Что такое шаговая доступность нормативы

В шаге от дома

Что такое шаговая доступность нормативы. Смотреть фото Что такое шаговая доступность нормативы. Смотреть картинку Что такое шаговая доступность нормативы. Картинка про Что такое шаговая доступность нормативы. Фото Что такое шаговая доступность нормативы

Что такое шаговая доступность нормативы. Смотреть фото Что такое шаговая доступность нормативы. Смотреть картинку Что такое шаговая доступность нормативы. Картинка про Что такое шаговая доступность нормативы. Фото Что такое шаговая доступность нормативы

Определять количество супермаркетов и ларьков будут местные власти, исходя из характеристик того или иного поселка или города. Например, учитывается не только величина населенного пункта, количество проживающего в нем населения, но и оборот торговли, то есть насколько активно люди пользуются магазинами.

Правда, бизнесу, если количество магазинов в населенном пункте не дотягивает до нормы, вряд ли стоит рассчитывать на преференции при открытии новой торговой точки. А зря, считает Елена Иванкина, директор Института отраслевого менеджмента РАНХиГС: «Преференции должны быть обязательно, если бизнес работает по социальным программам. А открытие дополнительных магазинов в маленьких городках или селах, безусловно, социальный вопрос, потому что оборот там не будет большим».

Что такое шаговая доступность нормативы. Смотреть фото Что такое шаговая доступность нормативы. Смотреть картинку Что такое шаговая доступность нормативы. Картинка про Что такое шаговая доступность нормативы. Фото Что такое шаговая доступность нормативы

Особенно мудрить с поддержкой не нужно. Льготы стоит использовать классические, полагает эксперт: «Например, особый механизм предоставления земельного участка вплоть до голландского аукциона, когда земля предоставляется по самой низкой стоимости квадратного метра или арендной платы. Также нужно облегчение доступа к кредитованию, может быть льготное кредитование или налоговые каникулы».

Источник

Глава 15. Зона пешеходной доступности

Глава 15
Зона пешеходной доступности

Параметры зоны пешеходной доступности

1. Площадь территории для применения целевых моделей Стандарта, га

2. Плотность застройки территории (мин./ макс.),

Определяется как отношение общей площади зданий к площади территории в границах зоны пешеходной доступности. Общая площадь зданий определяется как сумма площади всех этажей в габаритах наружных стен (включая площади всех помещений этажа, в т. ч. лоджий, лестничных клеток, лифтовых шахт и пр.). Учитываются только надземные этажи, включая мансардные. Подземные этажи зданий и сооружений не учитываются. Подземное сооружение не учитывается, если поверхность земли над ним используется под озеленение, организацию площадок, автостоянок и другие виды благоустройства.

3. Доля помещений, приспособленных для размещения объектов общественно-деловой инфраструктуры, от общей площади зданий (мин./макс.), %

Определяется как доля от общей площади 1 всех расположенных на территории зданий и сооружений, отведенная для размещения объектов торговли, услуг, культуры, досуга, образования, здравоохранения, а также офисов и малых производств.

4. Жилищная обеспеченность (мин./макс.),

5. Плотность населения (мин./макс.), чел./га

Определяется как отношение общей численности жителей в зоне пешеходной доступности к площади ее территории.

6. Обеспеченность озелененными территориями (мин.),

Устанавливается в зависимости от плотности населения на территории в зоне пешеходной доступности. Определяется как минимальная площадь открытых пространств на жителя, где не менее 50% территории занято растительностью или участками открытого грунта. Принимается в соответствии с нормативами, установленными в СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», или согласно региональным и местным нормативам градостроительного проектирования. В расчет входят деревья, высаженные вдоль улиц, и учитываются все озелененные территории, в том числе участки образовательных учреждений, внутриквартальные территории, озелененные кровли.

7. Доля озелененных территорий в территориях общего пользования (мин.),%

Устанавливается как минимальный процент от общей площади озелененных территорий в зоне пешеходной доступности, который должен быть в ней размещен в составе парков, скверов, бульваров. Оставшаяся часть озелененных территорий размещается на земельных участках различных правообладателей. Для этого требования к озеленению земельных участков устанавливаются в ПЗЗ. Если они не установлены, вся требуемая площадь озеленения должна быть размещена на территориях общего пользования и участках образовательных учреждений.

8. Обеспеченность автостоянками (макс.), машино-мест / 1 тыс. жителей (расчет)

Определяется как удельный показатель числа автостоянок на одного жителя территории в зоне пешеходной доступности.

В расчете учитываются все виды автостоянок: открытые (линейные и плоскостные) и закрытые (подземные, полуподземные, наземные многоуровневые и встроенно-пристроенные: в первых этажах зданий или стилобатах, механизированные).

9. Уровень обслуживания общественным транспортом (мин.), баллы (расчет)

Комплексный показатель, определяемый расчетом для каждой зоны пешеходной доступности в зависимости от спроса на общественный транспорт среди жителей и работающих на территории в пиковые часы. Параметр учитывает:

— предпочтительные виды общественного транспорта в соответствии с их провозной способностью;

— степень независимости движения общественного транспорта от загруженности улично-дорожной сети (приоритетность проезда);

— интервал движения общественного транспорта.

10. Плотность улично-дорожной сети (мин.),

Определяется как соотношение суммарной протяженности улиц на территории в зоне пешеходной доступности к площади этой территории.

Регулирование параметров зоны пешеходной доступности направлено не только на достижение показателей целевой модели Стандарта на конкретной территории города, но и на ее включение в существующую функционально-планировочную структуру и общественную инфраструктуру города: городскую улично-дорожную сеть, инженерные сети, транспортную систему, систему озелененных территорий и пр. (подробнее см. Книгу 3 «Стандарт освоения свободных территорий»). Параметры зоны пешеходной доступности позволяют укрупненно оценить технико-экономические показатели развития территории, соотнести их с планами городского пространственного развития и возможностями муниципального бюджета, а также приступить к разработке проектов жилой и многофункциональной застройки.

Площадь территории для применения целевых моделей стандарта

Оптимальная площадь территории в зоне пешеходной доступности определяется для каждой из целевых моделей Стандарта с учетом установленных для них показателей плотности и уровня функционального разнообразия.

Размещение преимущественно жилой застройки средней плотности по среднеэтажной модели Стандарта, ориентированной на обслуживание общественным транспортом, рассчитано на территорию в зоне семиминутной пешеходной доступности, площадью около 26 га, описываемой радиусом 290 м.

Малоэтажная модель Стандарта, характеризующаяся относительно низкой плотностью и уровнем функционального разнообразия, а также приоритетом перемещений на личном автомобиле, соответствует радиусу 10-минутной пешеходной доступности (420 м) между всеми объектами на территории, то есть площади до 55 га.

Если территория проектирования равна размеру зоны пешеходной доступности, параметры Стандарта назначаются в соответствии с выбранной целевой моделью. Однако площадь участка проектирования может отличаться от площади зоны пешеходной доступности в большую или меньшую сторону. В обоих случаях применение параметров Стандарта будет иметь свои особенности (см. илл. 4).

Если площадь участка проектирования меньше установленной для выбранной целевой модели, основной задачей становится включение новой застройки в сложившуюся городскую среду таким образом, чтобы параметры территории в зоне пешеходной доступности за пределами участка проектирования максимально приблизились к параметрам выбранной модели Стандарта. Это повысит качество жизни во всех кварталах в зоне пешеходной доступности. Например, если застройка в этой зоне недостаточно плотная, на участке должен появиться фрагмент высокоплотной застройки. При низком уровне функционального разнообразия территории в составе новой застройки рекомендуется разместить объект-магнит (например, досуговый центр), который привлечет посетителей из других районов города и создаст дополнительные потоки пользователей для других объектов торговли, услуг и досуга.

Если территория проектирования превышает максимальную площадь зоны пешеходной доступности, установленную для выбранной целевой модели, ее следует разделить на фрагменты, соответствующие по размеру этой зоне. Для каждого из участков может быть выбрана своя целевая модель, на основе которой будет сформирована застройка. Важной задачей проектирования такой территории станет обеспечение транспортных, пешеходных и функциональных связей между отдельными ее фрагментами, соответствующими различным целевым моделям Стандарта, и плавного перехода от одного фрагмента к другому (подробнее об определении расположения зоны пешеходной доступности относительно границ участков различного размера и очертаний см. Книгу 3 «Стандарт освоения свободных территорий»).

Плотность застройки территории

Параметр позволяет рассчитать общую площадь объектов капитального строительства, которые будут размещены на той или иной городской территории в ходе ее развития. На основе этих расчетов застройщики могут предварительно оценить экономику проекта такого развития и принять решение о целесообразности его разработки. Соответствующие органы власти получают возможность укрупненно оценить нагрузку на инженерную и транспортную инфраструктуру, обеспеченность социальной инфраструктурой, предусмотренной в нормативах градостроительного проектирования, и вложения средств бюджета в их развитие в случае реализации проекта.

Доля помещений, приспособленных для размещения объектов общественно-деловой инфраструктуры

Илл. 4. Особенности применения параметров Стандарта на участках проектирования различного размера

На основе показателей плотности застройки территории, укрупненно определяющих общую площадь объектов капитального строительства, параметр позволяет определить общую площадь объектов нежилого назначения, размещение которых обеспечит соответствие застройки выбранной целевой модели Стандарта.

Тем не менее, даже если на текущий момент на территории проектирования отсутствуют социально-экономические предпосылки для повышения уровня ее функционального разнообразия, в проекте следует устанавливать долю помещений, где при возникновении соответствующих условий могут быть размещены объекты торговли и услуг, культуры и досуга, офисы, малые производства и пр. В противном случае формируется территория, неустойчивая к социальным и экономическим изменениям, которая в будущем может потребовать больших вложений в редевелопмент.

Илл. 5. Трансформация жилых помещений в первых этажах в помещения для различных объектов общественно-деловой инфраструктуры

Жилищная обеспеченность и плотность населения

Показатель плотности населения используется наряду с показателем плотности застройки для укрупненной оценки эффектов от развития территории на загруженность городской инфраструктуры.

С участием жителей формируется так называемое дневное и ночное население городских территорий. Его плотность не регулируется, но оно чрезвычайно важно для развития этих территорий, поскольку способствует повышению уровня их функционального разнообразия и безопасности. К этому населению относятся следующие группы посетителей городских территорий:

— постоянные (те, кто бывает на территории не менее пяти дней в неделю; помимо жителей к ним относятся работающие или обучающиеся на территории);

— периодические (те, кто прибывает на территорию через некоторые интервалы времени, к примеру, для посещения парков городского значения, спортивных центров, косметических и спа-салонов и пр.);

— эпизодические (те, кто посещает территорию время от времени, например туристы, экскурсанты).

Наличие дневного и ночного населения обеспечивает оживленную жизнь на улицах в зоне пешеходной доступности как в дневные, так и в вечерние часы, а также равномерный поток посетителей объектов торговли и услуг в течение всего дня. Это создает благоприятные условия для развития малого бизнеса.

В расчете нормируемых объектов эти пользователи не учитываются: предполагается, что число ежедневно выезжающих с территории на работу или учебу жителей больше или равно числу прибывающих на нее с теми же целями. В этом случае дополнительной инфраструктуры не требуется. Напротив, уже предусмотренная инфраструктура используется более эффективно и обеспечивает большее число горожан в течение суток. Так, например, в дневное время сотрудники расположенных на территории предприятий могут использовать те же автостоянки, что и ее жители, работающие в других районах города и возвращающиеся на территорию в вечернее время. Некоторые родители могут выбирать детский сад для своих детей не рядом с домом, а рядом с работой.

Обеспеченность озелененными территориями

Регулирование параметра направлено на размещение в зоне пешеходной доступности такой площади озеленения, которая обеспечит комфортные условия пребывания на ней всех жителей и посетителей территории. Созданию таких условий способствуют следующие эффекты, связанные с высадкой травянистой, древесной и кустарниковой растительности:

— повышение качества воздуха, в том числе улавливание частиц пыли, поглощение углекислого газа и выделение кислорода;

— снижение уровня шума;

— повышение микроклиматического комфорта в открытых пространствах, в том числе снижение скорости ветра или, напротив, стимулирование воздушных потоков в безветренную жаркую погоду, создание тени, смягчение эффекта теплового острова за счет испарений с поверхности кроны;

— естественное впитывание в грунт и сохранение влаги, способствующие снижению нагрузки на ливневую канализацию и риска затопления улиц при выпадении сверхнормативных осадков.

При расчете обеспеченности учитывается все озеленение в составе территорий жилой и многофункциональной застройки как на территориях общего пользования, так и на участках школ, детских садов, на внутриквартальных территориях и придомовых участках. Это связано с тем, что перечисленные выше эффекты дает любое озеленение вне зависимости от того, на территории каких правообладателей оно расположено.

Регулирование площади озелененных территорий на каждого жителя без конкретизации основных групп растений (трав, кустарников, деревьев), предполагаемых для размещения на этих территориях, может не обеспечивать всего набора указанных эффектов озеленения и, как следствие, лишь в незначительной степени повышать комфорт пребывания жителей в открытых городских пространствах. Чтобы этого избежать, рекомендуется регулировать обеспеченность озелененными территориями с учетом интенсивности их озеленения.

Илл. 6. Интенсивность озеленения и позитивный эффект от повышения ее уровня на территориях жилой и многофункциональной застройки

Она определяется в зависимости от набора применяемых групп растений, их количества (густоты посадок) или занимаемой ими площади (для травянистой растительности). В случае если на одного человека приходится свыше 0,3 дерева (кустарника), площадь озелененной территории возможно уменьшать на 10 при высадке на ней каждого нового дерева (кустарника). В целом при расчете обеспеченности озелененными территориями на основе нормативов, установленных в СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», или в соответствии с региональными и местными нормативами градостроительного проектирования 4 допускается предусматривать снижение площади озелененных территорий на 30% при повышении его интенсивности до максимального, третьего, уровня (см. илл. 6).

Регулирование обеспеченности озелененными территориями с учетом интенсивности озеленения способствует наиболее полному достижению всех позитивных эффектов озеленения, повышению комфорта пребывания жителей на территориях жилой и многофункциональной застройки, а также дает большую свободу планировочных решений за счет экономии площадей в открытых городских пространствах.

Доля озелененных территорий в территориях общего пользования

Параметр регулируется в увязке с рекомендованными значениями обеспеченности озелененными территориями, а также значениями плотностных параметров (застройки, населения, улично-дорожной сети). Это регулирование направлено на формирование комфортных условий для отдыха и досуга жителей на открытом воздухе.

Чем выше плотностные показатели территории проектирования, тем больше возможностей для размещения озеленения вдоль улиц, бульваров, в небольших парках и скверах, а не внутри кварталов. Своих максимальных значений этот параметр достигает в среднеэтажной (40%) и центральной (45%) моделях Стандарта. В малоэтажной, где озеленение по преимуществу размещается на придомовых участках и при этом велика площадь открытых грунтовых участков с естественным травянистым покрытием, доля озелененных территорий общего пользования минимальна (15%). Как правило, эту площадь занимает местный парк.

Обеспеченность автостоянками и уровень обслуживания общественным транспортом

Илл. 8. Усредненные характеристики различных видов транспорта

Стандарт предполагает взаимосвязанное планирование инфраструктуры для общественного транспорта и автомобильных перемещений на основе комплексной оценки транспортной доступности территории в масштабе города. В том числе предусматривается:

— дифференцированное ограничение обеспеченности автостоянками на разных территориях города с учетом пропускной способности улично-дорожной сети, а также приоритетных видов перемещений для выбранной целевой модели Стандарта;

— развитие сети комфортного и надежного общественного транспорта, обслуживающего территории, где возможности для размещения автостоянок ограничены или где использование автомобиля как основного вида транспорта большинством жителей приведет к превышению пропускной способности городской улично-дорожной сети.

В зависимости от численности населения и плотности застройки в целевой модели, на основе которой развивается территория, Стандарт определяет требования как к уровню обеспеченности автостоянками, так и к уровню обслуживания общественным транспортом.

В условиях плотной застройки возможности для размещения автостоянок для всех жителей и работающих на территории горожан ограничены, при этом с ростом уровня функционального разнообразия потребность в ежедневных поездках на автомобиле сокращается. Развитие территорий такой застройки предполагает высокий уровень обслуживания общественным транспортом, а также стимулирование пешеходных перемещений и использования безмоторных видов транспорта.

На территориях с относительно низкой плотностью застройки и населения ниже уровень функционального разнообразия, поэтому приоритет здесь отдан автомобильным перемещениям и существует возможность разместить автостоянки для большинства пользователей. Тем не менее развитие этих территорий должно предусматривать наличие альтернативы в виде общественного транспорта.

Показатель обеспеченности автостоянками определяется расчетом для каждой городской территории, развиваемой согласно той или иной целевой модели Стандарта. Этот расчет должен быть основан на оценке загруженности и пропускной способности улично-дорожной сети в масштабе всего города, чтобы избежать возникновения заторов. Жители, не обеспеченные автостоянками, должны иметь возможность передвигаться на быстром и комфортном общественном транспорте (подробнее расчет обеспеченности автостоянками см. в Книге 3 «Стандарт освоения свободных территорий»).

Уровень обслуживания общественным транспортом оценивается в баллах и рассчитывается в следующем порядке:

— устанавливается прогнозируемый спрос на общественный транспорт или количество его ежедневных пользователей в зоне пешеходной доступности. Оно определяется как число жителей и работающих на территории той или иной целевой модели Стандарта, не обеспеченных местами для хранения личных автомобилей;

— устанавливается приоритетный вид общественного транспорта в соответствии с его провозной способностью, которая рассчитывается с запасом, т.е. таким образом, чтобы не только обеспечить прогнозируемый спрос, но и стимулировать автомобилистов чаще пользоваться общественным транспортом;

— выбранный вид транспорта оценивается по сочетанию таких показателей, как приоритетность проезда (рельсовый, по выделенной полосе, в общем потоке) и интервал движения. Оценка выражается в баллах.

В среднеэтажной модели Стандарта рекомендуемый уровень обслуживания общественным транспортом в 4 балла подразумевает движение рельсового транспорта (трамвай, метро, а также пригородные поезда) с интервалом до 30 мин., а также колесного по выделенной полосе (с интервалом не более 15 мин.) или в общем потоке с интервалом не более 5 мин.

В малоэтажной модели Стандарта значение параметра минимально: 1 балл. Это означает, что интервал движения автобусов как по выделенной полосе, так и в общем потоке может составлять 30 мин. и более. Наличие рельсового транспорта (например, пригородной электрички) с тем же интервалом движения повышает уровень обслуживания до 2 баллов.

Плотность улично-дорожной сети

Чем плотнее улично-дорожная сеть на территориях в зоне пешеходной доступности, тем выше разнообразие маршрутов, тем более равномерно распределяются транспортные и пешеходные потоки. Наличие альтернативных маршрутов способствует устойчивости транспортной системы, поскольку при возникновении затора существует возможность использовать другие пути. Частые перекрестки в плотной улично-дорожной сети сдерживают водителей при разгоне и тем самым повышают безопасность пешеходов.

Этому показателю соответствует рекомендуемая плотность улично-дорожной сети на территориях, развиваемых согласно центральной модели Стандарта. Значения параметра для среднеэтажной и малоэтажной моделей принимаются 15 и 19 соответственно.

Илл. 9. Сравнение плотности улично-дорожной сети на территориях жилой и многофункциональной застройки в городах России и Европы

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Распоряжение Минкультуры России от 02.08.2017 N Р-965

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 2 августа 2017 г. N Р-965

Во исполнение поручений Правительства Российской Федерации от 01.03.2016 N ДК-П12-1123, от 25.04.2016 N ДК-П12-2459:

1. Ввести в действие прилагаемые методические рекомендации субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры.

2. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления разработать и утвердить методические рекомендации по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры с учетом средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на культуру.

3. Распоряжение Министерства культуры Российской Федерации от 27.07.2016 N Р-948 признать утратившим силу.

к распоряжению Министерства

культуры Российской Федерации

от 2 августа 2017 г. N Р-965

СУБЪЕКТАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНАМ МЕСТНОГО

САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ СЕТИ ОРГАНИЗАЦИЙ КУЛЬТУРЫ

И ОБЕСПЕЧЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ УСЛУГАМИ ОРГАНИЗАЦИЙ КУЛЬТУРЫ

Закон Российской Федерации от 09.10.1992 N 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре».

территориальное и социальное равенство граждан в реализации их права на доступ к культурным ценностям, участие в культурной жизни и пользование организациями культуры;

развитие инфраструктуры культурной деятельности;

создание благоприятной культурной среды в малых городах и сельских поселениях, включая создание клубной сети киновидеопоказа;

создание развитой сети театральных, концертных, выставочных залов;

использование цифровых коммуникационных технологий для обеспечения доступа граждан к культурным ценностям независимо от места проживания.

Во исполнение нормативно-правовых актов Российской Федерации по обеспечению доступности услуг организаций культуры необходимо руководствоваться единой методикой по определению нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах культуры, что позволит преодолеть диспропорции обеспеченности и создать условия для развития сети организаций культуры.

Под «сетевой единицей» следует понимать организацию культуры независимо от формы собственности, оказывающую услуги в пределах одного здания (помещения), а также ее филиалы либо отделы, оказывающие услуги в отдельно стоящих зданиях, в том числе иных населенных пунктах, либо в помещениях учреждений культуры иных функциональных видов.

2. Условия оптимального размещения видов организаций культуры устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации исходя из полномочий субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере культуры в пределах собственных средств с учетом рекомендуемой нормативной потребности.

3. Расчет нормативной потребности субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) в объектах культуры должен предусматривать:

— вид объекта исходя из его функционального значения, специализации, профиля;

— нормативное значение (количество) сетевых единиц различных функциональных видов организаций культуры, обеспечивающих комплекс услуг в соответствии с полномочиями в сфере культуры органов государственной власти и органов местного самоуправления;

— нормативное значение (численность) населения, для которого должны быть обеспечены услуги организаций культуры (которое должно быть обеспечено услугами организаций культуры);

— показатель территориальной доступности (время в пути до объекта).

При расчете нормативной потребности в строительстве объектов культуры необходимо учитывать их мощность (количество мест на 1 000 чел.). Рекомендуются показатели мощности (количество мест в зале) в театрах, концертных залах и учреждениях культуры клубного типа из расчета количества мест на 1 000 жителей в соответствии с Приложением, которое является неотъемлемой частью данных методических рекомендаций.

При расчете нормативного значения численности населения на сетевую единицу следует использовать метод математического округления к ближайшему целому числу: если первая из отделяемых запятой цифр больше или равна числу 5 вне зависимости от наличия за ней значащих цифр, то последняя из оставляемых цифр увеличивается на единицу. В случае если первая из убираемых цифр меньше чем 5, то увеличение не производится.

4. Условия оптимального размещения объектов культуры должны учитывать:

— существующую обеспеченность населения объектами культуры;

— функциональное многообразие организаций культуры;

— специфику территории, в том числе: культурно-исторические особенности; численность, плотность и демографический состав населения; природно-климатические условия; транспортную инфраструктуру и социально-экономические особенности развития региона;

— прогноз изменения демографического состава населения и бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

— критерии доступности услуг организаций культуры для населения.

Критерии доступности услуг организаций культуры:

— возможность выбора организаций культуры;

— развитие выездных, электронных, дистанционных и иных форм предоставления услуг;

— возможность получения гражданами услуг организаций культуры исходя из уровня их доходов и с учетом установленных льгот;

— сохранение бесплатности для населения основных услуг общедоступных библиотек и занятий любительским искусством;

— полнота, актуальность и достоверность информации о порядке предоставления услуг организациями культуры;

— наличие организаций культуры для детей;

— наличие в организациях культуры условий предоставления услуг людям с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

5. Оптимальное территориальное размещение сетевых единиц организаций культуры может быть достигнуто путем их укрупнения (присоединения) за счет организаций, загруженных менее чем на 50% (за исключением учреждений, расположенных в сельской местности) а также за счет создания организаций, предоставляющих комплексные услуги, в том числе на условиях государственно-частного партнерства.

6. Размещение объектов культуры, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, должно предусматриваться при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов города.

Региональные нормативы градостроительного проектирования устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами регионального и местного значения, а также расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности социальных объектов для населения субъекта Российской Федерации и муниципального образования.

Ст. 29.1, 29.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В целях обеспечения доступности нормативы градостроительного проектирования должны предусматривать размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов культуры в составе жилых зон и отдельно стоящих объектов культуры в составе общественно-деловых и рекреационных зон.

7. Физическая доступность услуг государственных и муниципальных организаций культуры обеспечивается за счет шаговой и транспортной доступности, а также путем информационно-коммуникационных технологий доступа к электронным ресурсам (виртуальным экскурсиям, спектаклям, концертам) и путем организации гастролей.

Порядок обеспечения условий доступности организаций культуры для инвалидов устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.

Ст. 35 Федерального закона от 26.05.1996 N 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации».

II. Нормы и нормативы размещения библиотек

1. В соответствии с законодательством Российской Федерации в основе государственной политики в области библиотечного дела лежит принцип создания условий для всеобщей доступности информации и культурных ценностей, собираемых и предоставляемых в пользование библиотеками.

Ст. 14, 15 Федерального закона от 29.12.1994 N 78-ФЗ «О библиотечном деле».

Государство ответственно перед гражданами за обеспечение условий для общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ, а также сохранение бесплатности для населения основных услуг общедоступных библиотек.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обеспечивают:

— финансирование комплектования и обеспечения сохранности фондов соответственно государственных и муниципальных библиотек;

— реализацию прав граждан на библиотечное обслуживание;

— условия доступности для инвалидов библиотек субъектов Российской Федерации и муниципальных библиотек.

Ст. 12 Федерального закона от 09.10.1992 N 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре».

Органы местного самоуправления не вправе принимать решения и осуществлять действия, которые влекут ухудшение материально-технического обеспечения действующих библиотек, находящихся на бюджетном финансировании, их перевод в помещения, не соответствующие требованиям охраны труда, хранения библиотечных фондов и библиотечного обслуживания.

Ст. 15 Федерального закона от 29.12.1994 N 78-ФЗ «О библиотечном деле».

Рекомендуемые нормы и нормативы размещения библиотек:

Административно-территориальные уровни обеспечения услуг

Наименование организации, осуществляющей услуги/Тип объекта

Обеспеченность тыс. чел. на населенный пункт

Единица измерения (сетевая единица)

Субъект Российской Федерации

Административный центр с населением от 150 тыс. чел.

Транспортная доступность для жителей административного центра в течение 1 часа; для жителей муниципальных образований в течение 1 дня

Библиотека для инвалидов по зрению

Точка доступа к полнотекстовым информационным ресурсам

Универсальная библиотека с отделением для инвалидов по зрению

Административный центр с населением до 150 тыс. чел.

Точка доступа к полнотекстовым информационным ресурсам

Точка доступа к полнотекстовым информационным ресурсам

независимо от количества населения

Административный центр района

Административный центр района

Точка доступа к полнотекстовым информационным ресурсам

Административный центр района

Общедоступная библиотека с детским отделением

Точка доступа к полнотекстовым информационным ресурсам

Общедоступная библиотека с детским отделением

Административный центр сельского поселения

Точка доступа к полнотекстовым информационным ресурсам

Административный центр сельского поселения

Филиал общедоступных библиотек с детским отделением

Также на всех административно-территориальных уровнях, независимо от количества жителей, необходимо размещение точки доступа к полнотекстовым информационным ресурсам (по 1 в каждой сетевой единице).

2. Нормы размещения государственных библиотек субъектов Российской Федерации.

В целях реализации прав граждан на библиотечное обслуживание в каждом субъекте Российской Федерации создаются государственные библиотеки, обеспечивающие потребность в доступе к информации и знаниям на базе универсального комплектования библиотечных фондов, в том числе на основе обязательного экземпляра документов, в соответствии с полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации, к которым относится «организация библиотечного обслуживания населения библиотеками субъекта Российской Федерации, комплектования и обеспечения сохранности их библиотечных фондов».

П. 16 ст. 26.1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

При наличии специализированных фондов для населения молодежного (юношеского) возраста на территории субъекта Российской Федерации правомерно функционирование и создание новых молодежных (юношеских) библиотек, а также молодежных отделений в универсальных библиотеках.

3. Нормы размещения общедоступных муниципальных библиотек осуществляются в рамках полномочий органов местного самоуправления по организации библиотечного обслуживания населения, комплектованию и обеспечению сохранности библиотечных фондов.

Минимально необходимое количество библиотек определяется по следующей формуле:

4. Нормы размещения библиотек в городских округах и городских поселениях.

В городском округе и городском поселении создается общедоступная библиотека, которая наделяется статусом центральной библиотеки и осуществляет функции по обеспечению комплектования, обработки и хранения библиотечных фондов, создания и ведения электронного каталога и специализированных баз данных, методического обеспечения библиотечной деятельности, популяризации литературы и чтения.

В жилых районах городского округа и городского поселения создаются филиалы центральной библиотеки или ее структурные подразделения, осуществляющие функции выдачи документов библиотечного фонда и популяризацию книги и чтения.

Для городского округа с населением менее 20 тыс. чел. к расчету принимается 1 библиотека на 10 тыс. чел.

Минимально необходимое количество библиотек в городском округе определяется по следующей формуле:

БС = (Н : Нн) + (Нд : Ннд),

Для городского округа с населением от 19 999 до 15 000 чел. следует применять коэффициент 1,5 к нормативной потребности в библиотеках.

Для сельских населенных пунктов, входящих в состав городского округа, к расчету принимается 1 библиотека на 1 тыс. чел.

Для городских округов, в состав которых входят сельские населенные пункты, минимально необходимое количество библиотек в городском округе определяется по следующей формуле:

Для городского поселения с численностью населения менее 10 тыс. чел. к расчету принимается сетевая единица на 5 тыс. чел.

Для городского поселения с населением от 9 999 до 7 500 чел. следует применять коэффициент 1,25 к нормативной потребности в библиотеках.

Для городского поселения с численностью населения менее 5 тыс. чел. к расчету принимается сетевая единица на 3 тыс. чел.

5. В городских округах и городских поселениях создается самостоятельная детская библиотека для обслуживания детей дошкольного возраста и учащихся общеобразовательных школ с универсальным фондом документов при условии, если численность детей до 14 лет составляет не менее 10 тыс. чел.

При условии меньшей численности детского населения детская библиотека может действовать в составе общедоступной библиотеки как филиал или структурное подразделение центральной библиотеки.

В городском поселении, которое является административным центром муниципального района, нецелесообразно создавать самостоятельную детскую библиотеку ввиду исключения дублирования функций детской библиотеки, созданной на уровне муниципального района.

Если в состав муниципального района входят городские поселения, не являющиеся административным центром, но имеющие количество детей не менее 10 тыс. чел., то в таких городских поселениях целесообразно создать самостоятельную детскую библиотеку.

Если у населения городского округа или городского поселения есть объективная потребность в создании молодежной библиотеки (ходатайство общественности, инициатива молодежных и образовательных организаций и др.), то собственник (учредитель) имеет право создать молодежную библиотеку или перепрофилировать под данную функцию иную общедоступную библиотеку.

6. Нормы размещения межпоселенческих (районных) библиотек.

В соответствии с полномочиями муниципального района для библиотечного обслуживания населения создается межпоселенческая библиотека с филиалами в сельских поселениях, если иное (самостоятельная библиотека в сельском поселении) не установлено законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального района и сельского поселения в соответствии с частью 3 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Межпоселенческая библиотека выполняет функции координационного и методического центра для библиотек, созданных на территории муниципального района, по организации библиотечного обслуживания населения, в том числе проживающего в населенных пунктах, не имеющих стационарных библиотек; по формированию универсального фонда документов; по ведению сводного электронного каталога, сбора и обработки библиотечной статистики. Ввиду вышеизложенных функций, связанных не только с обслуживанием населения, но и с исполнением специализированных библиотечных операций в интересах всех библиотек муниципального района, а также в соответствии с установленными полномочиями муниципального района, межпоселенческая библиотека создается независимо от количества населения, проживающего в муниципальном районе.

Детская библиотека на уровне муниципального района создается в целях повышения качества обслуживания детей, формирования специализированного фонда и методического обеспечения библиотек, обслуживающих детей.

На базе межпоселенческой библиотеки может быть сформирована централизованная библиотечная система, объединяющая библиотеки сельских поселений.

7. Нормы размещения библиотек в сельских поселениях.

Общедоступная библиотека сельского поселения, имеющая статус центральной, располагается в административном центре сельского поселения.

Для обслуживания жителей сельских поселений библиотека создается исходя из расчета 1 сетевая единица на 1 тыс. жителей, независимо от количества населенных пунктов, входящих в состав сельского поселения.

Организационная структура библиотечного обслуживания сельских населенных пунктов должна предусматривать в административном центре сельского поселения общедоступную библиотеку с детским отделением, либо, при условии передачи полномочий по библиотечному обслуживанию на уровень муниципального района, филиал межпоселенческой библиотеки с детским отделением.

Центральная библиотека сельского поселения (либо межпоселенческая библиотека) организует работу филиала на базе специализированного помещения или пункт книговыдачи на базе приспособленного помещения, в котором могут проводиться мероприятия по популяризации книги и чтения.

Филиалы общедоступной библиотеки, либо пункты книговыдачи (по потребности) могут размещаться в сельских населенных пунктах, входящих в состав городского округа (или городского поселения). Филиалы, или структурные подразделения центральной библиотеки, могут размещаться как в отдельно стоящих зданиях, так и во встроенных помещениях, либо в помещениях иных учреждений культуры, находящихся на территории жилого района и принимаются к расчету в качестве сетевых единиц.

Минимально необходимое количество библиотек в сельском поселении определяется по следующей формуле:

Органы местного самоуправления сельских поселений имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для организации библиотечного обслуживания в порядке, предусмотренном решением представительного органа муниципального образования (Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Решение о реорганизации или ликвидации муниципальной библиотеки, расположенной в сельском поселении, может быть принято только с учетом результатов опроса жителей данного сельского поселения.

Ст. 23 Федерального закона от 29.12.1994 N 78-ФЗ «О библиотечном деле».

8. Условия доступности для инвалидов библиотек и библиотечного обслуживания обеспечиваются в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов. Слепые, слабовидящие имеют право на библиотечное обслуживание и получение экземпляров документов в специальных доступных форматах на различных носителях информации в специальных государственных библиотеках и других общедоступных библиотеках. В целях обеспечения доступности библиотечных услуг для инвалидов по зрению следует предусматривать зоны обслуживания в учреждениях и на предприятиях, где учатся и работают инвалиды по зрению, лечебных и реабилитационных учреждениях.

П. 2 ст. 8 Федерального закона от 29.12.1994 N 78-ФЗ «О библиотечном деле».

Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 N 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики».

Для организации точки доступа к полнотекстовым информационным ресурсам в библиотеке оборудуется место с выходом в сеть Интернет и предоставлением доступа к оцифрованным полнотекстовым информационным ресурсам, на право пользования которыми библиотека заключает договоры (соглашения) с собственниками этих ресурсов.

К полнотекстовым информационным ресурсам, доступ к которым библиотека получает бесплатно, относятся:

— фонды Национальной электронной библиотеки, которая объединяет фонды публичных библиотек России федерального, регионального, муниципального уровня, библиотек научных и образовательных учреждений, а также правообладателей. НЭБ включает: каталог всех хранящихся в фондах российских библиотек изданий; централизованный, ежедневно пополняемый архив оцифрованных изданий, как открытого доступа, так и ограниченных авторским правом;

— фонды Президентской библиотеки.

При определении нормативной потребности в библиотечном обслуживании населения необходимо рассматривать транспортную и шаговую доступность:

— в зависимости от сложности рельефа и наличия выделенной для пешеходов дорожно-тропиночной сети следует применять коэффициент от 1,75 до 5 к нормативной потребности в библиотеках в сельских поселениях (без учета административного центра) и сельских населенных пунктах, входящих в состав городских округов (без учета городского населения).

— в зависимости от сложности рельефа и наличия регулярного транспортного сообщения следует применять коэффициент от 1,25 до 5 к нормативной потребности в библиотеках в сельских поселениях (без учета административного центра) и сельских населенных пунктах, входящих в состав городских округов (без учета городского населения).

III. Нормы и нормативы размещения музеев

1. Нормы и нормативы размещения музеев в зависимости от наличия предметов и коллекций, которые отнесены (или могут быть отнесены) к государственной или негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации в целях хранения, сохранности и популяризации культурного наследия.

Рекомендуемые нормы и нормативы оптимального размещения музеев:

Административно-территориальные уровни обеспечения услуг

Наименование организации, осуществляющей услуги / Тип объекта

Обеспеченность тыс. чел. на населенный пункт

Единица измерения (сетевая единица)

Субъект Российской Федерации

Административный центр с населением от 1 млн. чел.

Административный центр с населением от 500 тыс. до 1 млн. чел.

Административный центр с населением от 150 до 500 тыс. чел.

Административный центр с населением до 150 тыс. чел.

Независимо от количества населения

Независимо от количества населения

Независимо от количества населения

Независимо от количества населения

2. За сетевую единицу принимаются музеи, являющиеся юридическими лицами, а также музеи-филиалы без образования юридического лица и территориально обособленные экспозиционные отделы музеев независимо от формы собственности (ведомственные, частные) при условии, если их фонды вошли в государственную или негосударственную часть музейного Фонда Российской Федерации.

К расчету сетевых единиц принимаются музеи, являющиеся юридическими лицами, а также музеи-филиалы без образования юридического лица и территориально обособленные экспозиционные отделы музеев независимо от формы собственности.

Минимально необходимое количество музеев для различных муниципальных образований и субъектов Российской Федерации определяется по следующей формуле:

Для учета транспортной и шаговой доступности следует применять коэффициент от 1,25 до 1,5.

Экспозиционные отделы, расположенные на общих участках с головным музеем (например, в пределах одного музеефицированного кремля, монастыря, усадьбы), рассматриваются как необособленные и не считаются отдельной сетевой единицей, кроме случаев, когда они принадлежат различным дирекциям.

Объектом деятельности краеведческого музея является документация и презентация исторического, природного и культурного развития определенного населенного пункта или географического региона. Основными фондами такого музея являются связанные с историей региона экспонаты, в числе которых могут быть, например, археологические находки; произведения искусства или ремесла; документы и изобразительные материалы, фиксирующие исторические события местности; предметы быта; мемориальные предметы, связанные со знаменитыми земляками; материалы, отражающие экономическое и техническое развитие региона.

Российская музейная энциклопедия, http://www.museum.ru/rme/sci_kray.asp.

3. Порядок создания, реорганизации и ликвидации государственных музеев, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Ст. 29 Федерального закона от 26.05.1996 N 54-ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации».

Решения об управлении музейными предметами и музейными коллекциями, находящимися в государственной собственности субъектов Российской Федерации, принимаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на которые возложено государственное регулирование в области культуры.

Ст. 16, Федерального закона от 26.05.1996 N 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации».

4. Органы местного самоуправления имеют право на создание музеев.

П. 1.1 ст. 14.1; п. 1.1 ст. 15.1; п. 1.1 ст. 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В муниципальном образовании музеи создаются при наличии музейных предметов и коллекций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации независимо от количества населения.

В муниципальных образованиях, в целях оптимизации затрат на содержание административно-управленческого аппарата и персонала научных работников, могут быть созданы филиалы, или структурные подразделения государственных музеев, оказывающие услуги в отдельно стоящих зданиях либо в помещениях учреждений культуры иных функциональных видов, либо в помещениях иных населенных пунктов, которые должны учитываться в качестве сетевой единицы муниципального образования, так как они обслуживают местное население.

В муниципальном районе может быть организовано несколько музеев в зависимости от состава и объема фондов. Районные музеи могут иметь филиалы или структурные подразделения в населенных пунктах сельских поселений. Филиалы районного музея в сельских поселениях принимаются к расчету в качестве сетевой единицы.

5. Органы местного самоуправления сельских поселений имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для создания музеев в порядке, предусмотренном решением представительного органа муниципального образования. При условии наличия музейного фонда и достаточности местного бюджета по решению органа местного самоуправления может быть создан краеведческий музей, а также тематические музеи, посвященные памятным историческим событиям, мемориальные музеи, технические музеи, музеи народной культуры. Художественные коллекции могут входить в состав краеведческого музея или на их основе может быть создан художественный музей (галерея). Самостоятельные художественные музеи муниципальных образований должны приниматься к учету как сетевая единица тематического музея.

6. Определение предельно допустимых антропогенных нагрузок на объекты культурного наследия, в которых размещены музеи, осуществляется на основе разработанных Министерством культуры Российской Федерации Методических рекомендаций «По разработке нормативов посещаемости музеев-заповедников в зависимости от их возможностей по приему посетителей», направленных на повышение эффективности работы по обеспечению сохранения и презентации культурного и природного наследия.

IV. Нормы размещения театров

1. Нормы и нормативы размещения театров устанавливаются с учетом потребностей населения в жанрах театрального искусства, в том числе возрастных особенностей зрительской аудитории.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10.06.2011 N 1019-р «О Концепции театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года».

Рекомендуемые нормы и нормативы оптимального размещения театров:

Административно-территориальные уровни обеспечения услуг

Наименование организации, осуществляющей услуги / Тип объекта

Обеспеченность тыс. чел. на населенный пункт

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *