветительскую» функцию, присущую и первому театру XVIII века, развивавшемуся в стенах Московского Госпиталя и Славяно-греко-латинской академии. Именно идейная самостоятельность первых русских пьес, их независимость от каких-либо готовых эстетических принципов Запада сделали первый школьный театр России оригинальным! И именно поэтому многие исследователи считают его предтече современного школьного и студенческого театров.
Развитие школьного театра
Русский театр 17 века: история рождения первого театра.
К 17-му веку закончился один из интереснейших подготовительных периодов к возникновению русского театра – игрищный этап, который берёт начало ещё в родовом обществе. Наступило столетие удивительных событий в театральной истории Руси, ведь в 17 веке состоялось рождение первого русского профессионального театра.
История театра в 17 веке в России
Изначально развитие театрального искусства в России происходило двумя параллельными путями:
§ Первый путь был стихийный, народный,
§ а второй – церковный.
Народный театр: «глумцы» и церковь
Игрищами называют представления народных актеров – скоморохов. Скоморохи, принимавшие участие в народных гуляньях и празднествах давали балаганные представления, которые носили грубый, неприличный характер.
Скоморошьи представления не могли перерасти в профессиональный театр по одной простой причине: им не дали это сделать власти, подначиваемые церковью.
Причиной такой неприязни была близость артистов к простому народу, их открытое высмеивание духовенства, власть имущих и богачей. Сатиру и глум (насмешку) церковь простить им не могла. Таких артистов именуют «глумцами» и объявляют служителями дьявола. И пришел бы скоморохам конец, если бы власти всегда были с церковью заодно.
Элементы театра, возникшие благодаря народным представлениям:
§ Устные драмы. Первые устные драмы, создаваемые в 17 веке, сочинял народ, а скоморохи исполняли
Например, такими были кукольные представления о похождениях весёлого и ловкого Ваньки-Рататуя (позже героя назвали Петрушка), который никого и ничего не боялся и всегда выходил сухим из воды.
В 1613 году в штат придворной Потешной палаты приглашены и скоморохи, но их представления носили больше цирковой характер, а сами они оказались на правах придворных шутов. Потешная палата считается первым специальным помещением для театральных представлений в России.
Собирая вокруг себя зрителей, народные артисты общались с публикой, которая делилась на зрителей разного уровня активности. В результате стала возникать потребность в сооружении сценической площадки, что впервые воплотилось в народном театре кукол.
Церковный театр: обрядность и обилие мистики
Христианская церковь, стремясь упрочить свои позиции, пыталась привлечь внимание обрядовыми представлениями, которые были насыщены религиозными и мистическими мотивами. Церковные представления на Руси появились в виде западных мистерий. Получив своих благодарных зрителей, чья любовь к зрелищам была приукрашена духовностью преподносимого действа, церковь надолго оттеснила на задний план все прочие сценические представления. Представления зачастую были приурочены к церковным праздникам.
Элементы театрального действия стали появляться в обрядовых действиях тогда, когда они растеряли свою магическую сущность и стали просто воспроизведением события или имитацией действия, повествованием о том, как что-то когда-то происходило. Весь процесс сопровождался диалогами, ряженьем и драматическим действием. Невзирая на тот, что театрально-зрелищные формы активно применялись, русская церковь не стремилась создать собственный театр.
Элементы театра, обязанные своим происхождением церкви
Первые художественные литературные драмы создавались на основе возникших в более ранний период литургических драм. Первыми сочинителями пьес были святитель Дмитрий Ростовский и просветитель Симеон Полоцкий.
§ Школьный театр – религия, приправленная сатирой
Естественным следствием диктата церкви в театральных формах явилось то, что театры стали возникать при духовных учебных заведениях. Такие театры называли школьными.
§ 1672 год. Киево-Могилянская академия
Состоялся первый спектакль, посвященный небесному покровителю царя Алексея Михайловича.
§ 1679 год. Драматург Симеон Полоцкий написал две пьесы специально для школьного театра при духовной академии в Москве.
§ 1687 год. В Москве учреждена Славяно-греко-латинская академия, школьный театр которой прославился своими представлениями, посвященным не только религиозным сюжетам, но и русским батальным победам.
Что такое интермедия?
Для школьных театров характерным было то, что в сюжет религиозных представлений вплетались интермедии. Это были короткие сатирические сценки, косвенно относящиеся к общему представлению. Зачастую это была сатира, касающаяся привилегированных членов общества. Таким образом, творчество школьных театров перекликалось с народными представлениями, что не могло оставить церковь равнодушной. Школьные театры стали подвергаться резкой критике и прекратили своё существование к концу 18 века.
Школьные театры внесли свою посильную лепту в формирование русского театра
§ Комедийный жанр. Именно интермедии стали прообразом комедийного жанра в русской драматургии.
§ Классицизм. Игра актеров в школьном театре была подчинена принципам классицизма: единство времени, действия и места. В пьесе прослеживалась одна сюжетная линия, события происходили в течение суток и в одном месте.
§ Символы. В костюмах героев использовались символы и иносказания: положительные персонажи — в белом, отрицательные — в черном и так далее.
НОВАЯ ТЕМА 2
3.Профессиональный русский театр 17 века: предпосылки и рождение
Рождению первого русского театра предшествовали несколько событий. Во второй половине 17 века в России стала массово поступать и переводится западная литература, что содействовало росту образования и культуры.
Общественная мысль сориентировалась в двух диаметрально противоположных направлениях:
§ консервативное, провозглашающее приоритет национальной культуры
Начальник посольского приказа А.С. Матвеев был «западником». Он завёл собственный домашний театр. Будучи другом царя Алексея Михайловича, Матвеев уговорил последнего выписать из-за рубежа первых актеров театра. А автором первой пьесы русского театра стал пастор лютеранской церкви Немецкой слободы Иоганн Готфрид Грегори. Сочиненная им пьеса «Артаксерксово действо» повествовала о библейской Эсфири.
Премьера спектакля состоялась 17 октября 1672 года во дворце царя, находящемся в селе Преображенском. Царю «потеха» понравилась.
Именно эта дата признана днем рождения русского театра. Идея прижилась. Спектакли стали регулярными и иностранной труппы стало не хватать. Тогда на обучение актерскому мастерству к Грегори были направлены русские «отроки», которых привлекали помимо их воли. Представления были пышными, с музыкой и танцами.
Петр I и развитие профессионального искусства
Со смертью царя Алексея Михайловича спектакли прекратились. Царь Федор Алексеевич не проявлял интереса к театру, чего нельзя сказать о Петре I, который, по свидетельству современников, считал, что «зрелища полезны». Про ранний период царствования Петра I известно, что он отдавал предпочтение светскому театру, а не школьному. Очень любил кукольные представления труппы под руководством венгра Яна Сплавского.
Театр при Петре I получил прочный фундамент. Царь-реформатор использовал театр в качестве политической силы, которая содействовала развитию государственности России.
Впрочем, основные театральные преобразования Петра I касаются уже 18 века.
А история первого профессионального русского театра только начинается…
Школьный театр
Смотреть что такое «Школьный театр» в других словарях:
ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР — театр, возникший в учебных заведениях Зап. Европы в средние века с целью изучения латинского языка и воспитания. В России школьные театры были в духовных учебных заведениях: академиях Киево Могилянской (1670 е гг.), Славяно греко латинской (кон.… … Большой Энциклопедический словарь
школьный театр — театр, возникший в учебных заведениях Западной Европы в средние века с целью изучения латинского языка и воспитания. В России школьные театры были в духовных учебных заведениях: академиях Киево Могилянской (1670 е гг.), Славяно греко латинской… … Энциклопедический словарь
Школьный театр — самодеятельный театр в учебных заведениях Западной Европы позднего Средневековья. Возник как средство религиозного воспитания и обучения латыни и красноречию; со временем стал этапом в развитии профессионального сценического искусства. В… … Педагогический терминологический словарь
ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР — самодеятельный театр в европ. уч. заведениях позднего средневековья. Возникший как средство религ. воспитания и обучения латыни и красноречию, служивший первоначально лишь одним из пед. приёмов, Ш. т. со временем стал этапом в развитии проф.… … Российская педагогическая энциклопедия
Бесплатный для детей пролетариата и крестьян Советский драматический школьный театр им. Вождя рабоче-крестьянской революции В. И. Ленина — Саратовский академический театр юного зрителя имени Ю. П. Киселёва первый в мире театр предназначенный для юных зрителей. Основан 4 октября 1918 года. Содержание 1 История театра 2 Труппа 3 Современная труппа … Википедия
Театр в Великом княжестве Литовском — ― синтетическое искусство XIV XVIII веков, сочетающее в своих произведениях выразительные средства драматургии, актёрской игры, режиссуры, живописи, музыки. Содержание 1 Истоки театра 2 Батлейка … Википедия
театр — Первые театральные игры в Москве связаны с выступлениями скоморохов. В XVI XVII вв. ставились театрализованные представления на евангельские сюжеты в в («Пещное действо», «Омовение ног»), на («Шествие на осляти»). Рост светской культуры, связи… … Москва (энциклопедия)
ТЕАТР — для детей и юношества, вид сценич. иск ва, одно из средств эстетич., нравств. воспитания и худож. образования школьников. Для детей создаются те же виды театр, представлений, что и для взрослых: драма, опера, балет, эстрада, кукольный театр.… … Российская педагогическая энциклопедия
Театр( для детей и юношества) — вид сценического искусства, одно из средств эстетического, нравственного воспитания и художественного образования школьников. Для детей создаются те же виды театральных представлений, что и для взрослых: драма, опера, балет, эстрада,… … Педагогический терминологический словарь
театр — а, м. 1) только ед. Род искусства, художественное отражение жизни посредством драматического действия, осуществляемого актерами перед зрителями. Античный театр. Школьный театр. Театр кукол. Театр теней. Увлечение театром. [Треплев:] Она знает… … Популярный словарь русского языка
«Мы потеряли волчью шкуру!»: школьный театр в XVII веке
В XVII веке в любом учебном заведении России, где был школьный театр, можно было наблюдать забавную сценку, когда учащиеся с бешеными глазами бегали по зданию и кричали, например, «Мы потеряли шкуру! Волчью шкуру!».
Школьные театры существовали по всей России: и в московской Славяно-греко-латинской академии, и даже в духовной семинарии Сибири. Их открывали специально для того, чтобы учащиеся лучше усваивали латинский язык.
Представления в учебных заведениях выглядели простенько: самые символические декорации и такие же костюмы. Но при этом для таких театров писали выдающиеся умы: например, Симеон Полоцкий или Феофан Прокопович.
О содержании подобных постановок можно легко судить по их названиям: «Комедия-притча о блудном сыне», «Торжество мира православного» и.т.д. Но в действие спектаклей также регулярно вплетали сатирические бытовые сценки (интермедии). Этому, конечно же, была не очень довольна церковь, а потому постоянно боролась со школьными театрами. В итоге к концу XVIII века подобный театр как значительное театральное явление перестал существовать. Тому поспособствовало и активное зарождение профессионального драматического театра. Школьники просто не могли конкурировать с профессиональными актёрами…
В Европе, кстати, школьный театр зародился раньше, чем в России и назывался иезуитским. Он существовал с 1555 по 1773 года и возник в духовных школах Ордена иезуитов в Германии и Австрии. Авторами пьес были только педагоги-иезуиты, а исполнителями — ученики иезуитских школ. Ни о какой свободе самовыражения речи не было. Орден диктовал какие пьесы ставить, а какие — нет. Показывались подобные постановки в придворных театрах: роскошные декорации и костюмы, а также самые разнообразные сценические спецэффекты.
В конце концов, иезуитский театр, как и русский школьный, помог зарождению профессиональной драме…
Школьный театр в России и Беларуси.
Поведение актера на сцене определялось правилами ‘изящной игры’, следуя которым левую руку следовало держать на боку, а двигать только правой; в редком случае, если надо было показать отчаяние, поднимать ее выше плеча. Особое внимание уделялось выразительности кисти руки: жест и мимика актера предваряли слова, изображали то, о чем он собирался говорить. Ходить и стоять актеры обязаны были, сохраняя так называемый ‘сценический крест’ (стопы ног развернуты в стороны). Главное требование сценической игры заключалось в естественности изображения подлинных лиц и пробуждении ‘душевных ощущений’ у зрителей.
Зарождение русской школьной драмы связано с именем одного из воспитанников Киево-Могилянской академии-образованного человека, политического деятеля, просветителя и поэта Симеона Полоцкого (1629-1680). В 1664 году Полоцкий переезжает в Москву, где выполняет различные обязанности: переводчика, учителя латинского языка, воспитателя царских детей. Много времени он отдавал чтению и литературной работе. С Полоцкого ‘начинается, хотя еще в самом глубоком зародыше, поворот литературной жизни, искание нового содержания и новой формы’. В сборнике его произведений ‘Рифмологион’ (1679) были напечатаны две пьесы: ‘О Навходоносоре царе, о теле злате и триех отроцех, в пещи не сожженных’ и ‘Комидия притчи о блудном сыне’.
Пьеса ‘О Навходоносоре. ‘ была написана Полоцким на основе того же библейского сюжета, что и ‘Пещное действо’, которое к этому времени было запрещено. В ‘Предисловие’ (прологе) к пьесе ‘О Навходоносоре. ‘, обращенном к царю Алексею Михайловичу, прославлялись его добродетели: благочестие и ‘смирение’, соблюдение приличий царского сана, и доброты, которые противопоставлялись нечестию и ‘гордости’ царя Навходоносора, возомнившего себя превыше ‘всех богов’. После изложения содержания пьесы, указывалась цель: дать ‘утеху сердцам’ царя и верным ему князьям и боярам.
Симеон Полоцкий создавал свои пьесы о Навходоносоре и блудном сыне в соответствии с художественными законами школьной драмы. Они написаны на библейский и евангельский сюжеты в стихах; их отличает четкость композиции, компактность и сценичность; их язык, в сравнении с пьесами придворного театра, прост и ясен. В пьесах отсутствуют схоластика и аллегорические персонажи, характерные для школьной драмы. У Полоцкого действуют вполне реальные лица, жизненные и убедительные. В направленности пьес явно ощутима их связь с русской действительностью, стремление откликнуться на значительные проблемы времени: ‘сопоставление царя Алексея Михайловича с другими царями и монархами’ и определение его места в мировой истории.
Школьный и придворный театр в Несвиже
Талия и Мельпомена —древние музы греческой мифологии, опекавшие комедию и трагедию, поселились в Несвиже намного раньше, чем в некоторых других городах. Первый в Белоруси придворный крепостной театр был создан в резиденции Радзивиллов в середине XVIII века. Еще раньше здесь начал действовать школьный театр — тоже один из самых ранних на белорусской земле. Первое известное нам его представление состоялось в 1696 году, когда местные школяры показали пьесу «Млечный путь радзивилловского орла». А через два года на несвижской сцене была поставлена драма «Вакх, опьяневший от крови и убийства».
Деятельность несвижского школьного театра, как и придворного, нельзя, безусловно, идеализировать. Их создатели преследовали свои интересы. Несвижскую коллегию содержали иезуиты, чья деятельность была направлена на окатоличивание и ополячивание местного населения. Монахи-иезуиты верой и правдой служили Радзивиллам, феодальному строю. Их усилия были направлены на то, чтобы народ покорно подчинялся угнетателям. Спектакли несвижских школяров (или рассчитаны на социальные верхи), шли на чужих, непонятных крестьянским массам латинском и польском языках. Однако надо учитывать тот факт, что в то, время других школ и других театров на территории Белоруссии не было. Коллегии, подобные Несвижской, являлись одновременно и единственными распространителями образованности — пусть средневековой, ограниченной.
Поэтому школьный театр — явление противоречивое. Наряду с реакционным началом в нем соседствовали ростки нового. Вот как говорит об этом известный русский искусствовед В. Н. Всеволодскнй-Гернгросс: «Школьному театру принадлежала заметная историческая роль в культурной жизни многих европейских стран. Возникнув в XII веке в гуманистических школах, он первоначально имел только учебно-воспитательное назначение. В XVI столетии Лютер использовал школьный театр в качестве орудия борьбы с католицизмом. В конце XVI столетия школьный театр получил широкое распространение на Украине и в Белоруси. Позже украинское духовенство принесло его в Великороссию — сначала в Москву, а затем и в другие русские города».
Зато в библиотеке Вильнюсского университета сохранились программы некоторых несвижских школьных представлений первой половины XVIII века. Из них следует, что в 1723 году, перед каникулами, местными школярами показывалась драма «Зрелище мира», рассказывающая о Христофоре Колумбе. Выбор такого необычного для иезуитской сцены сюжета объясняется совпадением имен открывателя Америки и несвижского мецената Криштофа (Христофора) Кондратовича, которому была посвящена драма. Между ее актами исполнялись интермедии. Сохранились также программы 1730 и 1732 годов, когда ставились пьесы «Дух бурь» и «Золотая свобода вне свободной власти царства мудрых».
Дата добавления: 2015-02-10 ; просмотров: 19 ; Нарушение авторских прав