Что такое шесхарис в новороссийске
Шесхарис
Смотреть что такое «Шесхарис» в других словарях:
Новороссийский троллейбус — Троллейбусная система Страна … Википедия
Новороссийский автобус — Автобусная система Страна … Википедия
Новороссийский морской порт — Торговый и пассажирский морской порт Новороссийский морской порт … Википедия
Новороссийский морской торговый порт — ОАО «Новороссийский морской торговый порт» Тип Открытое акционерное общество Листинг на бирже LSE: NCSP … Википедия
НМТП — ОАО «Новороссийский морской торговый порт» Ключевые фигуры Александр Пономаренко (председатель совета директоров) Тип Открытое акционерное общество Расположение … Википедия
Развитие железных дорог России — Согласно Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации от 17 февраля 2008 к 2030 году в России планируется построить следующие участки железных дорог:[1],[2] Развитие сети железных дорог России Наименование объекта… … Википедия
Новороссийский морской торговый порт (компания) — ОАО «Новороссийский морской торговый порт» Тип Открытое акционерное общество Листинг на бирже LSE: NCSP … Википедия
ТОРГОВЫЙ ПОРТ — транспортный узел, предназначенный для перевалки грузов и пересадки пассажиров с водного транспорта на сухопутный и обратно. Хотя большин ство крупных торговых портов являются портами общего назначе ния, за последнее время получили развитие и… … Морской энциклопедический справочник
Все о Шесхарисе – районе Новороссийска: плюсы и минусы жизни, стоимость жилья, фото, видео, отзывы
| | |
Звучным названием «Шесхарис» именуется один из микрорайонов Новороссийска – часть Восточного района. Микрорайон промышленный, рабочий. Через него ежедневно проходит большой трафик автотранспорта. Подавляющая часть представлена частным сектором.
Шесхарис – общие сведения, границы
Шесхарис относится к Восточному району Новороссийска. Находится у подножия гор, на северном берегу Цемесской бухты.
Шесхарис протягивается вдоль Сухумского шоссе, захватывая прилегающие территории, примерно от улицы Щелевой до Сухумского шоссе 13 ущелья.
Микрорайон почти весь состоит из частных домов, многоквартирных – самый минимум.
В Шесхарисе есть 1 школа и 1 детсад, совсем немного продуктовых магазинов, аптек. На территории микрорайона расположены военно-морская база, нефтеналивной и сухогрузный порт, цементные заводы. Из Шесхариса есть дорога, ведущая в горы на Маркотхский хребет.
Самые важные и известные улицы
Самые крупные и известные улицы Шесхариса – Сухумское шоссе, Щелевая, Красноцементная, Водная, Кузнецова, Пенайская, Волочаевская, Лозовая, Студеникиных, Косоногова, Наклонный, Ильский, Кабардинский, Геленджикский, Литейный, Механический переулки, Шесхарис (улица).
История
23 марта 1977 года был основан Ленинский район Новороссийска, который позднее, в 1994 году, переименовали в Восточный.
В конце XIX – начале XX века на территории нынешнего Шесхариса обеспеченные жители начали строить дачи, на склоне стали возделывать виноградники. Долгое время Шесхарис не входил в границы Новороссийска.
Сейчас же это промышленная зона, где находятся нефтеналивной терминал, сухогрузный порт, цементные заводы.
В переводе с адыгейского Шесхарис переводится как «дозор» или «сидящий на лошади».
Экология
Восточная часть города знаменита обилием промышленных предприятий, заводов. Там находится крупный морской торговый порт, проходит железная дорога, курсирует огромный поток автомобилей (как грузовых, так и легковых). Эти факторы являются причинами загрязнения атмосферы, что неблагоприятно сказывается на экологии Шесхариса и всего района.
К тому же, воздушные потоки норд-оста – знаменитого новороссийского северо-восточного ветра, переносят летучие вредные вещества на другую сторону бухты, влияя на экологию и остальных районов Новороссийска.
Зелени здесь немного, есть парк и сквер, рядом горы с деревьями, кустарниками, травами.
Транспорт
Из транспорта ходят и маршрутки, и автобус, и троллейбус. Но их немного. Местные жители обычно знают расписание и подстраиваются.
Остановки расположены вдоль Сухумского шоссе. Кто живет рядом, тем удобно. Но есть дома, удаленные от дороги, таким жителям приходится идти пешком около 5–10 минут.
Стоимость жилья
Жилых многоквартирных домов очень мало и предложений по продаже и аренде тоже.
Купить 1-к. квартиру со стандартным ремонтом можно от 1 млн рублей, 2-к. – от 1,5 млн руб., 3-к. – от 2 млн руб. Хороший ремонт обойдется дополнительно в 0,5–1 млн руб.
Готовые дома стоят от 1,5 млн руб. за небольшой домик, пригодный для проживания. Земельные участки стоят 200–500 тыс. руб. за сотку. На цену влияет общее состояние дома, площадь участка и дома, удаленность от благ.
Съемные 1-к. квартиры со стандартным ремонтом стоят от 10 тысяч руб. в месяц плюс коммуналка, 2-к. квартиры – от 12 тысяч руб., 3-к. квартиры – от 15 тысяч руб. Но предложений не так уже и много, бывает, что вообще нет.
Отдых и развлечения
Мест отдыха и развлечений в Шесхарисе мало: есть шашлычная, спортбар, развлекательный центр.
Прогуляться на свежем воздухе можно в парке им. Ленинского Комсомола (парк «Восточный»), парке им. Маркса, у подножия гор. Есть пляж «Шесхарис», но купаются в море немногие – из-за близости промышленных сооружений он не вызывает доверия в плане экологии. Есть смотровая площадка с панорамным видом на бухту.
Неподалеку расположены памятники, можно посетить их, узнать историю, дополнив свои знания об истории города.
Продовольственные магазины, аптеки имеются, но крайне мало. В соседнем микрорайоне есть Мефодиевский рынок.
Полиция и суды
Участковый пункт полиции есть на Литейном переулке, 38.
Шесхарис обслуживается отделом полиции Восточного района на Пролетарской, 12.
Учебные заведения
Учебные заведения Шесхариса:
В Восточном районе есть еще 5 школ, гимназия, 7 детсадов, ВУЗ, техникум, 2 спортшколы, школа искусств, музыкальная школа.
Медучреждения
Государственные медучреждения, расположенные в Шесхарисе:
·Противотуберкулезный диспансер № 23.
Шесхарис обслуживают следующие городские бюджетные медучреждения – Детская поликлиника № 2, Поликлиника № 3 (детская и взрослая), Взрослая поликлиника № 2, Женская консультация (Южный район).
На территории Восточного района есть железнодорожная больница, больница моряков, краевой наркодиспансер, центр соцадаптации, частные клиники, лаборатории, стоматологии.
Администрация
Контакты администрации Восточного района:
Адрес: г. Новороссийск, ул. Сакко и Ванцетти, 9.
Телефон: +7 (8617) 26-56-35.
Электронная почта: avvr@mo-novorossiysk.ru
График работы администрации: пн-пт с 09:00 до 18:00, обед с 13:00 до 14:00.
Глава администрации Восточного внутригородского района: Михайловская Наталья Владимировна. Принимает по четвергам с 14:00 по предварительной записи.
Плюсы проживания в Шесхарисе
К проживанию в Шесхарисе привлекают следующие преимущества:
·наличие частного сектора;
·дешевое жилье (покупка, аренда);
·близкое расположение промышленных предприятий, заводов, порта, нефтебазы, ж/д станции – плюс для тех, кто там работает.
Минусы проживания в Шесхарисе
Местные жители негативно отзываются об экологической ситуации, недовольны удаленностью от «цивилизации».
Через Шесхарис ходит много крупногабаритного и легкового транспорта, что загрязняет атмосферу, создает шум.
В Шесхарисе и поблизости сосредоточено большое количество заводов, промышленных предприятий, рядом порт, железная дорога, нефтебаза.
Северо-восточный ветер, спускаясь с гор, особенно сильно задувает в Восточном районе города, там и холоднее, бывает обледенение дорог.
Мало мест для прогулок, развлечений. Мало магазинов, парикмахерских и т. п.
Что такое шесхарис в новороссийске
Посёлок Шесхарис.
По дороге от Новороссийска в сторону Геленджика, в районе грузового морского порта, расположился посёлок Шесхарис, его можно смело считать самой восточной частью города Новороссийск. Этот посёлок находится вдоль трассы М-4 «ДОН», которая идёт до города Москвы через Краснодар Ростов-на-Дону и Воронеж, дорога в посёлке называется Сухумское шоссе. Название посёлка Шесхарис с адыгейского языка переводится как: сидящий на лошади. На территории посёлка располагается Новороссийская военно-морская база, поэтому кое, где пройти не получится. Из посёлка поднимается дорога в горы на Маркхотский хребет, с другой стороны хребта есть станция железной дороги Грушевая, которая является конечным пунктом этой ветки соединяющаяся с сетью железных дорог России. Далее дорога, петляя в горах, доходит до тупикового посёлка Афонка.
На склонах Маркхотского хребта ведутся цементные разработки карьеров. В принципе за базой технического обслуживания военно-морского флота, есть песчаный пляж, которые местные жители называют: Барбарина. Желающие отдохнуть в посёлке Шесхарис могут остановиться в гостиницах или в частном секторе посёлка. Следует учитывать, что возводимая новая дорога трассы М-4 проходит совсем рядом. Плюсов отдыха здесь не так много, но их можно перечислить:
Лучший отдых – это тот отдых, который вы себе можете позволить, не место красит человека, а человек место. Посёлок Шесхарис подойдёт путешествующим по побережью автомобилистам, которые любят исследовать и отдыхать на разных пляжах Черноморского побережья Кавказа.
«Шесхарис»: 55 лет успешной работы на основе прогрессивных решений
В 2019-м отмечается 55-летие с момента ввода в эксплуатацию нефтебазы «Шесхарис». Это красивая юбилейная дата: как будто сама жизнь ставит пятерки Перевалочному комплексу «Шесхарис», крупнейшему в Европе. АО «Черномортранснефть» – дочернее общество ПАО «Транснефть», в структуру которого входит ПК «Шесхарис», – предлагает небольшой экскурс в историю становления комплекса. Чем был ознаменован далекий 1964 год? Что представляет собой ПК «Шесхарис» сегодня и каковы перспективы его развития?
Знаменательные страницы истории
Новороссийск стал крупным портом по перевалке нефти на экспорт еще в конце XIX века благодаря своему выгодному географическому положению и благоприятным климатическим условиям. Удобная незамерзающая бухта, наличие развитой инфраструктуры, близость к месторождениям нефти юга России и Кавказа и к центру Европы – неудивительно, что здесь развернули деятельность своих предприятий знаменитые братья Нобель и Ротшильды. Именно нефтяные склады братьев Нобель считаются предтечами крупнейшего перевалочного комплекса Европы.
В советские годы значение экспорта нефти для государства было велико – однако в тяжелые годы войны существовавшая здесь нефтебаза, как и другие предприятия города, оказалась разрушена полностью. Новороссийск тогда включили в число 15 старейших русских городов, подлежащих первоочередному восстановлению. А после того как в 1950-е годы объемы добычи и экспорта нефти резко возросли, было принято решение о строительстве крупного нефтеперевалочного комплекса, призванного сохранить за Новороссийском статус важнейшего экспортного нефтяного порта в условиях стремительного развития нефтегазовой промышленности.
Проектирование перевалочного комплекса началось в 1960 году, причем проект находился на личном контроле Никиты Хрущёва.
В 1964-м гигантская стройка на берегу Цемесской бухты по возведению самого крупного в Европе нефтетерминала подошла к очередному рубежу: была создана нефтебаза, названная «Шесхарис» по аналогии с одноименным мысом. Здесь, на территории с отметки 100 метров над уровнем моря до 40 метров, был построен резервуарный парк емкостью 99 тыс. кубометров.
Важной исторической вехой стало 19 октября 1964 года – день, когда у причала № 4 был загружен первый танкер «Лихославль», направлявшийся в Италию. Постепенно нефтебаза «Шесхарис» превратилась в крупнейшую экспортную базу России с перевалкой более 50 млн тонн нефти и нефтепродуктов в год, поставляемых в 23 страны мира.
Параллельно со строительством на Шесхарисе, еще в 1962 году, за Маркотхским хребтом в урочище Грушовая балка началось сооружение резервуарного парка и железнодорожных сливных эстакад. Одновременно строились автодорога через перевал и тоннель, где предусматривалась прокладка технологических трубопроводов и других коммуникаций, предназначенных для соединения двух объектов в единый производственный организм. Работы проводились в рамках второй очереди строительства комплекса новороссийских нефтебаз.
Путем непрерывного развития
Уже в 1960-е комплекс в Новороссийске стал крупнейшим в Европе и самым мощным в СССР по объемам перевалки.
На нефтебазе «Шесхарис» были применены новые технологии, прогрессивные проектные решения и оборудование. Так, значительно улучшили экологическое состояние Цемесской бухты введенные в эксплуатацию в 1966 году сооружения для очистки сточных производственных и балластных вод танкеров. Планомерно продолжалось наращивание производственных мощностей и эффективности предприятия. Примеров передовых решений можно назвать немало. Так, 1976 год ознаменовался постройкой сооружений для очистки балластных вод методом напорной флотации, а также заменой шлангующих устройств на причалах; в 1978 году специалисты ввели в эксплуатацию нефтепровод для налива судов напрямую из резервуарного парка нефтебазы «Грушовая». В том же году был построен глубоководный причал, введена в эксплуатацию система автоматизированного налива танкеров, налажен учет количества и качества отгружаемой нефти, все причалы оснащены шлангующими устройствами.
Важной датой в новейшей истории предприятия стал 2012-й – год объединения двух нефтебаз, «Шесхарис» и «Грушовой», в Перевалочный комплекс «Шесхарис».
– В настоящее время в рамках повышения надежности, безопасной эксплуатации и увеличения пропускной способности реализуется Комплексная программа реконструкции ПК «Шесхарис», в рамках которой будут применены новейшие технологии в области хранения и перевалки нефти и нефтепродуктов, – делится руководство предприятия.
Реконструкция Перевалочного комплекса «Шесхарис» поистине масштабная: работы по модернизации и техническому перевооружению, стартовавшие в 2012-м, планируется завершить в 2025 году.
19 октября 1964 года у причала № 4 был загружен первый танкер «Лихославль», направлявшийся в Италию
Перевалочный комплекс «Шесхарис» расположен в Новороссийске. Это конечная точка магистральных нефтепроводов ПАО «Транснефть» в Краснодарском крае, обеспечивающих транспортировку нефти месторождений Западной Сибири, Азербайджана, Казахстана. Для перевалки через порт Новороссийск нефть накапливается на промышленных площадках «Шесхарис» и «Грушовая», расположенных в 12 км друг от друга.
В настоящее время перевалочный комплекс «Шесхарис» включает резервуарный парк емкостью около 1,4 млн кубометров, технологический тоннель с трубопроводами через Маркхотский хребет протяженностью 3,3 км, технологические трубопроводы протяженностью 79,4 км, объекты вспомогательного назначения.
С момента погрузки первого танкера «Лихославль» в 1964 году на перевалочном комплексе «Шесхарис» отгружено более 1,5 млрд тонн углеводородного сырья.
Промышленная площадка «Шесхарис» (площадь 47 га) включает: южный портал технологических тоннелей, соединяющих между собой промплощадки «Грушовая» и «Шесхарис»; технологические трубопроводы общей протяженностью 15,4 км; 12 товарных резервуаров общей емкостью 108 тыс. м3; системы измерений количества и показателей качества нефти и нефтепродуктов; комплексную систему пожаротушения; крупнейшие в ПАО «Транснефть» очистные сооружения производительностью очистки 700 м3/ч; котельную и химико-аналитическую лабораторию.
Промышленная площадка «Грушовая» (площадь 213 га) включает 40 товарных резервуаров общей емкостью 1280 тыс. кубометров; технологические трубопроводы общей протяженностью 62 км; 3 железнодорожные эстакады; северный портал; комплексную систему пожаротушения; комплекс сооружений инженерной защиты объекта.
Производственные площадки «Грушовая» и «Шесхарис» соединены между собой технологическим тоннелем с нефтяными, нефтепродуктовыми и вспомогательными трубопроводами.
Сделано многое, немало предстоит сделать
В рамках реконструкции площадки «Грушовая» уже произведен демонтаж 42 резервуаров ЖБР-10000, на их месте построены 18 резервуаров РВС и 10 резервуаров РВСП-30000. Произведена реконструкция четырех резервуаров ЖБР-10000 и техническое перевооружение резервуара РВСПК-50000. В дальнейшем до 2020 года планируется построить еще 10 единиц резервуаров РВС-30000.
Заменены технологические трубопроводы с прокладкой основных технологических трубопроводов резервуарного парка в два коридора: полка подающих трубопроводов и лоток отдающих трубопроводов для нефти и нефтепродуктов. На сегодняшний день протяженность технологических трубопроводов оптимизирована и составляет 62 км.
Завершены работы по реконструкции берегоукрепления ручья Тоннельный с защитой русла, инженерно-технических средств охраны, защиты территории от лесных пожаров.
Введен в эксплуатацию новый цех технологического транспорта и специальной техники с автоматическим топливозаправочным пунктом. Участок ЦТТиСТ включает в себя здание АБК с теплой стоянкой на 9 единиц техники, административные и бытовые помещения для персонала, пост техобслуживания и ремонта, пост шиномонтажа, бесконтактную мойку автотранспорта, склад запасных частей, крытую холодную стоянку на 24 единицы техники с КТП и открытую стоянку с твердым покрытием на 30 единиц техники.
Проектирование перевалочного комплекса в Новороссийске началось в 1960 году на основании постановлений Советов министров СССР и РСФСР, датирующихся 1956, 1957 и 1959 годами. Строительство велось в рамках обширной программы по развитию нефтегазовой отрасли и увеличению экспорта нефти и находилось на личном контроле Никиты Хрущёва. На берегу Цемесской бухты у мыса Шесхарис на территории, начинающейся на уровне 100 метров над уровнем моря и спускающейся до 40 метров, был построен резервуарный парк емкостью 99 тыс. кубометров. Строительством руководил Николай Байбаков, по приказу Иосифа Сталина курировавший уничтожение скважин и нефтеперерабатывающих предприятий в Кавказском регионе в годы войны, а после руководивший восстановлением нефтяной промышленности региона. Масштабная стройка вдохновила писателя Владимира Монастырёва на целый ряд рассказов, а художника Григория Булгакова – на графические работы.
Также построен трехэтажный промышленно-бытовой комплекс с мастерскими, теплый склад и проведена реконструкция зданий АБК и СПЧ-46.
— В результате комплексной реконструкции площадки «Грушовая» товарная емкость резервуарного парка возрастет до 1,53 млн тонн. С учетом изменения конъюнктуры рынка резервуарный парк позволит расширить перечень продуктов перевалки – сможет принимать, хранить и отгружать нефть, мазут, дизельное топливо и бензин, – поясняют на предприятии.
Также выполнен целый ряд работ по реконструкции площадки «Шесхарис»: это реконструкция 4 ЖБР, строительство котельной, демонтаж 8 шламовых карт со строительством резервуаров-накопителей, инженерная защита автодороги Грушовая – Шесхарис с устройство защитных сооружений, реконструкция инженерно-технических средств охраны, 1-й этап технического перевооружения нефтепродуктовых СИКН. Выполнена оптимизация количества зданий и сооружений на площадке «Шесхарис», по итогам 27 зданий и сооружений демонтировали, было построено современное здание производственно-бытового корпуса и здание экоаналитической лаборатории с операторной очистных сооружений.
— На сегодняшний день в стадии реализации находятся объекты по комплексной реконструкции площадки «Шесхарис», системы пожаротушения, управления и автоматики, инженерной защиты, очистных сооружений, оборудование резервуаров ЖБР-10 000 системой пожаротушения, строительства здания пожарной части, реконструкции систем измерения и контроля качества нефти и нефтепродуктов, – делится планами руководство ПК «Шесхарис». – До 2025 года в рамках комплексной реконструкции площадки «Шесхарис» планируется выполнить разделение основных потоков нефти и нефтепродуктов, проходящих по территории площадки, путем изменения трасс прокладки технологических трубопроводов, что позволит оптимизировать технологическую схему комплекса и облегчить дальнейшее обслуживание данных трубопроводов. Плюс по окончанию реконструкции на площадке «Шесхарис» для учета нефти и нефтепродуктов будут функционировать 8 СИКН.
Источник: официальный сайт АО «Черномортранснефть»
(chernomor.transneft.ru)
Читайте далее:
«Шесхарис»: 55 лет успешной работы на основе прогрессивных решений
АО «Черномортранснефть»
Перевалочный Комплекс «Шесхарис»
Директор перевалочного комплекса «Шесхарис»
Комков Кирилл Владимирович
В настоящее время перевалочный комплекс «Шесхарис» включает резервуарный парк емкостью около 1,4 млн. м³, технологический тоннель с трубопроводами через Маркхотский хребет протяженностью 3,3 км, технологические трубопроводы протяженностью 79,4 км, объекты вспомогательного назначения.
По состоянию на январь 2018 года на перевалочном комплексе «Шесхарис» суммарно отгружено более 1,5 млрд. т углеводородного сырья с момента погрузки первого танкера «Лихославль» в 1964 году.
Промышленная площадка «Грушовая» располагается на площади 213 га и включает следующие основные объекты:
Площадка «Шесхарис» располагается на площади 47 га и включает в себя:
Технологический тоннель «Грушовая-Шесхарис»:
Производственные площадки «Грушовая» и «Шесхарис» соединены между собой технологическим тоннелем с нефтяными, нефтепродуктовыми и вспомогательными трубопроводами.
В 2015 году был сдан в эксплуатацию новый необслуживаемый технологический тоннель взамен старого, с вышедшим гарантированно безопасным сроком эксплуатации.
Движение нефти и нефтепродуктов по трубопроводам тоннеля «Грушовая-Шесхарис» происходит самотеком за счет разности высотных отметок Северного и Южного портала (СП – 243м и ЮП – 187м, разница отметок – 56м)
В тоннеле размещаются 9 технологических трубопроводов различного диаметра и назначения от DN 300 до DN 1200: Суммарная производительность трубопроводов в тоннеле – 33480 м3/час.
Гарантийный срок эксплуатации нового тоннеля в соответствии с нормами проектирования и принятыми техническими решениями составит 50 лет.
Глобальная реконструкция
В 2012 году АО «Черномортранснефть» приступило к масштабной реконструкции перевалочного комплекса «Шесхарис». Завершить работы по модернизации и техническому перевооружению планируется в 2025 году.
В рамках реконструкции площадки «Грушовая» уже произведен демонтаж 42 резервуара ЖБР-10000, на их месте построены 18 резервуаров РВС, из которых РВС-20000 – 8 шт., РВСП-30000 – 10 шт. Также произведена реконструкция четырех резервуаров ЖБР-10000 и техническое перевооружение резервуара РВСПК-50000. В дальнейшем до 2020 года планируется построить еще 10 единиц резервуаров РВС-30000.
Произведена замена технологических трубопроводов с прокладкой основных технологических трубопроводов резервуарного парка в два коридора: полка подающих трубопроводов и лоток отдающих трубопроводов для нефти и нефтепродуктов. На сегодняшний день протяженность технологических трубопроводов оптимизирована и составляет 62км.
Завершены работы по реконструкции берегоукрепления ручья Тоннельный с защитой русла, инженерно-технических средств охраны, защиты территории от лесных пожаров.
Введен в эксплуатацию новый цех технологического транспорта и специальной техники с автоматическим топливозаправочным пунктом. Участок ЦТТиСТ включает в себя здание АБК с теплой стоянкой на 9 единиц техники, административные и бытовые помещения для персонала, пост технического обслуживания и ремонта техники, пост шиномонтажа, бесконтактную мойку автотранспорта, склад запасных частей, крытую холодную стоянку на 24 единицы техники с КТП и открытую стоянку с твердым покрытием на 30 единиц техники.
Так же построен 3-х этажный промышленно-бытовой комплекс с мастерскими, теплый склад и проведена реконструкция зданий АБК и СПЧ-46.
Также выполнены следующие работы по реконструкции площадки «Шесхарис», входящей в состав одноименного перевалочного комплекса: реконструкция ЖБР (4 шт.), строительство котельной, демонтаж шламовых карт 8 шт. со строительством резервуаров-накопителей, инженерная защита автодороги «Грушовая – Шесхарис» с устройство защитных сооружений, реконструкция инженерно-технических средств охраны, техническое перевооружение нефтепродуктовых СИКН. 1 этап (БЭТ).
Выполнена оптимизация количества зданий и сооружений на площадке «Шесхарис» в рамках, которой произведен демонтаж зданий и сооружений в количестве 27 штук, а так же построено здание производственно-бытового корпуса и здание экоаналитической лаборатории с операторной очистных сооружений.
На сегодняшний день в стадии реализации находятся объекты по комплексной реконструкции площадки «Шесхарис», системы пожаротушения, системы управления и автоматики, инженерной защиты, очистных сооружений, оборудование резервуаров ЖБР-10000 системой пожаротушения, строительства здания пожарной части, реконструкции систем измерения и контроля качества нефти и нефтепродуктов.
До 2025 года в рамках комплексной реконструкции площадки «Шесхарис» планируется выполнить разделение основных потоков нефти и нефтепродуктов, проходящих по территории площадки «Шесхарис», путем изменения трасс прокладки технологических трубопроводов, что позволит оптимизировать технологическую схему комплекса и облегчить дальнейшее обслуживание данных трубопроводов.
По окончанию реконструкции на площадке «Шесхарис» для учета нефти и нефтепродуктов будут функционировать СИКН в количестве 8 шт.
История становления перевалочного комплекса «Шесхарис»
История крупнейшего перевалочного комплекса Европы начиналась с нефтяных складов братьев Нобель. Предприятие знаменитых шведов имело 95-километровый нефтепровод диаметром шесть дюймов, сливную эстакаду для железнодорожных цистерн, клепаные резервуары, один из которых функционировал до 1988 года, насосное хозяйство и морской причал для обработки судов дедвейтом до полутора тысяч тонн. Так, благодаря выгодному географическому положению, близости к месторождениям нефти юга России и Кавказа и к центру Европы, наличию развитой инфраструктуры, удобной незамерзающей бухты еще в конце XX века Новороссийск стал крупным портом по перевалке нефти на экспорт.
В 1918 году после национализации нефтяных предприятий экспорт нефти стал одним из основных источников поступления валюты для государства. В период восстановления народного хозяйства в 1920-1930-е годы объем экспорта нефтепродуктов поддерживался на высоком для того времени уровне. Например, в 1921 году через Новороссийск было отправлено 31,3 тыс. т. По понятным причинам, в предвоенные годы и первые пять послевоенных лет произошел резкий спад экспорта нефти. Нефтебаза, как и все другие предприятия города, была разрушена полностью. Постановлением советского правительства город Новороссийск был включен в число пятнадцати старейших русских городов, подлежащих первоочередному восстановлению.
В 1950-е годы увеличились объемы добычи и экспорта нефти, и к началу 1960-х годов через Новороссийск отправлялось уже 4,0-4,5 млн. т нефти в год.
Удобное географическое положение и благоприятные климатические условия в районе Цемесской бухты позволили Новороссийску стать важнейшим экспортным нефтяным портом. С принятием в 1960-х годах обширной программы по развитию нефтегазовой промышленности и увеличению экспорта нефти Новороссийск должен был стать одной из важнейших стройплощадок нефтеперевалочного комплекса.
Проектирование перевалочного комплекса началось в 1960 году на основании постановлений Совета Министров СССР от 14 июня 1956 года, 24 декабря 1957 года и 12 сентября 1959 года.
19 октября 1964 года у причала № 4 был загружен первый танкер «Лихославль», направлявшийся в Италию. За тридцатилетний период, с 1964 по 1996 год, нефтебаза «Шесхарис» превратилась в крупнейшую экспортную базу России с перевалкой более 50 млн тонн нефти и нефтепродуктов в год, поставляемых в 23 страны мира.
Параллельно со строительством на Шесхарисе, еще в 1962 году за Маркотхским хребтом в урочище Грушевая балка началось сооружение резервуарного парка и железнодорожных сливных эстакад. Одновременно строились автодорога через перевал и тоннель, в котором предусматривалась прокладка технологических трубопроводов и других коммуникаций, предназначенных для соединения двух объектов в единый комплекс. Работы проводились в рамках второй очереди строительства комплекса новороссийских нефтебаз.
Резервуарный парк на площадке в урочище Грушевая балка, входящий во вторую очередь комплекса, включал 20 железобетонных резервуаров типа ЖБР-10000 такой же конструкции, как и на мысе Шесхарис. Учитывая, что нефтепродукты, которые предполагалось сливать из вагонов-цистерн, разнились по качеству, были построены две сливные эстакады: одна для слива мазута, другая – для нефти и нефтепродуктов.
Комплекс Новороссийской нефтебазы по объемам перевалки стал крупнейшим в Европе и самым мощным в СССР еще в 1960-е годы. На нефтебазе «Шесхарис» были применены новые технологии, прогрессивные проектные решения и оборудование. Значительно улучшили экологическое состояние Цемесской бухты введенные в эксплуатацию в 1966 году сооружения для очистки сточных производственных и балластных вод танкеров.
В декабре 2002 и в мае 2003 года приняты в эксплуатацию четыре резервуара РДПК-50000. Таким образом, общая емкость резервуарного парка перевалочной нефтебазы «Грушовая» выросла до 1200 000 м³. Одновременно со строительством дополнительного резервуарного парка началась реконструкция действующих резервуаров РВСПК-50000. В 2005 году масштабная реконструкция всех резервуаров РВСПК-50000 в соответствии с программой перевооружения и реконструкции резервуарного парка была закончена.
В 2012 году две нефтебазы «Шесхарис» и «Грушовая» были объедены в одну и предприятие стало именоваться «Перевалочный Комплекс Шесхарис».
В настоящее время в рамках повышения надежности, безопасной эксплуатации и увеличения пропускной способности реализуется Комплексная программа реконструкции ПК «Шесхарис», в рамках которой будут применены новейшие технологии в области хранения и перевалки нефти и нефтепродуктов.