Что такое шанти в музыке
Морские песни шанти
Содержание
Характеристика
Во времена парусного судоходства шанти имели практическую ценность — их ритм помогал морякам синхронизировать темп своей совместной работы. Также они несли психологическую пользу — расслабляли и разгоняли скуку тяжелой работы. Благодаря их использованию команда также могла иносказательно высказать свое мнение о ситуации, не дав повода к наказанию от начальства.
Большинство шанти построено по принципу народных песен «вопрос-ответ»: один человек-запевала («шантимен») поет строку, а хор моряков подхватывает (например, как в песне «Boney»):
Шантимен: Boney was a warrior,
Хор: Way, hey, ya!
Шантимен: A warrior and a terrier,
Хор: Jean-François!
На строку припева обычно приходился рывок или толчок.
С музыкальной точки зрения, судя по всему, шанти питались из множества источников. Например, знаменитая «Spanish Ladies» — типичная испанская гальярда (которые были популярны около 1600 года), а песни типа «Fire Marengo» похожи на западно-африканские рабочие песни, а другие мелодии адаптируют обычные народные песни, а с XIX века — польки и вальсы. С точки зрения содержательной части стихи шанти, подобно блюзам, демонстрируют последовательность набора строк без какой-то явной, сквозной темы. «John Brown’s Body» — адаптированная военная песня.
«Пятнадцать человек на сундук мертвеца» — пример знаменитой вымышленной песни шанти.
Категории
Поскольку на определенные слова песни приходилось ударение (то есть рывок), со временем сформировались традиции петь шанти определенного ритма. Возникли шанти для поднятия якоря или травления канатов, и т. д.
Откуда взялся пиратский метал и как он звучит
Мы разобрали уже несколько необычных субжанров тяжелой музыки, но в отличие от какого-нибудь болотного метала, с пиратским все гораздо проще. В чем его суть? Это метал, вдохновленный поп-культурным образом пиратов. Классическая эстетика: золотой век пиратства, веселый Роджер, бочки с ромом, бунты, девицы, лихие грабежи, свобода и все такое. Об этом металисты-пираты и поют. А еще они одеваются как пираты, устраивают яркие шоу и много шутят — мало кто таким занимается всерьез. При этом корни подобной музыки лежат в XIX веке (и даже раньше) на торговых судах.
Основа пиратского метала — это трэш, пауэр или спид-метал (хотя бывают и исключения), к которому подмешивается фолк: аккордеон, скрипка или что-то поэкзотичнее. За фолк-элементы в таких группах обычно отвечает клавишник. Но что важнее, музыканты, играющие пиратский метал вдохновляются шанти и морскими песнями.
Шанти — жанр международной фольклорной музыки, но изначально он зародился на английских судах. Это ритмичные народные песни, которые распевали моряки за работой. Позже словом шанти стали называть и другие рабочие песни. Большая их часть построена по схеме «вопрос-ответ»: запевала произносит строчку, а хор матросов ему отвечает. Для моряков это было не просто развлечением для преодоления рутины. Шанти помогали большой команде синхронизироваться за работой. Поэтому со временем сформировались песни для конкретных видов работ: для поднятия и опускания парусов, работ с якорем, и даже для откачки воды из трюма. Продолжительность и ритм работы напрямую влияли на продолжительность и ритм соответствующей песни.
Если закапываться глубже, то и сами шанти окажутся той еще жанровой смесью. Здесь эпические баллады пересекаются с бардовскими песнями, простыми народными напевами, шутливыми кричалками, маршами, романсами, карибскими, скандинавскими и африканскими мотивами. И все это с огромной долей импровизации — запевала мог крутить текстами песен, как хотел.
Изначально шанти пелись на английском, но это явление быстро разрослось, так что можно найти жанровые песни и на шведском, и на французском, и на польском. А вот русских шанти история не запомнила — видимо, нас движение не коснулось. Ближайший аналог шанти на русском языке — хоровая версия «Дубинушки» и бурлацкие песни. А самый, пожалуй, известный пример морской шанти — песня Drunken Sailor.
И не стоит путать шанти и так называемые морские песни. Шанти отличает именно практическое применение во время работы. А вот песенки, которые матросы распевали в свободное время и на суше просто ради удовольствия — это не шанти, а те самые «морские песни». Хотя моряки могли и шанти в свободное время распевать. Вот так все запутано!
У пиратов свои песни, конечно же, тоже были. А вот были они похожи на шанти или нет — неизвестно. Сейчас уже невозможно определить, когда конкретно шанти зародились, но широко известны они стали только в середине XIX века. Однако в поп-культуре шанти и пираты срослись — вспомните, как задорно матросы распевали классические морские шанти в Assassin’s Creed IV: Black Flag.
Закат практического применения этого жанра случился в первой половине XX века — с распространением пароходов. Ему не дала загнуться ностальгия. Благодаря ей шанти, начиная с двадцатых годов прошлого века, снова начали набирать популярность. Но теперь уже просто как своеобразный музыкальный жанр и забава для моряков — пение стало своеобразной данью уважения старым традициям. И даже сегодня шанти — полноценный, не забытый жанр, существуют группы и музыканты, в нем играющие. И раз уж это основа пиратского метала, то с него и начнем.
Salty Walt & The Rattlin’ Ratlines — Log of the Albatross
Коллектив из Сан-Франциско, исполняющий классические шанти, чаще всего а капелла. Их единственный альбом — ультимативный способ освежить в памяти (или узнать впервые), как звучат морские шанти. Послушайте, чтобы настроиться на нужный лад перед погружением в суровый пиратский метал. Эти мужики — ветераны жанра, старинные песни матросов они распевают уже почти двадцать лет.
Running Wild — Under Jolly Roger
Со временем банда фактически превратилась в сольный проект ее основателя, вокалиста и гитариста Рольфа Каспарека. От пиратской тематики он не отступает и по сей день, хотя в начале нулевых сильно отклонялся в историю России и Первую мировую.
Среди прочих пиратских метал-групп Running Wild отличается более выверенными текстами — Каспарек темой пиратства и мореплавания увлекается больше с исторической точки зрения, нежели с поп-культурной. Так что градус китча здесь умеренный. В музыкальном же плане музыка Running Wild — классический, невероятно техничный спид-метал. Впрочем, Каспарек и в написании мелодичных метал-баллад силен.
Captain Bogg & Salty — Prelude to Mutiny
Captain Bogg & Salty — банда из Портленда, существовавшая с 1999 по 2011 годы. Идеальной пример переходной ступени между пиратским металом и шанти, который также можно назвать пиратским роком. Музыка группы — смесь шанти, рок-н-ролла, блюза, прога, фолка и кабаре. Все это, само собой, в пиратской тематике. Основатель группы Джейк Хендриксон настолько в теме, что даже писал музыку для мультсериала Disney «Джейк и пираты Нетландии». Впрочем, детские песни попадались уже в репертуаре Captain Bogg & Salty.
Alestorm — Captain Morgan’s Revenge
Банда, играющая «настоящий шотландский пиратский метал». Родом группа, собственно, из Шотландии — из города Перт. Основана Alestorm в 2004 году под именем Battleheart — с тех пор банда сменила имя, но не предает свой пиратский стиль. В плане звука их можно назвать истинными последователями Running Wild — классический метал и «горланящий» вокал в духе пьяных распевок на пиратском корабле. Но иногда их заносит и в более современный тяжелый звук — получается совершенно зверский пиратский металкор. Не зря Alestorm уже много лет — неофициальные хэдлайнеры жанра.
Lagerstein — All for Rum & Rum for All
Еще одни современные и относительно новые пираты, угарающие по классике. На сей раз — родом из Австралии, что уже само по себе довольно экзотично. Пиратский метал Lagerstein рубят с 2010 года и получается у них круто. Местами случается перекос в сторону мелодичного, но слишком уж кондового пауэр-метала, но большая часть песен — буквально шанти, напетые под тяжелые гитары. Образы на месте, юмор тоже. При этом банде еще и очень цепкие, застревающие в голове поп-мелодии писать удается. Основная часть фолк-инструментов у группы — на самом деле синтезатор, но зато скрипка живая.
The Dread Crew of Oddwood — Lawful Evil
The Dread Crew of Oddwood — акустическая группа из Сан-Диего, играющая пиратский метал с 2008 года. Да, несмотря на акустические инструменты их музыка — настоящий метал. Энергия, подача, даже тяжесть — все на самом метальном уровне. В подборке это еще и одна из самых аутентичных пиратских групп. Дело не только в текстах и костюмах (хотя и в них тоже). The Dread Crew of Oddwood используют настоящие фолк-инструменты: аккордеон, свистки, флейта, мини-пианино, скрипка, укулеле и много чего еще. Да и сами песни они сочиняют так, что с легкостью можно поверить, что это перепетое народное творчество. И хором у них здорово петь получается, и рычит их вокалист мелодично, и бородат — все, что нужно.
Swashbuckle — Crime Always Pays
Банда из Нью-Джерси, пиратствующая с 2005 года. В их музыке пиратские тексты и героические морские мелодии смешиваются с настоящим дэткором. Сами музыканты все это, разумеется, воспринимают иронично и постоянно шутят в текстах, но музыка-то у них получается неиронично крутая. Не удивительно, что они издаются на модном метал-лейбле Nuclear Blast.
Rumahoy — Time II: Party
Rumahoy — товарищи Swashbuckle по лейблу, с 2011 играющие самую модную версию пиратского металла. Выступают они в балаклавах, в первой же песне последнего альбома называют себя «морскими ковбоями», а лидера Rumahoy зовут капитан Йаррфейс — вот настолько все это серьезно. В музыке Rumahoy бодрый, припопсованный металкор встречается с пиратскими мелодиями и фолком.
Изначально группа родом из Шотландии. Поэтому какое-то время они называли себя САМЫМИ трушными шотландскими пиратами-металистами, подкалывая Alestorm.
Abney Park — Crash
Банда Abney Park основана в 1997 в Сиэтле и в наш список попала в качестве бонус-трека. Группа придумала собственную стимпанк-вселенную, вокруг которой и строит все свое творчество. Тексты песен в основном описывают приключения воздушных пиратов во главе с капитаном Робертом Брауном — вокалистом группы. Так что эстетика получается вполне себе пиратская, пусть пираты у Abney Park и не по морю плавают.
Музыка группы — дикая смесь кабаре, фолка, индастриала и расслабляющего бархатного голоса Брауна. Результат смешения настолько своеобразный и гармоничный, что может претендовать на отдельный жанр.
Шанти — песни бескрайнего моря
Паруса мокрыми тряпками висят на реях. Стучат обледенелые блоки и канаты. Моряки понимают, что парус стал слишком тяжел. «Толкаем его, парни, толкаем!», кричит боцман. Руки матросов раскачиваются на канатах, а парус ни с места. Люди слишком устали. Тогда вахтенные матросы заводят веревки на палубный кабестан, вертикальный вал для намотки канатов и якорных цепей, вставляют брусья и начинают с усердием тянуть. «Поднимаем-стопорим!». Под крик боцмана напрягаются мышцы, звенят стопоры-собачки кабестана, парус медленно ползет вверх. «Затяните песню, вареные рыбы!» Хриплый голос в медленном ритме пропевает первый куплет. За ним вторят хором остальные. Размеренный ритм песни налаживает работу моряков, парус ползет наверх. Поднять мерзлое полотно помогла шанти, старинная морская песня. О ней мы и расскажем в этой статье.
Откуда взялись шанти?
Песни шанти появились среди английских моряков примерно в XV-XVI веках, в эпоху Великих географических открытий. Позже их переняли французы, голландцы и прочие европейцы, которые покоряли новый мир. В море выходило все больше кораблей, да ходили они в морские походы по нескольку лет. Так, первое кругосветное плавание Джеймса Кука длилось почти четыре года — с 1768 по 1771 год. В таких долгих странствиях морская песня помогала слаженной работе команды и развлекала моряков в условиях долгой изоляции.
Шанти — хоровая рабочая песня. От французского «chante» — «пение». Ее затягивал шантимен — самый голосистый моряк-острослов. Куплеты были просты, порой даже бессмысленны. Как в этой шанти, призывающей попутный ветер:
На высокую поэзию не тянет. Но и задача у шанти была не чувства возбуждать. Она помогала моряку ставить паруса, скоблить палубу да выбирать якорь. Ритм песни голосом задавал шантимен. А кто-то из моряков мог подыгрывать на скрипке, барабане или варгане. Если был свободен от вахты.
Шанти, как они есть
Кэпстен шанти, capstan shanties
Кабестановые шанти матросы пели, вращая вал кабестана. Похожим на гриб кабестаном выбирали якорную цепь. Это была долгая монотонная работа. Главное в ней было равномерно и сообща прикладывать силу. Поэтому и песни были размеренными, с четким ритмом, Ударение в куплете попадало на шаг матросов. Пример: South Australia
Хол-ярд шанти, long-haul shanties или haul-yard shanties
Под них работали с парусами. Тяжелая работа, ведь паруса весили несколько тысяч фунтов. У этих песен двойной припев. Под куплет матросы отдыхали, а на припеве тянули фал, поднимая или опуская паруса. Количество рывков зависело от веса паруса. Расхожая хол-ярд шанти — веселая песенка про висельника Hanging Johnny:
Рывковые шанти, short-drag shanties
Их пели когда работу матросам нужно было сделать быстро и приложить большие усилия. Сильные ударения в конце припева как бы запечатывали результат труда. Boney, Haul on the Bowline — известные шанти короткого рывка.
Помповые шанти, pumping shanties
Их пели в трюмах, откачивая морскую воду. Что делать, деревянные корабли давали течь, как их не конопать. Морякам работать в полумраке трюма без песни было бы непросто. Да еще и с крысами по соседству.
Шаговые шанти, stamp-„n”-go shanties
Моряки пели их на больших парусниках, большой командой протягивая канаты вдоль палубы. Их тащили, маршируя в определенном ритме. Этот ритм и задавала шаговая шанти. Длинные песни с тягучими и задорными припевами. Похожи на кабестановые шанти. Вот как «Пьяный моряк» — Drunken Sailor. Можете подпевать!
Баковые песни, forecastle songs
Их пели, собираясь в короткое свободное время на баке — носовой части судна, где традиционно проживали матросы. Это были бравые воспоминания о морских сражениях, баллады о забытом доме или покинутой возлюбленной.
Такие шанти, как Spanish Ladies, согревали сердца моряков во время праздничных застолий, пересечения экватора или прохождения опасного мыса Горн в Южной Америке.
Йохохо, и бутылка рома.
У этой пиратской шанти есть полумифическая история. Среди моряков Карибского бассейна ходила легенда о мятеже на паруснике Эдварда Тича, более известного как Черная Борода. Капитан подавил бунт и высадил пятнадцать мятежников на острове Сундук Мертвеца. Это маленький клочок суши в архипелаге Виргинских островов. Каждому бунтовщику щедрый Тич дал по бутылке рому и не оставил ни капли воды. Об этих бедолагах карибские моряки сложили известную песню.
Шанти живы и сейчас. Посмотрите, как зажигательно Брюс Спрингстин исполнил шанти «Pay me my money down!»:
Шанти
Шанти, самые разные. Разные сюжеты, разные работы, разный ритм.
Шанти (англ. shanty) — моряцкие песни в Англии эпохи парусного флота. Моряки пели их во время работы на кораблях, чтобы синхронизировать усилия (по тому же принципу, что и русское «Эй, ухнем»). С тех пор они прочно ассоциируются с моряками и пиратами тех времён.
Для каждой работы у моряков была своя шанти, отвечавшая ритму именно этой работы. Но, в общем, они делятся на два вида.
(один запевала поёт:) Пятнадцать человек на сундук мертвеца!
(все поют:) Йо-хо-хо, и бутылка рому!
(снова запевала:) Пей, и дьявол тебя доведёт до конца!
(снова все:) Йо-хо-хо, и бутылка рому!
Кроме этих жанров, есть т. н. «баковые песни», которые не являются шанти в прямом смысле (не отвечают ритму работы). Просто матросы собираются на баке (неполной носовой палубе) и поют что могут. Песня американских китобоев «Rolling Down to Old Maui [3] » — именно из них. Подобную самодеятельность капитаны поддерживают: лишь бы не пили и в карты не резались.
Шанти — обычные рабочие песни и исполняются а-капелла. Из сюжетов — «а были вы в [вставьте какое-нибудь место]?», скука по девушке, корабельная жизнь, приключения на берегу, «не забывайте моряков». Часто через шанти матросы передавали офицерам своё ви́дение обстановки в политике или на корабле.
Многие из шанти — настоящий музыкальный триппер.
Содержание
Где встречается [ править ]
Литература [ править ]
Потом вдруг человек — потому что это все-таки был человек — отпрянул от стола, подтянул свои кожаные штаны и затянул песенку — ту, что поют матросы на корабле, вращая рукоятку ворота и прислушиваясь к гулу моря: Корабль идет вниз по реке. Налегай, молодцы, налегай! Хочешь знать, как зовут капитана? Налегай, молодцы, налегай! Джонатан Джонс из Южной Каролины, Налегай, молодцы…
Входит в гавань черный клипер, Дай, братцы, дай. Интересно, кто там шкипер, Дай, братцы, дай. Это янки, без сомненья, Дай, братцы, дай. Жизнь на нем одно мученье, Дай, братцы, дай, братцы, дай.
Руки не мыть и пить, фифаллерала, Поскорее пить, потому что отмыть нельзя… Фифаллерала-лерала, Нам кровь не отмыть… Принимай-ка, ведьма, гостей! Таверна нас не ждала и трактирщица тоже, Фифаллерала-лерала, Налей же, старуха, налей! Ты не знаешь чего? Не того, что мы проливаем, а еще покрасней! Налей! Фифаллерала-лерала! Ла-ла. [7]
Кино [ править ]
Телевидение [ править ]
Йо-хо-хо-хо! Тру-ля-ля-ля! Дружно затянем-ка вместе, друзья, Делай что хочешь, живи как и я, Ведь мы пираты! Карта сокровищ у нас, На ней сундук для нас, Сундук закрыт на замок, Найдем его в срок. Сундук откопаем мы, Там алмазы-сапфиры́, Замок открыть пора И закричим: Ура!
Комиксы [ править ]
Видеоигры [ править ]
Современная музыка [ править ]
Морские песни шанти и бутылка рома, а также иные концы.
Есть предположения, что подобные песни ведут своё начало еще с 15-го века, однако предположения эти не имеют доказательств, так что скорее возникли в более поздние времена. Как распространенное явление уходят к 20-му веку, вместе с парусным флотом. В настоящее время песни известны нам за счет собирателей и любителей фольклорной музыки. Однако, следы этих песен можно найти и в некоторых современных произведениях.
Большинство шанти построено по принципу народных песен «вопрос-ответ»: один человек-запевала («шантимен») поет строку, а хор моряков подхватывает. Такой «принцип» построения песен породил и множество вариаций. Ведь практически каждый мог придумать свой вариант очередного куплета.
Работать изо дня в день, из года в год под одну и ту же песню сложно, потому старые песни уходили, а на их место приходили новые. Однако бывало и так, что уже ушедшие песни возвращались из небытия.
От этого возникли следующие категории песен:
— Халлиард шанти (Long-haul shanties, также «halyard» — поднимать паруса или «long-drag shanties»): поются, когда работа длится долгое время, например, по спуску или подъему парусов. Обычно имеют удвоение припева, типа — «Way, hey, Blow the man down!». Когда кто-то забирался на мачту, чтобы освободить паруса, в это время на палубе команда удерживала фал (halyard, от haul + yard, поднимать + парус). Во время куплета команда отдыхала, а во время припева начинала тянуть — от одного до трёх рывков на припев, в зависимости от веса паруса. (Примеры песен: «Hanging Johnny», «Blow the Man Down»).
— Шанти короткого рывка (Short-drag shanties, также «short-haul» или «sheet»): поются, когда работа займет мало времени, но потребует большого приложения силы. Обычно имеют одно сильное ударение в конце каждого припева, типа — «Way, haul away, haul away Joe!». (Примеры песен: «Boney», «Haul on the Bowline»).
— Кэпстэн шанти (Capstan shanties, от названия кабестана): поются при поднятии якоря с использованием кабестана, когда якорная цепь или веревка наматываются на барабан кабестана. Обычно эти песни более спокойны, чем другие типы шанти, так как тут не требуется всплесков напряжения, а необходимо только равномерное приложение силы. Они могут иметь длинный припев, в отличие от вариантов «вопрос-ответ» в других типах, ровный четкий ритм и повествовательный текст, потому что поднятие якоря могло длиться довольно долго. Ударения на слова совпадали с шагами по палубе. (Примеры песен: «Santianna», «Paddy Lay Back», «Rio Grande», «South Australia», «John Brown’s Body»).
— Брашпильные и помповые шанти (Pumping shanties, от «помпы»): пелись во время откачки помпой воды из подтекающего корабля, а также при использовании брашпиля для подъема якоря («брашпильные шанти»). Также могли использоваться при работе с кабестаном, кроме того, после изобретения даунтоновской помпы с другим типом движения «кабестановские шанти» стали удобными при работе с помпой. (Примеры песен: «Strike The Bell», «Shallow Brown», «Barnacle Bill the Sailor», «Lowlands»).
— Stamp-‘n’-Go shanties: использовались только на кораблях с большой командой, где, чтобы протащить линь, использовалось большое количество людей. Матросы тащили канат, маршируя; кроме того, канаты тащились не только по прямой, но и «завязывая» петлю — когда одна группа матросов сворачивает и протаскивает конец каната под его серединой. У таких шанти тоже длинные припевы, подобно «кабестановым». (Примеры песен: «Drunken Sailor», «Roll the Old Chariot»)
— Церемониальные шанти или баковые песни (Fo’c’s’le (Forecastle) songs, Fo’castle Shanty, Forebitters, от «носа» корабля, «церемониальные шанти» или «баковые песни»): песни, которые использовались не при работе, а для развлечения, когда матросы в хорошую погоду собирались на носу, около бака. В них обычно рассказывалось об известных битвах, любви или тоске по дому. Церемониальные песни пелись на праздниках, например, при пересечении экватора. (Примеры песен: «Spanish Ladies», «Rolling Down to Old Maui»).
Наиболее широко известным примером шанти может быть «Пятнадцать человек на сундук мертвеца»
Согласно данным Квентина Ван Марле, полученным во второй половине XX века, эта песня ещё в конце XIX в. была известна среди моряков Карибского бассейна и отражала реальные события, которые произошли в самом начале XVIII в. На пиратском корабле «Месть королевы Анны», которым командовал капитан Эдуард Тич, по прозвищу Чёрная Борода, вспыхнул мятеж. Однако капитан подавил бунт и пятнадцать особо активных мятежников, среди которых был квартирмейстер (командир абордажной команды) Уильям Томас Боунс (прототип Билли Бонса), Тич решил высадить на необитаемый остров под названием Сундук мертвеца (небольшая скала в группе Виргинских островов). Каждому из пиратов, высаживаемому на остров, вручили по бутылке рома, видимо, для того, чтобы позабавиться — всем пиратам было известно, что ром не утоляет, а усиливает жажду. После чего корабль Тича спокойно уплыл восвояси.
Джон Мэйзфилд в «Песни моря» (1906) пишет следующее:
Морские песни, которые в ходу на торговых кораблях, бывают двух видов. Первый – это рабочие песни или шанти, которые поются для облегчения выполнения определенных заданий. Также есть морские баллады или моряцкие народные песни, которые поются в море во время второй полувахты, в порту ночью, после ужина. На суше, где нет таких условий, ничего похожего на эти песни не существует. В море, где в них всегда есть необходимость, морские песни бывают всех национальностей, но думается, что наиболее часто они встречаются на американских, а реже всего на французских кораблях. Самую красивую шанти, которую я когда либо слышал, пела норвежская команда. Также я слышал две весьма красивых греческих шанти, и, говорят, что у русских есть, по крайней мере, одна, такая же красивая, как и наши.
Что ж, можно теперь перейти и к русским песням.
Сразу можно сказать, что Мэйзфилд ошибается, когда говорит об отсутствии на суше условий, из которых подобные песни могли бы родиться.
Надеюсь, вы вспомнили то же, что и я.
Как указывают исследователи русских песен, припевы, употребляемые в различных комбинациях («Дубина, дубинушка!», «Подёрнем, подёрнем!», «Эй, ухнем! Эх, зелёная сама пойдет!») восходят к старинному способу выкорчевывания деревьев под пашню: сначала перерубали корни деревьев, затем тянули дерево за веревку, привязанную к вершине. Если как следует потянуть, тогда «зеленая дубинушка» (дерево) «сама пойдет» (упадёт).
Эти песни не имели повествовательного сюжета, являясь своего рода «рабочим инструментом» (т. н. «трудовые припевки»), необходимым, чтобы задать определённый темп работы, а также занять тружеников. Припевы из этих песен лесорубов перешли затем в песни бурлаков (тех же крестьян, занявшихся отходным промыслом), тянущих суда по рекам против течения. Песни продолжали использоваться и в строительстве, вообще, при любом тяжелом физическом труде.