что такое рельефные швы
Что такое рельефные швы
Декоративно-отделочные машинные швы
Декоративно-отделочные машинные швы играют немаловажное значение при формировании художественного образа швейных изделий. Так же при помощи этих швов можно изменить силуэт, увеличить удобство одежды для носки и т.д. Рассмотрим наиболее популярные декоративно-отделочные швы:
Складки
Складки играют немаловажную роль при формировании образа готового изделия. Говоря подробнее — складка это припуск ткани по ширине или длине изделия, застроченный или заутюженный. Ниже представлены наиболее популярные складки — односторонняя, встречная, бантовая, веерная.
Складка односторонняя
Складка односторонняя — складка, которая заложена в одном направлении и заутюжена или застрочена параллельно материалу. Припуск ткани, необходимый для создания складки, берется вдвое больше ширины складки в готовом виде (т.е. на одну складку шириной 2 см. нужно прибавить 4 см. к ширине (или длине) детали).
Односторонняя складка (вар. 1)
Односторонняя складка (вар. 2)
Складка встречная
Складка встречная — внутренний припуск этой складки не заутюживают, а раскладывают на две стороны так, что линия складки располагается посередине разутюженного припуска. Припуск ткани берется в 4 раза больше глубины одной из ее сторон.
Складка бантовая
Складка бантовая — изготовление такой складки очень похоже на изготовление встречной складки, и так же требуется отмерять припуск ткани в 4 раза больше одной из ее сторон. Застрочить на ширину складки по лицевой стороне ткани, разложить ее и разутюжить. Закрепить строчкой.
Складка веерная
Складка веерная — выполняется в основном на «воздушных», легких тканях, потому что представляют из себя довольно многослойную конструкцию, выполнить которую при помощи плотных тканей будет очень затруднительно.
Рельефные швы
Рельефные швы выполняют декоративные функции на поверхности неразрезанного материала одной или несколькими строчками. Различают вытачные, застрочные (защипы) и выстрочные рельефные швы.
Вытачной рельефный шов
Вытачной рельефный шов — используется для создания ложных кокеток, фигурных рельефов. Для его создания первоначально намечают линию будущего шва. Под нее подкладывают полоску ткани. Если требуется прямой вытачной шов, то полоску можно выкроить и по поперечной нити, если нужен косой вытачной шов — полоску лучше выкроить по косой.
Застрочной рельефный шов
Застрочной рельефный шов — чаще всего применяется в мужских рубашках, женских платьях. Для создания застрочного рельефного шва намечают линию на лицевой стороне детали изделия, затем перегибают деталь изнаночной стороной по намеченной заранее линии и прокладывают строчку шириной 0,1-0,3 см.
Выстрочной рельефный шов
Выстрочной рельефный шов — наметить две параллельные линии на лицевой стороне детали изделия, и проложить по этим линиям строчки, предварительно подложив с изнаночной стороны полоску ткани. В образовавшуюся кулиску продеть шнур. Либо сначала притачать полоску ткани с изнаночной стороны по одной из намеченных линий, вложить шнур между основной деталью и полоской подкладываемой ткани и проложить вторую строчку.
Швы с кантом
Часто применяют при отделке форменной, ведомственной одежды, а так же женской и детской для подчеркивания отдельных деталей изделия (кокетки, клапаны и тд). Для этого используется тесьма или полоска ткани.
Накладной шов с кантом
Накладной шов с кантом — полоску будущего канта сложить пополам и настрочить на лицевую сторону основной детали. Затем сложить основные детали лицевыми сторонами внутрь и проложить строчку по первой, ранее сделанной строчке.
Стачной шов с кантом
Стачной шов с кантом — полоску будущего канта, сложенную вдвое, сначала притачивают к одной из лицевой стороны деталей. Затем две основные детали складывают лицевыми сторонами внутрь и стачивают, прокладывая строчку в шов притачивания полоски.
Моделирование рельефов в плечевых изделиях
На базе выкройки-основы можно моделировать сотни фасонов изделий. Можно изменять положение вытачек, или заменить их кокетками, и складками. А можно создавать модели с драпировками, подрезами или рельефными швами.
Вот как раз о рельефных швах (рельефах) и хочу вам сегодня рассказать. И показать, как можно переводить вытачки в рельефные швы.
Вариантов расположения рельефов может быть много. В этой статье приведу 7 примеров перевода вытачек в рельефы. Моделирование можно выполнять как на бумажных выкройках, так и в компьютерных программах для построения выкроек. Все эти примеры есть так же в моем курсе по моделированию в программе Валентина. Приглашаю вас на этот курс.
1. Вертикальные рельефные линии
На выкройке спинки соединяем плечевую вытачку с вытачкой на линии талии. Нижний конец вытачки на линии талии соединяем прямой линией с линией низа изделия. Углы вытачек слегка скругляем. Линии рельефов должны быть плавными и красивыми.
На выкройке полочки соединяем нагрудную вытачку с талиевой вытачкой, то есть рельеф будет совпадать с линиями вытачек. От нижнего конца талиевой вытачки так же опускаем вертикаль на линию низа изделия.
На уровне концов вытачек можно поставить контрольные точки (надсечки) для удобного соединения деталей при сборке изделия.
Теперь разрезаем спинку и полочку по линиям вытачек и линиям, соединяющим вытачки и получаем детали боковых и центральных частей. Повторюсь, что линии рельефов должны быть плавными, без углов.
2. Рельефные линии от проймы
На выкройке спинки проводим рельефную линию от проймы к началу талиевой вытачки. Затем нижний конец вытачки соединяем вертикальной линией с линией низа. Плечевую вытачку, можно оставить без изменений или перевести в горловину. Если спина прямая и ткань хорошо сутюживается, то можно обойтись без вытачки, просто прибавив к ширине плеча 0,5 — 1 см на посадку.
На выкройке полочки рельеф так же проводим от проймы, через центр груди и плавно переходим к началу талиевой вытачки. Конец вытачки от линии талии соединяем с линией низа.
Для удобства соединения деталей поставим контрольные метки (надсечки) в начале и конце вытачек.
Разрезаем выкройки по намеченным рельефным линиям, скругляя углы вытачек. Нагрудную вытачку на полочке закрываем. Она перемещается в пройму.
3. Рельефные линии от плеча к боковому шву
Верхнюю часть рельефов строим аналогично первому примеру. Талиевую вытачку можно сместить. Главное, чтобы не изменялась величина раствора вытачки, а ее форму и положение можно немного изменять.
Нижнюю часть рельефных линий проводим от боковых швов, плавно соединяя со сторонами вытачки на линии талии с помощью фигурного лекала. Обратите внимание, что раствор вытачки на всём ее протяжении остается прежним, не смотря на то, что форма вытачки изменилась.
Расстояние по боковому шву от линии бедер до линии рельефа на спинке должно быть равно расстоянию по боковому шву на полочке.
Разрезаем выкройки по линиям рельефа, не забывая предварительно нанести контрольные точки на уровне концов вытачек.
4. Рельефные линии от проймы к боковому шву
Рельефные линии на спинке и полочке проводим от проймы к началу талиевой вытачки. На полочке линия проходит через центр груди.
Нижнюю часть рельефных линий проводим от боковых швов, плавно соединяя со сторонами вытачки на линии талии с помощью фигурного лекала. Обратите внимание, что раствор вытачки на всём ее протяжении остается прежним, не смотря на то, что форма вытачки изменилась.
Расстояние по боковому шву от линии бедер до линии рельефа на спинке должно быть равно расстоянию по боковому шву на полочке.
Плечевую вытачку на спинке можно перевести в горловину. Если спина прямая и ткань хорошо сутюживается, то можно обойтись без плечевой вытачки, просто прибавив к ширине плеча 0,5 — 1 см на посадку.
Для удобства соединения деталей поставим контрольные метки (надсечки) в начале и конце вытачек.
Разрезаем выкройки по намеченным рельефным линиям, скругляя углы вытачек. Нагрудную вытачку на полочке закрываем. Она перемещается в пройму.
5. Рельефные линии от горловины
На спинке проводим рельефную линию от горловины, через конец плечевой вытачки к началу талиевой вытачки.
На полочке рельефную линию проводим от горловины, через центр груди к началу талиевой вытачки.
Нижняя часть рельефа и на спинке и на полочке располагается вертикально от нижнего конца талиевой вытачки до линии низа изделия.
Не забудьте про контрольные точки в начале и в конце вытачек, для правильного совмещения деталей при сметывании!
Вырезаем выройки по линиям рельефов. Плечевую вытачку на спинке и нагрудную вытачку на полочке закрываем. Эти вытачки перемещаются в горловину.
6. Рельефные линии от горловины к боковому шву
На спинке проводим рельефную линию от горловины, через конец плечевой вытачки к началу талиевой вытачки.
На полочке рельефную линию проводим от горловины, через центр груди к началу талиевой вытачки.
Нижнюю часть рельефных линий проводим от боковых швов, плавно соединяя со сторонами вытачки на линии талии с помощью фигурного лекала. Обратите внимание, что раствор вытачки на всём ее протяжении остается прежним, не смотря на то, что форма вытачки изменилась.
Расстояние по боковому шву от линии бедер до линии рельефа на спинке должно быть равно расстоянию по боковому шву на полочке.
Вырезаем выройки по линиям рельефов. Плечевую вытачку на спинке и нагрудную вытачку на полочке закрываем. Эти вытачки перемещаются в горловину.
7. Рельеф, проходящий рядом с центром груди
Такие рельефы могут проходить и от плечевого шва и от проймы. Их особенность в том, что они не проходят через центр груди, а располагаются на 2-4 см в сторону проймы. В этом случае появляется маленькая вытачка на полочку от центра груди к линии рельефа.
На спинке линию рельефа проводим аналогично примеру №2. Плечевую вытачку можно оставить от плеча, перевести в горловину или вообще от нее избавиться, заменив посадкой по плечевому шву спинки.
На полочке перемещаем талиевую вытачку на 2 — 4 см в сторону бокового шва. Затем проводим линию рельефа от проймы к началу вытачки и от конца вытачки вертикально вниз к линии талии. Центр груди соединяем с линией рельефа прямым отрезком.
Разрезаем выкройки по намеченным рельефным линиям, скругляя углы вытачек. Разрезаем отрезок от лини рельефа до центра груди на полочке и закрываем нагрудную вытачку. Она перемещается в пройму.
Вот такие примеры построения рельефов и перевода вытачек в рельефные швы.
Если у вас появились вопросы, задавайте в комментариях. Если статья пригодилась, нажимайте на кнопочки социальных сетей и сохраняйте статью.
Поделиться в соц. сетях
После завершения очень активного и продуктивного марафона по построению выкройки юбки полусолнце, который.
Всем привет. Крою брюки из ткани в клетку и хочу поделиться фоточками и своим опытом. Выкройку брюк брала.
подскажите пожалуйста допускается ли
использование на полочке рельефов из проймы, а на спинке выполнение плечевых вытачек + талиевых
или 2-й вариант: полочка — рельеф из проймы, а на спинке кокетка+ талиевые вытачки
спасибо
Здравствуйте, Ольга! А почему бы и нет. Особенно если модель не строгая, а например, спортивной формы.
Ольга, скажите пожалуйста, при вертикальных рельефах — на плечевом шве рельеф на спинке и рельеф на полочке должен совпадать?
Заранее спасибо.
Марина лучше чтобы совпадал. Иначе будет выглядеть не гармонично.
Скажите пожалуйста а можно ли соединить перенос №2 и №3? т.е. начать от проймы (перенос №2), дойти до талевой вытачки и повернуть к боку/ к бедру (перенос №3)? Хочу такое платье, чтоб в этих поворотах к бедру прятались карманы.
Татьяна, конечно можно! Вариантов может быть много разных. Я лишь показала принцип построения рельефов на четырех примерах.
Благодарю за ответ, а подскажите пожалуйста, если фасон не приталенный, я совмещаю перенос №2 с №3, когда я дохожу до талевой вытачки я игнорируя ее просто поворачиваю к боку? Или вытачку нужно соблюсти, и ширину платья увеличить за счет боковых вытачек, убрать их?
Татьяна, талиевую вытачку не учитывайте, если не хотите приталенный силуэт. Просто рисуете рельеф как Вам нравится. Боковые талиевые вытачки тоже можете убрать, т.е. сделать боковые швы просто прямыми.
Очень нужная для меня информация! Спасибо.
Добрый день.
При построении основы брюк у меня впереди поперечные заломы и посадка плохая. как это исправляется? И как правильно делать ВТО.
Спасибо.
Здравствуйте, Елена! Вот так сразу в двух словах ни про дефекты брюк, ни про ВТО не скажу. Дефект надо смотреть. Если заломы горизонтальные, то возможно заузили сильно брюки по бокам. Нужно выпустить припуски из боковых швов на том уровне, где заломы. Может талию завысили спереди. Надо смотреть конечно.
Поставлю Ваши вопросы в планы по темам статей. Про ВТО информации тоже на целую статью наберется. Тут без картинок или схем не обойтись.
Спасибо за вопросы. Буду писать статьи по этим темам. Не обещаю, что скоро. Как время появится.
Здравствуйте,Ольга!В пиджаке рельефные вытачки от плеча.Хочу в эти вытачки вставить отделку.Скажите,пожалуйста,Отделка кроится по косой или по долевой?И должна ли она быть прямой или по форме вытачки-с изгибом наверху.Спасибо.
Здравствуйте, Эльвира! Если Вы имеете в виду отделку катом, то да по косой.
Здравствуйте,Ольга.Нет,не кантом.Мне пиджак узковат.Я хотела расширить на 2 см за счет вставок в рельефные вытачки. Отделка из стрэйчевой ткани,но она не сильно растягивается.
Эльвира, в таком случае я бы сделала по долевой. Долевая так же как и на той половинке, на которой борт(застежка). И если ткань немного растягивается, то можно проклеить ее с изнанки клеевым материалом.
Спасибо,Ольга.А клеевую ткань я уже купила.
Ольга, Добрый день! А как откорректировать рельеф с остатком вытачки на большую грудь?
Здравствуйте, Ирина. Не совсем поняла Ваш вопрос. Переформулируйте его пожалуйста или, если есть наглядная картинка, пришлите, я посмотрю, что конкретно Вы имеете в виду.
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, допускается ли моделирование платья с рельефами с игнорированием передних талиевых вытачек (т.е. сохранение нагрудной, и далее прямое полотно с произвольными вертикальными разрезами для рельефа), но с сохранением боковых и по спинке? Не будет ли тянуть ткань и смещаться боковой шов?
Размер маленький, разница между грудью, талией и бедрами небольшая. Фигура перегибистая, поэтому вытачки по бокам и спине хотелось бы сохранить. Базовая конструкция откорректирована под изгиб в пояснице и развернутые назад плечи.
Здравствуйте, Елена! Да, вполне возможен такой вариант. Думаю, что боковой шов не будет смещаться. Но, конечно нужно пробовать.
Корректировка выкройки: рельефные швы
Выполнить корректировку выкройки в области рельефных швов не так сложно — усилить прилегание или наоборот, добавить чуть свободы, как правило, это делается за счет припусков на швы. Но если идёт речь о внесении изменений в выкройку в области груди, то корректировка выполняется несколько иначе.
Что такое рельефные швы
Перенос точки груди в выкройках с рельефными швами
У моделей с рельефными швами, в зависимости от индивидуальных особенностей фигуры, можно перенести точку груди вверх или вниз.
Для этого вычертите на деталях бумажной выкройки вспомогательные линии под прямым углом к линии середины переда соответственно по направлению долевой нити: на средней части переда выше рельефного шва на ок. 10 см выше талии, на боковой части переда на ок. 10 см выше талии.
Если точку груди нужно сместить наверх, то укоротите среднюю часть переда вдоль верхней вспомогательной линии на соответствующую величину.
Затем добавьте на средней и боковой части переда величину, на которую вы вверху укоротили среднюю часть переда.
Чтобы линии проймы не изменились, вырежьте боковую часть переда глубже на соответствующую величину.
Точно в зеркальном отражении производятся изменения, если точку груди нужно сместить вниз.
Школа шитья: перенос вытачек
Прежде чем переснять детали бумажной выкройки, сравните свои мерки с мерками, приведенными в таблице размеров, и затем откорректируйте детали бумажной выкройки, перемещая их части на столько сантиметров, на сколько отличаются ваши мерки от табличных.
Корректировка выкроек Burda по своим индивидуальным размерам
Рельефные швы.
Доброго времени суток, всем читателям блога!
Вот мы уже добрались и до отделочных швов. И это последний вид машинных швов, с которыми мы будем знакомиться.
Отделочные швы применяются для художественного оформления швейных изделий. Но, как и на все предметы, предназначенные для художественного оформления, так и на отделочные швы существует мода. Сегодня одни востребованы, что называется в тренде, завтра другие. Но мы все равно познакомимся с ними, независимо от того «звезда первой величины», этот шов в деле украшения одежды сегодня, или он пока позабыт, позаброшен.
К отделочным швам относятся рельефы и складки. И сегодня у нас «в меню» рельефы. Как их выполнить? Где применяются? Вот, те вопросы, ответы на которые вы найдете в этой статье.
Отделочные швы.
Рельефы бывают декоративные и конструктивные. Первые, выполняются с декоративными целями на поверхности неразрезанной ткани. К ним относятся вытачной шов, застрочной и выстрочной шов со шнуром.
Декоративные рельефные швы.
Вытачной шов.
Вытачной шов — шов своеобразный. Потому что его выполняют тогда, когда нужно сделать на изделии рельефную линию, а припусков под шов нет, не предусмотрено. Ну, вот не собирались в этом месте делать шов. И вдруг, по какой-то причине приспичило. Или может быть возникла необходимость уменьшить расход ткани. Так как же его выполняют?
Вытачной шов можно выполнить двумя способами. Первый способ подходит больше для выполнения более изогнутого вытачного шва.
Вариант №1.
1. С помощью нанесения разными способами меток наметить на изделии линию будущего шва.
2. Под эту линию, с изнаночной стороны детали, на которой выполняется шов, подкладывается полоска ткани шириной 2 — 3 см. Полоску ткани можно выкроить из основной ткани или из аналогичной по толщине. Если планируется, что будущий вытачной шов будет прямым, то полоску можно выкроить и по поперечной нити, если он будет «фигуристым», то тогда полоску лучше выкроить по косой.
3. Далее по намеченной линии на главной детали, а снизу детали по середине подложенной полоски, прокладывается обычная машинная стачная строчка прямыми стежками.
4. Затем, перегнув по линии строчки, свободные отлетные края полоски отгибают в одну сторону, а деталь верха в другую.
5. Как правило, края полоски отгибают в ту сторону, где нужно сделать некий подъем, выступ одной детали над другой. Например, чтобы выделить кокетку спины (хоть кокетка эта, в данном случае, и будет ложной).
На расстоянии L= 0,1 — 0,2 см от первой строчки (от сгиба на главной детали), нужно проложить вторую строчку, сразу по двум слоям материала из основной ткани.
6. Ну вот, теперь отогнутую часть основной детали возвращаем назад и можно смело все заутюжить. Можно оставить так, а можно ещё на расстоянии от сгиба (по модели) и строчку отделочную проложить.
Второй способ выполнения вытачного шва больше подходит для выполнения прямого шва, без углов и изгибов.
1. Чтобы выполнить вытачной шов вторым способом, нужно на изнаночной стороне детали разметочными инструментами наметить линию будущего рельефа и по ней согнуть деталь, лицевой стороной вовнутрь.
2. Подложить под основную деталь такую же полоску ткани, как и при выполнении шва первым вариантом, и проложить строчку на расстоянии L от сгиба (L = 0,2 — 0,3 см), одновременно соединяя основную деталь и вспомогательную полоску.
3. Сложенную лицевой стороной вовнутрь деталь нужно расправить и заутюжить образовавшийся вытачной шов. Его можно и так оставить, а можно еще дополнительно проложить отделочную строчку (по модели).
После выполнения вытачного шва этими двумя способами, с лицевой стороны детали образовывается полноценный шов, соединяющий детали. Хоть он и ложный, но кто же будет об этом знать.
Застрочной шов.
За этим, таким солидным и загадочным названием, скрывается всего-навсего такой вид отделочных швов как защипы. Защипы это очень узкие, мелкие, отстроченные по всей из длине складочки.
Защипы применяются очень часто. Их можно встретить на блузах, сорочках, рубашках, юбках, брюках и т.д. На женской одежде и на мужской.
В наши дни защипы снова модный, востребованный декоративный элемент. Поэтому, мне кажется, что такому отделочному застрочному шву — как защипы, нужно посвятить отдельную статью. Читайте здесь.
Выстрочной шов со шнуром.
Выстрочным швом со шнуром украшают платья, пальто и т.д.
2. В отмеченном месте, под изнаночную сторону детали подкладывается полоска из основной ткани и по намеченным линиям прокладывается две машинные строчки прямыми стежками. Такую же двойную строчку можно сделать за один раз — двойной иглой. (В этом случае можно обойтись без дополнительной полоски ткани).
Шнур должен плотненько встать на своё место. Он не должен болтаться между строчками. Но и входить между строчками в образовавшуюся кулиску, шнур тоже должен без применения избыточной силы. В конечном итоге, шнур должен выступать над лицевой поверхностью детали, создавая выпуклость, объем. Чего, собственно говоря, и добиваются, выполняя выстрочной шов со шнуром.
Этот же шов можно выполнить немного по-другому, вторым способом. Сначала по намеченной линии проложить одну строчку, соединив основную деталь и вспомогательную полоску. Потом вплотную к ней, между основной деталью и полоской, вставить шнур. И уже вплотную к шнуру проложить вторую строчку. Вторую строчку следует выполнять с помощью специальной лапкой швейной машины, предназначенной для вшивания молний. Выполненный, этим, вторым способом, получается такой же выстрочной шов со шнуром.
Да, кажется, что выполняя шов вторым способом, не нужно будет заморачиваться с соответствием ширины кулиски ширине шнура. Но смею вас заверить, (делюсь личным опытом) выполняя выстрочной шов со шнуром вторым способом, очень трудно, ну просто очень трудно, будет сделать вторую строчку ровной. Игла швейной машины, как ни старайся, будет петлять и постоянно отклоняться от нужной линии. Поэтому, я бы советовала, выполняя выстрочной шов со шнуром пользоваться всё-таки первым способом.
Количество рядов строчек для образования кулисок, для продевания в них шнура, зависит от модели.
Конструктивные рельефные швы.
Такой рельефный шов называют ещё «шов принцесс». Меткое название. И картины художников разных эпох, и исторические фильмы, и книги об истории моды тому подтверждение. Всегда одежда простых людей отличалась от нарядов людей, которых называют «голубая кровь» или «белая кость». Люди из низших сословий носили повседневную одежду посвободней, пошире. Ведь в обтягивающей, было бы неудобно выполнять простую, черную, грубую и грязную работу.
И, наоборот, для представителей высшего света, царствующих особ, их ровную спину, гордо-поднятую голову, величественную походку, а значит, исходя из всего этого, и высокое социальное положение, особый статус и т.д., должны были подчеркивать, с помощью вертикальных рельефных швов, плотно облегающие их стан, одежды.
По способу обработки конструктивные рельефные швы бывают стачными, настрочными и накладными.
А вот стачные и настрочные рельефы рассмотрим сегодня.
Стачные рельефные швы.
После прокладывания машинной строчки, булавки и временные ручные строчки удаляются, а припуски или разутюживаются в разные стороны,
или заутюживаются на ребро к боковому шву.
Это можно сделать до прокладывания стачной строчки или после. Срезы заутюженные на ребро, можно обработать вместе
Настрочные рельефные швы.
Сначала детали соединяют так же как выполнялись стачные рельефы. А потом, после заутюживания обеих припусков на ребро, в сторону боковых швов, на расстоянии (по модели) от проложенного шва, по лицевой стороне прокладывается отделочная строчка.
Срезы соединяемых деталей, если их нужно предохранить от осыпания (нет подкладки или она отлетная), обрабатывают или до прокладывания всех строчек или после прокладывания первой, стачной. Срезы можно обработать по одному
Вот и все на сегодня! Удачи! С уважением, Милла Сидельникова!