Что такое шестистопный ямб
Занятие 34. Размер стиха
Хорей. Самый первый, самый простой двусложный размер. Ударения в нём приходятся на нечётные слоги (1, 3, 7 и т.д.).
Классический хорей:
Листья падают в саду.
В этот старый сад, бывало,
Ранним утром я уйду
И блуждаю, где попало. (И.Бунин)
Тем не менее, чистый хорей получить довольно трудно. В чистом хорее слова не могут быть более чем трёхсложными. Если мы расставим ударения в вышеприведённом четверостишии Бунина, можем заметить, что «лишнее» ударение падает на слог «ют» в слове «падают». Больше нарушений ударного ритма нет, но как же быть с этим? Так вот. Главное, чтобы присутствовало и «правильное» ударение, падающее в слове туда, куда следует. Если же по размеру выходит ещё одно, «лишнее» для данного слова, оно просто «безударно» декламируется, мягко, аккуратно. Такой пропуск ударения называется пиррихием.
Вот ещё хорей (тоже из Бунина):
В данном отрывке пиррихии можно обнаружить на слоге «ни» в слове «яблони», на букве «е» в слове «сизые» и так далее.
То есть не обязательно использовать в 4-стопном хорее по 4 ударения на строку. Но важно, чтобы ударений было достаточно, чтобы расслышать ритм стиха, то есть повторяемость заданного размещения ударений.
В общем, хорей использовать легко, слог простой, чаще всего используется четырёхстопный или пятистопный хорей, хотя попадается даже двустопный (очень редко).
Ямб. Не менее распространённый размер в русской поэзии, двусложный, ударения падают на чётные слоги (2, 4, 6). Наиболее распространены 4-, 5-, и 6-стопный ямб. Например, «Евгений Онегин» написан четырёхстопным ямбом. Ямб даже проще в эксплуатации (да простит меня русский язык!), чем хорей.
Над этим островом какие выси,
Какой туман!
И Апокалипсис был здесь написан,
И Умер Пан. (Н.Гумилёв)
Собственно, все трёхсложные размеры красиво выглядят при комбинации строк с разным количеством стоп.
Рвётся, и пляшет, и буйствует кардиограмма,
В ней, бессистемной творятся безумные вещи.
Мчится она то направо, то влево, то прямо,
Бьётся и, точно осина Иуды, трепещет.
(пример пятистопного дактиля.).
А вот экземпляр очень своеобразного шестистопного дактиля с двумя цезурами:
В жёлтой гости’ной, из серого клё’на, с обивкою шё’лковой,
Ваше Сия’тельство любит по вто’рникам томный журфи’кс
В желтой венге’рке комичного цве’та, коричнево-бе’лковой,
Вы предлага’ете тонкому о’бществу ирисный ке’кс,
Нежно вдыха’я сигары эрцге’рцога абрис фиа’лковый.
(И. Северянин)
Я долее слушать безумца не мог,
Я поднял сверкающий меч,
Певцу подарил я кровавый цветок,
В награду за дерзкую речь.
(Н. Гумилёв)
Вот пример редкого явления: шестистопный амфибрахий, чередующийся с пятистопным:
Ах, чудное небо, ей-богу, над этим классическим Римом,
Под этаким небом невольно художником станешь.
Природа и люди здесь будто другие, как будто картины
Из ярких стихов антологии древней Эллады. (А. Майков)
Мой любимый, мой князь, мой жених,
Ты печален в цветистом лугу.
Повиликой средь нив золотых
Завилась я на том берегу. (А. Блок)
Встречается 2,4,5-стопный анапест. Например, двустопный:
Ни страны, ни погоста
Не хочу выбирать.
На Васильевский остров
Я приду умирать.
(И. Бродский)
Это классическое стихотворение «Стансы» имеет характерную односложную клаузулу в 1-3 строках, что придаёт ему шарм, некоторую нестандартность слога.
Итак, мы рассмотрели пять основных стихотворных размеров. Обязательно пользуйтесь ими! Безусловно, на них нельзя зацикливаться, но история показывает, что эти размеры наиболее более всего подходят для стихосложения на русском языке, и игнорировать их в поисках новых форм нельзя категорически. Только научившись в совершенстве пользоваться классическими стихотворными размерами, можно переходить к поэтическому экспериментированию. Хотя. Пушкин и Лермонтов 200 лет назад, когда становление поэзии только шло и об использовании в стихах диковинных смесей размеров речи не было, уже искали новые формы, пытаясь разнообразить заданную Державиным классическую русскую поэзию. Вот поэтому они и великие.
В русском языке есть девять основных размеров. При отсутствии одной или нескольких гласных в строке любого из девяти размеров образуется десятый по счету размер, который называется дольником (термин введён В. Брюсовым от слова «доля»,»часть»).
Графическое изображение десяти размеров стиха:
ПРИМЕРЫ десяти размеров стиха:
1. Мча`тся ту`чи,вью`тся ту`чи.
2. Пора`,пора`,рога` трубя`т.
3. Ту`чи небе`сные,ве`чные стра`нники.
4. После`дняя ту`ча рассе`янной бу`ри.
5. Вот пара`дный подъе`зд. По торже`ственным дня`м.
6. С не`ба полуде`нного жара` не подступи`.
7. Фона`рики-изда`рики,скажи`те-ка вы мне`.
8. На возду`шном океа`не,без руля` и без ветри`л.
9. Под голубы`ми небеса`ми.
10.Что`-то с па`мятью мое`й ста`ло.
Размер народного стиха определяется не долготой всех его слогов (как в античном стихосложении), а числом ударений в строке.
Во` поле берё`зонька стоя`ла,
Во` поле кудря`вая стоя`ла…
В зависимости от задачи, поставленной перед собой автором, размер стиха может быть различным.
АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ СТИХ (от старофранцузской поэмы об Александре Македонском), французский 12-сложный или русский 6-стопный ямб с цезурой после 6-го слога и парной рифмовкой.
Надменный временщик, и подлый, и коварный,
Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный,
Неистовый тиран родной страны своей,
Взнесенный в важный сан пронырствами злодей!
К.Ф. Рылеев
ГЕКЗАМЕТР (от греческого «шестимерный»). Стихотворный размер античной эпической поэзии. В русскую поэзию введен В.К. Тредиаковским.
Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,
Грозный, который ахеянам тысячи бедствий сделал:
Многие души славных героев низринул.
Гомер «Илиада»
Губы мо`и прибли`жаются
К твоим` губам,
Таинства снова свершаются,
И мир, как храм.
В.Я. Брюсов
Не шуми ты, рожь,
Спелым колосом!
Ты не пой, косарь,
Про широку степь!
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
А.С.Пушкин
Дух отрицанья, дух сомненья.
М.Ю.Лермонтов
«Неповторимая дней благодать. «
Горные вершины
Спят во тьме ночной,
Тихие долины
Полны свежей мглой.
М.Ю.Лермонтов
Горько плакал мальчик Лёва
Потому что нету клёва
Он ответил без улыбки:
Не клюют сегодня рыбки.
Н.Рубцов
В беспечных радостях, в живом очарованье,
О, дни весны моей, вы скоро утекли.
Теките медленней в моём воспоминанье.
А. С Пушкин
Наиболее распространенными видами строф в классической поэзии были
ЧЕТВЕРОСТИШИЯ (катрены), октавы, терцины. Многие великие поэты
пользовались ими при создании своих произведений.
Ты жива ещё, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
С.Есенин
А миром правят ложь и ярость,
Плач не смолкает ни на миг.
И в сердце всё перемешалось:
В нем и святая к людям жалость,
И гнев на них, и стыд за них.
Н.Зиновьев
Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный,-
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись.
А.С.Пушкин
Схема октавы: АБАБАБВВ.
. Дайте мне дворец высокий
И кругом зеленый сад,
Чтоб в тени его широкой
Зрел янтарный виноград;
Чтоб фонтан не умолкая
В зале мраморном журчал
И меня б в мечтаньях рая,
Хладной пылью орошая,
Усыплял и пробуждал.
М.Ю.Лермонтов
Он в том покое поселился,
Где деревенский сторожил
Лет сорок с ключницей бранился,
В окно смотрел и мух давил.
Всё было просто: пол дубовый,
Два шкафа, стол, диван пуховый,
Нигде не пятнышка чернил.
Онегин шкафы отворил:
В одном нашёл тетрадь расхода,
В другом наливок целый строй,
Кувшины с яблочной водой,
И календарь осьмого года;
Старик, имея много дел,
В иные книги не глядел.
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счётным курицу зерном;
Ярый воск топили.
В.Жуковский
Поэт! Не дорожи любовию народной
Восторженных похвал пройдёт минутный шум.
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься горд, спокоен и угрюм.
Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум.
Усердствуя плоды свободных дум,
Не требуя наград за подвиг благородный,
Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?
Доволен? Так пускай толпа его бранит,
И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник.
А.С.Пушкин
Схема сонета: АБАБАБАБВВГДДГ, но возможны и некоторые вариации в расположении рифм.
Терцинами написана «Божественная комедия» Данте. Но в русской поэзии они используются редко.
Схема терцины: АБА, БВБ, ВГВ, ГДГ, ДЕД. КЛКЛ.
Ещё весной благоухает сад,
Ещё душа весенится и верит,
Что поправимы страшные потери,-
Ещё весной благоухает сад.
О, нежная сестра и милый брат!
Мой дом не спит, для вас раскрыты двери.
Ещё весной благоухает сад,
Ещё душа весенится и верит.
И. Северянин (Лопарёв)
Схема триолета: АБАААБАБ.
Добрый доктор Айболит
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и паучок
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит.
К.Чуковский
Ямб: стихотворный размер и примеры стихов
Ямб – двусложный стихотворный размер с ударными четными слогами. Его можно назвать самым классическим из наиболее распространенных стихотворных размеров. Стихи, написанные ямбом, известны каждому человеку со школьной скамьи, ведь знаменитые поэты активно прибегали к этой поэтической форме с незапамятных времен.
История происхождения термина
Своим становлением в качестве лирической формы ямб обязан древнегреческому поэту Архилоху (ок. 689–640 гг. до н.э.), но зародился этот размер еще раньше.
Корни ямба – в фольклорных или же ритуальных, культовых песнях древних греков во славу покровительницы земледелия Деметры. В мифе рассказывается, что богиня, в поисках похищенной дочери Персефоны, покинула Олимп и под личиной старухи поселилась в доме элевсинского царя Келея. Единственной, кто смог скрасить горе богини своими шутками, стала служанка Ямба.
В культе Деметры существовал обычай осыпать участников народных празднеств грубоватыми насмешками и язвительными шутками. Они зачастую бывали непристойными и циничными – не иначе как в память Ямбы. Аристотель в своей «Поэтике» отмечал, насколько ямбическая форма сходна с ритмом разговорной речи.
Термин «ямб» – «ἴαμβος» – восходит к музыкальному инструменту «ἰαμβύκη», под аккомпанемент которого изначально исполнялись ямбы. Слово «ἴαμβος» в народном представлении связывалось с шуточным характером произведений.
Как устроена ямбическая стопа
Как уже упоминалось, ямб – размер двусложный. Его стопа (то есть ритмическая группа определенной длительности) состоит из двух слогов: безударного и ударного. Именно в таком порядке: ударный слог – второй. Схематически это можно представить как UÚ| UÚ| UÚ| UÚ, например:
Мой дядя самых честный правил…
Ритмическое ударение оставляет ощущение движения вниз, давления. Слог без ударения – более легкий, словно воспаряющий кверху. Вверх-вниз, напоминает ритм спокойного дыхания – естественный для человека и поэтому легко им воспринимаемый.
Таким образом, ямбическая стопа – это последовательность безударного и ударного слогов.
Разновидности ямба с примерами стихов
В зависимости от числа стоп в строке, стихи, написанные ямбом можно разделить на следующие типы.
Двух- и трехстопный ямб
Двухстопный ямб встречается нечасто из-за своей сложности (чем короче строка, тем тяжелее рифмовать ее так, чтобы она содержала смысл). Один из наиболее ярких примеров – стихотворение «Адели» (1824) А. С. Пушкина:
Играй, Адель,
Не знай печали.
Хариты, Лель
Тебя венчали
И колыбель
Твою качали.
В двухстопном пушкинском ямбе сквозят легкость, изящество, виртуозность. При этом создается впечатление не просто ускоренного дыхания, а как будто бы прерывистого. Кажущийся избыточным безударный слог в конце слов «печали», «венчали» – словно краткая пауза, придающая чеканному ритму ямба звучание вальса.
Трехстопный ямб тоже относительно краток и легко воспринимается на слух. Его быстрый темп хорошо согласуется с шуточными или сатирическими строками. Например, у Лермонтова в «А. А. Олениной» (1839):
Ах! Анна Алексевна,
Какой счастливый день!
Судьба моя плачевна,
Я здесь стою как пень…
Четырехстопный ямб
Средний по длине, разнообразный и ритмически богатый размер. В этой известной всем строчке четыре полноценных стопы и безударный «хвостик»:
Четырехстопным ямбом написано множество произведений как в русской, так и мировой поэзии. Классические примеры – пушкинский «Евгений Онегин», цитировавшийся выше, и поэма Блока «Возмездие» (1910–1921):
В те годы дальние, глухие,
В сердцах царили сон и мгла…
Этот размер способен привнести в произведение оттенки трагизма и комизма, масштабную эпику и проникновенный лиризм; может послужить прекрасным фоном для глубоких философских размышлений.
Мастером четырехстопного ямба был и Владимир Высоцкий. К примеру, его знаменитая песня «Кругом 500» написана преимущественно в этом размере (кроме длинных строчек, являющихся шестистопным ямбом):
Пяти- и шестистопный ямб
Пятистопный ямб в русской поэтической традиции встречается регулярно и в разнообразных формах. В XIX веке зачастую использовался с цезурой после второй стопы:
Как изваянная, // висит во сне
С плодами ветвь // в саду моем — так низко…
В этом примере цезура (ритмическая пауза) отмечена знаком //.
Пятистопный ямб также используется в написании русского сонета.
Последний из наиболее часто используемых ямбических размеров – шестистопный ямб. Это длинный размер, который обычно сопровождается цезурой. В итоге получаются два полустишия, своего рода трехстопный ямб. Некоторая медлительность – причина ограниченного ритмического разнообразия этого размера. Ему свойственны ощущения тягучести, неторопливого ритма дыхания, глубокой думы и лиричности.
Уединенный остров, // чуть заметный в море,
Я неуклонно выбрал, // — золотой приют… — В. Брюсов. «Уединенный остров» (1918)
Выдающимся примером шестистопного ямба является песня Юрия Визбора «Апрельская прогулка»:
Разностопный и вольный ямб
Разностопный ямб характеризуется чередованием длинных и коротких строк и, соответственно, количества стоп в них, например, двух и четырех:
Достигнутого торжества
Игра и мука
Натянутая тетива
Тугого лука. — Б. Пастернак. «Во всем мне хочется дойти до самой сути» (1956)
Существует также вольный ямб, где длинные строчки произвольно чередуются с короткими. Наиболее широко этот размер представлен в русских баснях:
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась… — И. А. Крылов. «Ворона и лисица» (1807)
Ямб в русской поэтической традиции
История поэзии демонстрирует, что ямб созвучен дыханию русской речи и ритму русского стиха. Ямб способен передавать полифонию чувств, диалог и монолог, одинокий голос и ропот толпы. Ямбами «Оды… на победу над Турками и Татарами…» Ломоносов выражал восторженное отношение к этому историческому событию. Белинский впоследствии предложил считать именно эту оду началом новой русской литературы.
В поэзии Державина ямб зазвучал уже разнообразнее. Он особенно силен в интерьере и пейзаже. Державинские ямбы надолго станут путеводной нитью русской поэзии, зародят элегическую традицию. Любопытно, что знаменитые строки Пушкина
Старик Державин нас заметил
И, в гроб сходя, благословил
из «Евгения Онегина» также написаны ямбом.
Как уже говорилось, ямб проник и в басню. Крыловские ямбы – наглядное свидетельство того, как органично сочетается народная речь с поэтическими ритмами.
Ямб выдерживает нагрузку не только малых лирических форм. Он с легкостью принимает монументальность «Евгения Онегина» и «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова. А в цикле Блока с одноименным названием «Ямбы» (1907–1914) отражаются предчувствия неотвратимых перемен, даже катастроф.
Ямб звучит и в творчестве Маяковского (который предпочитал объединять разные стихотворные размеры в одной строке для создания уникальных звуковых эффектов):
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?
«А вы могли бы?» (1913)
Ямбические размеры
Трехстопный ямб сравнительно короток и достаточно прост по звучанию. Его быстрый темп хорошо подходит для шуточный, юмористических, сатирических и даже афористических стихотворений. Прекраснейший пример – сатирическая «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» (А.К.Толстой):
«Послушайте, ребята,
Что вам расскажет дед:
Земля у нас богата,
Порядку только нет.»
В этих коротких строках умещается немного слов. Предельная простота речи, её лаконичность, простота и ясность рифм. Впрочем, истинный мастер может вложить в эту простейшую схему очень много смысла и чувства:
«Не спи, не спи, художник,
Не предавайся сну.
Ты – вечности заложник
У времени в плену.» (Пастернак)
или, у него же:
«Душа моя, печальница
О всех в кругу моем,
Ты стала усыпальницей
Замученных живьем»
Четырехстопный ямб – средний по длине размер, необычайно разнообразный и богатый. Казалось бы, всего одна стопа добавлена. Тем не менее – это любимый и прославленный ямбический размер:
«Не ямбом ли четырехстопным,
Старинным ямбом, допотопным…» (Ходасевич)
Именно с этого размера начинался славный путь русской силлабо-тоники – от ломоносовского:
«Восторг внезапный ум пленил…» (Ода на взятие Хотина)
к пушкинскому
«Духовной жаждою томим…»
и дальше, к несравненным блоковским ритмам:
«Вновь оснежённые колонны…»
и гармонии Ахматовой:
«И сосен розовое тело…»
Четырехстопным ямбом написано невероятное количество стихов. Это и «Онегин», и «Полтава», и «Медный Всадник», и «Мцыри», и что перечислять… Самые невероятные сочетания дает этот размер – от комического до героического и трагического, от широчайшей эпики, до проникновенного лиризма. В чем секрет четырехстопного ямба?
Оказывается, это самый богатый ритмически размер. Брюсов, вообще очень любивший в хорошем смысле «поверить алгеброй гармонию», подсчитал количество возможных ритмических вариаций четырехстопного ямба. Их оказалось около 100000. Как они получаются? За счёт ипостас, то есть замены ямбических стоп пиррихиями, спондеями и хореями, о чем я писала в предыдущем эссе. Но не только. Большое значение имеют и окончания строк – они могут завершатся ударным слогом (мужские), безударным (женские), двумя безударными (дактилические), тремя и более безударными (гипердактилические). В сумме всех этих сочетаний и получается поражающая воображение цифра 100000… Понятно, что при таком богатстве ритмики четырехстопный ямб применим для стихотворения или поэмы любой темы, для осуществления любого замысла.
Пятистопный ямб, согласно тому же Брюсову, почти так же богат. В русской поэзии он очень част и встречается в самых разнообразных формах. Пушкин часто использовал белый, нерифмованный пятистопник, с его плавно-торжественным, часто эпическим течением («Вновь я посетил…», «Борис Годунов»). В русской поэзии такой размер часто использовали с цезурой (ритмической паузой) после второй стопы:
«Росится путь, // стучит копытом звонким
О камни конь, // будя в лесу глухом…» (М.Кузмин)
Эта цезура (обозначена как //) была унаследована от французского силлабического десятисложника, на основе которого и возник пятистопный ямб русской поэзии. В ХХ веке эта особенность была практически утрачена:
«Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка» (Заболоцкий)
Стоит ещё напомнить, что пятистопным ямбом обычно пишется русский сонет. Мои сонеты, понятно, не исключение.
Это все были равностопные размеры, где в каждой строке одинаковое количество стоп. Но в русской поэзии широко распространены и разностопные ямбы, в которых длинные строки закономерно чередуются с короткими. Прекрасные примеры сочетания четырехстопного ямба с двухстопным есть у Пастернака:
«Достигнутого торжества
Игра и мука –
Натянутая тетива
Тугого лука.»
Великолепно сочетание шестистопного и четырехстопного ямба у Мандельштама:
«Шумели в первый раз // германские дубы,
Европа плакала в тенётах,
Квадриги черные // вставали на дыбы
На триумфальных поворотах»
Разностопность позволяет добиваться контрастного сочетания ритмов двух размеров. В отрывке из Мандельштама это очень отчетливо – грозное и тяжкое движение шестистопника сменяется взлетающе-легким ритмом четырехстопника. Впрочем, это мое личное восприятие, и если кто-нибудь слышит иначе – мне будет интересно узнать. Здесь я дал примеры, где нечетные строки длинные, а четные – короткие. Но возможно и противоположное построение, только применяется оно реже.
Существует также характерный размер русской поэзии – вольный ямб, где длинные строчки незакономерно чередуются с короткими. Это размер русских басен:
«На ель ворона взобралась,
Позавтракать совсем уж собралась» (Крылов)
и стихотворных драм:
«По моему сужденью
Пожар способствовал ей много к украшенью» (Грибоедов),
но он может встречаться и в лирических стихотворениях:
«Моей наследницею полноправной будь,
Живи в моем дому, пой песнь, что я сложила,
Как медленно ещё скудеет сила,
Как хочет воздуха замученная грудь» (Ахматова)
Этот размер позволяет добиваться широчайшего разнообразия мелодики и ритмов, но, к сожалению, ныне он сравнительно редко используется. Почему-то на Стихире считается чуть ли не дурным тоном любое отклонение от равностопных размеров, вольные же размеры редки. Часто думают, что вольный стих и свободный стих (верлибр) – одно и то же, но это не так.
Надеюсь, что знакомство с ямбом было для вас интересным. Теперь, когда о ямбе все главное сказано, можно будет, забежав немного вперед, рассказать об одной из твердых стихотворных форм, которая в русской поэзии пишется традиционно либо четырехстопным, либо пятистопным ямбом. Но об этом – чуть позже.
Занятие 2. Ямб
План занятия:
1. Определение ямба.
2. Распространённые ямбические размеры.
3. Равносложные ямбические размеры.
4. Разностопные ямбические размеры.
5. Разнообразие ямбических строф.
6. Отличие ямба от хорея.
7. Задания для самостоятельной проработки.
Количество стоп и слогов в строках ямба, в зависимости от вида рифмы, и схемы ударных и безударных слогов указаны в таблице, приведённой выше.
В ямбе строки, оканчивающейся дактилической или мужской рифмой, содержат чётное количество слогов. Строки, заканчивающиеся женской рифмой, имеют нечётное число слогов. Например: в строке трёхстопного ямба, заканчивающейся дактилической или мужской рифмой по 6 слогов (причём в мужской рифме последний слог ударный), в строке, оканчивающейся женской рифмой – 7 слогов.
Схемы ударных и безударных слогов указаны для идеальных размеров. В отдельных стопах реального ямба могут вообще отсутствовать ударения, или наоборот стоять сверхсхемные ударения, но ударения основных членов предложения, использованных в строке, должны располагаться на её чётных слогах.
Для определения размера любого стихотворения необходимо, во-первых расставить в словах ударения, а затем выделить в строках стопы. Ударения ставят во всех членах предложений, использованных в строках стихотворения. В служебных частях речи, т.е. в предлогах, союзах, частицах и междометиях, состоящих из одного слога и не являющихся членами предложений, ударения не ставят.
Начнём знакомство с двустопного ямба.
Мечты, мечты,
Где ваша сладость?
Где ты, где ты,
Ночная радость?
Расставим ударения в четверостишии:
МечтЫ, мечтЫ,
Где вАша слАдость?
Где тЫ, где тЫ,
НочнАя рАдость?
В соответствии с ударениями выделим в строках стопы:
Представим стопы четверостишия схематически, выделив сверхсхемные ударения в вопросительном наречии «ГдЕ» знаками плюс «+»:
Ключевыми строками, в который ямб идеальный, являются первая и четвёртая.
Размер стихотворения: двустопный ямб: 4/5 слогов; рифмовка перекрёстная: м/ж
1.2. Вариантом этого же размера написаны следующие есенинские строки:
«О матерь божья,
Спади звездой
На бездорожье,
В овраг глухой».
Расставим в строках ударения, выделив ударные гласные заглавными буквами, а восклицание «о» наоборот запишем строчной буквой, поскольку на неё не приходится ударение:
«о мАтерь бОжья,
СпадИ звездОй.
На бездорОжье,
В оврАг глухОй».
Выделим в строках стопы, т.е. пары слогов, и отделим их друг от друга дефисом:
В каждом слове первой строки ударение приходится на первый слог, но поскольку строка начинается с восклицания «о», то считая слева направо, ударения приходятся на вторые слоги двусложных стоп. Во второй и четвёртой строках ударения приходятся на вторые слоги слов-стоп. Все эти строки являются ключевыми для определения размера. В третьей строке первая стопа не имеет ударений, вторая стопа содержит чёткое ударение на втором слоге.
Представим стопы строк схематически:
Кроме третьей строки, все строки являются ключевыми. Размер четверостишия: двустопный ямб: 5/4 слогов; рифмовка перекрёстная: ж/м.
Рассмотрим трёхстопный ямб:
1.3. Н. Крандиевская-Толстая
Рембра;нта полумрак
У тлеющей печурки.
Голодных крыс гопак, –
Взлетающие шкурки.
Расставим ударения в четверостишии:
РембрАнта полумрАк
у тлЕющей печУрки.
ГолОдных крЫс гопАк, –
ВзлетАющие шкУрки.
Выделим в строках стопы:
Представим стопы строк схематически:
Ключевой строкой, позволяющей безошибочно определить стихотворный размер, является третья строка, в которой идеальный трёхстопный ямб. Размер стихотворения: 3-х стопный ямб: 6/7 слогов: рифмовка перекрёстная: м/ж.
Вот другой вариант трёхстопного ямба:
Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.
Расставим ударения в четверостишии:
ПечАльная берЕза
у моегО окнА,
и прИхотью морОза
РазУбрана онА.
Выделим в строках стопы:
Представим стопы строк схематически:
В каждой строке присутствуют безударные стопы. Несмотря на это схемные ударения приходятся на чётные слоги стоп. По этой причине размер стихотворения очевиден. Это – трёхстопный ямб: 7/6 слогов; рифмовка перекрёстная: ж/м
Рифма в стихах может быть и кольцевой:
Прости мне, милый друг,
Двухлетнее молчанье:
Писать тебе посланье
Мне было недосуг.
Расставим ударения в четверостишии:
ПростИ мнЕ, мИлый дрУг,
ДвухлЕтнее молчАнье:
ПисАть тебЕ послАнье
МнЕ бЫло недосУг.
Выделим в строках стопы:
ПростИ – мнЕ, мИ – лый дрУг,
ДвухлЕт – нее – молчАнь – е:
ПисАть – тебЕ – послАнь – е
МнЕ бЫ – ло не – досУг.
Представим стопы четверостишия схематически, выделив сверхсхемные ударения в местоимениях «МнЕ» знаками плюс «+»:
Ключевой строкой, позволяющей уверенно определить стихотворный размер, является третья строка. Размер стихотворения: 3-х стопный ямб: 6/7/7/6 слогов; рифмовка кольцевая: м/ж/ж/м
2. Самыми распространёнными размерами ямба являются четырёх-, пяти- и шестистопный ямб.
Ты видишь, за спиной косцов
Сверкнули косы блеском чистым,
И поздний пар от их котлов
Упитан ужином душистым.
Расставим ударения в четверостишии:
Ты вИдишь, за спинОй косцОв
СверкнУли кОсы блЕском чИстым,
и пОздний пАр от Их котлОв
упИтан Ужином душИстым.
Представим стопы строк схематически, выделив сверхсхемное ударение в местоимении «ТЫ» знаком плюс «+»:
Ключевыми строками четверостишия являются вторая и третья. По ним и определяем стихотворный размер. Размер стихотворения: четырёхстопный ямб: 8/9 слогов; рифмовка перекрёстная: м/ж.
Я рад, когда с земного лона,
Весенней жажде соприсущ,
К ограде каменной балкона
С утра кудрявый лезет плющ.
Расставим ударения в четверостишии:
Я рАд, когдА с земнОго лОна,
ВесЕнней жАжде соприсУщ,
К огрАде кАменной балкОна
С утрА кудрЯвый лЕзет плЮщ.
Выделим в строках стопы:
Представим стопы строк схематически, выделив сверхсхемное ударение в местоимении «Я» знаком плюс «+»:
Итак, первая стопа первой строки содержит сверхсхемное ударение, остальные стопы этой строки, как и все стопы последней строки – полноценный ямб. По этим двум ключевым строкам и определяем размер стихотворения: 4-х стопный ямб: 9/8 слогов; рифмовка перекрёстная: ж/м.
Прекрасно в нас влюбленное вино
И добрый хлеб, что в печь для нас садиться,
И женщина, которою дано,
Сперва измучившись, нам насладиться.
Расставим ударения в четверостишии:
ПрекрАсно в нАс влюблЕнное винО
и дОбрый хлЕб, что в пЕчь для нАс садИться,
и жЕнщина, котОрою данО,
СпервА измУчившись, нАм насладИться.
Выделим в строках стопы:
Представим стопы строк схематически, выделив сверхсхемное ударение в местоимении «нАм» знаком плюс «+»:
Ключевой строкой, позволяющей определить стихотворный размер, является вторая строка. Размер стихотворения: 5-ти стопный ямб: 10/11слогов; рифмовка перекрёстная: м/ж.
Моя мечта надменна и проста:
Схватить весло, поставить ногу в стремя
И обмануть медлительное время,
Всегда лобзая новые уста;
Расставим ударения в четверостишии:
МоЯ мечтА надмЕнна и простА:
СхватИть веслО, постАвить нОгу в стрЕмя
и обманУть медлИтельное врЕмя,
ВсегдА лобзАя нОвые устА;
Выделим в строках стопы:
Во всех строках, кроме второй, фигурируют безударные стопы. Именно эта строка и является ключевой. Размер стихотворения: 5-ти стопный ямб: 10/11/11/10 слогов; рифмовка кольцевая: м/ж/ж/м.
Встречаются стихи и с более длинными строками:
Осенний вечер был. Под звук дождя стеклянный
Решал все тот же я – мучительный вопрос,
Когда в мой кабинет, огромный и туманный,
Вошел тот джентльмен. За ним – лохматый пес.
Расставим ударения в четверостишии:
осЕнний вЕчер бЫл. Под звУк дождЯ стеклЯнный
РешАл всЕ тОт же Я – мучИтельный вопрОс,
КогдА в мой кабинЕт, огрОмный и тумАнный,
ВошЕл тОт джЕнтльмен. За ним – лохмАтый пЕс.
Выделим в строках стопы:
Представим стопы четверостишия схематически, выделив сверхсхемные ударения в частице «всЕ» и в местоимениях «тОт» знаками плюс «+»:
Первая строка стихотворения является ключевой для определения его размера. Размер стихотворения: 6-ти стопный ямб: 13/12 слогов; рифмовка перекрёстная: ж/м. Попутно заметим, что с учётом того, что местоименное прилагательное «тот» упоминается и в четвёртой строке, во второй строке было бы целесообразно вместо словосочетания «все тот же» поставить наречие, поясняющее, как решался вопрос. Например: «Решал упорно (или бесплодно) я мучительный вопрос».
3. Если в строках одинаковое число стоп и рифма одного вида, мужская,женская или дактилическая, то ямб становится равносложным:
Вверху одна
Горит звезда;
Мой взор она
Манит всегда;
Расставим ударения в четверостишии:
ВверхУ однА
ГорИт звездА;
Мой взОр онА
МанИт всегдА;
Выделим в строках стопы:
Представим стопы двустишия схематически:
Все строки являются ключевыми, представляющими собой идеальный ямб. Размер стихотворения: двустопный ямб, 4/4 слога; рифмовка перекрёстная: М/м.
По ветви нижние леса
В зеленой потонули ржи,
Семьею новой в небеса
Ныряют резвые стрижи.
Расставим ударения в четверостишии:
По вЕтви нИжние лесА
В зелЕной потонУли ржИ,
СемьЕю нОвой в небесА
НырЯют рЕзвые стрижИ.
Выделим в строках стопы:
Представим стопы строк схематически:
Во всех строках четверостишия фигурируют безударные стопы. Но расположение схемных ударений в строках позволяет безошибочно определить стихотворный размер. Размер стихотворения: 4-х стопный ямб: 8/8 слогов; рифмовка перекрёстная: М/м.
В час моего ночного бреда
Ты возникаешь пред глазами –
Самофракийская Победа
С простертыми вперед руками.
Расставим ударения в четверостишии:
В чАс моегО ночнОго брЕда
ТЫ возникАешь пред глазАми –
СамофракИйская ПобЕда
С простЕртыми вперЕд рукАми.
Выделим в строках стопы:
Представим стопы строк схематически, выделив сверхсхемные ударения в существительном «чАс» и в местоимении «ТЫ» знаками плюс «+»:
Невзирая на наличие сверхсхемных ударений и безударных стоп, схемные ударения приходятся на вторые слоги стоп, что характерно для ямба. Размер стихотворения: 4-х стопный ямб: 9/9 слогов; рифмовка перекрёстная: Ж/ж.
Расставим ударения в четверостишии:
Выделим в строках стопы:
Представим стопы строк схематически:
Несмотря на наличие в строках безударных стоп, размер очевиден: 7-ми стопный ямб: 14/14 слогов; рифмовка смежная: М/м.
Равносложный ямб может сочетаться с дактилическими рифмами:
3.5. Н. Крандиевская-Толстая
Идут по улице дружинницы
В противогазах, и у хобота
У каждой, как у именинницы,
Сирени веточка приколота.
Расставим ударения в четверостишии:
идУт по Улице дружИнницы
В противогАзах, и у хОбота
у кАждой, как у именИнницы,
СирЕни вЕточка прикОлота.
Выделим в строках стопы:
Представим стопы строк схематически:
Во всех строках безударные стопы стоят не только в конце строк, что определяется дактилическими рифмами, но и в середине строк, и даже в начале второй строки. Наименьшее количество безударных стоп в первой и последней строках. Именно эти строки и позволяют идентифицировать стихотворный размер как ямб.
Размер стихотворения: 5-ти стопный ямб: 10/10 слогов; рифмовка перекрёстная: Дактилич./дактилич.
4. Стихи могут быть написаны и разностопным ямбом:
Все призрак, суета,
Все дрянь и гадость;
Стакан и красота –
Вот жизни радость.
Расставим ударения в четверостишии:
ВсЕ прИзрак, суетА,
ВсЕ дрЯнь и гАдость;
СтакАн и красотА –
Вот жИзни рАдость.
Выделим в строках стопы:
Все прИ – зрак, су – етА,
Все дрЯнь – и гА – дость;
СтакАн – и кра – сотА –
Вот жИз – ни рА – дость.
Представим стопы четверостишия схематически, выделив сверхсхемные ударения в местоимениях «Всё» знаками плюс «+»:
В нечётных строках четверостишия по 3 стопы, причём средние стопы безударные. В чётных строках только по две стопы, поскольку третья стопа представлена одним безударным слогом, который в зачёт стопы не идёт. Ключевой строкой, позволяющей безошибочно определить размер, является четвёртая строка. Размер стихотворения: 3-х стопный/двустопный ямб: 6/5 слогов; рифмовка перекрёстная: м/ж.
Мою звезду я знаю, знаю,
И мой бокал
Я наливаю, наливаю,
Как наливал.
Расставим ударения в четверостишии:
Выделим в строках стопы:
Представим стопы строк схематически, выделив сверхсхемные ударения в местоимениях «Я» знаком плюс «+»:
Для определения стихотворного размера необходимо сосредоточиться на расположении схемных ударений. В первой строке схемные ударения приходятся точно на чётные слоги. Итак, размер стихотворения: 4-х стопный/двустопный ямб: 9 слогов/4 слога; рифмовка перекрёстная: ж/м.
4.3. Р. Бёрнс (перевод С. Маршака)
О Тибби, ты была горда
И важный свой поклон
Тем не дарила никогда,
Кто в бедности рожден.
Расставим ударения в четверостишии:
о ТИбби, тЫ былА гордА
и вАжный свой поклОн
ТЕм не дарИла никогдА,
КтО в бЕдности рождЕн.
Выделим в строках стопы:
Представим стопы строк схематически, выделив сверхсхемные ударения в местоимениях «ТЕм» и «КтО» знаками плюс «+»:
Ключевой строкой, позволяющей идентифицировать стихотворный размер, является первая строка. Размер стихотворения: 4-х/3-х стопный ямб: 8/6 слогов; рифмовка перекрёстная: М/м.
4.4. Р. Бёрнс (перевод С. Маршака)
Любовь и бедность навсегда
Меня поймали в сети.
По мне и бедность не беда,
Не будь любви на свете.
Расставим ударения в четверостишии:
ЛюбОвь и бЕдность навсегдА
МенЯ поймАли в сЕти.
По мнЕ и бЕдность не бедА,
Не бУдь любвИ на свЕте.
Выделим в строках стопы:
Представим стопы строк схематически:
В нечётных строках присутствует по одной безударной стопе. Чётные строки представляют собой идеальный ямб. В целом стихотворный размер определяется как разностопный ямб. Размер стихотворения: 4-х/3-х стопный ямб: 8/7 слогов; рифмовка перекрёстная: м/ж.
Прощай отчизна непогоды,
Печальная страна,
Где, дочь любимая природы,
Безжизненна весна;
Расставим ударения в четверостишии:
ПрощАй отчИзна непогОды,
ПечАльная странА,
ГдЕ, дОчь любИмая прирОды,
БезжИзненна веснА;
Выделим в строках стопы:
Представим стопы строк схематически, выделив сверхсхемное ударение в наречии места «ГдЕ» знаком плюс «+»:
Несмотря на наличие безударных стоп, видно, что в первой строке четыре стопы ямба, а во второй – три. Размер стихотворения: 4-х/3-х стопный ямб: 9/6 слогов; рифмовка перекрёстная: ж/м.
Сквозь серый дым от краю и до краю
Багряный свет
Зовет, зовет к неслыханному раю,
Но рая нет.
Расставим ударения в четверостишии:
Сквозь сЕрый дЫм от крАю и до крАю
БагрЯный свЕт
ЗовЕт, зовЕт к неслЫханному рАю,
Но рАя нЕт.
Выделим в строках стопы:
Представим стопы строк схематически:
Безударные стопы в нечётных строках не мешают определить стихотворный размер. Размер стихотворения: 5-ти стопный/двустопный ямб: 11/4 слога; рифмовка перекрёстная: ж/м.
ЖИЗНЬ МОЕГО ПРИЯТЕЛЯ
1
Весь день – как день: трудов исполнен малых
И мелочных забот.
Их вереница мимо глаз усталых
Ненужно проплывет.
Расставим ударения в четверостишии:
ВЕсь дЕнь – как дЕнь: трудОв испОлнен мАлых
и мЕлочных забОт.
их веренИца мИмо глАз устАлых
НенУжно проплывЕт.
Выделим в строках стопы:
Представим стопы строк схематически,выделив сверхсхемное ударение в местоимении «ВЕсь» знаком плюс «+» :
Несмотря на сверхсхемное ударение и безударные стопы, разностопный ямб определяется однозначно. Размер стихотворения: 5-ти стопный/3-х стопный ямб: 11/6 слогов; рифмовка перекрёстная: ж/м.
К разностопному ямбу приводит и разница в длине нечётных и чётных строк всего на один слог.
И вот сентябрь! Замедля свой восход,
Сияньем хладным солнце блещет,
И луч его в зерцале зыбком вод
Неверным золотом трепещет.
Расставим ударения в четверостишии:
и вот сентЯбрь! ЗамЕдля свой восхОд,
СиЯньем хлАдным сОлнце блЕщет,
и лУч егО в зерцАле зЫбком вОд
НевЕрным зОлотом трепЕщет.
Выделим в строках стопы:
Представим стопы строк схематически:
Вторая и третья строки являются ключевыми. Размер четверостишия: 5-ти стопный/4-х стопный ямб: 10/9 слогов; рифмовка перекрёстная: м/ж.
Примечание. Грамматически правильная форма деепричастия от глагола «замедлить» – «замедлив», а от глагола «замедлять» – «замедляя».
Меньшее число стоп и, соответственно слогов, может быть и в нечетных строках.
Завыла буря; хлябь морская
Клокочет и ревет, и черные валы
Идут, до неба восставая,
Бьют, гневно пеняся, в прибрежные скалы;
Расставим ударения в четверостишии:
ЗавЫла бУря; хлЯбь морскАя
КлокОчет и ревЕт, и чЕрные валЫ
идУт, до нЕба восставАя,
БьЮт, гнЕвно пЕняся, в прибрЕжные скалЫ.
Выделим в строках стопы:
Представим стопы строк схематически, выделив сверхсхемное ударение в глаголе «БьЮт» знаком плюс «+»:
К разностопному ямбу приводит и использование дактилической рифмы в двух строках четверостишия:
Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
Повеяла крылом.
Расставим ударения в четверостишии:
уж вЕрба всЯ пушИстая
РаскИнулась кругОм;
опЯть веснА душИстая
ПовЕяла крылОм
Выделим в строках стопы:
Представим стопы строк схематически:
Нечётные строки с дактилической рифмой оканчиваются безударными стопами, чётные строки содержат безударные стопы в середине. В целом же видно, что четверостишие написано разностопным ямбом. Размер стихотворения: 4-х/3-х стопный ямб: 8/6 слогов; рифмовка перекрёстная: дактилич./м.
4.11. Н. Крандиевская-Толстая
А муза не шагает в ногу, –
Как в сказке, своевольной дурочкой
Идет на похороны с дудочкой,
На свадьбе – плачет у порога.
Расставим ударения в четверостишии:
а мУза не шагАет в нОгу, –
Как в скАзке, своевОльной дУрочкой
ИдЕт на пОхороны с дУдочкой,
На свАдьбе – плАчет у порОга.
Выделим в строках стопы:
Представим стопы строк схематически:
Несмотря на наличие безударных стоп во всех строках, стихотворный размер определяется по расположению схемных ударений, приходящихся на вторые слоги стоп. Размер стихотворения: 4-х стопный/5-ти стопный ямб: 9/10/10/9 слогов; рифмовка кольцевая: ж/дактилич./дактилич./ж.
4.12. Н. Крандиевская-Толстая
Проходят мимо неприявшие,
Не узнают лица в крови.
Россия, где ж они, кричавшие
О милосердии любви?
Расставим ударения в четверостишии:
ПрохОдят мИмо неприЯвшие,
Не узнаЮт лицА в кровИ.
РоссИя, гдЕ ж онИ, кричАвшие
о милосЕрдии любвИ?
Выделим в строках стопы:
Представим стопы строк схематически:
Несмотря на наличие безударных стоп, вторая и третья строки указывают на разностопный ямб четверостишия. Размер стихотворения: 5-ти стопный/4-х стопный ямб: 10/8 слогов; рифмовка перекрёстная: дактилич./м.
Я вежлив с жизнью современною,
Но между нами есть преграда,
Все, что смешит ее, надменную,
Моя единая отрада.
Расставим ударения в четверостишии:
Я вЕжлив с жИзнью совремЕнною,
Но мЕжду нАми Есть прегрАда,
ВсЕ, что смешИт еЕ, надмЕнную,
МоЯ едИная отрАда.
Выделим в строках стопы:
Представим стопы строк схематически, выделив сверхсхемные ударения в местоимениях «Я» и «ВсЕ» знаками плюс «+»:
Ключевой строкой является вторая. Размер стихотворения: 5-ти стопный/4-х стопный ямб: 10/9 слогов; рифмовка перекрёстная: дактилич./ж.
5. Ямбом могут быть написаны не только двустишия и четверостишия, но и самые разнообразные строфы.
5.1. Р. Бёрнс (перевод С. Маршака)
Мой друг – лукавый ловкий вор,
Не воровал ты до сих пор.
Зато сердца твой быстрый взор
Умеет красть.
Перед тобой любой затвор
Готов упасть.
Расставим ударения в шестистишии:
Мой дрУг – лукАвый лОвкий вОр,
Не воровАл тЫ дО сих пОр.
ЗатО сердцА твой бЫстрый взОр
умЕет крАсть.
ПерЕд тобОй любОй затвОр
ГотОв упАсть.
Выделим в строках стопы:
Представим стопы строк схематически, выделив сверхсхемное ударение в местоимении «тЫ» знаком плюс «+», учитывая, что в словосочетании «до сих» ударение падает на предлог «дО»:
Все строки, кроме второй, являют собой идеальный ямб и позволяют разобраться с размером шестистишия. Первые две строки шестистишия написаны 4-х стопным ямбом с использованием смежной мужской рифмы. В следующих четырёх строках 4-х стопный ямб чередуется с двустопным, рифма по-прежнему мужская, но перекрёстная.
5.2. Р. Бёрнс (перевод С. Маршака)
МОЛИТВА СВЯТОШИ ВИЛЛИ
О, ты, не знающий преград!
Ты шлешь своих любезных чад –
В рай одного, а десять в ад,
Отнюдь не глядя
На то, кто прав, кто виноват,
А славы ради.
Расставим ударения в шестистишии:
О, тЫ, не знАющий прегрАд!
ТЫ шлЕшь своИх любЕзных чАд –
В рАй одногО, а дЕсять в Ад,
отнЮдь не глЯдя
На тО, ктО прАв, ктО виновАт,
а слАвы рАди.
Выделим в строках стопы:
Представим стопы строк схематически, выделив сверхсхемные ударения в местоимениях «ТЫ», «ктО», в существительном «рАй» знаками плюс «+»:
Анализ расположения схемных ударений в первой, второй, третьей и пятой строках показывает, что эти строки написаны 4-х стопным ямбом и имеют общую мужскую рифму. Что касается оставшихся двух строк, то схема убедительно показывает, что четвертая и шестая строки написаны идеальным двустопным ямбом и связаны женской рифмой.
5.3. Р. Бёрнс (перевод С. Маршака)
СТРОЧКИ О ВОЙНЕ И ЛЮБВИ
Прикрытый лаврами разбой,
И сухопутный и морской,
Не стоит славословья.
Готов я кровь отдать свою
В том жизнетворческом бою,
Что мы зовем любовью.
Расставим ударения в шестистишии:
ПрикрЫтый лАврами разбОй,
и сухопУтный и морскОй,
Не стОит славослОвья.
ГотОв Я крОвь отдАть своЮ
В тОм жизнетвОрческом боЮ,
Что мЫ зовЕм любОвью.
Выделим в строках стопы:
Представим стопы строк схематически, выделив сверхсхемные ударения в местоимениях «Я» и «ТЫ» знаками плюс «+»:
Большинство строк изобилует безударными стопами и сверхсхемными ударениями, лишь последняя строка являет собой идеальный трёхстопный ямб. Отталкиваясь от неё, приходим к выводу, что размер строфы: 4-х/4-х/3-х стопный ямб: 8/8/7 слогов; рифма мужская и смежная для первой и второй, и отдельно для четвёртой и пятой строк. Третья и шестая строка связаны женской рифмой.
5.4. Р. Бёрнс (перевод С. Маршака)
Когда на город ляжет тень,
И кончится базарный день,
И продавцы бегут, задвинув
Засовом двери магазинов,
И нас кивком сосед зовет
Стряхнуть ярмо дневных забот,
Расставим ударения в шестистишии:
КогдА на гОрод лЯжет тЕнь,
и кОнчится базАрный дЕнь,
и продавцЫ бегУт, задвИнув
ЗасОвом двЕри магазИнов,
и нАс кивкОм сосЕд зовЕт
СтряхнУть ярмО дневнЫх забОт, –
Выделим в строках стопы:
Представим стопы строк схематически:
Во второй, третьей и четвёртой строках содержится по одной безударной стопе. Ключевыми строками являются первая, пятая и шестая. Размер шестистишия: 4-х стопный ямб со смежной рифмовкой строк, но пары первых и последних строк, содержащие по 8 слогов, связаны мужскими рифмами, а средние строки, состоящие из 9 слогов каждая – женской рифмой.
5.5. Н. Крандиевская-Толстая
Ты думал: чингисханова печать
Сковала дух воинственный народа,
Иль заручилась Русь повелевать?
На заблуждения такого рода
Огнем орудий надо отвечать.
Расставим ударения в четверостишии:
ТЫ дУмал: чингисхАнова печАть
СковАла дУх воИнственный нарОда,
иль заручИлась РУсь повелевАть?
На заблуждЕния такОго рОда
ОгнЕм орУдий нАдо отвечАть.
Выделим в строках стопы:
Представим стопы строк схематически, выделив сверхсхемное ударение в местоимении «ТЫ» знаком плюс «+»:
Анализируя схему пятистишия в целом, приходим к выводу, что оно написано 5-ти стопным ямбом. В нечётных строках по 10 слогов и мужская рифма, в чётных же строках по 11 слогов и женская рифма.
В разнообразных строфах может использоваться разностопный ямб в сочетании с дактилической рифмой.
5.6. Н. Крандиевская-Толстая
Не голубые голуби
Спускаются на проруби
Второго Иордана, –
Слетает вниз метелица,
Колючим вихрем стелется,
Свивает венчик льдяный.
Расставим ударения в трёхстишиях:
Не голубЫе гОлуби
СпускАются на прОруби
ВторОго иордАна, –
СлетАет внИз метЕлица,
КолЮчим вИхрем стЕлется,
СвивАет вЕнчик льдЯный.
Выделим в строках стопы:
Представим стопы строк схематически:
Ключевым трёхстишием, позволяющем определить стихотворный размер является второе трехстишие. Первые две строки в трехстишиях написаны 4-х стопным ямбом (8 слогов); рифмовка этих строк смежная, рифма дактилическая. Третьи строки трёхстиший написаны 3-х стопным ямбом (7 слогов) и связываются между собой женской рифмой.
6. Отличие ямба от хорея. Характеризуя Евгения Онегина, А. С. Пушкин в частности писал:
Высокой страсти не имея
Для звуков жизни не щадить,
Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить.
Известно, что «Евгений Онегин» написан 4-х стопным ямбом. Убедимся в этом, расставив ударения в четверостишии:
ВысОкой стрАсти не имЕя
Для звУков жИзни не щадИть,
Не мОг Он Ямба от хорЕя,
Как мЫ ни бИлись, отличИть.
Выделим в строках стопы:
Представим стопы строк схематически,выделив сверхсхемное ударение в местоимении «Он» знаком плюс «+» :
Анализируя расположение схемных ударений в строках четверостишия в целом, приходим к выводу, что оно написано 4-х стопным ямбом: 9/8 слогов; рифмовка перекрёстная: ж/м.При этом во второй и четвёртой строках мужская рифма, т.е. окончания глаголов «щадить», «отличить» являются 8-ми слогами этих строк. Итак, в ямбе мужская рифма приходится на чётные слоги строк.
В хорее мужская рифма приходится на нечётные слоги строк.
Напомним стихотворение Н. Гумилёва, рассмотренное в первом занятии:
Только глянет сквозь утесы
Королевский старый форт,
Как веселые матросы
Поспешат в знакомый порт.
Расставим ударения в четверостишии:
ТОлько глЯнет сквозь утЕсы
КоролЕвский стАрый фОрт,
Как весЕлые матрОсы
ПоспешАт в знакОмый пОрт.
Выделим в строках стопы:
Представим строки четверостишия схематически:
Размер стихотворения: 4-х стопный хорей: 8/7 слогов; рифмовка перекрёстная: ж/м. Связывая вторую и четвёртую строки, мужские рифмы (форт – порт) приходятся на нечётные седьмые строки этих строк.
7. Задания для самостоятельной проработки
Во всех заданиях необходимо расставить ударения в словах, выделить стопы в строках, представить строки схематически, найти ключевую строку (строки) и определить размер стихотворения. Решения заданий можно отражать в рецензиях на данное занятие или в личных сообщениях.
Земля живет, как мы:
Смеётся и ликует.
Оттаяв от зимы,
Весенний лес ликует. С. 54.
Там, на море Охотском,
есть город Магадан,
что нам, первопроходцам,
судьбой навеки дан. С. 152.
В пятидесятых рождены,
Войны не знали мы, и все же
В какой-то мере все мы тоже
Вернувшиеся с той войны. С. 57.
Я спал в зеленой колыбели
У птичьей песни на краю,
Когда военные метели
Закрыли Родину мою. С. 61.
Жарки, жарки, какой прекрасный дар
в холодных росах пламенем налиться,
и вызвать в зарослях травы пожар,
и отраженным светом пасть на лица. С. 160.
Есть сладостная тайна в человеке –
Любить костра вечернего уют,
Варить уху и тихо слушать реки:
Они, как птицы, по ночам поют. С. 14.
Я знаю лучших пахарей по имени.
Взгляну на поле рано поутру,
А борозды лежат на белом инее
И светятся, как чернь по серебру. С. 25.
Облюбовал себе местечко:
Направо – тоненькая речка,
В стожках душистая солома…
Старушка мирно ждет парома… С. 66.
Они во мне звучат едва-едва,
Старинные, забытые слова:
Долонь, десница, выя, рамена, –
Как некогда, в иные времена. С. 165.
Я – дерево, растущее на крыше.
Я слабосильнее, кривее, ниже
Обыкновенных, истинных. Они же
Мнят, будто я – надменнее и выше. С. 20.
Луна Бристольского залива в сентябре.
Теплы глаза ее на ясном серебре.
Светло сквозь радуги туманное кольцо
Ее прекрасное и грустное лицо. С. 133.
Я ночью распахнул окно –
И стал себе не рад:
Как было пусто и темно
Меж городских громад. С. 189.
Меня убили наповал.
Условно. При атаке.
Я в луговой траве лежал,
Жевал цветы и злаки. С. 98.
В холодной камере хранения,
средь чемоданов и тревог,
я спал. И странное видение
ко мне пристроилось у ног. С. 86.
В зеленом озере зеленая вода,
Стоящая под небом вертикально,
Всплеснет звездой зеленой иногда
И вновь стоит, дремотна и зеркальна. С. 157.
По эскалатору метро взлетали лица,
И было каждое, как голубица, С. 199.