Что такое ширина кокпита в надувной лодке
Кокпит лодки: что это?
Знаете ли вы, что, каждый раз, рыбача из лодки, вы находитесь в кокпите? Скажем по секрету, что даже не все опытные рыбаки и природолюбители понимают, о чём идет речь. А между тем, понимание этого слова помогает при покупке лодки выбрать наиболее удобный для себя вариант. Мы поможем вам стать настоящим профи и расскажем о кокпите лодки самое необходимое, а ещё поможем определиться с выбором из нашего ассортимента, если вы захотите обновить плавсредство.
Что такое кокпит?
У этого слова несколько значений, первое — арена для петушиных боёв (от английского cockpit). Но сейчас мы не будем говорить о любимом развлечении английской королевской семьи и дворянства до 19 века, которое никак не связано с лодками. Нам нужно второе, доброе значение слова кокпит, а именно «внутренняя часть лодки», где сидите вы, ваши друзья, где располагаются ваши удочки, жидкость под градусом для согрева и т.п.
Картинка поможет представить это более явно:
У каждого судна есть кокпит. Именно на нём находится рулевой, пассажиры и т.п. Кто-то даже кабину пилота в самолёте называет кокпитом, как и место для рулевого в любом транспортном средстве, но это не наш случай.
Размеры кокпита в лодке
Перед покупкой надувной лодки важно понимать, что такое размер кокпита. В нём два показателя:
Кокпит может быть открытым и закрытым (например, как на яхте). Еще бывают разные варианты организации пространства, на какие-то кокпиты можно ставить дополнительное оборудование и так далее.
Отличаются и размеры. В одном кокпите могут поместиться несколько рыбаков и багаж каждого из них, в другой лодке пространство сильно ограничено. В среднем, на кокпит ПВХ-лодки приходится пространства примерно в два раза меньше по сравнению с габаритами корпуса. Поэтому пусть вас не вводит в заблуждение длина и ширина самой лодки. Можно подумать, что 3 метра — это много. Но помните, что полезная для вас часть лодки намного меньше. При покупке всегда обращайте внимание на размеры её внутреннего пространства.
Не стоит впадать в крайности и выбирать очень длинную модель лодки и самый мощный мотор. Каждый случай индивидуален. Учитывайте и другие характеристики: вес лодки, мотора, транспортировочные габариты и т.п. Впрочем, мы всегда готовы помочь вам взвесить все ЗА и ПРОТИВ и сделать компромиссный выбор для вашего случая.
Кокпит на ПВХ лодке — в чем особенности?
Каждому рыбаку хочется иметь лодку, в которой будет как можно больше места. Но здесь есть ограничения из-за надувного баллона. Именно его размеры влияют на:
Поэтому важно, чтобы большая вместительность не шла в ущерб ходовым качествам. Конфигурация кокпита должна быть удобна, прежде всего, для рулевого, а есть на борту пассажиры или нет — это момент второстепенный.
Если вы стремитесь покорять активное течение, бурные пороги или каменистое мелководье, лучший вариант для вас — надувная лодка с самоотливным кокпитом, ведь вы хотите не просто получить адреналин, но и остаться живым после этого?
Самоотливной лодочный кокпит
Это конструкция, позволяющая выводить воду из корпуса. Она очень простая, предполагает наличие специальных сливных клапанов (шпигаты). Вода выходит из лодки без нарушения её устойчивости и герметичности. Шпигаты всегда открыты, использовать их нужно осторожно, иначе будет обратный эффект. Из-за этого производители некоторых плавсредств стали делать шпигаты с внешней лодочной стороны, это не очень удобно: чтобы раскрыть самоотливную систему, нужно открыть мотор и убрать пробку шпигата.
Кокпит — это важнейшая часть лодки, от параметров и конфигурации которой будет зависеть ваше удобство и настроение. Будьте внимательны при выборе и помните, что подходящий вариант всегда можете купить у нас.
Позитивного вам настроения!
Вопрос — ответ
Вопрос: Кокпит лодки — где находится и что это такое?
Имя: Даниил
Ответ: Кокпит — внутренняя часть лодки, где находятся все люди, удочки и т. п. Есть у каждого судна.
Вопрос: Что такое и как определить кокпит в надувной лодке ПВХ?
Имя: Роман
Ответ: Кокпит в лодке ПВХ — это длина и ширина всего внутреннего пространства судна. Например, для расчета длины нужно измерить расстояние от кормы до носа.
Вопрос: Ширина кокпита в надувной лодке — как рассчитать и что такое?
Имя: Камиль
Ответ: Это внутреннее расстояние между бортами (левым и правым) лодки. Измерив его, мы и получаем ширину кокпита.
Кокпит в надувной лодке: что это?
Что такое кокпит?
Чтобы оценить ходовые качества надувной лодки, ее устойчивость и маневренность, а также другие параметры, по которым можно выбрать подходящую модель, необходимо иметь хотя бы базовое представление о том, из каких именно элементов состоит конструкция судна. Одно из названий, которое мелькает практически в каждом описании моделей надувных лодок — это кокпит. Неискушенным в деталях покупателям приходится потратить довольно много времени, чтобы на месте разобраться, что это за кокпит такой и какими характеристиками он обладает. Чтобы не тратить время на выяснения в магазине, предлагаем разобраться в вопросе заранее…
А что внутри?
Кокпитом называют пространство между бортами внутри лодки, в котором размещены места для рулевого и пассажиров судна. Кокпит есть во всех лодках без исключения (наверное, даже на надувном матрасе при желании его можно легко обнаружить).
Размеры кокпита в лодке
Многих рыбаков интересует размеры кокпита. Обычно принято мерить длину и ширину. Длина кокпита — это расстояние в лодке, между кормой и носом. шириной кокпита принято считать расстояние между ее бортами.
Большинство рыбаков отдают предпочтение лодкам с широким кокпитом, для них такой вариант кажется удобным. Картинку кокпита с его размерами вы можете увидть ниже.
Вариантов исполнения кокпита несколько:
Кокпит на ПВХ лодке — в чем особенности?
Конфигурация кокпита в надувных лодках напрямую зависит от размеров надувного баллона. От этого же показателя зависят и скоростные показатели судна, а также ее маневренность. Поэтому приходится выбирать вариант, который бы и вместительностью отличался и при этом ходовыми качествами был не обделен. Компромисс удается найти далеко не всегда. Конфигурация кокпита должна быть, прежде всего, комфортной для рулевого. Это ведь ему приходится управлять судном, а будут рядом с ним пассажиры или нет — это уже вопрос второстепенный.
Безопасность надувной лодки заключается в ее непотопляемости. Если вам часто приходится сражаться с течением, форсировать бурные пороги или передвигаться по каменистому мелководью, лучше всего приобрести лодку с самоотливным кокпитом.
Самоотливной лодочный кокпит
Не обязательно быть неопытным рулевым, чтобы нахлебаться воды. Кокпит может залить из-за ливня, опасный манёвр может стать причиной воды в кокпите. Причины могут быть самыми разными, а результат один — ухудшение плавучести судна. Чтобы избежать неприятных последствий, специалисты настоятельно советуют не пренебрегать самоотливным кокпитом для надувных лодок.
Суть конструкции заключается, прежде всего в установке специальных шпигатов (сливной клапан). То есть небольших отверстий, которые помогают вывести воду из лодки, не нарушая её герметичности и устойчивости.
Для более комфортного нахождения в лодке и ее устойчивости вам может пригодиться слань на днище лодки, посмотреть их можно Здесь
В целом, выбор кокпита по большей части зависит от характеристик самой лодки, ее дна и других элементов конструкции. Ведь именно они образуют то самое внутреннее пространство, которое бывалые лодочники зовут кокпитом. Возможность установки сидений, устойчивость палубы, безопасность и долговечность материалов, из которых изготовлена лодка — на это следует обратить особое внимание при выборе надувной модели и варианта кокпита.
Как выбрать надувную лодку
Утро. Звенит тишина. Тихо-тихо крадется белый туман. Комары и мошкара атакуют со всех сторон, но вам не до них. Все ваше существо сосредоточено на поплавке.
«Все! — сказали вы, вытирая пот со лба и решительно смотря в потолок. — Хорош работать, пора на рыбалку!» Не дожидаясь утра, достали из кубышки отложенные деньги. Пересчитали. Наконец-то хватает на вашу мечту — на надувную лодку!
Сели за комп с твердым намерением купить прямо сегодня. Но уже через 10 минут оказалось, что выбрать лодку не просто! Их стало так много, что глаза разбегаются! Какое днище лучше? Зачем нужен настил? Как посчитать размер кокпита? Разбираемся в нашей статье.
Типы лодок
Надувные лодки делят на 3 типа: гребные, моторные и моторно-гребные.
Гребные лодки — это классический вариант для рыбалки. Они легкие, прочные, как правило, рассчитаны на 1−2 человек, реже на 3−4 человек. Передвигаться на такой лодке можно только за счет мышечной силы и весел, поэтому уплыть далеко будет проблематично. К тому же на крутых волнах лодку легко опрокинуть.
К преимуществам таких лодок можно отнести невысокую цену (от 30 BYN), малый вес и компактность. Их удобно переносить даже вручную в специальных сумках-чехлах.
У моторных лодок борта жестче и устойчивее, чем у гребных. В них могут разместиться от 1 до 8 человек, а наличие мотора существенно увеличивает расстояние водного путешествия. Выбор моторов по мощности и дизайну велик, поэтому найти нужный вариант не составит труда.
К недостаткам такого плавсредства относят высокую цену (средняя цена без мотора 800 BYN) и большой вес, за счет чего усложняется транспортировка к воде.
На моторно-гребных лодках можно двигаться как при помощи весел, так и за счет навесного мотора. Такие лодки могут вмещать до 8 человек, но транспортировать их легче, чем моторные. Из-за универсальности это наиболее распространенный вид лодок, стоимость на них стартует от 170 BYN.
К недостаткам подобных моделей относится несовместимость с мощными моторами и зависимость багажного места от диаметра бортов.
При выборе моторных и моторно-гребных лодок основными характеристиками являются мощность мотора и транец.
Транец — деревянное крепление с железными штырями, которое служит для присоединения к лодке мотора. Транец бывает встроенным и навесным.
Навесной транец, как правило, используется в моторно-гребных лодках и подходит для маломощных моторов до 5 л.с. Для моторных лодок со встроенным транцем возможно использование двигателей большей мощности.
Форма и материал днища
От формы дна зависит скорость и маневренность лодки. С давних пор известны 2 типа днищ: плоское и килевое. К слову сказать, плоскодонки до сих пор используются в соревнованиях между английскими студентами Кембриджа и Оксфорда.
Плоскодонные лодки незаменимы на мелководье, в прибрежной акватории и в местах с большим количеством водных растений. Ими несложно управлять, а для движения в противоположную сторону не требуется разворота. Также «плоскодонки» бюджетнее «килевок».
Килевые лодки более устойчивые и маневренные за счет киля. Он представляет собой дополнительный надувной отсек, который делает днище треугольным от носа к корме. Благодаря такой форме лодка не скользит по поверхности воды, а рассекает ее, что снижает риск перевернуться и увеличивает скорость. Также килевое дно позволяет осуществлять глиссирование (скольжение над водой).
Спустить на воду такую лодку труднее, чем «плоскодонку», поскольку киль какое-то время будет царапать песчаное дно. Да и на берегу килевая лодка будет все время лежать заваленной на бок.
Кроме формы на маневренность и скорость влияет материал дна. По этому критерию лодки бывают:
Настилы от А до Я
Для комфортной езды и увеличения жесткости дна в надувных лодках используются различные виды настилов. Их делают из фанеры, алюминия и стеклопластика.
Фанера — самый экономный, популярный, дешевый, но не самый долговечный настил. Алюминий — легкий и прочный, но «шумный» материал, который может распугать всю рыбу. Стеклопластик — такой же легкий и прочный, как алюминий, но при этом не создает шума!
Для маленьких лодок оптимальное решение — настил из реечной слани, или коврик-слань. Такой настил сделан из нескольких фанерных пластин толщиной 6 мм, скрепленных между собой тканью. Обладает достаточной жесткостью, чтобы в лодке можно было стоять. Коврик легко складывается и весит до 2 кг. Однако для использования в больших многоместных лодках жесткости реечной слани недостаточно.
Пайол-книжка или коврик-книжка — конструкция, состоящая из нескольких частей, обычно сделанных из фанеры. Пластины в «книжках» широкие, крепятся между собой тканевой основой или специальными алюминиевыми профилями.
Настил легко вставляется в лодку и полностью покрывает днище. Но при глиссировании лодка испытывает ударные нагрузки, а коврику-книжке не всегда хватает жесткости, чтобы их выдержать. Настил начинает «гулять» и нарушает равновесие лодки. Лучше всего использовать пайол для плоскодонной небольшой лодки и неспешных прогулок по воде.
Самый жесткий пол — настил со стрингерами. Листы толщиной в 12 мм крепятся между собой алюминиевыми профилями (стрингерами). Настил легко выдерживает ударную нагрузку и нагрузку при глиссировании. Монтировать его труднее, чем складную «книжку» или «коврик-слань», потому что каждый раз приходиться делать полный монтаж с нуля.
Отметим, что существуют модели и без настила. За счет этого они дешевле, легче, компактнее и удобнее при транспортировке. Но стоять в такой лодке не получится: дно из тонкого слоя ПВХ прогнется и вы потеряете равновесие. К тому же дно без настила легко пробить, поэтому пользоваться такой лодкой придется аккуратно.
Корпус и сиденье
Корпус надувной лодки чаще всего сделан из поливинилхлорида (ПВХ), который может быть армированным и неармированным. Поливинилхлорид не боится УФ-излучения, но высокие температуры и химикаты негативно сказываются на его состоянии.
Армированный ПВХ производится из полиэстера или нейлона. Он прочнее и долговечнее не армированного, но и стоит, разумеется, дороже. Плотность ПВХ обычно варьируется в пределах 750−1100 г/м2. Чем плотнее корпус лодки, тем он более износостоек, но и весит при этом больше.
Некоторые лодки делаются из прорезиненной ткани, но такие модели мало популярны. Они быстро приходят в негодность и расслаиваются. Их нужно тщательно просушивать после каждого использования, чтобы не образовалась плесень.
Существуют также лодки из композитного материала. В них для внутреннего покрытия применяется эластичный, но недостаточно крепкий хипарон, а внешнее покрытие сделано из прочного и упругого неопрена. Модели из такого материала имеют большой срок службы, но стоят достаточно дорого.
Корпус корпусом, но стоит подумать и о сидении, ведь от этого напрямую зависит здоровье и комфорт.
Надувные сиденья делаются из того же материала, что и корпус лодки. Не требуют специального монтажа, потому как сплавлены с корпусом. Жесткие сиденья популярнее надувных — на них удобнее расположиться. Представляют собой крепящуюся между бортами деревянную доску или фанеру.
Крепления для сидений бывают стационарные, жестко фиксирующие сиденье на одном месте, и на направляющих, которые можно перемещать.
Размеры борта и кокпита
Определиться с шириной, длиной и высотой можно самостоятельно. Здесь все зависит от ваших пожеланий и надобностей. Сложнее понять, от чего зависит диаметр бортов и что значит «англицкое» слово кокпит.
Диаметр борта — это диаметр надувных баллонов, удерживающих на плаву судно. От них зависит скорость и маневренность лодки. Диаметр бортов может составлять от 32 до 47 см. Он напрямую зависит от габаритов самой лодки.
Кокпит — это место внутри лодки, где могут находиться рулевой и пассажиры. Его размер зависит от габаритов борта и самой лодки. Расстояние от кормы до внутренней стенки носа — это длина кокпита. Она может составлять от 173 до 236 см. Ширина кокпита — это расстояние между внутренними стенками боковых бортов. Она варьируется от 62 до 80 см. Кокпит должен быть такого размера, чтобы в нем удобно было находиться прежде всего рулевому!
3 простых характеристики
Как правило, все внимание сфокусировано на основных характеристиках: тип лодки, мощность движка, форма и материал днища. Поэтому о простых, но не менее важных, можно случайно забыть! Чтобы этого не случилось, напоминаем о вместительности, грузоподъемности и количестве воздушных отсеков!
Вместимость бывает от 1 до 8 человек. Если вы видите, что к количеству мест добавлена половинка (0,5), значит производитель обозначает наличие места для ребенка или груза.
Выбирая грузоподъемность, обратите внимание, что учитывать нужно как количество отдыхающих, так и вес мотора (при его наличии) и оснастки. Разные модели могут выдерживать от 95 до 720 кг.
Количество воздушных отсеков может быть от 2 до 5 воздушных баллонов. Если вы случайно повредите один из отсеков, лодка останется на поверхности за счет того, что они отделены друг от друга.
Комплектация
Изначально лодка может быть укомплектована различным числом полезных штуковин, которые на первый взгляд могут показаться излишними. Но лучше позаботиться о них сразу, чтобы не пришлось делать «кругосветный» шопинг!
Держатель для удочки — полезное дополнение для одиноких рыбаков, которым время от времени нужно выпускать удочку из рук. Леерный трос служит для спасения утопающих и закрепления на борту различных предметов. Чтобы во время аварийной ситуации не потерять мотор, придумано страховочное кольцо.
За безопасность плавсредства и «морской команды» отвечает автоматический клапан для сброса давления, он же стравливающий клапан. С помощью него из баллонов лодки выпускается избыточный воздух. В жаркое лето без такой «автоматики» лучше не кататься!
Ремкомплект, как правило, состоит из водостойкого клея и нескольких заплаток, но иногда оснащается дополнительными инструментами. К нему не лишним будет прикупить насос, на случай форс-мажора на воде.
Рыбакам стоит задуматься о якоре. Длина якорного троса должна быть в 2 раза больше максимальной глубины места рыбной ловли. Оптимальная толщина троса 6 мм, а вес якоря 4 кг.
Для удобства придуманы ручки для переноски, а для чистоты багажника вашего авто сумки для хранения и транспортировки.
Чтобы поездка на лодке была «сухой» и комфортной, стоит брать модели со сливным клапаном, который позволит слить лишнюю воду даже во время езды.
Если будут весла, обратите внимание на наличие уключин для них. Вроде бы не самая важная «штукенция», когда стоишь на берегу, но как помогает, когда гребешь!
Выводы
Напоследок приводим краткий список, который поможет выбрать лодку быстро и правильно:
Пришла пора осуществить свою рыбацко-морскую мечту и наконец-то купить хорошую лодку!
Словарь терминов (надувные лодки)
Вес (от 1.6 до 185.0 кг)
Вес лодки без учета дополнительных аксессуаров (пайола, весел и т. п.). Вес лодки зависит от размера судна и материалов, которые использовались при его изготовлении. Лодки из ПВХ легче аналогичных моделей из резины.
Весла
Наличие гребных весел в комплекте поставки лодки. Весла могут поставляться как с гребными, так и с моторными лодками. Весла для небольших лодок обычно короткие, изготавливаются из алюминия и пластика. Наиболее удобны для транспортировки разборные весла.
Высота транца (от 38.0 до 42.0 см)
Высота транца надувной лодки. Как правило, высота транца варьируется от 30 до 60 см.
Грузоподъемность (от 80 до 1900 кг)
Указанная производителем максимально допустимая нагрузка на лодку. Перед покупкой необходимо учитывать не только возможный вес и число пассажиров, но также средний вес стандартного груза и мотора (в случае если его установка возможна). Поэтому максимальная нагрузка обычно рассчитывается с запасом.
Держатель для удочки
Наличие на бортах лодки креплений для рыболовных удочек. Крепления позволяют ловить рыбу одновременно с разных бортов лодки.
Диаметр баллона (от 24 до 62 см)
Диаметр баллона серьезно влияет на размеры кокпита лодки (см. «Ширина кокпита», «Длина кокпита»), т. к. в конструкции лодки обязательно должны соблюдаться внешние размерные пропорции. Чем меньше диаметр баллонов, тем шире кокпит, и наоборот.
Длина кокпита (от 81 до 400 см)
Кокпит — это внутреннее открытое пространство надувной лодки. Длиной кокпита считается расстояние палубы от кормы до носа. Баллоны (см. «Диаметр баллона»), как и внешняя длина судна (см. «Длина лодки»), большинства надувных лодок имеют стандартные размеры.
Длина лодки (от 123 до 610 см)
Расстояние между внешними краями кормы и носа лодки. Вместимость небольшой лодки (см. «Количество мест») напрямую зависит от ее длины. Одни производители считают лодку длиной до 2.5 метров одноместной, тогда как другие присваивают лодкам длиной от 2 до 2.5 метров вместимость 1.5 (взрослый + ребенок). Кроме того, чем крупнее лодка, тем с большей вероятностью она предназначена для плавания в глиссирующем режиме с мотором. Поэтому, по общепринятым нормам, лодки длиной более 3 метров обязаны иметь килевое днище.
Пол надувной лодки может быть надувным или ненадувным, т.е. плоским. Надувное дно приятно своей упругостью и является более устойчивым. Прочность ненадувного мягкого дна обычно обеспечивается за счет армирующих вставок, например, пенопласта. Это самый простой тип дна для надувной лодки. Считается, что надувное дно оптимально для любителей водного отдыха; рыболовы чаще отдают предпочтение лодкам с ненадувным дном еще и потому, что лодку с плоским полом можно дополнить жестким пайолом (см. «Разборный пайол»).
Жесткое сидение
Наличие в комплекте поставки жесткого сидения («банки»). Банка представляет собой деревянную планку, которая крепится торцами к бортам лодки. Крепление может быть жестким или плавающим, фиксируется с помощью пазов или гибких петель. Плавающий тип крепления подразумевает наличие продольных направляющих на бортах лодки, благодаря которым можно перемещать сидение в удобное место. Тип крепления банки желательно уточнять у продавца перед покупкой.
Обычно моторные лодки, в отличие от гребных моделей, имеют V-образное днище. Для улучшения рабочих характеристик и повышения управляемости большинство таких лодок оснащаются килем. Киль может быть жестким, надувным или отсутствовать.
На некоторые лодки устанавливается жесткий накладной деревянный киль, который придает днищу V-образную форму. Жесткий киль наиболее стабилен и надежен, отлично держит лодку на поворотах и помогает сохранять курс при сильном ветре.
Лодки с надувным килем более удобные при транспортировке. По сравнению с деревянными, надувные варианты более легкие и упругие, что обеспечивает судну отличные ходовые характеристики.
Гребные и моторно-гребные лодки, как правило, имеют плоское дно. Киль у таких лодок отсутствует.
Сильно выраженный киль затрудняет выход лодки в глиссирующий режим.
Клапан для слива воды
Наличие в полу лодки клапана для слива воды из кокпита. Это полезное дополнение позволяет легко избавляться от излишков воды внутри лодки.
Количество воздушных отсеков
Наличие нескольких воздушных отсеков у лодки позволяет ей оставаться на плаву даже в случае прокола одного из них. Как правило, конструкция также предполагает наличие внешней и внутренней камер, благодаря чему получается система «лодка в лодке», что обеспечивает максимальную безопасность. Более простые модели состоят из двух или трех отсеков. Чем крупнее лодка, тем больше отсеков может быть предусмотрено. Все отсеки обычно накачиваются из общего клапана. Некоторые производители предлагают модели с независимыми камерами и отдельными клапанами для накачки. Такой вариант особенно удобен для крупных лодок, так как можно ускорить процесс монтажа и демонтажа лодки. Кроме того, отсеки удобно подкачивать, не приставая к берегу.
Количество мест
Число посадочных мест, на которое рассчитана лодка. Самыми распространенными являются одноместные и двухместные лодки. Многие рыболовы выбирают для себя именно двухместную лодку, так как на ней, кроме самого пассажира, с комфортом можно разместить и все необходимое снаряжение. Иногда указывают вместимость 1.5, 2.5 и т.д., что подразумевает наличие дополнительного места для размещения ребенка или дополнительного груза. При подборе плавательного средства необходимо обращать внимание не только на заявленную производителем вместимость, но также на длину лодки и ее грузоподъемность. Соответствующие значения легко определяются путем нехитрых вычислений.
Леерный трос
Наличие леерного троса на бортах лодки. Обычно трос проходит по всему периметру и крепится к баллонам с помощью небольших фиксаторов. Такой трос имеет много функций, однако в первую очередь играет роль спасательного средства. У надувных лодок баллоны имеют достаточно большой диаметр, поэтому человеку, находящемуся за бортом, достаточно тяжело за них ухватиться. Кроме того, трос можно использовать вместо ручек для переноски, или применять для буксировки лодки по воде.
Максимальная мощность мотора (от 1.0 до 100.0 л.с.)
Максимально разрешенная мощность мотора для данной модели лодки. Данная величина зависит от типа лодки (моторная или моторно-гребная модель, см. «Тип»), а также от формы и жесткости конструкции.
Моторы мощностью до 5 л. с. устанавливаются при помощи навесного транца на моторно-гребные лодки. Такие двигатели используются с целью более быстрого перемещения по воде.
Моторы мощностью 6—8 л. с. способны вывести лодку в режим глиссирования при условии непредельной загруженности судна.
На моторные лодки со встроенным транцем устанавливаются мощные, от 10 л. с., моторы, которые используются преимущественно для глиссирующего хода.
Максимальное давление в баллонах (от 200 до 800 мБар)
Рекомендуемое давление в баллонах надувной лодки. Данный параметр важен для лодок, которые перемещаются в глиссирующем режиме. Если давление в баллонах не будет соответствовать рекомендованному производителем, то мягкий борт приведет к неправильной работе мотора. В этом случае баллоны не смогут неподвижно удерживать тяжелый транец и двигатель, и последний будет вести струю по кривой, что станет причиной потери курсовой устойчивости.
Максимальный вес мотора (от 12.0 до 100.0 кг)
Предельно допустимый вес мотора для данной модели лодки. Как и мощность, вес мотора зависит от особенностей конструкции самой лодки. Следует учитывать, что вес двигателя не всегда связан с его мощностью. Современные технологии позволяют создавать небольшие по размеру и весу, но при этом мощные моторы.
Материал лодки
Материал, из которого изготовлена лодка. Современные надувные лодки могут быть выполнены из прорезиненной ткани, ПВХ, неопрена или хипалона.
Прорезиненная ткань используется для изготовления лодок отечественными производителями. Резиновые лодки недороги, но имеют и ряд недостатков. После каждого использования их необходимо тщательно просушивать, чтобы уберечь от плесени. Кроме того, резиновые лодки плохо переносят морскую воду. Их нельзя назвать долговечными, так как резина достаточно легко отрывается от тканевой основы.
Лодки с покрытием из ПВХ (поливинилхлорида) занимают большую часть рынка. ПВХ – это группа виниловых полимеров – легкий и прочный материал. ПВХ не выгорает, стоек к воздействию ультрафиолета и морской воде. В то же время, ПВХ не переносит воздействие высоких температур и различных химикатов. Качественные лодки из ПВХ имеют армированную основу, например, из нейлона или полиэстера, которые обеспечивают изделию прочность и долговечность. Дешевые ПВХ лодки, как правило, не имеют армирующей основы, и поэтому менее надежны. Они вполне могут удовлетворить любителя пляжного отдыха, но для более серьезных целей их не рекомендуется использовать.
Материал пайола
Материал, из которого изготовлен жесткий настил (пайол). Пайол придает надувной лодке прочность и курсовую стабильность (см. «Дно»). При его изготовлении используются водостойкая фанера, алюминий или стеклопластик. В одних случаях пайол входит в комплект, в других — его необходимо покупать отдельно (для установки на лодку с мягким ненадувным дном).
Пайол из фанеры является самым бюджетным вариантом. Следует учитывать, что такой пол недолговечен: даже несмотря на водонепроницаемую пропитку, у фанерного пола со временем неизбежно нарушается геометрия, и его приходится менять.
В отличие от фанерного, пол из алюминия очень легкий, прочный и долговечный. Однако он непригоден для рыбной ловли: металл является хорошим проводником звука, поэтому любые передвижения рыбака в такой лодке распугают рыбу.
Наиболее удачным вариантом дна для рыболовной лодки является пол из стеклопластика. Он сочетает все необходимые достоинства: легкость, прочность, бесшумность. Однако такой пайол довольно дорогой.
Надувное сидение
Наличие в комплекте поставки надувной подушки. Такое сидение является самым простым вариантом для создания комфорта. Оно быстро приводится в рабочий вид, не требует дополнительных креплений и монтажа. Это сидение имеет съемную конструкцию и может устанавливаться в любое место внутри кокпита. В сложенном виде оно фактически не занимает места. В комплектации моторных лодок нередко предлагаются надувные сидения со спинкой.
Насос
Наличие в комплекте поставки насоса для накачки лодки. Перед покупкой желательно уточнять у продавца тип штатного насоса. Обычно в комплекте предлагается ручной насос, накачка которым большой лодки может затянуться на длительное время.
Плотность ПВХ (от 620.0 до 1350.0 г/м2)
Плотность материала (поливинилхлорида) лодки. Плотность измеряется в граммах на квадратный метр. По плотности лодки можно судить о ее износостойкости. Целесообразно использование ткани высокой плотности на днище и бортах судна, т.к. эти места подвергаются большему износу.
Разборный пайол
Наличие в комплекте поставки лодки жесткого съемного пола. Жесткое дно обеспечивает комфорт при передвижении человека внутри кокпита. Для глиссирующих лодок дно обязательно должно быть жестким для поддержания курсовой стабилизации. Для этого используется жесткий настил. В надувных лодках он всегда съемный для возможности выбора при подготовке лодки к спуску на воду и удобства транспортировки. Пайол может изготавливаться из различных материалов (см. «Материал пайола»).
Ремкомплект
Наличие в комплекте поставки набора для самостоятельного экспресс-ремонта надувной лодки. В набор входит тюбик с водостойким клеем и одна или несколько заплаток. С помощью этих средств можно быстро залатать прокол или разошедшийся шов.
Ручки для переноски
Наличие встроенных ручек на бортах лодки для ее переноски. Ручки являются крайне желательным атрибутом для всех надувных лодок, т. к. их переноска волоком по неровной поверхности чревата проколами. Ручки могут быть изготовлены из различных материалов: резины, веревки, пластика.
В зависимости от способа передвижения, надувные лодки делятся на три большие группы: гребные, моторно-гребные и моторные.
Гребная лодка управляется с помощью весел. Она имеет очень простую конструкцию: борта, заполняемые воздухом, делятся на несколько отсеков (см. «Количество отсеков»). Благодаря такому решению даже при проколе одного отсека лодка остается на воде. Такие лодки не предназначены для скоростного передвижения, поэтому обычно оснащены мягким дном (см. «Дно»). Большой популярностью пользуются надувные лодки для перевозки одного-двух человек (см. «Количество мест»). Это оптимальный вариант для любителей отдыха и рыбной ловли. Мобильность и небольшой вес лодки позволяют без проблем транспортировать ее в рюкзаке. При необходимости ее легко может перемещать по берегу один человек.
Некоторые гребные лодки можно использовать с мотором — это так называемые моторно-гребные лодки. Для установки мотора на гребную лодку применяется навесной транец, который монтируется прямо на надувной борт. При покупке мотора для имеющейся лодки необходимо учитывать ее грузоподъемность (см. «Грузоподъемность»). Конструкция таких лодок не всегда предусматривает жесткое дно и киль, поэтому на них используются маломощные моторы: мощный двигатель приведет не к увеличению скорости, а, наоборот, к повышенному расходу топлива.
Моторная лодка отличается от обычной гребной прежде всего наличием штатного встроенного транца. На корме таких лодок вместо надувного борта расположено крепление для мотора. Способ крепления транца и его конструкция также имеют несколько вариантов в зависимости от устанавливаемого двигателя. Поэтому моторные лодки обладают традиционными конструктивными отличиями от гребных моделей. Гребные лодки имеют замкнутую форму (т. е. надувные борта идут по всему периметру), тогда как моторные — полузамкнутую, с удлиненными на корме бортами. Моторные лодки обычно ходят в глиссирующем режиме, поэтому им необходимо жесткое дно (см. «Дно»). Кроме того, такие модели обычно имеют киль (см. «Киль»). Разумеется, любую моторную лодку можно использовать и как гребную. Однако весельный способ передвижения при этом является вспомогательным и используется, например, для отгона лодки на нужное расстояние от берега или для перемещения в случае отказа двигателя.
Тип пайола
Тип съемного пола лодки. В современных надувных лодках разделяют три типа пайола: сплошной, реечный и надувной. Наиболее распространен сплошной пайол, обеспечивающий жесткость дна. Как правило, сплошной пайол используется в больших и средних моделях. Реечный пайол представляет собой проклеенные листы фанеры, он легко раскладывается и характерен для небольших надувных лодок. Надувной пайол обладает маленьким весом, его можно быстро свернуть и развернуть.Кроме того, надувной пайол можно использовать в качества матраса на воде.Однако такое дно не слишком устойчиво к нагрузкам и может деформироваться.
Тип соединения
Способ соединения краев материала лодки. Возможны два типа соединения: внахлест или встык. Соединение швов внахлест считается «дедовским» способом. Ткани соединяются путем наложения краев друг на друга. Такой способ применяется в основном для резиновых лодок. Это простая технология, но не столь надежная, как соединение швов встык. Швы, сделанные внахлест, иногда сохраняют между краями небольшие пузырьки воздуха, которые в конечном итоге могут нарушить герметизацию. Технология изготовления швов встык более сложна, зато такой шов надежнее. Нередко для дополнительной прочности внутреннюю и/или внешнюю стороны шва производители закрывают дополнительными полосками ткани.
Тип шва
Способ изготовления шва лодки. При изготовлении швов могут быть использованы различные технологии: склеивание, вулканизация, сварка ультразвуком. Швы недорогих резиновых лодок традиционно делают обычным склеиванием. Клей, используемый для швов, по своему составу очень схож с самим материалом лодок, поэтому швы получаются необычайно прочными. Однако склеивание является трудозатратной, и, соответственно, дорогостоящей процедурой. При производстве лодок из ПВХ используются более современные и простые шовные технологии: вулканизация (горячий способ) или сварка ультразвуком (холодный способ). Обе технологии обеспечивают примерно одинаковое качество швов. В отличие от склеивания, при производстве таких швов не используются дополнительные материалы. Швы создаются путем соединения краев баллона. После остывания края образуют единое целое. Помимо высокой надежности, такие швы отличаются эстетичным внешним видом. Однако особенности процессов изготовления исключают возможность ремонта шва самостоятельно в случае нарушения его герметичности. Кроме технологии изготовления шва, при выборе лодки необходимо учитывать тип соединения тканей (см. «Тип соединения»).
Транец
Наличие и тип транца (крепления для мотора) надувной лодки. Транец может быть встроенным, подвесным или вообще отсутствовать. Моторные лодки всегда имеют встроенный транец и незамкнутую форму корпуса. Транец крепится к корме лодки и фактически заменяет собой задний борт. Как правило, транец изготавливается из толстой водостойкой фанеры, реже — из металла или стеклопластика. При покупке важно обращать внимание, насколько прочно вклеен транец, а также проверять, расположен ли он под углом. Дело в том, что на транец с наклоном можно крепить практически любой мотор. Почти все транцы имеют одинаковую высоту, поэтому считаются универсальными. На лодку со встроенным транцем можно устанавливать мощный мотор. Подвесные транцы используются в моторно-гребных лодках с замкнутой формой корпуса (надувной борт идет по всему периметру лодки). Он может входить в комплект лодки или отсутствовать. Подвесной транец можно использовать только на лодках, у которых предусмотрены специальные крепления. Как и встроенный, он представляет собой деревянную плоскость с металлическими штырями, которые ввинчиваются в крепления на лодке. Такая конструкция быстро устанавливается и демонтируется, может использоваться на разных лодках. Однако подвесные транцы накладывают существенные ограничения на вес и мощность используемого мотора.
Уключины
Наличие уключин для весел на бортах надувной лодки. Уключины изготавливаются из различных материалов: пластика, резины или металла. Они могут быть фиксированными или вращающимися, низкими или высокими. Предпочтение следует отдавать моделям, которые кажутся наиболее удобными самому пользователю. Если уключины не входят в комплект или их количество недостаточно, то их всегда можно купить отдельно в специализированном магазине.
Ширина кокпита (от 40 до 121 см)
Кокпит — это внутреннее открытое пространство надувной лодки. Шириной кокпита считается внутреннее расстояние между бортами. Если баллоны (см. «Диаметр баллона»), как и внешняя длина судна (см. «Длина лодки»), большинства надувных лодок имеют стандартные размеры, то ширина кокпита может слегка варьироваться в зависимости от модели. Однако эти различия незначительны, т. к. в любой лодке для хорошего хода должны быть соблюдены правильные пропорции.
Ширина лодки (от 92 до 249 см)
Внешнее расстояние между боковыми бортами лодки. Надувные лодки всегда имеют минимальную для расположения одного или двух человек рядом с комфортом. Слишком широкая лодка может имеет нестабильную курсовую устойчивость.