что такое сфера услуг и какие отрасли ее образуют кратко
§ 26. Сфера услуг: структура и особенности размещения
1. Проверим себя.
1. Что такое услуга и какие виды деятельности включает сфера услуг?
Услугой является действие, направленное на удовлетворение разнообразных материальных и духовных потребностей человека.
Состав сферы услуг: транспорт и связь, торговля, финансовая деятельность, образование и наука, услуги гостиниц и ресторанов, здравоохранение, государственное управление, туризм, коммунальные услуги, социальные услуги.
2. В чём заключаются основные отличия продукции сферы услуг от продукции материального производства?
Продукция материальные производства – это «реальные» товары и продукция, которую можно потрогать. А продукции сферы услуг она неосязаемая.
3. Какие виды деятельности являются ведущими в структуре сферы услуг и почему?
Транспорт и связь, торговля, финансовая деятельность.
4. Какова главная особенность размещения видов деятельности сферы услуг?
Предприятия сферы услуг стремятся приблизиться к потребителю, чтобы ему было удобно получать ту или иную услугу.
5. В каких странах и почему сфера услуг получила наибольшее развитие?
Наибольшее развитие сфера услуг получила в экономически развитых странах, потому что таких странах есть деньги у населения для покупки услуг, и есть квалифицированные специалисты для оказания услуг.
2. От теории к практике.
Перечислите виды своих действий, которые необходимо будет совершить, оказывая следующие услуги: транспортные перевозки пассажиров, парикмахерские услуги, услуги по ремонту обуви, гостиничные услуги, ресторанные услуги. Продукцию каких видов промышленной деятельности вы будете использовать для оказания этих услуг?
Услуги | Действия | Продукция для оказания услуг |
Нужно получить разрешение, купить транспортное средство, нанять водителя, сделать рекламу для маршрута перевозки, и отвезти людей к пункту назначения | автомобили | |
парикмахерские услуги | Получить разрешение на осуществление деятельности, найти помещение для оказания услуги, купить необходимые инструменты и оборудования, нанять парикмахеров, сделать рекламу | Ножницы и прочие парикмахерские инструменты, шампунь и другие средства для волос |
Получить разрешение на работу, найти помещение, купить необходимое оборудование, найти работников, сделать рекламу | Кожа, набойки, прочие материалы и оборудование доя ремонта обуви | |
гостиничные услуги | Получить разрешение на оказание услуг, найти здание и оборудовать его, нанять рабочих, седлать рекламу | Строительные материалы, бытовая химия |
ресторанные услуги | Получить разрешение, найти помещение, закупить необходимое оборудование, нанять рабочих, сделать рекламу | Продукция пищевой промышленности и сельского хозяйства |
3. Обсудим.
Как вы считаете, какие виды услуг могут быть автоматизированы, а в оказании каких услуг ещё долго будет задействован человек?
Например, можно легко автоматизировать действия в сфере торговли, предоставления гостиничных услуг (горничные, ресепшен), то есть те виды деятельности, которые требуют механической работы. Еще долго в образовании и науки, государственном управлении, туризме будет задействован человек.
Сфера обслуживания
Полезное
Смотреть что такое «Сфера обслуживания» в других словарях:
сфера обслуживания — СФЕРА, ы, ж. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Сфера обслуживания — … Википедия
СФЕРА ОБСЛУЖИВАНИЯ — совокупность отраслей хозяйства, продукция которых выступает в виде услуг … Большой экономический словарь
Сфера обслуживания населения — совокупность предприятий, организаций и физических лиц, оказывающих услуги населению. Источник: Услуги населению. Термины и определения. ГОСТ Р 50646 94 (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 21.02.1994 N 34) … Официальная терминология
Сфера обслуживания населения — совокупность предприятий, организаций и физических лиц, оказывающих услуги населению … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия
сфера обслуживания населения — 4 сфера обслуживания населения : Совокупность предприятий, организаций и физических лиц, оказывающих услуги населению. Источник: ГОСТ 30335 95: Услуги населению. Термины и определения оригинал документа … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Человек (сфера обслуживания) — Имена существительные ГИД, экскурсово/д. Тот, кто сопровождает туристов и показывает им достопримечательности страны, города и т.п. ДВОРЕ/ЦКИЙ, мажордо/м. Управитель дома. КУРЬЕ/Р, посы/льный, рассы/льный. Служащий… … Словарь синонимов русского языка
СФЕРА — СФЕРА, ы, жен. 1. Область, пределы распространения чего н. С. деятельности. С. влияния. 2. Среда, общественное окружение. В своей сфере. Высшие сферы (о правящих, аристократических кругах). 3. Замкнутая поверхность, все точки к рой равно удалены… … Толковый словарь Ожегова
Сфера (область действия) — Сфера (от греч. spháira шар), 1) замкнутая поверхность. 2) Область действия, пределы распространения чего либо (например, сфера действия тяготения). 3) Обстановка, среда, общественное окружение. См. также Сфера материального производства, Сфера… … Большая советская энциклопедия
Сфера услуг — область экономики, занимающаяся предоставлением различного рода услуг физическим и юридическим лицам. Обычно в сферу услуг включают культуру, образование, здравоохранение, бытовое обслуживание. По английски: Service sector Синонимы: Сфера… … Финансовый словарь
СФЕРА УСЛУГ
Смотреть что такое «СФЕРА УСЛУГ» в других словарях:
Сфера услуг — Сфера услуг часть экономики, которая включает в себя все виды коммерческих и некоммерческих услуг; сводная обобщающая категория, включающая воспроизводство разнообразных видов услуг, оказываемых предприятиями, организациями, а также… … Википедия
Сфера услуг — область экономики, занимающаяся предоставлением различного рода услуг физическим и юридическим лицам. Обычно в сферу услуг включают культуру, образование, здравоохранение, бытовое обслуживание. По английски: Service sector Синонимы: Сфера… … Финансовый словарь
СФЕРА УСЛУГ — сфера экономики, где производятся блага, полезный эффект которых проявляется в самом процессе их создания. Производство экономических (ограниченных) благ делится на две сферы сферу материального производства и С.у. В первой сфере потребление… … Юридическая энциклопедия
сфера услуг — Сфера хозяйства, занимающаяся удовлетворением потребностей населения в услугах разного рода. Syn.: обслуживающие отрасли … Словарь по географии
Сфера услуг — СФЕРА, ы, ж. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
СФЕРА УСЛУГ — система отраслей народного хозяйства, продукты, потребительная стоимость которых выражается в предоставлении удобств. В С.у. труд не материализуется в вещах. Процесс производства услуг, как правило, совпадает с их потреблением. Различают: С.у.… … Большой экономический словарь
СФЕРА УСЛУГ — совокупность отраслей экономики, предоставляющих услуги населению; в сферу услуг принято включать культуру, образование, здравоохранение, бытовое обслуживание … Профессиональное образование. Словарь
СФЕРА УСЛУГ — ( ervice indu trie ) отрасли экономики страны, специализирующиеся на оказании коммерческих, профессиональных и потребительских услуг. По мере развития материального производства и повышения производительности труда у общества возникает… … Внешнеэкономический толковый словарь
СФЕРА УСЛУГ — – оказание материальных и нематериальных услуг различными отраслями народного хозяйства … Краткий словарь экономиста
сфера услуг — совокупность отраслей экономики, предоставляющих услуги населению. В сферу услуг принято включать культуру, образование, здравоохранение, бытовое обслуживание … Словарь экономических терминов
СФЕРА УСЛУГ
СФЕРА УСЛУГ (service) – сфера экономики, где производятся блага, полезный эффект которых проявляется в самом процессе их создания.
Производство экономических (ограниченных) благ делится на две сферы – сферу материального производства и сферу услуг. В первой сфере потребление созданного блага отделено от его производства, во второй – совмещено.
Например, труд по производству буханки хлеба сам по себе не удовлетворяет каких-либо потребностей человека (за исключением потребности в труде), потребление хлеба будет происходить позже и в другом месте; зато чтение преподавателем лекции сразу же удовлетворяет потребность слушателей в знаниях.
Вплоть до 20 в. сфера услуг вообще исключалась из сферы производства. Так, знаменитый английский экономист Адам Смит прямо указывал, что богатство общества зависит лишь от производительного труда – работы по созданию материальных благ. К непроизводительным занятиям, когда ничего не производится, а лишь потребляется ранее созданное общественное богатство, он относил услуги таких профессий, как «священники, юристы, врачи, писатели. актеры, паяцы, музыканты, оперные певцы, танцовщики и пр.» (Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Т. 1. М., 1935. С. 279). Эта точка зрения о непроизводительности сферы услуг была воспринята марксистской политэкономией, а затем и советской статистикой.
В развитых странах уже в 19 в. начали понимать, что сфера услуг хотя и не производит непосредственно материальных благ, однако создает основополагающие условия для этого производства. Поэтому в современной статистике (включая российскую) сфера услуг (третичный сектор) рассматривается как полноценная часть производства, равнозначная сельскому хозяйству (первичный сектор) и промышленности (вторичный сектор).
Структура сферы услуг.
В зависимости от того, в чем именно проявляются услуги, сферу сервиса чаще всего условно подразделяют на два подсектора:
производство материальных услуг (транспорт, торговля, жилищно-бытовое обслуживание и прочее.);
производство нематериальных услуг (управление, деятельность армии и органов безопасности, образование, здравоохранение, наука, искусство, шоу-бизнес, социальное обслуживание, маркетинг, аудит, кредитование, страхование и т.п.).
Производство материальных услуг неотрывно связано с материальными объектами: транспорт изменяет положение предметов в пространстве, торговля – их принадлежность кому-либо и т.д. В отличие от него производство нематериальных услуг (знаний, безопасности, здоровья, положительных эмоций) гораздо сильнее оторвано от материальных объектов. Здесь объектом воздействия становятся не другие вещи, а непосредственно человек.
Впрочем, это противопоставление материального/нематериального очень относительно: скажем, в торговле продавать можно нематериальные услуги (как это происходит, например, при покупке билета в кинотеатр), а здравоохранение невозможно без использования вполне материальной аппаратуры. Многие конкретные виды сервиса соединяют сразу оба подсектора: например, туризм включает и транспортные услуги, и образование (экскурсионное обслуживание). Поэтому до сих пор среди специалистов нет единства по поводу того, каков же отраслевой состав сферы услуг. Например, транспорт одни причисляют к сфере услуг, а другие считают нужным рассматривать как особую сферу экономики, равнозначную сельскому хозяйству, промышленности и собственно сфере услуг.
Наряду с традиционным делением сферы услуг на подсектора материального/нематериального производства встречаются и другие классификации.
В частности, чтобы подчеркнуть огромное значение в эпоху НТР производства и распространения знаний, науку и образование стали выделять в особый четвертичный сектор, отдельный от третичного (прочие услуги).
В литературе можно также встретить деление сферы услуг на три сектора:
третичный – инфраструктурный (транспорт, связь, передача электричества и тепла);
четвертичный – распределительно-обменный (торговля, страхование, финансы);
пятиричный – социально-управленческий (управление, наука, образование, здравоохранение, искусство).
Оригинальный подход к структуризации сферы услуг выдвинул американский экономист-институционалист Дуглас Норт. Чтобы подчеркнуть большую роль институтов в жизни общества, он предложил выделять в экономике как целом трансформационный сектор (изменение физических характеристик экономических благ) и трансакционный сектор (изменение чисто социальных характеристик – принадлежности экономических благ кому-либо). При таком подходе часть сферы услуг входит в трансформационный сектор (транспорт, образование), а часть – в трансакционный (торговля, управление, финансы).
Эволюция сферы услуг.
Сфера услуг как особый вид экономической деятельности появилась на самых ранних этапах развития человечества. Ее развитие определялось прогрессом материального производства – возможностью для общества содержать людей, которые непосредственно не производят материальных благ.
Ранее всего возникает специализация административной деятельности (вожди в первобытном обществе, управленческий аппарат обществ с государственной организацией), производства социальных услуг служителями культа (шаманы и священники) и производства услуг по защите прав собственности (профессиональная армия, судьи). По мере развития общества выделялись все новые и новые сферы услуг. Уже в античном обществе существовал широчайший спектр сервисных видов деятельности, почти полностью совпадающий с современным – транспорт, торговля, наука, здравоохранение, образование, финансы, искусство, шоу-бизнес и т.д. Лишь в 19–20 вв. к ним добавились немногие относительно новые виды – связь, некоторые виды маркетинга, аудит.
Таблица 1. СТРУКТУРА ЗАНЯТОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНОГО НАСЕЛЕНИЯ ПО ОСНОВНЫМ СЕКТОРАМ ЭКОНОМИКИ, в % | |||
Годы | |||
В сельском хозяйстве | В промышленности | В сфере услуг | |
ВЕСЬ МИР | |||
1900 | 66,3 | 13,7 | 20,0 |
1950 | 58,2 | 16,4 | 25,4 |
2000 | 33,3 | 18,1 | 48.6 |
РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ | |||
1900 | 30,9 | 20,0 | 43,1 |
1950 | 13,1 | 39,8 | 58,1 |
2000 | 3,6 | 26,3 | 70,7 |
РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ | |||
1900 | 81,1 | 1,1 | 11,8 |
1950 | 77,0 | 9,1 | 13,9 |
2000 | 40,7 | 16,0 | 43,3 |
РОССИЯ | |||
1900 | 58,6 | 27,4 | 13,8 |
1950 | 36,7 | 36,8 | 26,5 |
2000 | 13,1 | 30,0 | 56,9 |
Вплоть до середины 20 в. сфера услуг считалась относительно второстепенной экономической деятельностью. Хотя она охватывала весьма значительную долю работников (см. Табл. 1), но это были в основном работники с более низким уровнем квалификации (особенно, в сфере торговли – самой большой отрасли сервиса). Именно из-за невысокой роли сферы услуг в экономике с 18 в. до середины 20 в. (а в нашей стране – до конца советской эпохи) считалось, что работа в этой сфере вообще не увеличивает общественное богатство.
Перелом произошел в эпоху НТР. Не случайно многие обществоведы называют зарождающееся постиндустриальное общество сервисным. Если ранее степень развития сферы услуг зависела от успехов материального производства, то теперь, наоборот, материальное производство зависит от развития сервиса. Скажем, выпуск нового вида любого материального товара требует предварительных маркетинговых исследований и рекламной компании. Изобретение новых, наукоемких товаров невозможно без участия научных работников и подготовки системой образования высококвалифицированных специалистов. Именно отрасли сферы услуг (наука, образование, Интернет-торговля и т.д.) стали главными направлениями научно-технического прогресса.
Дифференциация стран современного мира по степени развития сферы сервиса.
В современных развитых странах сервисная занятость (порядка 70% всех работников) заметно преобладает над занятостью в других сферах экономики вместе взятых (см. Табл. 1). Поэтому одним из критериев развертывания НТР является абсолютное доминирование занятости в сфере услуг над занятостью в материальном производстве.
Резкий рост сферы услуг наблюдается во второй половине 20 в. не только в развитых, но и в развивающихся странах. Однако структура сервисной занятости в странах догоняющего развития принципиально отличается от ситуации в развитых странах. В Западной Европе, Северной Америке и Японии высока доля сервисной занятости, связанной с наукоемкими видами деятельности, порожденными становлением постиндустриального общества. В странах же «третьего мира» (Азия, Африка, Латинская Америка) наблюдается расширение главным образом традиционных, не-наукоемких видов сервисной деятельности (лоточная торговля, работа прачечных и парикмахерских, транспортные перевозки и т.д.) Их развитие связано не с зарождением постиндустриального общества, а с отсутствием в промышленном производстве спроса на малоквалифицированный труд. Значительная часть этой традиционной сферы услуг попадает в неформальный сектор экономики – производство товаров и услуг мелкими производителями без официальной регистрации.
Что же касается производства современных, наукоемких услуг (скажем, предоставления провайдерами доступа к Интернету), то здесь страны «третьего мира» резко отстают от развитых (Табл. 2). По словам американского социолога Мануэля Кастельса, современный мир раскалывается на «Интернет-имущих» (тех, кто имеет доступ к современным средствам информационных коммуникаций) и «Интернет-неимущих» (тех, кто этого доступа лишен).
Таблица 2. ОТСТАВАНИЕ СТРАН ДОГОНЯЮЩЕГО РАЗВИТИЯ ПО СТЕПЕНИ ДОСТУПА К УСЛУГАМ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОММУНИКАЦИЙ | |
РЕГИОНЫ МИРА | Доля общего числа пользователей Интернет, % |
Северная Америка | 42,6 |
Западная Европа | 23,8 |
Азия | 20,6 |
Восточная Европа | 4,7 |
Африка | 0,6 |
Современная Россия по степени развития сферы услуг занимает промежуточное положение между развитыми и развивающимися странами. С одной стороны, в 1990-е в крупных городах (особенно, в Москве и Санкт-Петербурге) наблюдается стремительное приближение к западным стандартам развития сервиса. С другой стороны, в российской «глубинке» сфера услуг развивается в формах, более близких к странам «третьего мира» – (неформальная организация бизнеса, широкое использование малоквалифицированного труда, нехватка наукоемких услуг).
Жильцов Е.Н., Казаков В.Н., Восколович Н.А. Экономика сферы платных услуг. Казань, 1996
Демидова Л.С. Сфера услуг в постиндустриальной экономике. – Мировая экономика и международные отношения. 1999, № 2
Сфера услуг: проблемы и перспективы развития. Тт. 1–3. Под ред. Ю.В.Свириденко. М., 2001
Кликич Л.М. Экономика сферы услуг: проблемы методологии и анализ. Уфа: БПАУ, 2004
СФЕРА УСЛУГ
СФЕРА УСЛУГ — сфера экономики, где производятся блага, полезный эффект которых проявляется в самом процессе их создания. Производство экономических (ограниченных) благ делится на две сферы — сферу материального производства и С.у. В первой сфере потребление созданного блага отделено от его производства, во второй — совмещено. Например, труд по производству буханки хлеба сам по себе не удовлетворяет каких-либо потребностей человека (за исключением потребности в труде), потребление хлеба будет происходить позже и в другом месте; зато чтение преподавателем лекции сразу же удовлетворяет потребность слушателей в знаниях. Вплоть до 20 в. С.у. вообще исключалась из сферы производства. Так, Адам Смит прямо указывал, что богатство общества зависит лишь от производительного труда — работы по созданию материальных благ. К непроизводительным занятиям, когда ничего не производится, а лишь потребляется ранее созданное общественное богатство, он относил услуги таких профессий, как «священники, юристы, врачи, писатели. актеры, паяцы, музыканты, оперные певцы, танцовщики и пр.» Эта точка зрения о непроизводительности С.у. была воспринята марксистской политэкономией, а затем и советской статистикой. В развитых странах уже в 19 в. начали понимать, что С.у. хотя и не производит непосредственно материальных благ, однако создает основополагающие условия для этого производства. Поэтому в современной статистике (включая российскую) С.у. (третичный сектор) рассматривается как полноценная часть производства, равнозначная сельскому хозяйству (первичный сектор) и промышленности (вторичный сектор). В зависимости от того, в чем именно проявляются услуги, сферу сервиса чаще всего условно подразделяют на два подсектора: производство материальных услуг (транспорт, торговля, жилищно-бытовое обслуживание и пр.); производство нематериальных услуг (управление, деятельность армии и органов безопасности, образование, здравоохранение, наука, искусство, шоу-бизнес, социальное обслуживание, маркетинг, аудит, кредитование, страхование и т.п.). Противопоставление материального/нематериального очень относительно: скажем, в торговле продавать можно нематериальные услуги (как это происходит, например, при покупке билета в кинотеатр), а здравоохранение невозможно без использования вполне материальной аппаратуры. Многие конкретные виды сервиса соединяют сразу оба подсектора: например, туризм включает и транспортные услуги, и образование (экскурсионное обслуживание). С.у. как особый вид экономической деятельности появилась на самых ранних этапах развития человечества. Ее развитие определялось прогрессом материального производства — возможностью для общества содержать людей, которые непосредственно не производят материальных благ. Ранее всего возникает специализация административной деятельности (вожди в первобытном обществе, управленческий аппарат обществ с государственной организацией), производства социальных услуг служителями культа (шаманы и священники) и производства услуг по защите прав собственности (профессиональная армия, судьи). По мере развития общества выделялись все новые и новые сферы услуг. Уже в античном обществе существовал широчайший спектр сервисных видов деятельности, почти полностью совпадающий с современным — транспорт, торговля, наука, здравоохранение, образование, финансы, искусство, шоу-бизнес и т.д. Лишь в 19-20 вв. к ним добавились немногие относительно новые виды — связь, некоторые виды маркетинга, аудит. Вплоть до середины 20 в. С.у. считалась относительно второстепенной экономической деятельностью. Хотя она охватывала весьма значительную долю работников, но это были в основном работники с более низким уровнем квалификации (особенно, в сфере торговли — самой большой отрасли сервиса). Именно из-за невысокой роли С.у. в экономике с 18 в. до середины 20 в. (а в нашей стране — до конца советской эпохи) считалось, что работа в этой сфере вообще не увеличивает общественное богатство. Перелом произошел в эпоху НТР. Не случайно многие обществоведы называют зарождающееся постиндустриальное общество сервисным. Если ранее степень развития сферы услуг зависела от успехов материального производства, то теперь, наоборот, материальное производство зависит от развития сервиса. Скажем, выпуск нового вида любого материального товара требует предварительных маркетинговых исследований и рекламной кампании. Изобретение новых, наукоемких товаров невозможно без участия научных работников и подготовки системой образования высококвалифицированных специалистов. Именно отрасли С.у. (наука, образование, интернет-торговля и т.д.) стали главными направлениями научно-технического прогресса. В современных развитых странах занятость в С.у. (порядка 70% всех работников) заметно преобладает над занятостью в других сферах экономики вместе взятых. Поэтому одним из критериев развертывания НТР является абсолютное доминирование занятости в С.у. над занятостью в материальном производстве. Резкий рост С.у. наблюдается во второй половине 20 в. не только в развитых, но и в развивающихся странах. Однако структура сервисной занятости в странах догоняющего развития принципиально отличается от ситуации в развитых странах. В Западной Европе, Северной Америке и Японии высока доля сервисной занятости, связанной с наукоемкими видами деятельности, порожденными становлением постиндустриального общества. В странах же «третьего мира» (Азия, Африка, Латинская Америка) наблюдается расширение главным образом традиционных, не наукоемких видов сервисной деятельности (лоточная торговля, работа прачечных и парикмахерских, транспортные перевозки и т.д.) Их развитие связано не с зарождением постиндустриального общества, а с отсутствием в промышленном производстве спроса на малоквалифицированный труд. Значительная часть этой традиционной сферы услуг попадает в неформальный сектор экономики — производство товаров и услуг мелкими производителями без официальной регистрации. Современная Россия по степени развития С.у. занимает промежуточное положение между развитыми и развивающимися странами. С одной стороны, в 1990-е в крупных городах (особенно, в Москве и Санкт-Петербурге) наблюдается стремительное приближение к западным стандартам развития сервиса. С другой стороны, в российской «глубинке» С.у. развивается в формах, более близких к странам «третьего мира» — (неформальная организация бизнеса, широкое использование малоквалифицированного труда, нехватка наукоемких услуг).
Полезное
Смотреть что такое «СФЕРА УСЛУГ» в других словарях:
Сфера услуг — Сфера услуг часть экономики, которая включает в себя все виды коммерческих и некоммерческих услуг; сводная обобщающая категория, включающая воспроизводство разнообразных видов услуг, оказываемых предприятиями, организациями, а также… … Википедия
Сфера услуг — область экономики, занимающаяся предоставлением различного рода услуг физическим и юридическим лицам. Обычно в сферу услуг включают культуру, образование, здравоохранение, бытовое обслуживание. По английски: Service sector Синонимы: Сфера… … Финансовый словарь
СФЕРА УСЛУГ — (service industry) Сектор экономики, который предоставляет услуги. Они могут быть обращены к индивидуальному потребителю. К таким услугам, например, относятся медицинские или развлекательные. Услуги по архитектурному проектированию, компьютерному … Экономический словарь
сфера услуг — Сфера хозяйства, занимающаяся удовлетворением потребностей населения в услугах разного рода. Syn.: обслуживающие отрасли … Словарь по географии
Сфера услуг — СФЕРА, ы, ж. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
СФЕРА УСЛУГ — система отраслей народного хозяйства, продукты, потребительная стоимость которых выражается в предоставлении удобств. В С.у. труд не материализуется в вещах. Процесс производства услуг, как правило, совпадает с их потреблением. Различают: С.у.… … Большой экономический словарь
СФЕРА УСЛУГ — совокупность отраслей экономики, предоставляющих услуги населению; в сферу услуг принято включать культуру, образование, здравоохранение, бытовое обслуживание … Профессиональное образование. Словарь
СФЕРА УСЛУГ — ( ervice indu trie ) отрасли экономики страны, специализирующиеся на оказании коммерческих, профессиональных и потребительских услуг. По мере развития материального производства и повышения производительности труда у общества возникает… … Внешнеэкономический толковый словарь
СФЕРА УСЛУГ — – оказание материальных и нематериальных услуг различными отраслями народного хозяйства … Краткий словарь экономиста
сфера услуг — совокупность отраслей экономики, предоставляющих услуги населению. В сферу услуг принято включать культуру, образование, здравоохранение, бытовое обслуживание … Словарь экономических терминов