Что такое шинель в повести гоголя шинель
Образ шинели в повести Гоголя Шинель
Акакий Акакиевич Башмачкин, мелкий чиновник – главный герой повести Н.В.Гоголя «Шинель». Его жизнь протекает тускло и незаметно. Он словно и не живет вовсе, а, как лошадь с шорами на глазах, двигается в заданном направлении. Даже, скорее не в каком-то определенном направлении, а по кругу. Дом – работа – дом.
Ничего примечательного в его жизни не происходит. Но, как говорится, «не было бы счастья, да несчастье помогло». Беда случилась с маленьким человеком: прохудилась шинель. А разве можно зимой в России в худой шинели? Так и простудится и заболеть недолго. Казалось бы – экая мелочь? Купи себе новую или закажи у портного. Только не тут то было. Для мелкого чиновника это целая трагедия. Ведь стоит шинель, даже самая простенькая 150 рублей, ну, в лучшем случае – 80, при годовом заработке Башмачкина в 400 рублей.
Что делать? И тут открывается у Акакия Акакиевича «второе дыхание». Он выстраивает в голове целый бизнес-план по экономии средств на осуществление своей мечты. Он экономит на свечах, отказывается от ужина, старается ходить более легкой походкой, чтобы подметки на сапогах не изнашивались слишком быстро, даже белье в прачечную стал отдавать реже. Но, несмотря на все эти лишения, Башмачкин счастлив. Ведь где-то там, за горизонтом, минуя все эти тяготы и лишения, светлым ореолом мерцает для него образ новой шинели. Она стала для него смыслом существования, ведь порой ожидание счастья, усилия, предпринимаемые к его осуществлению, так же приятны, как и сам момент его достижения.
Эта шинель дает Башмачникову тягу к жизни, желание преодолеть трудности. В героет просыпаются эмоции и чувства, словно Акакий Акакиевич начинает медленно оживать.
И вот он наступил, момент истины. Необходимые средства собраны, прекрасная шинель с кошкой на воротнике вместо куницы сшита. «Маленький» человек счастлив так, словно наступил день его бракосочетания с давно любимой и страстно обожаемой женщиной. Ведь счастье – это понятие относительное, и у каждого оно свое. Коллеги саркастически подсмеивались над Акакием, увидев его в новой шинели. Они не понимали, что им, имеющим много больше в этой жизни, может быть никогда не почувствовать такого всепоглощающего счастья, которое чувствовал Башмачкин, облачившись в свою, с такими муками и лишениями выстраданную, шинель.
Но, к сожалению, счастье бедного чиновника не длилось долго. Ночью следующего же дня он был ограблен, ибо, видимо, не имеет права маленький человек быть счастливым, во всяком случае – долго. Это был не просто грабеж, это было убийство. У Акакия Акакиевича украли не шинель – жизнь, вернее то, чем эта жизнь была наполнена, ее смысл.
Вынужденный теперь носить старую худую шинель, Башмачкин простудился и вскоре умер. Только умер он не от простуды. Жизнь покинула маленькое тщедушное тело Акакия в тот момент, когда с его плеч грабителями была снята шинель, его «подруга», его «любимая женщина», которую он так долго добивался, его «всё»!
И после смерти душа чиновника не смогла успокоиться, он стал призраком, снимающим по ночам шинели с горожан, в поисках той одной, единственной, которую у него отняли.
Шинель в повести – это символ счастья, с таким трудом выстраданного и так скоро потерянного.
Также читают:
Картинка к сочинению Образ шинели в повести Гоголя Шинель
Популярные сегодня темы
В романе Достоевского «Преступление и наказание» очень ярко представлен образ Дуни, сестры Родиона Раскольникова, совершившего двойное убийство и попавшего на каторгу сроком на семь лет.
Пьеса русского писателя Фонвизина создана достаточно давно, но, к огромному сожалению, является актуальной даже сегодня. Главный герой – это шестнадцатилетний юноша из дворянской семьи по имени Митрофанушка.
Старик и старуха 33 года жили в ветхой избушке недалеко от морского берега. Старик занимался рыбной ловлей, а старуха пряла. Пошел дед к морю и пытался выловить рыбу с помощью невода.
Образ мечтателя, уходящего от давящей реальности в мир грез, нашел отражение в русской литературе. Однако как неоднозначны и разноплановы реальные мечтатели, так и литературные герои такого же склада отличаются друг от друга.
Конечно, природа очень щедра и наградила нас, наслаждением и созерцанием дивными цветами и растениями, и каждый по-своему любим. Кому-то нравятся полевые цветы, кому-то специально выращенные в оранжереях. Большинству нравятся розы.
2558. Значение образа шинели в повести Шинель Гоголя Русский язык
Сочинение — Значение образа шинели в повести Шинель. Русский язык и литература. Анализ. Характеристика и образ
Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» является одним из самых известных произведений автора, посвященных проблеме «маленького человека».
Акакий Акакиевич жил очень просто, можно даже сказать бедно. Он был простым чиновником-переписчиком в департаменте, поэтому был вынужден экономить. При этом он сохранил сильнейшую страсть к своему делу и с удовольствием выводил буквы даже в свободное время.
Шинель — символ особый. Непростое значение этой вещи подчеркивается одноименным названием. Таким образом, автор подсказывает читателю, что шинель — это ключевой образ повести.
Вещь может многое сказать о своем владельце. Старая шинель Акакия Акакиевича была простенькой, старенькой, с заплатками. Это свидетельствовало о бедности человека.
То, как человек обращается вещью, свидетельствует об его характере. Когда шинель окончательно прохудилась, Акакий Акакиевич хотел ее починить, но мастер сказал, что никак нельзя. Обладатель не хотел сдаваться и пытался найти какой-то способ реставрации, но было уже невозможно. Это свидетельствовало о том, что Акакий Акакиевич имел привычку сильно привязываться к предметам, связывать их с приятными воспоминаниями и событиями. Это можно соединить с общей страстностью его натуры, выраженной в этой привязанности.
После чиновник узнал, что необходимо пошить новую шинель, поэтому очень экономил и много работал. Это говорит об его целеустремленности.
Вскоре денег на предмет хватило, а шинель была изготовлена. В этом моменте предмет получает очень важное значение — значение мечты, которую человек наконец-то получил, осуществил, причем большими успехами и стараниями. С этого самого момента шинель становится тождественной Акакию Акакиевичу.
Новую одежку замечают на работе. Мнение о нем как о человеке возросло, поэтому его пригласили на праздник. На этом мероприятии произошел важнейший эпизод. Когда Акакий Акакиевич собирался уходить, он увидел, что его шинель валяется на полу. Это говорит об обращении к человеку через обращение к его вещи.
Коллеги были такого же низкого мнения об Акакии Акакиевиче, как и прежде. Новая вещь и внешность никак не может повлиять на это отношение. Это зависит от внутренних качеств всего общества, которые зависят от эпохи.
Кража шинели обозначала кражу мечты, кражу индивидуальности Акакия Акакиевича. После этого он никак не мог существовать, поэтому и умер.
Значение образа шинели в повести «Шинель» (Н.В. Гоголь)
Автор: Guru · 04.07.2019
(429 слов) Рассказ Николая Васильевича Гоголя «Шинель», как известно, посвящен проблеме «маленького человека». В центре сюжета оказывается совершенно обыденная ситуация. У мелкого чиновника Акакия Акакиевича Башмачкина окончательно изнашивается единственная старая шинель; ему приходится откладывать деньги на пошив новой, отказывая себе в самом необходимом. Новая шинель привносит и новый смысл в существование Башмачкина, но вскоре чиновника обворовывают на улице и он теряет драгоценное одеяние. В последствие, Акакий Акакиевич умирает от горя, беспомощности и равнодушия окружающих, превращаясь в призрака и отбирая шинели на улицах Петербурга.
В контексте кратко обозначенного сюжета становится очевидным, что название рассказа выбрано не только лишь в соответствии с темой произведения; оно, прежде всего, символично. Шинель становится важным элементом повествования, образом, на котором замыкается смысловое единство всего текста.
Необходимо вспомнить, что шинель – это не просто пальто, а элемент обмундирования государственных служащих. Для главного героя служба была единственным интересом в жизни, и, кажется, его старенькая шинель постепенно настолько срослась с героем, что стала его второй кожей, соприкасающейся со всем окружающим миром. Вместе с тем, она стала и символом того ограничения, которое социальная роль накладывает на жизнь Башмачкина.
Как только у героя появляется возможность надеть новую шинель (то есть фактически сменить старую кожу), он будто по-новому начинает осмысливать себя и окружающий мир. Его мечты и надежды, связанные с ней, позволяют герою вырасти над самим собой, выйти за пределы привычного мира. Подобное приобретение кажется смехотворно незначительным для окружающих, но для «маленького человека» Акакия Акакиевича это значительный шаг вперед.
У читателя также может появиться вопрос: «Если так вдохновила героя покупка новой шинели, то как же мог бы преобразиться герой, если бы ему выпал шанс на достойное существование?».
Однозначный ответ дать сложно. Шинель – символ по-своему противоречивый. С одной стороны, она олицетворяет то новое начало, способное преобразить жизнь героя, но которое оказывается для него недоступным из-за несправедливости общества. С другой стороны, образ шинели может быть воспринят как мера ограниченности героя, узости его мира и мышления. Вдохновленный новой целью и смыслом, Башмачкин мечтает о красивом меховом воротнике, а не о кардинальных переменах в своей душе и жизни. Вся линия развития личности в глазах героя может быть представлена как путь от дешевенькой шинели до шикарного генеральского сюртука (который, к слову, уже в обличии приведения Башмачкин снимает со своего обидчика).
Таким образом, образ шинели в рассказе Гоголя становится одним из центральных. Он является своеобразным связующим звеном между героем и окружающим его миром, обществом. Шинель становится мерой личности «маленького человека», его второй кожей, созданной для него обществом.
Справедливым кажется утверждение, что у каждого из нас – своя шинель. Читая рассказ Гоголя, мы, в сущности, встречаем собственное отражение, для одного полностью справедливое, для другого – лишь немного искаженное зеркалом времени и личного опыта.
«Шинель»: краткое содержание и анализ произведения
Драма маленького человека — тема, которой Николай Гоголь посвятил ряд произведений, в том числе повесть «Шинель». Краткое содержание этой реалистической истории поможет проанализировать основные сюжетные коллизии, приблизит понимание приемов письма автора.
«Шинель»: краткое содержание
В школьном курсе изучения классической литературы ученикам рекомендуют прочитать повесть «Шинель» Николая Гоголя. Это произведение дает понимание приема реалистического письма, которое приходит на смену романтизму в литературе ХIX века, а также темы трагедии маленького человека. Эта проблема в повести «Шинель», краткое содержание которой рекомендуем изучить, звучит особенно драматично благодаря тонкому психологизму писательской манеры Гоголя.
Фото: YouTube / Надежда Дорошенко: UGC
Не все школьники готовы полностью читать «Шинель», а некоторым сложно запомнить основные сюжетные ходы, детали или события, описанные в произведении. При изучении темы «Гоголь “Шинель”» краткое содержание для читательского дневника — отличное подспорье для подготовки к занятиям и контрольным работам:
Повествование в повести «Шинель», краткий пересказ которой сосредоточен на раскрытии основной сюжетной линии — истории жизни Акакия Акакиевича Башмачкина, начинается со знакомства с главным героем.
Автор акцентирует внимание, что речь идет о рядовом, ничем не примечательном маленьком человечке — винтике большой бюрократической системы. Если читаете «Шинель» в сокращении, то обратите внимание на портрет героя:
Так выглядит типичный представитель петербургской чиновничьей братии — Акакий Башмачкин. Свое имя герой унаследовал от отца. Когда его мать выбирала имя, младенец заплакал и скорчил такую гримасу, что стало сразу понятно — будет титулярным советником.
Если знакомитесь с повестью «Шинель» в сокращении, тогда возьмите на заметку, как Н. Гоголь описал рабочие будни Акакия Акакиевича. Герой — незаметный человек. Когда он заходил в департамент, то даже сторожа не поднимали головы, начальники были сурово-деспотичными и без слов учтивости подсовывали Башмачкину бумаги для переписывания.
Копирование деловых бумаг — сущность бытия Акакия Акакиевича, смысл его жизни. От этого процесса его не отвлекали ни злые шутки молодых чиновников, ни их насмешки, ни проказы (они посыпали голову героя рваными бумагами, говоря, что это снег), ни изношенный мундир и прилипший к нему сор.
Он робко отвечал обидчикам только тогда, когда его толкали под руку и не давали возможности хорошо выполнить работу. А переписывал Башмачкин бумаги идеально — не делал ни одной помарки. Для более сложных задач Акакий Акакиевич не годился: задания посложнее вызвали у него нервное потрясение.
Переписывание стало смыслом бытия героя: возвратившись домой со службы, он быстро ел щи и садился копировать бумаги. Жизнь проходила мимо него: он не гулял, не развлекался, не ухаживал за женщинами. Счастье ему доставляло только переписывание бумаг.
Тихая и размеренная жизнь титулярного советника, зарабатывающего в год 400 рублей жалованья, круто меняется, когда он обнаруживает, что его старая шинель истончилась на спине и плечах. Поэтому суровые петербургские ветры его пропекали до костей. Его шинель настолько прохудилась, что коллеги по департаменту называли ее уничижительно — капот.
Башмачкин обращается к портному, который жил на верхнем этаже. Петрович — бывший крепостной Григорий, — осмотрев шинель, пришел к выводу, что ее уже нельзя латать — нужно шить новую. Это повергло героя в шок: траты на новую шинель были непосильны для его скудного бюджета.
Он решил наведаться к Петровичу еще раз, когда тот выпьет и, возможно, подобреет. Однако и во второй визит титулярного советника портной был неумолим. Акакий Акакиевич подсчитал, что для обновки нужно собрать 80 рублей.
Половина этой суммы у него была, а вот вторую можно было собрать, если жить экономно: отказаться от вечернего чая, не сдавать часто белье прачке, не жечь вечером свечи, ходить дома в носках, чтобы не стирать подошвы обуви.
Нужная сумма была собрана благодаря этим усилиям и премии, которую назначил начальник (она была больше на 20 рублей, чем обычно). Долгими вечерами Акакий Акакиевич обсуждал с Петровичем сукно, фасон и пр.
Изучая повесть «Шинель» кратко, не упустите самую важную часть повествования — эпизод кражи у Акакия Акакиевича обновки.
Новая шинель придала главному герою уверенности в себе и кардинально изменила течение его жизни. Он почувствовал себя человеком: его заметили сослуживцы и поздравили с приобретением, он стал гулять вечерами, оставив переписывание бумаг, впервые отправился на вечер к столоначальнику.
Возвращаясь домой с вечеринки, Башмачкин становится жертвой разбойников — у него отбирают шинель. Однако не отражает всего трагизма этого события для героя краткое содержание. Шинель вернула ему человеческое достоинство, сделала его заметным, придала ему уверенности в себе и сил.
Ее потеря была равноценна потери Акакием Акакиевичем самого себя. Он начинает бороться за ее возвращение: обращается к приставу, а потом к генералу — старому приятелю. Никто из них не проявил ни сострадания, ни понимания, не оказал помощи.
От генерала Башмачкин шел, оглушенный выказанным презрением и безразличием. Он не чувствовал, как лютый холод пробрал его до костей. Вскоре герой заболел и умер.
После этого в районе Калинкина моста, где грабители отняли у титулярного советника шинель, появился призрак. Он нападал на прохожих и требовал их шинели. Такому нападению подверглось и «значительное лицо», к которому Башмачкин обратился за помощью. После пережитого страха генерал стал ругать подчиненных помягче.
Восстановить историю главного героя повести Гоголя поможет краткий пересказ. «Шинель» — небольшое по объему произведение, читается легко и увлекательно. Чтение произведения позволит насладиться мастерством писателя.
«Шинель»: анализ произведения
Запрашиваете «“Шинель” пересказ»? Краткое изложение сюжетных ходов позволяет систематизировать информацию о произведении и подготовиться к его анализу. Небольшая аналитическая справка дополнит картину художественных особенностей повести, которую написал Гоголь. «Шинель» следует рассматривать в контексте становления реализма в русской литературе.
Литературоведы отмечают такие особенности произведения:
Эта история подтолкнула Гоголя к написанию истории о маленьком тихом человеке, который внезапно бунтует, борется за свое человеческое достоинство. Написание повести заняло у автора семь лет: внутренние противоречия не давали ему возможности воплотить замысел (автор долго подыскивал фамилию героя, размышлял над его характером).
Под натиском издателя М. Погодина Николай Гоголь закончил «Шинель» в 1841 году, а через два года (в 1843 году) она была опубликована. Эта повесть стала завершающей в цикле «Петербургских повестей» Гоголя.
«Шинель» Гоголя посвящена теме противостояния маленького человека и общества, его борьбе за утверждение собственной ценности как личности. Эта тема активно разрабатывалась современниками Николая Гоголя — Карамзиным («Бедная Лиза»), Пушкиным («Станционный смотритель»). Свое продолжение она нашла в творчестве Достоевского («Бедные люди»).
Гоголь впервые коснулся проблемы противостояния жестокого и антигуманного мира и непримечательного человека, который вместе с тем является индивидуумом:
Сюжет выстроен таким образом, чтобы читатель узнал о противостоянии простого человека и бездушного и жестокого мира, о его конфликте с людьми, которые наделены властью и которые не обращают внимания на чувства мелких сошек.
Акакий Акакиевич живет и умирает незаметно для всех. Его окружает нищета и уныние, но он этого не замечает, потому что не знает иного уклада. Новая шинель — это мечта, которая стала надеждой на светлое будущее. Ее покупка придала Башмачкину уверенности в себе, вернула ему достоинство и изменила течение его жизни.
Ее утрата стала символом утраты титулярным советником своей значимости. Обращение к власть имущим и их неуважение к ничтожному существу, каким был Акакий Акакиевич, — иллюстрация бездушности сытого и безразличного мира. Эта проблема стала одной из ключевых в повести.
Николай Гоголь в «Шинели» призывает общество раскрыть глаза на царящую бездуховность, на порядки, которые ведут к материальному, моральному и физическому унижению маленького человека. Писатель показал, как страдает Башмачкин в мире безразличных и жестоких людей.
Чтобы читатель проникся судьбой Акакия Акакиевича, автор использовал особенный повествовательный прием — выстроил историю его жизни по образцу житий святых. Судьба Башмачкина — это судьба мученика. Страдальческая гримаса новорожденного Акакия стала сущностью его дальнейшей жизни.
В экспозиции читатель знакомится с историей рождения героя, узнает, как было выбрано ему имя, почему ему суждено было стать титулярным советником. Также автор знакомит с буднями Башмачкина в департаменте, вечерами, которые он проводит за переписыванием бумаг.
Завязка сюжета — это необходимость приобрести дорогую, но необходимую вещь — шинель. Этот процесс становится новым смыслом жизни для героя, меняет его уклад. Кульминационный момент случается, когда разбойники обирают беззащитного Башмачкина.
Решающими в развитии сюжета являются события, связанные с поиском Акакием Акакиевичем справедливости и заступничества у людей, которые наделены властью. Встреча с генералом показывает ничтожество маленького человека перед миром сильных, его обреченность.
В финале главный герой погибает. Эпилог произведения — это авторский вариант торжества справедливости: приведение Башмачкина заставляет трепетать тех, кто раньше его не замечал или унижал.
Философский подтекст повести, житийность истории главного героя позволили литературоведам определить жанр произведения как притчу.
В центре повествования в «Шинели» Гоголя — незаметный человечек — титулярный советник. Автор подчеркнул его типичность фразой «один чиновник из одного департамента». Таких, как Акакий Башмачкин, — бессчетное количество в России.
Всё в этом герое заурядное:
Башмачкин — серая личность, безобидный и слабовольный.
Он меняется, когда становится обладателем новой шинели. Герой как бы примеряет новую роль счастливого и удачливого человека. Утратив мечту и новую жизнь вместе с украденной шинелью, Акакий Акакиевич впервые за долгую жизнь проявляет силу воли и характер: идет к приставу, ищет встречи с генералом. Потеряв веру в справедливость, он гибнет, но после смерти приобретает власть, которой был лишен при жизни.
Увлекательный мир гоголевских персонажей раскрывает глубокие социальные и духовные проблемы, которые имеют место и в современном мире. Познакомьтесь с повестью «Шинель» в кратком пересказе, возьмите на вооружение представленные ключи к анализу. Раскройте для себя глубину высказанных писателем мыслей, представленную в произведении трагедию простого человека.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора
Изнанка шинели: о чем же на самом деле повесть Гоголя?
Приблизительное время чтения: 17 мин.
«Шинель» — одно из самых известных произведений русской литературы. Но, к сожалению, эту великую повесть чаще всего воспринимают как попытку Гоголя обличить социальное зло. Однако в ней есть гораздо более глубокий смысл. Она обращена к каждому из нас и в иносказательной форме говорит о том, как грех разрушает человеческую душу.
Что происходит?
Сюжет «Шинели» прост. Мелкий чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин переписывает бумаги в департаменте, с кротостью сносит насмешки коллег, довольствуется малым. Но вот у него приходит в негодность старая шинель, и он вынужден приобрести новую. Копит деньги, отказывает себе во всем — и в итоге становится счастливым обладателем новой шинели. Но счастье длится недолго — Башмачкина, возвращающегося ночью из гостей, грабят, отнимают шинель. Он пытается хлопотать перед высоким начальством, чтобы помогли вернуть шинель, получает суровую отповедь, простужается, заболевает и умирает. Но после смерти становится привидением и по ночам отнимает шинели у прохожих: мстит за свою обиду. Ограбив таким образом генерала, отказавшего ему в прошении, привидение исчезает. Вот, собственно, и все.
Как это трактовалось?
Повесть «Шинель» была опубликована в 1842 году. Критики (и в первую очередь Виссарион Белинский) восприняли ее как жесткий социальный памфлет, как голос в защиту униженных и оскорбленных. Бедного Акакия Акакиевича трактовали как жертву несправедливой социальной системы, страдающую от бюрократии и произвола. После Гоголя эту же тему (страдания мелкого чиновника от бессердечия чиновников крупных) разрабатывали многие русские писатели. Известный литературовед Дмитрий Чижевский (1894–1977) в 1938 году опубликовал работу «О повести Гоголя “Шинель”», в которой насчитал более сотни рассказов и повестей на эту тему.
Поэтому фраза, ошибочно приписываемая Достоевскому*, «Все мы вышли из гоголевской “Шинели”» в определенном смысле верна: действительно, «Шинель» породила целую литературную традицию.
Такая трактовка «Шинели» перешла и в советское литературоведение, а из него, конечно, в школьный курс литературы. И хотя советской власти нет уже четверть века, в современных школах чаще всего по инерции говорят то же самое. Вот и думают семиклассники, что Акакия Акакиевича потому следует жалеть, что он — жертва несправедливой власти.
Другой подход
Не все, конечно, были согласны с такой социально-политической трактовкой. В свое время замечательный русский писатель Борис Зайцев (1881–1972) писал о таких толкованиях: дьявол «напустил тумана в глаза и навел марево на людей, казалось бы, обязанных Гоголя понять». А еще раньше, в 1847 году, известный поэт и литературный критик Аполлон Григорьев (1822–1864) писал: «…В образе Акакия Акакиевича поэт начертал последнюю грань обмеленья Божьего создания до той степени, что вещь, и вещь самая ничтожная, становится для человека источником беспредельной радости и уничтожающего горя, до того, что шинель делается трагическим fatum в жизни существа, созданного по образу и подобию Вечного…»
Надо учитывать, что волновало Гоголя на момент написания «Шинели», чем он в те годы жил и дышал. А жил и дышал он православной верой. Известнейший исследователь духовного наследия писателя, протоиерей Василий Зеньковский, писал, что как раз в то время у Гоголя произошел «. духовный перелом, связанный с крушением эстетической утопии, перешедший потом в живую потребность религиозного понимания творчества и жизни». Насчет перелома, конечно, можно поспорить — другие исследователи полагают, что Гоголь всегда был глубоко верующим православным христианином, что его духовное развитие шло без резких поворотов, но вот что действительно очевидно — в 40-е годы XIX века Гоголя волновали вопросы религиозные: вопросы духовного делания, духовной борьбы. Он конспектировал святоотеческую литературу (читая ее, кстати, и на греческом), ежедневно молился (как отмечает доктор филологических наук Владимир Воропаев в своей книге «Духовная биография Гоголя», его молитвенное правило было куда обширнее, чем у большинства мирян).
И вот именно на таком фоне, в таком настроении Гоголь пишет «Шинель». Наивно было бы думать, что в повести не заложены все эти духовные вопросы. Дмитрий Чижевский вполне резонно замечает, что от «Шинели» «надо ждать попытки разрешения сложных психологических вопросов, а не простого повторения аксиом (“я брат твой”) и избитых истин (и “крестьянки, то бишь бедные чиновники, чувствовать умеют”)».
В постсоветское время на религиозную подоплеку «Шинели» обратили внимание многие ученые, специалисты по творчеству Гоголя — к примеру, С. А. Гончаров, В. А. Воропаев.
Духовная драма
Попробуем разобраться, что же в ней происходит.
Почти святой
В начале повести Гоголь рисует нам Башмачкина как человека мало сказать скромного, но совершенно смиренного, беззлобного. «В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения. Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него, как будто через приемную пролетела простая муха. Начальники поступали с ним как-то холодно-деспотически. Молодые чиновники подсмеивались и острились над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия. Но ни одного слова не отвечал на это Акакий Акакиевич, как будто бы никого и не было перед ним…»
Даже само имя его, Акакий Акакиевич, неслучайно. Здесь Гоголь, вполне вероятно, делает намек на подвижника Акакия из «Лествицы» преподобного Иоанна Синайского — книги, ставшей классикой святоотеческой литературы, которую прочли если не все, то очень многие всерьез верующие люди. Послушание подвижника Акакия было столь велико, что даже после смерти тот не мог ослушаться своего старца. А удвоение имени, Акакий Акакиевич, — это, можно сказать, смирение в квадрате.
Герой «Шинели» — образец смирения, он абсолютно лишен тщеславия — порока, противостоящего смирению. В этом он радикально отличается от своих сослуживцев, стремящихся к почестям, выстраивающих карьеру.
Трудно не согласиться с доктором филологических наук Сергеем Гончаровым в том, что «. Акакий Акакиевич наделен чертами аскета-подвижника, “молчальника” и мученика. Убогость и “ничтожность” героя, его невзрачность предстают формами отъединенности от мира, его особой отмеченностью, знаком исключительности».
Заметим, что Гоголь, создавая перед читателем портрет Башмачкина, делает это с иронической интонацией, но на самом-то деле ирония тут не выражает авторского отношения к герою. Тут все тоньше — эта ирония иллюстрирует воспринимающее героя сознание. Гоголь как бы намекает читателю: вот так вы, люди обычные, приземленные, могли бы воспринять моего героя. Я показываю вам его вашими глазами. Таково ваше зрение.
Но вернемся к Акакию Акакиевичу. Тот не просто добросовестно исполняет свое дело, переписывание бумаг, — он исполняет его ревностно. Для него это смысл жизни, это дает ему высшую радость. «Написавшись всласть, он ложился спать, улыбаясь заранее при мысли о завтрешнем дне: что-то Бог пошлет переписывать завтра».
Символом чего является это переписывание? Символом служения, символом благословленного Богом труда, символом подчинения всего себя Промыслу Божиему.
Искушение святого Акакия
Тем не менее эта святость Акакия Акакиевича дала трещину. Когда у него возникла потребность в новой шинели (сама по себе вполне естественная, вовсе не греховная), то все свои душевные силы, все свои устремления он направил на эту шинель. Та оказалась для него не просто предметом одежды, а целью жизни, высшей ценностью. Вещь становится для него идолом. «Он питался духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели». Акакий Акакиевич кардинально меняется: «С этих пор как будто самое существование его сделалось как-то полнее, как будто бы он женился, как будто какой-то другой человек присутствовал с ним, как будто он был не один, а какая-то приятная подруга жизни согласилась проходить с ним жизненную дорогу, — и подруга эта была не кто другая, как та же шинель на толстой вате, на крепкой подкладке без износу. Он сделался как-то живее, даже тверже характером, как человек, который уже определил и поставил себе цель».
Прежний образ жизни, прежние цели для него поблекли. Мы помним, какой радостью для него было переписывание бумаг. Теперь же, в мыслях о шинели, «Один раз, переписывая бумагу, он чуть было даже не сделал ошибки, так что почти вслух вскрикнул “ух!” и перекрестился». Вроде бы мелочь, но это знаковый момент, и мы еще вернемся к нему.
Пока же зададимся двумя очевидными вопросами. Во-первых, почему именно шинель? Почему именно такое искушение оказалось непосильным для Башмачкина? Во-вторых, почему он вообще оказался слаб, почему его прежняя «почти святость» не защитила его?
Грех нашего времени
Почему шинель? Вспомним, что перед нами не психологическая проза (в ее современном понимании), а притча. Повесть про Акакия Акакиевича — это не только и не столько про конкретного героя, тут надо искать иносказание. Акакий Акакиевич символизирует не просто человека как такового, но более конкретно — общество, современное Гоголю. Деньги и вещи — вот та страсть, которая была писателю особенно ненавистна. И дело не только в корыстолюбии, тут сложнее. Для человека, который предпочел внешнюю жизнь внутренней, духовной, вещь становится высшей ценностью, а значит, воспринимается уже не только «функционально», как средство решить ту или иную бытовую проблему, но как самодостаточная цель. Такой человек стремится к бытовому комфорту, стремится окружить себя удобными вещами. Но в этом своем стремлении к комфорту он реализует — неправильным, недолжным образом! — все силы своей души. Важный момент: обретя новую шинель, Акакий Акакиевич думает, что «В самом деле, две выгоды: одно то, что тепло, а другое, что хорошо». В этом «хорошо» вся суть.
Акакий Акакиевич ранее смиренно сносил то, что другого повергло бы в отчаяние: тупик карьеры, издевательства окружающих, скудная пища, бедность, одиночество, отсутствие каких-то развлечений. Но вот искушения комфортом он не выдержал, тут его духовная броня треснула.
Почему именно тут? Потому что именно об этой болевой точке русского общества и хотел сказать Гоголь. Есть страсти извечные, присущие любым временам, — зависть, гнев, похоть, стяжательство и так далее, но бывает, что какие-то страсти особенно обостряются в ту или иную эпоху в силу господствующего в ней умонастроения. Таким умонастроением в 40-е годы XIX века стал если не массовый, то очень и очень заметный отход от Бога русских образованных людей. А свято место пусто не бывает, и потому высшей ценностью для них стало внешнее: карьера, богатство, комфорт. Повторим: сами по себе и карьера, и богатство, и комфорт не греховны, это просто условия жизни. Но грехом становится их обожествление.
Как раскололась сталь
А теперь попробуем разобраться, что же не так было со «святостью» Акакия Акакиевича, почему он сломался.
Есть в народе такое выражение: «свят, да неискусен». Это можно сказать и про Башмачкина. Его смирение, кротость — они даны ему изначально, как дар Божий, а не достигнуты сознательной работой над собой. Они — не результат следования за Христом, борьбы со своими страстями, наблюдения за своими помыслами, искреннего покаяния и, естественно, жизни в Церкви. Если душу Акакия Акакиевича и можно сравнить со сталью, то это не закаленная сталь, она хрупкая, и достаточно даже не сильного, но точного удара в нужное место, чтобы ее расколоть.
Тут, однако, можно возразить: раз уж «Шинель» — это притча, где о духовной жизни говорится иносказательно, то как же там может быть напрямую упомянуто о Боге, о вере? В правильной, классической притче ведь все это должно быть вынесено за скобки, чтобы читатель самостоятельно сделал нужные выводы.
На это можно ответить, что «Шинель» — произведение все-таки более сложное, более многогранное, чем просто притча, и в ней совмещаются как аллегория, так и психологически точное описание человеческой души. Нельзя сказать, что действие «Шинели» происходит in vitra, в стерильных, лабораторных условиях. События разворачиваются в конкретное время — 30-40-е годы XIX века в конкретном месте — Санкт-Петербурге. Соответственно, неявно предполагается, что есть и Церковь, и вера. Да почему неявно? Вернемся к эпизоду, когда, задумавшись о шинели, Акакий Акакиевич едва не допустил описки в тексте. Какова его реакция? Едва не вскрикнул «ух!» — и перекрестился. Крестится, кстати, и его квартирная хозяйка, когда в болезненном бреду Акакий Акакиевич нецензурно ругает обидевшего его генерала. Значит, какие-то бытовые проявления христианской веры, на уровне привычек, героям «Шинели» присущи. Следовательно, вполне допустимо ставить вопрос: а на более глубоком уровне?
А на более глубоком уровне Акакий Акакиевич о Боге не вспоминает, с христианских позиций свою ситуацию не оценивает. Ему даже в голову не приходит перекреститься, когда портной Петрович убеждает его потратиться на новую шинель.
И если уж вспоминать, что Акакий Акакиевич в «Шинели» интересен не столько сам по себе, сколько тем, что призван нечто символизировать, то заметим: символизирует он именно что отход от веры многих русских православных людей. Отход не громкий, не демонстративный, не на идейном уровне, а тихий, бытовой. Такие люди не то чтобы сомневаются в бытии Божием — они просто о Боге не задумываются, их волнуют совсем другие вещи. Красиво бумагу переписать. или новую шинель пошить.
Мысль Гоголя здесь совершенно очевидна: не думая о Боге, не сверяя свои поступки с Его заповедями, не прося Его о помощи, человек оказывается совершенно беззащитным перед грехом и перед соблазнителем.
Как действует страсть
В «Шинели» есть и соблазнитель — портной Петрович, который тоже ведь важен не сам по себе, не как «типичный представитель своей профессии», а как символ. А символизирует Петрович именно что сатану или, вернее, мелкого беса.
Знаков принадлежности портного к нечистой силе в повести Гоголя немало. «Одноглазый чорт», — называет его жена. Ей вторит рассказчик, говоря, что Петрович, бывая «в трезвом состоянии крут, несговорчив и охотник заламывать чорт знает какие цены», да и герой вспоминает, что «…за Петровичем водилась блажь заломить вдруг чорт знает какую цену…», сидит Петрович «на широком столе», подвернувши «под себя ноги свои как турецкий паша», а в руках у Петровича «круглая табакерка с портретом какого-то генерала, какого именно неизвестно, потому что место, где находилось лицо, было проткнуто пальцем и потом заклеено четвероугольным лоскуточком бумажки». В связи с этим Дмитрий Чижевский в своей работе «О “Шинели” Гоголя» замечает: «Чорт безлик!» И далее продолжает: «Начитанный в религиозной литературе, знаток и собиратель фольклорного материала… Гоголь, конечно, знал об этой безликости чорта в христианской и фольклорной традиции».
Кто-то, возможно, воспримет этого «чорта» просто как фигуру речи. Но художественный прием в том и заключается, что, повторяя раз за разом «фигуру речи», писатель воздействует на сознание читателя, понуждая его вспомнить исходный смысл этого затрепавшегося слова. Кроме того, для нас, современных людей, «черт» не кажется каким-то особым словом, а вот во времена Гоголя это было крепким выражением, на грани неприличия. Можно вспомнить момент из «Мертвых душ»: «Здесь Чичиков вышел совершенно из границ всякого терпения, хватил в сердцах стулом об пол и посулил ей чорта.
Чорта помещица испугалась необыкновенно. “Ох, не припоминай его, Бог с ним!” —вскрикнула она, вся побледнев».
Символично и то, что олицетворяющий черта Петрович — именно портной, то есть изготовитель вещи, которая теперь становится судьбой человека.
Гоголь подробнейшим образом описывает, как Петрович обольщает Акакия Акакиевича и как поначалу тот сопротивляется: «хотел было уже, как говорится, на попятный двор, но. » — но растерялся. Не вспомнил о Боге, не помолился хотя бы мысленно, не перекрестился — и потому его сопротивление быстро было сломлено.
А когда оно было сломлено, то у героя началась новая жизнь — «как во сне». Акакий Акакиевич уже не контролирует себя. «. вместо того, чтобы пойти домой, пошел совершенно в противную сторону, сам того не замечая». Это слово здесь важно. Казалось бы, уместнее было написать «противоположную», но Гоголь хотел показать, что герой лишился своей воли и что с ним происходит именно то, о чем предупреждал апостол Павел: ибо не понимаю, что делаю, потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю… а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех
(Рим 7:15–17).
Чем больше мечтает Акакий Акакиевич о новой шинели, тем сильнее меняется его образ жизни. Мало того, что он теперь жестко экономит каждую копейку — но и прежнее дело перестало приносить ему радость. Раньше он брал со службы бумаги домой и переписывал — теперь перестал это делать и проводил время в праздности. Теперь после обеда он «уж ничего не писал, никаких бумаг, а так. », «сибаритствовал на постеле. ». Если раньше он ходил по улицам, ни на что не обращая внимания, то теперь засматривается на витрины.
Причем нельзя даже сказать, что у Акакия Акакиевича появились какие-то новые интересы, что ему открылись какие-то новые горизонты жизни. Нет, его любопытство — скучающее. И скука все больше и больше заполняет его жизнь.
Особенно ярко это показано в сцене, где мечта, наконец, сбылась, новая шинель куплена, и сослуживцы устраивают по этому поводу вечеринку, куда и приглашают Башмачкина. Обратим, кстати, внимание, что если раньше, до новой шинели, они его либо не замечали вообще, либо издевались, то теперь, став обладателем новой шинели, он становится им интересен. То есть как человек, как личность он для них ничто, но как обладатель некой вещи приобретает в их глазах некую значимость. Очень характерная деталь.
Но куда важнее, что Акакий Акакиевич отправляется на вечеринку вынужденно. До того, как в его жизни появилась мечта о новой шинели, он поступал так, как ему хотелось, как ему свойственно, то есть был свободен. Теперь же, с новой шинелью, он открывает для себя существование светских условностей, которым приходится подчиняться через «не хочу». Ему не хотелось идти на эту вечеринку, но отказаться было бы неприлично. Он приходит туда — и сразу же ощущает себя в этой среде лишним: «Все это: шум, говор и толпа людей, — все это было как-то чудно Акакию Акакиевичу. Он просто не знал, как ему быть, куда деть руки, ноги и всю фигуру свою; наконец подсел он к игравшим, смотрел в карты, засматривал тому и другому в лица и чрез несколько времени начал зевать, чувствовать, что скучно. »
Став пленником своей страсти, человек не только теряет свободу, не только оказывается вынужден вписаться в новый, чуждый ему формат жизни, но и никакой радости от этого не испытывает. Акакий Акакиевич, казалось бы, достиг, чего хотел, стал счастливым обладателем новой шинели — но очень скоро счастье его съеживается, в душе возникает пустота.
И просто огромной, зияющей дырой становится эта пустота, когда на обратном пути из гостей его грабят, отнимают шинель. Казалось бы, жизненной трагедии не произошло, его не убили, не искалечили, не пустили по миру, он «остался при своих», то есть мог бы жить, как и раньше — со старой своей драной шинелью, усердно переписывая бумаги. «Бог дал — Бог взял», мог бы он сказать себе. Но нет — потеря шинели стала для Акакия Акакиевича метафизической катастрофой. Потому что прежней своей невозмутимости, кротости и благодушия он уже лишился, прежний смысл жизни потерял, и это его ранит куда сильнее, чем петербургский холод. Его отчаянные попытки вернуть шинель, хлопоты, унижение перед «значительным лицом», а после, в горячечном бреду, бунт — это ведь попытки вернуть себе не материальную вещь, а именно что смысл жизни.
Смерть после смерти
Умирает тело, но душа умереть не может. Однако вне покаяния она вознестись к Богу неспособна, и потому призрак Акакия Акаки евича мечется в ледяном пространстве пустынного города и в злобе своей мстит всем подряд.
На первый взгляд эта месть кажется торжеством справедливости, но если вдуматься, то какая уж тут справедливость? Напротив, Гоголь достаточно ясно показал, чем обернется для человечества торжество «последних», которые стали «первыми». Бунт опустошенного человека страшен. По сути, Гоголь рисует здесь образ будущей русской революции, и мы слышим ее лозунг «Грабь награбленное!» В финале повести Гоголь показывает, как «преобразует мир» духовно опустошенный человек: «. и под видом стащенной шинели сдирая со всех плеч, не разбирая чина и звания, всякие шинели». Тут уже слышатся крики героев из поэмы Блока «12»: «Эх! Эх, без креста! Тра-та-та!» Неслучайно на следующий день после завершения своей поэмы Блок записывает в дневнике: «. страшный шум во мне и вокруг. Этот шум слышал Гоголь».
Вновь повторим: повесть Гоголя не о бедном чиновнике, уничтоженном огромной государственной машиной. Она — о духовном тупике, в который зашло общество, забывшее Христа. Жаль, что до сих пор не все это видят.
| Читайте также:
Все материалы «Фомы» о Гоголе
Подготовил Виталий Каплан
Иллюстрации Максима Корсакова