Что такое шатер в архитектуре

Шатровое зодчество

Шатровые храмы при грандиозной внешней составляющей несли на себе и глубокую смысловую нагрузку. Символические значения храмов осмысливаются и понимаются учеными по-разному. Например, считается, что шатровый храм представляет собой архитектурную модель пути к Небесному Царствию и является местом соединения земного квадрата (символа тварного мира) с небесным кругом (символом вечности).

Шатровые храмы при грандиозной внешней составляющей несли на себе и глубокую смысловую нагрузку. Символические значения храмов осмысливаются и понимаются учеными по-разному. Например, считается, что шатровый храм представляет собой архитектурную модель пути к Небесному Царствию и является местом соединения земного квадрата (символа тварного мира) с небесным кругом (символом вечности). В шатровом храме квадрат четверика есть символ Земли (как и в пирамиде). Восьмерик на четверике – универсальное число направлений пространства, но это еще и восьмиконечная звезда, символ Богородицы и сакральное число будущего века – «дня восьмого». А шатер, венчающий храм, есть небесный конус пути к Богу, место соединения земного с небесным.

Появлялись после запрещения шатровые храмы и в провинции. Однако московские зодчие такой вольности позволить себе уже не могли и в дальнейшем использовали полюбившийся шатер только для завершения колоколен.

Шатровое зодчество XVI–XVII вв., черпающее свое начало в традиционной русской деревянной архитектуре, является уникальным направлением русского зодчества, которому нет аналогов в искусстве других стран и народов. Шатровые храмы Московского государства – неповторимый вклад России в мировую культуру.

Источник

Шатёр (архитектурный элемент)

Что такое шатер в архитектуре. Смотреть фото Что такое шатер в архитектуре. Смотреть картинку Что такое шатер в архитектуре. Картинка про Что такое шатер в архитектуре. Фото Что такое шатер в архитектуре

Шатёр — архитектурная форма в виде многогранной (чаще всего восьмигранной) пирамиды, служащая для завершения архитектурного сооружения. Шатрами завершали храмы, колокольни, башни и крыльца. Шатры бывают деревянные и каменные (кирпичные).

Содержание

Шатёр в европейской архитектуре

Что такое шатер в архитектуре. Смотреть фото Что такое шатер в архитектуре. Смотреть картинку Что такое шатер в архитектуре. Картинка про Что такое шатер в архитектуре. Фото Что такое шатер в архитектуре

Что такое шатер в архитектуре. Смотреть фото Что такое шатер в архитектуре. Смотреть картинку Что такое шатер в архитектуре. Картинка про Что такое шатер в архитектуре. Фото Что такое шатер в архитектуре

В Западной Европе шатёр использовался в основном для завершения башен. В чисто утилитарных целях шатрами завершались кухни и пивоварни. В храмовом строительстве шатры никогда не употреблялись. Есть редчайшие случаи деревянных декоративных шатров над средокрестием готических храмов, что остается совершенно не характерным для готики. Внешне с шатром имеют сходство шпили готических храмов.

Шатёр в русской деревянной архитектуре

Что такое шатер в архитектуре. Смотреть фото Что такое шатер в архитектуре. Смотреть картинку Что такое шатер в архитектуре. Картинка про Что такое шатер в архитектуре. Фото Что такое шатер в архитектуре

Шатёр получил широкое распространение в русской церковной архитектуре. Многие из деревянных церквей, сохранившиеся в основном на севере России и в архитектурных музеях-заповедниках, завершаются шатром. Самые ранние сохранившиеся постройки относятся к XVI веку. Но более ранние письменные источники, содержащие упоминания о деревянных храмах, позволят предположить именно шатрову форму в завершении церквей. Есть изображение деревянных шатров на иконе «Введение» из села Кривое на Северной Двине (начало XIV века, ГРМ). Кроме того, для деревянного зодчества характерно постоянство типологии. Более поздние храмы в целом повторяли предшествущие постройки. Шатровые завершения, вероятно, возникли на Руси с древнейших времен, заменив собой в деревянном строительстве купола. В отличие от каменных церквей в деревянных постройках очень трудно передать форму купола, конструкция же шатра гораздо проще. Деревянный шатер имеет каркас из восьми (самый распространеный вариант) вертикальных бревен, сходящихся верхними концами к центру. Шатры придавали храмам красивый столпообразный силуэт, но не были единственным вариантом их завершения. Помимо церквей шатёр употреблялся и в других деревянных постройках. Из-за преимущественно деревянной застройки шатры играли ведущу роль в силуэте древнерусского города.

Шатёр в русской каменной архитектуре

Что такое шатер в архитектуре. Смотреть фото Что такое шатер в архитектуре. Смотреть картинку Что такое шатер в архитектуре. Картинка про Что такое шатер в архитектуре. Фото Что такое шатер в архитектуре

Что такое шатер в архитектуре. Смотреть фото Что такое шатер в архитектуре. Смотреть картинку Что такое шатер в архитектуре. Картинка про Что такое шатер в архитектуре. Фото Что такое шатер в архитектуре

Только в русской архитектуре шатёр начал употребляться в каменном храмовом строительстве. Первые каменные шатровые храмы относятся к первой трети XVI века. Самый известным из них и безусловным шедевром является церковь Вознесения в Коломенском (1532 год). В результате недавних исследований первым шатровым храмом считается Покровская (ранее Троицкая) церковь в Александровой слободе (1510-е гг). Однако её архитектура её очень неудачна и несовершенна. Но в XVI — первой половине XVII века шатровые храмы получают широкое распространение. Шатром завершен центральный придел собора Василия Блаженного на Красной площади в Москве (1555—60 годы). Как и в деревянной архитектуре шатёр мог ставится как прямо на четверик, так и на восьмерик (второй восьмигранный ярус храма). Шатры как правило имели вытянутые пропорции, придавая силуэту храмов резкую динамичность, устремленность вверх. Снаруже шатры могли украшаться декором, например, кокошниками, как в соборе Василия Блаженного. В первой половине XVII века шатры делаются глухие, не открытые своим внутренним пространством в интерьер храма. Постепенно шатры превращатся в чисто декоративный элемент. Примером этого могут служить церковь Рождества Богородицы в Путинках в Москве (1649-52 годы) и Успенская церковь в Угличе(1625—1627 годы).

Что такое шатер в архитектуре. Смотреть фото Что такое шатер в архитектуре. Смотреть картинку Что такое шатер в архитектуре. Картинка про Что такое шатер в архитектуре. Фото Что такое шатер в архитектуре

Что такое шатер в архитектуре. Смотреть фото Что такое шатер в архитектуре. Смотреть картинку Что такое шатер в архитектуре. Картинка про Что такое шатер в архитектуре. Фото Что такое шатер в архитектуре

Что такое шатер в архитектуре. Смотреть фото Что такое шатер в архитектуре. Смотреть картинку Что такое шатер в архитектуре. Картинка про Что такое шатер в архитектуре. Фото Что такое шатер в архитектуре

В 1648 году патриарх Никон запретил строительство шатровых храмов, повелев вернуться к завершению храмов куполами. Шатрами перестали перекрывать здание самого храма, но продолжили использовать для завершения колоколен. Шатровая колокольня была наиболее распространена в русской храмовой архитектуре XVII века и в период эклектики во второй половине XIX века, когда начали строить храмы в «русском стиле».

Что такое шатер в архитектуре. Смотреть фото Что такое шатер в архитектуре. Смотреть картинку Что такое шатер в архитектуре. Картинка про Что такое шатер в архитектуре. Фото Что такое шатер в архитектуре

Что такое шатер в архитектуре. Смотреть фото Что такое шатер в архитектуре. Смотреть картинку Что такое шатер в архитектуре. Картинка про Что такое шатер в архитектуре. Фото Что такое шатер в архитектуре

Помимо колоколен шатрами могли перекрывать крыльца храмов и палат. Очень широко шатры использовались для перекрытия башен. После смутного времени шатрами были украшены все башни Московского Кремля. Многие крепости (Троице-Сергиева Лавра, Симонов монастырь в Москве, Иосифо-Волоцкий монастырь под Волоколамском и другие) имет башни, завершенные огромными кирпичными шатрами. Если шатры в храмах имели мало окон или не имели их вообще, то шатры колоколен прорезаны, как правило, многочисленными окошками. Так же имеют окна и большие в диаметре шатры крепостных башен.

См. также

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Шатёр (архитектурный элемент)» в других словарях:

Столб (архитектура) — У этого термина существуют и другие значения, см. Столб … Википедия

Арка — У этого термина существуют и другие значения, см. Арка (значения). Арка из каменной кладки 1. Замковый камень 2. Клинчатый камень 3. Внешн … Википедия

Шатровые храмы — Шатровые храмы особый архитектурный тип, появившийся и ставший распространённым в русском храмовом зодчестве. Вместо купола здание шатрового храма завершается шатром. Шатровые храмы бывают деревянными и каменными. Каменные шатровые храмы… … Википедия

Шатровая церковь — Шатровые храмы особый архитектурный тип, появившийся и ставший распространенным в русском храмовом зодчестве. Вместо купола здание шатрового храма завершается шатром. Шатровые храмы бывают деревянными и каменными. Каменные шатровые храмы… … Википедия

Шатровый храм — Шатровые храмы особый архитектурный тип, появившийся и ставший распространенным в русском храмовом зодчестве. Вместо купола здание шатрового храма завершается шатром. Шатровые храмы бывают деревянными и каменными. Каменные шатровые храмы… … Википедия

Новоиерусалимский монастырь — Эту страницу предлагается переименовать в Ново Иерусалимский монастырь. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К переименованию/6 августа 2012. Возможно, её текущее название не соответствует нормам современного русского… … Википедия

Конха — базилики Св.Дмитрия Кóнха (от греч … Википедия

Крестово-купольный храм — Церковь св. Ирины в Константинополе. 532 год, перестройка после 740 года. Крестово купольный храм ( … Википедия

Крестовокупольный — Церковь св. Ирины в Константинополе. 532 год, перестройка после 740 года. Крестово купольный храм архитектурный тип христианского храма, сформировавшийся в Византии и в странах христианского востока в V VIII вв. Стал господствующим в архитектуре … Википедия

Источник

Шатровое зодчество

Шатровые храмы при грандиозной внешней составляющей несли на себе и глубокую смысловую нагрузку. Символические значения храмов осмысливаются и понимаются учеными по-разному. Например, считается, что шатровый храм представляет собой архитектурную модель пути к Небесному Царствию и является местом соединения земного квадрата (символа тварного мира) с небесным кругом (символом вечности).

Шатровые храмы при грандиозной внешней составляющей несли на себе и глубокую смысловую нагрузку. Символические значения храмов осмысливаются и понимаются учеными по-разному. Например, считается, что шатровый храм представляет собой архитектурную модель пути к Небесному Царствию и является местом соединения земного квадрата (символа тварного мира) с небесным кругом (символом вечности). В шатровом храме квадрат четверика есть символ Земли (как и в пирамиде). Восьмерик на четверике – универсальное число направлений пространства, но это еще и восьмиконечная звезда, символ Богородицы и сакральное число будущего века – «дня восьмого». А шатер, венчающий храм, есть небесный конус пути к Богу, место соединения земного с небесным.

Появлялись после запрещения шатровые храмы и в провинции. Однако московские зодчие такой вольности позволить себе уже не могли и в дальнейшем использовали полюбившийся шатер только для завершения колоколен.

Шатровое зодчество XVI–XVII вв., черпающее свое начало в традиционной русской деревянной архитектуре, является уникальным направлением русского зодчества, которому нет аналогов в искусстве других стран и народов. Шатровые храмы Московского государства – неповторимый вклад России в мировую культуру.

Источник

Энциклопедия строительства YouSpec

Строим дом своими руками

Что такое шатровый стиль

Что такое шатер в архитектуре. Смотреть фото Что такое шатер в архитектуре. Смотреть картинку Что такое шатер в архитектуре. Картинка про Что такое шатер в архитектуре. Фото Что такое шатер в архитектуре

В русской архитектуре шатровый стиль используется уже не одну сотню лет. Шатровое зодчество поражает разнообразием и совершенством форм.
[contents]

Даже в XVI – XVII столетиях, характеризующихся расцветом деревянной архитектуры, четко прослеживается преданность тысячелетним традициям, свойственных этому стилю. И именно в этот период наблюдается формирование своеобразного шатрового стиля в каменной архитектуре, повторяющего собой деревянные строения.

Что такое шатер в архитектуре. Смотреть фото Что такое шатер в архитектуре. Смотреть картинку Что такое шатер в архитектуре. Картинка про Что такое шатер в архитектуре. Фото Что такое шатер в архитектуре

Шатровый стиль

Приверженность к шатровому стилю четко прослеживается даже при возведении Красной площади в Москве, так как даже одного взгляда, случайно брошенного на Псковский собор, будет достаточно, чтобы увидеть огромное количество элементов, являющихся типичными для деревянной архитектуры.

Здесь можно увидеть и самые разные крытые переходы, и замысловатые наружные лестницы, и крылечка, а также сочетание шатровых и луковичных верхов и огромное количество других сооружений, определяющих народный стиль тех времен.

Что такое шатер в архитектуре. Смотреть фото Что такое шатер в архитектуре. Смотреть картинку Что такое шатер в архитектуре. Картинка про Что такое шатер в архитектуре. Фото Что такое шатер в архитектуре

Издревле шатровые храмы пользовались на Руси огромной популярностью.

Шатровые храмы представляют собой особый архитектурный стиль, который, однажды возникнув, стал неотъемлемой частью русского зодчества. Такие сооружения отличаются тем, что вместо купола они завершаются шатром. Следует заметить, что шатровые храмы могут быть как деревянными, так и каменными, это никак не отражается на их внешней привлекательности.

Возведение каменных шатровых храмов началось на Руси еще XVI века. И по сей день шатровое зодчество России не имеет аналогов по всему миру.

Что такое шатер в архитектуре. Смотреть фото Что такое шатер в архитектуре. Смотреть картинку Что такое шатер в архитектуре. Картинка про Что такое шатер в архитектуре. Фото Что такое шатер в архитектуре

Сегодня шатровые храмы являются важными памятниками церковного русского зодчества. Возведение конструкций этого типа приходится на XVI – XVII века, более чем красноречиво характеризуют отношение русского народа к религии.

Этот стиль, присущий русскому архитектурному зодчеству, наиболее полно выражается в формировании пятиглавых храмов, возведение которых было начато в XVI – XVII столетиях.

В принципе, шатровые храмы представляют собой сооружения, имеющие форму многогранной пирамиды, венчающей сооружение. Этот вид во все времена в русской архитектуре пользовался особой любовью и популярностью.

Что такое шатер в архитектуре. Смотреть фото Что такое шатер в архитектуре. Смотреть картинку Что такое шатер в архитектуре. Картинка про Что такое шатер в архитектуре. Фото Что такое шатер в архитектуре

С незапамятных времен в русской архитектуре шатры венчают колонны, храмы, колокольни и башни. Строения этого типа, как было сказано ранее, в русской архитектуре могут возводиться из камня или дерева.

Строения этого типа могут изготавливаться из дерева, характеризуются наличием каркаса, изготовленного из восьми вертикально расположенных бревен, сходящихся к центру в верхней точке. Именно благодаря этому шатровые храмы, характерные для русской архитектуры, обладают такими великолепными столпообразными силуэтами.

Область применения

Однако шатровое зодчество в русской архитектуре получило широкое распространение не только при строительстве храмов, но и при возведении других городских построек.

Что такое шатер в архитектуре. Смотреть фото Что такое шатер в архитектуре. Смотреть картинку Что такое шатер в архитектуре. Картинка про Что такое шатер в архитектуре. Фото Что такое шатер в архитектуре

Однако, несмотря на всю красоту деревянных построек, в русской архитектуре этот стиль начал активно использоваться при возведении каменных сооружений.

Следует заметить, что первые каменные сооружения этого вида были сооружены в первой половине XVI столетия.
Самым ярким примером таких каменных сооружений по праву считается церковь Вознесения.

Конструктивно шатер в русской архитектуре принято устанавливать на четверик либо восьмерик. Такие сооружения характеризуются вытянутыми пропорциями, что придает общему силуэту строения устремленность вверх, а также резкую динамичность.

В связи с русскими традициями шатровые строения принято снаружи украшать декором, например, узорами и кокошниками.

Что такое шатер в архитектуре. Смотреть фото Что такое шатер в архитектуре. Смотреть картинку Что такое шатер в архитектуре. Картинка про Что такое шатер в архитектуре. Фото Что такое шатер в архитектуре

Изначально шатры исполняли роль крыши сооружений, а поэтому выполнялись глухими, в связи с чем их внутреннее пространство не сообщалось с нижерасположенными помещениями.

В отличие от тех времен сегодня подобные конструкции имеют исключительно декоративное предназначение. Ярким примером этому является расположенный в Угличе красивейший Успенский храм.

К сожалению, в нашей архитектуре возведение таких строений уже не пользуется такой популярностью. Однако до сих пор они продолжают оставаться достаточно востребованными при возведении соборов, храмов и церквей.

Следует отметить, что сегодня при строительстве частных домов даже в качестве декоративных элементов он фактически не используется ввиду высокой сложности выполнения монтажных работ и, наверное, чрезмерной помпезности таких строений.

Шатровые храмы представляют собой красивейшие сооружения, являющиеся важнейшей частью истории Российского государства. И наблюдая их трансформации столетие от столетия можно изучить архитектурные вкусы и предпочтения наших предков.

Это тоже нужно почитать:

Источник

Шатровый храм

Шатровые храмы — особый архитектурный тип, появившийся и ставший распространенным в русском храмовом зодчестве. Вместо купола здание шатрового храма завершается шатром. Шатровые храмы бывают деревянными и каменными. Каменные шатровые храмы появились в начале XVI века и не имеют аналогий в архитектуре других стран.

Содержание

История строительства шатровых храмов

Деревянные шатровые храмы

Что такое шатер в архитектуре. Смотреть фото Что такое шатер в архитектуре. Смотреть картинку Что такое шатер в архитектуре. Картинка про Что такое шатер в архитектуре. Фото Что такое шатер в архитектуре

Что такое шатер в архитектуре. Смотреть фото Что такое шатер в архитектуре. Смотреть картинку Что такое шатер в архитектуре. Картинка про Что такое шатер в архитектуре. Фото Что такое шатер в архитектуре

Что такое шатер в архитектуре. Смотреть фото Что такое шатер в архитектуре. Смотреть картинку Что такое шатер в архитектуре. Картинка про Что такое шатер в архитектуре. Фото Что такое шатер в архитектуре

Что такое шатер в архитектуре. Смотреть фото Что такое шатер в архитектуре. Смотреть картинку Что такое шатер в архитектуре. Картинка про Что такое шатер в архитектуре. Фото Что такое шатер в архитектуре

Что такое шатер в архитектуре. Смотреть фото Что такое шатер в архитектуре. Смотреть картинку Что такое шатер в архитектуре. Картинка про Что такое шатер в архитектуре. Фото Что такое шатер в архитектуре

Что такое шатер в архитектуре. Смотреть фото Что такое шатер в архитектуре. Смотреть картинку Что такое шатер в архитектуре. Картинка про Что такое шатер в архитектуре. Фото Что такое шатер в архитектуре

Что такое шатер в архитектуре. Смотреть фото Что такое шатер в архитектуре. Смотреть картинку Что такое шатер в архитектуре. Картинка про Что такое шатер в архитектуре. Фото Что такое шатер в архитектуре

Что такое шатер в архитектуре. Смотреть фото Что такое шатер в архитектуре. Смотреть картинку Что такое шатер в архитектуре. Картинка про Что такое шатер в архитектуре. Фото Что такое шатер в архитектуре

Что такое шатер в архитектуре. Смотреть фото Что такое шатер в архитектуре. Смотреть картинку Что такое шатер в архитектуре. Картинка про Что такое шатер в архитектуре. Фото Что такое шатер в архитектуре

В русском деревянном зодчестве шатёр является распространеной, хотя далеко не единственной, формой завершения деревянных церквей. Так как с древнейших времен деревянное строительство на Руси было преобладающим, то большинство христианских храмов так же строилось из дерева. Типология церковной архитектуры перенималась Древней Русью из Византии. Однако в дереве чрезвычайно трудно передать форму купола — необходимого элемента храма византийского типа. Вероятно, именно техническими трудностями вызвана замена в деревянных храмах куполов шатровыми завершениями. Конструкция деревянного шатра проста, её устройство не вызывает серьёзных затруднений. Хотя самые ранние известные деревянные шатровые храмы относятся к XVI веку, есть основания думать, что и раньше в деревянном зодчестве была распространена форма шатра. Имеется изображение несохранившейся церкви в селе Упе Архангельской области, клировые записи которой относят строительство храма к 1501 году. Это уже позволяет утверждать, что шатёр появился в деревянном зодчестве раньше, чем в каменном. Исследователи П. Н. Максимов и Н. Н. Воронин на основании анализа древнерусских документов полагали, что шатровыми были несохранившиеся деревянные храмы в Вышгороде (1020—1026 годы), Устюге (конец XIII века), Ледском погосте (1456 год) и Вологде (конец XV века). Имеются так же ранние изображения шатровых храмов, например, на иконе «Введение Богородицы в храм» начала XIV века из села Кривое на Северной Двине (ГРМ).

Важным аргументом в пользу раннего происхождения шатрового типа деревянного храма является постоянство типолигии деревянного зодчества. На протяжении столетий деревянное строительство, тесно связанное с народной средой, велось по старым, хорошо знакомым образцам. Строители придерживались нескольких сложившихся типов, поэтому более поздние постройки в целом должны были повторять предшествовавшие им. Часто плотников обязывали строить новый храм по образцу старого, пришедшего в негодность. Консервативность деревянного зодчества, замедленность его развития позволяют думать, что основные его формы не претерпели существенного изменения со времени своего возникновения.

Шатровые храмы во многом определяли облик не только древнерусских сел, но и городов. Каменные церкви были редки, большая же часть храмов и в городах строилась из дерева. Вытянутые силуэты шатров хорошо выделялись из массы основной застройки. Имеется летописное сообщение о высоких «стоянах» в Москве, под которыми П. Н. Максимов и Н. Н. Воронин предполагали деревянные столпообразные церкви, увенченные шатрами. Позднее, в XVIII—XIX вв, когда деревянные церкви ушли из городского строительства, их во множестве продолжали строить на русском севере. Среди храмов Карелии и Архангельской области немало примеров шатровых построек.

Во второй половине XIX — начале XX века в постройках «русского стиля» и модерна проявился интерес к древнерусской архитектуре. Возрождению традиций православной архитектуры сопутствовал и интерес к деревянной народной архитектуре. Появились новые профессиональные проекты деревянных церквей. При этом форма шатра воспринималась как характерный элемент именно русского храма. Деревянные храмы продолжают строиться и в современной России, причем шатровая форма завершения пользуется широкой популярностью.

Конструкция шатра обыкновенно очень проста. Несколько (чаще всего восемь) бревен сводятся в верхней точке, образуя ребра шатра. Снаружи шатёр обшивают досками и иногда покрывают лемехом. Сверху на него ставится небольшая главка с крестом. Интересен факт, что в деревянных храмах шатёр делался глухим, отделяясь от интерьера храма потолком. Это вызвано необходимостью защитить интерьер храма от атмосферных осадков, при сильном ветре проникающих через покрытие шатра. При этом пространство шатра и храма эффективно вентилируются отдельно друг от друга.

В качестве основания для шатра чаще всего служит восьмигранный верхний ярус храма — восьмерик (по мысли С. В. Заграевского — аналог барабана для купола). Отсюда происходит конструкция «восьмерик на четверике», позволяющая лучше сделать переход от квадратного в плане основания храма к восьмигранному шатру. Но встречаются храмы и без восьмерика. Встречаются храмы не имеющие четверика, они с уровня земли имеют восьмигранную форму. Редко встречаются храмы с большим числом граней. Бывают и многошатровые храмы. Помимо центрального шатра, венчающего сруб, малые декоративные шатры ставились и на примыкающие к срубу притворы.

Каменные шатровые храмы в XVI веке

Что такое шатер в архитектуре. Смотреть фото Что такое шатер в архитектуре. Смотреть картинку Что такое шатер в архитектуре. Картинка про Что такое шатер в архитектуре. Фото Что такое шатер в архитектуре

Каменные шатровые храмы — уникальное явление древнерусской архитектуры. Время возникновения этого архитектурного типа — начало XVI века.

Важное качество шатровых храмов — столпообразность — встречалось в русской архитектуре и ранее. Существовал особый тип храма «под колоколы», так как колокольни в виде отдельной башни не существовало. Чаще всего это были многогранные маленькие храмы без опорных столпов внутри (бесстолпные), имеющие несколько ярусов. Таким был предшественник колокольни Ивана Великого в Московском Кремле построенный в 1329 году. Но первые шатровые храмы никак не были функционально связаны со звоном. Идея увенчать небольшой центричный храм не куполом, а вытянутым шатром была принципиально нова.

Что такое шатер в архитектуре. Смотреть фото Что такое шатер в архитектуре. Смотреть картинку Что такое шатер в архитектуре. Картинка про Что такое шатер в архитектуре. Фото Что такое шатер в архитектуре

Обе церкви были задуманы как небольшие придворные храмы в усадьбах московского государя. В результате новых исследований, создателем ансамбля Александровой слободы следует считать итальянца Алевиза Нового. Авторство церкви Вознесения приписывается итальянцу Петроку Малому.

Троицкая церковь как первая постройка принципиально нового типа получилась несколько неловкой. Нижний её ярус (не считая подклета) — четверик, имеющий вполне традиционные формы, не связанные со столпообразными церквями. С востока к нему примыкают три алтарные апсиды. Шатер церкви поставлен на невысокий восьмерик, украшенный кокошниками. Формы четверика говорят о переходном характере архитектуры храма, новый тип здесь ещё не вполне сложился. Храм входил в комплекс деревянного дворца Василия III. С этим могла быть связана идея архитектора использовать в каменной архитектуре формы деревянного зодчества. Шатёр Троицкой церкви уникален так же тем, что внутри него сохранилась фресковая роспись того времени. Других расписанных фреской шатровых храмов неизвестно.

Церковь Вознесения в Коломенском существенно отличается от Троицкого храма. Она поставлена свободно, отдельно от дворца и является своеобразным храмом-монументом. Благодаря особой конструкции с пристенными пилонами Петроку Малому удалось придать храму необыкновенно вытянутые пропорции, в результате получилось здание с необычной «летящей» архитектурой. Употребив привычные для себя ренессансные элементы в отделке храма архитектор стилизовал некоторые детали в духе готики. Вероятно, таким образом он хотел придать храму больше связи с традиционной русской архитектурой, в которой итальянцы примечали сходные с готикой черты. Ренессансные пилястры и карнизы сочетаются здесь с готическими вымпергами и килевидными московскими кокошниками. Формы церкви Вознесения совершенно законченны, тонко продуманы. Четверик храма имеет правильную квадратную форму с выступами по всем сторонам, придающими ему крестообразность. У храма нет алтарной апсиды. Кокошники создают красивый ступенчатый переход к восьмерику. Вознесенская церковь производит неизгладимое впечатление своим внешним видом, при этом интерьер её чрезвычайно мал, так как не предназначался для многолюдного богослужения. Как и во всех храмах XVI века шатер здесь открыт в интерьер, придавая узкому пространству храма невероятную высоту.

Что такое шатер в архитектуре. Смотреть фото Что такое шатер в архитектуре. Смотреть картинку Что такое шатер в архитектуре. Картинка про Что такое шатер в архитектуре. Фото Что такое шатер в архитектуре

Здесь величественный образ шатрового храма послужил памятником победе над Казанским ханством. Вознесенская церковь в Коломенском так же играла роль монумента в память рождения у Василия III наследника — Ивана Грозного. Таким образом, новый архитектурный тип получил определенные функции. Торжественная архитектура, рассчитанная прежде всего на внешнее восприятие, служила мемориальным целям.

Изначально все девять приделов Покровского собора были поставлены как отдельные церкви, лишь позднее соединенные крытыми галереями. Здесь совместились три разные типологии церквей: центральный придел — шатровый (с восьмериком на четверике), четыре средних — столпообразные (восьмигранные многоярусные) и четыре малых, четверики которых завершены пирамидами кокошников. Все приделы, кроме центрального, завершены куполами. Стройный шатёр принял на себя ведущую роль в композиции. Снаружи он богато декорирован разнообразных форм кокошниками, а до конца XVIII века имел ещё 8 декоративных главок, стоявших на расположенном посередине высоты шатра уступе.

Что такое шатер в архитектуре. Смотреть фото Что такое шатер в архитектуре. Смотреть картинку Что такое шатер в архитектуре. Картинка про Что такое шатер в архитектуре. Фото Что такое шатер в архитектуре

Интересно, что в завершении всех шатровых церквей сохранился купол. Он приобрел миниатюрные формы, но имеет свой барабан и покрыт снаружи луковичной главой. В некоторых случаях внутренность купола открыта в интерьер шатра (как в Покровском соборе) или отделена куполообразным сводом, завершающим шатёр внутри (как в Коломенском). Позднее (в XVII веке) шатры будут завершаться глухими декоративными главками, так как сами станут лишь декоративной надстройкой над сводом храма.

Во второй половине XVI века шатровые храмы получили широкое распространение. Среди них можно выделить разные типологические варианты:

Шатровые храмы возводились по указам царей, строились в царских селах и в имениях знатных людей.

Что такое шатер в архитектуре. Смотреть фото Что такое шатер в архитектуре. Смотреть картинку Что такое шатер в архитектуре. Картинка про Что такое шатер в архитектуре. Фото Что такое шатер в архитектуре

Что такое шатер в архитектуре. Смотреть фото Что такое шатер в архитектуре. Смотреть картинку Что такое шатер в архитектуре. Картинка про Что такое шатер в архитектуре. Фото Что такое шатер в архитектуре

Что такое шатер в архитектуре. Смотреть фото Что такое шатер в архитектуре. Смотреть картинку Что такое шатер в архитектуре. Картинка про Что такое шатер в архитектуре. Фото Что такое шатер в архитектуре

Что такое шатер в архитектуре. Смотреть фото Что такое шатер в архитектуре. Смотреть картинку Что такое шатер в архитектуре. Картинка про Что такое шатер в архитектуре. Фото Что такое шатер в архитектуре

Что такое шатер в архитектуре. Смотреть фото Что такое шатер в архитектуре. Смотреть картинку Что такое шатер в архитектуре. Картинка про Что такое шатер в архитектуре. Фото Что такое шатер в архитектуре

Иногда, шатровые храмы служили не центром композиции многопрестольного храма, а могли играть роль приделов к большим соборам.

В XVI веке почти никогда не совмещали несколько шатров в композиции одного храма, что станет обыкновенным в следующем столетии. Но было исключение.

Последние шатровые церкви перед смутным временем были построены по заказу царя Бориса Годунова.

Шатровые храмы в первой половине XVII века

Что такое шатер в архитектуре. Смотреть фото Что такое шатер в архитектуре. Смотреть картинку Что такое шатер в архитектуре. Картинка про Что такое шатер в архитектуре. Фото Что такое шатер в архитектуре

Что такое шатер в архитектуре. Смотреть фото Что такое шатер в архитектуре. Смотреть картинку Что такое шатер в архитектуре. Картинка про Что такое шатер в архитектуре. Фото Что такое шатер в архитектуре

Что такое шатер в архитектуре. Смотреть фото Что такое шатер в архитектуре. Смотреть картинку Что такое шатер в архитектуре. Картинка про Что такое шатер в архитектуре. Фото Что такое шатер в архитектуре

Что такое шатер в архитектуре. Смотреть фото Что такое шатер в архитектуре. Смотреть картинку Что такое шатер в архитектуре. Картинка про Что такое шатер в архитектуре. Фото Что такое шатер в архитектуре

Что такое шатер в архитектуре. Смотреть фото Что такое шатер в архитектуре. Смотреть картинку Что такое шатер в архитектуре. Картинка про Что такое шатер в архитектуре. Фото Что такое шатер в архитектуре

Постепенно архитектура XVII века изменяет типологию шатровых храмов. Некоторые более ранние постройки сохраняют ещё прежнюю выразительность столпообразных храмов, но содержат при этом важные новшества.

Что такое шатер в архитектуре. Смотреть фото Что такое шатер в архитектуре. Смотреть картинку Что такое шатер в архитектуре. Картинка про Что такое шатер в архитектуре. Фото Что такое шатер в архитектуре

Что такое шатер в архитектуре. Смотреть фото Что такое шатер в архитектуре. Смотреть картинку Что такое шатер в архитектуре. Картинка про Что такое шатер в архитектуре. Фото Что такое шатер в архитектуре

Что такое шатер в архитектуре. Смотреть фото Что такое шатер в архитектуре. Смотреть картинку Что такое шатер в архитектуре. Картинка про Что такое шатер в архитектуре. Фото Что такое шатер в архитектуре

Помимо измельченных декоративных по форме церквей родившегося в Москве узорочья, шатры продолжали более традиционно использоваться в многочисленных церквях Ярославля. Здесь шатрами любили завершать приделы, примыкавшие к большим пятиглавым храмам. Этот прием восходит к собору Богоявленского-Авраамиева монастыря в Ростове Великом.

Шатры действительно перестали употребляться для завершения самих церквей, сменившись декоративным пятиглавием. Но шатры сохранились в храмовой архитектуре, распространившись в роли завершения колоколен.

Шатровые колокольни

Колокольни с шатровым завершением являются распространеннейшим элементом архитектуры русского храма XVII столетия. Распоряжение патриарха Никона, запрещавшее строительство шатровых церквей, не затронуло шатровых колоколен, которые продолжали возводиться и в XVIII веке.

Что такое шатер в архитектуре. Смотреть фото Что такое шатер в архитектуре. Смотреть картинку Что такое шатер в архитектуре. Картинка про Что такое шатер в архитектуре. Фото Что такое шатер в архитектуре

Что такое шатер в архитектуре. Смотреть фото Что такое шатер в архитектуре. Смотреть картинку Что такое шатер в архитектуре. Картинка про Что такое шатер в архитектуре. Фото Что такое шатер в архитектуре

Что такое шатер в архитектуре. Смотреть фото Что такое шатер в архитектуре. Смотреть картинку Что такое шатер в архитектуре. Картинка про Что такое шатер в архитектуре. Фото Что такое шатер в архитектуре

Что такое шатер в архитектуре. Смотреть фото Что такое шатер в архитектуре. Смотреть картинку Что такое шатер в архитектуре. Картинка про Что такое шатер в архитектуре. Фото Что такое шатер в архитектуре

Что такое шатер в архитектуре. Смотреть фото Что такое шатер в архитектуре. Смотреть картинку Что такое шатер в архитектуре. Картинка про Что такое шатер в архитектуре. Фото Что такое шатер в архитектуре

Что такое шатер в архитектуре. Смотреть фото Что такое шатер в архитектуре. Смотреть картинку Что такое шатер в архитектуре. Картинка про Что такое шатер в архитектуре. Фото Что такое шатер в архитектуре

В 1620-е годы в Россию приехал ряд английских мастеров. Их приглашение было связано с резкой нехваткой специалистов в России после потрясений смутного времени.

А. Л. Баталов на примере XVI века сформулировал важную закономерность развития форм русской архитектуры. Если появление новой типологии связано с внешним импульсом, то её дальнейшее существование идет путем адаптации к местной традиции и преобразования созвучно имманентному развитию русской архитектуры.

Именно так развивалась типология шатровых колоколен на протяжении XVII века. В русской архитектуре привился только тип, представленный звонницей Спасской башни. Ярус звона делался в виде арочного восьмигранника. Шатер ставился на арочные перекрытия проемов, а не на прямой карниз как в Филаретовой пристройке. Не получили употребления готические пинакли по углам шатра. При этом большое развитие получили окна-слухи в гранях самого шатра.

В середине и особенно во второй половине XVII века в Москве и во множестве других городов шатровые колокольни стали неотъемлемой принадлежностью церквей. Чаще всего колокольни ставились над входом с западной стороны храма и соединялись с церковью низкой продольной трапезной.

Интересной особенностью обладают суздальские шатровые колокольни, имеющие вогнутую форму.

Шатровые храмы периода эклектики и модерна

Что такое шатер в архитектуре. Смотреть фото Что такое шатер в архитектуре. Смотреть картинку Что такое шатер в архитектуре. Картинка про Что такое шатер в архитектуре. Фото Что такое шатер в архитектуре

Что такое шатер в архитектуре. Смотреть фото Что такое шатер в архитектуре. Смотреть картинку Что такое шатер в архитектуре. Картинка про Что такое шатер в архитектуре. Фото Что такое шатер в архитектуре

Что такое шатер в архитектуре. Смотреть фото Что такое шатер в архитектуре. Смотреть картинку Что такое шатер в архитектуре. Картинка про Что такое шатер в архитектуре. Фото Что такое шатер в архитектуре

Что такое шатер в архитектуре. Смотреть фото Что такое шатер в архитектуре. Смотреть картинку Что такое шатер в архитектуре. Картинка про Что такое шатер в архитектуре. Фото Что такое шатер в архитектуре

Если в начале XVIII века форма шатра, как и другие элементы русской архитектуры XVII столетия, ещё жила в провинциальных постройках, то из профессиональной архитектуры она ушла до середины XIX века. С началом эклектики в архитектуре русских церквей активно возраждаются формы допетровского времен. Уже К. А. Тон часто обращался к шатровому завершению, как характерному русскому элементу, хотя использовал его не совсем так, как это делалось в XVI—XVII вв. Он проектировал большие пятиглавые храмы и соборы, заменяя традиционную форму покрытия глав на шатры. Колокольни так же увенчивались шатрами, что было традиционно.

Более глубокого понимания древнерусских архитектурных форм достигли архитекторы, перешедшие в начале XX века к модерну.

Что такое шатер в архитектуре. Смотреть фото Что такое шатер в архитектуре. Смотреть картинку Что такое шатер в архитектуре. Картинка про Что такое шатер в архитектуре. Фото Что такое шатер в архитектуре

Что такое шатер в архитектуре. Смотреть фото Что такое шатер в архитектуре. Смотреть картинку Что такое шатер в архитектуре. Картинка про Что такое шатер в архитектуре. Фото Что такое шатер в архитектуре

Интересно, что существовал другой проект храма, разработанный братьями Леонидом, Виктором и Александром Весниными — известными впоследствии советскими архитекторами, построившими до революции целый ряд храмов. По замыслу Весниных, церковь должна была иметь сильно вытянутый вверх шатер, вырастающий из двух рядов кокошников. Вместо колокольни должна была быть звонница, увенченная тремя декоративными шатрами. Проект был ближе к древнерусскому зодчеству, в нём угадываются конкретные прототипы.

Церковные постройки последних предреволюционных десятилетий являются частью ярчайшего расцвета архитектуры в России. Их отличают не только большие художественные достоинства по сравнению с постройками периода эклектики, но и более глубокое понимание образа и значения храма как такового.

И шатровые храмы, ориентрированные в особенности на лучшие постройки XVI столетия, занимают среди произведений модерна заметное место.

Современные шатровые храмы

Что такое шатер в архитектуре. Смотреть фото Что такое шатер в архитектуре. Смотреть картинку Что такое шатер в архитектуре. Картинка про Что такое шатер в архитектуре. Фото Что такое шатер в архитектуре

Теории возникновения каменных шатровых храмов

На протяжении более чем столетия учёные высказывают предположения о происхождении шатровых храмов. Многократно высказывалась мысль о связи шатрового зодчества с западноевропейской готикой (Н. М. Карамзин, И. М. Снегирев, Л. В. Даль, Е. Е. Голубинский, А. И. Некрасов, Г. К. Вагнер). С. В. Заграевский утверждает, что прямой связи здесь не могло быть, так как в европейской архитектуре шатры использовались преимущественно для башен, а так же кухонь и пивоварен (в чисто утилитарных целях). Неизвестно ни одного храма перекрытого каменным шатром. В редких случаях над средокрестием базилики мог ставиться деревянный шатер как в церкви Богоматери в Брюгге. В соборе Падуи над центральным куполом поставлен декоративный деревянный шатёр. Тем не менее, Заграевский отмечает, что древнерусская архитектура имела схожие с готикой тенденции развития вертикализма зданий.

Н. И. Брунов считал, что шатровые церкви развивают конструкцию храмов с повышенными подпружными арками. Как отмечает С. В. Заграевский, конструкция повышенных арок, несущих купол, и шатра, купол собой заменившего — это разные вещи. Но стремление древнерусской архитектуры к вертикализму храма прекрасно реализовалось в шатровом зодчестве. Появление шатровых церквей стало результатом той же тенденции в развитии русской архитектуры, что и появившееся ранее повышение подпружных арок.

Кроме того, в стремлении русских храмов с XIII века к динамичному, устремленному вверх объёму действительно есть родство с развитием готики. Поэтому опосредованное влияние образов готических храмов могло иметь место при создании нового типа храма в России. С. В. Заграевский считает, что итальянские архитекторы, работавшие на Руси, стилизовали свои постройки в готическом духе, желая больше связать их с местной традицией. В ней они видели ряд готических черт и в решении своих построек отступали от привычных им ренесансных форм. Но это объясняет образные черты шатрового зодчества и характер использованного декора. Типология же шатровых церквей не имеет точек соприкосновения с готикой, между готическими шпилями на башнях и шатрами над центром храма нет промежуточных звеньев.

Ряд исследователей (М. А. Ильин, П. Н. Максимов, М. Н. Тихомиров и Г. К. Вагнер) связывали шатровые храмы со старой традицией столпообразных церквей и с архитектурой башен. Столпообразные церкви с несколькими многогранными ярусами и завершенные куполом действительно предшествовали шатровым храмам, но их функция как храмов «под колоколы» не соответствует назначению первых придворных шатровых церквей.

Серьёзные основания имеет мысль о происхождении шатрового каменного зодчества от аналогичного по форме шатрового деревянного, столь распространенного на Руси с древности до настоящего времени. «Летописец вкратце Русской земли» под 1532 годом говорит: «Князь великий Василей постави церковь камену Взнесение Господа нашего Исуса Христа вверх на деревяное дело». Это летописное сообщение прямо связывает происхождение шатра с деревянным зодчеством. Выше приводились доказательства раннего происхождения деревянных шатровых храмов и их распространенности. Но если в деревянных церквях шатёр вынужденно сменил купол по конструктивным причинам, то замена купола шатром в каменном строительстве не связана с проблемой конструкции. Причину возникновения каменных шатров следует видеть в желании придать храму определенный образ. С. В. Заграевский отмечает, что и в Москве, и тем более в провинции вытянутые силуэты деревянных шатровых церквей играли ведущую роль. Итальянские архитекторы должны были учитывать окружавшую их архитектурную среду. Отсюда вероятность заимствования шатра именно из деревянных построек.

Например, Троицкая (Покровская) церковь Александровой слободы примыкала к деревянному великокняжескому дворцу. В ней первой, ещё очень неуклюже, был использован элемент деревянной архитектуры — шатёр. Четверик Троицкой церкви сходен ещё с четвериками обычных купольных храмов, в частности он имеет три апсиды. В следующей же постройке — церкви Вознесения в Коломенском — были найдены новые конструктивные решения и переработана форма четверика. Конструкция церкви позволила придать зданию необходимые вытянутые пропорции, а четверик приобрел форму равноконечного креста, лишённого апсиды, но прекрасно переходящего в восьмерик и шатёр.

Вопрос о происхождении шатровых церквей остается спорным. В научной литературе можно встретить различные, полемизирущие одна с другой, точки зрения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *