Что такое шкалированная цель
Что такое шкалированная цель
Проблема целей образования актуальна как в психолого-педагогическом, так и в социокультурном плане. При этом взаимодействуют две основные стратегии целеполагания: технологическая (массовая) и гуманитарная (личностная). По ряду причин сама по себе технологизация не может рассматриваться в качестве единственного инструмента модернизации образования. Необходимо сочетание технических решений с психолого-педагогическими инновациями. Статья посвящена теоретико-методологическим основаниям и методическим вопросам определения учебных целей в системе персонализированного образования (в рамках программы Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» «Цифровая платформа персонализированного образования в школе»). Поскольку персонализированное образование предполагает предоставление учащемуся возможностей выбора, возникает необходимость в системообразующих элементах (в отличие от традиционной массовой классно-урочной системы), обеспечивающих целостность процесса обучения. Таким элементом могут служить учебные цели (описание которых формулируется «от ученика», в деятельностной форме, с учётом критериев SMART), структурированные (шкалированные) по уровням сложности учебно-познавательных задач. Рассмотрены подходы к шкалированию на основе известных таксономий целей обучения. Изложены основные характеристики уровней 2.0 (базовый), 3.0 (целевой) и 4.0 (продвинутый). Теоретические положения проиллюстрированы примерами. Представлены основные результаты апробации предложенной методики в рамках образовательной сессии «Ценности и методология персонализированного образования для учителей России» (наиболее часто возникающие у педагогов сложности, связанные с разработкой и использованием шкал учебных целей).
Ключевые слова
Персонализированная модель образования, учебные цели, шкалирование, уровни, дескрипторы.
Мир всё больше приобретает черты VUCA (англ. Volatility — изменчивость, Uncertainty — неопределённость, Complexity — сложность, Ambiguity — неоднозначность). В связи с этим необходимо найти ответы на следующие вызовы.
Информационный. Происходит цифровизация всех сфер жизни, наблюдается переход к информационному типу общества.
Динамический. Отставание общественного сознания от ускоряющегося роста глобальных проблем, что требует реализации «опережающего» образования.
Адаптационный. Требования «экономики знаний», приоритет инновационных идей по сравнению с обычными факторами производства (труда и капитала) [7]. При этом образование воспринимается уже как стратегическое условие для выживания цивилизации в целом.
Проблема целеполагания столь же важна, сколь и сложна. Государства и региональные правительства, международные и общественные организации, ассоциации работодателей, эксперты определяют для системы образования и её участников многообразные приоритеты в форме нормативных правовых актов, официальных постановлений, рекомендаций, предложений и т. п. Так, в 2015 г. Генеральная Ассамблея Организации Объединённых Наций приняла резолюцию «Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», которая выступает ориентиром для всего мирового сообщества на ближайшие годы. В числе 17 глобальных целей, зафиксированных в резолюции, — «обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех» (№ 4).
При этом современное образование рассматривается и как самоценность, и как инструмент для решения и предупреждения экономических, социальных, экологических проблем [21]. Данное положение обусловливает два основных подхода к целеполаганию [1]. Первый — технологический — направлен на выполнение «социального заказа» и материально-техническое обеспечение жизни общества, ориентирован на социализацию подрастающих поколений, подготовку граждан с некоторым набором ключевых компетенций, специалистов с определённым уровнем знаний и умений. Преимущество заключается в оперативности решения насущных задач, обеспечении устойчивости социальной системы, что достигается за счёт регламентации. Гуманистические же цели (второй подход) ориентированы на развитие личности, её творческих сил, самовыражение в деятельности. Баланс между двумя стратегиями целеполагания определяется культурой [6], призванной реагировать на вызовы времени, — от полного подавления личности в условиях тоталитаризма до выдвижения её на авансцену истории в эпохи ренессанса, «оттепелей» и перестроек.
Цель — один из элементов поведения и сознательной деятельности, который характеризует предвосхищение в мышлении результата и пути его реализации. Цель интегрирует действия в систему. Анализ деятельности как целенаправленной предполагает выявление несоответствия между наличной жизненной ситуацией и целью; осуществление цели является процессом преодоления этого несоответствия [9]. Ответить на вопрос о цели — значит ответить на вопрос «ради чего?». Что есть процесс образования? Что значит образование для каждого человека и человечества в целом? В любом случае переход цели образования из общесоциальной (идеологической) сферы в собственно практическую, учебно-воспитательную, должен быть предметом педагогического анализа [12]. При этом решение вопроса может лавировать между технократическим и гуманистическим подходами. Первый вариант — алгоритмичный, доступный, рентабельный, массовый, но в то же время единообразный; второй — более индивидуален и вариативен, не сужает, а расширяет возможности развития личности в ходе её жизненного пути [2].
Гуманистическая педагогика исходит из того, что образование призвано не вести человека к единой для всех цели (каким бы прекрасным не являлся образ «светлого будущего»), а создавать предпосылки, условия для достижения человеком выбранных им самим целей [11].
Следует отметить, что в последнее время на образовательные технологии возлагаются большие надежды, но с ними же связаны и серьёзные разочарования. В начале XXI века возникло оптимистическое убеждение, что в образовании вот-вот произойдёт технологическая революция. В начале 2010-х гг. появились многопользовательские онлайн-курсы (MOOC — Massive Open Online Courses), которые добавили оптимизма. Однако революции пока не случилось, происходят лишь отдельные незначительные изменения традиционных образовательных процессов и программ. Предлагаются весьма радикальные инструменты, но не ясно, каким образом учащиеся будут их использовать, потому что многие люди попросту не могут определить свои образовательные цели и средства их достижения. В результате большинство «инноваций» строится по классно-урочному принципу, сохраняет прежнюю систему оценивания и аттестации, воспроизводит прежние взаимоотношения между педагогами и учащимся.
В числе основных причин — отсутствие интегрированных платформ, которые могли бы собрать различные образовательные модули и решения в персональную траекторию; недостаток необходимых нормативно-правовых и управленческих решений; дефицит доверия со стороны работодателей, родителей и общества; низкая доля «самоуправляемых» учащихся, обладающих гибкими навыками группы «учись учиться», а также недопонимание важности грядущих перемен внутри самого педагогического сообщества. В целом технологизацию образования следует рассматривать как важное, но не единственное условие модернизации [8].
На разрешение указанных противоречий направлена программа «Цифровая платформа персонализированного образования в школе» Благотворительного фонда Сбербанка России «Вклад в будущее». Важно понимать, что технические решения должны учитывать социальный контекст их применения в условиях ограниченных возможностей [5, 16]. В связи с этим трудно переоценить значение целеполагания.
Как известно, ясность целей, понимание уровня своих достижений — одни из важнейших факторов эффективности обучения [13, 17, 18]. Субъектная позиция ученика по отношению к целям образования — один из базовых принципов персонализированной модели образования (ПМО). В центре внимания ПМО находится учащийся, который проявляет инициативу по отношению к обучению, выбирает учебные цели и способы их достижения, планирует свою работу и несёт ответственность за результат, работая в зоне своего ближайшего развития. При этом ведущая мотивация — радость познания (а не долг, страх или награда). Содержание образования атомизируется до уровня отдельной учебной задачи и структурируется по «большим идеям» (а не по отдельным темам, понятиям, фактам).
Цифровая платформа выступает как пространство построения и реализации персонализированной траектории обучения (а не вспомогательное средство обучения, электронное учебное пособие). Она содержит необходимые ресурсы (шкалы, учебные материалы, задания, средства диагностики и оценивания и пр.) для реализации учебных целей на любом уровне с учётом индивидуальных запросов ученика и организации совместной деятельности, а также аналитические и управленческие инструменты для мониторинга и оценки качества образования его субъектами (обучающиеся, родители, педагоги, администраторы). Платформа тиражируется для неограниченного круга пользователей [10].
Ориентация на цели (а не темы), выбор учебных целей, уровня их достижения самим учеником — системообразующий фактор ПМО. Учебная цель — те действия, которые сможет выполнить ученик, класс задач, которые он сможет решить.
Описание цели формулируется:
— «от ученика» — на понятном языке («Чему я научусь?», «Зачем мне это нужно?», «Как это будет оцениваться?»);
— в деятельностной форме — способ достижения образовательного результата, а не указание лишь на предмет деятельности (факты, понятия, знания и т. п.) с опорой на принятые таксономии (см. ниже);
— с учётом критериев SMART (англ. Specific — конкретный, Measurable — измеримый, Attainable — достижимый, Relevant — актуальный, Time-bound — ограниченный во времени).
Добрый день уважаемые коллеги!
Своё выступление я хотела бы начать с объяснения что такое модульное обучение вообще и какие преимущества оно даёт всем участникам образовательного процесса.
По сравнению с поурочным, модульное планирование имеет ряд преимуществ:
l Обеспечивает возможность для манёвра по времени, поскольку многих учебных целей невозможно достичь качественно за один урок;
l Позволяет пройти все этапы, необходимые для достижения учебной цели;
l Позволяет педагогу и учащимся лучше увидеть “большие” идеи предмета;
l Позволяет легче включаться в какую-либо деятельность, если она видится целостно, понятны её цели, основные вехи, общий объём работ, образ результата. Как раз представление учебного материала в модульном виде обеспечивает это;
l Учебный модуль можно дополнять вариативными материалами.
Давайте рассмотрим структуру учебного модуля. В ПМО модуль составляют следующие элементы:
ü Базовая идея (формулируется самостоятельно в зависти от содержания и темы модуля)
ü Шкалированные учебные цели (ожидаемый результат обучения, структурированный по уровням; помогают понять куда двигаться, помогают в реализации учебных и гибких навыков)
ü Мотивирующее задание (должно представлять базовую идею модуля или проблемный вопрос)
ü Блок заданий уровня 2.0 (базовый уровень)
ü Блок заданий 3.0 (целевой уровень)
ü Варианты заданий уровня 4.0 (углубление и связь с другими модулями и даже предметами)
ü Инструменты рефлексии и самооценки (обратная связь, рубрикаторы)
Чтобы ребенок смог выстроить личную траекторию внутри учебного модуля, — он должен осознавать учебные цели, отвечающие на три вопроса:
1. Чего требуется достичь? (целевой уровень);
2. Какие элементарные знания и умения необходимо для этого освоить? (базовый уровень);
3. Как можно применить достигнутые результаты, развивать их дальше? (сверхцелевой уровень).
Такая формулировка целей образует шкалу — структурированный по уровням ожидаемый результат.
Уровень 1.0 не наполняется конкретным содержанием и используется, прежде всего, для диагностики, достижения готовности к работе, мотивации. В частности, он ориентирован на освоение цели уровня 2.0 при наличии помощи. То есть, это либо частичное освоение содержания уровня 2.0, либо полное, но с помощью учителя, с «подсказкой».
2.0 — уровень усвоения, простейшего понимания. Это не механическая репродукция: например, выучив термин, учащийся может объяснить его значение, привести аналогичные примеры. Действия по образцу, применение формул и алгоритмов. Элементы более сложного действия.
Уровень 3.0 — целевой результат, на который направлено изучение модуля. Анализ и понимание, которое можно применить к разным примерам и обстоятельствам. Синтез нескольких простых элементов.
Уровень 4.0 — исследование, проектирование, перенос достигнутых образовательных результатов (знаний, умений, навыков и т. п.) в другую область, синтетическое (охватывающее разные темы в рамках одного предмета) или междисциплинарное умение. Применение знаний в практических ситуациях.
Значительная часть элементов ФГОС находится на уровне 2.0, некоторые — на уровне 3.0. Таким образом, четвёртый уровень выше требований ФГОС.
Учащийся не обязан достигать все цели четвёртого уровня, однако интерес и желание могут появиться в процессе. Чувство успеха, возникшее в результате достижения более сложной цели, мотивирует учащегося выбирать сложные цели и в дальнейшем, т. е. чаще находиться в зоне ближайшего развития.
Цели изложены на понятном для школьника языке, что позволяет обеспечить самостоятельное обучение. Цели являются ориентиром и для учителя, который получает возможность предлагать ребенку взаимозаменяемые задания, работающие на достижение конкретного элемента цели.
Благодаря модулю и шкалированным целям учащийся может выбрать индивидуальную траекторию обучения. Индивидуальная траектория — персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика. В персонализированной модели не предполагается заблаговременное построение и документальное описание маршрута каждого ребёнка. Это значит, что ребёнок самостоятельно выбирает задания модуля, которые ему под силу, в дополнение к обязательным, придерживается собственного комфортного темпа работы, распределяет время тоже сам, и несёт ответственность за выполнение заданий. В состоянии безопасности и благополучия ребёнок выбирает из предлагаемых вариантов деятельности те, что входят в зону его ближайшего развития.
Возможны такие варианты, когда ученик потратил больше времени на прохождение модуля. Это нормально. Скорее всего такой ученик не приступит к выполнению заданий уровня 4.0. Задача учителя заключается в том, чтобы он достиг целевого уровня 3.0, пусть и чуть медленнее. Или, наоборот, ученик успешно завершил модуль раньше дедлайна. Тогда у него встаёт выбор выполнять задание уровня 4.0 и принять участие в проекте или создать собственный, или приступить к выполнению модуля по другому предмету.
Время прохождения модуля и выполнения заданий регулирует учитель.
ПЛАТФОРМА — ПУЛЬТ УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ.
Управление выбором, фиксация и предъявление результатов, сбор отдельных элементов содержания в целостные структуры требует адекватной системы управления. Сложность решения этого вопроса «на бумаге», вероятно, тормозило развитие персонализированного образования в массовой практике.
Сейчас эти функции берёт на себя платформа. Здесь учащийся может фиксировать свои краткосрочные и долгосрочные цели, видеть прогресс по их достижении, получить необходимую информацию и обратную связь. Платформа выступает в роли органайзера, или «пульта управления».
Платформа является организатором совместной деятельности учащихся и помогает строить сильное образовательное сообщество, формируя стратегию взаимного обучения, повышая уровень мотивации к образованию. Можно сказать, платформа учит детей за счёт построения новых нейронных связей в социуме, помогая понять базовый принцип работы современного искусственного интеллекта.
Обучение с использованием цифровой платформы очное, оно осуществляется в тесном контакте учителя и учеников друг с другом. Цифровая платформа — интерактивный помощник, мобильное учебное пособие, средство для реализации авторских методических замыслов, инструмент оперативной обратной связи, визуализации и анализа большого объёма данных о персональном развитии ученика, а также личное портфолио. ПМО освобождает учителя для личного общения с детьми, а не заменяет его.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
НЛП-практик:: Шкалирование и растяжка
Шкалирование
В фильмах про врачей иногда показывают сцены, где врач предлагает пациенту определить уровень боли:
Шкалирование позволяет и лучше разобраться в состоянии, и управлять этим состоянием.
Давайте немного потренируемся в самокалибровке. Со шкалированием.
Вспомните приятную ситуацию. И оцените её от 0 до 10 по уровню приятности:
Можно использовать любую шкалу, которая вам нравится: от 0 до 10, от 0 до 100 (если вам больше нравятся проценты), от 1 до 5.
Эта ситуация приятна на 3, 5, 6 баллов?
Выберите другую ситуацию, с определённой эмоцией. Например, радостью. Степень вашей радости в процентах: 20%, 40%, 90%? Где
Надеюсь, принцип вы поняли.
Шкалирование – это сопоставление интенсивности состояния с числовым значение воображаемой шкалы.
Оценка
Колесо жизненного баланса
«Изобрёл» его Пол Джон Мейер, но сейчас об этом уже никто не помнит. Его используют кому не лень в самых различных интерпретациях и контекстах.
Постановка целей
Шкалирование удобно использовать и при постановке целей. Не просто «хочу стать уверенней», а « хочу стать уверенней на 60%». Или 8 баллов. Согласитесь, что такой вариант явно более конкретен.
У нас получается шкала изменения:
При этом часто стоит пройтись по шкале и определить, какие изменения будут на каждом уровне.
Само собой проверяя экологичность последствий. То есть мы «выражаем в цифрах» актуальное и желаемое состояния и исследуем последствия.
— Если у тебя уверенность будет на 5 баллов, как изменится твоя жизнь и какие будут последствия? А если будет 6? А если 10?
Вот прямо сейчас подумайте, какие бы свои характеристики вы бы хотели изменить: собранность, настойчивость, лень, привлекательность, организованность. Выберите одну и оцените теперешний уровень и желаемый. Разбейте процесс изменения на 3-4 шага и исследуйте их.
Это способ достаточно сенсорно и конкретно исследовать процесс изменения. Что хорошо так мотивирует.
— Я хочу повысить уровень своей организованности: сейчас у меня она на 3 балла, а хочу 10. У меня в жизни, если честно, бардак. Я постоянно опаздываю, не делаю того, что обещал. В отношениях тоже какая-то неразбериха.
— Вот 8 хороший уровень, с одной стороны я достаточно собран и организован, с другой стороны есть место спонтанности, лёгкости и креативности.
— Если пройтись от 3 до 8. 5 баллов. Да, организованность выше, я уже делаю намеченные дела, но остаётся ещё какая-то расхлябанность.
— 6 баллов. Расхлябанность меньше, уже даже понимаю чего хочу в каждой ситуации. И наконец нахожу себе девушку для стабильных отношений. На работу уже хожу в костюме, а не в футболке, мне зарплату повышают. Расхлябанность исчезает и вместо неё скорее умение находить новое и интересное в ситуации.
А дальше уже переходим к определению ресурсов, доступу к ним и добавлению в ситуацию. Всё по «9 шаговой схеме изменения».
Эквалайзер качеств
Аналогично «Колесу жизненного баланса» можно сделать «Эквалайзер качеств».
1. Выберите актуальные свои качества: собранность, настойчивость, коммуникабельность, креативность, дисциплинированность и так далее
Здесь лучше брать «положительные» качества, которые вы хотите скорее усилить.
2. Выпишете их в столбик, рядом с каждым рисуя шкалу 0 до 10.
Можно и любую другую, какая вам нравится.
3. Поставьте на этой шкале текущий и желаемый уровень качества.
5. Исследуйте экологичность этого изменения.
6. Переходите к следующим шагам «9 шаговой схемы изменения».
Уровень навыков НЛП
Похожим образом можно оценить и ваши навыки в какой-то области, например в НЛП.
Я нарисовал их в виде звезды, но можно и в виде круга или набора шкал, как в предыдущем упражнении.
«Звезда навыков» требует пояснения. Она организована так, что каждый луч для разных контекстов будет определяться по-разному.
Всё, что связано с постановкой целей и исследованием последствий.
Получение информации
Калибровка, управление фокусом внимания, настройка фильтров восприятия.
Передача информации
Умение донести информацию до окружающих или себя. Сюда относится подстройка и раппорт.
Оценка
Модель
Создание удобных карт.
Состояние
Калибровка и управление состоянием, как своим, так и чужим.
Обучение
Характеристики состояния
Сосредоточенность: энергия 3, скорость 2, знак 0.
Счастье: энергия 4, скорость 5, знак +4.
Аналогичный вариант можно использовать для оценки субмодальностей: яркость 8, расстояние 2,5 метра, контрастность 4, насыщенность цветов 5; громкость 6, высота 3, звонкость 2, скорость 7.
Растяжка
Например, когда мы тренировали рефрейминг, там была растяжка по оценкам ситуации: почему нравится, почему не нравится, почему нейтрально.
Например, как можно «растянуть» набор точек зрения на ситуацию.
Посмотри по-другому
Рассмотрите сложную для вас ситуацию с разных позиций. Для облегчения выбора я сделал набор «ролевых» карточек.
Например. Парень не поздравил девушку с праздником, девушка обиделась, но хочет проработать эту ситуацию.
Философ: «Поздравления с праздниками древняя традиция. Но это именно традиция, нечто не имеющее рационального объяснения. Кто-то в определённый день должен сказать другому человеку определённые слова и подарить трупики цветов. Тебе не кажется это смешным?»
Писатель: «Я, думаю, из этого может получиться небольшой рассказ. Про то, как у девушка познакомилась с интересным парнем, общение, кафе, цветы. Скоро 14 февраля, она себе представляет, что он ей подарит, куда они пойдут, как отметят. Это всё подробно описывается. Начиная с утра она ждёт, он не звонит. Сначала она ещё мечтает, потом злится, потом думает, что с ним что-то случилось, потом, что он её бросил. И так по кругу. Хочет сама позвонить ему, но не делает этого, злится на себя за то, что не сделала. Постепенно фокус её внимания смещается с парня на неё, на самооценку, она начинает заниматься самокопанием, переоценивать свою жизнь. Понимает, насколько она зависима от чужих оценок. Успокаивается, решает, что теперь она будет самостоятельной и независимой и спокойно относится к мужикам. Представляет себе всё это. Но тут звонит телефон и она бегом бросается к нему».
Техника «Смена модальности»
Но если думать что другие «должны», а они этого не делают, в результате испытываешь отрицательные эмоции – раздражение, гнев, обиду, злость. Собственно, эти эмоции как раз и сообщают о нарушении ожиданий. Просто одни ожидания более полезны, другие менее. Один из способов сделать свою жизнь более приятной – научиться думать о будущем более подходящим способом, с более подходящей модальностью.
Вообще говоря, модальность сообщает об отношении, оценке. Можно выделить три основные группы:
о канале получения информации: рассказали, видел, почувствовал, вспомнил;
об оценке информации: важно, не нужно, раздражает, восхищён;
о рамках или границах: разрешено, законно, существует, можно, нельзя, способен.
Для работы с образами будущего нам будут более полезны два последних типа.
На определённость будет влиять и вероятность события – точно, определённо, конечно, возможно, вероятно, маловероятно, может быть.
Возьмите что-то, что вы планируете сделать в будущем, и подумайте об этом, как:
я должен это сделать;
я вынужден это сделать;
я могу это сделать;
я способен это сделать;
хотелось бы это сделать;
я возможно сделаю это;
я точно сделаю это.
Отслеживайте, что меняется в образе ситуации, как меняются ваши переживания, что происходит с голосом, которым вы себе говорите фразу.
1. Ситуация
Наиболее подходящим эта техника будет для работы с «неоправданными ожиданиями»:
он должен был сделать, а не сделал;
она обязана была прийти во время;
это предложение он должен был сделать мне;
я должен быть настоящим мужиком;
они должны были сделать это хорошо.
Чем более «жесткие» наши ожидания, тем более велико разочарование, когда они не сбываются. К тому же наши представления об определённости события определяют наши поступки для его создания – если ситуация «обязана случиться», чего напрягаться?
Ещё есть вариант требований к миру: «это должно быть так», «судьба обязана быть благосклонной в этот раз». Обычно он приводит к максимальному разочарованию – мир или судьба вряд ли кому-нибудь чем-нибудь обязаны.
Итак, можно выбрать:
2. Текущее отношение
Подумайте о своём ожидании, представьте себе его сенсорно – в виде образов, звуков, чувств. Проговорите фразу, описывающую это ожидание: «они должны меня любить», «она обязана заботиться о моём здоровье».
3. Растяжка
Попробуйте разные модальности по отношению к вашему ожиданию, например: хотелось бы, вынуждены, хорошо бы, могут, возможно, точно, будут. Отмечайте, как меняется сенсорное представление ситуации.
4. Оптимальный вариант
Выберите наиболее подходящий вариант отношения.
5. Экологическая проверка
Подумайте, не навредит ли вам новое отношение. Если возможны проблемы – вернитесь на предыдущий шаг и подберите новый вариант отношения.
6. Закрепление
Внесите новое отношение в свою жизнь. Посмотрите, что там изменилось, как меняются ваши переживания.
Управление состоянием
Если объединить вместе шкалирование и растяжку, то можно получить очень эффективный инструмент для контроля состояния. Мы его уже использовали, когда тренировались управлять скоростью и энергией. Сейчас разберём общие принципы, как это делается.
Тут подходов несколько. Можно найти в опыте ситуации, когда испытывались крайние состояния и создать шкалу перехода, а можно постепенно усиливать/ослаблять состояние, пока ни будут достигнуты крайние точки.
Адреналиновый барометр
Такое название не совсем удачно – барометр же давление показывает, но им не управляет. Тут было бы более правильно что-то вроде «регулятора адреналина», но…
1. Воображаемая шкала
Сначала для «адреналинового барометра» нужно представить воображаемую шкалу на полу: ноль – это минимум, двадцать – максимум.
Шкалу на полу выбираете так, чтобы по ней можно было ходить свободно. Удобная длина метра три-четыре.
2. Растяжка
Делаем растяжку – получаем состояния в крайних точках. Встаньте на точку «ноль» и вспомните предсонное состояние: вы почти засыпаете, разговариваете с собой таким тягучим медленным голосом, дыхание медленное, глубокое, взгляд слегка расфокусирован. Прочувствовали? Хорошо.
Теперь в обход шкалы идёте в точку максимума. Здесь вы вспоминаете состояние крайнего эмоционального возбуждения, желательно положительного или нейтрального. Крик заядлого болельщика «г-о-о-л!», ощущение во время прыжка с парашютом или спуска на американских горках вполне подойдут. Или ощущение перед первым свиданием. Или перед первой свадьбой. Найдите в своём опыте. Погрузитесь в него, переживите его ещё раз! Максимально! На 100 процентов! Даже на 105! А еще лучше на 120!
Выбирайте нейтральные и положительные переживания. В состояние ужаса адреналин тоже высокий, но не очень экологично брать это состояние за образец.
3. Плавный переход
Теперь нужно простроить шкалу, чтобы было не два пиковых состояния, а плавный переход между ними. Для этого пройдитесь несколько раз по шкале туда обратно, делая так, чтобы ваше состояние плавно менялось от минимума к максимуму. В большинстве случаев достаточно трёх-четырёх переходов.
Обычно в начале изменение скорее скачкообразные – идёшь от нуля, и уровень адреналина минимальный и вырастает только перед точкой максимума. При движении от максимума к нулю аналогично – высокий уровень адреналина держится почти всю дорогу и падает только в конце.
4. Метафора управления
Для удобства управления можно придумать метафору управления: ручку, рычаг и т.п. И сопоставить изменение уровня адреналина с положением этой ручки – минимум на нуле, максимум в крайнем положении. Для этого можно пройтись по шкале, мысленно поворачивая ручку (выставляя рычаг) на нужное значение. Или просто поворачиваете ручку и вызываете у себя соответствующий уровень эмоционального возбуждения.
5. Тренировка
Навык управления адреналином стоит потренировать. Для начала попробуйте переход в ряд состояний, например: 2, 4, 8, 5, 3, 12, 18, 1, 16 и т.д. Выбрали число в пределах вашей шкалы, вошли в состояние, побыли в нём секунд десять, выбрали следующее число. На всю тренировку минут пять – семь.
Следующий навык – удержание состояния. Выбрали какой-то уровень – например, двенадцать – и удерживайте его минут десять.
И постепенно тренируйтесь во всё более сложном контексте: сначала дома, в спокойно обстановке, потом на улице, потом в метро или трамвае, потом при общении в комфортной обстановке, а потом уже начинаете потихоньку применять в напряжённых ситуациях. Это именно навык, и его нужно тренировать. Обычно, если заниматься минуть по пятнадцать-двадцать в день, за неделю навык уже нарабатывается.
Шкалирование эмоции
Если в предыдущем варианте мы работали с крайними точками, то здесь мы будем «растягивать» уровень эмоции.
Как вы понимаете, работа с эмоцией просто пример. Шкалировать можно и мотивированность, и уровень сосредоточенности, и чувствительность к боли, и далее по списку.
1. Эмоция
Определите эмоцию, управлять которой вы хотите научиться.
2. Шкала
3. Максимальный уровень
Постепенно увеличивая интенсивность состояния дойдите до максимума.
В реальности, он может довольно сильно отличаться от тех 100%, что вы себе представили. У кого-то реальный максимум может достигаться на 85%, а у кого-то на 230%.
4. Тренировка управления
Пройдитесь по шкале от нуля до максимума и обратно с шагом в пять-десять процентов.
5. Метафора управления
Создайте метафору управления – какую-нибудь ручку, рычаг, двигая который можно управлять этой шкалой.
6. Внедрение
Все, навык создан, осталось его закрепить. Для этого нужно регулярно тренироваться. Входить и выходить из состояния, удерживать его, менять уровень. Сначала лучше тренироваться в спокойной обстановке – например, дома, потом на улице, потом при общении с людьми, потом уже в «рабочей» ситуации.
Демонстрация
Тренер: Я думаю вам бы хотелось управлять собственными состояниями, например эмоциями. Получать доступ и нужное количество. Ведь иногда эмоции бывает «слишком много», а иногда «катастрофически мало». Например, волнение перед экзаменом – это хороший пример «слишком много». А неуверенность перед ним же – слишком мало. Уверенности я имею в виду. Хорошо, кто хочет научиться управлять какой-то своей эмоцией. Андрей, замечательно. Что это за эмоция?
Клиент: Уверенность в себе.
Тренер: Отлично. Прочувствуй её сейчас.
Тренер: Хорошо, ты можешь себе представить максимально возможный уровень уверенности в себе. Ну, когда кроме уверенности вообще ничего не остаётся. Абсолютная уверенность.
Клиент: Представить то я могу…
Тренер: Пока этого достаточно. Пусть этот максимальный уровень будет сто процентов. Тот уровень уверенности в себе, который ты можешь вызвать в себе прямо сейчас – это сколько? В процентах?
Клиент: Чуть меньше половины.
Тренер: А если в процентах: тридцать, тридцать три, сорок девять с половиной?
Клиент: Ну я не могу так точно.
Клиент: Около сорока.
Тренер: Отлично. Сконцентрируйся опять на этой эмоции. Сделай сейчас пятьдесят процентов.
Тренер: Хорошо. Давай не такими большими шагами. От восьмидесяти ведь восемьдесят три процента недалеко?
Клиент: Да, это близко. У меня получилось.
Тренер: Ну тогда и восемьдесят пять процентов для тебя просто получатся?
Тренер: А восемьдесят семь ещё проще.
Тренер: Хорошо. Идём на рекорд – девяносто процентов.
Тренер: А девяносто три?
Клиент: Девяносто два!
Тренер: Хорошо, остановимся на этом. Девяносто два процента! Замечательно.
А теперь небольшой диктант. Я буду называть уровень в процентах, а ты у себя выставляй нужное состояние. Тридцать, … пять, … девяносто, … шестьдесят три, … восемьдесят шесть, девяносто девять.
Клиент: О, у меня и сейчас и девяносто девять получилось!
Тренер: Отлично. Раз получилось девяносто девять, значит получится и сто. Тебе осталось чуть-чуть!
Тренер: Теперь пройдись по шкале вверх-вниз несколько раз, от нуля до почти ста, аккуратно размечая эти уровни эмоций. Возьми столько времени, сколько тебе нужно.
Клиент: Я сделал это.
Тренер: Хорошо. Спасибо. Несколько вопросов. Андрей, что тебе дал этот процесс?
Клиент: Я научился управлять уверенностью. У меня как бы ручка такая внутри появилась. Я могу её покрутить – и получаю нужный уровень.
Тренер: Замечательно! Андрей, представь пожалуйста, как ты можешь этим пользоваться в жизни?
Ну, например при общении с начальником. Или с женой. С клиентами когда общаюсь.
Тренер: Тебе понравилось то, что получилось?
Клиент: Да, замечательно.
Шкалирование раппорта
Потом как обычно: представьте себе визуальную метафору управления, например вращающуюся ручку или рычаг. И потренируйтесь в плавном переходе от нулевого раппорт до максимального и обратно.